ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДА В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ КАРДИОПАЦИЕНТОВ 6
1.1 Некоторые термины, необходимые мне для использования гештальт-подхода в своей
клинической практике психолога-консультанта 6
1.2 Этапы моей работы с кардиопациентами с использованием гештальт-подхода 10
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ 21
2.1 Анализ моих встреч с клиенткой Галиной с использованием гештальт-
подхода 21
2.2 Анализ моих встреч с клиенткой Еленой с использованием гештальт-подхода 29
2.3 Анализ моих встреч с клиентом Петром с использованием гештальт-подхода
33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выбор данной темы был сделан мною осознанно в связи с недостаточной изученностью данной темы в гештальт-подходе. Имея большой опыт работы с детьми и подростками в области клинической психологии (10 лет работы педагогом-психологом и медицинским психологом), я решила написать анализ практики под супервизию со взрослыми.
Согласно медицинской статистике, заболевания органов кровообращения продолжают оставаться наиболее актуальной проблемой здравоохранения для большинства стран мира, в том числе и для России. Данные болезни представляют собой группу заболеваний сердца и кровеносных сосудов, в которую входят ишемическая болезнь сердца; болезнь сосудов головного мозга; болезнь периферических артерий; ревмокардит; врожденный порок сердца; тромбоз глубоких вен и эмболия легких и многие другие.
Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смерти во всем мире: ни по какой другой причине ежегодно не умирает столько людей, сколько от ССЗ. Большинство сердечно-сосудистых заболеваний можно предотвратить путем принятия мер в отношении различных факторов риска (употребление табака и алкоголя, нездоровое питание и ожирение, отсутствие физической активности).
Как указано в приказе Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2011 г. №362н «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 сентября 2009 г. №599н «Об утверждении Порядка оказания плановой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля», с данной категорией пациентов должен активно работать и медицинский психолог. Однако, на самом деле, редко какое медицинское учреждение (особенно, бюджетное) включает в свое штатное расписание данную должность.
В отечественной и зарубежной науке понятия психологического консультирования, симптома, внутренней картины болезни изучены разными специалистами в этой области. В области гештальт-терапии, психологического консультирования с использованием гештальт- подхода, особенности оказания психологических и психотерапевтических услуг специалистами кардиологическим больным изучены очень мало. Поэтому все вышеперечисленное и вызвано мой интерес к данной теме. Хотя, консультировать клиентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями я начала достаточно недавно.
Цель анализа моей практики - обобщить свой опыт работы с клиентами кардиологического профиля с использованием гештальт-подхода.
Задачи для моей практики:
1) Дать характеристику научным подходам в области психологического консультирования, особенностей заболевания органов кровообращения и применения гештальт-подхода в клинической практике.
2) Сделать описание моих встреч с Галиной, Еленой и Петром с использованием гештальт-подхода.
3) Проанализировать фрагменты встреч с Еленой, Петром и Галиной с использованием гештальт-подхода (под углом терапевтических отношений, с разбором возможных ошибок и «терапевтических вилок»).
Методологической основой данной работы, на мой взгляд, является феноменологический подход в гештальт-терапии (Э. Гуссерль, Ф. Брентано, М. Шелер).
Анализ моей практики под супервизию состоит из введения, двух глав (теоретического обзора по проблеме использования гештальт-подхода в психологическом консультировании взрослых при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, анализа моих встреч с клиентами), выводов, заключения, библиографического списка и приложений. Библиографический список содержит 114 наименований.
По материалам данной работы были опубликованы научные статьи в сборниках журнала «Психологическое консультирование Онлайн», монографии Н.Л. Белопольской «Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты».
Я хочу отметить, что еще на первом году обучения В СПбИГ (терапевтический год) в 2015 году я начала проводить теоретический анализ практики под супервизию. На тот момент, я работала медицинским психологом в ГБУЗ ЧОДКБ. В 2016 году я стала заниматься частной психологической практикой, активно проводить индивидуальные психологические консультации именно с клиентами кардиологического профиля.
На момент завершения данного анализа практики я стала председателем правления Челябинского регионального отделения ОО «Федерация психологов-консультантов России», руководителем профильной организации по прохождению преддипломной и научно-исследовательской практики студентов направления подготовки 37.03.01. Психология Университета Российского инновационного образования г. Челябинска.
Я хочу, чтобы мою работу под супервизию могли использовать в своей практической деятельности другие медицинские психологи, работающие со взрослыми в поликлинике, стационаре специализированного медицинского профиля и частной практике.
Благодаря поддержке моего терапевта Орловой Светы, огромнейшей помощи в написании работы моего супервизора Валерия Матушкина, а также собственному интересу к использованию гештальт-подхода в практике, у меня родились разные идеи, которые отражены в данной работе.
Приведенные мною фрагменты встреч с Галиной, Еленой и Петром иллюстрируют лишь часть моей работы с клиентами кардиологического профиля с использованием гештальт-подхода. Написав свою работу по анализу практики под супервизию, я пришла к выводу о том, что больше всего я использую в своей работе именно клиническую модель гештальт-терапии, опираясь на теории SELF, фазы цикла контакта по П. Гудмену, работу с метафорами симптома.
На мой взгляд, медицинская модель основана в большей степени на отношениях «Я- ОНО», чем отношениях «Я-Ты». Медицинский работник («Я») наблюдает за течением болезни («ОНО») через проявление различных симптомов у пациента. Медицинское искусство врача заключатся в том, чтобы правильно и качественно провести обследование и лечение с соблюдением необходимых протоколов и стандартов лечения, не причиняя вред пациенту. Здесь единственной ответственностью пациента является то, чтобы он вовремя прошел диагностику у врачей и выполнял все их предписания. Симптом и лекарство от него является центральной фигурой в медицинской модели.
В «Я-Ты» отношениях в гештальт-подходе, происходит встреча; здесь взаимодействие устанавливается посредством диалога, и именно это взаимодействие является терапевтическим. Важно отметить, что в гештальт-подходе диалог вырастает из «Между» контактирующими личностями. В момент «Я-ТЫ» встречи нет цели. Такая встреча, на мой взгляд, означает способность личностей отдаться моменту, быть поглощенными процессу и включенными в него.
С огромным интересом я буду продолжать изучать гештальт-подход и планирую в дальнейшем поступить на третью ступень СПбИГ.
1. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт / Г.С. Абрамова. -
М.: Академия, 2001. - 240 с.
2. Абросимов, И.Н. Внутренняя картина болезни и совладающее поведение у взрослых
пациентов с муковисцидозом: диссертация канд. психолог.наук / И.Н. Абросимов. - М., 2016. - 198 с.
3. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование /
Ю.Е. Алешина. - М.: Класс, 2007. - 208 с.
4. Андронникова, О.О. Основы психологического консультирования: учебное пособие /
О.О. Андронникова. - М.: Инфра-М, 2013. - 416 с.
5. Андронникова, О.О. Специальные проблемы психологического консультирования:
учебное пособие / О.О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2013. - 348 с.
6. Аралова, М.А. Справочник психолога ДОУ / А.М. Аралова. - М.: Сфера, 2010. - 272 с.
7. Архангельская, В.В. Консультативная психология: на пути к новой специальности /
B. В. Архангельская // Консультативная психология и психотерапия. - 2010. - №1. -
C. 158-179.
8. Беребин, М.А. О статусе медицинского психолога в системе здравоохранения,
недостатках системы подготовки клинических психологов и связанных с ними проблемами и перспективах / М.А. Беребин. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. - 2012. -№ 2. - http:// medpsy.ru.
9. Бовина, И.Б. Россия в современном мире: подход к теории социальных представлений
/И.Б. Бовина, Т.Г. Стефаненко, О.А. Тихомандрицкая, Н.Г. Малышева, Е.О. Голынчик // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 2. -
http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2.
10. Бовина, И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни в молодежной среде. -
http://psyjournals.ru/psytelesnost/30442_full.shtml.
11. Бойко, Е.О. Психологическое сопровождение больных с сердечно-сосудистой
патологией / Е.О. Бойко, Л.Е. Ложникова, И.В. Паршикова, М.И. Агеев, О.Г. Зайцева, В.А. Стрижев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Курского государственного медицинского университета и 10- летию кафедры психологии и педагогики «Психологическое сопровождение лечебного процесса». [Электронный ресурс]. - Курск: Курский государственный медицинский университет, 2010. - 438 с.
12. Булюбаш, И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии / И.Д. Булюбаш. - М.:
Издательство Института Психотерапии, 2003. - 223 с.
13. Булюбаш, И.Д. Руководство по гешталь-терапии / И.Д. Булюбаш. - М.: Издательство
Института Психотерапии, 2011. - 768 с.
14. Булюбаш, И.Д. Руководство по обучению гештальт-терапевтов / И.Д. Булюбаш,
Н.В. Пугач. - Издательский дом «Бахрах-М», 2016. - 416 с.
15. Булюбаш, И.Д. Я тебя слышу. Феномены языка и речи в практике гештальт-терапевта /
И.Д. Будюбаш. - Самара: Бахрах-М, 2014. - 272 с.
16. Василюк, Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории /
Ф.Е. Василюк // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - №1. - С.15-32.
17. Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике /
Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова, О.Ю. Щелкова. - СПб.: Питер, 2011. - 271 с.
18. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун,
Н.С. Пряжников. - М.: МПСИ, 2007. - 464 с.
19. Ведехина, С.А. Клиническая психология: конспект лекций / С.А. Ведехина. - Ростов
н/Д: Феникс, 2014. - 174 с.
20. Великанов, А.А. Организационные аспекты работы медицинского психолога в системе
комплексной кардиореабилитации: анализ реальной ситуации и расчетной
потребности / А.А. Великанов, И.А. Зеленская, Е.И. Лубинская, О.Б. Николаева, Е.А. Демченко // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - №45. - С.78-82.
21. Веракса, А.Н. Практический психолог в детском саду / А.Н. Веракса, М.Ф. Гутова. -
М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 144 с.
22. Галустова, О.В. Психологическое консультирование: конспект лекций / О.В.
Галустова. - М.: Приор-издат, 2005. - 240 с.
23. Гингер, С. Гештальт-терапия контакта / С. Гингер, А. Гингер, пер. с фр.
Е.В. Просветиной. - СПб.: Специальная Литература, 1999. - 287 с.
24. Голунова, Е.Н. Особенности динамики диалога в ситуации психологического
консультирования: дис. ... канд. психол. наук / Е.Н. Голунова. - М., 1998. - 158 с.
25. Горнякова, М.В. Специфика психологического консультирования взрослых по
образовательному запросу: автореферат дис. . канд. психол. наук / М.В. Горнякова. - Кемерово, 2015. - 27 с.
26. Гулина, М. А. Теоретические и методологические основы индивидуального
психологического консультирования / М.А. Гулина. - Спб.: Изд-во Санкт- Петербургского Государственного Университета, 1998. - 272 с.
27. Гулина, М.А. Консультативная психология / М.А. Гулина, Ю.П. Зинченко. - Спб.:
Питер, 2015. - 336 с.
28. Гулина, М.А. Теоретические и методологические основы индивидуального
психологического консультирования : дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1998. - 297 с.
29. Гулина, М.А. Терапевтическая и консультативная психология / М.А. Гулина. - Спб.:
Речь, 2001. - 352 с.
30. Гусакова, М.П. Психологическое консультирование: теория и практика /
М.П. Гусакова. - М.: Эксмо, 2010. - 288 с.
31. Джордж, Р. Консультирование: теория и практика / Р. Джордж, Т. Кристиани; пер. с
англ. А. Шадура. - М.: Эксмо, 2001. - 448 с.
32. Евстигнеева, Е.А. Феноменологический подход в психотерапевтической практике
экзистенциального и гуманистического подходов: магистерская диссертация / Е.А. Евстигнеева. - М., 2011. - 101 с.
33. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического
консультирования: учебное пособие / А.Н. Елизаров. - М.: «Ось-89», 2003. - 336 с.
34. Желателев, Д.В. Основы консультативной психологии: учебное пособие /
Д.В. Желателев. - Спб.: ЛГУ, 2013. - 111 с.
35. Жукова, Т.В. Эмоциональные расстройства у пациентов с ишемической болезнью
сердца / Т.В. Жукова, В.А. Милькота - https://www.bsmu.by/militarymedicine.
36.Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование / Ю.М. Забродин, В.Э. Пахальян. - М.: Эксмо, 2009. - 384 с.
37.Закон о психологической помощи населению в г. Москве №43 от 07.10.2009 г. - http://base.consultant.ru.
38.Занковский, А.Н. Введение в профессию: учебное пособие / А.Н. Занковский. - М.: Издательский центр ЕОАИ, 2009. - 71 с.
39. Истратова, О.Н. Нормативно-правовая документация практического психолога /
O. Н. Истратова, Л.В. Посошенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 318 с.
40. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова,
Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 448 с.
41. Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова,
Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 510 с.
42. Карандашев, В.Н. Психология: введение в профессию / В.Н. Карандашев. - М.: Смысл,
2000. - 288 с.
43. Кардиология. Национальное руководство: краткое издание / Под ред. Ю.Н. Беленкова,
P. Г. Оганова. - М.: ГЭОТАР, 2012. - 848 с.
44. Кашапов, М.М. Консультационная работа психолога: учебное пособие /
М.М. Кашапов. - Ярославль: ЯрГУ, 2005. - 196 с.
45. Киреев, С.В. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, смертность и
ожидаемая продолжительность жизни среди женского населения 35-64 лет г. Москвы за период с 1980 по 2001 гг.: автореферат дис. ... канд. мед. наук / С.В. Киреев. - М., 2008. - 23 с.
46. Клименко, С.В. Договор возмездного оказания неклинических психологических услуг
в Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юридич. наук / С.В. Клименко. - М., 2007. - 25 с.
47. Клиническая психология: учебник для вузов / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.:
Питер, 2016. - 896 с.
48. Клюева, Н.В. Консультативная психология: методические указания /Н.В. Клюева. -
Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 60 с.
49. Козьяков, Р.В. Введение в клиническую психологию. Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся по направлению «Психология», профиль «Психологическое консультирование», программа подготовки бакалавра - очная форма обучения / Р.В. Козьяков. - М.: Директ-Медия, 2013. - 22 с.
50. Колганова, В.С. Взгляды различных слоев населения на психологическое
консультирование / В.С. Колганова // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - №2. - С. 204-212.
51. Колесникова, Г.И. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие /
Г.И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 345 с.
52. Колесникова, Г.И. Психологическое консультирование / Г.И. Колесникова. - Ростов
н/Д: Феникс, 2006. - 283 с.
53. Колин, П. Клиническая феноменология / П. Колин. - Днепропетровск, Totem print,
2013. - 20 с.
54. Колпачников, В.В. Общее введение в индивидуальное психологическое
консультирование / В.В. Колпачников // Вопросы психологии. - 1998. - №6. - С. 35¬39.
55. Кулаков, С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии /
С.А. Кулаков. - СПб.: Речь, 2002. - 236 с.
56. Кулаков, С.А. Основы психосоматики / С.А. Кулаков. - СПб.: Речь, 2003. - 288 с.
57. Лазарева, Ю.Л. Некоторые психологические характеристики пациентов с
кардиологической патологией / Ю.Л. Лазарева, Е.Л. Николаев // 16-я межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии». - 2014. - Т.17. - №1. - С.87-93.
58. Лебедева, Н.М. Путешествие в гештальт: теория и практика / Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова. - СПб.: Речь, 2013. - 560 с.
59. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика / Н.Г. Линде. - М.:
Аспект-пресс, 2010. - 255 с.
60. Макарова, Е.Ю. Представление о психологическом консультировании у разных
социальных групп: дис. ... канд. психолог. наук / Е.Ю. Макарова. - М., 2009. - 187 с.
61. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - Спб.: Питер, 2013. - 583 с.
62. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2010. - 1024 с.
63. Мартынова, Е.В. Психологическое консультирование на современном этапе: проблема
определения понятия, цели и задачи / Е.В. Мартынова. - М.: Генезис, 2015. - 335 с.
64. Масколье, Г. Выбери свою жизнь. Гештальт сегодня / Г. Масколье. - М.:
Академический проспект, 2017. - 189 с.
65. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со
здоровьем (комплект из 4-х книг). - М.: Медицина, 2003. - 2466 с.
66. Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю.
Меновщиков. - М.: Смысл, 2013. - 191 с.
67. Микляева, Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие /
Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Айрис-Дидактика, 2005. - 384 с.
68. Минигалиева, М.Р. Психологическое консультирование: теория и практика /
М.Р. Минигалиева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 603 с.
69. Монина, Г.В. Психологическое консультирование детей и подростков: учебник /
Г.В. Монина. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. - 210 с.
70. Немов, Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2015. -
440 с.
71. Николаев, Е.Л. Психотерапия и психологическая помощь больным с сердечно¬
сосудистыми заболеваниями / Е.Л. Николаев, Ю.Л. Лазарева // Вестник психологии и психотерапии Чувашии. - 2015. - Т.11. - №1. - С.57-76.
72.Олифирович, Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: теория и практика / Н.И. Олифирович. - Мн.: Тесей, 2005. - 264 с.
73.Организация деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения в системе образования Новосибирской области. Выпуск I: Нормативные правовые документы федерального уровня для педагогов-психологов / Т.П. Абакирова, Л.К. Водолазкая, Т.И. Кулевцова, Н.Н. Плеханова, Ю.В. Шихвархер. - Новосибирск: Серия «Психологическое сопровождение образования», 2005. - 281 с.
74.Орлова, Е.А. Клиническая психология: учебник для бакалавров / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник. - М.: Юрайт, 2016. - 359 с.
75.Осипчув, И.В. Подготовка специалистов в области психологического консультирования в системе дополнительного профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Осипчук. - М., 2015. - 235 с.
76.Основы психологического консультирования / Под ред. Д.А. Донцова. - Спб.: Речь, 2013. - 224 с.
77. Пахальян, В.Э. Психологическое консультирование: учебное пособие / В.Э. Пахальян.
- СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
78. Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания / Ф. Перлз, Р. Хефферлин, П. Гудман. -
М.: Гиль-Эстель, 1993. - 240 с.
79. Перлз, Ф.С. Практикум по гештальт-терапии / Ф.С. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлайн.
- М.: Психотерапия, 2007. - 240 с.
80. Перлз, Ф.С. Эго, голод и агрессия / Ф.С. Перлз. - М.: Смысл, 2014. - 368 с.
81. Погодин, И.А. Классическая концепция цикла контакта в методологии гештальт-
терапии / И.А. Погодин // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2011. - №2. https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2701.
82. Погодин, И.А. Диалоговая гештальт-терапия. Психотерапия переживанием /
И.А. Погодин. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. - 384 с.
83. Погодин, И.А. Рискуя быть живым. Психотерапия присутствием / И.А. Погодин. -
Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. - 368 с.
84. Погодин, И.А. Управляемое чудо или как неузнаваемо изменить свою Жизнь, начав
переживать ее / И.А. Погодин. - Киев: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2016.
- 136 с.
85. Погосова, Г.В. Тревожные состояния у больных с сердечно-сосудистыми
заболеваниями: диагностические и терапевтические аспекты / Г.В. Погосова // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2006. - Т. 5. - № 5. - С.75-80.
86. Психологическое консультирование: практическое руководство / Под ред.
Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРА-М, 2016. - 824 с.
87. Психологическое консультирование: справочник практического психолога / Сост.
С.Л. Соловьева. - М: АСТ, Полиграфиздат; СПб.: ООО «Сова», 2010. - 640 с.
88. Психологическое помощь и консультирование в практической психологии / Под ред.
М.К. Тутушкиной. - СПб.: Изд-во «Дидактика-Плюс», 2001. - 352 с.
89. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.:
Политиздат, 1990. - 494 с.
90. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития / Под ред.
С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко. - М.: В. Секачев, 2007. - 128 с.
91. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - Спб.: Питер,
2006. - 944 с.
92. Робин, Ж-М. Гештальт-терапия / Ж.-М. Робин. - М.: Институт общегуманитарных
исследований, 2007. - 64 с.
93. Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога /
В.И. Давыдова, О.М. Трофимчук, Т.В. Башак, И.Ю. Кривошеина, С.И. Аббакумова - Челябинск: Серия «Социально-психологическое сопровождение образования», 2010. - 190 с.
94. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. - М.:
Академия, 2008. - 352 с.
95. Семаго, М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования:
методическое пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 288 с.
96. Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального
образования: методическое пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2005.
- 336 с.
97. Сенге, П. Преображение. Потенциал человека и горизонты будущего / П. Сенге,
О. Шармер, Д. Яворски, Б.С. Фраурз. - М.: ЗАО ОЛИМП БИЗНЕС, 2008. - 304 с.
98. Сидоров, П.И. Клиническая психология / П.И. Сидоров, А.В. Парняков.- М.: ГЭОТАО-
медиа, 2008. - 880 с.
99. Симптом и контакт: клинические аспекты гештальт-терапии / Под ред.
О.В. Немиринского. - М.: МИГТиК, ИОИ, 2015. - 294 с.
100. Скотенко, О.Л. Модели взаимоотношений врача и пациента: автореферат дис. ... канд. психолог. наук / О.Л. Скотенко. - Волгоград, 2010. - 23 с.
101. Смолова, Л.В. Психологическое консультирование: учебное пособие / Л.В. Смолова.
- М.: Флинта, 2015. - 415 с.
102. Спаниоло Лобб, М. Сейчас-Ради-Потом в психотерапии: гештальт-терапия,
рассказанная в обществе эпохи постмодернизма / М. Спаниоло Лобб. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2015. - 366 с.
103. Спринц, А.М. Психотические и невротические расстройства у больных с
соматической патологией / А.М. Спринц, О.Ф. Ерышев, Е.П. Шатова, И.Н. Филиппова. - Спб.: Спецлит, 2007. - 253 с.
104. Стеценко, С.Г. Защита прав пациента и информированное согласие / С.Г. Стеценко // Здравоохранение. 2001. - N12. - С. 129-135.
105. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни / Н.И. Федюкович. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- 576 с.
106. Филиппсон, П. Self в отношениях / П. Филиппсон. - М.: Добросвет, 2014. - 272 с.
107. Халимова, Н.А. Индивидуальное психологическое консультирование в системе высшего профессионального образования: дис. ... канд. психолог. наук / Н.А. Халимова. - М., 2001. - 265 с.
108. Хилько, М.Е. Возрастная психология: конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева.
- М.: Юрайт, 2010. - 194 с.
109.Чернов, А.Б. К вопросу об определении понятия «психологическое консультирование» / А.Б. Чернов // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. - 2013. - № 1. - http://ppip.idnk.ru.
110. Шавердян, Г.М. Консультирование или психотерапия-light / Г.М. Шавердян //
Перспективы науки и образования. - 2013. - №3. - С.68-85.
111. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 382 с.
112. Шнейдер, Л.Б. Психологическое консультирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия «Серебряная сова» / Л.Б. Шнейдер, Г.В. Вольнова, М.Н. Зыкова. - М.: Ижица, 2002. - 224 с.
113. Шорина, Н.М. Внутренняя картина болезни как предмет психологического
исследования: учебное пособие / Н.М. Шорина. - Владивосток: Мор. гос.
университет, 2003. - 32 с.
114. Якиманская, И.С. Психологическое консультирование: учебное пособие /
И.С. Якиманская, Н.Н. Биктина. - Оренбург: ОГУ, 2015. - 230 с.