Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 43 человека; возраст испытуемых – от 20 до 45 лет. Испытуемые были разделены на две группы: 22 респондентов – судьи в баскетболе с опытом работы от 10 лет и выше – тестируемая группа 1; 21 респондент – судьи в баскетболе без опыта профессиональной деятельности 0 тестируемая группа 2.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения профессионально-личностных качеств судей в баскетболе 5
1.1 Сущность понятия «личность» в психологии. Структура личности 5
1.2 Характеристика особенностей профессионально-личностных качеств судей на примере баскетбола 10
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния профессионализма на развитие личностных качеств судей в баскетболе 15
2.1 Процедура и методика исследования 15
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 17
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения 33
Судье в баскетболе необходимо постоянно находиться на оптимальном расстоянии от игровых эпизодов, для того, чтобы была возможность правильно оценить ситуацию и принять верное решение. Правильный выбор места на игровом поле, позиция арбитра при оценке игровых эпизодов указывает не только на квалификацию арбитра, но и служит показателем уровня развития его профессионально-личностных качеств.
Степень изученности проблемы. Сущность понятий «личность», «личностные особенности», «стриктура личности» и т.д. рассмотрены в научных трудах С. Мадди, К. Роджерса, Л.А. Серикова и др. Структура личности определена К.К. Платоновым, А.Н. Леонтьевым, С.Р. Рубинштейном, К.Г. Юнгом и др. Профессионально-личностные качества судей в баскетболе охарактеризованы Ф.Б. Дмитриевым, М.П. Коноваловой, М.М. Кутеповым и др.
Объект исследования – профессионально-личностные качеств судей.
Предмет исследования – особенности формирования профессионально-личностных качеств судей в баскетболе.
Цель исследования – изучить особенности формирования профессионально-личностных качеств судей в баскетболе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «личность», структура личности.
2. Охарактеризовать особенности профессионально-личностных качеств судей в баскетболе.
3. Выявить в эмпирическом исследовании влияние.
4. Проанализировать факторы формирования личности судей в баскетболе с разным опытом работы (судейства) по результатам проведенного эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: личностные особенности судей в баскетболе с опытом спортивного судейства в отличие от судей в баскетболе без опыта спортивного судейства, характеризуются осторожностью в ситуации группового взаимодействия, высоким чувством вины при определенных обстоятельствах, высокой готовностью к риску.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические методы: анкетирование; методы количественной и качественной обработки данных.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения.
Проблема личности является одной из наиболее актуальных тем в современной психологии. Данный термин характеризуется некоторыми особенностями, стоит отметить, что к ним не относятся генетические или физиологические аспекты. Кроме того, к особенностям не относят психологические и индивидуальные качества человека. Скорее, к ним можно отнести социальные глубинные особенности, которые свидетельствуют о направленности человеческой жизни, отражают природу человека как автора своей жизни.
В настоящее время судейство спортивных соревнований представляет собой сложный процесс выполнения судьей многочисленных функций по их организации и проведению, фиксации спортивных результатов, определению победителя, контролю выполнения правил соревнований и т.д. Квалифицированные, объективные и четкие действия судей не являются только отражением их сторонней наблюдательной позиции, но и выполняют воспитательные функции по отношению ко всем участникам соревновательного процесса.
Деятельность судьи в баскетболе направлена на управление игрой в соответствии с правилами. Необходимо учитывать тот факт, что в связи с социально-психологической значимостью баскетбола как феномена культуры современного общества возрастает и степень значимости деятельности арбитра. В итоге судья оказывается в зоне повышенного социального внимания и ему приходится испытывать значительную психологическую нагрузку.
В ходе проведенного эмпирического исследования был сформулирован вывод о том, что личностные особенности спортивных судей находятся в зависимости от наличия или отсутствия опыта работы: у спортивных судей с опытом работы общий интеллект коррелирует с чувством вины, которую в некоторой степени при определенных обстоятельствах склоны испытывать все спортивные судьи; групповая зависимость связана с осторожностью, то есть испытуемые данной группы очень тщательно подходят к контактам внутри группы и предпочитают их ограничивать только рамками работы; нервозность и тревожность испытуемых данной группы испытывают по причине неудач, если они возникают; готовность к риску непосредственным образом относится к сфере выполнения производственных задач. У спортивных судей без опыта работы осторожность связана с сензитивностью; повышенная тревожность и нервозность также связана с осторожностью, рационально подходят к выбору межличностных отношений.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Баскетбол. Подготовка судей : учебное пособие / Под редакцией С.В. Чернова – Москва: Физическая культура, 2009. – 225 с.
2. Выготский, Л. С. Общая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2015. – 458 с.
3. Гуревич, П. С. Психология личности : Учебное пособие для студентов вузов / П. С. Гуревич. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 559 c.
4. Демина, Л. Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. –2–е изд. / Д. Д. Демина. – Барнаул : Изд–во Алт. ун–та, 2005. – 132 с.
5. Дерябин, В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность : Психофизиологические очерки / В. С. Дерябин. – Москва : ЛКИ, 2016. – 202 c.
6. Дмитриев, Ф. Б. Предыгровая беседа как эффективный метод подготовки судей по баскетболу / Ф. Б. Дмитриев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – №6. – С. 36 – 37.
7. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности / Б. В. Зейгарник. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
8. Кадетова, Н. В. Влияние судейской практики на развитие личностных качеств судьи по игровому виду спорта / Н. В. Кадетова // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 2 (69). – С. 28-30.
9. Коновалова, М. П. Совершенствование профессиональной компетентности судейского корпуса / М. П. Коновалова // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. – С. 66-68.
10. Кутепов, М. М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу / М. М. Кутепов // Инновации и инвестиции. –2015. – № 8. – С. 151-153.
11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
12. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. М.-Воронеж: ИПП, 2006. – 598 с.
13. Мясищев, В. Н. Общая психология / В. Н. Мясищев. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 652 с.
14. Павлов. И. П. Избранные труды / И. П. Павлов. – Москва : Академия, 2016. – 874 с.
15. Парнонс, Т. Психология личности / Т. Парнонс. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 563 с.
16. Платонов, К. К. Психология личности / К. К. Платонов. – Москва : Владос, 2012. – 502 с.
17. Реан, А. А. Психология личности / А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 288 c.
18. Роджерс, К. Психология индивидуальности / К. Роджерс. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2012. – 287 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учеб.пособие / С. Л. Рубиштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 702 с.
20. Серикова, Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем формирования личности / Л. А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2018. – № 6. – С. 136–141.
21. Слободчиков, В. И. Психологические образования личности / Е. И. Слободчиков, В. Е. Исаев / Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. – Москва : Бахрах-М, 2016. – 544 с.
22. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды / В. Э. Чудновский. – Москва : Из-во Моск. психолого-социального ин-та, 2016. – 768 с.
23. Франкл, В. Э. Психология индивидуальности / В. Э. Франкл. – Москва : Инфра-М, 2016. – 698 с.
24. Фрейд, З. Психоанализ / З. Фрейд. – Москва : Академия, 2014. – 523 с.
25. Фромм, Э. Психология развития / Э. Фромм. – Москва : академия, 2017. – 485 с.
26. Юнг, К. Г. Теория психоанализа / К. Г. Юнг. – Санкт-Петербург: Питер. 2013. – 402 с.
27. Ядов, В. А. Социальная идентификация личности / В. А. Ядов. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 344 с.