Введение 3
1. Теоретические основы анализа потребительских предпочтений в
деятельности предприятия 6
1.1. Основные понятия, характеристики и типы потребителей 6
1.2. Методы анализа потребительских предпочтений 18
1.3. Подходы к изучению покупательских потребностей 22
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Комтрансстрой» 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2. Анализ финансового состояния организации 33
2.3. Маркетинговое исследование факторов потребительского
поведения клиентов ООО «Комтрансстрой» 44
3. Совершенствование маркетинговой деятельности
ООО «Комтранстрой» 51
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой
деятельности организации 51
3.2. Обоснование предложенных рекомендаций в части маркетинговой
деятельности предприятия 60
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложения
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства и следовательно, каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.
Важность проведения анализа потребительских предпочтений в настоящее время не подвергается сомнению. Помимо очевидной зависимости коммерческой успешности бизнеса от точного знания потребностей целевой группы, существуют и другие направления, где необходимы сведения о потребительских приоритетах, например, сегментация целевой группы по предпочтениям. Такая сегментация была бы очень выигрышна с точки зрения дифференциации предложения товаров/услуг, если бы удалось обойти технические сложности в работе с такими сегментами.
В настоящее время проблема маркетинговых исследований является чрезвычайно актуальной для любой фирмы, даже не очень крупной. Переход экономических отношений на международный, всемирный уровень привёл к тому, что маркетинговые исследования стали неотъемлемой частью маркетинговой деятельности любой фирмы, нацеленной на получение значительной прибыли, то есть фактически каждой более или менее видной фирмы. Если её руководство заинтересовано в увеличении прибыли, оно в современных условиях должно переориентировать производственную деятельность своей фирмы, нацеливая её на большее соответствие нуждам потребителей. Для этого необходимо исследовать текущую ситуацию на рынке, включая изучение предпочтений потребителей и их отношение к
5 товарам конкурирующих фирм. Для изучения рыночной ситуации и организуются маркетинговые исследования рынка, в результате которых руководство фирмы получает информацию об отношении потребителей к её продукции и, исходя из неё, может принять решение о дальнейшем поведении фирмы на рынке. Так же необходимо провести маркетинговое исследование потребителей. Исследование потребителей - анализирует характер покупок потребителей определяемый по их личностным, культурным, социальным и психологическим факторам, изучение которых является важнейшей задачей маркетингового исследования.
Информация, которую дает анализ собранных данных, может быть использована для определения: доли потенциальных покупателей; марок товаров; конкурентов; определения уровня запоминаемости марок и названия фирм; соотношения между показателем известности и долей рынка для каждой марки, измерения расстояния между отдельными фирмами на шкале известности; индекса намерения купить продукт определенной марки; уровень удовлетворенности клиентов; процент повторных покупок и т.д. При таких исследованиях важно, чтобы полученная информация была максимально точной и достоверной, потому что в обратном случае, есть риск принятия неверного решения.
Проблема исследования заключается в том, что маркетинговая деятельность предприятия зависит от потребительских предпочтений клиентов компании.
Объектом исследования является ООО «Комтрансстрой».
Предметом исследования являются предпочтения потребители в рамках маркетинговой деятельности предприятия.
Целью данной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности на основе анализа потребительских предпочтений клиентов предприятия.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить теоретические основы анализа потребительских предпочтений в маркетинговой деятельности предприятии;
- проанализировать хозяйственную деятельность исследуемого предприятия ООО «Комтрансстрой»;
- провести анализ потенциальных потребителей
ООО «Комтрансстрой» согласно теоретическим методикам;
- разработать рекомендации для ООО «Комстрансстрой» по привлечению потенциальных клиентов для совершенствования маркетинговой деятельности предприятия.
Теоретической базой исследования в выпускной квалификационной работе являются исследования отечественных и зарубежных ученых, таких как Абаева А. Л. и Алексунина В. А., Андрейчикова А. В., Балабанова И. Т., Барсуковой И. В., Бланка И. А., Губанова С. В., Завьялова П. С., Карагодовой Е. А., Керимова В. Э. и другие. Особое внимание заслуживают труды авторов, которые занимались маркетинговыми исследованиями, методиками и методологиями проведения и анализа: Прайнер А., Сафронова Н. Б., Тюрин Д. В., Хан Р. С., Шептиева, О. Е. Шекова, Е. Л. и другие.
Информационной базой исследования послужили материалы сайта Российской Федеральной службы государственной статистики, информационные и аналитические материалы научно-исследовательских организаций, статистическая и иная информация, касающаяся деятельности ООО «Комтранстрой».
Методами исследования в выпускной квалификационной работе являются контент-анализ документов, сбор и систематизация данных, анкетирование, анализ бухгалтерской отчетности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных разделов, списка использованных источников, приложений.
За годы реформ, проводимых в России, рынки значительно изменились. Сейчас они предлагают широкий набор продуктов, целый ряд систем доставки и много дополнительных услуг. По большей части такое разнообразие обусловлено пониманием изготовителей товаров, оптовых и розничных торговцев, фирм, занимающихся общественным питанием и другими видами продовольственного сервиса, что рынок приводится в действие потребителем, а также конкурентными усилиями в стремлении приспособиться к меняющейся ситуации. Денежные траты потребителей в местах купли товаров и услуг дают постоянную обратную связь, сигнализирующую о том, насколько полно продавцы удовлетворяют воспринятые ими желания клиентов. Выявление желаний потребителей и их мнений о разнообразных характеристиках продуктов само по себе превратилось в большой бизнес.
В настоящее время ситуация на рынке строительства радикально изменилась. Во-первых, строить стали больше, у частного заказчика появилась возможность выбора и они стали более разборчивыми в своих требованиях. Во- вторых (маркетологи, привлеченные на предпроектных стадиях, не могли этого не отметить), заказчики - частные лица, собирающиеся перебраться на ПМЖ в пригород, стали более реалистичными: они требуют от девелопера проекта обеспечить строительство удобных «семейных» домов эргономичных планировок, оптимального транспортного сообщения, однородной социальной среды. В-третьих, отпечаток на требования заказчиков накладывают новые технологии загородного домостроения, меняющиеся строительные нормы, формирующиеся традиции загородного домостроения. Наконец, есть еще одно обстоятельство, требующее переосмысления уже накопленного опыта: в оборот рынка земли под частную застройку вовлекаются земли сельхозназначения. Участков, пригодных для реализации жилищных проектов станет больше, а растущий спрос может еще больше «размазаться» между различными по стилистике и функциональным особенностям проектами
В ходе исследования в первой главе выпускной квалификационной работы было выявлено, что потребительское предпочтение - это социально и личностно детерминированное позитивное субъект-объектное отношение потребителя к товару, услуге или их атрибутам, определяющее выбор. Таким образом, НИ - это вид отношений в традиционном понимании их отечественной психологией. И, соответственно, включают три компонента, характерные для отношений. Аффективный компонент составляют положительные эмоции, получаемые от товара/элементов, эмоциональные оценки, интересы. Когнитивный компонент включает знания, представления, анализ, рассуждения, рациональное осмысление всех свойств товара, качества, полезности, необходимости и так далее. Конативный (поведенческий) компонент предпочтений представляет собой желание, готовность приобрести/использовать товар.
Во второй главе данной работы был проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия, где выявлено, что ООО «Комтранстрой» занимает малый сегмент на строительном рынке Белгородской области, частного и многоэтажного строительства, специализируется на водоотведении и сопутствующих мероприятиях. Согласно финансовой деятельности в настоящее время предприятие развивается слабо, существует риск кризисной ситуации, следовательно, необходимо принимать такие действия, которые могли бы вывести компанию на новый уровень развития, при этом не используя большие капитальные вложения. Итак, ООО «Комтранстрой» - это предприятие занимающиеся строительство КНС и водоотведение частного и крупного строительства.
Также проведено маркетинговое исследование потребителей/клиентов компании, в котором определены группы клиентов и их предпочтения. Данная закономерность позволит правильно планировать деятельность предприятия, и в третьей главе выпускной квалификационной работы предложен проект по выходу предприятия из кризиса за счет введения новой услуг.
Далее в выпускной квалификационной работы были разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «Комтранстрой» и на основе выявленных предпочтений клиентов, представлены обоснования предложенных рекомендаций в части маркетинговой деятельности предприятия.
В качестве рекомендаций выступили.
1. Внедрение новой услуги, которая позволит вывести предприятие на новый уровень развития - установка автономных канализационных систем компании «Мультипласт».
2. Расширение маркетинговой деятельности путем внедрения новой рекламы (на тентовых покрытиях собственных грузовых автомобилей и обновление собственного сайта).
Данные рекомендации базировались на исследовании потенциальных потребителей и маркетинговой деятельности предприятия, а также на слабом финансовом положении предприятия, при этом, при выявлении ключевых особенностей поведения, свойственных большему кругу клиентов (наиболее значимых для компании).
1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 135-ФЗ). - М. : 2010 - Режим доступа: http://base.consultant.ru/12148517.
2. Авдеева, И. А. Повышение эффективности использования основных производственных фондов [Текст] / И. А. Авдеева, И. Ю. Проскурина // Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции актуальные направления научных исследований XXI века : теория и практика. - 2013. - № 3. - С. 251-256.
3. Абрамова, В. И. Менеджмент и маркетинг в сфере услуг [Текст] : учеб. пособие / В. И. Абрамова. - М. : ИЦ РИОР, 2013. - 361 с.
4. Акулич, М. В. Интернет-маркетинг [Текст] : учебник для
бакалавров / М. В. Акулич. - М. : Дашков и К, 2016. - 352 с.
5. Андрейчиков, А. В. Системный анализ и синтез стратегических
решений в инноватике: Основы стратегического инновационного
менеджмента и маркетинга / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. - М. : КД Либроком, 2012. - 248 с.
6. Андрейчиков, А. В. Системный анализ и синтез стратегических
решений в инноватике: Основы стратегического инновационного
менеджмента и маркетинга [Текст] : учеб. пособие / А. В. Андрейчиков,
О. Н. Андрейчикова. - М. : КД Либроком, 2014. - 248 с.
7. Арженовский, И. В. Маркетинг регионов [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» / И. В. Арженовский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 135 с.
8. Бест Р. Маркетинг от потребителя. Стокгольмская школа экономики [Текст] : учебник / Р. Бест. - М. : Инфра-М, 2016. - 742с.
9. Бузырев, В. В. Планирование на строительном предприятии [Текст] : учебник / В. В. Бузырев, Е. В. Гусев, И. П. Савельева, И. В. Федосеев: под общ. ред. В. В. Бузырева - М. : КНОРУС, 2010. - 536 с.
10. Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса [Текст] : учеб. пособие / М. В. Виноградова,
З. И. Панина. - 8-е изд. - М. : Дашков и К°, 2014. - 448 с.
11. Владимирова, Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Владимирова. - М. : Издательский Дом «Дашков и К0», 2010. - 346 с.
12. Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика [Текст] : учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е .Г. Галицкая, 2-е изд., пер. и доп. - Люберцы : Юрайт, 2016. - 570 с.
13. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка [Текст] : учеб. пособие / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. - М. : Форум, 2014. - 336 с.
14. Глубокий, С. В. Товаропроводящая сеть предприятия: эффективные решения по организации, маркетингу и менеджменту / С. В. Глубокий. - Минск : Изд-во Гревцова, 2008. - 376 с.
15. Голова, А. Г. Управление продажами [Текст] : учеб. для студ. экон. вузов, обуч. по направлению «Экономика» и спец. «Маркетинг», «Реклама» /
А. Г. Голова. - М. : Дашков и К, 2014. - 277 с.
16. Данько, Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость [Текст] : учебник / Т. П. Данько, М .П. Голубев. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
17. Данько, Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость [Текст] : учебник / Т. П. Данько. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 416 с.
18. Диевский, В. А. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Практикум [Текст] : учеб. пособие / В. А. Диевский, И. А. Малышева. - СПб. : Планета Музыки, 2012. - 160 с.
19. Дробышева, Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент [Текст] : учебное пособие. 4-е изд. / Л. А. Дробышева. - М. : Дашков и К, 2016. - 152 с.
20. Евстигнеева, И. О. Методика анализа деловой активности организации // Молодой ученый / И. О. Евстигнеева. - № 10.2, 2015. -
С. 114-117.
21. Земляк, С. В. Международный маркетинг [Текст] : учеб. пособие / С. В. Земляк, О. Н. Романенкова, Н. Г. Каменева. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 22 с.
22. Земский, С. К. Менеджмент в сервисе [Текст] : учеб. пособие / С. К. Земский. - М. : Инфра-М, 2015. - 415 с.
23. Ильичева, И. В. Маркетинговые технологии [Текст] : учебно-
методическое пособие / И. В. Ильичева. - Ульяновск : УлГТУ, 2012. - 158 с.
24. Казначевская, Г. Б. Менеджмент [Текст] : учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г. Б. Казначевская. - P-н/Д : Феникс, 2014. - 347 с.
25. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования [Текст] : учеб.
пособие / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. - М. : Вузовский учебник, 2014. - 368 с.
26. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ [Текст] : учебник и практикум / А. П. Карасев. - Люберцы : Юрайт, 2016. - 323 с.
27. Кетова, Н. П. Маркетинговые стратегии : особенности в услуговом комплексе региона (на примере Ростовской области) [Текст] / Инженерный вестник Дона // Н. П. Кетова, Ю. С. Котенко, Т .А. Макареня. - 2014. - № 4. - С. 75-79.
28. Коротков, А. В. Маркетинговые исследования [Текст] : учебник для бакалавров / А. В. Коротков. - М. : Юрайт, 2012. - 591 с.
29. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] : учебник / Ф. Котлер, А. Гари. - 5-е европейское изд. - М. : Вильямс, 2016. - 752 с.
30. Кузнецова, Л. В. Основы маркетинга [Текст] : учеб. пособие /
Л. В. Кузнецова, Ю. Ю. Черкасова. - М. : Вузовский учебник, 2014. - 139 с.
31. Лавлок, К. Теория и практика качества товаров и услуг [Текст] : учебник / К. Лавлок. М. : Юрайт-М, 2005. - 432 с.
32. Лебедева, О. А. Маркетинговые исследования рынка [Текст] : учебник / О. А. Лебедева, Н. И. Лыгина. - М. : ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М,
2014. - 192 с.
33. Лифшиц, А. С. О согласовании внешнего и внутреннего механизмов развития российских предприятий [Текст] / А. С. Лифшиц // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2011. - № 4. - С. 160-164.
34. Мазилкина, Е. И. Маркетинговые коммуникации [Текст] : учебно-практическое пособие / Е. И. Мазилкина. - М. : Дашков и К, 2012. - 256 с.
35. Максимова, К. А. Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий розничной (оптовой) торговли / К. А. Максимова,
В. Н. Дудко // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2016. - № 8. - С. 99 - 102.
36. Мамышкова, К. А. Маркетинг как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия / К. А. Мамышкова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2015. - № 3. - С. 69-77.
37. Маркетинг [Текст] : учебно-практическое пособие / Под общ. ред. Н. М. Кондратенко. - М. : Юрайт, 2014. - 542 с.
38. Махлотра, Н. К. Маркетинговые исследования [Текст] : практическое руководство / Н. К Махлотра. - М. : ООО «Н.Д. Вильямс», 2014. - 1200с.
39. Мосейко, В. А. Управление в структурах среднего и малого бизнеса: системно-конструктивистский подход [Текст] / В. А. Мосейко // Пробл. теории и практ. управл., 2013. - № 5. - С. 50-56.
40. Моргулец, О. Б. Менеджмент в сфере услуг [Текст] : учеб. пособие / О. Б. Моргулец. - М. : Центр учебной литературы, 2012. - 384 с.
41. Музыкант, В. Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации [Текст] : учеб. пособие / В. Л. Музыкант. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 216 с
42. Мурахтанова, Н. М. Маркетинг [Текст] : учеб. пособие / Н. М. Мурахтанова, Е. И. Еремина - М. : Академия, 2013. - 304 с.
43. Небритов, Б. Н. Модель механизма хозяйствования строительного предприятия [Текст] // Научное образование / Б. Н. Небритов.- 2015, № 10. -
С.457-459
44. Огвоздин, В. Ю. Управление качеством : Основы теории и практики [Текст] : учебник / В. Ю. Огвоздин. - М. : Инфра-М, - 2012. - 388 с.
45. Окрепилов В. В. Управление качеством [Текст] : учебник для вузов / В. В. Окрепилов. - СПб. : Изд-во СПбГУИТМО, - 2013. - 144 с.
46. Пичурин, И. И. Основы маркетинга. Теория и практика [Текст] : учеб. пособие / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д Эриашвили. - М. : ЮНИТИ, 2014. - 383 с.
47. Райс, Эл. Стимулирование сбыта на предприятии [Текст] / Эл. Рейс // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 2. - С. 18-23.
48. Реброва, Н. П. Основы маркетинга [Текст] : учебник и практикум для СПО / Н. П. Реброва. - Люберцы : Юрайт, 2016. - 2 77 с
49. Росистер, Дж. Р. Реклама и продвижение товаров [Текст] : учебник / Дж. Р. Росистер, Л. Персил; под ред. Л. А. Волковой. - СПб. : Питер, 2015. - 540 с.
50. Садченко, К. В. Основы современного международного маркетинга[Текст] : учебник / К. В. Садченко. - М. : ДиС, 2013. - 272 с.
51. Сафронова, Н. Б. Маркетинговые исследования [Текст] : учеб. пособие для бакалавров / Н. Б. Сафронова, И. Е. Корнеева. - М. : ИТК Дашков и К, 2016. - 296 с.
52. Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте [Текст] : практическое пособие / А. Прайнер. - М. : Издательский дом «Гребенников», 2014. - 308 с.
53. Синяева, И. М. Маркетинг услуг [Текст] : учебник / И. М. Синяева, О. Н. Романенкова, В. В. Синяев; под ред. д. э. н., проф. Л. П. Дашкова. - М. : Дашков и К, 2014. - 252 с.
54. Секерин В. Д. Основы маркетинга [Текст] : учебник / В. Д. Секерин. - М. : КНОРУС, 2012. - 232с.
55. Современный менеджмент [Текст] : учебник / М.М. Максимцов; Под ред. М.М. Максимцова, В.Я. Горфинкеля. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 299 с.
56. Соловьев, Б. А., Маркетинг [Текст] : учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - М. : Инфра-М, 2014. - 335 с.
57. Старкова, Н. О. Показатели оценки уровня управления
организационным развитием малого предприятия [Текст] / Наука Кубани // Н. О. Старкова. - 2013. - № 4. - С. 68-72.
58. Стороженко, В. В. Современный подход к стратегическому управлению промышленным предприятием, использующий модульное моделирование [Текст] / Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития // В. В. Стороженко, 2016. - № 26. - С. 185 - 188.
59. Строителева, Т. Г. Особенности организации социально¬
экономической деятельности в корпоративном секторе промышленности [Текст] / Экономика устойчивого развития // Т. Г. Строителева, Г. Г. Вукович. - 2015. - № 1 (21). - С. 160-164.
60. Тавер, E. И. Менеджмент на основе процессного подхода [Текст] / E. И. Тавер // Методы менеджмента качества. - 2014. - № 3. - С. 10-17.
61. Томпсон, П. Стратегический менеджмент: создание конкурентного преимущества [Текст] : учебное пособие / Томпсон П., Гэмбл С.; [пер. с англ. Н.А. Коневской и Н.А. Лавской под ред. Н. A. Коневской]. - 19-е изд. - М. : Вильямс, 2015. - 592 с.
62. Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования [Текст] : учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин. - М. : Юрайт, 2014. - 342 с.
63. Угрюмова, Н. В. Теория организации и организационное поведение [Текст] : учебник для бакалавров / Н. В. Угрюмова, А. О. Блинов.
- СПб. : Питер, 2015. - 288 с.
64. Уткин, Э. А. Маркетинг [Текст] : учебник / Э. А. Уткин - М. : Эксмос, 2010. - 292 с.
65. Управление маркетингом [Текст] : учебник для бакалавров / С. С. Костенко. - М. : Эксмос, 2010. - 292 с.
66. Учебный портал для студентов studme.org [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://studme.org/1199030222358/marketing/organizatsiya_lnosti.
67. Файоль, А. Управление - это наука и искусство [Текст]: учеб. пособие / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М. : Республика, 2012.
- 296 с.
68. Хан, Р. С. Оценка эффективности маркетинговых исследований с позиции экономических показателей [Текст] // Инженерный вестник Дона / Р. С. Хан. - 2013. - №3. - С. 74-79.
69. Харитонова, Н. Н. Некоторые подходы к управлению финансовой устойчивостью для повышения конкурентоустойчивости предприятия [Текст] / Математические модели и информационные технологии в организации производства // Н. Н. Харитонова, 2014. - № 1. - С. 28-31.
70. Шарков, Ф. И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике [Текст] : учеб. пособие для студ. / Ф. И. Шарков ; Ин-т современных коммуникационных систем и технологий. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2012. - 332 с.
71. Шекова, Е. Л. Менеджмент и маркетинг: практикум [Текст] : учеб. пособие / Е. Л. Шекова, Г. Л. Тульчинский, В. Н. Евланов. - СПб. : Лань, 2012. - 160 с.
72. Шептиева, О. Е. Совершенствование формирования корпоративной финансовой стратегии на российских предприятиях [Текст] //
Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук / О. Е. Шептиева,
2015. - № 1. - С. 255 - 259.
73. Якунина Ю. С. Оптовая торговля: современные проблемы и перспективы развития [Текст] // Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства / Ю. С. Якунина, А. В. Змиенко, 2015. - № 1. - С. 248 - 251.
74. Murzin A.D. Strategic planning of innovation goal-setting in development of urban areas [Тех!] / Krasnoyarsk Science // Murzin A.D. - 2014, № 5 (16) - рp. 8-16.