Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самоуправление и финансово-хозяйственная деятельность в раннехристианских общинах

Работа №69759

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 Первые общины христиан и их административно¬
хозяйственное устройство
1.1 Первая церковь в Иерусалиме, ее хозяйство и управление
1.2 Первые общины христиан из язычников с точки зрения
их управления и хозяйственной деятельности согласно Дидахе и апостолу Павлу
2 Церковный строй при переходе к ранней кафоличности и
в период ее утверждения с точки зрения управления и хозяйства
2.1 Языкохристианская церковь в период ее перехода от
синагогального основания к иерархичекому строю
2.2 Церковная жизнь в христианстве II - нач. IV века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность настоящего исследования связана с заметной общественной ролью в нашей стране Русской православной церкви. Последняя же возводит преемство своего епископата к апостолам Иисуса Христа [1, с. 15]. Поэтому и свою историю она начинает с первой церкви в Иерусалиме. О ней мы узнаем из входящей в Новый Завет книги Деяния Апостолов [1, с. 20-24]. Отсюда понятен общественный интерес к тому, как такая религия как христианство была обустроена в административном и финансово - хозяйственном плане в ранний период своего исторического бытия.
Наши источники, проливающие свет на эту проблему, следует разделить на две категории: внутренние и внешние.
К внутренним источникам относятся, во-первых, рассматриваемые современными христианами в качестве Священного Писания книги Нового Завета, содержащие сведения об устройстве христианской церкви в течение жизни первых трех поколений ее приверженцев. Такими книгами являются, прежде всего, упомянутые выше Деяния Апостолов, написанные, как считает большинство современных ученых ок. 80-85 г. н.э. [2, с. 260; 4, с. 526]; затем послания апостола Павла, как подлинные, написанные им так и псевдоэпиграфические, особенно известные как Пастырские, поскольку в них представлен церковный строй периода рубежа I-II вв. [3, с. 24, 261; 4, с. 177, 187-189, 662]; далее следует назвать послания, известные как Соборные, написание которых простирается от 70-х до 120-х гг. [2, с. 419; 3, с. 340, 384; 4, с. 576, 704], наконец, последняя книга в новозаветном каноне - Откровение Иоанна, где, представлены и исторические свидетельства церковной жизни 90-х гг. I века [3, с. 392; 4, с. 604].
Во-вторых, не менее важное значение имеют ранние христианские памятники (ок. 36-114 гг.), не включенные в новозаветный канон, сформировавшийся в конце II-IV веках [5, с. 208-209]. К ним относятся, прежде всего, Учение Двенадцати Апостолов, более известное в науке как Дидахе, рисующее нам картину бытия первых языкохристианских общин, еще до Павловых, появившихся во 2-й половине 30-х - 1-й половине 40-х гг. I века; затем Первое послание к Коринфянам Климента Римского, свидетельствующее о конфликте в основанной апостолом Павлом общине в связи с трансформацией в ней церковного строя в начале 90-х гг.1 века; наконец, послания Игнатия Антиохийского (ум. 116) [7, с. 22], в которых нам уже предстает полностью трансформированный строй церкви, которую он назвал кафолической (соборной, всецелой) и где господствует монархический епископат [6, с. 422-424].
В-третьих, для дальнейшего рассмотрения административной и финансово-хозяйственной деятельности в христианских общинах нам потребуются письменные свидетельства христианских авторов (отцов церкви) II-III вв. [8-9],а также к завершенной ок. 324 г. «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, сохранившего многие документальные свидетельства более ранних эпох [10].
К внешним источникам, имеющим отношение к теме нашего исследования относятся как исторические сочинения, так и официальные документы, вышедшие из-под пера нехристианских авторов, как историков, так и официальных лиц Римской империи, проливающие свет на учение, жизнь и устройство ранних христианских общин.
Историография ранней церкви и связанных с ней исторических проблем, требующих дальнейших изучения, стала формироваться с начала Реформации еще в XVI веке. В дальнейшем к изданию древних христианских источников и написанию «церковных историй» подключились также католические ученые. А с XVIII в., когда в России была создана система духовного (богословского) образования, стали появляться курсы церковной истории, вышедшие из-под пера отечественных православных авторов. К началу ХХ в. здесь уже достигли своей вершины такие науки как древняя церковная история и патрология (исследование наследия отцов церкви).
Для нашего исследования в связи с этим будет привлечена 2-я часть классических «Лекций по истории древней церкви» (история церкви в период до Константина Великого) профессора Санкт-Петербургской духовной академии Василия Васильевича Болотова, где блестящая эрудиция в области исторических источников сочетается со строго научным подходом, предполагающим использование историко-критического метода.
Крупнейшим историком древней церкви, писавшим свои труды в последние десятилетия XIX и в первые три десятилетия ХХ века выступает Адольф Гарнак, немецкий протестантский либеральный (в смысле свободный от требований церковной догматики) теолог, профессор Берлинского университета, чей классический труд «Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три века», впервые вышедший на русском языке в том же 1902 г., дает бесценный материал для раскрытия нашей темы [12].
Хотя с 1920-х гг. отечественная историческая наука находилась под сильным идеологическим гнетом, все же к концу советского периода видными российскими историками востоковедами и античниками Игорем Михайловичем Дьяконовым, Ириной Сергеевной Свенцицкой и Валентиной Дмитриевной Нероновой был подготовлен пространный очерк «Возникновение христианства», вошедший в состав академической «Истории древнего мира», оказавшийся особенно ценным для автора этих строк как в методологическом, так и информативном плане [19].
В постсоветские годы отечественная историческая наука обогатилась прорывными трудами в области истории начальной церкви. К таковым, прежде всего, следует отнести работы петербургской исследовательницы доктора исторических наук Ирины Алексеевны Левинской, выпустившей в 1999 и в 2008 гг. двухчастный историко-филологический комментарий к Деяниям Апостолов, сопроводив его своим авторским переводом [21].
Другой исследователь, вышедший уже из среды церковной науки, кандидат богословия игумен Иннокентий (Павлов Сергей Николаевич), обычно подписывающий свои труды как Иннокентий Павлов (далее - Павлов), выпустил в 2018 г. обширный труд «Как жили и во что верили первые христиане», посвятив его детальному исследованию Дидахе, снабженному авторским переводом этого памятника. Его полностью свободное от конфессиональной ангажированности исследование, построенное на историко-критической методологии также дает важный материал для раскрытия темы настоящего сочинения [24].
Понятно, что для всестороннего рассмотрения предмета своей работы автору пришлось прибегнуть еще к ряду трудов как общего характера по Новому Завету и патрологии, так и к сочинениям современных авторов, затрагивающих частные темы, имеющие отношение к его исследованию. Благо теперь на русском языке можно знакомиться как с сочинениями прежних русских авторов, так и с новейшими трудами видных отечественных и западных ученых.
Объект исследования. Христианская церковь в период своего раннего существования.
Цель исследования. Проследить историческую трансформацию строя ранней церкви, что нашло свое отражение в изменении характера административной и финансово-хозяйственной деятельности в раннехристианских общинах.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- проанализировать источники и исследовательскую литературу по данной теме;
- определить время и условия возникновения и организационного оформления раннехристианских общин;
- проследить изменения в организации раннехристианских общин;
- изучить специфику административной и финансово-хозяйственной деятельности в раннехристианских общинах в различных хронологических отрезках и регионах.
Что касается методологии исследования, то, прежде всего, следует отметить, что автор намерен держаться принципов историзма, предполагающих анализ объекта исследования в связи с конкретно-историческими условиями его существования, и требований научной объективности.
Первое обеспечивается всесторонним рассмотрением всех возможных источников (внутренних и внешних), так или иначе касающихся объекта нашего исследования - ранней церкви, хотя датировка первых из них порой остается дискуссионной.
Со вторым в нашем случае дело обстоит несколько сложнее. Так при принятой в науке подлинности тех же христианских источников, которые нам предстоит рассмотреть, нередко встает вопрос об их достоверности. Связано это с двумя моментами. В тех же Деяниях Апостолов наряду с научно установленными историческими фактами нередко присутствуют: а) мифический элемент, представляющий повествования о сверхъестественных событиях; б) идеологически мотивированные повествования, явно не отражающие историческую реальность времени действия, к которому они отнесены, а служащие более поздним идейным установкам, вызванным обстоятельствами своего времени.
Хронологические рамки настоящего исследования составят без малого 300 лет, внутри которых следует выделить следующие неравномерные периоды.
Что касается территориальных рамок исследования, то они уже были отмечены раннее, как объемлющие практически всю территорию Римской империи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Касаясь исторических причин легализации христианства в Римской империи, Болотов пишет: «При Диоклетиане правительство осталось одиноким в борьбе с христианством. В общем, массы остались пассивными, и как только у администрации ослабевала энергия, гонение постепенно начало затухать. Теперь языческое общество считало в своем составе немало таких, которые видели в христианах добрых и полезных граждан, хороших друзей, заслуживающих защиты даже с самопожертвованием. Кровопролитие стало неприятным и общественное положение христианства было настолько упрочено, что достаточно было правительству отнять свою пригнетающую руку, чтобы для христианства возвратились дни мирного процветания, какими они пользовались уже 40 лет. Эдикт о свободе христиан во времена Траяна был бы преждевременным, теперь он был успешен и не мог остаться мертвую буквой». [2, с. 160-161].
Это так. Однако следует иметь в виду, что с самого начала бытия церкви Христа лояльность к римской государственной власти всячески подчеркивалась ее учителями. Еще Иисус на искусительный вопрос своих противников: «Можно ли платить подать кесарю, или нет?», - ответил так: «Отдавайте же кесарево кесарю, а Божие - Богу» [23, с. 53].
Апостол Павел, обращаясь к христианам Рима, исходя из этого, восходящего к Иисусу принципа, предлагает следующую доктрину на сей счет: «Всякая душа да подчиняется высшим властям. Ибо нет власти, кроме как от Бога, а существующие поставлены Богом. Поэтому противящийся власти восстал против Божьего установления; а восставшие навлекут на себя осуждение. Ибо начальники страшны не для доброго дела, но для злого. Хочешь не бояться власти? Делай доброе и будешь иметь похвалу от нее: ибо она - Божий слуга, тебе на благо. Если же делаешь злое, бойся; ибо она не напрасно носит меч, ибо она Божий слуга, отмститель, карающий гневом делающего злое. Потому нужно подчиняться не только ради гнева, но и ради совести. Поэтому вы и налоги платите: ибо они - служители Божии, постоянно у этого дела стоящие. Ни у кого, ни в чем не оставайтесь в долгу, кроме взаимной любви: ибо любящий другого исполнил Закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убей, не укради, не пожелай, и если есть какая другая заповедь, - заключаются в одном этом слове, а именно: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла. Итак, любовь есть исполнение Закона». [23, с. 323-324].
Написано это было в 56 году н.э., кстати, в царствование Нерона (правил в 54-68 гг.), развернувшего спустя восемь лет лютое гонение на христиан. На что здесь следует обратить особое внимание. Павел, исходя из учения самого Иисуса, особо подчеркивает обязательность для его последователей платить государственные налоги. Ведь вопрос противников Иисуса был задан для того, чтобы иметь повод обвинить его именно перед римской властью, поскольку как раз с отказа от уплаты ей податей, начинались все попытки восстаний евреев против нее ради обретения национальной независимости. Другое дело, что те же евреи, не воздавали кесарю, как по-гречески назывался Римский император, Божьего, то есть не участвовали в культе кесаря, полагая, что человеку не положено то поклонение, которое подобает одному только Богу.
Христиане вместе с библейским учением о Боге как творце мироздании и конечном судии мира переняли и эту установку. Но, как мы уже знаем, если для иудаизма как религии древней и национальной римская власть сделала исключение, не понуждая евреев к участию в имперском культе, то для христианства как для религии и новой и наднациональной она усмотрела вызов себе. Впрочем, религиозный энтузиазм не был характерен для греко-римских язычников. Поэтому не стоит удивляться тому, что Константин счел возможным отказаться от претензий на свою «божественности» в пользу единственного Бога-творца, признав во Христе «царя веков». Но всему требовалось время, и, как мы видим, оказавшееся продолжительным. Христианство уже во II веке, утвердившись в своем качестве, обрело необходимое критическое количество своих последователей во всех слоях имперского общества, так что последнее к IV веку могло о нем объективно судить и признать для себя приемлемым.
Следует также сказать, что и само греко-римское общество не остановилось в своем духовном развитии, став к IV веку н.э. более гуманным, чем это было во времена Иисуса и Павла. Эта тема требует особого рассмотрения. Теперь же ограничимся тем замечанием, что это общество смогло оценить ту положительную роль, какую играла христианская церковь в деле помощи сиротам, вдовам и всем нуждающимся в социальной поддержке, особенно в трагические дни эпидемий.
Нам же в заключении надо проследить как само христианство, начиная с II века, когда оно, выйдя из лона иудаизма, но став преимущественно греческим, с ним разошлось, всё более приспосабливаясь под ожидания греко - римского общества.
Начнем с того, что христианство в своей истории предстает как религия, являющая синтез библейских представлений - мировоззренческих и моральных, и эллинизма, предполагающих их философское осмысление. То же касается и церковного строя, где от Иисуса и его апостолов взят принцип общинности, но при этом он оказался приспособленным под греко-римские представления, сведшиеся к принятию принципа кафоличности - целостности и единства церковной организации с ее территориальным делением, когда каждый город и даже провинция подобно наместникам высшей власти империи имеет «наместников Христа» в лице монархического епископата. Это станет немаловажным фактором для налаживания уже при Константине сотрудничества государственных и церковных властей, вылившихся позднее в так называемую государственно-церковную симфонию.
Далее надо сказать, что во II-III веках у христиан сформировался ставший затем понятным греко-римскому обществу пантеон вокруг единственного или же триединого Бога из чтимых церковью святых. Вообще, понятие «святой», то есть посвященный Богу в иудаизме относится к народу Израиля - евреям. Апостолы Христа, также стали употреблять его по отношению к членам церкви, в том числе и из числа язычников. Но когда в эпоху гонений появились христианские мученики, именовавшиеся свидетелями веры, то понятие «святые» уже стало прилагаться преимущественно, а затем уже и исключительно к ним. По христианскому учению, сформировавшемуся во II—III вв., к этим святым следует молитвенно обращаться при всяких житейских обстоятельствах, прося их ходатайства перед Богом о ниспослании помощи свыше.
Но, тем не менее, главное, чем христианство смогло завоевать греко-римский мир, было социальное устройство христианской церкви, при котором нуждающийся мог рассчитывать на действенную помощь. Так что общинность под водительством епископов и других церковных служителей стала, на мой взгляд, решающим фактором для общественного признания христианства. Понятно, этого не могло быть без административной и финансово-хозяйственной деятельности раннехристианских общин, обзору которой посвящена настоящая работа.



1 Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. - М. : Российское Библейское Общество, 2000. - 1338 с.
2 Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви I-II. Введение в церковную историю. История Церкви в период до Константина Великого / В.
B. Болотов. - Минск. : Харвест, 2011. - 576 с.
3 Браун Р. Введение в Новый Завет. Т. 1. Пер. с англ. / Р. Браун - М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. - 328 с.
4 Браун Р. Введение в Новый Завет. Т. 2. Пер. с англ. / Р. Браун - М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. - 204 с.
5 Брент А. Игнатий Антиохийский. Епископ-мученик и происхождение епископата. Пер. с англ. / А. Брент - М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012. - 310 с.
6 Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия как задача. Избранное: вера и понимание. Пер. с нем. Р. Бультман - М. : РОССПЭН, 2004. - 446 с.
7 Г арнак А. Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три века. Пер. с нем. / А. Гарнак - СПб. : Издательство Олега Обышко,
2007. - 332 с.
8 Дьяконов И. М. Неронова В. Д. Свенцицкая И. С. Лекции о возникновении христианства / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.
C. Свенцицкой. Изд. 3-е, испр. и доп. [Кн. 3.] Упадок древних обществ. - М. : Наука, 1989. - 192 с.
9 Евсевий Кесарийский (Памфил). Церковная история / Евсевий Памфил. - М. : Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. - 446 с.
10 Евсевий Кесарийский (Памфил). О жизни блаженного василевса Константина / Евсевий Кесарийский (Памфил) [Электронный ресурс]. Режим доступа : azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/o-zhizni-blazhennogo-vasilevsa- konstantina/3_64
11 Епифаний Кипрский. Панарион / Епифаний Кипрский [Электронный ресурс]. Режим доступа : khazarzar.skeptik.net/books/epiph
12 Ермий Созомен. Церковная история / Ермий Созомен [Электронный ресурс]. Режим доступа : azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozo
13 Иванцов-Платонов А. М. Ереси и расколы первых трех веков христианства / А. М. Иванцов-Платонов. - М. : Книжный дом «Либроком», 2013. - 352 с.
14 Игнатий Богоносец. Послание к траллийцам / Игнатий Богоносец [Электронный ресурс]. Режим доступа : azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antio
15 Игнатий Богоносец. Послание к смирянам / Игнатий Богоносец [Электронный ресурс]. Режим доступа : azbyka.ru/otechnik/Ignati
16 Иероним Стридонский. О знаменитых мужах / Иероним Стридонский [Электронный ресурс]. Режим доступа : azbyka.ru/otechnik
17 Климент Римский. Послание к коринфянам / Климент Римский [Электронный ресурс]. Режим доступа : azbyka.ru/otechnik/Kliment
18 Кузнецова В. Н. Путешествуя с Апостолами / В. Н. Кузнецова. - М. : Российское библейское общество, 2002. - 128 с.
19 Левинская И. А. Деяния Апостолов. Главы 1-8. Историко-филологический комментарий / И. А. Левинская. - М. : Библейско- богословский институт св. апостола Андрея, 1999. - 232 с.
20 Левинская И. А. Деяния Апостолов на фоне еврейской диаспоры / И. А. Левинская. - СПб. : Логос, 2000. - 118 с.
21 Левинская И. А. Деяния Апостолов. Главы 9-28. Историко-филологический комментарий / И. А. Левинская. - СПб. : Нестор-История,
2008. - 204 с.
22 Мецгер Б. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение. Пер. с англ. / Б. Мецгер. - М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1998. - 532 с.
23 Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Перевод с греческого подлинника под редакцией епископа Кассиана (Безобразова). - 207 с. М. : Российское библейское общество, 2001. - 456 с.
24 Павлов И. Как жили и во что верили первые христиане. Учение Двенадцати Апостолов / И. Павлов - М. : Эксмо, 2018. - 736 с.
25 Павлов И. Ipsissima doctrina Jesu [Подлинное учение Иисуса]: критерии и исторические показания. Тезисы / И. Павлов - М. : Эксмо, 2018. - 507 с.
26 Павлов И. Иудео- и языкохристиане в Новом Завете. / Страницы: богословие культура, образования / И. Павлов - М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2018. - 180 с.
27 Пеликан Я. Я. Христианская традиция: История развития вероучения I. Возникновение кафолической традиции (100-600) / Я. Я. Пеликан. - М. : Духовная литература, 2007. - 376 с.
28 Покровский А. И. Большой Иерапольский собор против монтатизма (в 70-х гг. II века) /А. И. Покровский // Христианское чтение. - 1913. - № 9. - С. 1060-1084.
29 Покровский А. И. Раннейшие «малые» противомонтанистические соборы (второй полвины II века) / А. И. Покровский // Христианское чтение. - 1913. - № 7-8. - С. 928-943.
30 Покровский А. И. Сущность монтатизма и необходимость напряженной церковно-соборной борьбы с ним / А. И. Покровский // Христианское чтение. - 1913. - № 10. - С. 1201-1215.
31 Покровский А. И. Хронология раннего монтанизма и соборов против него / А. И. Покровский // Христианское чтение. - 1913. - № 12. - С. 1435-1446.
32 Покорны П. Введение в Новый Завет. Обзор литературы и богословия Нового Завета / П. Покорны - М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012. - 128 с.
33 Порублев Н. В. Феномен глоссолалии / Н. В. Порублев. [Электронный ресурс]. Режим доступа : azbyka.ru/fenomen-glossolalii
34 Православное учение о церковной иерархии. Антология святоотеческих текстов - М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. - 302 с.
35 Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.) / М. Э. Поснов. - М. : Изд-во св. Кирилла и Мефодия, 2007. - 368 с.
36 Ренан Э. Ж. Христианская церковь / Э. Ж. Ренан. - М. : Терра, 1991. - 303 с.
37 Ренан Э. Ж. Марк Аврелий и конец античного мира / Э. Ж. Ренан. - М. : Терра, 1991. - 349 с.
38 Решения Вселенских соборов [Электронный ресурс]. Режим доступа : pravoslavieto.com/docs/ru/pravila_vselenskih_soborov.htm
39 Сагарда Н. И. Патрология. Полный курс лекций / Н. И. Саграда - СПб. : Воскресение, 2004. - 274 с.
40 Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности / А. И. Сидоров - М. : Русские огни, 1996. - 186 с.
41 Тертуллиан. Против Маркиона в пяти книгах / Тертуллиан
[Электронный ресурс]. Режим доступа : azbyka.ru/otechnik/Tertullian/protiv-
markiona-v-pj ati-knigakh/
42 Тертуллиан. Против Праксея / Тертуллиан [Электронный ресурс]. Режим доступа : azbyka.ru/otechnik/Tertullian/protiv-prakseja/
43 Тертуллиан. О венке воина / Тертуллиан [Электронный ресурс]. Режим доступа : azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-ventse-voina/
44 Тертуллиан. О целомудрии / Тертуллиан [Электронный ресурс]. Режим доступа : azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_celomudrii/
45 Троицкий И. Учение о святости церкви и борьба с монтанизмом /
И. Троицкий [Электронный ресурс]. Режим доступа :
azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/uchenie-o-svjatosti-tserkvi-i-borba-s-montan
46 Троицкий И. Новый Завет во втором веке / И. Троицкий [Электронный ресурс]. Режим доступа : azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/
47 Троицкий И. Постное и пост. Страничка из истории церковной дисциплины / И. Троицкий [Электронный ресурс]. Режим доступа : azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/postnoe-i-post/
48 Фаррар Ф. В. Жизнь и труды Святых Отцов и учителей церкви / Ф. В. Фаррар. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2001. - 672 с.
49 Хенгель М. Иисус и иудаизм / М. Хенгель - М. : Библейско- богословский институт св. апостола Андрея, 2016. - 466 с.
50 Чанышев А. Н. Курс лекций под древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. - М. : Высшая школа, 1991. - 512 с.
51 Шафф Ф. История христианской Церкви Том II Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. X.) / Ф. Шафф [Электронный ресурс]. Режим доступа : royallib.com/book/shaff_filip/istoriya_hristianskoy_tserkv


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ