ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШОРТ- ТРЕКОВИКОВ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДИКАМИ 8
1.1. Характеристика подготовки шорт-трековиков 14-15 лет на этапе углубленной спортивной специализации 8
1.2. Анатомо-физиологические особенности юных спортсменов 14-15 лет
1.3. Влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы на развитие физических качеств в спортивной деятельности 23
1.4. Особенности развития общей, специальной выносливости, силы, быстроты шорт-
трековиков 14-15 лет 28
1.5. Виды и методы текущего педагогического контроля в системе управления подготовкой спортсменов 37
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ..40
2.1. Задачи исследования 40
2.2 Методы исследования 40
2.2.1 Анализ и обобщение научно-методической литературы 41
2.2.2 Контрольно-педагогические испытания 41
2.2.3 Инструментальный метод исследования 45
2.2.4 Методы математической статистики 48
2.3. Организация исследования 49
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 50
3.1 Экспресс-диагностика силы нервной системы юных шорт-трековиков по психомоторным показателям («теппинг-тест») 50
3.2 Исследование связи подготовленности шорт-трековиков с типом нервной системы
3.3 Оценка функциональной подготовленности и психоэмоционального состояния шорт- трековиков 14-15 лет с помощью системы комплексного компьютерного исследования
«Омега-Спорт» 60
3.4 Оценка зависимости результатов соревновательной деятельности юных шорт-
трековиков от их функциональных показателей 64
3.5 Определение значимых показателей физической подготовленности шорт-трековиков с
помощью программы «Neuro Pro v. 0.25» 67
ВЫВОДЫ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Шорт-трек (англ. short track — короткая дорожка) - вид скоростного бега на коньках, заключающийся в максимально быстром преодолении соревновательной дистанции (окружность катка — 111,12 м). Дорожка, как правило, размещается на обычной хоккейной площадке. Повороты делают внутренним радиусом 8 м, расстояние между закруглениями — 28,85 м. Расстояние — 111,12 м — получается при измерении дистанции в 0,5 метра от бровки. Шорт-трековики двигаются против часовой стрелки. Количество спортсменов на старте от 4-х до 8-ми, в зависимости от дистанции (от 500 до 5000 м). Для регистрации результатов финиша на крупных чемпионатах и первенствах используют электронное оборудование, в остальных случаях допускается ручное хронометрирование.
Шорт-трек зародился в Северной Америке в конце XIX - начале XX века. Первые соревнования (чемпионаты Канады и США) прошли в 1905 и 1906 годах. В 1915-м состоялся первый международный турнир с участием канадцев и американцев. Первые соревнования в Европе прошли в 1914 году в Англии.
В состав Международного союза конькобежцев (ISU) шорт-трек вошел в 1967 году. В 1975-м при ISU был создан технический комитет по шорт-треку. В 1976-м в г. Чэмпейне (США) состоялся первый чемпионат мира. Первый командный чемпионат мира прошел в 1991 году в г. Сеуле (Южная Корея).
На Олимпийских зимних играх 1988 года в г. Калгари (Канада) шорт-трек присутствовал в качестве показательного вида спорта. А на Олимпийских играх в 1992 году в г. Альбервилле (Франция) дебютировал уже в основной программе.
Актуальность темы: Шорт-трек является одним из быстро развивающихся и медалеёмких зимних видов спорта, представленных на всех крупнейших международных соревнованиях (чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх). На сегодняшний день в шорт-треке разыгрывается восемь комплектов медалей (500м.,1000м., 1500м., эстафета). Это является весомым вкладом в общий медальный результат выступления сборной России на зимних Олимпийских играх. Особую популярность в нашей стране завоевал шорт-трек после успешного выступления нашей сборной на Олимпиаде 2014 года в Сочи. Во многих городах России стали комплектоваться учебные группы по шорт-треку, многие конькобежцы стали менять специализацию на шорт-трек. Резко повышающиеся требования к подготовке шорт- трековиков, вызванные бурным ростом популярности, требуют значительного увеличения объема тренировочной работы, ее интенсивности и специфичности. Взрослые и юные спорт-смены переносят тяжелые физические и психоэмоциональные нагрузки, которые необходимы для достижения высоких результатов. В связи с этим, значительно повысилось внимание тренеров к организации контроля, который рассматривается теперь в качестве одного из главных звеньев в системе управления спортивной подготовкой. Педагогический контроль в системе управления подготовкой спортсменов расценивается многими специалистами как средство обеспечения информацией о важнейших сторонах тренировочного процесса для оценки его эффективности. Именно под таким углом зрения В.М.Зациорский (1971), В.А. Запорожанов (1988),М.А.Годик (1988) говорят о важном значении педагогического контроля в современной подготовке взрослых и юных спортсменов.
Следует иметь в виду, что под контролем принято понимать не просто сбор интересующей информации, но также сопоставление ее с уже имеющимися данными (нормами, контрольными показателями, планами и т.п.) и последующий анализ, завершающийся принятием решения. Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективности тренировочного процесса и подготовленности к ответственным соревнованиям. В этой связи стоит отметить, что большинство работ по педагогическому контролю были посвящены оценке этапных (перманентных) состояний спортсменов. Вопросы оценки текущих и оперативных состояний привлекали гораздо меньше внимания со стороны исследователей.
Недостаточная разработанность методов текущего педагогического контроля с применением оперативно-диагностических средств оценки подготовленности юных шорт- трековиков в современных условиях ДЮСШ делает наше исследование особенно актуальным. Своевременное получение информации о функциональном и психоэмоциональном со-стоянии юного спортсмена позволяет оперативно скорректировать тренировочный процесс и не допустить снижения уровня функциональной готовности занимающегося, а также избе-жать состояния перетренированности у детей и подростков.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных шорт-трековиков 14-15 лет на этапе углубленной спортивной специализации в ДЮСШ.
Предмет исследования: соревновательная деятельность юных шорт-трековиков 14¬15 лет с учетом их индивидуальных особенностей на этапе углубленной спортивной специализации в ДЮСШ.
Цели исследования:
- изучить и обосновать значимость психомоторных способностей у юных шорт- трековиков 14-15 с учётом типологических свойств (сила-слабость) нервной системы, влияющих на подготовленность и результативность в соревновательной деятельности;
- определить наиболее значимые физические качества в подготовленности шорт- трековиков, влияющие на улучшение результатов в соревновательной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагалось, что регулярный инструментальный контроль функциональной подготовленности юных шорт-трековиков 14-15 лет с учётом их типологических свойств (сила-слабость) нервной системы позволит целенаправленно повысить эффективность учебно-тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и совершенствовании методики текущего педагогического контроля шорт-трековиков на этапе углублен-ной спортивной специализации за счет:
- определения индивидуальной функциональной готовности и психоэмоционального состояния юных шорт-трековиков с помощью системы комплексного компьютерного исследования «Омега-Спорт»;
- расширения представления о влиянии типологических особенностей проявления свойств нервной системы (сила/слабость) юных конькобежцев на результативность их соревновательной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, результаты текущего педагогического контроля, а также выявленные наиболее значимые показатели физической подготовленности шорт-трековиков, влияющие на улучшение их результатов на основных дистанциях, могут быть использованы в профессионально-педагогической работе тренеров детско-юношеских спортивных школ при подготовки юных шорт-трековиков на этапе углубленной спортивной специализации.
Структура и объем работы. Работа, объемом 81 страница, состоит из введения, 3 глав, выводов, списка литературы, приложения. Содержит 23 таблицы, 2 рисунка, включает список использованной литературы из 58 источников.
1. Эффективность двигательной деятельности спортсмена во многом зависит от оптимального соотношения его физических и психоэмоциональных качеств. Успешность тренировочной и соревновательной деятельности в современном спорте определяется рациональным построением тренировочных нагрузок, своевременным контролем за физическим и психоэмоциональным состоянием спортсмена. В связи с этим, регулярный инструментальный контроль функциональной подготовленности шорт-трековиков с учётом их типологических свойств (сила-слабость) нервной системы, определение наиболее значимых физических качеств, влияющих на улучшение результатов выступлений, может существенно повысить эффективность тренировочной и соревновательной деятельности юных конькобежцев на этапе углубленной спортивной специализации.
2. В результате исследования нами были выявлены взаимосвязи различных психомоторных способностей конькобежцев с проявлением типов нервной системы, которые, в свою очередь, оказывают влияние на успешность соревновательной деятельности юных шорт- трековиков. Показатели скоростных способностей у конькобежцев обоих типов нервной системы оказались практически равными, а скоростно-силовые способности лучше - у шорт- трековиков с средним типом нервной системы. Отсюда следует вывод, что чем выше (сильнее) тип нервной системы, тем лучше скоростно-силовые способности юных спортсменов.
3. На «стайерской» дистанции 1500 метров показатель успешности выступлений на соревнованиях в группе шорт-трековиков с средне-слабым типом нервной системы оказался хуже, чем в группе со средним типом силы нервной системы. Это, возможно, указывает на меньшую способность представителей данного типа нервной системы сопротивляться усталости, что приводит к некоторому снижению функциональных показателей к концу забега.
4. В ходе исследования наблюдался высокий коэффициент корреляции психоэмоционального состояния юных конькобежцев с уровнем адаптации к физическим нагрузкам (r=0,92; p<0,01), отсюда и к показателю уровня тренированности (r=0,87; p<0,01), уровню энергетического обеспечения (r=0,96; p<0,01) и интегральному показателю спортивной формы (r=0,94; p<0,01).
Это интегральное понятие показывает, насколько оптимально сопряжены все ритмические процессы в организме. Так как среднее арифметическое значение психоэмоционального со-стояния шорт-трековиков на соревновательном этапе составило 78,07±5,53% при нормативных значениях 10-100%, то это свидетельствовало о правильно поставленной специальной физической подготовке юных конькобежцев в соревновательном и предсоревновательном периоде.
5. При оценке предстартового функционального состояния шорт- трековиков, влияющего на результативность выступлений, приоритетное значение проявили: частота сердечных сокращений и индекс напряжения регуляторных систем.
6. По итогам исследования было установлено, что наиболее значимыми показателями
физической подготовленности шорт-трековиков, влияющими на улучшение персонального результата, являются: скоростные способности, общая выносливость и физическая работоспособность.
1. Азманов, Р.Т. Шорт-трек как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности и мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом / Р.Т. Азманов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - N 6. - С. 29.
2. Афанасьева, Н.В. Применение программно-аппаратного комплекса «Омега-С» в практике оценки функционального состояния спортсменов // Мат. исслед. научно- практ.конф. студентов и молодых ученых. 22 апреля. -Иркутск, 2011. - Т. 1. - С. 167-169.
3. Баевский, Р. М. Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р. М. Баевский // Ультразвуковая и функцион. диагностика. - 2001. - № 3. - С. 108-127.
4. Бальсевич, В.К. Новые теоретические подходы к изучению возможностей человека в спорте высших достижений / В.К. Бальсевич М.П. Шестаков // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 5. - С. 57-62.
5. Быков, Е. В. Вариабельность ритма сердца при адаптации к физическим нагрузкам различной направленности / Е. В. Быков, О. И. Коломиец // «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2014. - № 12 (118). - С. 98-103.
6. Вашляев, Б.Ф. О специальной подготовке конькобежцев / Б.Ф. Вашляев, И.Р. Вашляева // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2006. - N 2. - С. 28-31.
7. Воронов, А.В. Биомеханический анализ техники бега на коньках / А.В. Воронов, Ю.С. Лемешева // Вестн. спортив. науки. - 2012. - N 3. - С. 34-43.
8. Воронов, А.В. Влияние конькобежного спорта на мышцы-разгибатели коленного сустава / А.В. Воронов, Я.Р. Бравый, Ю.С. Лемешева //Медицина и спорт. - 2006. - N 5. - С. 24-26.
9. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 136 с.
10. Годик, М.А. Контроль в процессе спортивной тренировки / М. А. Годик. - М.: ФиС, 2005. - 150 с.
11. Губа, В.П., Маринич В.В. Теория и методика современных спортивных исследований: монография. М.: Спорт, 2016. - 233 с.
12. Губа, В.П. Современные реалии интегральных особенностей эффективного выполнения соревновательной нагрузки // Теория и практика физической культуры. 2015. № 11. С. 76-77.
13. Демина, Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития подростков (на примере индивидуальных и групповых видов спорта): автореф. дис.канд. психол. наук Д.С. Демина; 19.00.07.- Н.Новгород, 2014. - 28с.
14. Диких, К.В. Интеллектуально-психологическая подготовка конькобежцев к соревнованиям / К.В. Диких, Г.Д. Бабушкин // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2015. - N 3. - С. 69-72.
15. Дьячков, В.И. Физическая подготовка спортсмена / В. И. Дьячков. - М.: ФиС, 2007. - 120 с.
16. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. для студентов учреждений высш. образования, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
17. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - [3-е изд.]. - М.: Сов. спорт, 2009. - 199 с.
18. Зиннатулина, А.А. Аэробная работоспособность юных конькобежцев во время подготовительного и соревновательного периодов / А.А. Зиннатулина, Д.С. Мартыканова // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: матер. V Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых (Казань, 23 -24 апреля 2015 г.). - Казань, 2015. - С. 134-136.
19. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
20. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. - СПб: Питер,
2003. - 384 с.
21. Ильина, М. Н. Связь способности к проявлению выносливости и волевого усилия с некоторыми психофизиологическими и психовозрастными характеристиками человека: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Л., 1976. - 15 с.
22. Карпухина, Е.С. Совершенствование стартового разгона шорт-трековика с использованием дополнительного сопротивления / Е.С. Карпухина, И.К. Скоросова, К.К. Скоросов // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - №4 (12). - С. 97-100.
23. Конькобежный спорт: пример, прогр. спортив. подгот. для ДЮСШ., СДЮШОР: доп. Федер. агенством по физ. культуре и спорту / В.П. Кубаткин и др.; Федер. агентство по физ. культуре и спорту. - М.: сов. спорт, 2006. - 127 с.: табл.
24. Конькобежный спорт: учебник / под ред. Е.П.Степаненко. - М.: - Физкультура и спорт, 2005. - 186 с.
25. Корх, А.Я. Книга спортсмена, тренера и команды единомышленников/А.Я. Корх, В.А. Корх, Н.Л. Корх; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М.: Флинта: наука,
2004. -367 с.: табл.
26. Крылова, Т.И. Морфофункциональная характеристика высококвалифицированных шорт-трековиков / Т.И. Крылова // Омский научный вестник. - 2014. - №2 (126). - С. 187-189.
27. Крылова, Т.И. Шорт-трек: техника, тактика и методика тренировки квалифицированных спортсменов: учебн.-метод. пособие / Т.И. Крылова, М.Д. Чернышева // Смоленск: изд. СГАФКСТ, 2015. - 93 с.
28. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю.Ф. Курамшин. - М., 2005.- 464 с.
29. Левшин, И.В. Функциональные состояния в спорте / И.В. Левшин, А.С. Солодков, Ю.М. Макаров [и др.] // Теория и практика физической культуры. -2013. - №6. - С.71-75.
30. Леонтьева, Е.И. Динамика психических состояний высококвалифицированных шорт-трековиков в основных актуальных отрезках спортивной деятельности / Леонтьева Е.И., Сопов В.Ф. // Спортивный психолог. - 2014. - N 2 (33). - С. 46-52.
31. Лила, В.Б., Пучков Е.В. Методология обучения рекуррентной искусственной нейронной сети с динамической стековой памятью // Международный журнал "Программные продукты и системы", Тверь, №4, 2014 г.
32. Лосев, Р.А., Орешкина И.Н. Планирование специального тренировочного микро-цикла шорт-трековиков 10-12 лет // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии: материалы регионал. науч.-метод. конф. магистрантов. Челябинск: УралГУФК, 2017. С.200-202.
33. Мартыненко, И.В., Орешкина И.Н., Панасюк Н.В. Технико-тактическая подготовка шорт-трекеров 14-16 лет в соревновательном периоде // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 10. С. 88-96.
34. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. Для завершающего уровня высш. физкультур, образования / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб [и др.]: Лань, 2005. - 378 с: ил., табл.
35. Москатова, А.К. Вегетативные системы и адаптация организма к физическим нагрузкам: учеб. пособие по дисциплине "Физиология человека" для студентов РГУФКСиТ, обучающихся по специальности: рек. Эмс РГУФКСиТ 032101 / А.К. Москатова; Рос. гос. ун¬т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2010. - 107 с.: ил.
36. Мосина, Н.В. Характеристика и учет индивидуально-типологических особенностей, свойств нервной системы спортсменов в учебно-тренировочном процессе // Международный журнал экспериментального образования. - 2018. - № 6. - С. 16-21.
37. Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации: метод, рекомендации / [под ред. И.И. Столова]. - [2-е изд., доп.]. - М.: СОБ спорт, 2008. - 146 с: табл.
38. Панов, Г.М. Тактика бега и тактическая подготовка конькобежцев
мира: учеб.-метод, пособие для студентов и слушателей ипк и ппк РГУФКСиТ /Г.М. Панов, Е.В. Метельникова; РОС. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М.: [Физ. культура], 2008. - 131 с.
39. Простова Л.И. Физиологические и морфометрические предпосылки формирования способностей детей к занятиям конькобежным спортом: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.И.Простова; УралГАФК. - Челябинск, 2007. -25 с.
40. Попов Т.Т. Летняя подготовка конькобежцев / Т.Т.Попов. - М.: Физкультура и спорт, - 2004. - 115 с.
41. Половцев В.Г. Юный Конькобежец: учебник / В.Г.Половцев, Г.М.Панов. - М: Физкультура и спорт, 2005. - 182 с.
42. Психология спорта: монография / под общ.ред. В.А. Садовничего; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т чел., Фак. психологии. - М.: [Изд-во МГУ], 2011. - 423 с.: ил.
43. Разинкин, С. М. Методологический подход к оценке функциональных резервов спортсменов циклических видов спорта / С. М. Разинкин, А. С. Самойлов, П. А. Фомкин [и др.] // Спортивная медицина. - 2016. - № 1 (22). - С. 26-34.
44. Разинкин, С. М. Современные методы скрининг-диагностики психофизиологического состояния функциональных и адаптивных резервов организма / С. М. Разинкин // Физиотерапевт. - 2013. - № 4. - С. 34-42.
45. Родионов, А. В. Психология физической культуры и спорта / А. В. Родионов, В. Ф. Сопов, В. Н. Непопалов. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
46. Сопов, В.Ф. Особенности соревновательной тревоги и мотивационного состояния конькобежцев и шорт-трековиков в соревнованиях высокой значимости / Сопов В.Ф., Леонтьева Е.И. // Спортивный психолог. -2013. - N 2 (29). - С. 81-85.
47. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова; — СПб.: Питер, 2002. — 384 в.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).
48. Тамбовцева, Р. В. Изменения гормональной регуляции обменных процессов у конькобежцев на разных этапах тренировочного цикла / Р. В. Тамбовцева, И. А. Никулина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 5. - С. 52-55.
49. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 480 с.
50. Черкашин, А.Б. Тенденции развития шорт-трека в России / А.Б. Черкашин, Т.В. Целикова, А.Г. Лавренова // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. - 2016. - Т.4, №1. - 34-36 с.
51. Шорт-трек пример, прогр. спорт, подгот. для дюсш, СДЮШОР:
доп. Федер. агенством по физ. культуре и спорту / авт.-сост. Г.М. Панов и др.; Федер. агентство по физ. культуре и спорту. - М.: Сов. спорт, 2007. - 82 с: табл.
52. Шангареева, Г.Н. Показатели вариабельности сердечного ритма у юных хоккеистов олимпийскго резерва / Г.Н. Шангареева // Медицинский вестник Башкортостана. - 2014. - №1. - С. 49-52.
53. Хайкин С. Нейронные сети: полный курс. 2-е изд. Пер. с англ. М.: ООО "Изд. дом Вильямс", 2006. - 1104 с.
54. Якимова, Е.А. Влияние функционального состояния сердечно-сосудистой системы на физическую работоспособность спортсменов / Е.А. Якимова // Вестник науки и творчества. - 2016. - №7. - С. 344-351.
55. Яковлева, Н.В. Анализ подготовки начинающих шорт-трековиков в летний период в условиях учебно-тренировочных сборов / Н.В. Яковлева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - №1. - С. 215-218.
56. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ. - Электрон, дан. - М.: Рос.гос. б-ка, 1997. - Режим доступа:http://www.rsl.
57. Научно-исследовательская лаборатория Динамика. Система комплексного компьютерного исследования физического состояния спортсменов Омега-С. Документация пользователя [Электронный ресурс]. - С. - Пб., 2003. - Режим доступа: http://dyn.ru/about.php. - Дата доступа: 02.04.2020.
58. Комплекс Омега-С. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/65/10741/. - Дата обращения 02.04.2020.