Введение 3
Глава Теоретические основы развития творческих
1. способностей младших школьников в процессе
художественной обработки бумаги на уроках 9 технологии
1.1. Сущность и содержание творческих способностей личности 9
1.2. Особенности развития творческих способностей младших
школьников 17
1.3. Художественная обработка бумаги на уроках технологии
как средство развития творческих способностей младших школьников 22
Глава Экспериментальная работа по развитию творческих
2. способностей младших школьников в процессе
художественной обработки бумаги на уроках технологии 33
2.1. Диагностика развития творческих способностей младших
школьников 33
2.2. Содержание развития творческих способностей младших
школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги 43
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 60
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества». Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гениальности.
Для того чтобы богатый творческий потенциал ребенка мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести его в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Одна из основных целей ФГОС НОО является развитие личности школьника, его творческих способностей (Федеральный государственный образовательный..., 2018).
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Творческие способности бывают различные, к ним относятся, гибкость мышления, богатое воображение, хорошая память, развитая интуиция, восприятие неоднозначности вещей, альтернативность решения различных проблем и т.д.
Важную роль в развитии творчества у младших школьников играет начальная школа. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, способностью, позволяющей эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации, в век бурных изменений, происходящих в обществе, на которые каждый человек вынужден реагировать. К сожалению, не каждый бывает готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивать в себе творчество.
При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя, нужно только немного помочь им раскрыться. Проявить свои творческие способности младшие школьники могут в процессе изучения различных предметов учебного цикла, но особенными возможностями для этого обладает урок технологии. Эти уроки способствуют развитию творческого воображения, умение видеть в обычном необычное, творческого мышления и других творческих способностей младших школьников.
Работа с различными материалами на уроках технологии предоставляет учителю возможность для формирования умственных, творческих способностей младших школьников, а также их нравственных представлений и художественного вкуса. Обучающиеся приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Вопросом развития творческих способностей младших школьников занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Г.Н. Кудина, З.Н. Новолянская, С.Л. Рубинштейн, Л.Е. Стрельцова, Б.М. Теплов, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец и др., которые сформировали сущность и содержание развития творческих способностей; предложили модели, методы, приемы, направление на развитие творческих способностей личности. На современном этапе исследуемая нами проблема нашла отражение в работах Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.С. Кузиной, Б.М. Неменского, Н.П. Сакулиной, В.А. Флериной и др., из всех существующих детских видов деятельности, именно художественная деятельность способствует творческой самоактуализации и самореализации младших школьников. Развитием теории и практики организации уроков технологии занимались такие ученые как И.П. Ильинская, Н.М. Конышева, Е.А. Лутцева, Е.В. Матяш, Б.М. Неменский, В.Д. Симоненко и др.
В основе урока технологии лежит ручная деятельность детей, художественная обработка материалов, представляющая собой основу для развития личности младшего школьника. Дети учатся видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и ассиметричном чередовании, вариативной трактовке. У них формируется культура труда, совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Художественная обработка материалов на уроках технологии, художественный труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, пробуждения интереса к творчеству.
Одним из основных, используемых на уроках технологии материалов, является бумага. Для младших школьников это самый доступный и легко поддающийся обработке материал. Работа с бумагой - это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мелкой моторики рук, повышает глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма, помогает эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий и деталей. Особенно важен тот факт, что бумага предоставляет неограниченные возможности ребенку для развития творческих способностей.
Обучающиеся из бумаги выполняют различные изделия. Младшие школьники исследуют возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая ее на части, объединяя их и получая новую форму. Но все это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной творческой деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенном усложнении знаний по мере приобретения опыта. Таким образом, в процессе обучения педагог создает необходимые условия, вооружает младших школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит ею с целью формирования личности ребенка, развития его творческого мышления и творческого воображения. Высокого уровня развития личности младшие школьники могут достичь лишь в том случае, когда педагог создает условия для развития творческих способностей.
Вышесказанное позволяет выделить проблему исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе художественной обработки бумаги на уроках технологии.
Решение обозначенной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии средствами художественной обработки бумаги.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии средствами художественной обработки бумаги будет эффективным, если:
-стимулировать интерес обучающихся к различным видам художественной обработки бумаги;
-включать младших школьников в непосредственную творческую деятельность по созданию изделий из бумаги.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «творческие способности».
2.Охарактеризовать особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
3. Охарактеризовать виды художественной обработки бумаги на уроках технологии как средства развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе.
4. Провести диагностику уровня развития творческих способностей младших школьников экспериментального класса.
5. Разработать комплекс экспериментальных уроков технологии, направленных на развитие творческих способностей младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы и результатов экспериментальных исследований; диагностические (наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся, специальные диагностические задания); педагогический эксперимент, математические методы обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Белгорода, 2 «Б» класс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность и степень разработанности исследуемой проблемы, приведена аргументация необходимости ее исследования, указан аппарат исследования, определены методы исследования, указана база исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги: описаны сущностные характеристики и содержание творческих способностей личности; выявлены возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников; обосновывается эффективность художественной обработки бумаги на уроках технологии как средства развития творческих способностей младших школьников.
Во второй главе описываются экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии в процессе художественной обработки бумаги: диагностика развития творческих способностей младших школьников; содержание развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии по художественной обработке бумаги.
В заключении представлены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список составляет 56 источников.
В приложении представлены диагностические и методические материалы исследования.
Развитие творческих способностей младших школьников имеет решающее значение для формирования человеческого потенциала нашей страны. Творчество является необходимым компонентом для развития личности в современном обществе. Развитие творческих способностей у учащихся напрямую связано с творческой активностью обучающихся. Необходимыми компонентами творческих способностей являются творческое мышление, творческое воображение и художественно-творческое восприятие. Формирование творческой личности начинается именно в младшем школьном возрасте, следовательно, развитие творческих способностей зависит от личности ребенка, от его возможностей, стремлений. Художественное творчество, прежде всего, предполагает создание ребенком оригинального образа (выражающего определенное настроение, отношение и пр.) и воплощение этого образа путем самостоятельного подбора необходимых средств.
Формирование и развитие творческих способностей младшего школьника, определяется наличием соответствующих задатков и предрасположенностью к творческой деятельности. Наиболее эффективным для этого является урок технологии по художественной обработке бумаги. Работа с бумагой развивает у детей младшего школьного возраста творческое мышление, творческое воображение и художественно-творческое восприятие, способствующее развитию личности учащихся, воспитанию их характера.
Для подтверждения теоретических положений мы провели экспериментальную работу. На констатирующем этапе нами были выявлены критерии оценки уровня развития творческих способностей, осуществлены диагностические методики на определение творческого мышления, творческого воображения и художественно-творческого восприятия. В соответствии с полученными результатами мы можем сказать, что по у большинства обучающихся экспериментального класса творческие способности находятся на среднем уровне развития - 14 (65%) человек, на высоком уровне развития творческих способностей находятся 2 (10%) младших школьника и низкий уровень у 6 (25%) обучающихся. На формирующем этапе нами были разработаны и внедрены экспериментальные уроки технологии, которые включали в себя различные виды художественной обработки бумаги, различные методы и способы развития творческих способностей. В ходе реализации экспериментальных уроков технологии мы могли наблюдать, за тем как обучающиеся стали более эмоциональны, отзывчивы, внимательны и раскрыли свои творческие способности. Это позволяет нам сказать, что задачи исследования решены, а наша гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития /
В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - 567 с.
2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. - М.: Изд-во «Наука», 1977. - 184с.
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская.- Ростов. Изд-во Ростовского университета, 1983. - 173 с.
4. Богоявленская Д.Б. Природа творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Вестника российского гуманитарного научного фонда. - 1997. - №1. - С. 166-172.
5. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова, А.А. Борзов. - Самара: Изд-во «Дом печати», 1994. - 315с.
6. Бешенков А.К. Главное - хорошо учить труду / А.К. Бешенков // Школа и производство. - 2002. - №4. - С. 17-18.
7. Варламова Е.П. Психология творческой уникальности человека / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов. - М.: Изд-во Институт психологии РАН 2002. - 232с.
8. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н.К. Винокурова. - М.: Изд-во «АСТ-ПРЕСС», 1999. - 42 с.
9. Венгер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. - М.: Изд-во «Педагогика», 1973. - 96 с.
10. Волков И.П. Педагогический поиск: проблемы, находки. Учим творчеству / И.П. Волков. - М.: Изд-во «Педагогика», 1988. - 96 с.
11. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М: Изд-во «Педагогика», 1987. - 344 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Изд-во «Союз», 1997. - 96 с.
13. Гальтон Ф. Исследование человеческих способностей и их развитие / [Офиц. сайт]ПКЕ:http://psychiatry.ua/articles/paper442.htm(дата обращения 15.04.2018)
14. Голубева Э.А. Способность и индивидуальность / Э.А. Голубева. - М.: Изд-во «Прометей», 1993. - 304с.
15. Гусакова М.А. Аппликация / А.М. Гусакова. - М.: Изд-во
«Просвещение», 1987. - 184 с.
16. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак.- М.: Изд-во «Педагогика», 1984. - 152 с.
17. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. - М.: Изд-во «Педагогика», 1981. - 200 с.
18. Корнилова К.Н. Психология / К.Н. Корнилова, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова / Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во «УчПедГиз», 1948. - 412 с.
19. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. / Т.С. Комаров. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1999. - 169 с.
20. Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б.Б. Косов. - М.: Изд-во «ИПП», 1997. - 47с.
21. Кудрявцев В.Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании / В.Т. Кудрявцев, Е.В. Бодрова, О.Л. Князева // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 174-176.
22. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя / В.В. Лайло. - М.: Изд-во «Дрофа», 2002. - 128с.
23. Леонтьев А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии - 1960, - №3, - С. 14.
24. Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. - М.: Изд-во «Наука», 1980. - 109 с.
25. Львов М.Р. Школа творческого мышления / М.Р. Львов.- М.: Изд-во «Просвещение», 1995. - 79 с.
26. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001. - 568 с.
27. Матюхин М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхин, Т.С. Михальчик, К.Т. Патрина. - М.: Изд-во «Просвещение», 1976. - 174 с.
28. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренной / А.М. Матюшки // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 29-33.
29. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: Изд-во «Педагогика», 1972. - 208 с.
30. Немое P.C. Психология: Словарь-справочник: в 2ч. / Р.С. Немов. - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ИРЕСС», 2003. - 352 с.
31. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся/ А.В. Никитина // Начальная школа. - 2001. - № 10. - С. 34-37.
32. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Р.С. Немов / В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2003. - 374 с.
33. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся / А.Е. Падалко. - М.: Изд-во «Просвещение», 1985. - 128 с.
34. Петровский А.В Введение в психологию / А.В. Петровский / Под общ. ред. проф.- М.: Изд-во «Академия», 1996. - 468 с.
35. Петровский А.В Общая психология: Учеб. пособ. для студентов пед. инст. / А.В. Петровский / Под ред. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во «Просвещение», 1976. - 479 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Изд-во «Питер Ком», 1999. - 565 с.
37. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе / А.И. Савенко // Начальная школа. - 2000. - № 12. - С. 101-108.
38. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. - Ярославль: Изд-во «Гринго», 1996. - 192 с.
39. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному
творчеству у младших школьников / А.Э. Симановский. - М.: Изд-во
Московский психолого-социальный институт, 2003. - 351 с.
40. Сорокун П.А. Основы психологии / П.А. Сорокун. - Псков: Изд-во «ПГПУ», 2005. - 211 с.
41. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. В.М. Сорокун, Л.М. Шипицыной. - СПб.: Изд-во «Речь», 2003. - 216 с.
42. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Издательство политической литературы, 1982. - 239 с.
43. Телегина Э.Д. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления / Э.Д. Телегин // Вопросы психологии. - 1986. - №1.
- С. 30-31
44. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Изд-во «Наука», 1981. - С. 32.
45. Тивикова С.К. Развитие творческих способностей младших школьников на основе моделирования загадок / С.К. Тивикова // Педагогическое обозрение. - 2005. - №3. - С. 241-248.
46. Тугушева Р.Х. Общая психология: Учебник / Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера. - М.: Изд-во «Эксмо», 2006. - 398 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.
- 6-е изд., перераб. - М.: Изд-во «Просвещение», 2018. - 53 с.
48. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф. Губского.
- М.: Изд-во «Инфа-М», 1997. - 840 с.
49. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина.- М.: Изд-во «Просвещение», 1991. - 112 с.
50. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость» / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. - 1983. - Т.4. - №5. - С. 3-10.
51. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги / Н.В. Шахова. - М.: Изд-во «БАО-Пресс» 2006. - 49 с.
52. Штерн В. Умственная одарённость: Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста / В. Штерн. - СПб.: Изд-во «Союз», 1997. - 128 с.
53. Шумакова Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников / Н.Б. Шумакова, Б.И. Щебланова, Н.П. Щербо // Вопросы психологии - 1991. - № 1. - С. 27-32.
54. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества / А.Т. Шумилин. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1989. - 143 с.
55. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Д. Эльконина. - М.: Изд-во «Академия», 2007. - 194 с.
56. Яковлева Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е.А. Яковлева. - М.: Изд-во «Флинта», 1998. - 268 с.