Объект исследования: коллектив продавцов-консультантов и кассиров магазина электроники и бытовой техники «РБТ» общей численностью 21 человек – мужчины и женщины с высшим и средне-специальным образованием.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования групповой сплоченности малых групп 6
1.1 Малая группа как социально-психологическое явление 6
1.2 Сплоченность и её виды. Модели групповой сплоченности 10
1.3 Факторы, влияющие на формирование сплоченности малой группы и последствия групповой сплоченности 16
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Эмпирическое исследование условий формирования сплоченности в малой группе 19
2.1 Программа исследования 19
2.2 Анализ данных эмпирического исследования 21
2.3 Рекомендации по формированию групповой сплоченности 32
Выводы по главе 2 33
Заключение 35
Библиографический список 37
Одной из главных проблем в социальной психологии являются межличностные отношения – закономерности их становления, развития и функционирования. Но она еще недостаточно исследована, так как ею стали заниматься сравнительно недавно. В настоящее время эта проблема является актуальной, так как в современном обществе все больше появляется разнообразных малых групп, которые существуют в различных условиях. Малая группа формируется в социально-психологическом отношении не с неосознанного объединения людей, а с их сплочения в общность, которая влияет на каждого своего представителя. Для лучшего понимания того, как группа воздействует на своих членов, были проведены исследования процессов групповой сплоченности и межличностной совместимости, которые играют немаловажную роль в формировании и функционировании малой группы.
Отличительной особенностью их является то, что первое характеризуется степенью приверженности к группе её членов, а второе – согласованностью действий её членов в условиях совместной деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых накоплен довольно большой теоретический и эмпирический материал изучения групповой сплоченности и межличностной совместимости. Проблема групповой сплоченности исследовалась Л.В. Петровским, Т.А. Павловой, М. А. Паскарь, Л.А. Протасовой, Е. А. Пырьевым, И.А. Саматовойи др.
На основе теоретического анализа проблемы нами было проведено эмпирическое исследование, гипотезой которого послужило предположение о существовании взаимосвязи между социальными представлениями о сплоченности и свойствами личности и пола отдельно взятого испытуемого, и последующее применение полученных научных знаний в работе.
Объект исследования – малые группы.
Предмет изучения – групповая сплоченность.
Цель данного исследования заключается в анализе групповой сплоченности и ее формирования на примере малых групп.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать малую группу как социально-психологическое явление.
2. Исследовать сплоченность и её виды, рассмотреть модели групповой сплоченности.
3. Выявить факторы, влияющие на формирование сплоченности малой группы и последствия групповой сплоченности.
4. Провести эмпирическое исследование условий и факторов формирования сплоченности в малой группе.
5. Разработать рекомендации по формированию групповой сплоченности малой группы.
Методы исследования:
1. изучение и анализ научно-методической литературы,
2. Анкетирование: анкета на выявление социальных представлений о сплоченности группы.
3. Диагностика по методике К.Э. Сишора – опросник для определения индекса групповой сплоченности состоит из вопросов с 5 вариантами ответа на каждый.
4. Диагностика по методике ЦОЕ Р.С. Немова.
5. Социометрия.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Список литературы содержит 18 наименований.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М: Аспект Пресс, 2019. – 375 с.
2. Браун, Р. Социальная психология / Р. Браун. – М. : Интио, 1994. – 398 с.
3. Донцов, А. И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. – М.: МГУ, 2019. – 128 с.
4. Как сплотить коллектив: 6 главных технологий. – URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5cebaea6da618900b37d58e8/kak-splotit-kollektiv-6-glavnyh-tehnologii-5cf7f9da22f0d900afbfad98
5. Капезина, Т.Т. Исследование межличностных отношений в студенческой группе / Т.Т. Капезина // Наука. Общество. Государство. – 2016. – №1 (13) – С. 95 – 102.
6. Кричевский, Р. Л., Дубовская, Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 318 с.
7. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Я.Л. Морено. – М.: Академический проект, 2017. – 384 с.
8. Онькова, А.В. Сплоченность малой группы как предмет социально-психологического анализа / А.В. Онькова. – URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/31January/SPLOChENNOST%20MALOY%20GRUPPY%20KAK%20PREDMET%20SOCIALNO-PSIHOLOGIChESKOGO%20ANALIZA.pdf
9. Особенности малых групп как важной части социума. – URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d376823fbe6e700ad3f7705/osobennosti-malyh-grupp-kak-vajnoi-chasti-sociuma-5d49db6b998ed600acd90e56
10. Павлова, Т. А., Паскарь, М. А. Соотношение групповой сплоченности и межличностной совместимости в студенческой группе / Т.А. Павлова, М.А. Паскарь. – URL: https://elib.pstu.ru/vufind/EdsRecord/edselr,edselr.28298719
11. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: Профит, 1982. – 255 с.
12. Протасова, Л. А. Социально-психологическая совместимость субъектов образовательного процесса в вузе / Л.А. Протасова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2016. – №5. – С. 153 – 155.
13. Психология малых групп. Практико-ориентированный курс : учебное пособие / Е. А. Пырьев; Мин-во образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Оренб. гос. пед. ун-т». – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2016. – 232 с
14. Саматова, И. А. Исследование сплоченности в студенческой группе / И.А. Саматова // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – №6. – С. 99.
15. Сидоренков, А. В., Мондрус, А. Л. Эмпирическое обоснование модели групповой сплоченности // Психологический журнал, 2018. – Том 33. – № 2. – С.45–58.
16. Социально-психологические характеристики и эффективность малых групп в организации: монография / Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И., Ульянова Н.Ю. – Ростов н/Д: Мини Тайп, 2014. – 248 с.
17. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2016. – 544 с.
18. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: Учебное пособие для вузов / В.А. Янчук. - Минск: АСАР, 2016. – 800 с.