Речевой облик современного арт-издания (на материале журнала «Сеанс»)
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЙ ОБЛИК АРТ-ИЗДАНИЯ В СВЕТЕ
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКИ
1. Стилистические особенности арт-журналистики
2. Понятие речевого облика периодического издания
ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЙ ОБЛИК ЖУРНАЛА «СЕАНС»
2.1. Экстралингвистические основы формирования речевого облика издания
2.2. Жанровые особенности современного журнала о кино
2.3. Стилистические особенности текстов в журнале «СЕАНС»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЙ ОБЛИК АРТ-ИЗДАНИЯ В СВЕТЕ
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКИ
1. Стилистические особенности арт-журналистики
2. Понятие речевого облика периодического издания
ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЙ ОБЛИК ЖУРНАЛА «СЕАНС»
2.1. Экстралингвистические основы формирования речевого облика издания
2.2. Жанровые особенности современного журнала о кино
2.3. Стилистические особенности текстов в журнале «СЕАНС»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность работы. В современной России тема кино является одной из наиболее популярных и обсуждаемых в СМИ. Об этом свидетельствует ряд факторов. Во-первых, объявление 2016 года годом российского кинематографа способствовало популяризации отечественной кинопродукции. Основным же популяризатором, выполняющим функции распространения информации в государстве, выступают СМИ. Рост интереса к теме кино в СМИ способствует и увеличению аудитории, включенной в данный дискурс и проявляющей интерес к качественной киножурналистике. Соответственно, особую популярность приобретают специализированные издания о кино, которые удовлетворяют запросы аудитории на профессиональные статьи, рецензии, эссе и т. д.
Во-вторых, увеличение киноконтента расширяет тематику критических статей, рецензий, интервью , комментариев об отдельных продукт ах кинопроизводства . Развитие кинопроизводства стимулирует развитие киножурналистики, поскольку журналистика представляет собой реакцию, ответ на событие. Количество событий в кинематографе прямо пропорционально количеству материалов о кино. Количественное увеличение материалов о кино влечет за собой и качественные улучшение, обусловленные, в первую очередь, повышением конкуренции за читателя.
С повышением интереса к специализированным журналам, повышается и роль киножурналистики. Опираясь на функции журналистики в целом, выделенные Е. П. Прохоровым , отметим значимость киножурналистики в жизни общества. Киножурналистика налаживает коммуникацию института кино с массовой аудиторией, устанавливает контакты между профессионалами и любителями кинематографа; ориентирует зрителя в возрастающем потоке фильмов, предлагая ему наиболее достойные, интересные и значимые, формирует общую картину отечественного кинематографа, акцентируя внимание на определенных фильмах и режиссерах, прививает стереотипы, определяет стиль поведения; журналисты оценивают произведения, тем самым влияя на отношение к тем или иным фильмам, манипулируют общественным мнением; культурно¬просветительская функция представлена в виде повышения способности к во сприятию тех или иных картин, расширению теоретической базы аудитории, предоставлении необходимой информации для раскрытия новых смыслов.
Приобретая все больший интерес у аудитории и являясь неотъемлемой частью медиасферы, киножурналистика неуклонно эволюционирует. В качестве подтверждения - наличие интерактивных площадок в интернете (форумы, сайты, блоги) у большинства изданий. Такие площадки предоставляют аудитории возможность вступать в споры с критиками, высказывать свою точку зрения, делиться с пользователями своими мыслями о творчестве сценаристов, работе режиссеров, актеров, оценивать новинки кино, высказывать согласие или несогласие с авторами критических статей, публиковать собственные работы. Это способствует налаживанию диалога кинолюбителей, создает определенный образ российского зрителя, устанавливает контакт аудитории с автором.
Таким образом, актуально сть исследования речевого облика арт- издания обуславливается тем, что киножурналистика сегодня является важной и постоянно развивающейся часть медиасферы и приобретает все больший интерес у аудитории.
Объектом исследования является речевой облик арт-издания, в частности журнала о кино.
Предметом исследования стали тематические и жанрово- стилистические особенности, формирующие речевой облик журнала о кино.
Цель исследования - выявление и описание специфики речевого облика журнала о кино как части современных арт-изданий.
Цель определила наличие следующих задач:
^ выявление основных особенностей арт-журналистики как части медиадискурса;
^ определение понятия речевого облика периодического издания с точки зрения интенциональной стилистики;
^ осмысление экстралингвистических факторов, оказывающих влияние на формирование речевого облика журнала о кино;
^ выделение основных лингвостилистических особенностей текстов специализированного журнала о кино;
^ описание речевого облика современного арт-издания о кино на основе анализа речевого облика киножурнала «СЕАНС».
Реализации вышеперечисленных задач подчинен выбор методов исследования, включающий в себя лингвостилистический анализ текста, метод наблюдения, анализ документов, сравнение, классификацию и типологизацию.
Материалом для исследования послужили печатные выпуски журнала «СЕАНС», в период с декабря 2015 по май 2017 гг., а также публикации онлайн-версии журнала за обозначенный период.
Теоретическую базу составили научно-исследовательские труды по лингвистике Н. Д. Арутюновой, М. М. Бахтина, Е. М. Вольф, В. В. Виноградова, научные работы по теории журналистики Л. Е. Кройчика, E. П. Прохорова, А. А Тертычного, работы в области медиалингвистики Л. Р Дускаевой, Г. Я. Солганика, В. И. Конькова, А. А. Сидякиной, Н. С. Цветовой, И. В. Фроловой, а также работы по изучению особенностей кинокритики Л. Н. Житковой, Л. П. Саенковой и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в применении методики системного анализа речевого облика издания, опирающейся на идеи интенциональной стилистики.
Практическая значимость проявляется в возможности использования материалов исследования и полученных выводов о специфике речевого облика специализированного издания о кино на занятиях по стилистике, а также в рамках спецкурсов и спецсеминаров по арт-журналистике.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматривается понятие арт-журналистики, частью которой является журналистика о кино, описываются ее основные стилистические особенности, цели, задачи и функции, дается определение речевому облику издания, выявляется связь между речевым обликом издания и интенциональностью, а также раскрывается методика анализа выбранного материала. Вторая глава посвящена описанию речевого облика журнала «СЕАНС» и включает определение экстралингвистических основ формирования речевого облика журнала, выявление жанровой специфики издания, а также интенционально-стилистический анализ медиатекстов, направленный на выявление лингвостилистических особенностей журнала как типа специализированных изданий о кино. В заключении приводятся выводы проведенного исследования.
Во-вторых, увеличение киноконтента расширяет тематику критических статей, рецензий, интервью , комментариев об отдельных продукт ах кинопроизводства . Развитие кинопроизводства стимулирует развитие киножурналистики, поскольку журналистика представляет собой реакцию, ответ на событие. Количество событий в кинематографе прямо пропорционально количеству материалов о кино. Количественное увеличение материалов о кино влечет за собой и качественные улучшение, обусловленные, в первую очередь, повышением конкуренции за читателя.
С повышением интереса к специализированным журналам, повышается и роль киножурналистики. Опираясь на функции журналистики в целом, выделенные Е. П. Прохоровым , отметим значимость киножурналистики в жизни общества. Киножурналистика налаживает коммуникацию института кино с массовой аудиторией, устанавливает контакты между профессионалами и любителями кинематографа; ориентирует зрителя в возрастающем потоке фильмов, предлагая ему наиболее достойные, интересные и значимые, формирует общую картину отечественного кинематографа, акцентируя внимание на определенных фильмах и режиссерах, прививает стереотипы, определяет стиль поведения; журналисты оценивают произведения, тем самым влияя на отношение к тем или иным фильмам, манипулируют общественным мнением; культурно¬просветительская функция представлена в виде повышения способности к во сприятию тех или иных картин, расширению теоретической базы аудитории, предоставлении необходимой информации для раскрытия новых смыслов.
Приобретая все больший интерес у аудитории и являясь неотъемлемой частью медиасферы, киножурналистика неуклонно эволюционирует. В качестве подтверждения - наличие интерактивных площадок в интернете (форумы, сайты, блоги) у большинства изданий. Такие площадки предоставляют аудитории возможность вступать в споры с критиками, высказывать свою точку зрения, делиться с пользователями своими мыслями о творчестве сценаристов, работе режиссеров, актеров, оценивать новинки кино, высказывать согласие или несогласие с авторами критических статей, публиковать собственные работы. Это способствует налаживанию диалога кинолюбителей, создает определенный образ российского зрителя, устанавливает контакт аудитории с автором.
Таким образом, актуально сть исследования речевого облика арт- издания обуславливается тем, что киножурналистика сегодня является важной и постоянно развивающейся часть медиасферы и приобретает все больший интерес у аудитории.
Объектом исследования является речевой облик арт-издания, в частности журнала о кино.
Предметом исследования стали тематические и жанрово- стилистические особенности, формирующие речевой облик журнала о кино.
Цель исследования - выявление и описание специфики речевого облика журнала о кино как части современных арт-изданий.
Цель определила наличие следующих задач:
^ выявление основных особенностей арт-журналистики как части медиадискурса;
^ определение понятия речевого облика периодического издания с точки зрения интенциональной стилистики;
^ осмысление экстралингвистических факторов, оказывающих влияние на формирование речевого облика журнала о кино;
^ выделение основных лингвостилистических особенностей текстов специализированного журнала о кино;
^ описание речевого облика современного арт-издания о кино на основе анализа речевого облика киножурнала «СЕАНС».
Реализации вышеперечисленных задач подчинен выбор методов исследования, включающий в себя лингвостилистический анализ текста, метод наблюдения, анализ документов, сравнение, классификацию и типологизацию.
Материалом для исследования послужили печатные выпуски журнала «СЕАНС», в период с декабря 2015 по май 2017 гг., а также публикации онлайн-версии журнала за обозначенный период.
Теоретическую базу составили научно-исследовательские труды по лингвистике Н. Д. Арутюновой, М. М. Бахтина, Е. М. Вольф, В. В. Виноградова, научные работы по теории журналистики Л. Е. Кройчика, E. П. Прохорова, А. А Тертычного, работы в области медиалингвистики Л. Р Дускаевой, Г. Я. Солганика, В. И. Конькова, А. А. Сидякиной, Н. С. Цветовой, И. В. Фроловой, а также работы по изучению особенностей кинокритики Л. Н. Житковой, Л. П. Саенковой и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в применении методики системного анализа речевого облика издания, опирающейся на идеи интенциональной стилистики.
Практическая значимость проявляется в возможности использования материалов исследования и полученных выводов о специфике речевого облика специализированного издания о кино на занятиях по стилистике, а также в рамках спецкурсов и спецсеминаров по арт-журналистике.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматривается понятие арт-журналистики, частью которой является журналистика о кино, описываются ее основные стилистические особенности, цели, задачи и функции, дается определение речевому облику издания, выявляется связь между речевым обликом издания и интенциональностью, а также раскрывается методика анализа выбранного материала. Вторая глава посвящена описанию речевого облика журнала «СЕАНС» и включает определение экстралингвистических основ формирования речевого облика журнала, выявление жанровой специфики издания, а также интенционально-стилистический анализ медиатекстов, направленный на выявление лингвостилистических особенностей журнала как типа специализированных изданий о кино. В заключении приводятся выводы проведенного исследования.
Предпринятое исследование позволило сделать ряд выводов, относительно специфики речевого облика в современном арт-издании «СЕАНС». В ходе решения поставленных во введении задач были получены следующие результаты, приведенные ниже.
0 Выявлены основные особенности арт-журналистики как части медиадискурса. Мы определили, что арт-журналистика как часть досуговой медиасферы, направлена на освещение досугового информационного поля общества. В связи с этим в арт-журналистике формируются собственные цели и задачи: стимуляция аудитории на социально-культурную активность, всестороннее развитие человека в условиях свободного времени, расслабление и релаксация, восстановление сил, а также участие в пропаганде в обществе высоких культурных ценностей и во спитание людей на образцах общемировой культуры. Решение данных задач порождает особенности арт-журналистики как части медиадискурса: преобладание оценочного информирования, над фактологическим, ярко выраженная оценочность текста, диалогичность и специфика волеизъявления.
0 Определено понятие речевого облика периодического издания с точки зрения интенциональной стилистики. Мы установили, что интенции, участвующие в формировании речевого облика издания, рождаются под влиянием общих принципов и задач журналистики, поэтому главной профессиональной интенцией журналиста является воздействие на аудиторию, с целью стимулирования активности, трансляции культурных ценностей, норм и морали.
0 Осмыслены экстралингвистические факторы, оказывающие влияние на формирование речевого облика журнала о кино. Нами были выделены такие экстралингвистические факторы как: культурно¬исторические фоновые знания журналиста, которые он передает с целью воздействия на аудиторию, пропаганды киноискусства и просветительства; предназначенность для массовой аудитории; периодичность; коллективное авторство; искусство как сфера общения; материалы информирующего характера и кинокритика как тип содержания; среди функций языка нами было выделены, информирующая, коммуникативная и эстетическая функции.
0 Выделены основные лингвостилистических особенностей текстов современного журнала о кино и выявлена жанровая специфика. Основными жанрами, используемыми в арт-изданиях мы определили рецензии, интервью, проблемные статьи, обзоры и списки, но анализ материала показывает, что так или иначе эти жанры преобразуются и видоизменяются в тексте. Каждый жанр имеет отличия, характерные для речевого поведения данного типа издания: ярко выраженная оценочность, авторское начало, аналитично сть, диалогичность, использование языковых средств выразительности, среди которых наиболее распространены такие приемы как использование книжной и разговорной лексики, терминологии, профессионализмов, заимствований, частотное употребление прецедентных феноменов.
0 Описан речевой облик современного арт-издания о кино на основе анализа речевого облика киножурнала «СЕАНС».
Можно констатировать, что в ходе исследования нами были решены все поставленные задачи. Нам удалось выявить и описать специфику речевого облика журнала о кино как части современных арт-изданий.
0 Выявлены основные особенности арт-журналистики как части медиадискурса. Мы определили, что арт-журналистика как часть досуговой медиасферы, направлена на освещение досугового информационного поля общества. В связи с этим в арт-журналистике формируются собственные цели и задачи: стимуляция аудитории на социально-культурную активность, всестороннее развитие человека в условиях свободного времени, расслабление и релаксация, восстановление сил, а также участие в пропаганде в обществе высоких культурных ценностей и во спитание людей на образцах общемировой культуры. Решение данных задач порождает особенности арт-журналистики как части медиадискурса: преобладание оценочного информирования, над фактологическим, ярко выраженная оценочность текста, диалогичность и специфика волеизъявления.
0 Определено понятие речевого облика периодического издания с точки зрения интенциональной стилистики. Мы установили, что интенции, участвующие в формировании речевого облика издания, рождаются под влиянием общих принципов и задач журналистики, поэтому главной профессиональной интенцией журналиста является воздействие на аудиторию, с целью стимулирования активности, трансляции культурных ценностей, норм и морали.
0 Осмыслены экстралингвистические факторы, оказывающие влияние на формирование речевого облика журнала о кино. Нами были выделены такие экстралингвистические факторы как: культурно¬исторические фоновые знания журналиста, которые он передает с целью воздействия на аудиторию, пропаганды киноискусства и просветительства; предназначенность для массовой аудитории; периодичность; коллективное авторство; искусство как сфера общения; материалы информирующего характера и кинокритика как тип содержания; среди функций языка нами было выделены, информирующая, коммуникативная и эстетическая функции.
0 Выделены основные лингвостилистических особенностей текстов современного журнала о кино и выявлена жанровая специфика. Основными жанрами, используемыми в арт-изданиях мы определили рецензии, интервью, проблемные статьи, обзоры и списки, но анализ материала показывает, что так или иначе эти жанры преобразуются и видоизменяются в тексте. Каждый жанр имеет отличия, характерные для речевого поведения данного типа издания: ярко выраженная оценочность, авторское начало, аналитично сть, диалогичность, использование языковых средств выразительности, среди которых наиболее распространены такие приемы как использование книжной и разговорной лексики, терминологии, профессионализмов, заимствований, частотное употребление прецедентных феноменов.
0 Описан речевой облик современного арт-издания о кино на основе анализа речевого облика киножурнала «СЕАНС».
Можно констатировать, что в ходе исследования нами были решены все поставленные задачи. Нам удалось выявить и описать специфику речевого облика журнала о кино как части современных арт-изданий.
Подобные работы
- Речевой облик современного арт-издания (на материале журнала «Сеанс»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Создатель кино в зеркале массмедиа: коммуникативно-речевой аспект
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



