УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД НАРЬЯН-МАР»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ГОРОД НАРЬЯН-МАР» 23
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ГОРОД НАРЬЯН-МАР» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ГОРОД НАРЬЯН-МАР» 23
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ГОРОД НАРЬЯН-МАР» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Управление жилищно-коммунальным комплексом является одним из приоритетных направлений современной политики Российской Федерации. Высокий износ основных коммунальных фондов, несовершенство законодательной базы, однообразие управленческих структур, занимающихся модернизацией жилищно-коммунального комплекса, являются причиной возникновения целого ряда проблем, среди которых можно выделить ухудшение качества жизни, рост доли ветхого и аварийного жилья, увеличение количества коммунальных и технологических аварий.
В муниципальной практике присутствуют проблемы, связанные с привлечением граждан к управлению многоквартирным домом и общим имуществом. Зачастую жители не имеют доступа к информации об управлении домом и о жилищно-коммунальном хозяйстве в целом. Помимо этого, недостаточный контроль за деятельностью управляющих компаний и использованием финансовых средств граждан приводит к низкому качеству ремонта зданий, использованию дешевых и непрочных материалов, что приводит к ухудшению состояния всего жилищно-коммунального комплекса. Одной из ключевых проблем жилищно-коммунальной отрасли была и остается низкая экономическая эффективность, за которой стоят низкая производительность труда, сверхвысокое ресурсо- и энергопотребление, слабый менеджмент. Это напрямую сказывается на качестве и стоимости предоставляемых услуг.
Особо тяжелое положение наблюдается в городах Крайнего Севера, жилищно-коммунальный комплекс которых всегда функционировал в экстремальных природно-климатических условиях. В процессе становления рыночных отношений в экономике жилищно-коммунальное хозяйство северных регионов пришло в состояние депрессии, обусловленное отсутствием реальных институциональных преобразований
Однако рациональное управление данным комплексом, распределение ресурсов на наиболее важные участки коммунальной сети может вывести современное жилищно-коммунальное хозяйство на более высокий уровень. Грамотное управление развитием ЖКХ способствует улучшению состояния жилых помещений, объектов коммунальной инфраструктуры, коммунальных сетей, таких как водоснабжение, канализация, теплоснабжение. Как следствие, улучшается благосостояние граждан, внешний облик городов, инвестиционный климат в данной сфере.
Таким образом, значимость выбранной темы выпускного квалификационного исследования обусловлена необходимостью разработки технологической основы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования.
Степень изученности темы. Высокая актуальность проблемы функционирования предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства нашла отражение в достаточно большом количестве работ, в которых российскими исследователями были проанализированы различные аспекты управления развитием жилищно-коммунального хозяйства. Н.Н. Аблизина, А.А. Галлямов, Н.С. Гришкова, Г.Г. Погосян, А.Н. Ряховская, В.Е. Шохин в своих работах исследовали состояние объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, оказывающее непосредственное влияние, как на состояние экономики, так и на качество жизни населения.
Основные проблемы, связанные с привлечением инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, рассматриваются в научных трудах таких авторов, как Г.С. Бектенова, О.Н. Долина, А.Н. Казак, А.В. Канунов, С.В. Лепешкина, А.А. Мартенс, Ю.Ю. Русанов, Р.С. Хайретдинова . Стоит отметить работу исследователей А.И. Романовой, О.Н. Боровских и Е.М. Монетовой, в которой обоснованы способы модернизации и технического перевооружения ЖКХ. По мнению авторов, финансовая стабилизация жилищно-коммунального хозяйства обеспечит базу для акционирования и приватизации существующих предприятий жилищно- коммунального комплекса и привлечения в данную сферу частного бизнеса.
Особенности управления развитием жилищно-коммунального комплекса в России в целом рассмотрены в работах Е.А. Бабенко, С.И. Баженова, В.Б. Божухина, К.В. Екимовой, Е.И. Николаевой, И.Н. Путилиной, А.Н. Чернышова, Е.Ю. Шумиловой.
Таким образом, несмотря на существенную научную и методологическую базу для исследования, в отечественной науке до сих пор недостаточно раскрыт вопрос о механизмах развития жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью обеспечения устойчивого функционирования и развития городов, повышения качества жизни городского сообщества, и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию системы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в городском округе «Город Нарьян -Мар».
В качестве объекта выпускного квалификационного исследования выступает жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования.
Предметом исследования являются управление развитием жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа «Город Нарьян - Мар».
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по совершенствованию процесса управления развитием жилищно - коммунального хозяйства на территории городского округа «Город Нарьян-Мар».
1. Изучить теоретические основы исследования управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории муниципального образования.
2. Проанализировать практику управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в городском округе «Город Нарьян -Мар».
3. Предложить направления совершенствования управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в городском округе «Город Нарьян - Мар».
Теоретико-методологическая основа исследования представлена основными положениями системного подхода, изложенного в исследованиях А.И. Безлюдова, В.Д. Зотова, А.Н. Ряховской и др., позволившего рассмотреть общественные отношения по поводу деятельности органов местного самоуправления в процессе реализации полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования, а также обосновать практические рекомендации в данной сфере для городского округа «Город Нарьян-Мар». Применение содержательного подхода позволило выявить взаимозависимость между негативными факторами, возникающими в условиях функционирования жилищно - коммунального хозяйства, и социально-экономическим состоянием муниципального образования.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение, а также комплекс эмпирических методов - анализ нормативно-правовых документов и статистических данных.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровня , регулирующие сферу жилищно-коммунального хозяйства, отчетная информация управления строительства, ЖКХ и градостроительной деятельности администрации г. Нарьян-Мар, справочно-аналитических материалов.
Практическая значимость исследования. Практические рекомендации, сформулированные в результате проведенного исследования, могут быть использованы при разработке органами власти концепций, проектов, программ, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
В муниципальной практике присутствуют проблемы, связанные с привлечением граждан к управлению многоквартирным домом и общим имуществом. Зачастую жители не имеют доступа к информации об управлении домом и о жилищно-коммунальном хозяйстве в целом. Помимо этого, недостаточный контроль за деятельностью управляющих компаний и использованием финансовых средств граждан приводит к низкому качеству ремонта зданий, использованию дешевых и непрочных материалов, что приводит к ухудшению состояния всего жилищно-коммунального комплекса. Одной из ключевых проблем жилищно-коммунальной отрасли была и остается низкая экономическая эффективность, за которой стоят низкая производительность труда, сверхвысокое ресурсо- и энергопотребление, слабый менеджмент. Это напрямую сказывается на качестве и стоимости предоставляемых услуг.
Особо тяжелое положение наблюдается в городах Крайнего Севера, жилищно-коммунальный комплекс которых всегда функционировал в экстремальных природно-климатических условиях. В процессе становления рыночных отношений в экономике жилищно-коммунальное хозяйство северных регионов пришло в состояние депрессии, обусловленное отсутствием реальных институциональных преобразований
Однако рациональное управление данным комплексом, распределение ресурсов на наиболее важные участки коммунальной сети может вывести современное жилищно-коммунальное хозяйство на более высокий уровень. Грамотное управление развитием ЖКХ способствует улучшению состояния жилых помещений, объектов коммунальной инфраструктуры, коммунальных сетей, таких как водоснабжение, канализация, теплоснабжение. Как следствие, улучшается благосостояние граждан, внешний облик городов, инвестиционный климат в данной сфере.
Таким образом, значимость выбранной темы выпускного квалификационного исследования обусловлена необходимостью разработки технологической основы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования.
Степень изученности темы. Высокая актуальность проблемы функционирования предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства нашла отражение в достаточно большом количестве работ, в которых российскими исследователями были проанализированы различные аспекты управления развитием жилищно-коммунального хозяйства. Н.Н. Аблизина, А.А. Галлямов, Н.С. Гришкова, Г.Г. Погосян, А.Н. Ряховская, В.Е. Шохин в своих работах исследовали состояние объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, оказывающее непосредственное влияние, как на состояние экономики, так и на качество жизни населения.
Основные проблемы, связанные с привлечением инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, рассматриваются в научных трудах таких авторов, как Г.С. Бектенова, О.Н. Долина, А.Н. Казак, А.В. Канунов, С.В. Лепешкина, А.А. Мартенс, Ю.Ю. Русанов, Р.С. Хайретдинова . Стоит отметить работу исследователей А.И. Романовой, О.Н. Боровских и Е.М. Монетовой, в которой обоснованы способы модернизации и технического перевооружения ЖКХ. По мнению авторов, финансовая стабилизация жилищно-коммунального хозяйства обеспечит базу для акционирования и приватизации существующих предприятий жилищно- коммунального комплекса и привлечения в данную сферу частного бизнеса.
Особенности управления развитием жилищно-коммунального комплекса в России в целом рассмотрены в работах Е.А. Бабенко, С.И. Баженова, В.Б. Божухина, К.В. Екимовой, Е.И. Николаевой, И.Н. Путилиной, А.Н. Чернышова, Е.Ю. Шумиловой.
Таким образом, несмотря на существенную научную и методологическую базу для исследования, в отечественной науке до сих пор недостаточно раскрыт вопрос о механизмах развития жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью обеспечения устойчивого функционирования и развития городов, повышения качества жизни городского сообщества, и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию системы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в городском округе «Город Нарьян -Мар».
В качестве объекта выпускного квалификационного исследования выступает жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования.
Предметом исследования являются управление развитием жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа «Город Нарьян - Мар».
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по совершенствованию процесса управления развитием жилищно - коммунального хозяйства на территории городского округа «Город Нарьян-Мар».
1. Изучить теоретические основы исследования управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории муниципального образования.
2. Проанализировать практику управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в городском округе «Город Нарьян -Мар».
3. Предложить направления совершенствования управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в городском округе «Город Нарьян - Мар».
Теоретико-методологическая основа исследования представлена основными положениями системного подхода, изложенного в исследованиях А.И. Безлюдова, В.Д. Зотова, А.Н. Ряховской и др., позволившего рассмотреть общественные отношения по поводу деятельности органов местного самоуправления в процессе реализации полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования, а также обосновать практические рекомендации в данной сфере для городского округа «Город Нарьян-Мар». Применение содержательного подхода позволило выявить взаимозависимость между негативными факторами, возникающими в условиях функционирования жилищно - коммунального хозяйства, и социально-экономическим состоянием муниципального образования.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение, а также комплекс эмпирических методов - анализ нормативно-правовых документов и статистических данных.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровня , регулирующие сферу жилищно-коммунального хозяйства, отчетная информация управления строительства, ЖКХ и градостроительной деятельности администрации г. Нарьян-Мар, справочно-аналитических материалов.
Практическая значимость исследования. Практические рекомендации, сформулированные в результате проведенного исследования, могут быть использованы при разработке органами власти концепций, проектов, программ, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Изучение теоретических основ и практики управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории городского округа «Город Нарьян- Мар» показало, что жилищно-коммунальное хозяйство рассматривается как важнейшая система жизнеобеспечения и безопасности населения, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятий различных отраслей национальной экономики необходимыми ресурсами. Наряду с понятием жилищно-коммунального хозяйства часто применяется понятие жилищно-коммунальный комплекс, который выступает интегрированным субъектом управления, проблемы которого и определяют состояние объекта управления, то есть ЖКХ.
Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Функции управления ЖКХ на муниципальном уровне осуществляет отраслевой орган муниципального образования, который занимается решением вопросов местного значения и отдельных полномочий в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, созданием благоприятных условий для жизнедеятельности населения муниципального образования.
Анализ практики управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в городском округе «Город Нарьян-Мар» показал, что на сегодняшний день в муниципальном образовании преобладают жилые дома, построенные после 1995 года (53,8% от общей площади жилых помещений) преимущественно из деревянного материала - 40,5%. На начало текущего 2018 года доля ветхого жилья в городском округе составляет 16,8% от общего объема жилищного фонда, что превышает среднероссийский показатель и показатель по Северо-Западному федеральному округу. Значительная доля жилья (27,6% от общей площади жилых помещений) не имеет полной степени благоустройства.
Санитарное содержание территории городского округа «Город Нарьян-Мар» ведется по пяти направлениям, как в летний, так и зимний периоды: санитарное содержание территории спортивно-игровых площадок, санитарное содержание пешеходной зоны, уборка междворовых проездов, ликвидация несанкционированных свалок, содержание и ликвидация помойниц. Работы по благоустройству и озеленению территории городского округа возложены на Муниципальное бюджетное учреждение «Чистый город»: устройство и содержание газонов, цветников и клумб; посадка и содержание деревьев и кустарников; подготовка грунта и посадочного материала. Администрацией городского округа проводятся мероприятия с целью вовлечения общественности в процесс благоустройства и озеленения через организацию работы органов территориального общественного самоуправления, регулярно организуются конкурсы общественных инициатив, среди которых можно выделить «Конкурс ландшафтного дизайна» и «Лучшая благоустроенная территория».
В ходе анализа состояния жилищно-коммунального хозяйства и изучения структуры управления им в городском округе «Город Нарьян -Мар» были выявлены следующие проблемы: наличие высокой доли ветхого и аварийного жилищного фонда; отсутствие полного коммунального оборудования значительной доли жилищного фонда; высокий уровень тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями; некачественный сбор и удаление снега и льда с пешеходной части города; отсутствие селективного сбора компонентов твердых бытовых отходов, отсутствие практики сбора макулатуры, стеклотары, металлолома; отсутствие предприятий по переработке мусора и полигона для отходов, соответствующего современным требованиям.
Для решения вышеперечисленных проблем предлагается специальный проект - «Создание мини-завода по переработке отходов из полимерных материалов в городском округе «Город Нарьян-Мар», целью которого является улучшение экологической обстановки в муниципальном образовании посредством внедрения современных технологий по утилизации и переработке ТБО. Проект может быть реализован к концу апреля 2019 года.
В качестве основных проектных мероприятий можно выделить: разработку концептуальной основы проекта с подробным описанием технологического процесса переработки отходов из полимерных материалов; оформление пакета разрешительных документов; аренду и приведение арендуемого помещения под организацию мини-завода в соответствие требованиям действующих санитарных норм и правил пожарной безопасности; поиск каналов сбыта для перерабатываемого сырья и заключение договоров с потенциальными покупателями; покупку и установку необходимого оборудования; подбор и найм персонала; производство и сбыт первой партии полученного сырья. Предлагаемый проект является краткосрочным с периодом реализации 10 месяцев (июль 2018 г. - апрель 2019 г.).
В ходе проведения мероприятий, предусмотренных проектом, ожидается: сохранение природных ресурсов посредством использования полимерных отходов в качестве вторичных материалов для производства товаров народного потребления и экономия средств, затраченных на захоронение полимерных отходов; повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования, разработка и реализация инновационных проектов, связанных с утилизацией и переработкой твердых бытовых отходов; увеличение количества извлекаемых вторичных ресурсов из переработанных полимерных отходов; создание новых рабочих мест - в количестве 15; сортировка более 80% отходов, имеющихся на свалках городского округа «Город Нарьян-Мар»; переработка не менее 180 тонн отходов из полимерных материалов ежемесячно (не менее 2160 тонн в год).
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций в адрес администрации городского округа «Город Нарьян-Мар»:
1. Разработка методических основ ликвидации ветхого жилого фонда. Необходимо произвести инвентаризацию ветхого жилого фонда, с делением его на категории, по возможности проведения восстановительных работ. Уровень физического износа дает представление о примерной стоимости восстановительных работ и их целесообразности. При физическом износе выше 65% стоимость его ликвидации может превысить стоимость здания.
2. Создание системы мониторинга качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и создание механизма обратной связи от уровня непосредственного потребления жилищно-коммунальных услуг до всех уровней власти в отрасли ЖКХ.
3. Распространение культуры энергосбережения среди населения - установка счетчиков водоснабжения, замена ламп накаливания на энергосберегающие и другие.
Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Функции управления ЖКХ на муниципальном уровне осуществляет отраслевой орган муниципального образования, который занимается решением вопросов местного значения и отдельных полномочий в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, созданием благоприятных условий для жизнедеятельности населения муниципального образования.
Анализ практики управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в городском округе «Город Нарьян-Мар» показал, что на сегодняшний день в муниципальном образовании преобладают жилые дома, построенные после 1995 года (53,8% от общей площади жилых помещений) преимущественно из деревянного материала - 40,5%. На начало текущего 2018 года доля ветхого жилья в городском округе составляет 16,8% от общего объема жилищного фонда, что превышает среднероссийский показатель и показатель по Северо-Западному федеральному округу. Значительная доля жилья (27,6% от общей площади жилых помещений) не имеет полной степени благоустройства.
Санитарное содержание территории городского округа «Город Нарьян-Мар» ведется по пяти направлениям, как в летний, так и зимний периоды: санитарное содержание территории спортивно-игровых площадок, санитарное содержание пешеходной зоны, уборка междворовых проездов, ликвидация несанкционированных свалок, содержание и ликвидация помойниц. Работы по благоустройству и озеленению территории городского округа возложены на Муниципальное бюджетное учреждение «Чистый город»: устройство и содержание газонов, цветников и клумб; посадка и содержание деревьев и кустарников; подготовка грунта и посадочного материала. Администрацией городского округа проводятся мероприятия с целью вовлечения общественности в процесс благоустройства и озеленения через организацию работы органов территориального общественного самоуправления, регулярно организуются конкурсы общественных инициатив, среди которых можно выделить «Конкурс ландшафтного дизайна» и «Лучшая благоустроенная территория».
В ходе анализа состояния жилищно-коммунального хозяйства и изучения структуры управления им в городском округе «Город Нарьян -Мар» были выявлены следующие проблемы: наличие высокой доли ветхого и аварийного жилищного фонда; отсутствие полного коммунального оборудования значительной доли жилищного фонда; высокий уровень тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями; некачественный сбор и удаление снега и льда с пешеходной части города; отсутствие селективного сбора компонентов твердых бытовых отходов, отсутствие практики сбора макулатуры, стеклотары, металлолома; отсутствие предприятий по переработке мусора и полигона для отходов, соответствующего современным требованиям.
Для решения вышеперечисленных проблем предлагается специальный проект - «Создание мини-завода по переработке отходов из полимерных материалов в городском округе «Город Нарьян-Мар», целью которого является улучшение экологической обстановки в муниципальном образовании посредством внедрения современных технологий по утилизации и переработке ТБО. Проект может быть реализован к концу апреля 2019 года.
В качестве основных проектных мероприятий можно выделить: разработку концептуальной основы проекта с подробным описанием технологического процесса переработки отходов из полимерных материалов; оформление пакета разрешительных документов; аренду и приведение арендуемого помещения под организацию мини-завода в соответствие требованиям действующих санитарных норм и правил пожарной безопасности; поиск каналов сбыта для перерабатываемого сырья и заключение договоров с потенциальными покупателями; покупку и установку необходимого оборудования; подбор и найм персонала; производство и сбыт первой партии полученного сырья. Предлагаемый проект является краткосрочным с периодом реализации 10 месяцев (июль 2018 г. - апрель 2019 г.).
В ходе проведения мероприятий, предусмотренных проектом, ожидается: сохранение природных ресурсов посредством использования полимерных отходов в качестве вторичных материалов для производства товаров народного потребления и экономия средств, затраченных на захоронение полимерных отходов; повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования, разработка и реализация инновационных проектов, связанных с утилизацией и переработкой твердых бытовых отходов; увеличение количества извлекаемых вторичных ресурсов из переработанных полимерных отходов; создание новых рабочих мест - в количестве 15; сортировка более 80% отходов, имеющихся на свалках городского округа «Город Нарьян-Мар»; переработка не менее 180 тонн отходов из полимерных материалов ежемесячно (не менее 2160 тонн в год).
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций в адрес администрации городского округа «Город Нарьян-Мар»:
1. Разработка методических основ ликвидации ветхого жилого фонда. Необходимо произвести инвентаризацию ветхого жилого фонда, с делением его на категории, по возможности проведения восстановительных работ. Уровень физического износа дает представление о примерной стоимости восстановительных работ и их целесообразности. При физическом износе выше 65% стоимость его ликвидации может превысить стоимость здания.
2. Создание системы мониторинга качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и создание механизма обратной связи от уровня непосредственного потребления жилищно-коммунальных услуг до всех уровней власти в отрасли ЖКХ.
3. Распространение культуры энергосбережения среди населения - установка счетчиков водоснабжения, замена ламп накаливания на энергосберегающие и другие.



