ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ АПК
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ АПК РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 33
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ АПК РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОКИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В условиях нестабильной финансовой и политической ситуации в мире важнейшей задачей для многих стран становится повышение эффективности муниципальных органов власти, как в экономической, так и в социальной сферах. Тщательно продуманные и качественно реализованные проекты способствуют развитию и отдельных организаций, и общества в целом. В системе государственного и муниципального управления современной России также начал активно использоваться «проектный подход», причем не только на уровне общенациональных программ, но и на уровне программ развития муниципальных образований.
Агропромышленный комплекс Белгородской области и его базовая отрасль - сельское хозяйство является одной из ведущих системообразующих сфер экономики Белгородчины, формирующей агропродовольственный рынок, экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Ключевым фактором, оказывающим существенное влияние на динамичное развитие агропромышленного комплекса Белгородской области, является комплексный подход Правительства области к вопросам формирования благоприятного инвестиционного климата региона, финансовой поддержке субъектов экономической деятельности, формированию прозрачной организационно-правовой среды и
государственно-частного партнерства административных структур и бизнеса.
Внедрение проектного управления в Белгородской области связано с существующей сегодня необходимостью формирования у белгородцев проектного мышления и умения организовывать и осуществлять весь цикл создания материальных ресурсов. За последние два года общее количество проектов в регионе превысило 1200, а число муниципальных достигло 890 единиц. На сегодняшний день в каждом муниципалитете созданы проектные офисы и отраслевые экспертные комиссии, разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие проектную деятельность, организовано обучение муниципальных служащих.
Практика показывает, что проектное управление нашло успешное применение в деятельности администрации Ракитянского района. Абсолютная прозрачность и управляемость процессом, четкое распределение персональной ответственности и измеримый конечный результат на заранее спланированную дату - это далеко не все, что делает привлекательным проектное управление органов муниципальной власти. Внедрение проектного управления находится в зоне ответственности глав муниципальных образований. На муниципальном уровне проектные офисы должны представлять собой центры компетенций проектного управления, оперативно предоставлять информацию о реализации проектов, а в перспективе обеспечивать обучение специалистов на местах.
Основной проблемой является недостаточная эффективность муниципального планирования в проектной деятельности в сфере АПК, формирование мышления управленческих кадров, нацеленного на достижение конечного измеримого результата в процессе труда, наблюдаются некоторые проблемы в реализации проектов на практике. Требуют внимания качественные характеристики реализуемых проектов в сфере АПК.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:
- слабой проработкой муниципального планирования и недостаточной объективностью в реализации проектов в сфере АПК Ракитянского района Белгородской области;
- необходимостью совершенствования механизмов реализации проектного управления применительно к сфере АПК Ракитянского района Белгородской области;
- необходимостью перехода от количества муниципальных проектов в сфере АПК к их качеству.
Степень научной разработанности темы. Теоретическое осмысление процессов управления проектами на протяжении последних лет является предметом исследования представителей различных областей научных знаний. Наиболее активно эти проблемы разрабатывались в рамках экономических наук и менеджмента, информационных технологий, государственного и муниципального управления, социологии управления.
Проблематика эффективного управления проектами разрабатывалась в работах таких исследователей и практиков, как А.В. Алешин, Е. Анисимова, С. Анисимов, Ф. Бэгьюли, Д.А. Новиков, М.Ю. Рыбаков, М. Ньюэлл, У. Терк, В. Фунтов, К.В. Харченко и др.
Сущность, принципы и методы муниципального управления рассматривались в работах М.С. Богданова, В.В. Гаевский, А.Г. Гладышева, К.О. Магомедова и др.
Исследованию развития АПК посвящены работы И.Г. Ушачева, А. Петрикова, А. Михалева, А. Арцибашева.
Концептуальные основы, исторические тенденции и современные представления об аграрной науке изложены в монографии И.Н. Буздалова.
Общие основы и механизм осуществления аграрной политики является предметом исследования В.И. Новичкова, И.Б. Калашникова, Е.Е. Румянцевой, Е.В. Серовой.
Управленческие проблемы развития АПК рассмотрены в работах В.Р. Боева, А.Д. Настенко, К.П. Личко.
Современное состояние сельского хозяйства и проблемы его стратегического развития обстоятельно изучены М. Азжеуровой, А. Лебедевым, А.Н. Лубковым, С.Ф. Покровской, А.Г. Папцовым.
На уровне муниципалитетов тема внедрения управления проектами в сфере АПК разработана не столь широко, что позволяет сделать вывод о её недостаточной теоретико-методологической разработке в отечественной науке.
В связи с этим проблема работы заключается в противоречии между необходимостью эффективного управления проектами в сфере АПК на муниципальном уровне и недостатком теоретических и практических разработок в деятельности структурных подразделений администрации Ракитянского района.
Гипотеза заключается в предположении, что проблемы проектного управления в сфере АПК в муниципальных образованиях недостаточно изучены и требуют корректировки с учетом современной финансово-экономической ситуации в регионе.
Объект исследования - проектная деятельность в муниципальном образовании.
Предмет исследования - методы проектного управления в сфере АПК Ракитянского района.
Цель диссертационного исследования - разработка практических рекомендаций по совершенствованию проектной деятельности в управлении АПК Ракитянского района Белгородской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы проектного управления
развитием АПК муниципального образования;
2. Осуществить анализ проектного управления развитием АПК Ракитянского района Белгородской области;
3. Предложить направления совершенствования проектного управления развитием АПК Ракитянского района Белгородской области.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся как в общей социологии, так и в сфере социологии управления, муниципального управления и управления проектами .
При исследовании проблемы были использованы общенаучные методы анализа литературных источников, методы системного анализа, представляющие собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы, структурно-функционально метод анализа системы, при котором принимается, что наблюдаемые элементарные структуры выполняют определенные функции внутри системы; сравнительного анализа, представляющего собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем; социологические методы.
В качестве эмпирической базы исследования выступили:
- нормативно-правовые документы федерального уровня, в которых содержатся основные положения государственной политики в отношении управления проектами ;
- региональные нормативно-правовые акты, в том числе постановления Правительства Белгородской области ;
- нормативно-правовая база, аналитические и статистические материалы администрации Ракитянского района Белгородской области ;
- авторское социологическое исследование.
Научная новизна исследования:
- разработаны и детализированы составляющие механизмов управления отношениями с экспертами для качественного управления муниципальными проектами в сфере АПК, что является важнейшим условием эффективной разработки и реализации проектов и программ муниципального развития;
- разработан алгоритм формирования системы материального стимулирования проектной команды для осуществления проектов в сфере АПК муниципального района, состоящий из 4 последовательных этапов: выбора системы оплаты, выбора масштаба вознаграждения, выбор критериев вознаграждения и выбора принципа начисления фонда оплаты.
Положения, выносимые на защиту:
1. Агропромышленный комплекс - это совокупность отраслей экономики, связанных с производством продовольствия и предметов широкого потребления из сельскохозяйственного сырья и поставками их населению. Он подразделяется на группу отраслей, которые осуществляют производство средств производства для сельского хозяйства, его материально-техническое обеспечение и производственное обслуживание; непосредственно сельскохозяйственное производство; группу отраслей и производств, обеспечивающих движение продуктов производства от сельского хозяйства к конечному потребителю. Управление развитием АПК муниципальных образований - это целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие на составляющие муниципального агропромышленного комплекса с целью их перехода на более высокие ступени состояния, системно осуществляемое как в формах самоуправления, так и специально созданными структурами (общественными объединениями, партиями, фирмами, кооперативами, предприятиями, ассоциациями, союзами и т. д.).
2. АПК занимает ведущее место в структуре экономики Ракитянского района. Основными направлениями развития АПК в районе является присутствие крупных агрохолдингов и сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих интенсивное прибыльное производство; развитие растениеводства; возможность для сельскохозяйственных предприятий получения финансовой поддержки из федерального и областного бюджетов; увеличения числа рабочих мест. Проектное управление развитием АПК в Ракитянском районе осуществляется скоординированостью действий Управления АПК и природопользования и Отдела реализации проектного управления администрации Ракитянского района. В сфере АПК на сегодняшний день реализуется 3 проекта (один из которых приостановлен) и в АИС «Проектное управление» зарегистрировано 13 проектов. К недостаткам проектного управления в деятельности администрации Ракитянского района можно отнести: дробление ресурсов, частичное дублирование функций, некоторый общий декларативный характер ряда реализуемых проектов и ряд других.
3. Совершенствование проектного управления развитием АПК Ракитянского района Белгородской области зависит от целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. В результате должна быть сформирована система управления муниципальными проектами - целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять проектами в сфере АПК и обеспечивать достижение поставленных целей в установленные сроки и в рамках определенного бюджета для конкретного муниципального образования. Анализ практики управления проектами в деятельности администрации Ракитянского района, показал необходимость целенаправленного совершенствования проектного управления в сфере АПК муниципального района, что возможно при реализации проекта «Команда экспертов в реализации проектов в сфере АПК», цель которого заключается в создании команды экспертов в проектной деятельности района.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования сформулированных в нем выводов и предложений органами муниципального управления при организации мероприятий, направленных на повышение эффективности проектной деятельности в сфере АПК. Материалы могут использоваться для повышения эффективности реализации муниципальных программ и отдельных проектов в управлении развитием АПК.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в научных публикациях, общим объемом 0,5 п.л.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В условиях нестабильной финансовой и политической ситуации в мире важнейшей задачей для многих стран становится повышение эффективности государственных органов власти, как в экономической, так и в социальной сферах. Тщательно продуманные и качественно реализованные проекты способствуют развитию и отдельных организаций, и общества в целом. В системе государственного и муниципального управления современной России также начал активно использоваться «проектный подход», причем не только на уровне общенациональных программ, но и на уровне программ развития муниципальных образований.
Агропромышленный комплекс - это совокупность отраслей экономики, связанных с производством продовольствия и предметов широкого потребления из сельскохозяйственного сырья и поставками их населению. Он на: группу отраслей, которые осуществляют производство средств производства для сельского хозяйства, его материально-техническое обеспечение и производственное обслуживание; непосредственно сельскохозяйственное производство; группу отраслей и производств, обеспечивающих движение продуктов производства от сельского хозяйства к конечному потребителю.
Управление развитием АПК муниципальных образований - это целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие на составляющие муниципального агропромышленного комплекса с целью их перехода на более высокие ступени состояния, системно осуществляемое как в формах самоуправления, так и специально созданными структурами (общественными объединениями, партиями, фирмами, кооперативами, предприятиями, ассоциациями, союзами и т. д.).
Проекты в муниципальном управлении в сфере АПК принципиально отличаются от программ по наличию конкретной цели, измеримостью результатов, наличию контрольных точек и др. Управление проектами на муниципальном уровне представляет собой деятельность, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели, сроки исполнения, конкретные исполнители, бюджет, контрольные события, рабочие группы и руководители для достижения заранее определенных социально-экономических результатов.
АПК занимает ведущее место в структуре экономики Ракитянского района. Основными направлениями развития АПК в районе является присутствие крупных агрохолдингов и сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих интенсивное прибыльное производство; развитие растениеводства; возможность для сельскохозяйственных предприятий получения финансовой поддержки из федерального и областного бюджетов; увеличения числа рабочих мест.
Проектное управление развитием АПК в Ракитянском районе осуществляется скоординированостью действий Управления АПК и природопользования и Отдела реализации проектного управления администрации Ракитянского района. В сфере АПК на сегодняшний день реализуется 3 проекта (один из которых приостановлен) и в АИС «Проектное управление» зарегистрировано 13 проектов.
К недостаткам проектного управления в деятельности администрации Ракитянского района можно отнести: дробление ресурсов, частичное дублирование функций, некоторый общий декларативный характер ряда реализуемых проектов и ряд других. В результате проведенного исследования выявлено, что муниципальные служащие Ракитянского района осведомлены об использовании проектного метода управления, имеют представление о технологии проектного управления. Исследование показало, что существует потребность в специальном обучении и подготовке муниципальных служащих в части областей знаний управления проектами. Сдерживающими факторами эффективного использования проектного управления, по мнению респондентов, являются: недостаток профессиональных компетенций, сопротивление нововведениям, финансовые факторы и др.
Совершенствование проектного управления развитием АПК Ракитянского района Белгородской области зависит от целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. В результате должна быть сформирована система управления муниципальными проектами - целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять проектами в сфере АПК и обеспечивать достижение поставленных целей в установленные сроки и в рамках определенного бюджета для конкретного муниципального образования.
Анализ практики управления проектами в деятельности администрации Ракитянского района, показал необходимость целенаправленного совершенствования проектного управления в сфере АПК муниципального района, что возможно при реализации проекта «Команда экспертов в реализации проектов в сфере АПК», цель которого заключается в создании команды экспертов в проектной деятельности района.
Задачами проекта являются: совершенствование инфраструктуры проектного управления в сфере АПК в администрации Ракитянского района; оптимизация работы с экспертами проектов, реализуемых в сфере АПК в администрации Ракитянского района; повышение квалификации муниципальных служащих в области управления проектов; совершенствование материального стимулирования участников проектной деятельности; совершенствование аналитической составляющей проектного управления в сфере АПК в деятельности администрации Ракитянского района.
Результатами проекта должны стать: программа оптимизации инфраструктуры проектного управления в сфере АПК в администрации Ракитянского района, детализация составляющих механизмов управления отношениями с экспертами, повышение квалификации и компетентности
муниципальных служащих в области управления проектов, алгоритм формирования системы материального стимулирования проектной команды, совершенствование мониторинга проектов и процедур оценки проектов в сфере АПК в администрации Ракитянского района.
На основании проведенного анализа, нами был выработан ряд практических рекомендаций в администрации Ракитянского района.
- в отделе реализации проектного управления администрации района следует выделить специальную штатную единицу для работы с экспертами проектов, поиска организаций или потенциальных инвесторов проектов, в том числе и в сфере АПК;
- создать постоянно действующую команду внешних экспертов по типам проектов, реализуемых в сфере АПК;
- обеспечить порядок проведения аттестации муниципального персонала администрации Ракитянского района, включить в обязательном порядке вопросы теории и практики организации проектного управления.
Проведенное исследование - это только первый шаг в направлении комплексного изучения совершенствования проектного управления при реализации стратегий социально-экономического развития муниципалитетов. Последующие шаги в этом направлении могут быть связаны с исследованием:
- типов организационной зрелости проектного управления
применительно к муниципалитетам;
- факторов, способствующих внедрению проектного управления и
сдерживающих факторов;
- регулирования отношения муниципальных служащих к нововведениям проектного управления.
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. О развитии АПК [Электронный ресурс] : федер. закон от 29
декабря 2006 г. № 261-ФЗ // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О родовых поместьях в Белгородской области [Электронный ресурс] : Закон Белгородской области от 31 октября 2013 г. № 239 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года №439-пп // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. О реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Белгородской области» государственной программы Белгородской области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Белгородской области от 2 декабря 2013 года №494-пп // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. ГОСТ Р ИСО 1006 - 2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании [Электронный ресурс] : утверждено Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2005 г. № 221-ст // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. ГОСТ Р 5287-2007. Руководство по оценке компетентности проектных менеджеров [Электронный ресурс] : утверждено Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 423-ст // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского
хозяйства в Ракитянском районе на 2015-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление администрации Ракитянского района от 15 сентября 2014 г. №82 // Администрация Ракитянского района. - Режим доступа:
http://www.rakitnoeadm.ru/postanovlenie-administracii-rakityanskogo-rayona-2.
10. Об утверждении районной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ракитянского района на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] : постановление администрации Ракитянского района от 21 ноября 2013 г. № 150 // Администрация Ракитянского района. - Режим доступа: http://rakitnoeadm.ru/no- 150-ot-21 -noyabrya-2013-g-ob-utverzhdenii.
11. Об утверждении административного Регламента исполнения
муниципальной функции управлением АПК и природопользования в новой редакции» [Электронный ресурс] : постановление администрации
Ракитянского района от 14 февраля 2013 г. № 13 // Администрация
Ракитянского района. - Режим доступа: http://rakitnoeadm.ru/13_14_2013.
12. Азжеурова, М. Формирование и реализация инновационной политики в АПК России [Текст] / М. Азжеурова // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2015. - №3. - С. 35-37.
13. Алимурзаев, Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики [Текст] / Г. Алимурзаев // Российский экономический журнал. - 2016. - № 3. - С. 14-17.
14. Алтынбаев, Р.З. Основные направления повышения эффективности управления местным самоуправлением [Текст] / Р.З. Алтынбаев // Муниципальная власть. - 2012. - № 5. - С. 51-53.
15. Арцибашев, А. Просчитывать риски и действовать [Текст] /
А. Арцибашев // Сельская жизнь. - 2014. - 5-11авг. - С. 3-4.
16. Баженова, О. И. Муниципальный заказ как инструмент пресечения практики явного субсидирования муниципальных предприятий [Текст] / О. И. Баженова // Муниципальная экономика. - 2014. - № 1. - С. 68-70.
17. Барский, А. Финансовая база местного самоуправления [Текст] / А. Барский, А. Данкова, М. Микулин // Вопросы экономики. - 2016. - № 3. - С. 33-41.
18. Буздалов, И.Н. Аграрная теория: концептуальные основы, исторические тенденции, современные представления [Текст] / И.Н. Буздалов. - М. : Дело, 2014. - 344 с.
19. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст] / О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 2011. - 293 с.
20. Габрусь, Н.В. Организация и проведение сельскохозяйственных ярмарок в городах России (на примере г. Тюмени) [Текст] / Н.В. Габрусь // Практика муниципального управления. - 2014. - №2. - С. 76-81.
21. Горегляд, В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономическогоразвития [Текст] / В.П. Горегляд. - М. : Экономика, 2012. - 229 с.
22. Государственное управление: Словарь - справочник [Текст] / Под ред. Л. Волочковой, Л. Кузнецовой, Б. Мишиной. - СПб. : Петрополис, 2011. - 256 с.
23. Гриценко, Г.М. Экономические проблемы развития АПК [Текст] / Г.М. Гриценко, И.И. Лоор, А.В. Миненко, Н.В. Вайцель. - Барнаул : Изд-во АГАУ, 2012. - 151 с.
24. Демишкевич, Г.М. Формирование и развитие системы сельскохозяйственного консультирования [Текст] / Г.М. Демишкевич. - М. : ФГУ РЦСК, 2013. - 296 с.
25. Департамент агропромышленного комплекса Белгородской
области [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://belapk.ru/departament_agropromyshlennogo_kompleksa/.
26. Егорова, Л.И. Управление экономическим развитием агропромышленного комплекса муниципального образования [Текст]: дис. ... д-ра экон. наук / Л.И. Егорова. - Краснодар, 2001. - 336 c.
27. Жолдак, В.И. Основы менеджмента [Текст] / В.И. Жолдак. - М.: Малаховка, 2013. - 238 с.
28. Иванов, В.В. Муниципальный менеджмент [Текст] / В.В. Иванов,
A. Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 718 с.
29. Иванова, В.Н. Технологии муниципального управления [Текст] /
B. Н. Иванова, Ю.Н. Гузов, Т.И. Безденежных. - М.: Наука, 2011. - 364 с.
30. Игнатов, В.Г. Местное самоуправление: Российская практика и зарубежный опыт [Текст] / В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : МарТ, 2010. - 350 с.
31. Инвестиционные ресурсы и их классификация [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент. - Режим доступа: http://topknowledge.ru/investmen/investitsionnye-resursy-i-klassifikatsiya.html.
32. Инвесторы перестали бояться вложений в АПК [Электронный ресурс] // Карта Белгорода. - Режим доступа: http://streetwatch.ru/news- 1/investory-perestali-bojatsja-vlozhenii-v-apk.html.
33. Кадровое обеспечение модернизации сельского хозяйства [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsii-selskogo-hozyaystva-severnyh-i#ix.
34. Калинина, Е.А. Формирование кооперировано-интегрированной системы АПК региона [Текст]: автореф. дис. ... канд. эконом. наук / Е.А. Калинина. - Ижевск, 2004. - 24 с.
35. Кетова, Н.П. Современный агромаркетинг: концепция, стратегии, факторы формирования, особенности реализации в мясомолочном подкомплексе АПК [Текст] / Н.П. Кетова, Е.А. Попова. - М.: Содействие- XXI век, 2012. - 256 с.
36. Кокин, А.Н. Совершенствование инфраструктурного обеспечения АПК как основа его инновационного развития [Электронный ресурс] / А.Н. Кокин // Электронный научный журнал. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs64-642014/item/2859-2014-04-16-08-23-09.
37. Конышева, Е.Г. О природе муниципальной власти [Текст] / Е. Г. Конышева // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2014. - № 1. - С. 30-32.
38. Крылов, В. Кооперация - основа стабильного развития сельских территорий [Текст] / В. Крылов, П. Парфирьев, А. Черников // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 11. - С. 73-77.
39. Лебедев, А. Инновационная деятельность в АПК [Текст] /
А. Лебедев // Аграрная наука. - 2011. - №9. - С. 2-3.
40. Личко, К.П. Прогнозирование и планирование АПК [Текст] /
К.П. Личко. - М. : Эксмо, 2014. - 264 с.
41. Лубков, А.Н. Перспективы развития сельскохозяйственного консультирования в России [Текст] / А.Н. Лубков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 12. -
С. 1-6.
42. Магомедов, А.М. Использование земельных ресурсов региона на основе логистики [Текст] / А.М. Магомедов, А.Г. Бучаев // Экономика сельского хозяйства России. - 2013. - № 5. - С. 76-82.
43. Методы исследований в АПК [Текст] / Под ред. В.Р. Боева. - М. : Литресс, 2013. - 260 с.
44. Миков, К.А. Организационно-экономические предпосылки совершенствования управления развитием агропромышленного комплекса муниципального образования [Текст] / К.А. Миков // Российское предпринимательство. - 2012. - № 10 (208). - С. 126-131.
45. Михалёв, А. Основа продовольственного благополучия страны [Текст] / А. Михалёв // АПК: экономика, управление. - 2015. - № 1. - С. 4-9.
46. Муниципальные правовые акты [Электронный ресурс] //
Администрация Ракитянского района. - Режим доступа:
http: //www.rakitnoeadm.ru/rasporagenia.
47. Мустафин, Д.М. Организация управления сельскохозяйственным производством АПК района [Текст] : дис. ... канд. экон. наук / Д.М. Мустафин. - Уфа, 2001. - 228 с.
48. Нехланова, А.М. Стратегический менеджмент в АПК [Текст] / А.М. Нехланова, М.Б. Туманова. - М. : КолосС, 2012. - 312 c.
49. Никовская, Л.И. Гражданские инициативы и модернизация России [Текст] / Л.И. Никовская, В.Н. Якимец, М.А. Молокова. - М. : Ключ-С, 2012. - 336 с.
50. Новичков, В.И. Аграрная политика [Текст] / В.И. Новичков. - М. : Лань, 2013. - 288 с.
51. Официальный сайт департамента АПК Белгородской области. Экономика и финансы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belapk.ru/ekonomika_i_finansy/.
52. Петриков, А. Обеспечить устойчивое развитие АПК [Текст] / А. Петриков // АПК: экономика управление. - 2015. - №6. - С. 13-19.
53. Покровская, С.Ф. Информационные технологии в сельском хозяйстве [Текст] / С.Ф. Покровская. - М.: Центр информации и технико¬экономических исследований АПК, 2015. - 78 с.
54. Правовые основы управления агропромышленным комплексом [Электронный ресурс] // Юридическая помощь. - Режим доступа: http://yurist- online.com/uslugi/yuristam/literatura/admin_pravo/109. php.
55. Прокофьева, Ж.В. Правовое регулирование АПК муниципальных уровней [Текст] / Ж.В. Прокофьева // Вопросы экономических наук. - 2016. - № 6. - С. 15-18.
56. Путимцев, Д.Н. Финансово-экономические основы местного самоуправления в РФ [Текст] / Д.Н. Путимцев. - СПб. : Право, 2012. - 375 с.
57. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления. [Текст] / А.И. Радченко. - Ростов-н/Д. : МарТ, 2012. - 608 с.
58. Развитие инвестиционно-инновационной деятельности в аграрном секторе [Текст] / Л.А. Семина, И.С. Санду. - Барнаул : Изд-во Алт. Ун-та, 2013. - 208 с.
59. Румянцева, Е.Е. Методика оценки результативности аграрных реформ [Текст] / Е.Е. Румянцева. - М. : Эксмо, 2014. - 84 с.
60. Сельхозтоваропроизводители Белгородской области получат из федерального бюджета около 2 млрд. рублей [Электронный ресурс] // Департамент агропромышленного комплекса Белгородской области. - Режим доступа: http://belapk.ru/events/selhoztovaroproizvoditeli_belgorodskoj_oblasti.
61. Серова, Е.В. Аграрная экономика [Текст] / Е.В. Серова. - М. : Март, 2013. - 480 с.
62. Смышляев, В. Организационно-правовой механизм районных агропромышленных формирований [Текст] / В. Смышляев // АПК: экономика и управление. - 2016. - №9. - С. 30-36.
63. Созидать вместе - на благо каждого! [Электронный ресурс] // Департамент агропромышленного комплекса Белгородской области. - Режим доступа: http://belapk.ru/events/sozidat_vmeste_na_blago_kazhdogo/.
64. Ушачёв, И.Г. Перспективы развития АПК России и его роль в удвоении ВВП [Текст] / И.Г. Ушачёв // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 5. - С. 3-12.
65. Хадеев, Т.Г. Белгородская модель модернизации сельского хозяйства и биологизации земледелия [Электронный ресурс] / Т.Г. Хадеев // Департамент агропромышленного комплекса Белгородской области. - Режим
доступа: http://ikc.belapk.ru/tehnologii/belgorodskaya_mode l_modernizacii
_selskogo_hozyajstva_i_biologizacii_zemledeliya.
66. Хицков, И.Ф. Управление, финансово-кредитные отношения и информационное обеспечение АПК района, социальное развитие села [Текст] / И.Ф. Хицков, Н.В. Митина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 11. - С. 145-147.
67. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление [Текст] / В.Е. Чиркин. - М. : Юристъ, 2013. - 266 с.
68. Шамарова, Г. М. Информационные технологии в муниципальном управлении: проблемы и перспективы развития [Текст] / Г. М. Шамарова // Практика муниципального управления. - 2013. - № 12. - С. 68-75.
69. Эффективность сельскохозяйственного производства
(методические рекомендации) [Текст] / Под ред. И.С. Санду, В.А. Свободина, В.И. Нечаева, М.В. Косолаповой, В.Ф. Федоренко. - М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. - 228 с.
70. Юдина, Е.С. Внедрение проектного управления в органах исполнительной власти [Текст] / Е.С. Юдина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 3 (11). - С. 177-181.
71. Юрасов, И.А. Мониторинг социальной эффективности управления муниципалитетом [Текст] / И.Н. Горячев, И.А. Юрасов // Власть. - 2012. - №5. - С.102-105.