Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОВЛАДЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ЛЕКСИЧЕСКИМИ НОРМАМИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ

Работа №69760

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
275
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы овладение младшими школьниками лексическими нормами русского литературного языка на основе использования лингвистических словарей 8
1.1. Лексические нормы русского литературного языка 8
1.2. Характеристика словарей для начальной школы, отражающих
лексические нормы русского языка 14
Глава 2. Содержание работы по овладению младшими школьниками лексическими нормами русского литературного языка на основе использования словарей в современной начальной школе 22
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку
для начальной школы 22
2.2. Проблема овладения нормами русского литературного языка
на уроках в начальной школе (обзор методической литературы) 27
2.3. Экспериментально-методическая работа по проблеме исследования 32
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложения 62

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий необходимо начинать с этой самой первой ступени, первого уровня - правильности, или ортологического компонента речи (гр. ortos- прямой, правильный + гр. logos- слово, учение). Следовательно, языковое образование и речевое развитие учащихся должно строиться, прежде всего, на овладении школьниками языковой нормой параллельно с усвоением лингвистических знаний.
Нормы литературного языка являются разновидностью норм культуры, социальным регулятором речевой деятельности, ориентированной на литературное употребление. Без овладения литературными нормами родного языка невозможно полноценное общение, поэтому норма сознательно культивируется: она фиксируется в словарях и грамматиках, ей обучают в школе, ее пропагандируют в книгах, по радио и телевидению, всякое культурное общение людей обычно происходит в соответствии с нормами литературного языка. На материале норм литературного языка построены все школьные программы, и именно нормы «находятся в центре обучения школьников родному языку» (М.Р. Львов). В связи с этим крайне необходимой и актуальной проблемой языкового образования в начальной школе должна стать проблема овладения нормами русского литературного языка. Актуальность данной проблемы подтверждается анализом лингвистической, дидактической и методической литературы (М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, В.А. Чибухашвили, Ю.О. Бронникова и др.).
Среди литературных норм особое место занимают нормы лексические, то есть правила употребления слов в точном соответствии с их значениями. Большое значение в процессе овладения младшими школьниками лексическими нормами имеет работа над значением, употреблением слов, их способностью вступать в синонимические и антонимические отношения и т.п. Особый интерес этой точки зрения представляет работа с лингвистическими словарями. Лексические нормы литературного языка фиксируются в различных лингвистических словарях: толковых, словарях синонимов, антонимов и др. Поэтому задача овладения литературными нормами не может быть успешно решена без обращения на уроках к лингвистическим словарям.
Создание в последние десятилетия ряда словарей, ориентированных на начальную школу, повлекло за собой появление ряда публикаций, посвященных вопросам использования словарей в учебно-познавательной деятельности младших школьников. Идея использования словарей на уроках в начальной школе нашла отражение в публикациях М.Р. Львова, А.А. Бондаренко, Н.М. Неусыповой, Н.П. Пикаловой, Т.В. Хачатуровой и др. Однако до настоящего времени не проводились специальные исследования, направленные на решение проблемы овладения младшими школьниками лексическими нормами в процессе работы с лингвистическими словарями. И поэтому в процессе преподавания русского языка в начальных классах возникает противоречие между необходимостью овладения младшими школьниками лексическими нормами с помощью лингвистических словарей и недостаточной методической базой их применения к начальному этапу обучения.
На основании выявленного и сформулированного противоречия определяется проблема исследования: каковы возможности лингвистических словарей в овладении младшими школьниками лексическими нормами литературного языка. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс овладения младшими школьниками лексическими нормами русского литературного языка.
Предмет исследования - содержание и методическая организация дидактического материала по овладению младшими школьниками лексическими нормами русского литературного языка с опорой на лингвистические словари.
Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что процесс овладению младшими школьниками лексическими нормами литературного языка на основе использования лингвистических словарей будет проходить эффективно,
- если работа будет проводиться поэтапно;
- если будет использоваться система упражнений на основе лингвистических словарей.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
- изучить лингвистическую, педагогическую и методическую литературу для определения возможностей овладения младшими школьниками лексическими нормами в процессе работы со словарями;
- охарактеризовать основные лингвистические словари для начальной школы, в которых нашли отражение лексические нормы языка;
- проанализировать опыт методистов по проблеме использования словарей на уроках русского языка в начальной школе;
- разработать задания и упражнения, направленные на овладение младшими школьниками лексическими нормами русского литературного языка в процессе работы с лингвистическими словарями.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ педагогической, методической, лингвистической, психолингвистической литературы;
- анализ действующих программ и учебников по русскому языку для начальных классов;
- наблюдение за учебным процессом;
- констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Теоретическую основу работы составляют исследования по лингвистическим проблемам речевой культуры (К.С. Горбачевич, Л.И. Скворцов др.), проблемам методики преподавания русского языка (М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик, В.А. Чибухашвили, З.А. Потиха, Н.П. Пика-лова, Т.М. Пахнова, И.В. Галлингер и др.).
Практическая значимость исследования состоит в обосновании системы упражнений по овладению лексическими нормами литературного языка на уроках в начальной школе на основе лингвистических словарей. Практический материал исследования может быть использован учителями начальных классов при работе с лингвистическими словарями.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал 3 «В» класс МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области.
Цель, задачи исследования, логика изучаемого материала определили структуру выпускной квалификационной работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения. Работа иллюстрируется таблицами, гистограммами и разработанными упражнениями.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, задачи, цели исследования методология и методы, формулируется рабочая гипотеза, раскрывается теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические основы овладения младшими школьниками лексическими нормами русского литературного языка на основе использования лингвистических словарей» проанализированы лексические нормы русского литературного языка и дана характеристика словарей для начальной школы, отражающих лексические нормы русского языка.
Во второй главе «Содержание работы по овладению младшими школьниками лексическими нормами русского литературного языка на основе использования словарей в современной начальной школе» представлен анализ учебно-методических комплектов для начальной школы в аспекте проблемы исследования, дан обзор методической литературы, содержится описание экспериментально-методической работы по проблеме исследования.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список содержит 64 наименования.
В Приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментально работы (дидактический материал, планы-конспекты уроков).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обращение к теме исследования обусловлено актуальностью проблемы совершенствования речевой культуры младших школьников на основе использования лингвистических словарей на уроках русского языка. В образовательном пространстве XXI века особе значение приобретает модель личностно-ориентированного обучения, провозглашающая целью образования развитие личности школьника. Несомненно, что одной из характеристик такой личности является ее речевая культура.
Важнейший критерий речевой культуры - нормативность, то есть соответствие высказываний литературной норме. Среди литературных норм особое место занимают нормы лексические, овладение которыми предполагает работу над значением, употреблением слов, их способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, способностью сочетаться с другими словами. Лексические нормы литературного языка фиксируются в раз-личных лингвистических словарях: толковых, словарях синонимов, антонимов и др. Поэтому задача овладения лексическими нормами не может быть решена без обращения на уроках к лингвистическим словарям. Однако в процессе анализа методической литературы нами не отмечено работ, в которых рассматривались возможности применения словарей с целью совершенствования речевой культуры учащихся начальной школы. А именно лингвистические словари позволяют организовать работу, направленную на формирование внимания к слову, оттенкам его лексического значения, возможностям сочетаться с другими словами и вступать в синонимические и антонимические отношения.
В ходе экспериментального обучения были разработаны уроки русского языка, на которых в качестве источника дидактического материала привлекались следующие лингвистические словари русского языка для начальной школы. Это Толковый словарик русского языка (автор Н.М. Неусыпова), Словарик синонимов и антонимов (автор М.Р. Львов). Выбор данных словарей обусловлен тем, что в них находят отражение нормы русского литературного языка, прежде всего - нормы лексические, связанные с правильным и уместным употреблением слов.
Экспериментально-методическая работа по проблеме исследования включала два этапа: 1 этап - выполнение заданий, направленных на формирование умения пользоваться лингвистическими словарями. 2 этап - выполнение заданий и упражнений, направленных на овладение лексическими нормами русского литературного языка.
В результате проведения экспериментальной работы были выявлены методические условия, при которых процесс овладения лексическими нормами русского литературного языка на основе лингвистических словарей будет эффективным при соблюдении ряда методических условий: а) ознакомление младших школьников со структурой, особенностями словарей, отражающих лексические нормы русского литературного языка; б) владение учащимися умением пользоваться нужными словарями в процессе решения учебных задач; в) использование специальных упражнений и заданий, направленных овладение лексическими нормами русского языка.
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования. Использование лингвистических словарей на уроках русского языка дает возможность повысить уровень речевой культуры младших школьников, способствует выработке навыков правильного словоупотребления.



1. Актуальные проблемы учебной лексикографии: сборник статей / Сост. В.А. Редькин. - М.: Русский язык, 1977. - 320 с.
2. Апресян Ю.Д. Теоретическая лингвистика и лексикография: К формальному описанию лексики / Ю.Д. Апресян // Теоретическая лингвистика и лексикография: Опыты системного описания лексики. - М.: Сага, 1996. - С. 45-61.
3. Баранов М.Т. Методика изучения лексики и фразеологии в средней школе: пособие для учителей / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1984. - 145 с.
4. Бондаренко А.А. Словари на уроке / А.А. Бондаренко // Начальная школа. - № 1. - 2000. - С.27-33.
5. Бондаренко А.А. Что это? Кто это? =: словарик русского языка для младших школьников в картинках / А.А. Бондаренко, И.В. Гуркова. - В 2 кн. - Новосибирск: Педуниверситет, 1995. - 102 с.
6. Бредихина С.В. На ошибках учимся / С.В. Бредихина // Начальная школа. - 2002. - № 7. - С. 55 - 58.
7. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю.О. Бронникова // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 41-45.
8. Введенская, Л.А. Культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская. - Ростов-на-Дону, 2016. - 211 с.
9. Винокур Г.О. Культура языка / Г.О. Винокур. - М.: Наука, 1967. - 164 с.
10. Гак В.Г. О некоторых закономерностях развития лексикографии (учебная и общая лексикография в историческом аспекте) [Текст] // Актуальные проблемы учебной лексикографии. - М.: Наука, 1988. - С. 11-28.
11. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: учебное пособие / К.С. Горбачевич. - М.: Просвещение, 1989. - 208 с.
12. Грушников П.А. Орфографический словарик: пособие для учащихся начальных классов / П.А. Грушников. - М., 1996. - 80 с.
13. Грушников П.А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах / П.А. Грушников // Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах: сборник статей. - М.: Просвещение, 1973. - С. 15-19.
14. Денисова М.А. Словарь как связь слов с жизнью / М.А. Денисова // Русский язык в школе. - 2000. - № 1-2. - С. 54-58.
15. Дубичинский В.В. Теоретическая и практическая лексикография: учебное пособие / В.В. Дубичинский. - Вена-Харьков, 1998. - 160 с.
16. Дуняев А.И. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дуняев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. - М.: Высшая школа, 2016. - 509 с.
17. Козырев В.А. Вселенная в алфавитном порядке: очерки о словарях русского языка: учебное пособие / В.А. Козырев, В.Д. Черняк. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 356 с.
18. Кулебаба Е.П. Речевая работа над однокоренными созвучными словами в III-IV класса / Е.П. Кулебаба // Начальная школа. - № 6. - С. 33-37.
19. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева - М., 2017. - 560 с.
20. Ладыженская Т.А. Особенности развития связной речи детей младшего школьного возраста / Т.А. Ладыженская, Т.И. Тамбовкина // Характеристика связной речи детей младшего школьного возраста: сборник научных трудов. - М.: Наука, 1991. - С. 4-23.
21. Леонович Е.Н. Толковый словарь: учебное пособие для 1-5 классов / Е.Н. Леонович. - М.: Аст-пресс, 1997. - 184 с.
22. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения: учебное пособие / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 214 с.
23. Лихачев Д.С. Язык мой. / Д.С. Лихачев // Культура. - 1995. - 25 октября.
- С. 3-4.
24. Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2002. - С. 15-27.
25. Львов М.Р. Основы теории речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.Р. Львов. - М.: Дрофа, 2001. - 248 с.
26. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов: С толкованием значений, оттенков и многозначности слова. Для поисковой, творческой работы учащихся начальных классов / М.Р. Львов. - М.: Дрофа, 2015. - 67 с.
27. Львов М.Р. Языковая норма и культура речи (Теоретический аспект) / М.Р. Львов // Русский язык в школе. - 2006. - № 4. - С. 3. -7.
28. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В. Матвеева. - М.: Флинта; Наука, 2003. - 432 с.
29. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие / Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. - М.: Издательский цент «Академия», 2012. - 464 с.
30. Морковкин В.В. Об объеме и содержании понятия «теоретическая лексикография» / В.В. Морковкин // Вопросы языкознания. - 1987. - № 6. - С. 33-42.
31. Морковкин В.В. Учебная лексикография как особая лингвометодическая дисциплина / В.В. Морковкин // Актуальные проблемы учебной лексикографии: сборник научных статей. - М.: Наука, 1977. - С. 28-38.
32. Неусыпова Н.М. «Толковый словарик» на уроках русского языка как способ установления межпредметных связей / Н.М. Неусыпова // Начальная школа.
- № 5. - 1992. - С. 13-16.
33. Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка: пособие для учащихся начальных классов / Н.М. Неусыпова / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. - М.: ИВФ Антал, 2016. - 96 с.
34. Новиков Л.А. Учебные словари, их специфика и типы / Л.А. Новиков // Русский язык в национальной школе. - 1974. - № 1. - С. 8-11.
35. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи: учебное пособие для вузов / С.И. Ожегов. - М.: Просвещение, 1974. - 287 с.
36. Пикалова Н.П. Формирование у младших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями разных типов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н.П. Пикалова. - СПб.: СГПУ, 2000. - 19 с.
37. Программа четырехлетней начальной школы («Начальная школа XXI века») / Под ред. проф. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2017. - 78 с.
38. Программно-методические материалы. Русский язык: Начальная школа /
Составитель Л.А. Вохмянина. - М.: Дрофа, 2017. - 217 с.
39. Протченко И.Ф. Словари русского языка. Краткий очерк: пособие для учителя / И.Ф. Протченко. - М.: Мирос, 1995. - 72 с.
40. Рамзаева Т.Г. Проблема развивающего языкового образований и ее реализация в начальной школе / Т.Г. Рамзаева // Начальная школа. - 1999. -№ 1. - С. 14-17.
41. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2-го класса четырёхлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2017. - 211 с.
42. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3-го класса четырёхлетней
начальной школы / Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2017. - 256 с.
43. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 4-го класса четырёхлетней
начальной школы / Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2017. - 231 с.
44. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка: учебное пособие для средних школ. Программа развивающего обучения / В.В. Репкин. - М.: Инфолайн, 1998. - 656 с.
45. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик и др. - М., 2001. - 383 с.
46. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: учебное пособие / Под ред. О.В. Загоровской. - Воронеж, ВГПУ, 2003. - 243 с.
47. Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Н.Ю. Караулова. - М.: Академия, 1997. - 703 с.
48. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы: В 2
ч. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 160 с.
49. Русский язык: Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы: в 2 ч. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 160 с.
50. Русский язык: Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы: в 2 ч. / В.С. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 160 с.
51. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи: учебное пособие / Л.И. Скворцов. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 231 с.
52. Соловейчик М.С. Воспитание внимания к слову / М.С. Соловейчик //
Начальная школа. - 1994. - № 10. - С. 21-24.
53. Соловейчик М.С. К тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей / М.С. Соловейчик // Начальная школа. - 1996. - № 8. - С. 22-26.
54. Соловейчик М.С. О содержании работы по культуре речи / М.С. Соловейчик // Начальная школа. - 1979. - № 3. - С. 49-54.
55. Сороколетов Ф.П. Шестьдесят лет русской советской лексикографии / Ф.П. Сороколетов // Русский язык в школе. - 1977. - № 5. - С. 56-62.
56. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 1999. - 298 с.
57. Тростенцова Л.А. Овладение нормами современного русского языка в процессе изучения морфологии (с использованием справочной лингвистической литературы) / Л.А. Тростенцова, И.В. Галлингер // Русский язык в школе. - 1978. - № 4. - С. 30-39.
58. Хачатурова Т.В. Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Т.В. Хачатурова. - М., 2007. - 24 с.
59. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение [Текст]: учебное пособие / С.Н. Цейтлин. - СПб.: Лань, 1997. - 143 с.
60. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]: учебное пособие / С.Н. Цейтлин - М.: Флинта, 2000. - 240 с.
61. Чибухашвили В.А. Можно ли выработать «иммунитет» против речевых ошибок? / В.А. Чибухашвили // Начальная школа. - 2006. - № 7. - С. 51-54.
62. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелев. - М.: Наука, 1973. - 206 с.
63. Щерба Л.В. Новейшие течения в методике преподавания языка / Л.Ю. Шерба // Хрестоматия по методике преподавания русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителя / Авт.-сост. М.Р. Львов. - М., 1998. - С. 290-296.
64. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии / Л.В. Щерба // Языковая
система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ