Формирование здорового образа жизни курсантов учебных заведений МВД средствами физической культуры и спорта
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 5
Глава 1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Функции физического воспитания в формировании здорового образа жизни личности 12
1.2. Медико-педагогические аспекты влияния физической культуры на организм человека 21
1.3. Физкультурно-спортивная деятельность в системе профессиональной ориентации личности 38
1.4. Характеристика направленности физического
воспитания в учебных заведениях МВД 43
Глава 2. ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ МВД
2.1. Обоснование методики формирования здорового
образа жизни курсантов Академии МВД 48
2.2. Мотивация двигательной деятельности курсантов по оптимизации своего физического состояния 57
2.3. Использование средств физической культуры и спорта
в формировании здорового образа жизни 64
2.4. Принципы использования средств физической культуры
в формировании здорового образа жизни курсантов 87
2.5. Информирование о физической культуре в формировании здорового образа жизни. 89
2.6. Обобщение результатов исследования по формированию здорового образа жизни курсантов Академии МВД 95
ВЫВОДЫ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 5
Глава 1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Функции физического воспитания в формировании здорового образа жизни личности 12
1.2. Медико-педагогические аспекты влияния физической культуры на организм человека 21
1.3. Физкультурно-спортивная деятельность в системе профессиональной ориентации личности 38
1.4. Характеристика направленности физического
воспитания в учебных заведениях МВД 43
Глава 2. ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ МВД
2.1. Обоснование методики формирования здорового
образа жизни курсантов Академии МВД 48
2.2. Мотивация двигательной деятельности курсантов по оптимизации своего физического состояния 57
2.3. Использование средств физической культуры и спорта
в формировании здорового образа жизни 64
2.4. Принципы использования средств физической культуры
в формировании здорового образа жизни курсантов 87
2.5. Информирование о физической культуре в формировании здорового образа жизни. 89
2.6. Обобщение результатов исследования по формированию здорового образа жизни курсантов Академии МВД 95
ВЫВОДЫ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106
Широкое внедрение физической культуры и спорта в режим жизни современного человека в настоящее время приобретает важное социально-гигиеническое значение. Это обусловлено особенностями современной цивилизации, создающей условия для резкого ограничения в быту и труде двигательной активности - важнейшего стимулятора жизненных процессов [112, 143, 148].
Главной ценностью физической культуры и спорта, особенно в наше время, является создание идеала достойного образа жизни и образа гармонично развитого человека. Наша система физического воспитания располагает комплексом профилактических и гигиенических мероприятий, направленных на всестороннее развитие и поддержание на долгие годы физической работоспособности и двигательной активности людей [72, 101, 121].
За последние годы физическая культура и спорт уверенно, хотя и медленно, входят в быт народа. Массовые формы физической культуры, несомненно, помогают решать задачи оздоровления, повышения • физической подготовленности, а следовательно, и некоторые социально-экономические проблемы [20, 32, 33]. В Постановлении Верховного Совета Республики Беларусь «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь о физической культуре и спорте» говорится: «Физическая культура и спорт в Республике Беларусь являются неотъемлемой частью национальной культуры и истории белорусского народа, способствуют гармоничному развитию личности, достижению долголетия, утверждению здорового образа жизни» [68].
В современной науке физическая культура считается объективной потребностью общества, имеет разветвленную структуру и выполняет следующие основные функции: оздоровительно-профилактическую, экономическую, воспитательную, политическую и культурно¬развлекательную [111, 164].
Велика роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни. По мнению ряда ученых [6, 11, 12, 38, 135, 149, 159, 191, 192 и др.], оздоровительный потенциал физической культуры и массового спорта, если его использовать полностью, позволили бы обеспечить стойкое повышение работоспособности, предотвратить массовые заболевания и достигнуть увеличения продолжительности жизни.
Решение задачи формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта особенно важно для такой группы молодежи, как курсанты учебных заведений МВД, где различные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия в полной мере способствуют развитию таких важнейших качеств личности, как настойчивость, целеустремленность, воля, трудолюбие, решительность, помогают избавиться от вредных привычек. Недаром первый командир отряда советских космонавтов генерал Н.П. Каманин сказал: «Каждый из нас в силах всю жизнь поднимать все выше потолок своих возможностей. Сделать это можно только одним рычагом: волевым напряжением, опирающимся на высокую физическую культуру».
В настоящий момент усилилось также внимание исследователей к разработке проблемы формирования здорового образа жизни молодежи средствами физической культуры и спорта как наиболее эффективного, способствующего развитию положительных черт поведения здорового образа жизни [51, 68, 69, 76, 82, 106]. Освещая проблемы физической культуры и спорта, современные исследования способствуют выработке научного мировоззрения методически правильного отношения к физической культуре и спорту, понимания связи этой области с видением здорового образа жизни.
Предпринятое исследование выдвигает проблему формирования здорового образа жизни курсантов Академии МВД средствами физической культуры и спорта. Изложенные в настоящем исследовании методологические вопросы и организационно- методические рекомендации, апробированные в системе учебно- воспитательного процесса по физическому воспитанию в Академии МВД Республики Беларусь, в определенной мере будут содействовать повышению мировоззренческого потенциала в воспитании, обучении, подготовке курсантов к предстоящей профессиональной деятельности, к жизни.
Главной ценностью физической культуры и спорта, особенно в наше время, является создание идеала достойного образа жизни и образа гармонично развитого человека. Наша система физического воспитания располагает комплексом профилактических и гигиенических мероприятий, направленных на всестороннее развитие и поддержание на долгие годы физической работоспособности и двигательной активности людей [72, 101, 121].
За последние годы физическая культура и спорт уверенно, хотя и медленно, входят в быт народа. Массовые формы физической культуры, несомненно, помогают решать задачи оздоровления, повышения • физической подготовленности, а следовательно, и некоторые социально-экономические проблемы [20, 32, 33]. В Постановлении Верховного Совета Республики Беларусь «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь о физической культуре и спорте» говорится: «Физическая культура и спорт в Республике Беларусь являются неотъемлемой частью национальной культуры и истории белорусского народа, способствуют гармоничному развитию личности, достижению долголетия, утверждению здорового образа жизни» [68].
В современной науке физическая культура считается объективной потребностью общества, имеет разветвленную структуру и выполняет следующие основные функции: оздоровительно-профилактическую, экономическую, воспитательную, политическую и культурно¬развлекательную [111, 164].
Велика роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни. По мнению ряда ученых [6, 11, 12, 38, 135, 149, 159, 191, 192 и др.], оздоровительный потенциал физической культуры и массового спорта, если его использовать полностью, позволили бы обеспечить стойкое повышение работоспособности, предотвратить массовые заболевания и достигнуть увеличения продолжительности жизни.
Решение задачи формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта особенно важно для такой группы молодежи, как курсанты учебных заведений МВД, где различные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия в полной мере способствуют развитию таких важнейших качеств личности, как настойчивость, целеустремленность, воля, трудолюбие, решительность, помогают избавиться от вредных привычек. Недаром первый командир отряда советских космонавтов генерал Н.П. Каманин сказал: «Каждый из нас в силах всю жизнь поднимать все выше потолок своих возможностей. Сделать это можно только одним рычагом: волевым напряжением, опирающимся на высокую физическую культуру».
В настоящий момент усилилось также внимание исследователей к разработке проблемы формирования здорового образа жизни молодежи средствами физической культуры и спорта как наиболее эффективного, способствующего развитию положительных черт поведения здорового образа жизни [51, 68, 69, 76, 82, 106]. Освещая проблемы физической культуры и спорта, современные исследования способствуют выработке научного мировоззрения методически правильного отношения к физической культуре и спорту, понимания связи этой области с видением здорового образа жизни.
Предпринятое исследование выдвигает проблему формирования здорового образа жизни курсантов Академии МВД средствами физической культуры и спорта. Изложенные в настоящем исследовании методологические вопросы и организационно- методические рекомендации, апробированные в системе учебно- воспитательного процесса по физическому воспитанию в Академии МВД Республики Беларусь, в определенной мере будут содействовать повышению мировоззренческого потенциала в воспитании, обучении, подготовке курсантов к предстоящей профессиональной деятельности, к жизни.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Здоровый образ жизни в условиях современной социальной, экологической и радиационной обстановки важен для всех категорий учащейся молодежи Республики Беларусь, в частности, для такой специфической категории, которую составляют курсанты учебных заведений МВД. Современный специалист (сотрудник органов МВД) должен отличаться не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но и полноценным психофизическим и моральным здоровьем.
2. Прогнозирование деятельности учебных заведений МВД по формированию здорового образа жизни курсантов предполагает выявление, изучение и анализ социально-ценностных ориентаций и потребностей курсантов в сфере физической культуры и спорта, мотивации в
104
формировании здорового образа жизни. Важнейшими социально¬ценностными ориентациями курсантов являются: собственно-личностные и личностно-профессиональные. Собственно-личностные включают в себя результаты деятельности, которые воплощены в самом человеке в форме его знаний и убеждений, навыков и привычек, нравственном, эстетическом и физическом развитии. Личностно-профессиональные предполагают использование физкультурно-спортивной деятельности в качестве развития и совершенствования функциональных и двигательных возможностей, необходимых в конкретных видах профессиональной деятельности: профессионально значимых двигательных умений и навыков; восстановления утраченных сил или сниженных физических способностей.
3. Важнейшим фактором существования и деятельности человека является его полноценное здоровье. Поэтому одной из основных потребностей у курсанта должна быть сформирована потребность в здоровом образе жизни. В формировании этой социальной и личностно значимой потребности особенно важно воспитание сознательного, ответственного, увлеченного отношения курсантов к учению, приобретению знаний, отношению к коллективу, в котором направленность на физическое развитие зарождается и развивается при применении многообразных форм и методов и реализует одну из важных целей - формирование здорового образа жизни.
4. В процессе занятий физической культурой и спортом удовлетворяются духовные потребности, среди которых едва ли не на первый план выходят потребности в общении, познавательные, эстетические потребности. Данные потребности самым тесным образом связаны со здоровым образом жизни курсантов. Самое важное, что необходимо учитывать в методике формирования здорового образа жизни - это то, что все виды потребностей в процессе их удовлетворения имеют тенденцию увеличивать свой объем и порождать новые - перспективные потребности.
5. Мотивами в формировании здорового образа жизни являются:
- физическая активность и активный отдых - необходимые элементы и условия здорового образа жизни (познание);
- физическая активность приносит удовольствие и радость (убеждение);
- физическая активность основывается на благополучии и благосостоянии (опробование).
6. Важнейшими специфическими принципами, определяющими организацию процесса физического воспитания курсантов, являются принципы сознательной предусмотрительности, конкретности в формировании здорового образа жизни, учета индивидуальных особенностей курсантов.
105
7. В содержание учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование здорового образа жизни курсантов учебных заведений МВД, входят:
- ознакомление с основными правилами, определяющими развитие потребностей к здоровому образу жизни средствами физической культуры и спорта;
- использование многообразных средств воздействия на свое физическое состояние;
составление целевых индивидуальных программ (профилактических, психолого-педагогических, реабилитационно¬коррекционных), содействующих процессу формирования здорового образа жизни;
- обучение приемам самоконтроля;
- использование средств массовой информации.
8. К основным средствам и формам физической культуры и спорта, используемым в формировании здорового образа жизни курсантов, относятся:
основные средства общей направленности в системе индивидуальной работы (физические упражнения общего воздействия);
- специальные средства в системе индивидуальной работы (физические упражнения специального характера);
- средства общей и специальной направленности в системе коллективной работы (физические упражнения общего и специального воздействия);
- основные формы работы (индивидуальные, самостоятельные, коллективные).
9. В формировании здорового образа жизни курсантов важно обеспечение координации работы средств массовой информации и пропаганды физической культуры и спорта (телевидение, научная литература, научно-популярные пособия, журналы, газеты и др.).
1. Здоровый образ жизни в условиях современной социальной, экологической и радиационной обстановки важен для всех категорий учащейся молодежи Республики Беларусь, в частности, для такой специфической категории, которую составляют курсанты учебных заведений МВД. Современный специалист (сотрудник органов МВД) должен отличаться не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но и полноценным психофизическим и моральным здоровьем.
2. Прогнозирование деятельности учебных заведений МВД по формированию здорового образа жизни курсантов предполагает выявление, изучение и анализ социально-ценностных ориентаций и потребностей курсантов в сфере физической культуры и спорта, мотивации в
104
формировании здорового образа жизни. Важнейшими социально¬ценностными ориентациями курсантов являются: собственно-личностные и личностно-профессиональные. Собственно-личностные включают в себя результаты деятельности, которые воплощены в самом человеке в форме его знаний и убеждений, навыков и привычек, нравственном, эстетическом и физическом развитии. Личностно-профессиональные предполагают использование физкультурно-спортивной деятельности в качестве развития и совершенствования функциональных и двигательных возможностей, необходимых в конкретных видах профессиональной деятельности: профессионально значимых двигательных умений и навыков; восстановления утраченных сил или сниженных физических способностей.
3. Важнейшим фактором существования и деятельности человека является его полноценное здоровье. Поэтому одной из основных потребностей у курсанта должна быть сформирована потребность в здоровом образе жизни. В формировании этой социальной и личностно значимой потребности особенно важно воспитание сознательного, ответственного, увлеченного отношения курсантов к учению, приобретению знаний, отношению к коллективу, в котором направленность на физическое развитие зарождается и развивается при применении многообразных форм и методов и реализует одну из важных целей - формирование здорового образа жизни.
4. В процессе занятий физической культурой и спортом удовлетворяются духовные потребности, среди которых едва ли не на первый план выходят потребности в общении, познавательные, эстетические потребности. Данные потребности самым тесным образом связаны со здоровым образом жизни курсантов. Самое важное, что необходимо учитывать в методике формирования здорового образа жизни - это то, что все виды потребностей в процессе их удовлетворения имеют тенденцию увеличивать свой объем и порождать новые - перспективные потребности.
5. Мотивами в формировании здорового образа жизни являются:
- физическая активность и активный отдых - необходимые элементы и условия здорового образа жизни (познание);
- физическая активность приносит удовольствие и радость (убеждение);
- физическая активность основывается на благополучии и благосостоянии (опробование).
6. Важнейшими специфическими принципами, определяющими организацию процесса физического воспитания курсантов, являются принципы сознательной предусмотрительности, конкретности в формировании здорового образа жизни, учета индивидуальных особенностей курсантов.
105
7. В содержание учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование здорового образа жизни курсантов учебных заведений МВД, входят:
- ознакомление с основными правилами, определяющими развитие потребностей к здоровому образу жизни средствами физической культуры и спорта;
- использование многообразных средств воздействия на свое физическое состояние;
составление целевых индивидуальных программ (профилактических, психолого-педагогических, реабилитационно¬коррекционных), содействующих процессу формирования здорового образа жизни;
- обучение приемам самоконтроля;
- использование средств массовой информации.
8. К основным средствам и формам физической культуры и спорта, используемым в формировании здорового образа жизни курсантов, относятся:
основные средства общей направленности в системе индивидуальной работы (физические упражнения общего воздействия);
- специальные средства в системе индивидуальной работы (физические упражнения специального характера);
- средства общей и специальной направленности в системе коллективной работы (физические упражнения общего и специального воздействия);
- основные формы работы (индивидуальные, самостоятельные, коллективные).
9. В формировании здорового образа жизни курсантов важно обеспечение координации работы средств массовой информации и пропаганды физической культуры и спорта (телевидение, научная литература, научно-популярные пособия, журналы, газеты и др.).
Подобные работы
- Формирование здорового образа жизни курсантов учебных заведений МВД средствами физической культуры и спорта
Диссертации (РГБ), физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Диссертация , физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Формирование здорового образа жизни студентов через организацию клуба здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2023 - Кроссфит как средство физической подготовки учащихся старших классов к сдаче нормативов ВФСК «ГТО»
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПЛАВАНИЮ, ПОСВЯЩЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АКВА-АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН 35-40 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА УЧЕБУ И СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



