ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ РЕГИОНА 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Появление феномена экономики регионов (инновационной экономики) потребовало нового государственного управления в национальной социально-экономической системе - государственной политики экономического регионализма, представляющей политику устойчивого развития (и тем самым социально-экономического выравнивания) регионов страны через поиск каждым регионом собственных ресурсов роста. В такой политике устойчивое развитие регионов есть необходимое условие устойчивого национального социально-экономического развития.
Экономика регионов не только требует от государства новой модели управления национальной социально-экономической системой в целом, она чрезвычайно актуализировала именно управление государственной собственностью, которое должно подчиниться уже не абстрактной задаче макроэкономического блага, а задаче достижения конкретного - территориального - блага. От государственного управления в экономике потребовалось непосредственное включение не просто в институциональное обеспечение территориального развития, но в само территориальное развитие - инфраструктуры, деловой среды, человеческого капитала. А непосредственное включение государства в «повседневную»
(территориальную) экономику может воспроизводиться только в рабочем режиме управления государственной собственностью: государство должно осуществлять на рынке менеджерские функции, не имея никаких привилегий по отношению к менеджменту предприятий других форм собственности, и вместе со всеми подчиняться рыночным механизмам.
Важность управления государственной собственностью во всех ее видах в регионах связана с тем, что полномочия, имеющиеся в распоряжении региональной власти, способны оказывать влияние на социально-экономические процессы и инвестиционный климат на местах. Поэтому
4
вопрос эффективности управления государственной собственностью
является весьма актуальным.
Степень изученности темы исследования. В России проблемами управления государственной собственностью начали заниматься сравнительно недавно. Это обусловлено рядом факторов, и в частности тем, что отношения такого управления являются относительно новыми.
С. Глинкина рассматривает их с позиции санкционированных обществом действий с имуществом . Предпосылки для формирования этих отношений появились лишь в процессе разграничения государственной собственности, начало которому было положено в 1991 г. Кроме того, требовался определенный промежуток времени для эволюции правовой базы управления в постсоветский период. Жесткие административные методы управления, широко применяемые в советское время, стали непригодны в связи с децентрализацией власти и переходом на либеральные принципы, предусматривающие более мягкие косвенные методы. Требовались новые подходы к их внедрению, которые, однако, не могли быть быстро применены из-за отсутствия необходимого правового поля.
В связи с этим важным направлением является исследование вопросов формирования и использования государственной собственности, которым занимались В. Ю. Ануприенко, Д. В. Замрыга, О. И. Короткова,
Л. И. Кошкин, А. О. Кравчук, Ю. В. Пилипчак, А. Ш. Сабиров,
А. А. Свирина, М. М. Соловьев . Изучая эволюцию системы
5
функционирования государственной собственности, российские ученые Л. И.
Абалкин, Д. С. Львов пришли к выводу, что такая система никогда не
бывает оптимальной.
Направления трансформации государственной собственности рассматривали А. Г. Зельднер, В. С. Осипов, Т. В. Панова , которые, в частности, пришли к выводу, что именно государственная, а не частная собственность в состоянии задействовать все современные факторы экономического роста.
П. Д. Половинкин и А. В. Савченко пришли к выводу, что государственная собственность является материальным условием выполнения миссии, экономической, социальной, политической и других функций государством в социально-экономической системе России, в том числе в ее регионах . Вопросы институциональной структуры
государственной собственности представлены в работе С. Г. Кирдиной, предложившей институциональную матрицу управления .
Проблемы управления собственностью в регионах затрагивались также в исследованиях В. В. Авекова, Ю. А Акимовой, Л. Ю. Гербеевой, М. Г. Исаева, С. А. Кочетковой, А. С. Матненко, М. Н. Мельниковой, И. В. Моисеевой, Т. М. Тишкиной, Р. А. Ялмаева и других ученых-
6
экономистов и практиков. В их работах основной акцент был сделан на
анализ динамики и хода приватизационных процессов в целом по Российской
Федерации и по регионам.
Однако, несмотря на существенную научную и методологическую базу для исследования, в отечественной науке до сих пор недостаточно разработаны подходы к управлению государственной собственностью на региональном уровне, соответствующие современным потребностям государства и общества.
Проблема выпускной квалификационной работы обусловлена наличием противоречий между необходимостью совершенствования экономического учета и отчетности государственного имущества и недостаточной развитостью региональной системы государственного регулирования данного процесса.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает процесс экономического учета и отчетности в системе управления государственным имуществом.
Предмет исследования - принципы и методы государственного регулирования экономического учета и отчетности в системе управления государственным имуществом в Белгородской области.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования экономического учета и отчетности в системе управления региональным государственным имуществом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить организационно-правовые основы государственного экономического учета и отчетности в системе управления региональным государственным имуществом;
2) проанализировать практику государственного регулирования экономического учета и отчетности в системе управления государственным имуществом Белгородской области;
3) предложить направления совершенствования государственного регулирования экономического учета и отчетности в системе управления государственным имуществом в регионе.
Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции экономического поведения М. Вебера , системный подход к государственному и муниципальному управлению А.И. Радченко , а также системы организации государственного управления и регулирования, представленные в классических и современных научных трудах отечественных и зарубежных ученых .
В работе использовались различные методы и приемы исследования: метод сравнения, используемый при оценке уровня развития региона, нормативной документации, а также данных характеризующих показатели развития региона, статистический метод.
Эмпирическая база исследования. В качестве источников
информации в ходе проведения исследования использовались: нормативно-правовые акты Российской Федерации , законодательство Белгородской
области , статистические данные Территориального отделения Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, данные сети Internet.
Научно-практическая значимость исследования. Практическая значимость рекомендаций выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы государственными органами исполнительной власти, участвующих в процессе принятия решений стратегического характера. Результаты исследования могут быть использованы в процессе практической
деятельности департамента имущества и земельных отношений
Белгородской области и могут быть рекомендованы для использования органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации.
Ядром управления региональной государственной собственностью в широком смысле должно являться формирование в регионе эффективной системы управления, включающей все формы и виды собственности, и последующее распределение между ними доступных ресурсов в соответствии с принципом максимизации эффективности использования прав собственности. Региональные органы исполнительной власти, руководящие развитием территории, должны проводить анализ изменения потребностей проживающего на территории населения, соблюдать «правила развития», установленные центральными органами власти, а также разумно оценивать состояние внутренних ресурсов самого региона (динамика рабочей силы, состояние производственных мощностей и непроизводственной сферы, материальная база), поскольку именно из непрерывного взаимодействия этих факторов складывается динамика регионального развития.
Под управлением государственной собственностью субъекта РФ понимается осуществляемая от имени субъекта РФ и в интересах его населения деятельность органов государственной власти субъекта РФ, иных органов, организаций, должностных и иных лиц по реализации в рамках их компетенции правомочий владения, пользования и распоряжения собственностью субъекта РФ. Система управления региональным имуществом, выступая упорядоченной массой взаимосвязанных элементов, скоординированное функционирование которых сосредоточено на достижение поставленных целей, включает: механизм управления (методы, принципы, цели); процессы управления имуществом; функциональную подсистему (функции и органы управления имуществом); подсистему обеспечения (кадровое обеспечение, оценка, учет, контроль эффективности и т. д.).
Целями политики в области управления региональной собственностью являются: совершенствование структуры собственности; вовлечение
максимального количества объектов государственной собственности субъекта РФ, управляют которыми органы власти субъекта РФ, в процесс совершенствования управления; повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений субъекта РФ, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества; улучшение финансово-экономических показателей деятельности
государственных унитарных предприятий, учреждений и коммерческих организаций, в уставных капиталах которых есть доля субъекта РФ.
Государственной собственностью области является имущество, принадлежащее Белгородской области на праве собственности как субъекту Российской Федерации. Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области является уполномоченным органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим функции по управлению и распоряжению государственной собственностью Белгородской области, в том числе земельными участками, приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции предоставление государственных услуг и проведение единой государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений на территории Белгородской области.
По данным сводной информации из реестра государственной собственности Белгородской области на территории региона на 01.01.2016 года находятся 11 государственных унитарных предприятий Белгородской области, 258 государственных учреждений Белгородской области с общей остаточной стоимостью 16218 млн. руб. Основным источником поступления средств в областной бюджет Белгородской области выступает арендная плата за земли, находящиеся в государственной собственности области и
68
поступления от продажи права на заключения договоров аренды земельных
участков.
Основными проблемами государственного регулирования
экономического учета и отчетности в системе управления имуществом Белгородской области выступают: немотивированная неопределенность (ожидания органов власти в плане потенциальных доходов от того или иного объекта или в целом от определенного вида доходов могут не оправдаться по абсолютно не мотивированным основаниям); недостаточная
подконтрольность (современная практика управления имуществом демонстрирует определенную дистанцию между органами управления имуществом и собственно объектами имущества, в результате чего не всегда удается определить реально возможный объем доходов от конкретных объектов); формальная ответственность (существующая практика
планирования и исполнения бюджетов предполагает, что по доходам от имущества достаточно часто показатели могут не выполняться, а также, наоборот, значительно перевыполняться, то есть реальная ситуация фактически оценивается по сложившимся результатам, а не на стадии планирования); информационная несопоставимость (в процессе деятельности органов управления имуществом часто имеют место изменения форматов представления доходов от имущества, изменения группировок показателей, что делает аналитические сведения несопоставимыми между собой).
Важнейшими направлениями совершенствования государственного регулирования экономического учета и контроля в системе управления региональным имуществом выступают: обеспечение достоверного учета объектов государственной собственности, последовательная корректировка реестров и кадастров, соответствующая действительному поступлению и выбытию объектов имущества; разработка среднесрочных программ управления государственной собственностью субъектов РФ и обеспечение их реализации; повышение степени участия собственника - субъекта РФ в деятельности конкретного объекта, приносящего доход в областной бюджет;
69
разработка особых методик планирования поступлений от использования
имущества на базе специфических характеристик различных видов объектов,
включение этих методик в комплекс региональных документов, регламентирующих процессы планирования доходов и расходов бюджетов, обеспечение их преемственности и корректировки в условиях изменяющейся ситуации.
Одним из направлений совершенствования государственного регулирования экономического учета и контроля в системе управления региональным имуществом может стать реализация Проекта «Переход к предоставлению отчетности в электронном виде при ведении реестра государственной собственности Белгородской области». Цель реализации проекта - автоматизация деятельности по учету и ведению реестра государственного имущества субъекта федерации, в том числе находящейся в оперативном управлении, хозяйственном ведении, в казне, сданной в аренду и пр.
Проект направлен на повышение эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области. Новые возможности сбора и предоставления информации о государственном имуществе являются важным фактором социально-экономического развития области и повышения качества жизни населения. К показателям эффективности проекта можно отнести следующее: обеспечение формирования единого информационного пространства Белгородской области; повышение качества и оперативности предоставления информации о государственном имуществе на территории Белгородской области; создание инфраструктуры для сбора и предоставления в электронном виде, обеспечивающей межведомственное электронное взаимодействие, позволит снизить уровень административной нагрузки на организации; снижение затрат на организацию обмена информацией на межведомственном уровне.
Это позволит сократить сроки получения информации от других органов государственной или муниципальной власти.
В целях дальнейшего совершенствования государственного регулирования экономического учета и контроля в системе управления государственным имуществом на территории Белгородской области необходимо предложить ряд рекомендаций в адрес органов государственного управления региона:
- обеспечить достоверный учет объектов государственной собственности, последовательную корректировку реестров и кадастров, соответствующую действительному поступлению и выбытию объектов имущества;
- разработать среднесрочную программу управления
государственной собственностью Белгородской области и обеспечить ее реализацию;
- повысить степень участия собственника - Белгородской области в деятельности конкретного объекта, приносящего доход в областной бюджет;
- разработать методики планирования поступлений от использования имущества на базе специфических характеристик различных видов объектов, включение этих методик в комплекс региональных документов, регламентирующих процессы планирования доходов и расходов бюджетов, обеспечение их преемственности и корректировки в условиях изменяющейся ситуации;
- принять к реализации предлагаемый проект «Переход к предоставлению отчетности в электронном виде при ведении реестра государственной собственности Белгородской области». Обеспечить его финансирование.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 г. [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 № 136- ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря
2004 г. № 190-ФЗ (ред. 30.12.2015) [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. О концессионных соглашениях [Текст] : федер. закон от 21 июля
2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 1 (часть I). - Ст. 80.
6. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 1. - Ст. 2.
7. О государственном кадастре недвижимости [Текст] : федер. закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 5. - Ст. 4.
8. О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Белгородской области [Электронный ресурс] : Закон Белгородской области от 07 июня 2011 г. № 44 (ред. от 03.04.2015) // Вестник
72
нормативных правовых актов Белгородской области. - Режим доступа:
http: //www.zakon.belregion.ru.
9. О Контрольно-счетной палате Белгородской области [Текст] : Закон Белгородской области от 12 июля 2011 г. № 53 (ред. от 28.03.2016) // Белгородские известия. - 2016. - № 47. - 31 марта.
10. О Реестре государственной собственности Белгородской области [Текст] : Закон Белгородской области от 27 июня 1997 г. № 119 (ред. от 04.08.2005) // Белгородские известия. - 2005. - № 140. - 16 августа.
11. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской обл. от 25 января 2010 г. № 27- пп (ред. от 03.06.2013) // Официальный сайт Губернатора и Правительства Белгородской области. - Режим доступа: http://www.belregion.ru.
12. Об утверждении Положения о порядке ведения реестра государственной собственности Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской обл. от 16 мая 2016 г. № 156- пп // Вестник нормативных правовых актов Белгородской области. - Режим доступа: http://www.zakon.belregion.ru.
13. Об утверждении Положения о предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области, по договорам аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества [Текст] : Постановление Правительства Белгородской обл. от 25 августа 2014 г. № 322-пп // Белгородские известия. - 2014. - № 194. - 07 октября.
14. Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля за сохранностью и использованием по назначению имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области, и соблюдением порядка распоряжения таким имуществом государственными унитарными предприятиями и 73 государственными учреждениями Белгородской области, а также иными лицами, которым переданы полномочия по управлению и распоряжению собственностью Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской обл. от 16 мая 2011 г. № 168-пп (ред. от 22.06.2015) // Вестник нормативных правовых актов Белгородской области. - Режим доступа: http://www.zakon.belregion.ru.
15. Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской обл. от 23 июля 2012 г. № 306- пп (ред. от 28.09.2015) // Вестник нормативных правовых актов Белгородской области. - Режим доступа: http://www.zakon.belregion.ru.
16. Об утверждении Положения о порядке ведения Реестра
государственной собственности Белгородской области [Текст] : Постановление главы администрации Белгородской обл. от 05 августа 1998 № 427 (ред. от 09.01.2004) // Сборник нормативных правовых актов
Белгородской области. - 2004. - № 58.
17. Абалкин, Л. И. Россия: осмысление судьбы [Текст] /
Л. И. Абалкин. - М. : ИД «Экономическая газета», 2012. - 327 с.
18. Авеков, В. В. Актуальные вопросы управления собственностью субъекта Федерации: монография [Текст] / В. В. Авеков. - М. : Маросейка, 2010. - 283 с.
19. Ануприенко, В. Ю. Управление государственной собственностью в системе региональной экономики: монография [Текст] / В. Ю. Ануприенко. - М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 249 с.
20. Варнавский, В. Г. Использование механизмов доверительного управления и концессий для повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью [Текст] / В. Г. Варнавский // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - № 5. - С. 18-20.
21. Гербеева, Л. Ю. Мониторинг региональной собственности - основа управления экономикой территории [Текст] / Л. Ю. Гербеева // Экономические науки. - 2012. - № 96. - С. 63-65.
22. Гербеева, Л. Ю. Формирование и реализация системы управления собственностью региона [Текст] / Л. Ю. Гербеева // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-4 (53-4). - С. 357-359.
23. Глинка, С. П. Приватизация. Концепции, реализация, эффективность [Текст] / С. П. Глинка. - М. : Наука, 2013. - 240 с.
24. Государственная собственность, ее роль, формы, организация
управления. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://finedstud.ru/otvety-k-gosudarstvennym-ekzamenam-finansy-i-kredit/151 - gosudarstvennaya-sobstvennost-ee-rol-formy-organizaciya.html.
25. Ермолаев, Д. В. Управление социально-экономическим развитием региона на основе выбора приоритетных национальных инноваций [Текст] / Д. В. Ермолаев // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 455.
26. Замрыга, Д. В. Планирование управления имуществом, переданным государственным корпорациям [Текст] / Д. В. Замрыга // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». - 2014. - № 2. - С. 6-8.
27. Зельднер, А. Г. Институциональное поле государственно¬частного партнерства [Текст] / А. Г. Зельднер, В. С. Осипов, Т. В. Панова // Экономические науки. - 2015. - № 10 (131). - С. 34-37.
28. Исаев, М. Г. Особенности управления региональной государственной собственностью [Текст] / М. Г. Исаев // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-4 (53-4). - С. 285-290.
29. Казаковцева, М. В. Методология управления финансовой устойчивостью неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ [Текст] / М. В. Казаковцева // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-2 (41-2). - С. 388-395.
30. Кирдина, С. Г. Институциональная самоорганизация экономики: теория и моделирование [Текст] / С. Г. Кирдина. - М. : Институт экономики РАН, 2008. - 342 с.
31. Коротаева, Е. А. Региональная собственность как условие
развития региона [Текст] / Е. А. Коротаева // Вестник Удмуртского
университета. Серия: Экономика и право. - 2015. - № 2-1. - С. 79-82.
32. Короткова, О. И. Анализ и его роль в управлении
государственными предприятиями и учреждениями [Текст] / О. И. Короткова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 5. - С. 34¬38.
33. Короткова, О. И. Государственное управление как необходимый процесс в условии эффективного развития собственности [Текст] / О. И. Короткова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 4. - С. 26-29.
34. Кочеткова, С. А. Управление государственной собственностью субъекта Российской Федерации: концептуальная модель : монография [Текст] / С. А. Кочеткова, И. В. Моисеева, Ю. А. Акимова, Т. М. Тишкина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - 186 с.
35. Кочеткова, С. А. Концептуальная модель управления региональной собственностью [Текст] / С. А. Кочеткова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 292.
36. Кравчук, А. О. Государственная собственность как объект государственного управления (административно-правовой аспект) [Текст] / А. О. Кравчук // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 11. - С. 5-9.
37. Львов, Д. С. Центральная проблема - проблема собственности [Текст] / Д. С. Львов // Экономическая наука современной России. - 1998. - № 3. - С. 18-29.
38. Матненко, А. С. Общетеоретические аспекты административно -
правового исследования проблем управления государственной
76
собственностью субъекта Российской Федерации [Текст] / А. С. Матненко //
Вестн. Омск. ун-та. - 2013. - Вып. 3. - С. 131-135.
39. Мельникова, М. Н. О формировании системы повышения эффективности управления собственностью на уровне региона [Текст] / М. Н. Мельникова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 3. - С. 29-33.
40. Михеев, А. А. Управление собственностью как фактор эффективного экономического роста региона [Текст] / А. А. Михеев // Журнал исследований по управлению. - 2015. - Т. 1. - № 2. - С. 3.
41. Моттаева, А. Б. Региональные особенности управления собственностью [Текст] / А. Б. Моттаева // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 9 (50). - С. 815-817.
42. Навроцкая, Н. А. Трансформация инвестиционно-производственного пространства как условие экономической интеграции [Текст] / Н. А. Навроцкая, Н. Ю. Сопилко // Вопросы региональной экономики. - 2013. - Т. 15. - № 2. - С. 63-69.
43. Ноздрачев, Т. А. Эффективность управления государственным и региональным недвижимым имуществом [Текст] / Т. А. Ноздрачев // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2015. - № 11 (130). - С. 31-35.
44. Пилипчак, Ю. В. Основные подходы для формирования концепции управления государственной собственностью [Текст] / Ю. В. Пилипчак // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 3 (95). - С. 7-15.
45. Половинкин, П. Д. Основы управления государственной собственностью в России [Текст] : проблемы теории и практики / П. Д. Половинкин, А. В. Савченко. - М. : Экономика, 2000. - 223 с.
46. Рожков, Е. В. Организация управления государственной собственностью (на примере процессов приватизации в Пермском крае)
[Текст] / Е. В. Рожков // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 6 (276). - С. 863-874.
47. Сабиров, А. Ш. Повышение эффективности управления государственной собственностью [Текст] / А. Ш. Сабиров // Управленческое консультирование. - 2015. - № 1 (73). - С. 153-159.
48. Сводная информация из реестра государственной собственности Белгородской области [Электронный ресурс] : Офиц. сайт Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области. - Режим доступа: http ://dizo31.ru/index.php/o-departamente/statisticheskaya-informatsiya.
49. Семенова, А. А. Проблемы и перспективы развития концессий в системе управления государственной собственностью субъекта РФ [Текст] / А. А. Семенова, С. А. Кочеткова // Системное управление. - 2015. - № 3 (28). - С. 21.
50. Соловьев, М. М. Управление государственной собственностью: методология, опыт, инновации [Текст] / М. М. Соловьев, Л. И. Кошкин,
A. А. Свирина. - Ростов н./Д. : Феникс, 2014. - 303 с.
51. Циганов, В. В. Особенности управления собственностью региональной организации в условиях экономического кризиса [Текст] /
B. В. Циганов // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. - 2012. - № 2. - С. 292.
52. Ялмаев, Р. А. Управление трансформацией отношений собственности на региональном уровне [Текст] / Р. А. Ялмаев // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). -С. 702-705.