ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КОМТРАНССТРОЙ»)
|
Введение 3
1. Теоретические основы анализа потребительских предпочтений в
деятельности предприятия 6
1.1. Основные понятия, характеристики и типы потребителей 6
1.2. Методы анализа потребительских предпочтений 18
1.3. Подходы к изучению покупательских потребностей 22
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Комтрансстрой» 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2. Анализ финансового состояния организации 33
2.3. Маркетинговое исследование факторов потребительского
поведения клиентов ООО «Комтрансстрой» 44
3. Совершенствование маркетинговой деятельности
ООО «Комтранстрой» 51
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой
деятельности организации 51
3.2. Обоснование предложенных рекомендаций в части маркетинговой
деятельности предприятия 60
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложения
1. Теоретические основы анализа потребительских предпочтений в
деятельности предприятия 6
1.1. Основные понятия, характеристики и типы потребителей 6
1.2. Методы анализа потребительских предпочтений 18
1.3. Подходы к изучению покупательских потребностей 22
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Комтрансстрой» 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2. Анализ финансового состояния организации 33
2.3. Маркетинговое исследование факторов потребительского
поведения клиентов ООО «Комтрансстрой» 44
3. Совершенствование маркетинговой деятельности
ООО «Комтранстрой» 51
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой
деятельности организации 51
3.2. Обоснование предложенных рекомендаций в части маркетинговой
деятельности предприятия 60
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложения
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства и следовательно, каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.
Важность проведения анализа потребительских предпочтений в настоящее время не подвергается сомнению. Помимо очевидной зависимости коммерческой успешности бизнеса от точного знания потребностей целевой группы, существуют и другие направления, где необходимы сведения о потребительских приоритетах, например, сегментация целевой группы по предпочтениям. Такая сегментация была бы очень выигрышна с точки зрения дифференциации предложения товаров/услуг, если бы удалось обойти технические сложности в работе с такими сегментами.
В настоящее время проблема маркетинговых исследований является чрезвычайно актуальной для любой фирмы, даже не очень крупной. Переход экономических отношений на международный, всемирный уровень привёл к тому, что маркетинговые исследования стали неотъемлемой частью маркетинговой деятельности любой фирмы, нацеленной на получение значительной прибыли, то есть фактически каждой более или менее видной фирмы. Если её руководство заинтересовано в увеличении прибыли, оно в современных условиях должно переориентировать производственную деятельность своей фирмы, нацеливая её на большее соответствие нуждам потребителей. Для этого необходимо исследовать текущую ситуацию на рынке, включая изучение предпочтений потребителей и их отношение к
5 товарам конкурирующих фирм. Для изучения рыночной ситуации и организуются маркетинговые исследования рынка, в результате которых руководство фирмы получает информацию об отношении потребителей к её продукции и, исходя из неё, может принять решение о дальнейшем поведении фирмы на рынке. Так же необходимо провести маркетинговое исследование потребителей. Исследование потребителей - анализирует характер покупок потребителей определяемый по их личностным, культурным, социальным и психологическим факторам, изучение которых является важнейшей задачей маркетингового исследования.
Информация, которую дает анализ собранных данных, может быть использована для определения: доли потенциальных покупателей; марок товаров; конкурентов; определения уровня запоминаемости марок и названия фирм; соотношения между показателем известности и долей рынка для каждой марки, измерения расстояния между отдельными фирмами на шкале известности; индекса намерения купить продукт определенной марки; уровень удовлетворенности клиентов; процент повторных покупок и т.д. При таких исследованиях важно, чтобы полученная информация была максимально точной и достоверной, потому что в обратном случае, есть риск принятия неверного решения.
Проблема исследования заключается в том, что маркетинговая деятельность предприятия зависит от потребительских предпочтений клиентов компании.
Объектом исследования является ООО «Комтрансстрой».
Предметом исследования являются предпочтения потребители в рамках маркетинговой деятельности предприятия.
Целью данной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности на основе анализа потребительских предпочтений клиентов предприятия.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить теоретические основы анализа потребительских предпочтений в маркетинговой деятельности предприятии;
- проанализировать хозяйственную деятельность исследуемого предприятия ООО «Комтрансстрой»;
- провести анализ потенциальных потребителей
ООО «Комтрансстрой» согласно теоретическим методикам;
- разработать рекомендации для ООО «Комстрансстрой» по привлечению потенциальных клиентов для совершенствования маркетинговой деятельности предприятия.
Теоретической базой исследования в выпускной квалификационной работе являются исследования отечественных и зарубежных ученых, таких как Абаева А. Л. и Алексунина В. А., Андрейчикова А. В., Балабанова И. Т., Барсуковой И. В., Бланка И. А., Губанова С. В., Завьялова П. С., Карагодовой Е. А., Керимова В. Э. и другие. Особое внимание заслуживают труды авторов, которые занимались маркетинговыми исследованиями, методиками и методологиями проведения и анализа: Прайнер А., Сафронова Н. Б., Тюрин Д. В., Хан Р. С., Шептиева, О. Е. Шекова, Е. Л. и другие.
Информационной базой исследования послужили материалы сайта Российской Федеральной службы государственной статистики, информационные и аналитические материалы научно-исследовательских организаций, статистическая и иная информация, касающаяся деятельности ООО «Комтранстрой».
Методами исследования в выпускной квалификационной работе являются контент-анализ документов, сбор и систематизация данных, анкетирование, анализ бухгалтерской отчетности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных разделов, списка использованных источников, приложений.
Важность проведения анализа потребительских предпочтений в настоящее время не подвергается сомнению. Помимо очевидной зависимости коммерческой успешности бизнеса от точного знания потребностей целевой группы, существуют и другие направления, где необходимы сведения о потребительских приоритетах, например, сегментация целевой группы по предпочтениям. Такая сегментация была бы очень выигрышна с точки зрения дифференциации предложения товаров/услуг, если бы удалось обойти технические сложности в работе с такими сегментами.
В настоящее время проблема маркетинговых исследований является чрезвычайно актуальной для любой фирмы, даже не очень крупной. Переход экономических отношений на международный, всемирный уровень привёл к тому, что маркетинговые исследования стали неотъемлемой частью маркетинговой деятельности любой фирмы, нацеленной на получение значительной прибыли, то есть фактически каждой более или менее видной фирмы. Если её руководство заинтересовано в увеличении прибыли, оно в современных условиях должно переориентировать производственную деятельность своей фирмы, нацеливая её на большее соответствие нуждам потребителей. Для этого необходимо исследовать текущую ситуацию на рынке, включая изучение предпочтений потребителей и их отношение к
5 товарам конкурирующих фирм. Для изучения рыночной ситуации и организуются маркетинговые исследования рынка, в результате которых руководство фирмы получает информацию об отношении потребителей к её продукции и, исходя из неё, может принять решение о дальнейшем поведении фирмы на рынке. Так же необходимо провести маркетинговое исследование потребителей. Исследование потребителей - анализирует характер покупок потребителей определяемый по их личностным, культурным, социальным и психологическим факторам, изучение которых является важнейшей задачей маркетингового исследования.
Информация, которую дает анализ собранных данных, может быть использована для определения: доли потенциальных покупателей; марок товаров; конкурентов; определения уровня запоминаемости марок и названия фирм; соотношения между показателем известности и долей рынка для каждой марки, измерения расстояния между отдельными фирмами на шкале известности; индекса намерения купить продукт определенной марки; уровень удовлетворенности клиентов; процент повторных покупок и т.д. При таких исследованиях важно, чтобы полученная информация была максимально точной и достоверной, потому что в обратном случае, есть риск принятия неверного решения.
Проблема исследования заключается в том, что маркетинговая деятельность предприятия зависит от потребительских предпочтений клиентов компании.
Объектом исследования является ООО «Комтрансстрой».
Предметом исследования являются предпочтения потребители в рамках маркетинговой деятельности предприятия.
Целью данной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности на основе анализа потребительских предпочтений клиентов предприятия.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить теоретические основы анализа потребительских предпочтений в маркетинговой деятельности предприятии;
- проанализировать хозяйственную деятельность исследуемого предприятия ООО «Комтрансстрой»;
- провести анализ потенциальных потребителей
ООО «Комтрансстрой» согласно теоретическим методикам;
- разработать рекомендации для ООО «Комстрансстрой» по привлечению потенциальных клиентов для совершенствования маркетинговой деятельности предприятия.
Теоретической базой исследования в выпускной квалификационной работе являются исследования отечественных и зарубежных ученых, таких как Абаева А. Л. и Алексунина В. А., Андрейчикова А. В., Балабанова И. Т., Барсуковой И. В., Бланка И. А., Губанова С. В., Завьялова П. С., Карагодовой Е. А., Керимова В. Э. и другие. Особое внимание заслуживают труды авторов, которые занимались маркетинговыми исследованиями, методиками и методологиями проведения и анализа: Прайнер А., Сафронова Н. Б., Тюрин Д. В., Хан Р. С., Шептиева, О. Е. Шекова, Е. Л. и другие.
Информационной базой исследования послужили материалы сайта Российской Федеральной службы государственной статистики, информационные и аналитические материалы научно-исследовательских организаций, статистическая и иная информация, касающаяся деятельности ООО «Комтранстрой».
Методами исследования в выпускной квалификационной работе являются контент-анализ документов, сбор и систематизация данных, анкетирование, анализ бухгалтерской отчетности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных разделов, списка использованных источников, приложений.
За годы реформ, проводимых в России, рынки значительно изменились. Сейчас они предлагают широкий набор продуктов, целый ряд систем доставки и много дополнительных услуг. По большей части такое разнообразие обусловлено пониманием изготовителей товаров, оптовых и розничных торговцев, фирм, занимающихся общественным питанием и другими видами продовольственного сервиса, что рынок приводится в действие потребителем, а также конкурентными усилиями в стремлении приспособиться к меняющейся ситуации. Денежные траты потребителей в местах купли товаров и услуг дают постоянную обратную связь, сигнализирующую о том, насколько полно продавцы удовлетворяют воспринятые ими желания клиентов. Выявление желаний потребителей и их мнений о разнообразных характеристиках продуктов само по себе превратилось в большой бизнес.
В настоящее время ситуация на рынке строительства радикально изменилась. Во-первых, строить стали больше, у частного заказчика появилась возможность выбора и они стали более разборчивыми в своих требованиях. Во- вторых (маркетологи, привлеченные на предпроектных стадиях, не могли этого не отметить), заказчики - частные лица, собирающиеся перебраться на ПМЖ в пригород, стали более реалистичными: они требуют от девелопера проекта обеспечить строительство удобных «семейных» домов эргономичных планировок, оптимального транспортного сообщения, однородной социальной среды. В-третьих, отпечаток на требования заказчиков накладывают новые технологии загородного домостроения, меняющиеся строительные нормы, формирующиеся традиции загородного домостроения. Наконец, есть еще одно обстоятельство, требующее переосмысления уже накопленного опыта: в оборот рынка земли под частную застройку вовлекаются земли сельхозназначения. Участков, пригодных для реализации жилищных проектов станет больше, а растущий спрос может еще больше «размазаться» между различными по стилистике и функциональным особенностям проектами
В ходе исследования в первой главе выпускной квалификационной работы было выявлено, что потребительское предпочтение - это социально и личностно детерминированное позитивное субъект-объектное отношение потребителя к товару, услуге или их атрибутам, определяющее выбор. Таким образом, НИ - это вид отношений в традиционном понимании их отечественной психологией. И, соответственно, включают три компонента, характерные для отношений. Аффективный компонент составляют положительные эмоции, получаемые от товара/элементов, эмоциональные оценки, интересы. Когнитивный компонент включает знания, представления, анализ, рассуждения, рациональное осмысление всех свойств товара, качества, полезности, необходимости и так далее. Конативный (поведенческий) компонент предпочтений представляет собой желание, готовность приобрести/использовать товар.
Во второй главе данной работы был проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия, где выявлено, что ООО «Комтранстрой» занимает малый сегмент на строительном рынке Белгородской области, частного и многоэтажного строительства, специализируется на водоотведении и сопутствующих мероприятиях. Согласно финансовой деятельности в настоящее время предприятие развивается слабо, существует риск кризисной ситуации, следовательно, необходимо принимать такие действия, которые могли бы вывести компанию на новый уровень развития, при этом не используя большие капитальные вложения. Итак, ООО «Комтранстрой» - это предприятие занимающиеся строительство КНС и водоотведение частного и крупного строительства.
Также проведено маркетинговое исследование потребителей/клиентов компании, в котором определены группы клиентов и их предпочтения. Данная закономерность позволит правильно планировать деятельность предприятия, и в третьей главе выпускной квалификационной работы предложен проект по выходу предприятия из кризиса за счет введения новой услуг.
Далее в выпускной квалификационной работы были разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «Комтранстрой» и на основе выявленных предпочтений клиентов, представлены обоснования предложенных рекомендаций в части маркетинговой деятельности предприятия.
В качестве рекомендаций выступили.
1. Внедрение новой услуги, которая позволит вывести предприятие на новый уровень развития - установка автономных канализационных систем компании «Мультипласт».
2. Расширение маркетинговой деятельности путем внедрения новой рекламы (на тентовых покрытиях собственных грузовых автомобилей и обновление собственного сайта).
Данные рекомендации базировались на исследовании потенциальных потребителей и маркетинговой деятельности предприятия, а также на слабом финансовом положении предприятия, при этом, при выявлении ключевых особенностей поведения, свойственных большему кругу клиентов (наиболее значимых для компании).
В настоящее время ситуация на рынке строительства радикально изменилась. Во-первых, строить стали больше, у частного заказчика появилась возможность выбора и они стали более разборчивыми в своих требованиях. Во- вторых (маркетологи, привлеченные на предпроектных стадиях, не могли этого не отметить), заказчики - частные лица, собирающиеся перебраться на ПМЖ в пригород, стали более реалистичными: они требуют от девелопера проекта обеспечить строительство удобных «семейных» домов эргономичных планировок, оптимального транспортного сообщения, однородной социальной среды. В-третьих, отпечаток на требования заказчиков накладывают новые технологии загородного домостроения, меняющиеся строительные нормы, формирующиеся традиции загородного домостроения. Наконец, есть еще одно обстоятельство, требующее переосмысления уже накопленного опыта: в оборот рынка земли под частную застройку вовлекаются земли сельхозназначения. Участков, пригодных для реализации жилищных проектов станет больше, а растущий спрос может еще больше «размазаться» между различными по стилистике и функциональным особенностям проектами
В ходе исследования в первой главе выпускной квалификационной работы было выявлено, что потребительское предпочтение - это социально и личностно детерминированное позитивное субъект-объектное отношение потребителя к товару, услуге или их атрибутам, определяющее выбор. Таким образом, НИ - это вид отношений в традиционном понимании их отечественной психологией. И, соответственно, включают три компонента, характерные для отношений. Аффективный компонент составляют положительные эмоции, получаемые от товара/элементов, эмоциональные оценки, интересы. Когнитивный компонент включает знания, представления, анализ, рассуждения, рациональное осмысление всех свойств товара, качества, полезности, необходимости и так далее. Конативный (поведенческий) компонент предпочтений представляет собой желание, готовность приобрести/использовать товар.
Во второй главе данной работы был проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия, где выявлено, что ООО «Комтранстрой» занимает малый сегмент на строительном рынке Белгородской области, частного и многоэтажного строительства, специализируется на водоотведении и сопутствующих мероприятиях. Согласно финансовой деятельности в настоящее время предприятие развивается слабо, существует риск кризисной ситуации, следовательно, необходимо принимать такие действия, которые могли бы вывести компанию на новый уровень развития, при этом не используя большие капитальные вложения. Итак, ООО «Комтранстрой» - это предприятие занимающиеся строительство КНС и водоотведение частного и крупного строительства.
Также проведено маркетинговое исследование потребителей/клиентов компании, в котором определены группы клиентов и их предпочтения. Данная закономерность позволит правильно планировать деятельность предприятия, и в третьей главе выпускной квалификационной работы предложен проект по выходу предприятия из кризиса за счет введения новой услуг.
Далее в выпускной квалификационной работы были разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «Комтранстрой» и на основе выявленных предпочтений клиентов, представлены обоснования предложенных рекомендаций в части маркетинговой деятельности предприятия.
В качестве рекомендаций выступили.
1. Внедрение новой услуги, которая позволит вывести предприятие на новый уровень развития - установка автономных канализационных систем компании «Мультипласт».
2. Расширение маркетинговой деятельности путем внедрения новой рекламы (на тентовых покрытиях собственных грузовых автомобилей и обновление собственного сайта).
Данные рекомендации базировались на исследовании потенциальных потребителей и маркетинговой деятельности предприятия, а также на слабом финансовом положении предприятия, при этом, при выявлении ключевых особенностей поведения, свойственных большему кругу клиентов (наиболее значимых для компании).



