ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПЕРЕДАЧИ КОСВЕННЫХ РЕЧЕВЫХ
АКТОВ В ТЕКСТАХ ИНТЕРВЬЮ 11
1.1. Публицистический стиль как функциональный стиль речи 11
1.1.1. Понятие публицистического стиля речи 11
1.1.2. Интервью как один из основных жанров публицистического стиля
речи 13
1.1.3. Функции публицистического стиля речи. Воздействующая
функция как одна из основных функций публицистического стиля речи
16
1.1.4. Языковые особенности публицистических текстов 18
1 .2. Синтаксические средства выражения речевого воздействия в публицистических текстах 20
1.2.1. Инверсия 20
1.2.2. Парцелляция 24
1.2.3. Риторические вопросы 28
1.3. Прагматический аспект анализа публицистического текста 31
1 .3.1. Теория речевых актов 31
1.3.2. Понятие интенции 34
1.3.3. Косвенные речевые акты 41
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА II. ИНВЕРСИЯ, ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ, РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС КАК СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ КОСВЕННЫХ РЕЧЕВЫХ
АКТОВ
49
2.1. Характеристика исследуемого материала 49
2.2. Структурно-семантические особенности исследуемых
конструкций
56
2.2.1. Структурно-семантические особенности парцеллированных
конструкций 56
2.2.2. Структурно-семантические особенности конструкции с
инверсией 69
2.2.3. Структурно-семантические особенности риторических вопросов 76
2.3. Прагматический анализ исследуемых конструкций 83
2.3.1. Прагматический анализ парцеллированных
конструкций 83
2.3.2. Прагматический анализ конструкции с
инверсией 88
2.3.3. Прагматический анализ риторических вопросов 92
2.4. Описание результатов эксперимента 98
Выводы по второй главе 108
Заключение 111
Приложения 117
Список использованной литературы
Настоящая работа посвящена исследованию таких синтаксических средств, как инверсия, парцелляция, риторический вопрос, с позиции теории речевых актов. Н.Д.Арутюнова с опорой на теорию Дж. Остина даёт такое определение речевому акту: «Речевой акт — целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе» (Арутюнова, 1998: 412-413). -
В теории речевых актов проводится различие между прямыми и косвенными речевыми актами. Автором теории косвенных речевых актов считается Дж.Сёрль. Он дал такую характеристику косвенному речевому акту: «В косвенных речевых актах говорящий передаёт слушающему большее содержание, чем то, которое он реально сообщает, и он делает это, опираясь на общие фоновые знания, как языковые, так и не языковые, а также на общие особенности разумного рассуждения, подразумеваемые им у слушающего» (цитируется по: Кузнецова, 2008: 15).
Прямой и косвенный речевые акты используются для того, чтобы говорящий мог выразить свои мысли, желания, просьбы и воздействовать на слушающего/ читающего. При этом косвенный речевой акт представляет особый интерес для исследования, так как он особым образом влияет на адресата и способен выразить глубокие намерения человека.
Актуальность магистерской работы обусловливается необходимостью и важностью исследования синтаксических средств передачи косвенных речевых актов в силу, с одной стороны, частотности их употребления в публицистических текстах, а с другой - трудностей их распознавания и адекватного восприятия читателями. Читателям, особенно иностранным, трудно обнаружить глубинный смысл тех высказываний, которые содержат косвенные речевые акты. Парцелляция, инверсия, риторический вопрос можно рассматривать как сигналы, показатели наличия дополнительного значения, имеющегося в высказываниях. Они становятся опорными пунктами для понимания иностранным читателем не только содержательной стороны текста, но и его эмоционального слоя.
Научная новизна магистерской работы заключается в попытке теоретически обосновать и практически доказать, что высказывания, содержащие инверсию, парцелляцию и риторический вопрос, представляют собой косвенные речевые акты, то есть выражают нечто большее, чем то, что они непосредственно сообщают.
Объектом данной квалификационной работы является косвенный речевой акт как особая форма речевого акта в современном русском языке.
Предметом нашей работы являются инверсия, парцелляция и риторические вопросы как синтаксические средства передачи косвенных речевых актов в публицистических текстах, а именно в текстах жанра интервью.
Мы выбрали в качестве материала для исследования тексты интервью с известными людьми творческих профессий, поскольку люди, которые занимаются искусством, как правило, бывают очень эмоциональными и экспрессивными. Благодаря инверсии, парцелляции, риторическим вопросам, то есть синтаксическим средствам, выбранным нами для анализа, речь говорящего становится живой, читателю передаются не только слова, но и часть личности человека, его цели, намерения, эмоциональное состояние. В публицистических текстах эти синтаксические средства входят в арсенал средств воздействия на читателя.
Гипотеза работы состоит в следующем: такие синтаксические средства, как риторические вопросы, парцелляция и инверсия, функционирующие в публицистических текстах, представляют собой косвенные речевые акты.
Цель работы заключается в определении возможностей синтаксических конструкций, содержащих инверсию, парцелляцию, риторический вопрос и функционирующих в речи интервьюируемых лиц, быть средством передачи косвенных речевых актов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Создать теоретическую базу исследования синтаксических средств передачи косвенных речевых актов в текстах интервью:
1. .Дать характеристику интервью как жанру публицистического стиля речи. Рассмотреть возможности публицистических текстов с точки зрения реализации ими воздействующей функции;
2. . Определить и описать синтаксические средства выражения речевого воздействия в текстах публицистического стиля;
3. . Описать инверсию, парцелляцию, риторический вопрос как средства экспрессивного синтаксиса;
4. . Описать особенности анализа публицистического текста с позиций прагматики;
5. . Выявить специфику косвенных речевых актов.
2. Создать систему анализа синтаксических конструкций, содержащих инверсию, парцелляцию, риторический вопрос, как косвенных речевых актов:
2.1.. Из интервью, опубликованных за последние 3 года, отобрать фрагменты те стов, содержащие инверсию, парцелляцию, риторический вопрос;
2.2.. Проанализировать выявленные в текстах - интервью синтаксические конструкции с точки зрения возможности передачи ими косвенных речевых актов;
2.3.. Составить классификацию отобранных синтаксических конструкций с учётом наличия в них потенциала быть средством выражения авторских интенций;
2.4.. Провести эксперимент, подтверждающий наличие дополнительной иллокутивной силы в исследуемых нами конструкциях.
При написании работы использовались следующие методы: аналитический, описательный, сравнительно-сопоставительный, метод контекстологического анализа, метод прагматического анализа, метод статистической обработки данных, экспериментальный метод.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что в ней представлено описание экспрессивных синтаксических конструкций, содержащих парцелляцию, инверсию, риторический вопрос, как косвенных речевых актов.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты данного исследования, описанные нами принципы анализа экспрессивных синтаксических конструкций как косвенных речевых актов могут быть использованы на занятиях по изучению русскоязычными и иностранными учащимися особенностей публицистического стиля речи, в курсах по прагматике, теории речевых актов, теории речевого воздействия, по синтаксису, стилистике, переводу.
Положения, выносимые на защиту:
1. Парцелляция, инверсия, риторический вопрос часто встречаются в публицистических текстах, в частности, в текстах интервью. Однако иностранным читателям трудно понять значение и цель использования этих конструкций в речи.
2. Распознать глубинный смысл высказываний, содержащих парцелляцию, инверсию, риторический вопрос можно с позиций теории речевых актов.
3. В теории речевых актов проводится различие между прямыми и косвенными речевыми актами. По словам Дж. Сёрля, «в косвенных речевых актах говорящий передаёт слушающему большее содержание, чем то, которое он реально сообщает».
4. Высказывания, содержащие парцелляцию, инверсию, риторический вопрос, представляют собой косвенные речевые акты, так как, кроме, информирования читателя, они ещё сигнализируют о наличии в высказывании скрытых речевых актов.
5. Распознаванию скрытого речевого намерения способствует трёхэтапный комплексный анализ названных синтаксических конструкций. Первый этап лингвистический - выявление синтаксической сущности парцеллята, инверсива, риторического вопроса. Второй этап семантический - установление значения парцеллята, инверсива, риторического вопроса. Третий этап прагматический - определение цели использования конструкций, содержащих парцелляцию, инверсию, риторический вопрос, в речи.
6. Прагматический анализ показывает, что конструкции, содержащие парцелляцию, инверсию, риторический вопрос, способны, кроме прямого информирования читателя, имплицитно выражать эмоции, выделять, подчёркивать важные для автора мысли. Имплицитные речевые действия могут быть распознаны читателем и эксплицированы, о чём свидетельствуют данные эксперимента с носителями языка.
7. Самыми частотными эмоциями, которые имплицитно представлены в высказываниях, содержащих инверсию, парцелляцию, риторческий вопрос, являются убеждённость, уверенность, возмущение, неодобрение, осуждение, критика, порицание, тревога, обеспокоенность, боль; восхищение, уважение, гордость, удовлетворённость, самодовольство. Эмоции негативного плана выражаются чаще, чем положительные. Чаще и легче других распознаётся возмущение. Большинство риторических вопросов используются именно с целью передать возмущение, осуждение, порицание.
8. Во многих случаях эмоциональный тон высказывания поддерживается наличием экспрессивно окрашенной лексики, восклицательных знаков.
9. Самым высоким потенциалом быть средством имплицитного выражения эмоций, обладают риторические вопросы. На втором месте - инверсивные конструкции, на третьем - парцелляты. Однако парцелляты обладают огромным потенциалом быть средством обобщения, выражения главной мысли автора.
10. Риторические вопросы можно считать «двойными» косвенными
речевыми актами, или косвенными актами «в квадрате». В риторическом вопросе наиболее заметно противоречие между формой и содержанием. Являясь по форме вопросом, риторический вопрос, тем не менее, выражает суждение - положительное или отрицательное. Однако этим его потенциал не исчерпывается. Прагматический анализ показал, что иллокутивная сила риторического вопроса состоит в передаче - чаще всего - негативных эмоций, в частности, возмущения.
11. Парцелляция, инверсия, риторический вопрос можно рассматривать как сигналы, показатели наличия дополнительного значения, имеющегося в высказываниях. Они становятся опорными пунктами для понимания иностранным читателем не только содержательной стороны текста, но и его эмоционального слоя, отражают намерения говорящего, являются индикаторами его речемыслительной деятельности, а в конечном итоге мощным средством воздействия на читателя, так как о осуществляют его не прямо, а косвенно. Стратегическим намерением автора публицистического высказывания является убеждение читателя в своей правоте.
В настоящей работе была предпринята попытка комплексного анализа синтаксических конструкций, содержащих инверсию, парцелляцию, риторический вопрос, с целью определения их возможностей быть средством передачи косвенных речевых актов. Комплексный анализ в нашей работе означает поэтапное исследование структурных, с емантических и прагматических особенностей интересующих нас языковых феноменов.
Первая глава посвящена созданию теоретической базы исследования. Теоретическая часть исследования создавалась по трем направлениям. В русле первого направления мы изучали публицистический стиль как функциональный стиль речи, выясняли, каковы его основные характеристики, языковые особенности, функции. Вместе с этим мы рассмотрели интервью как жанр этого стиля. В рамках второго направления мы изучали парцелляцию, инверсию и риторические вопросы как синтаксические средства, при употреблении которых в речи повышается эффект речевого воздействия говорящего, то есть более эффективно реализуется основная функция публицистического стиля - воздействующая.
Третье направление связано с изучением особенностей прагматического анализа речи, с формированием представлений о речевых актах и их составляющих, об иллокутивной силе высказывания, об интенции, о цели высказывания, о специфике косвенных речевых актов по сравнению с прямыми.
В основу исследования синтаксических конструкций как косвенных речевых актов легли работы по теории прагматики Дж. Сёрля, Дж. Остина, Р Конрада, А. Вежбицкой, И.П. Сусова, Р.Г. Апресяна, И.М. Кобозевой, Н.И. Формановской, В.З. Демьянкова и других учёных.
1. Адамьянц Т. З. Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания // Общественные науки и современность. - 2014. - № 4.
2. Апресян Ю. Д. Перформативы в грамматике и словаре // Изв. АН СССР; Сер. лит. и яз. - 1986. - Т. 45. - № 3.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - Изд.: Советская Энциклопедия, 2010. - 576 с.
4. Ванников Ю.В. Синтаксические особенности русской речи (явление
парцелляции). - М.: Изд-во ун-та Дружбы народов им. Патриса
Лумумбы, 1969. - 132 с.
5. Вежбицка А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XVI. Лингвистическая прагматика. - М.: «Прогресс», - 1985. - С.251¬275.
6. Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка. М.: Издательство МГУ, 2000. - 501 с.
7. Гонгало Е.Ф. Теория речевых актов Дж. Остина и Дж. Серля // Материалы V Международной научной конференции «Культура, наука, образование в современном мире». - Гродно, 2011.
8. Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XVI. Лингвистическая прагматика. - М.: «Прогресс», - 1985. С. 74 - 78.
9. Демьянков В.З. Намерение в интерпретации и интерпретация в намерении // Текст: Структура и Анализ. - М.: Академия Наук СССР, Институт Языкознания, 1989. - С. 41- 46.
10. Добрычева А. А. Парцелляция в прозе С. Довлатова: от предложения к тексту: автореф. дис. ... канд. филол. наук — Владивосток: ДВФУ, 2012. — 19 с.
11. Иванчикова Е.А. Парцеллированные конструкции в современном русском языке // Русский язык и советское общество: Морфология и синтаксис СРЛЯ: Сб. статей. - М.: Наука, 1968. - С. 277 - 302.
12. Иссерс О.С. Учебное пособие для студентов, обучающихся по
специальности «Связи с общественностью» . - М. : Флинта : Наука, 2009.
- 224 с.
13. Кобозева И. М. Теория речевых актов как один из вариантов теории речевой деятельности // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. М.: Прогресс, 1986. С. 7- 21.
14. Кобозева И.М., Лауфер Н.И. Об одном способе косвенного информирования // Известия АНСССР. Сер. лит. и яз. 1988. - No5. - С. 462- 470.
15. Кобозева И.М., Лауфер Н.И. Интерпретирующие речевые акты. Логический анализ языка. Язык речевых действий. - М.: Наука, 1994. - С. 63 -71.
16. Ковтунова И.И. О порядке слов в русском языке // Русский язык в нац. школе. 1971. - No 4 - С. 24-32.
17. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. - М.: Изд.: Просвещение, 1976 - 240с.
18. Конрад Р. Вопросительные предложения как косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XVI. Лингвистическая прагматика. - М.: «Прогресс», -1985. - С. 349 -383.
19. Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. - СПб.: Изд. СПбГУ, 1995. - 160 с.
20. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М.: Издательство МГУ, 1971 - 268 с.
21. Красина, Е.А. Семантика и прагматика русских перформативных высказываний : дис. . докт. фил. наук : 10.02.01 русский язык ; степень присуждена 21.04.2000 / Е.А. Красина. -М., 1999. - 310 с.
22. Крылова О.А. Основы функциональной стилистики русского языка: пособие для филологов -иностранцев. - М.: Русский язык, 1979. - 224 с.
23. Крылова О. А. Хавронина С. А. Порядок слов в русском языке. - М.: Русский язык, 1984. - 241 с.
24. Кузнецов Г.В. Методика телевизионной журналистики. Учебно-методическое пособие для студентов заочных отделений факультетов журналистики. - Изд- во МГУ, 1979. - 47 с.
25. Линдстрем Е. Н. Классификация русских вопросительных по форме высказываний на базе прагматически обоснованной универсальной модели : Дис. ... канд. филол. наук. - Петрозаводск, 2003. -189 с.
26. Лукина М. Технология Интервью -2-е изд., доп., М.: Аспект Пресс, 2008. - 192 с.
27. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. - М.: BNLUR «Гнозис», 2003. - 280 с.
28. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры . Методология научного исследования: учеб.пособие. - М.: Прогресс - Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 464 с.
29. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.А. Алексеева и К.А. Роговой. - М.: Высшая школа, 1982. - 144 с.
30. Рогова К.А.Синтаксические особенности публицистической речи. -Л., Изд.: ЛГУ, 1975. - 72 с.
31. Русская грамматика. Т.2: Синтаксис / под ред. Н.Ю.Шведовой . — М: ИРЯ РАН, 2005. — 710 с.
32. Рыбакова Г.Н. Парцелляция сложноподчинённого предложения в современном русском языке: автореф. дисс... канд. фил. наук [Текст]/ Ростов-на-Дону, 1969. - 14 с.
33. Сербина Т.Г. Парцелляция как особое синтаксиче ское явление в языке современных газет: автореф. дисс.... канд. фил. наук. Воронеж, 1988. - 16
34. Серль, Дж. Р. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. - М.: Прогресс, 1986. - С. 195-222.
35. Сковородников А.П. О функциях парцелляции в современном русском литературном языке // Русский язык в школе. — 1980. —№ 5. —С. 86-91.
36. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. - Учебное пособие. Второе издание. - М.: Флинта, 2003. - 320 с.
37. Современный Русский язык / Под ред. Л. А. Новикова. - М., 2003. -864 с.
38. Сусов И. П. Лингвистическая прагматика. - Винница: Новая Кныга, 2009. - 272 с.
39. Текст: Теоретические основания и принципы анализа: учеб.-науч. пос. / под ред. проф. К. А. Роговой. - СПб. : Златоуст, 2011. - 464 с.
40. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 310 с.
41. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. - М.: Институт русского языка имени А.С. Пушкина: ИКАР: 1998. - 294 с.
42. Хоанг Фэ. Семантика высказывания // Новое в забурежной лингвистике. Выпуск XVI. Лингвистическая прагматика. - М.: «Прогресс», -1985. - С. 399 - 405.
43. Шведова Н.Ю. О некоторых активных процессах в современном русском синтаксисе (наблюдения над языком газеты) // ВЯ. - 1964. № 2. - С. 3 - 18.
44. Щеникова Е.В. Функциональные стили. - М.: Флинта, 2016. - 80с.
Список использованных словарей и энциклопедий:
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - Изд.: Советская Энциклопедия, 2010. - 576 с.
2. Большая советская энциклопедия. 3- е издание // Под редакцией А.М. Прохорова - М.: Советская Энциклопедия, 1969-1978. - т.10.
3. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под. ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 696 с.
4. Энциклопедический словарь - справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык. т.2 / Под общей редакцией А.Н.Тихонова, Р.И.Хашимова. - М.: Флинта, 2008. - 813 с.
5. Языкознание: Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Большая российская энциклопедия, - 1998. - 685с.
Перечень электронных ресурсов:
1. Академия наук СССР институт русского языка «Русская грамматика» — М.: Наука, 1980. https://www.slovari.ru/ default.aspx?s=0&p=167 ,13.5.2017.
2. Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбакова М.А. Русский язык и культура речи : учебник - М.: Дрофа, 2011 - 480 с.
http://web-local.rudn.rU/web-local/uem/ido/6/rlang/rl15.html, 24.04.2017.
3. Большой Энциклопедический Словарь https://www.vedu.ru/ bigencdic/23751/ , 13.5.2017.
4. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис: Учебник/ Н.С. Валгина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2003 — 416 с. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/topicsw.htm, 11. 5.2017.
5. Кильмухаметова Е.Ю. Риторические вопросы как косвенные речевые акты (на материале французского языка) // Вестник ТГПУ - 2006. -
№4 (55). Серия: Гуманитарные Науки (Филология) - С.77-82. http:// vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/kil- muhametova e.yu.77 82 4 55 2006.pdf , 14.04.2017.
6. Кобозева И.М. Линго - прагматический аспект анализа языка СМИ. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - С. 100-114.
http://evartist.narod.ru/text12/08.htm , 18.04.2017.
7. Кузнецова С .В. «Понятие косвенных речевых актов» //
Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы междунар.науч. -практ. Интернет-конф., Новосибирск, 20 окт. -20 нояб.2008г. / отв. ред. Ю.Н. Тамберг. Новосибирск: Изд-во Новосибир. гос. пед. ун-та, 2009. - С.13-17. http://www.ranez.ru/uploaded/news/
konf-2008-08.pdf , 18.04.17.
8. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. — М: Советская Энциклопедия, 1990. — 709 с. http://tapemark.narod.ru/les/index.html. , 24. 04.2017.
9. Сусов И. П. Лингвистическая прагматика для студентов,
магистрантов и аспирантов (докторантов), - 2006 http://
homepages.tversu.ru/~ips/Pragmg.html. , 24.04.2017.
10. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-7032.htm , 13.05.2017.