Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМЬЯ С ПОЖИЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Работа №69772

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
516
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ С ПОЖИЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
1.1. Семья с пожилым человеком как объект социальной поддержки 10
1.2. Сущность и специфика социальной поддержки семьи с пожилым человеком
1.3. Основные формы, принципы и механизмы социальной поддержки семьи с пожилым человеком
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ С ПОЖИЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
2.1. Практики социальной поддержки семьи с пожилым человеком:
отечественный и зарубежный опыт
2.2. Диагностика социально-психологических проблем семей с пожилым человеком (на примере МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода»)
2.3. Социальный проект «Крепкая семья» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 86

Актуальность проблемы исследования. Современный демографический контекст демонстрирует стремительное увеличение доли пожилых людей во многих развитых странах. Россия в данном случае не является исключением. Доля населения старше трудоспособного возраста достигла в 2016 году 24,6 % от всего населения России. Исходя их статистических данных, можно сделать вывод о том, что количество семей с пожилым человеком ежегодно возрастает.
Семья помогает преодолевать трудности, которые возникают у человека с выходом на пенсию. Следует отметить, что семья с пожилым человеком является одним из объектов социальной защиты и социальной поддержки.
Проблемы семьи с пожилым человеком во многом обусловлены воздействием экономических факторов, вследствие выхода человека на пенсию и потери основного источника дохода. Характерное явление - массовое снижение жизненного уровня семей, с пожилым человеком. В настоящее время за чертой прожиточного минимума находится около 60% семей с пожилым человеком. Экономическое положение большинства семей обостряют негативные процессы их жизнедеятельности. Семья не обладает необходимым потенциалом адаптации, самозащиты и самоорганизации в условиях наступления кризиса, связанного с выходом на пенсию одного из членов семьи. В связи с этим необходимо принимать меры по поддержке адаптационных возможностей такой семьи и созданию благоприятных условий для обеспечения ее жизнедеятельности в современных условиях.
Социальная политика должна ориентироваться на формирование эффективной системы социальной поддержки семьи с пожилым человеком, в соответствии с этим представляется важной разработка стратегии и методологии семейной политики, ориентированной на активизацию потенциала семьи и реализацию индивидуальной и социальной субъектности каждого члена семьи.
Основными формами социальной поддержки семьи с пожилым человеком являются: денежные пособия, помощь нуждающимся в натуральной форме (продукты, одежда), льготы (скидки при оплате ряда услуг), субсидии (целевые средства для оплаты услуг), компенсации (возмещение некоторых расходов).
Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема семьи с пожилым человеком в современном мире и различные процессы, происходящие в ней, перспективы развития семьи и ее социальной поддержки рассматривались в трудах многих исследователей. Можно выделить следующие направления исследования семьи:
- теория и методология исследования семьи с пожилым человеком (Э. Берджесс, Э. Воугел, Э. Гидденс, Р. Глик, У. Гуд, Э. Дюркгейм, Н. Ламан, Т. Парсонс, Н. Смелзер);
- системное представление семьи с пожилым человеком (А.И. Антонов, В.Н. Архангельский, Э.К. Васильева, В.М. Медков, А.Г. Харчев);
- демографические, социологические и социально-психологические исследования проблем формирования стабильности семьи с пожилым человеком (В.А. Белова, Г.А. Бондарская, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, И.А. Герасимова, Т.Л. Гурко, Л.Е. Дарский, И.Ф. Дементьева, И.П. Ильина, А.Б. Синельникова, М.С. Тольц, Л.В. Чуйко);
- проблемы социальной защиты семьи (Л.Ф. Безлепкина, В.Н. Бобков, И.И. Гребешев, В.Б. Корняк, Н.В. Панкратова);
- основные направления, принципы, методы социальной работы с
семьей (Л.Г. Гуслякова, А.И. Лашенко, A.M. Попов, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова);
- нормативно-правовые вопросы семейного законодательства, проблемы формирования государственной семейной политики (В.Д. Ермаков, C.B. Дармодехин, Г.И. Климантова, Ю.А. Королев, И.М. Кузнецова, Л.М. Нечаева).
Существенный вклад в исследование материальных проблем семьи с пожилым человеком внесли ученые-экономисты: В.Н. Бобков, Н.Н. Гриценко, Е.Ш. Гонтмахер, Е.Н. Жильцов, В.М. Зуев, В.А. Литвинов, Т.М. Малева, JI.H. Овчарова, А.А. Разумов, Н.М. Римашевская, .C. Ржаницына, Д.Ф. Шавишвили, А.Ю. Шевяков, В.А. Шульга, Л.И. Якобсон и др. В работах названных авторов выделены ключевые проблемы, связанные с оценкой уровня жизни населения, разработаны принципы и направления социальной поддержки семьи с пожилым человеком.
Социальная поддержка семей с пожилым человеком в настоящее время реализуется посредством различных институциальных форм, действующих по принципу взаимодополнения. Секторальные взаимодействия институтов социальной поддержки таких семей исследованы Т.А. Александровой, В.Э. Гординым, Н.П. Крюковым, Л.Ф. Лебедевой, со смещением акцента на семейные формы поддержки и межпоколенные взаимодействия Л.В. Карцевой, О.В. Красновой, И.Ю. Родзинской, А.Г. Харчевым, Н.В. Шахматовой, З.А. Янковой. Структура государственно-организованной системы помощи семьям с пожилым человеком и ее проблемные аспекты, в советской социологии отражены в работах В.А. Галкина, Н.Ф. Дементьевой, A. Е. Козлова, М.С. Ланцева, Ю.Я. Цедербаума.
Исследованием пожилых людей, как особой социальной группы занимались: А.Г. Вишневский, О.В Краснова В.Н. Келасьев, С.А. Лишаев, О.В. Синявская, В.Д. Шапиро, Н.В. Шахматов.
Проблемам семьи с пожилым человеком, свои труды посвятили: Г.Д. Бердышева, А.А. Богомольца, В.П. Войтенко, А.В. Нагорный, B. В. Никитина.
Помимо этого, проблематика духовной жизни семьи с пожилым человеком занимает важное место в философском, психологическом и социологическом знании. Её разработка берет свое начало в трудах философов, рассматривающих методологическое содержание духовной жизни человека, основу которой составляет нравственность (Ф. Аквинский, Аристотель, Н.А. Бердяев, Н. Гартман, Гегель, И. Кант, Платон, B. C. Соловьёв, Б. Спиноза, C.JI. Франк).
Изучение места и роли пожилых людей в российском обществе, влияние социально-демографических характеристик на участие пожилых в общественной деятельности, динамика изменения статуса пожилого человека, являются объектом исследования в работах Н.Г. Большаковой, И.Н. Бондаренко, В.М. Васильчикова, Д.Г. Владимирова, С.В. Калашникова, Т.Г. Киселевой, Г.В. Морозова, А.В. Рубцова, 3.Х. Саралиевой, C. Г. Спасибенко, Р.С. Яцемирской.
Объект исследования: социальная поддержка семьи с пожилым человеком
Предмет исследования: специфика социальной поддержки семьи с пожилым человеком
Цель исследования: раскрыть специфику социальной поддержки семьи с пожилым человеком и предложить рекомендации по совершенствованию социальной поддержки данной категории семьи.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы социальной поддержки семьи с пожилым человеком;
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт социальной поддержки семьи с пожилым человеком;
- рассмотреть социально-психологические проблемы семей с пожилым человеком и разработать социальный проект «Крепкая семья»
Теоретико-методологическую основу составляет классическая социология О. Конта, современные теории социального государства Ф. Рузвельта, системный и структурно-функциональный анализ Ю.П. Сурмина, методология социального анализа эмпирических фактов Р. Мертона; деятельностный подход к пониманию личности (Л.И. Божович), структурный функционализм в определении адаптации (Р. Мертон и Т. Парсонс).
«Теории деятельности» Б.Ф. Ломова, А.И. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна посвящены изучению влияния семейной атмосферы на степень адаптации.
Важную роль в получении и формулировании основных положений работы сыграло изучение влияния семейной ситуации на процесс адаптации пожилого человека, представленное в концепции активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности С.А. Беличева, Б.З. Вульфова, М.Г. Гурьянова, В.И. Загвязинского.
Методы исследования. В выпускной квалификационной работе применялись общенаучные методы (системный и сравнительный анализ, синтез, абстрагирование, описание, сравнение) и эмпирические методы социологического исследования (анкетирование, интервьюирование, наблюдение).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили: нормативно-правовые акты органов власти Российской Федерации, определяющие принципы, нормы и направления поддержки в отношении лиц пожилого возраста, Указы Президента Российской Федерации, Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативно-правовые документы Белгородской области, постановления и распоряжения губернатора Белгородской области; данные Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, статистической и отчетной информации Управления социальной защиты населения Белгородской области и МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», вторичные социологические исследования.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы авторского социологического исследования «Диагностика социально-психологических проблем семей с пожилым человеком», проведенного на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» в ходе прохождения производственной и преддипломной практик в мае 2016 и апреле 2017г. соответственно. Сбор информации осуществлялся посредством проведения глубинного интервью, наблюдения, массового и экспертного опроса, в котором принимали участие пожилые люди, члены их семьи и специалисты МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода».
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в получении данных об основных особенностях и проблемах семей с пожилым человеком, а также в выявлении сущности, форм и компонентов социальной поддержки данной категории населения, в разработке и обосновании методических положений, способствующих дальнейшему развитию форм и методов социальной поддержки населения, как на государственном, так и региональном уровне. Результаты исследования можно применять при анализе, оценке, прогнозировании и совершенствовании разработки законодательных и нормативно-правовых актов в сфере социальной поддержки населения, а также разработке региональных социальных программ.
Материалы и выводы, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы в процессе развития практик социальной поддержки семьи с пожилым человеком. Результаты исследования позволяют выявить основные проблемы, существующие в семьях с пожилыми людьми, а также определить степень взаимодействия семей с учреждениями социальной помощи.
Практическая значимость работы обусловливается возможностью использования результатов исследования для совершенствования организационных форм, направленных на разработку новых форм социальной поддержки семьи с пожилым человеком на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», посредством внедрения социального проекта.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» в ходе прохождения производственной и преддипломной практик.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире проблема социальной поддержки семьи с пожилым человеком становится одной из важнейших проблем, которая все чаще и чаще обращает на себя внимание общественности и государства. Причинами этого являются тенденция демографического старения населения, отсутствие практических навыков ухода за пожилым человеком, а также недостаточная разработка новых социально-психологических мер, направленных на адаптацию таких семей [23].
Семья - это среда, в которой находится человек после выхода на пенсию, она помогает преодолевать трудности и играет важную роль в процессе адаптации к посттрудовому периоду. Посттрудовой период - это период, в который происходят кардинальные изменения в жизни всей семьи, и от того, как проходит данный период зависит уровень социальной активности и как следствие, процесс социальной адаптации семьи. Большинство людей при выходе на пенсию, становятся дисфункциональными и социально пассивными. Потеря прежнего социального статуса, сужение круга общения, материальная зависимость от других из-за потери постоянного дохода способствуют процессу дезадаптации. Социально-психологическая поддержка близких помогает людям пожилого возраста справиться с множеством проблем в посттрудовой период, основными из которых является одиночество и невостребованность - нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности. Большинство семей, в которых проживает пожилой человек, становятся дисфункциональными, так как они полностью вовлекают себя в заботу о пожилом, тем самым игнорируя собственные потребности. В результате этого у большинства из них не остается времени и сил на личную жизнь, сужается круг общения и интересов, они оказываются в социальной изоляции, общаются только внутри семьи. Все эти негативные последствия приводят к хронической неудовлетворенности основных потребностей - в отдыхе, в общении, личной жизни, профессиональной реализации, свободном времени, возможности заниматься деятельностью, приносящую удовлетворение и радость.
Проблемы семьи с пожилым человеком во многом обусловлены воздействием экономических факторов, вследствие выхода человека на пенсию и потерей основного источника дохода. Характерное явление - массовое снижение жизненного уровня семей, с пожилым человеком. Экономическое положение большинства семей обостряют негативные процессы их жизнедеятельности. Семья не обладает каким-то особым потенциалом адаптации, самозащиты и самоорганизации в условиях наступления кризиса, связанного с выходом на пенсию одного из членов семьи. В связи с этим необходимо принимать меры по поддержке адаптационных возможностей такой семьи и созданию благоприятных условий для обеспечения ее жизнедеятельности в современных условиях.
Для решения большинства социально-психологических проблем семей, с пожилым человеком, требуется помощь специалистов различного профиля - психологов, медицинских работников, социальных работников и т.д. Социально-психологическая работа с членами семьи пожилого человека помогает удовлетворить потребность родственников в достоверной информации об особенностях пожилого возраста, практических навыках ухода за пожилым человеком и адаптации к посструдовой жизни. Эта работа выражается в практике социальной поддержки. Социальная поддержка - это форма помощи в преодолении и совладении с жизненными трудностями, в ответ на требования, предъявляемые индивиду его окружением. Она направленна на мобилизацию внутренних ресурсов, формирование различных положительных и необходимых социально-психологических качеств, а также укрепление активной деятельностной позиции. Социальная поддержка членов семьи пожилого человека помогает обучить их оказанию необходимой помощи пожилому человеку, прививает умение держать себя в хорошей психологической форме и быть стрессоустойчивым, семьи учатся взаимодействовать с другими семьями и оказывать взаимную поддержку друг другу, а так же бороться с социальной изоляцией.
В современных условиях социальная поддержка населения приобретает все более масштабный характер в связи с появлением новых социально незащищенных групп, изменением структуры потребностей, недофинансированием социальных программ, действием демографических, социальных и экономических факторов, связанных со старением населения. Произошла замена натуральных льгот, предоставляемых пожилым людям, на их денежный эквивалент; социальные службы должны быть переданы с муниципального финансирования на региональный бюджет. Все эти изменения ведут к радикальной трансформации социальной поддержки пожилых людей.
Существуют как индивидуальные (когда специалист непосредственно оказывает инструментальную или эмоциональную поддержку), так и групповые (вовлечение семей в группы, которые ведут различные специалисты, оказывающие помощь таким же семьям) формы поддержки [16].
Данные формы поддержки способствуют:
1) преодолению трудностей общения, снижению конфликтности;
2) развитию социальной стороны личности (уменьшение влияния перемены социального статуса на дальнейшую жизнь);
3) повышению адаптации и устойчивости к стрессам, снижению
вероятности психологической и социальной дезадаптации;
4) улучшению качества жизни;
5) обмену опытом и нахождению конструктивных способов поведения.
Основными формами социальной поддержки семьи с пожилым человеком являются: денежные пособия, помощь нуждающимся в натуральной форме (продукты, одежда), льготы (скидки при оплате ряда услуг), субсидии (целевые средства для оплаты услуг), компенсации (возмещение некоторых расходов). Помимо данных форм социальной поддержки семьи с пожилым человеком, в зарубежных странах активно реализуется практика фостерной модели, то есть приемной семьи. Приемная семья предоставляется одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе и семейной заботе. Основные задачи данного вида социальной поддержки - создание семейного окружения для гражданина и психологическая реабилитация личности. Что касается внедрения практик приемных семей в нашей стране, то существует необходимость законодательно отрегулировать данный вопрос (об оплате труда лиц из приемной семьи, о расходах на содержание пожилых людей, а также вопросы, касающиеся их имущества и жилья). Осложняет работу и психологический фактор. В данном случае речь идет, прежде всего, о том, что пожилой возраст это сложный период адаптации. В этом возрасте человек приспосабливается к потере физической силы и здоровья, выходу на пенсию, потере супруга (супруги), организации повседневной индивидуальной деятельности. Он присоединяется к новой для него возрастной группе пожилых людей и вынужден принять новые социальные роли. В пожилом возрасте социально-психологические черты человека могут варьировать от высокой сохранности структуры личности и мотивов поведения до полного их разрушения. В какой бы степени сохранности личность ни находилась, ей сложно адаптироваться к новой действительности без посторонней помощи. При этом социально- психологическая поддержка приемной семьи может иметь разнообразные виды: эмоциональная поддержка, материальная помощь, организация повседневной индивидуальной деятельности, информационное содействие, моральное содействие, оказываемое пожилому человеку другими членами семьи. Участие в группе и вступление в контакты с другими людьми повышают самооценку пожилых людей и облегчают их социализацию вне группы. 
В нашем регионе в решении проблем пожилых людей большую роль играет муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода». Основной целью центра является улучшение социального положения и психологического статуса семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, граждан пожилого возраста и инвалидов, жителей города, попавших в трудную жизненную ситуацию.
На базе МБУ «Комплексный Центр социального обслуживания населения города Белгорода» было проведено исследование, которое показало, что родственники пожилых людей испытывают различные социально-психологические проблемы: социальную изоляцию, проблемы карьерного роста, низкая информированность в области законодательства, неудовлетворенность материальным и социальным статусом, нехватка свободного времени, отсутствие навыков общения и ухода за пожилым человеком и т.д. Бороться с проблемами в одиночку такие семьи не в состоянии. В Белгородской области нет центров, проводящих специальные курсы/тренинги для семей, имеющих пожилого родственника. Однако, согласно проведенному исследованию, такие семьи нуждаются в подобных курсах и согласны их посещать.
Предложенный нами проект «Крепкая семья» позволит решить социально-психологические проблемы семьи, имеющей пожилого человека, в городе Белгород. Области реализации проекта могут быть направленны как на городское население, так и на целую область и прилегающие к ней регионы. Качественная социально-психологическая поддержка позволит сократить риск дезадаптации и социальной изоляции таких семей . Проведение мероприятий проекта позволит улучшить качество социальной поддержки на всех этапах ее оказания, качество жизни пожилых людей и их семей, будет способствовать повышению готовности пожилых и их родственников к активному участию в социальной жизни общества.
Индивидуального подхода к семье с пожилым человеком, развитие психолого-педагогических методов работы с семьей с пожилым человеком, направленные на формирование активной жизненной позиции, актуализацию собственных ресурсов индивида, активизацию его жизнедеятельности; обучение пожилых методам само- и взаимопомощи для предотвращения социальной изоляции путем поддержания и развития социальных контактов.
Итак, в данной работе мы изучили особенности семьи с пожилым человеком, как объекта социальной поддержки; раскрыли сущность и специфику социальной поддержки данной категории; выявили основные формы, принципы и механизмы социальной поддержки таких семей; проанализировали отечественный и зарубежный опыт социальной поддержки семьи с пожилым человеком; рассмотрели проблемы практик их социальной поддержки; разработали проект, направленный на развитие практик социальной поддержки среди семей, в которых проживает пожилой человек «Крепкая семья».
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель и задачи, поставленные нами, были достигнуты.



1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.:
Маркетинг, 2011. - 39с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 30 нояб. 1994 г.: по состоянию на 23 дек. 2013 г.]. - СПб.: Литера: Стаун-кантри, 2014. - 94 с.
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». -http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/
4. О социальной защите инвалидов в Российской федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». - http:// www. consultant. ru/document/Cons_doc_LAW_8559/
5. Александрова, М.Д. Проблемы социальной и психофизиологической геронтологии [Текст] / М.Д. Александрова. - Новгород: Новгородский Центр социальных технологий, 2009. - 156с.
6. Андронова, И.А. Социальное партнерство в культурно-досуговой деятельности семьи с пожилым человеком // Социальная работа. - 2014. - №1.- С. 29-30.
7. Баш, В.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в семье // Социальная работа. - 2010. № 2. - С. 18.
8. Белоконь, О.В. Современные проблемы семьи с пожилым человеком в России [Текст] // О.В. Белоконь. - СПб.: Эскулап, 2007. - № 17.
9. Бондаренко, И.Н. Доступ граждан пожилого возраста к социальным услугам: правовой, социально-экономический и нравственный аспекты // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 3. - С. 39-49.
10. Бондаренко, И.Н. Инновационные идеи в социальном обслуживании пожилых людей // Психология зрелости и старения. - 2013. - № 3. - С. 87-125.
11. Бондаренко, И.В. Социальная сплоченность и забота об интересах пожилых людей. [Текст] // И. Бондаренко - Социальная работа. - 2008. - №1.
12. Гаврилова, Е.В Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому [Текст] // Е.В. Гаврилов - Социальное обслуживание. - 2008.- №1.
13. Глебова, Л.Н. Заботу государства - пожилым [Текст] // Л.Н. Глебова - Социальная работа. - 2008. - №2.
14. Горбушина, О.П. Психологические особенности социальной работы с семьей с пожилым человеком // Журнал прикладной психологии. - 2012. - № 2. - С. 63-68.
15. Дементьева, Н.Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан [Текст] / Н.Ф. Дементьева. - М.: ЦИЭТИН, 2011. - 135с.
16. Дементьева, Н. Ф. Общение как одна из форм деятельности в пожилом возрасте [Текст] //Н.Ф. Дементьева - Психология зрелости и старения. - М.: ЦИЭТИН, 2012. - № 4. - С. 63-66.
17. Доброхлеб, В.И. Ни почета, ни денег //Социальная защита. М., 2009. №11.
18. Заплетина, Н.И. Социальный работник и пожилой клиент: проблемное поле конфликтов // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - №2.- С. 43-47.
19. Здоровцова, М.А. Ценностные ориентации как фактор успешности социально-психологической адаптации пожилых людей // Психология зрелости и старения. - М. - 2015. - № 4. - С. 49-55.
20. Иванищев, А.В. О внедрении новых форм социального обслуживания пожилых и инвалидов // Социальная работа. - 2016. - № 3. - С. 37-41.
21. Кислова, Л.Н. Клубная работа в реабилитации семьи с пожилым человеком // Социальная работа. - 2015. - № 4. - С. 21-23.
22. Ковалева, Н. Г. Образ жизни как фактор адаптации к жизни на пенсии // Н.Г. Ковалева - Психология зрелости и старения. - 2014. - № 2. - С. 34-53.
23. Ковалева, Н. Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // СОЦИС : Социологические исследования. - 2011. - № 7. - С. 73-79.
24. Комли, М.В. Зрелый возраст как стадия развития // Социальная работа. - 2013. - № 4. - С. 53-55.
25. Корнилова, М.В. Способы профилактики и преодоления социальных рисков: возможности регуляции и проблемы управления // Четвертые Ковалевские чтения/Материалы научно-практической конференции 12-13 ноября 2009 года / Отв. редактор: Ю.В Асочаков. - СПб: СПбГУ, 2009. - С. 456-458.
26. Кравченко, А.И. Социальная работа [Текст] / А.И. Кравченко - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.
27. Козлов, А.А. Социальная геронтология [Текст]: учебное пособие / А.А. Козлов. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 335с.
28. Лазуткина, Е. В. Социальная интеграция пожилых // Стратегия России. - 2010. - № 4. - С. 75-80.
29. Ларионова, Т.Н. Социальное обслуживание пожилых - дело творческое // Социальное обеспечение. - 2009. - № 9. - С. 23-25.
30. Лежнина, Ю.П. Российские пенсионеры: уровень жизни, здоровье, занятость // Россия реформирующаяся. Ежегодник / М.К. Горшков. - М.: Институт социологии РАН, 2008. № 7.- 195с.
31. Максимова, С.Г. Старость: социальное отчуждение или социальное принятие? // Вестник Московского университета. Социология и политология. - 2012. - № 4. - С. 179- 193.
32. Марченко, И.К. Сочетание различных методик социокультурной реабилитации пожилых людей и инвалидов // Социальная работа. - 2014. - № 1. - С. 43-45.
33. Минигалиева, М.Р. Проблемы и ресурсы семьи с пожилым человеком // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. - № 3. - С. 8-14.
34. Москвичева, Л.Н. Старшее поколение: проблема адаптации // Вестник Московского университета. Социология и политология. - 2015. - № 1. - С.171-181.
35. Натахина, В.В. Конструкция социального обслуживания пожилых людей на основе их потребностей // Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - № 2. - С. 60-64.
36. Невлева, И.М. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие. - Белгород: Кооперативное образование, 2015.
37. Огибалов, Н.В. Работа с пожилыми людьми // Социальная работа. - 2013.
- № 2. - С. 38-40.
38. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: Учебное пособие / П.Д. Павленок - М.: ИНФРА - М, 2009.
39. Парахонская, Г.А. Образование как фактор адаптации граждан к пенсионному возрасту // Психология зрелости и старения. - 2009. - № 1. - С. 81-88.
40. Роик, В.Д. Адаптация людей к жизнедеятельности в пожилом возрасте // Человек и труд. - 206. - № 2. - С. 46-49.
41. Роик, В.Д. Старение населения и необходимость формирования новой парадигмы жизнедеятельности в пожилом возрасте // Уровень жизни населения регионов России. - 2015. - № 8. - С. 62-72.
42. Романова, Н.П. Социальный статус одиноких женщин в посттрудовом возрасте // Регионология. - 2012. - № 2. - С. 230-240.
43. Рытенкова О.М. Организация медицинской и медико-социальной помощи лицам пожилого возраста // Социальная работа. - 2014. - № 1. - С. 18-19.
44. Салиева, Г.П. Педагогические основы социальной работы с пожилыми людьми // Социальная работа. - 2009. - № 1. - С. 27-30.
45. Светличная, Т.Г. Личностные характеристики адаптационных способностей лиц периода поздней взрослости // Экология человека. - 2015.
- № 11. - С. 37-41.
46. Светова, И.Н. Социальная адаптация пожилых людей как теоретическая проблема // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 2. - С.
32-35.
47. Синдеева, Г.В. Клуб пожилых людей «Воспоминание» // Работник социальной службы. - 2014. - № 4. - С. 34-52.
48. Соколинская, Е.В. Гендерные аспекты качества жизни у лиц пожилого и старческого возраста // Психология зрелости и старения. - 2010. - № 1. - С. 94-108.
49. Соколова, А. В. Пожилая неработающая женщина как объект социальной работы // Вестник. - 2005. - № 4. - С. 26-34.
50. Социальная работа с пожилыми. - Институт социальной работы. - М., 1995. - 334с.
51. Стефанишин, С.С. Реорганизация системы управления социальным обслуживанием пожилых людей и инвалидов // Социальная работа. - 2011. - № 1. - С. 22-23.
52. Тащева, А.И. Эмпирическое исследование возрастной динамики смысложизненных представлений от юности к пожилому возрасту // Психология зрелости и старения. - 2012. - № 2. - С. 84-109.
53. Топчий, Л.В. Социальное обслуживание пожилых людей: новые шаги к инновационным технологиям и созданию благоприятной обстановки // Работник социальной службы. - 2012. - № 1. - С. 49-57.
54. Трещукова, Н.И. «Память взывает к добру» // Социальное обслуживание.
- 2009. - № 3. - С. 11-13.
55. Усков, М.П. Некоторые вопросы развития учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Отечественный журнал социальной работы. - 2016. - № 3. - С. 57-62.
56. Холостова, Е. И. Социальная геронтология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социал. работа» / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 295 с.
57. Холостова, Е.И. Пожилой человек и его семья в обществе [Текст] М.: Социально-технологический институт, 2016.- 320с.
58. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы [Текст]: Учебник / Е.И.
Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 400с.
59. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми [Текст]: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 296с.
60. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация [Текст]: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 340с.
61. Христенко, О. В. Изменение ценностных ориентаций людей пожилого возраста в современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2015. - № 2. - С. 70-72.
62. Хухлина, В.В. Люди пожилого возраста и принятие решений // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 3. - С. 73-80.
63. Чеснокова, М.А. Арт-технологии в социальной работе с гражданами пожилого возраста // Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - № 1. - С. 67-69.
64. Шабанов, В.П. Развитие социального обслуживания пожилых людей - одно из ключевых направлений социальной работы // Социальная работа. - 2013. - № 1. - С. 6-9.
65. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение: счастливое и беззаботное [Текст] / Н.Ф. Шахматов. - М.: «Медицина», 2008. - 303с.
66. Шендрик, И.Н. Адаптация наоборот: как подготовить работника к выходу на пенсию // Кадровое дело. - 2010. - № 9. - С. 68-75.
67. Щавель, С.С. Социализация и социальная защита пенсионеров // Общество и экономика. - 2014. - №1. - С. 153-168.
68. Щукина, Н.П. Роль института взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 4. - С. 13-22.
69. Якимаха, Л.И. Роль семьи в жизни пожилых людей // Психология зрелости и старения. - 2012. - № 2. - С. 110-116.
70. Ярмонова, Е.В. Социологический мониторинг «Социальное самочувствие граждан пенсионного возраста» // Отечественный журнал социальной работы. - 2016. - № 3. - С. 48-51.
71. Яцемирская, Р.С. Социальная геронтология [Текст]: учебное пособие / Р.С. Яцемирская. - М.: Гуманист, 2011. - 224с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ