ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ( на примере НИУ « БелГУ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 10
РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У
СТУДЕНТОВ ВУЗА 28
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У
СТУДЕНТОВ НИУ БелГУ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 10
РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У
СТУДЕНТОВ ВУЗА 28
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У
СТУДЕНТОВ НИУ БелГУ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
Реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования: межэтнической толерантности. Только диалог культур, их взаимодействие способствует ослаблению межнациональных: конфликтов, взаимопониманию между различными нациями и народами, формированию межэтнической толерантности.
В современном мире воспитание толерантности у граждан стало одной из главных целей образовательной политики. В 1995 году ЮНЕСКО принята декларация принципов толерантности, в которой говорится о необходимости укрепления духа терпимости и формирования отношения открытости, уважения и правильного понимания; богатого многообразия культур, форм самовыражения; и способов проявления человеческой индивидуальности, основе признания иного, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.
В последние десятилетия этническая толерантность и ее психологические составляющие стали предметом широкого круга научных исследований и приобретают междисциплинарный и межкультурный характер. Приходится признать, что проявления различных форм нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма - яркая черта современной общественной жизни, в значительной степени блокирующая развитие позитивных социальных тенденций.
В современной социально-политической ситуации ряд политических деятелей заявили о крахе идеи мультикультурного политического
равноправия (А.Меркель: «Установка на то, что мы строим
мультикультурное общество, живем рядом и радуемся друг другу, эта установка полностью провалилась», Н.Саркози: «Мы слишком много внимания обращали на идентичность тех, кто въезжает в страну, и недостаточно внимания уделяли идентичности страны, которая приезжих принимает»). Однако, несмотря на разочарование последних лет идея толерантности не имеет ни социальной, ни политической альтернативы.
В психолого-педагогической литературе имеются методологические и теоретические разработки проблемы толерантности. Идеи психологических концепций, выясняющие природу предубежденности (интолерантности), отражены в работах Т. Адорно, А. Аронсон . Современные педагого-психологические исследования в области выявления факторов межэтнической толерантности и направленного формирования толерантных установок связаны с именами А.Г. Асмолова, Б.С. Гершунского, В.Н. Гурова, Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др.
Принятая Федеральная целевая программа«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» предполагает укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; содействие этнокультурному многообразию народов России.Цель и задачи федеральной целевой программы соответствуют приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
Для выполнения этой задачи необходимо формировать в сознании каждого человека мировоззренческую установку на этническую толерантность. Для поликультурного социума актуальна только взаимная этническая толерантность между представителями всех национальностей.
Процесс формирования данной установки предполагает участие в нем различных институтов социализации. Являясь значимым институтом социализации, вуз призван не только развивать систему знаний о профессиональных навыках, общекультурных и общепрофессиональных компетенциях, но и оказывать непосредственное влияние на личность студентов, повышая уровень их социально-психологической компетентности и психологической культуры, поэтому развитие толерантности должно находиться здесь на одной из приоритетных позиций. Ученые подчеркивают, что студенческий возраст - важнейший этап формирования межэтнического самосознания, следовательно, именно на данном этапе воздействие на этнические стереотипы и установки может оказаться наиболее эффективным. Современные студенты, вступая в активную социальную и профессиональную жизнь, являются той силой, которая в ближайшем будущем сможет влиять на становление российского общества и государства. Таким образом, формирование толерантных качеств современной российской молодежи в нашей стране может превратиться в мощный рычаг последующих социальных преобразований.
Степень разработанности темы дипломного исследования.Анализ истоков данного понятия позволил выявить первичные его интерпретации, имеющие рациональные основания в качестве веротерпимости - признания убеждений и веры «другого» и разнообразия образов жизни в обществе.
Проблема толерантности описывалась с точки зрения различных подходов к пониманию ее сущности, критериев, механизмов, видов, классификаций в работах отечественных авторов: П. Гречко, П.М. Козыревой, А.П. Цукановой1и др.
Заметный вклад в понимание понятия и сущности толерантности внесли П. Гречко, разграничивший понятия «терпимость» (толерантность) и «терпение», а также определивший границы толерантности , В.А. Лекторский , предложивший ряд возможных способов понимания толерантности и Л.В. Баева , которая провела комплексное исследование проблемы толерантности, представив анализ и классификацию форм толерантности, механизмы формирования толерантного и интолерантного сознания.
А.С. Капто отличает понятие «терпимость» от понятий «терпение» и «терпеливость» более четко выраженной активной социальной позицией личности - не покорное терпение и терпеливость как нравственно-психологическое состояние, а терпимость ради достижения социального согласия, общественного компромисса, взаимопонимания между нациями, этносами, различными социальными группами . Главным итогом этих исследований в научном плане стало сближение исследования вопросов толерантности и идентичности, что отвечало начавшемуся процессу формирования новых идентичностей под влиянием глобализации.
Особенностью начального периода исследования проблем толерантности стала подчиненность этой проблематики задачам изучения конфликтов, происходящим, как правило, на этнической или конфессиональной почве. В этом свете толерантность исследовали О. Бельков, Э. Геллнер, С.Н. Григорьев, Л.М. Дробижева, В.Н. Петров, Г.У. Солдатова, Т. Фарадов .
Проблема дипломного исследования.Исследование проблемы межэтнической толерантности является объектом интереса различных наук в связи с ее многоплановостью. Понятие толерантности является неоднозначным и достаточно сложным, многоаспектным понятием, в отношении которого нет определенной ясности и среди исследователей.
Объектом дипломного исследования является этническая толерантность как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность.
Предметом дипломного исследования являются методы и приемы работы по формированию межэтнической толерантности у студентов.
Целью изучить особенности формирования межэтнической толерантности в студенческом коллективе(на примере студентов НИУ БелГУ).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы сущности и специфику
межэтнической толерантности;
2) Разработать методологию и методику анализа особенностей формирования межэтнической толерантности у студентов НИУ «БелГУ».
3) Провести анализ особенностей формирования межэтнической толерантности у студентов НИУ «БелГУ» на основе проведенного экспериментального исследования.
Теоретико-методологическая основа дипломного исследования. Теоретической базой исследования послужили работы российских и западных ученых, посвященные формированию межэтнической толерантности у студентов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы;
формирующий эксперимент; анкетирование, опрос, тестирование, включенное наблюдение, беседа, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Эмпирической базой дипломного исследования являются, во- первых, теоретические материалы ученых, в которых рассмотрены вопросы, связанные с формированием межэтнической толерантности у студентов в условиях модернизации российского общества.
Во-вторых, было проведено авторское исследование «Формирование межэтнической толерантности у студентов (на примере НИУ «БелГУ»). Число участников опроса - 410 респондентов. Анкетный опрос учащихся НИУ «БелГУ» был проведен в октябре-ноябре 2015 г.
В-третьих, использовались нормативные документы и отчёты различных международных организаций, касающиеся современного положения интересующего нас региона в сфере образования, культуры, социального развития.
Научно-практическая значимость дипломного исследования обусловлена, во-первых, поднята одна из актуальных проблем на сегодняшний день - проблема межэтнической толерантности. Приведено исследование динамики межэтнической толерантности у русских студентов в ходе совместного обучения с представителями различных этнических групп.
Научная значимость заключается в том, что представленные в данном дипломном исследовании положения, касающиеся основных особенностей формирования межэтнической социальной адаптации учащихся в российском вузе, дополняют уже имеющиеся научные знания в этой области и могут быть теоретическим и практическим подспорьем для дальнейшего изучения данной проблемы.
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения,списка источников и литературы и приложений.
Реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования: межэтнической толерантности. Только диалог культур, их взаимодействие способствует ослаблению межнациональных: конфликтов, взаимопониманию между различными нациями и народами, формированию межэтнической толерантности.
В современном мире воспитание толерантности у граждан стало одной из главных целей образовательной политики. В 1995 году ЮНЕСКО принята декларация принципов толерантности, в которой говорится о необходимости укрепления духа терпимости и формирования отношения открытости, уважения и правильного понимания; богатого многообразия культур, форм самовыражения; и способов проявления человеческой индивидуальности, основе признания иного, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.
В последние десятилетия этническая толерантность и ее психологические составляющие стали предметом широкого круга научных исследований и приобретают междисциплинарный и межкультурный характер. Приходится признать, что проявления различных форм нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма - яркая черта современной общественной жизни, в значительной степени блокирующая развитие позитивных социальных тенденций.
В современной социально-политической ситуации ряд политических деятелей заявили о крахе идеи мультикультурного политического
равноправия (А.Меркель: «Установка на то, что мы строим
мультикультурное общество, живем рядом и радуемся друг другу, эта установка полностью провалилась», Н.Саркози: «Мы слишком много внимания обращали на идентичность тех, кто въезжает в страну, и недостаточно внимания уделяли идентичности страны, которая приезжих принимает»). Однако, несмотря на разочарование последних лет идея толерантности не имеет ни социальной, ни политической альтернативы.
В психолого-педагогической литературе имеются методологические и теоретические разработки проблемы толерантности. Идеи психологических концепций, выясняющие природу предубежденности (интолерантности), отражены в работах Т. Адорно, А. Аронсон . Современные педагого-психологические исследования в области выявления факторов межэтнической толерантности и направленного формирования толерантных установок связаны с именами А.Г. Асмолова, Б.С. Гершунского, В.Н. Гурова, Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др.
Принятая Федеральная целевая программа«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» предполагает укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; содействие этнокультурному многообразию народов России.Цель и задачи федеральной целевой программы соответствуют приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
Для выполнения этой задачи необходимо формировать в сознании каждого человека мировоззренческую установку на этническую толерантность. Для поликультурного социума актуальна только взаимная этническая толерантность между представителями всех национальностей.
Процесс формирования данной установки предполагает участие в нем различных институтов социализации. Являясь значимым институтом социализации, вуз призван не только развивать систему знаний о профессиональных навыках, общекультурных и общепрофессиональных компетенциях, но и оказывать непосредственное влияние на личность студентов, повышая уровень их социально-психологической компетентности и психологической культуры, поэтому развитие толерантности должно находиться здесь на одной из приоритетных позиций. Ученые подчеркивают, что студенческий возраст - важнейший этап формирования межэтнического самосознания, следовательно, именно на данном этапе воздействие на этнические стереотипы и установки может оказаться наиболее эффективным. Современные студенты, вступая в активную социальную и профессиональную жизнь, являются той силой, которая в ближайшем будущем сможет влиять на становление российского общества и государства. Таким образом, формирование толерантных качеств современной российской молодежи в нашей стране может превратиться в мощный рычаг последующих социальных преобразований.
Степень разработанности темы дипломного исследования.Анализ истоков данного понятия позволил выявить первичные его интерпретации, имеющие рациональные основания в качестве веротерпимости - признания убеждений и веры «другого» и разнообразия образов жизни в обществе.
Проблема толерантности описывалась с точки зрения различных подходов к пониманию ее сущности, критериев, механизмов, видов, классификаций в работах отечественных авторов: П. Гречко, П.М. Козыревой, А.П. Цукановой1и др.
Заметный вклад в понимание понятия и сущности толерантности внесли П. Гречко, разграничивший понятия «терпимость» (толерантность) и «терпение», а также определивший границы толерантности , В.А. Лекторский , предложивший ряд возможных способов понимания толерантности и Л.В. Баева , которая провела комплексное исследование проблемы толерантности, представив анализ и классификацию форм толерантности, механизмы формирования толерантного и интолерантного сознания.
А.С. Капто отличает понятие «терпимость» от понятий «терпение» и «терпеливость» более четко выраженной активной социальной позицией личности - не покорное терпение и терпеливость как нравственно-психологическое состояние, а терпимость ради достижения социального согласия, общественного компромисса, взаимопонимания между нациями, этносами, различными социальными группами . Главным итогом этих исследований в научном плане стало сближение исследования вопросов толерантности и идентичности, что отвечало начавшемуся процессу формирования новых идентичностей под влиянием глобализации.
Особенностью начального периода исследования проблем толерантности стала подчиненность этой проблематики задачам изучения конфликтов, происходящим, как правило, на этнической или конфессиональной почве. В этом свете толерантность исследовали О. Бельков, Э. Геллнер, С.Н. Григорьев, Л.М. Дробижева, В.Н. Петров, Г.У. Солдатова, Т. Фарадов .
Проблема дипломного исследования.Исследование проблемы межэтнической толерантности является объектом интереса различных наук в связи с ее многоплановостью. Понятие толерантности является неоднозначным и достаточно сложным, многоаспектным понятием, в отношении которого нет определенной ясности и среди исследователей.
Объектом дипломного исследования является этническая толерантность как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность.
Предметом дипломного исследования являются методы и приемы работы по формированию межэтнической толерантности у студентов.
Целью изучить особенности формирования межэтнической толерантности в студенческом коллективе(на примере студентов НИУ БелГУ).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы сущности и специфику
межэтнической толерантности;
2) Разработать методологию и методику анализа особенностей формирования межэтнической толерантности у студентов НИУ «БелГУ».
3) Провести анализ особенностей формирования межэтнической толерантности у студентов НИУ «БелГУ» на основе проведенного экспериментального исследования.
Теоретико-методологическая основа дипломного исследования. Теоретической базой исследования послужили работы российских и западных ученых, посвященные формированию межэтнической толерантности у студентов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы;
формирующий эксперимент; анкетирование, опрос, тестирование, включенное наблюдение, беседа, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Эмпирической базой дипломного исследования являются, во- первых, теоретические материалы ученых, в которых рассмотрены вопросы, связанные с формированием межэтнической толерантности у студентов в условиях модернизации российского общества.
Во-вторых, было проведено авторское исследование «Формирование межэтнической толерантности у студентов (на примере НИУ «БелГУ»). Число участников опроса - 410 респондентов. Анкетный опрос учащихся НИУ «БелГУ» был проведен в октябре-ноябре 2015 г.
В-третьих, использовались нормативные документы и отчёты различных международных организаций, касающиеся современного положения интересующего нас региона в сфере образования, культуры, социального развития.
Научно-практическая значимость дипломного исследования обусловлена, во-первых, поднята одна из актуальных проблем на сегодняшний день - проблема межэтнической толерантности. Приведено исследование динамики межэтнической толерантности у русских студентов в ходе совместного обучения с представителями различных этнических групп.
Научная значимость заключается в том, что представленные в данном дипломном исследовании положения, касающиеся основных особенностей формирования межэтнической социальной адаптации учащихся в российском вузе, дополняют уже имеющиеся научные знания в этой области и могут быть теоретическим и практическим подспорьем для дальнейшего изучения данной проблемы.
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения,списка источников и литературы и приложений.
Специфика современного этапа развития современного российского общества определяется наличием достаточно большого числа межэтнических конфликтов. Россия в этом плане не одинока, так как весь мир охвачен миграционными процессами. Приезжающие мигранты приносят с собой чуждые, иногда радикально неприемлемые, стереотипы поведения, активно конкурируют за рабочие места с представителями титульной национальности и иными жителями принявшей их страны. По всему миру усилилось влияние различных националистических и экстремистских религиозных движений, чья деятельность подрывает спокойствие во многих странах. В результате во многих странах мира к представителям иных этносов стали относится враждебно, и Россия здесь также не исключение.
В связи с этим проблема межэтнической толерантности во всех слоях нашего общества стоит остро. ВУЗы не являются исключением, и это обуславливает актуальность дипломного исследования.
В современном мире воспитание толерантности у граждан стало одной из главных целей образовательной политики. Опубликовано значительное количество результатов научных исследований, научных трудов, монографий и учебников. Тем не менее сложность понятия межэтническая толерантность, его связанность с различными смысловыми понятиями не позволили до конца решить проблему межэтнической толерантности. Принятие Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» говорит о том, что государство осознало важность межэтнической толерантности в многонациональном государстве. Роль ВУЗа, как места, в котором закладываются не только основы профессиональных знаний, но и мировоззренческие основы жизни молодых специалистов крайне важна для развития межэтнической толерантности, ведь в ВУЗах обучаются представители всех национальностей России, а также иностранцы.
В связи с этим было проведено дипломное исследование формирования межэтнической толерантности на примере студентов БелГУ.
На основе теоретического анализа литературы былЬ выявленз генезис понятий «толерантность», «этническая толерантность», их содержательные компоненты и критерии сформированности.
Теоретически анализ послужил основой для построения методологии и методики исследования формирования межэтнической толерантности у студентов.
Для изучения проблем межэтнической толерантности предполагалось провести анкетный опрос студентов-респондентов и экспертов. Была проведена операционализация основных понятий дипломного исследования. В качестве основных понятий были выбраны:
- «эмоциональный конструкт» с двумя показателями «идентификация эмоций» и «регуляция и использование эмоций»;
- «отношение к традициям и культуре» с показателями «гордость» и «уважение»;
- «Освоение толерантности» с показателями «значимость внутрисемейных отношений как ограничителя межнациональных проблем» и «грамотность в вопросах толерантности».
На основании выбранных показателей была разработана система индикаторов, которая легла в основу двух разработанных анкет - для студентов (см. Приложение 1) и для экспертов (см. Приложение 2). Была также разработана гипотеза исследования, заключавшаяся в том, что формирование межэтнической толерантности формируется при развитии этнопсихологической компетентности студентов, обязательном
формировании уважительного отношения к собственной этнической идентичности и усвоенном ценностном отношения к мультикультурному взаимодействию, основанному на этнической толерантности.
Был проведен экспертный опрос студентов методом стихийной выборки. В опросе участвовало 400 человек. Кроме того, был проведен опрос экспертов. Для проведения экспертного опроса в качестве экспертов предлагается привлечь семейные пары, прожившие в межнациональном браке не менее 20 лет. В качестве экспертов выступило 10 пар. Оба опроса были анонимными.
На основании результатов двух опросов был проведен анализ ответов респондентов и экспертов, который показал, что гипотезы исследования частично оправдались. Не подтвердилась только гипотеза о положительном воздействии гордости за собственную культуру на развитие толерантности.
Был проведен анализ предложений по решению проблемы межэтнической толерантности, высказанных экспертами. Кроме того, было высказано собственное предложение о создании совета землячеств, ответственного за проведение мероприятий по развитию межэтнической толерантности.
На основании проведенного дипломного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Было установлено, что понятие толерантности понимается исследователями по-разному. Для исследования выбрано понимание толерантности не как пассивного, естественного покорения мнению, взглядам и действиям других; не покорного терпения, а понимание как активной нравственной позиции и психологической готовности к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. По мнению ученых важно, чтобы формирование этнической толерантности происходило с осознанием собственной этнической идентичности.
2) Проведенное исследование подтвердило, что формирование межэтнической толерантности происходит под воздействием развития у студентов эмоционального конструкта, позволяющего правильно идентифицировать свои эмоции, возникающие при общении с представителями других национальностей, и стараться управлять ими. Кроме того, этническая толерантность формируется при уважительном и отношении к чужой культуре, истории и ценностям. По мнению студентов, для освоения межэтнической толерантностью нужно больше знать о культуре, обычаях, религии других наций.
3) Опрошенные эксперты выступили с рядом предложений по решению межэтнической толерантности. В частности, они высказали предложение «разработать практические курсы по межэтнической толерантности, которые должны изучаться уже на первом курсе высших учебных заведений, наряду с философией». Кроме того, эксперты предложили ввести в число предметов по выбору для изучения бакалаврами курс истории официальных религий России. Который, по их мнению, должен помочь в преодолении межконфессиональных и межэтнических разногласий.
Эксперты указали на необходимость разработки на федеральном уровне методических указаний о способах избегания конфликтов на межэтнической почве. Кроме того, эксперты указали, что для смягчения межэтнической напряженности в будущем, нужно, чтобы дети-инофоны учились в школах с местными детьми. Для этого нужны школы в которой дети-инофоны будут изучать русский язык, чтобы потом заниматься в обычной школе.
4) Предлагается создать в университете совет землячеств. Данный совет должен проводить мероприятия по развитию межэтнической толерантности разного вида. Совет должен взаимодействовать с администрацией университета и проводить работу по организации фестивалей национальной культуры, в которых обязательно должны принимать участие студенты - жители белгородской области.
В связи с этим проблема межэтнической толерантности во всех слоях нашего общества стоит остро. ВУЗы не являются исключением, и это обуславливает актуальность дипломного исследования.
В современном мире воспитание толерантности у граждан стало одной из главных целей образовательной политики. Опубликовано значительное количество результатов научных исследований, научных трудов, монографий и учебников. Тем не менее сложность понятия межэтническая толерантность, его связанность с различными смысловыми понятиями не позволили до конца решить проблему межэтнической толерантности. Принятие Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» говорит о том, что государство осознало важность межэтнической толерантности в многонациональном государстве. Роль ВУЗа, как места, в котором закладываются не только основы профессиональных знаний, но и мировоззренческие основы жизни молодых специалистов крайне важна для развития межэтнической толерантности, ведь в ВУЗах обучаются представители всех национальностей России, а также иностранцы.
В связи с этим было проведено дипломное исследование формирования межэтнической толерантности на примере студентов БелГУ.
На основе теоретического анализа литературы былЬ выявленз генезис понятий «толерантность», «этническая толерантность», их содержательные компоненты и критерии сформированности.
Теоретически анализ послужил основой для построения методологии и методики исследования формирования межэтнической толерантности у студентов.
Для изучения проблем межэтнической толерантности предполагалось провести анкетный опрос студентов-респондентов и экспертов. Была проведена операционализация основных понятий дипломного исследования. В качестве основных понятий были выбраны:
- «эмоциональный конструкт» с двумя показателями «идентификация эмоций» и «регуляция и использование эмоций»;
- «отношение к традициям и культуре» с показателями «гордость» и «уважение»;
- «Освоение толерантности» с показателями «значимость внутрисемейных отношений как ограничителя межнациональных проблем» и «грамотность в вопросах толерантности».
На основании выбранных показателей была разработана система индикаторов, которая легла в основу двух разработанных анкет - для студентов (см. Приложение 1) и для экспертов (см. Приложение 2). Была также разработана гипотеза исследования, заключавшаяся в том, что формирование межэтнической толерантности формируется при развитии этнопсихологической компетентности студентов, обязательном
формировании уважительного отношения к собственной этнической идентичности и усвоенном ценностном отношения к мультикультурному взаимодействию, основанному на этнической толерантности.
Был проведен экспертный опрос студентов методом стихийной выборки. В опросе участвовало 400 человек. Кроме того, был проведен опрос экспертов. Для проведения экспертного опроса в качестве экспертов предлагается привлечь семейные пары, прожившие в межнациональном браке не менее 20 лет. В качестве экспертов выступило 10 пар. Оба опроса были анонимными.
На основании результатов двух опросов был проведен анализ ответов респондентов и экспертов, который показал, что гипотезы исследования частично оправдались. Не подтвердилась только гипотеза о положительном воздействии гордости за собственную культуру на развитие толерантности.
Был проведен анализ предложений по решению проблемы межэтнической толерантности, высказанных экспертами. Кроме того, было высказано собственное предложение о создании совета землячеств, ответственного за проведение мероприятий по развитию межэтнической толерантности.
На основании проведенного дипломного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Было установлено, что понятие толерантности понимается исследователями по-разному. Для исследования выбрано понимание толерантности не как пассивного, естественного покорения мнению, взглядам и действиям других; не покорного терпения, а понимание как активной нравственной позиции и психологической готовности к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. По мнению ученых важно, чтобы формирование этнической толерантности происходило с осознанием собственной этнической идентичности.
2) Проведенное исследование подтвердило, что формирование межэтнической толерантности происходит под воздействием развития у студентов эмоционального конструкта, позволяющего правильно идентифицировать свои эмоции, возникающие при общении с представителями других национальностей, и стараться управлять ими. Кроме того, этническая толерантность формируется при уважительном и отношении к чужой культуре, истории и ценностям. По мнению студентов, для освоения межэтнической толерантностью нужно больше знать о культуре, обычаях, религии других наций.
3) Опрошенные эксперты выступили с рядом предложений по решению межэтнической толерантности. В частности, они высказали предложение «разработать практические курсы по межэтнической толерантности, которые должны изучаться уже на первом курсе высших учебных заведений, наряду с философией». Кроме того, эксперты предложили ввести в число предметов по выбору для изучения бакалаврами курс истории официальных религий России. Который, по их мнению, должен помочь в преодолении межконфессиональных и межэтнических разногласий.
Эксперты указали на необходимость разработки на федеральном уровне методических указаний о способах избегания конфликтов на межэтнической почве. Кроме того, эксперты указали, что для смягчения межэтнической напряженности в будущем, нужно, чтобы дети-инофоны учились в школах с местными детьми. Для этого нужны школы в которой дети-инофоны будут изучать русский язык, чтобы потом заниматься в обычной школе.
4) Предлагается создать в университете совет землячеств. Данный совет должен проводить мероприятия по развитию межэтнической толерантности разного вида. Совет должен взаимодействовать с администрацией университета и проводить работу по организации фестивалей национальной культуры, в которых обязательно должны принимать участие студенты - жители белгородской области.
Подобные работы
- ПРАКТИКА ГАРМОНИЗАЦИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ОСВЕЩЕНИЕ МЕЖРЕСПУБЛИКАНСКИХ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ 1950-Х ГГ. (НА
МАТЕРИАЛАХ ГАЗЕТ БЕЛГОРОДЧИНЫ)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020



