Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова 8
1.1. Характеристика мотивации младших школьников в психологической литературе 8
1.2. Современные подходы к развитию мотивации младших
школьников в учебном процессе 15
1.3. Методические аспекты развития мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова 33
2.1. Диагностика уровней развития мотивации учащихся экспериментального класса 33
2.2. Реализация педагогических условий по развитию мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова 40
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение 56
Развитие мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции.
Задача современного общества - воспитание человека думающего, творческого, обладающего способностью справляться с огромным количеством информации, уметь анализировать ее и находить главное. Многим из этих умений призвана научить современная школа, ориентированная на все-стороннее развитие учащегося. Это подразумевает не только повышение интеллектуального уровня, но и учет всей совокупности психических образований личности, включая и такой важный компонент, как мотивация.
С 2011 года начальная школа России работает по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО). Введение этого стандарта выдвинуло перед образовательными учреждениями ряд требований. Одним из требований ФГОС является развитие мотивации младших школьников как важнейшего компонента учебной деятельности.
Проблема мотивации учения является предметом исследования многих ученых. Особенности мотивов как источников активности поведения человека рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В.К. Вилюнаса, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной, X. Хекхаузена, Г.И. Щукиной, П.М. Якобсона и других ученых. В работах этих ученых подробно исследованы особенности строения и развития мотивационной сферы личности учащихся, представлены характеристики отдельных ведущих мотивов учения, в частности, познавательного интереса.
Высококачественный процесс усвоения русского языка в начальной школе невозможен без знания структуры слова и сформированного умения быстрого морфемного анализа. Грамотное нахождение морфем предостерегает многие орфографические ошибки в письменных работах. Лексическое значение многих слов определяется по их составу. Понимание семантического значения морфем в слове содействует развитию точной и правильной речи.
Разработкой вопросов, связанных с усвоением состава слова младшими школьниками занимались В.П. Кустарева, М.Р.Львов, С.И. Львова, Т.Г.Рамзаева, Н.С. Рождественский, а также современные исследователи Н.П. Баткунова, В. И. Зимненко, Е. Г. Мережко, М.Г. Кудряшёва (Таратова) и др.
Анализ внутренней структуры слова, который в школе называют разбором слова по составу, относится к числу самых сложных видов работы на уроках русского языка, и одновременно является средством пополнения словарного запаса учащихся. Правильный морфемный анализ предупреждает большинство орфографических ошибок, ведь русская орфография основана на морфологическом принципе (общие для родственных слов морфемы пере-даются при письме единообразно). Применение морфологического принципа требует от пишущего умения находить и выделять в слове его значимые части, то есть осознавать морфемный состав слова.
Практические наблюдения и исследования показывают, что чем быстрее, увереннее и правильнее учащиеся анализируют состав слова, тем выше их орфографическая грамотность. Если ученики будут свободно ориентироваться в структуре слова, научатся выделять и отождествлять повторяющиеся в сотнях слов морфемы, они и слова будут писать правильно. Умение анализировать состав слова значительно облегчает усвоение орфографических правил.
Морфемный анализ слов важен и в другом отношении. Выделяя морфемы, определяя их значение, ученик должен перебрать множество слов в поисках родственных, задуматься над их смыслом. Тем самым обогащается словарный запас, развивается речь и расширяется кругозор ученика.
В связи с установленными выше факторами мы решили остановить свой выбор на следующей теме выпускной квалификационной работы «Развитие мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова»
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного развития мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс усвоения состава слова младшими школьниками на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия развития мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова.
Гипотеза исследования: развитие мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова, будет успешно осуществляться, если:
1) обучение строится на деятельностной основе;
2) используются специальные упражнения, активирующие деятельность учащихся в соответствии с изучаемым учебным материалом;
3) ученик выступает в качестве субъекта деятельности на уроке.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень ее разработанности;
2) изучить педагогический опыт, используемый в школьной практике;
3) организовать и провести практическую работу исследования в начальных классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение теории вопроса; изучение педагогического опыта; методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа, анкетирование, ранжирование, тестирование); изучение продуктов деятельности учащихся; методы математической обработки результатов (количественные и качественные).
База исследования: МБОУ «Гимназия № 2» г. Белгорода. В исследовании приняли участие учащиеся 2 «А» класса.
Апробация результатов исследования состоит в участии в Международной научно-практической конференции: «Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии» (декабрь, 2017, г. Магнитогорск, РФ); Международной научно-практической конференции: «Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике» (февраль 2018 г., г. Стерлитамак).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы, формулируется научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, представлена практическая значимость, база исследования, апробация результатов исследования.
В первой главе «Психолого-педагогические основы развития мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова» характеризуется мотивация младших школьников с опорой на психологическую литературу; рассматриваются современные подходы к развитию мотивации младших школьников в учебном процессе; описаны методические аспекты развития мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова.
Во второй главе «Экспериментальное исследование по развитию мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова» приводятся результаты диагностики мотивации младших школьников на констатирующем этапе исследования; описана реализация педагогических условий по развитию мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список включает 54 источника. Выпускная квалификационная работа расположена на 55 страницах.
В приложении содержится описание заданий диагностических методик эксперимента, конспекты уроков русского языка по теме исследования.
Проведенное нами исследование позволило убедиться в актуальности выбранной темы для выпускного квалификационного исследования. Развитие мотивации младших школьников к обучению и, в частности, к урокам русского языка,- это одна из главных задач развивающего обучения, а также действующих в настоящее время Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. В ходе исследования мы убедились в том, что для развития мотивации младших школьников важно, чтобы педагог умел создать условия на уроке для осознания значимости изучаемой темы, формулирования самими учащимися цели и задач своей деятельности. Поскольку цель, которую ставит учитель не всегда является целью для учащихся. Отчётливое представление цели и задач деятельности на уроке, как правило, обеспечивает успех в изучении любой учебной темы урока и, конечно, усвоения состава слова.
Нами была изучена психолого-педагогическая и методическая литера-тура, которая позволила охарактеризовать мотивацию младшего школьника, рассмотреть современные подходы к развитию мотивации младших школь-ников в учебном процессе, описать методические аспекты развития мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова. Мы установили, что в учебниках по русскому языку недостаточно материала, способствующего развитию мотивации младших школьников к изучению такой непростой темы, как состав слова.
Экспериментальная работа была проведена нами на базе второго класса МБОУ «Гимназия № 2» г. Белгорода. Мы организовали диагностическое исследование учащихся экспериментального класса и установили, что необходима целенаправленная работа по развитию мотивации младших школьников у учащихся экспериментального класса. Формирующий этап позволил нам проверить теоретические положения гипотезы и апробировать их в школьной практике.
Целенаправленная работа по развитию мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова, опиралась на деятельностную основу обучения и использование разнообразных упражнений, направленных на активизацию деятельности учащихся в соответствии с изучаемым учебным материалом. Проведённая работа дала положительные результаты:
- возрос интерес детей к урокам русского языка;
- повысилось качество усвоения изучаемой темы;
- учащиеся приобрели необходимые навыки в соответствии с программными требованиями в области усвоения состава слова.
Таким образом, в ходе исследования гипотеза подтвердилась. Мы установили, что развитие мотивации младших школьников к изучению русского языка в процессе усвоения состава слова становится эффективным, если учитель строит обучение на деятельностной основе, используются разнообразные упражнения, активирующие деятельность учащихся в соответствии с изучаемым учебным материалом и ученик выступает в качестве субъекта деятельности на уроке.
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев.
- М.:«Мысль», 1976 -158 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Л.И. Божович, Л.В. Блогонадежина. - М.: Педагогика, 1972. - 343 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 2001. - 642 с.
5. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы / С.М. Бондаренко// Вопросы алгоритмизации и программирования обучения. - М.: Просвещение, 2011. - 257 с.
6. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская,
А.А. Реан. - СПб.: Изд-во «Питер», 2010. - 304 с.
7. Волина В.В. Русский язык, сказки, стихи / В.В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
-464 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Психология мышления. - СПб.: Питер, 2017. - 432 с.
9. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. - В сб. Теоретические проблемы психологии личности / И.А.Джидарьян / Под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 2014. - 185 с.
10. Диброва Е.И. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. - ч.1/ Е.И. Диброва, О.В. Сосновская; под ред. Е.И. Дибровой.
- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.
11. Дмитриев Б.Д. Психологические особенности постановки учебных задач младшим школьникам / Б.Д. Дмитриев // Вопросы психологии. - 2008. - №2. - С. 5-9.
12. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников: учеб. пособие / Н.В. Елфимова. - М.: Просвещение, 2009. - 276 с.
13. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического ис-следования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
В.И. Загвязинский, Р.Р. Атаханов. - М.: Академия, 2011. - 208 с.
14. Зазюк И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зазюк. - М.: Про- свещение,1989. - 154 с.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002 - 512 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
16. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд. центр «Академия», 2011. - 176 с.
17. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - М.:
Просвещение, 1988. - 173 с.
18. Косаткин Л.Л. Русский язык / Л.Л. Косаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин; под ред. Л.Л. Косаткина. - 3-е изд. - М.: изд. Издательский центр «Академия», 2005. - 768 с.
19. Кустарева В.А. Методика русского языка/ В.А.Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 406 с.
20. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира / Е.С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке. - М.: Просвещение,1988. - 234с.
21. Лекант П.А.Современный русский язык: учебное пособие для студ. ВУЗов, обуч. по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2001. - 560 с.
22. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. /
А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1983. - Т. 2. - 485 с.
23. Леонтьев А.Н. Психологические механизмы формирования мотивации /
A. Н. Леонтьев. - М.: 2010. - 197 с.
24. Лозоцева В.Н. Формирование учебной мотивации школьников /
B. Н. Лозоцева // Школа и производство. - 2014. - №4. - С. 23-36.
25. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. -М.: Просвещение, 2013. - 211 с.
26. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2 -е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 464 с.
27. Львова С.И. Начальная школа. Работа над составам слова на уроках русского языка: Методическое пособие / С.И. Львова. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово»-РС», 2001.- 192 с.
28. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя /
A. К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
29. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учебное пособие / М.В. Матюхин, С.Б. Спиридонова. - Волгоград: Перемена, 2005.- 216 с.
30. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / А.М. Матюшкин. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.
31. Махмутов М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1975. - 183 с.
32. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности /
B. Э. Мильман // Вопросы психологии/ Ред. А.М. Матюшкин,
А.В. Брушлинский. - 1987. - №5 (сентябрь-октябрь) 1987. - С.129-139.
33. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении /
C. А. Мухина, А.А. Соловьева. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004. - 379 с.
34. Нежнова Т.А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе / Т.А. Нежнова. - Сб. науч. Трудов. - М.: Изд-во АПН СССР, 1991. - С. 50-61.
35. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 2013. - 374 с.
36. Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М.: «Академия», 2015.- 417 с.
37. Потиха 3. А. Современное русское словообразование: пособие для учителя /3.А. Потиха. - М.: Просвещение, 1970. - 383 с.
38. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011. - 672 с.
39. Реан А.А. Социальная педагогическая психология/ А.А. Реан, Я.Л. Коло- минский. - СПб.: Питер, 2010. - 173 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / сост. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб.: Изд. Питер, 1989. - 675 с.
41. Семенов С.П. Мотивационный анализ. Психотерапевтическая версия /
С.П. Семенов. - СПб.: МОО «Оазис», 2001.- 254 с.
42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - С-Пб.: 2012. - 217 с.
43. Слободчиков В.И. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. - 1996. - №5. - С. 38-51.
44. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - 383 с.
45. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
46. Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование /А.Н. Тихонов - М.: «Цитадель-Трейд», 2002. - 464с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации- 6-е изд., переработанное. - М.:. Просвещение, 2018. - 53 с.
48. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2003. - 128с.
49. Шадриков В.Д. Психология деятельности / В.Д. Шадриков. - М.: Просвещение, 1996.- 196 с.
50. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике : познавательный интерес как средство обучения / Г.И. Щукина. - М.: «Педагогика», 1971. - С. 22-33.
51. Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития/ Б.Д. Эльконин, И.Д. Фрумин // Вопросы психологии. - 2013. - №1.-.24-32.
52. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2008. - 321 с.
53. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. - М.: Педагогика и психология, 2009. - 268 с.
54. Ярошевский М.Г. О категориальном анализе истории психологического познания. Проблемы теории и истории развития психологии / М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону:Издательство «Феникс», 1996. - 416 с.