ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 5
Глава 1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Функции физического воспитания в формировании здорового образа жизни личности 12
1.2. Медико-педагогические аспекты влияния физической культуры на организм человека 21
1.3. Физкультурно-спортивная деятельность в системе профессиональной ориентации личности 38
1.4. Характеристика направленности физического
воспитания в учебных заведениях МВД 43
Глава 2. ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ МВД
2.1. Обоснование методики формирования здорового
образа жизни курсантов Академии МВД 48
2.2. Мотивация двигательной деятельности курсантов по оптимизации своего физического состояния 57
2.3. Использование средств физической культуры и спорта
в формировании здорового образа жизни 64
2.4. Принципы использования средств физической культуры
в формировании здорового образа жизни курсантов 87
2.5. Информирование о физической культуре в формировании здорового образа жизни. 89
2.6. Обобщение результатов исследования по формированию здорового образа жизни курсантов Академии МВД 95
ВЫВОДЫ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106
Широкое внедрение физической культуры и спорта в режим жизни современного человека в настоящее время приобретает важное социально-гигиеническое значение. Это обусловлено особенностями современной цивилизации, создающей условия для резкого ограничения в быту и труде двигательной активности - важнейшего стимулятора жизненных процессов [112, 143, 148].
Главной ценностью физической культуры и спорта, особенно в наше время, является создание идеала достойного образа жизни и образа гармонично развитого человека. Наша система физического воспитания располагает комплексом профилактических и гигиенических мероприятий, направленных на всестороннее развитие и поддержание на долгие годы физической работоспособности и двигательной активности людей [72, 101, 121].
За последние годы физическая культура и спорт уверенно, хотя и медленно, входят в быт народа. Массовые формы физической культуры, несомненно, помогают решать задачи оздоровления, повышения • физической подготовленности, а следовательно, и некоторые социально-экономические проблемы [20, 32, 33]. В Постановлении Верховного Совета Республики Беларусь «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь о физической культуре и спорте» говорится: «Физическая культура и спорт в Республике Беларусь являются неотъемлемой частью национальной культуры и истории белорусского народа, способствуют гармоничному развитию личности, достижению долголетия, утверждению здорового образа жизни» [68].
В современной науке физическая культура считается объективной потребностью общества, имеет разветвленную структуру и выполняет следующие основные функции: оздоровительно-профилактическую, экономическую, воспитательную, политическую и культурно¬развлекательную [111, 164].
Велика роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни. По мнению ряда ученых [6, 11, 12, 38, 135, 149, 159, 191, 192 и др.], оздоровительный потенциал физической культуры и массового спорта, если его использовать полностью, позволили бы обеспечить стойкое повышение работоспособности, предотвратить массовые заболевания и достигнуть увеличения продолжительности жизни.
Решение задачи формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта особенно важно для такой группы молодежи, как курсанты учебных заведений МВД, где различные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия в полной мере способствуют развитию таких важнейших качеств личности, как настойчивость, целеустремленность, воля, трудолюбие, решительность, помогают избавиться от вредных привычек. Недаром первый командир отряда советских космонавтов генерал Н.П. Каманин сказал: «Каждый из нас в силах всю жизнь поднимать все выше потолок своих возможностей. Сделать это можно только одним рычагом: волевым напряжением, опирающимся на высокую физическую культуру».
В настоящий момент усилилось также внимание исследователей к разработке проблемы формирования здорового образа жизни молодежи средствами физической культуры и спорта как наиболее эффективного, способствующего развитию положительных черт поведения здорового образа жизни [51, 68, 69, 76, 82, 106]. Освещая проблемы физической культуры и спорта, современные исследования способствуют выработке научного мировоззрения методически правильного отношения к физической культуре и спорту, понимания связи этой области с видением здорового образа жизни.
Предпринятое исследование выдвигает проблему формирования здорового образа жизни курсантов Академии МВД средствами физической культуры и спорта. Изложенные в настоящем исследовании методологические вопросы и организационно- методические рекомендации, апробированные в системе учебно- воспитательного процесса по физическому воспитанию в Академии МВД Республики Беларусь, в определенной мере будут содействовать повышению мировоззренческого потенциала в воспитании, обучении, подготовке курсантов к предстоящей профессиональной деятельности, к жизни.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Здоровый образ жизни в условиях современной социальной, экологической и радиационной обстановки важен для всех категорий учащейся молодежи Республики Беларусь, в частности, для такой специфической категории, которую составляют курсанты учебных заведений МВД. Современный специалист (сотрудник органов МВД) должен отличаться не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но и полноценным психофизическим и моральным здоровьем.
2. Прогнозирование деятельности учебных заведений МВД по формированию здорового образа жизни курсантов предполагает выявление, изучение и анализ социально-ценностных ориентаций и потребностей курсантов в сфере физической культуры и спорта, мотивации в
104
формировании здорового образа жизни. Важнейшими социально¬ценностными ориентациями курсантов являются: собственно-личностные и личностно-профессиональные. Собственно-личностные включают в себя результаты деятельности, которые воплощены в самом человеке в форме его знаний и убеждений, навыков и привычек, нравственном, эстетическом и физическом развитии. Личностно-профессиональные предполагают использование физкультурно-спортивной деятельности в качестве развития и совершенствования функциональных и двигательных возможностей, необходимых в конкретных видах профессиональной деятельности: профессионально значимых двигательных умений и навыков; восстановления утраченных сил или сниженных физических способностей.
3. Важнейшим фактором существования и деятельности человека является его полноценное здоровье. Поэтому одной из основных потребностей у курсанта должна быть сформирована потребность в здоровом образе жизни. В формировании этой социальной и личностно значимой потребности особенно важно воспитание сознательного, ответственного, увлеченного отношения курсантов к учению, приобретению знаний, отношению к коллективу, в котором направленность на физическое развитие зарождается и развивается при применении многообразных форм и методов и реализует одну из важных целей - формирование здорового образа жизни.
4. В процессе занятий физической культурой и спортом удовлетворяются духовные потребности, среди которых едва ли не на первый план выходят потребности в общении, познавательные, эстетические потребности. Данные потребности самым тесным образом связаны со здоровым образом жизни курсантов. Самое важное, что необходимо учитывать в методике формирования здорового образа жизни - это то, что все виды потребностей в процессе их удовлетворения имеют тенденцию увеличивать свой объем и порождать новые - перспективные потребности.
5. Мотивами в формировании здорового образа жизни являются:
- физическая активность и активный отдых - необходимые элементы и условия здорового образа жизни (познание);
- физическая активность приносит удовольствие и радость (убеждение);
- физическая активность основывается на благополучии и благосостоянии (опробование).
6. Важнейшими специфическими принципами, определяющими организацию процесса физического воспитания курсантов, являются принципы сознательной предусмотрительности, конкретности в формировании здорового образа жизни, учета индивидуальных особенностей курсантов.
105
7. В содержание учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование здорового образа жизни курсантов учебных заведений МВД, входят:
- ознакомление с основными правилами, определяющими развитие потребностей к здоровому образу жизни средствами физической культуры и спорта;
- использование многообразных средств воздействия на свое физическое состояние;
составление целевых индивидуальных программ (профилактических, психолого-педагогических, реабилитационно¬коррекционных), содействующих процессу формирования здорового образа жизни;
- обучение приемам самоконтроля;
- использование средств массовой информации.
8. К основным средствам и формам физической культуры и спорта, используемым в формировании здорового образа жизни курсантов, относятся:
основные средства общей направленности в системе индивидуальной работы (физические упражнения общего воздействия);
- специальные средства в системе индивидуальной работы (физические упражнения специального характера);
- средства общей и специальной направленности в системе коллективной работы (физические упражнения общего и специального воздействия);
- основные формы работы (индивидуальные, самостоятельные, коллективные).
9. В формировании здорового образа жизни курсантов важно обеспечение координации работы средств массовой информации и пропаганды физической культуры и спорта (телевидение, научная литература, научно-популярные пособия, журналы, газеты и др.).
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - М.: Политиздат, 1953. - Т. 20, с. 486.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - М.: Просвещение, 1953. - Т.23. - С. 437-477.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Просвещение. 1956. - Т. 23. - С. 495.
4. Авдулин А.С. Жизнь без лекарств. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 88 с.
5. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. -М.: Физкульту¬ра и спорт, 1983. - 175 с.
6. Агаев Э.Р., Саркисянц Э.Э. Гигиена с основами организации здра-воохранения. - М.: Медицина, 1975. - 128 с.
7. Адаптация организма к физическим нагрузкам при старении /Под ред. Г.Г. Гацко. - Мн.: Наука и техника, 1980. - 200 с.
8. Айрапетов С.Г. Здоровье, эмоции, красота. - 4-е изд. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1978. - 104 с.
9. Актуальные проблемы пропаганды физической культуры и спор¬та: Сб. - Вып. 2. - М., 1991. - 64 с.
10. Амосов Н.М. Режим здоровья - режим ограничений и нагрузок //Наука и жизнь. 1972, №2. С. 43.
11. Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения.
- М.: Знание, 1982. - 64 с.
12. Апасенко Г.Л., Соколова Н.И. Массовые формы физической культуры в формировании и сохранении здоровья населения //Тез. Всесоюз. науч.-практ. конф. «Физическая культура и здоровый образ жизни». - М.: Гос. ком. СССР по физич. культ, и спорту, 1990. - С. 10.
13. Андриади И.П. К проблеме содержания образования в физкуль¬турных вузах: Сб. трудов ученых ГЦОЛИФК. - М.; 1993. - С. 126-140.
14. Арефьева Г.А. Социальная активность /Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании. - М.: Прогресс, 1974. -140 с.
15. Аринчин Н.И. Периферические «сердца» человека. - Мн.: Наука и техника, 1980. - 79 с.
16. Аринчин Н.И. Помощники сердца. - М.: Знание, 1984. - 64 с.
17. Артемьев Н.П., Беласик Е.А., Беляк В.Н. Комплекс психофизио¬логического восстановления физкультурно-оздоровительного центра на современном производстве //Теория и практика физической культуры.
1988, №4. С. 11.
18. Ахмедзянов М.Н., Слободчикова И.А. Поиск рационального комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для организации здорового образа жизни рабочих //Тез. Всесоюзн. науч.-практ. конф. и
107
физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Гос. ком. СССР по физич. культ, и спорту, 1990. - С. 13.
19. Афанасьев В.Г. Управление как целесообразная деятельность че¬ловека. Общественные науки. 1978, №2. - 28 с.
20. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 233 с.
21. Балож Т. Приоритет человеческого фактора //Перспективы. Во¬просы образования. 1988, №3. С. 39-45.
22. Баранов В.М. Занятия в группах здоровья. - Киев: Здоровья, 1983.
-118с.
23. Баранов В.М., Кахана М.С., Робу А. О влиянии тренировки на содержание адреналина в гипоталамусе и других тканях: Уч. Зап. Тартуского ук-га, 1977. - 419 с.
24. Барабанщиков А.В., Муцинов С.С. Педагогическая культура офицера. - М.: Воениздат, 1985. - 127 с.
25. Белорусова В.В., Решетень И.Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом. - М.: ФИС, 1964. -110 с.
26. Белорусова В.В., Решетень И.Н. Педагогика: Учеб. для институ¬тов физкультуры. - М.: ФИС, 1986. - 288 с.
27. Белоусов Н.А. Основы патриотического воспитания военнослу¬жащих: - Мн.: Управление воспит. работы и информации МОРБ, 1995. - Ч. П. - 46 с.
28. Вельский И.В. Магия культуризма. - М.: Мога-Н, 1994. - 306 с.
29. Беляева В.А. Педагогические основы физического самовоспита¬ния студентов: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.04. - Рязань, 1978. - 151 с.
30. Битюцкая JI.A., Галынина Т.Я. Морфо-функциональная характе¬ристика надпочечниковой железы и скелетных мышц в процессе форми¬рования адаптации к Физическим нагрузкам. - М.: ФИС, 1991. - С. 121-123.
31. Богданов Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни. - М.: ФИС,
1989. - 192 с.
32. Богоявленский Е.И. Здоровье - это образ жизни. - М.: ФИС, 1987.
- С. 19.
33. Бондаревский Е.Я. Педагогические основы контроля за физиче¬ской подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1983. - 45 с.
34. Ван Дер Варден Б.Л. Математическая статистика. - М., 1960.
- 434 с.
35. Васильева З.А., Люблинская С.М. Резервы здоровья. - 3-е изд.
- М.: Медицина, 1984. - 320 с.
36. Васильев В.Н., Чугунов B.C. Ваш физкультурный режим. - М.: Знание, 1986. - 64 с.
37. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 203 с.
38. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. -М.: Мысль, 1990. - 287 с.
39. Винокуров В.В., Филиппов А.Д. Социо-логос. - М.: Прогресс, 1991. -480 с.
40. Виру А.А. Механизмы общей адаптации и приспособления орга¬низма к мышечной деятельности: Эндокринные механизмы регуляции приспособления организма к мышечной деятельности. - Тарту, 1977. - С.
11-16.
41. Власов А.А. Организационно-педагогические основы физическо¬го воспитания в вузах: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Малаховка, 1983.
- 22 с.
42. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина. - М.: АПН, 1989. - 68 с.
43. Волошин А.И., Субботин Ю.К., Чижик С Л. Путь к здоровью. - М.: Знание, 1990. - 160 с.
44. Воль А. Спорт и качество жизни: Спорт и образ жизни. - М.: ФИС, 1979. - С. 22-34.
45. Войтович Г.А. Исцели самого себя. - Мн.: Беларусь, 1989. - 128 с.
46. Вопросы физического воспитания студентов. - JL: Изд-во Ленин¬градского университета, 1968. - 108 с.
47. Воронин Л.Г. Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности человека. - М.: Педагогика, 1982. - 176 с.
48. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 37 с.
49. Выготский А.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 1960. - 500 с.
50. Гзовский В.В., Нельга Н.А., Кряж В.Н. Организация физического воспитания студентов. - Мн.: Высш. Иск., 1978. - 96 с.
51. Глазырин А.А. Формирование здорового образа жизни слушате¬лей учебных заведений МВД средствами физической культуры и спорта /Метод, рекомендации. - Мн.: АФВ и СРБ, 1996. - С. 36.
52. Гориневский В.В. Физическая культура и здоровье. - М.: ФИС, 1945. - 128 с.
53. Горохов А.Л. Обмен катехоломинов при мышечной деятельности в тренированном и нетренированном организме. Автореф. дис.... канд. мед наук. - Л., 1970. - 24 с.
54. Городилин С.К., Рахманов Ю.К. Проблемы оптимизации физ¬культурно-оздоровительной работы по месту жительства студентов: Тез. докл. междунар. науч.-практич. конф. «Актуальные проблемы физическо¬