СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
1.1. Развитие речи в онтогенезе 8
1.2. Современные представления о категории «дети группа риска» 17
1.3. Анализ системы сопровождения раннего речевого развития детей группы
риска 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
2.1. Изучение анамнестических данных детей группы риска 37
2.2. Система сопровождения раннего речевого развития детей группы
риска 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
1.1. Развитие речи в онтогенезе 8
1.2. Современные представления о категории «дети группа риска» 17
1.3. Анализ системы сопровождения раннего речевого развития детей группы
риска 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
2.1. Изучение анамнестических данных детей группы риска 37
2.2. Система сопровождения раннего речевого развития детей группы
риска 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Оказание ранней помощи детям с отклонениями в развитии в настоящее время является актуальной проблемой коррекционной педагогики. Связанно это с неуклонным ростом числа детей с врожденной патологией (в среднем на 0,8% в год), происходящем на фоне снижения численности здоровых детей. По данным Комитета ВОЗ, у 10% детей можно диагностировать нервно-психические заболевания, 80% которых, по мнению детских невропатологов, связаны с перинатальным поражением центральной нервной системы.
Впервые вопрос оказания ранней помощи детям с отклонениями в развитии был поднят в зарубежной специальной педагогике. Актуальность этой проблемы обусловлена уникальностью младенческого возраста. По мнению, Н.М. Аксариной, Л.И. Божович, Дж. Боулби, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, В.С. Мухиной ранний возраст признается одним из самых значимых в плане становления ряда психических функций ребенка. Система ранней помощи обеспечивает возможность максимально широкого охвата детей с нарушениями в развитии на ранних этапах онтогенеза, что способствует предупреждению возникновения вторичных нарушений в развитии, а также наиболее эффективному использованию сенситивных периодов становления высших психических функций для их восстановления и развития. Максимально раннее начало комплексной психолого-медико-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, является фактором оптимизации образовательных возможностей и социально¬экономических перспектив ребенка, шагом к совершенствованию практики защиты прав ребенка и прав инвалидов и качественному улучшению их положения в обществе.
В настоящее время в России складывается система помощи детям раннего возраста. На сегодняшний день Министерство образования РФ разработано и утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей нуждающихся в психолого-педагогичексой и медико-социальной помощи, Положение о краевых психолого-медико-педагогических комиссиях, существует опыт работы служб ранней помощи в Москве, Санкт - Петербурге, Великом Новгороде и Самаре.
Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста в психическом развитии ребенка.
Сегодня около 80% новорожденных имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы (Т.В. Волосовец), что является одним из основополагающих факторов возникновения сложнейших нарушений речи. Поэтому ранняя коррекция недостатков развития речи ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения становится все более актуальной проблемой. Притом, что специалистов для работы с детьми раннего возраста до недавнего времени у нас в стране не готовили. К тому же очень мало литературы с рекомендациями по раннему воспитанию детей с нарушениями развития речи.
В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, коррекционно-логопедическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной. Однако система логопедической помощи зачастую не охватывает детей раннего возраста. В настоящее время ставится задача о необходимости своевременного определения факторов, которые будут способствовать развитию речи детей с самого раннего возраста, также ребенку необходимо создать благоприятные условия не только для речевого развития, но и развития ребенка в целом.
На сегодняшний день в России имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е. А. Стребелева, Т. В. Волосовец, Л. И. Аксенова, Ю. А. Разенкова, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт и др., представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Авторы отмечают, что в случае поврежденного или дефицитарного развития ребенка ранняя диагностика дает возможность максимально раннего начала развивающей работы, что является залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции первично нарушенных психических и моторных функций при обратимых дефектах, профилактики вторичных отклонений в развитии.
В специальной литературе имеется ряд исследований, посвященных изучению речевого развития детей раннего возраста. Весомый вклад в разработку этой проблемы внесли Н.М. Аксарина, E.H. Винарская, Л.С.Выготский, А.Н. Гвоздев, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Имеющиеся исследования свидетельствуют о том, что время возникновения и особенности развития речи во многом обусловлены уровнем сформированности у ребенка сенсомоторной и познавательной сфер. Кроме того, формирование речи в раннем возрасте происходит в постоянном взаимодействии с другими функциями (Н.М: Аксарина, Л.С.Выготский, A.B. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, A.A. Люблинская и др.).
Несмотря на острую актуальность данной проблемы, в настоящее время недостаточно разработаны и систематизированы программы, методы и диагностический материал, рассчитанный на работу с детьми этого возраста, что и послужило выбором темы выпускной квалификационной работы «Система коррекционно-педагогического сопровождения раннего речевого развития детей группы риска».
Проблемой исследования является совершенствование коррекционно-педагогической работы по сопровождению раннего речевого развития детей группы риска.
Цель нашего исследования - сформировать предложения по совершенствованию системы сопровождения раннего речевого развития детей «группы риска» в условиях ДОУ.
Объект исследования: система психолого-педагогического
сопровождения раннего речевого развития детей «группы риска».
Предмет исследования: условия обеспечивающие эффективность
системы сопровождения раннего речевого развития детей «группы риска».
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическое сопровождение раннего речевого развития детей группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения будет эффективным: при соблюдении следующих условий: раннее выявление путем диагностики, активное включение родителей на всех этапах сопровождения, обеспечение реализации индивидуального маршрута на всех этапах сопровождения, обеспечение реализации индивидуального маршрута развития ребенка «группы риска» на основе комплексного психолого-медицинского сопровождения
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности раннего речевого развития детей группы риска.
3. Изучить существующую систему сопровождения раннего речевого развития в условиях ДОУ.
4. Сформировать предложения по совершенствованию системы раннего речевого развития детей «группа риска».
Теоретико-методологической основой исследования являлись: системный подход к речевому развитию ребенка как сложной системе, развивающейся по законам единого целого организма (П.К. Анохин, В.И. Бельтюков, И.В.Блауберг, Э.М. Мирский, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.); современные научные представления о закономерностях формирования и развития речеязыковой системы в раннем возрасте (В.И. Бельтюков, Н.И.Жинкин, Т.Н. Ушакова, Д. Слобин, J1.C. Выготский, Л.И. Божович, А.Р.Лурия, A.M. Шахнарович, Е.И. Исенина, С.Н. Цейтлин и др.); положение о соотношении элементарных и высших психических функций (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), о взаимосвязи речевого, познавательного, двигательного развития (H.A. Бернштейн, В.М. Бехтерев, Н.И. Жинкин, A.B. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, С.Л. Новосёлова и др.); о роли общения в усвоении языка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев; A.A. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.); о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский); о ведущей роли обучения в процессе развития, о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев, H.H. Малофеев и др.).
Методы исследования: теоретический: анализ литературы по проблеме; эмпирический: педагогический эксперимент, констатирующий, и
формирующий этапы; количественный и качественный анализ результатов.
Исследование проводилось: на базе МБДОУ комбинированного вида №60 г.Белгород.
Впервые вопрос оказания ранней помощи детям с отклонениями в развитии был поднят в зарубежной специальной педагогике. Актуальность этой проблемы обусловлена уникальностью младенческого возраста. По мнению, Н.М. Аксариной, Л.И. Божович, Дж. Боулби, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, В.С. Мухиной ранний возраст признается одним из самых значимых в плане становления ряда психических функций ребенка. Система ранней помощи обеспечивает возможность максимально широкого охвата детей с нарушениями в развитии на ранних этапах онтогенеза, что способствует предупреждению возникновения вторичных нарушений в развитии, а также наиболее эффективному использованию сенситивных периодов становления высших психических функций для их восстановления и развития. Максимально раннее начало комплексной психолого-медико-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, является фактором оптимизации образовательных возможностей и социально¬экономических перспектив ребенка, шагом к совершенствованию практики защиты прав ребенка и прав инвалидов и качественному улучшению их положения в обществе.
В настоящее время в России складывается система помощи детям раннего возраста. На сегодняшний день Министерство образования РФ разработано и утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей нуждающихся в психолого-педагогичексой и медико-социальной помощи, Положение о краевых психолого-медико-педагогических комиссиях, существует опыт работы служб ранней помощи в Москве, Санкт - Петербурге, Великом Новгороде и Самаре.
Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста в психическом развитии ребенка.
Сегодня около 80% новорожденных имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы (Т.В. Волосовец), что является одним из основополагающих факторов возникновения сложнейших нарушений речи. Поэтому ранняя коррекция недостатков развития речи ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения становится все более актуальной проблемой. Притом, что специалистов для работы с детьми раннего возраста до недавнего времени у нас в стране не готовили. К тому же очень мало литературы с рекомендациями по раннему воспитанию детей с нарушениями развития речи.
В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, коррекционно-логопедическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной. Однако система логопедической помощи зачастую не охватывает детей раннего возраста. В настоящее время ставится задача о необходимости своевременного определения факторов, которые будут способствовать развитию речи детей с самого раннего возраста, также ребенку необходимо создать благоприятные условия не только для речевого развития, но и развития ребенка в целом.
На сегодняшний день в России имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е. А. Стребелева, Т. В. Волосовец, Л. И. Аксенова, Ю. А. Разенкова, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт и др., представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Авторы отмечают, что в случае поврежденного или дефицитарного развития ребенка ранняя диагностика дает возможность максимально раннего начала развивающей работы, что является залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции первично нарушенных психических и моторных функций при обратимых дефектах, профилактики вторичных отклонений в развитии.
В специальной литературе имеется ряд исследований, посвященных изучению речевого развития детей раннего возраста. Весомый вклад в разработку этой проблемы внесли Н.М. Аксарина, E.H. Винарская, Л.С.Выготский, А.Н. Гвоздев, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Имеющиеся исследования свидетельствуют о том, что время возникновения и особенности развития речи во многом обусловлены уровнем сформированности у ребенка сенсомоторной и познавательной сфер. Кроме того, формирование речи в раннем возрасте происходит в постоянном взаимодействии с другими функциями (Н.М: Аксарина, Л.С.Выготский, A.B. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, A.A. Люблинская и др.).
Несмотря на острую актуальность данной проблемы, в настоящее время недостаточно разработаны и систематизированы программы, методы и диагностический материал, рассчитанный на работу с детьми этого возраста, что и послужило выбором темы выпускной квалификационной работы «Система коррекционно-педагогического сопровождения раннего речевого развития детей группы риска».
Проблемой исследования является совершенствование коррекционно-педагогической работы по сопровождению раннего речевого развития детей группы риска.
Цель нашего исследования - сформировать предложения по совершенствованию системы сопровождения раннего речевого развития детей «группы риска» в условиях ДОУ.
Объект исследования: система психолого-педагогического
сопровождения раннего речевого развития детей «группы риска».
Предмет исследования: условия обеспечивающие эффективность
системы сопровождения раннего речевого развития детей «группы риска».
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическое сопровождение раннего речевого развития детей группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения будет эффективным: при соблюдении следующих условий: раннее выявление путем диагностики, активное включение родителей на всех этапах сопровождения, обеспечение реализации индивидуального маршрута на всех этапах сопровождения, обеспечение реализации индивидуального маршрута развития ребенка «группы риска» на основе комплексного психолого-медицинского сопровождения
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности раннего речевого развития детей группы риска.
3. Изучить существующую систему сопровождения раннего речевого развития в условиях ДОУ.
4. Сформировать предложения по совершенствованию системы раннего речевого развития детей «группа риска».
Теоретико-методологической основой исследования являлись: системный подход к речевому развитию ребенка как сложной системе, развивающейся по законам единого целого организма (П.К. Анохин, В.И. Бельтюков, И.В.Блауберг, Э.М. Мирский, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.); современные научные представления о закономерностях формирования и развития речеязыковой системы в раннем возрасте (В.И. Бельтюков, Н.И.Жинкин, Т.Н. Ушакова, Д. Слобин, J1.C. Выготский, Л.И. Божович, А.Р.Лурия, A.M. Шахнарович, Е.И. Исенина, С.Н. Цейтлин и др.); положение о соотношении элементарных и высших психических функций (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), о взаимосвязи речевого, познавательного, двигательного развития (H.A. Бернштейн, В.М. Бехтерев, Н.И. Жинкин, A.B. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, С.Л. Новосёлова и др.); о роли общения в усвоении языка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев; A.A. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.); о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский); о ведущей роли обучения в процессе развития, о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Н. Леонтьев, H.H. Малофеев и др.).
Методы исследования: теоретический: анализ литературы по проблеме; эмпирический: педагогический эксперимент, констатирующий, и
формирующий этапы; количественный и качественный анализ результатов.
Исследование проводилось: на базе МБДОУ комбинированного вида №60 г.Белгород.
По имеющимся, полученным в последние годы данным, в среднем по России около 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми, а около 70 % имеют поражения нервной системы уже в ранний период жизни. Как отмечают специалисты, многие сенситивные периоды, играющие главную роль в последующем развитии ребенка, приходятся как раз на ранний и дошкольный возраст.
В ходе исследования мы разработали педагогический инструментарий
(индивидуальная дифференциально-диагностическая карта, анкета, опросник), с помощью которого был детально изучен процесс изучения анамнестических данных, речевого развития детей группы риска и выделили некоторые наиболее характерные признаки речевого дизонтогенеза, проявляющиеся в раннем возрасте.
Таким образом, проведенный анализ анамнестических сведений позволил:
- уточнить состав основных факторов риска, которые могут оказать существенное влияние на речевое детей раннего возраста;
- определить некоторые ранние признаки дизонтогенетического типа развития младенца на первом году жизни (например, нарушения физиологического процесса естественного вскармливания и связанные с ним дальнейшие проблемы перехода на твердую пищу, проявляющиеся по типу дисфагических расстройств);
- учесть индивидуальные особенности развития каждого малыша (наличие или отсутствие соматических заболеваний на первом году жизни и за последние 6 месяцев, данные дополнительных неврологических обследований головного мозга, заключения детского невролога о состоянии и функционировании ЦНС в раннем детстве).
Исходя из исследовательских данных для детей группы риска нами была разработана система коррекционно-педагогического сопровождения раннего речевого развития детей «группы риска». В систему были включены следующие специалисты дошкольного образовательного учреждения: учитель- логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель, инструктор по физическому развитию, медицинская сестра. Она может быть успешно применена в дошкольных образовательных учреждениях.
В ходе исследования мы разработали педагогический инструментарий
(индивидуальная дифференциально-диагностическая карта, анкета, опросник), с помощью которого был детально изучен процесс изучения анамнестических данных, речевого развития детей группы риска и выделили некоторые наиболее характерные признаки речевого дизонтогенеза, проявляющиеся в раннем возрасте.
Таким образом, проведенный анализ анамнестических сведений позволил:
- уточнить состав основных факторов риска, которые могут оказать существенное влияние на речевое детей раннего возраста;
- определить некоторые ранние признаки дизонтогенетического типа развития младенца на первом году жизни (например, нарушения физиологического процесса естественного вскармливания и связанные с ним дальнейшие проблемы перехода на твердую пищу, проявляющиеся по типу дисфагических расстройств);
- учесть индивидуальные особенности развития каждого малыша (наличие или отсутствие соматических заболеваний на первом году жизни и за последние 6 месяцев, данные дополнительных неврологических обследований головного мозга, заключения детского невролога о состоянии и функционировании ЦНС в раннем детстве).
Исходя из исследовательских данных для детей группы риска нами была разработана система коррекционно-педагогического сопровождения раннего речевого развития детей «группы риска». В систему были включены следующие специалисты дошкольного образовательного учреждения: учитель- логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель, инструктор по физическому развитию, медицинская сестра. Она может быть успешно применена в дошкольных образовательных учреждениях.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НОРМОЙ РЕЧИ И ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами
сенсорной интеграции
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОРРЕКЦИОННО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное изучение развития речи у детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И
ГИПЕРАКТИВНОСТИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младшего школьника с синдромом Дауна
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018



