ОРГАНИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ 10
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 27
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Организация медицинской помощи населению составляет неотъемлемую часть процесса социально-экономического развития общества и национальной системы здравоохранения Российской Федерации. Повышение качества, доступности и безопасности медицинской помощи является одной из ключевых задач учреждений здравоохранения и выступает предметом особой озабоченности органов власти на всех уровнях управления. Как отметил Президент РФ В.В. Путин на пленарном заседании Форума Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину!» в сентябре 2015 г., «здравоохранение - это жизнь, это здоровье, качество жизни... Цель не в том, чтобы кого-то наказать, а в том, чтобы людям жить стало лучше, чтобы качество медицинских услуг стало выше. И для этого все мы должны искать проблемы, понимать их и искать способы их ликвидации».
Доступная информация о качестве и безопасности медицинской помощи остается жизненно важной потребностью населения. Оценка уровня качества и доступности медицинской помощи в силу определенной специфики проблемы затрагивает интересы многих государственных, общественных, частных и прочих организаций, а также отдельных граждан. Качество и тесно связанная с ним результативность деятельности медицинских организаций амбулаторного и стационарного уровня в России - одна из важнейших задач управления здравоохранением.
Главной целью деятельности медицинских организаций является оказание качественной и безопасной первичной, специализированной, скорой и паллиативной медицинской помощи населению, т.е. медицинских услуг надлежащего качества, которое определяется как соответствие оказанных медицинских услуг современному представлению о его необходимом уровне и объеме при данном виде патологии с учетом индивидуальных особенностей пациента и уровня реализации технологий конкретной медицинской организации.
Медицинская помощь на территории РФ предоставляется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения, основанных на данных медицинской статистики. Кроме того, в настоящее время в РФ сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая параметры качества и доступности оказания медицинской помощи населению. Вместе с тем, существует потребность оценки показателей для определения уровня оказания и доступности медицинской помощи и совершенствования организации процесса оценки качества оказания медицинской помощи в медицинских организациях различного уровня, особенно на уровне регионов и муниципалитетов. Таким образом, все вышесказанное определяет актуальность темы выпускного квалификационного исследования.
Степень изученности темы. Теоретическому и эмпирическому анализу вопросов, связанных с организацией качества и доступности медицинской помощи населению, посвящено значительное количество работ. Так, теоретико-методические аспекты качества медицинской помощи и критериев его оценки рассмотрены в трудах Н.К. Гусевой, Д.С. Зубкова, А.Л. Линденбратена, А.А. Старченко, Н. Фадейкиной и др.
Концептуальные и методические подходы к построению рейтингов и разработке и внедрению системы мониторинга медицинских организаций исследованы Н.В. Абросимовой, С.А. Берташ, С.А. Мухортовой, Е.А. Тарасенко.
Проблемы, связанные с внутренним контролем качества медицинской помощи на примере конкретной медицинской организации, оценкой качества медицинской помощи в контексте повышения эффективности деятельности медицинского учреждения, анализируются в работах М.А. Деминой, Е.Г. Евдокимовой, М.В. Еругиной, А.И. Козловой, Е.Ю. Лудуповой, М.В. Покушко и др.
Методы оценки организации контроля доступности и качества оказания медицинской помощи в регионе и в отдельных муниципальных образованиях нашли свое отражение в работах Н.В. Агранович, А.Н. Гурова, Л.Н. Свидерской, И.В. Успенской, Д.Н. Ярмамедова.
Вместе с тем, ряд новаций в оценке качества медицинских услуг, получивших распространение в последнее время, пока еще не в достаточной мере подвергся научному обобщению и осмыслению.
Таким образом, анализ степени изученности темы в научной литературе позволяет сделать вывод, что тема выпускного квалификационного исследования весьма актуальна и многие ее аспекты, в частности, применительно к Белгородской области, не раскрыты полностью и нуждаются в дальнейшей разработке.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью повышения качества организации медицинской помощи населению на региональном уровне и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию процесса оценки качества медицинской помощи в Белгородской области.
В качестве объекта выпускного квалификационного исследования выступает деятельность учреждений здравоохранения Белгородской области.
Предметом исследования является организация оценки качества медицинской помощи населению Белгородской области.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по совершенствованию оценки качества медицинской помощи населению в Белгородской области.
Задачи исследования. Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1) изучить теоретико-правовые основы организации оценки качества медицинской помощи населению;
2) проанализировать деятельность департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области по организации оценки качества медицинской помощи населению региона;
3) обосновать направления совершенствования оценки качества медицинской помощи населении.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступает структурно-процессуальный подход А. Донабедиана, согласно которому качество медицинской помощи включает три компонента: структурное качество (структурный подход); качество технологии (процессуальный подход); качество результата (результативный подход). В процессе исследования применялись методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, типологизации, классификации, анализа документов, анкетирования и линейной группировки данных для обработки первичной социологической информации.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют:
- комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих процесс
предоставления медицинской помощи населению и определяющих критерии оценки качества медицинской помощи, разработанных на федеральном и региональном уровнях;
- статистические данные, отчетная информация Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для совершенствования процесса оценки качества медицинской помощи в Белгородской области и других регионах РФ, создания системы рейтингования медицинских организаций и, в целом, при разработке региональных программ и проектов в сфере здравоохранения.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Проведенный в рамках выпускной квалификационной работы анализ теоретических основ и практики организации оценки качества медицинской помощи населению в Белгородской области позволил сделать обобщающие выводы и сформулировать практические рекомендации по изученной проблематике.
Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. К видам медицинской помощи относится: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая и паллиативная медицинская помощь. По формам оказания выделяют экстренную, неотложную и плановую медицинскую помощь.
В законодательстве РФ качество медицинской помощи определяется как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при ее оказании, степень достижения запланированного результата. Оценка качества медицинской помощи - это совокупность операций, выполняемых с целью определения степени соответствия выбранных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи установленным требованиям, а также определения степени удовлетворенности пациента полученной помощью или оказанной медицинской услугой. К основным критериям качества организации медицинской помощи относится ее доступность, преемственность и непрерывность, ориентированность на пациента, его удовлетворенность, безопасность процесса лечения, своевременность оказания и др. Приказ Минздрава России от 07 июля 2015 г. № 422ан утвердил набор критериев оценки качества медицинской помощи, среди которых следует отметить критерии оценки своевременности медицинской помощи, оценки качества лекарственной терапии, критерии оценки индивидуализма пациента, ведения медицинской документации и др.
На территории Белгородской области в целях повышения качества медицинской помощи осуществляется комплекс мер по следующим направлениям: внедрение инновационных методов лечения; расширение видов высокотехнологичной медицинской помощи и перечня медицинских услуг; повышение уровня обеспеченности кадрами и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения региона; совершенствование организационной структуры первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профилактическую направленность (проект «Управление здоровьем») и др.
На базе ОГКУЗ особого типа «Медицинский информационно-аналитический центр» проводится ежегодный мониторинг деятельности учреждений здравоохранения, издаются статистические сборники основных показателей деятельности МО и состояния здоровья населения области; на основе критериев оценки работы учреждений здравоохранения области составляется рейтинг медицинских организаций региона.
В 2015 г. была утверждена методика независимой оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере здравоохранения. Критериями оценки является открытость организации и доступность информации об организации; комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья; время ожидания в очереди при предоставлении услуги; доброжелательность, вежливость и компетентность работников учреждения; удовлетворенность качеством обслуживания в организации. Каждый критерий имеет набор показателей, которые измеряются в баллах. На основании разработанной анкеты организация-оператор совместно с Общественным советом согласно графику проводит в оцениваемых организациях опросы граждан-получателей услуг. После утверждения Общественным советом результаты независимой оценки учреждений размещаются на онлайн-ресурсе «Народная экспертиза» в разделе «Независимая оценка». По результатам каждого этапа независимой оценки формируются планы мероприятий по улучшению работы медицинских организаций.
Вместе с тем, в регионе остается ряд проблем: отсутствие специализированной методики оценки качества медицинской помощи, предоставляемой лечебными учреждениями региона; отработанных методик по разрешению конфликтов между врачами, сестринским персоналом и пациентами, не удовлетворенными качеством оказанной им помощи; при проведении существующих оценочных процедур качества медицинской помощи населению недостаточно учитывается мнение пациентов - непосредственных получателей медицинских услуг.
Для совершенствования организации оценки качества медицинской помощи населению в Белгородской области предложен ряд направлений: внедрение информационно-аналитической системы в процесс организации оценки качества медицинской помощи в лечебных учреждениях амбулаторного типа; широкое использование социологических методов для выявления уровня удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи; оперативное оформление претензий пациентов на специальных бланках; реализация в медицинских организациях региона проекта «Внедрение в систему независимой оценки качества медицинской помощи методики «Тайный пациент».
Целью проекта является внедрение нового метода оценки качества медицинской помощи населению на основании опыта пациента и/или членов его семьи, полученного в процессе получения медицинской услуги, направленного на поддержание высокого качества медицинской помощи, выявление потребностей и ожиданий пациента, определение областей для улучшения управленческих процессов в медицинских организациях. Планируемые результаты проекта включают: улучшение работы call-центров лечебных учреждений; инструментарий (чек-лист) для оценки медицинской организации в целом (стационарного и амбулаторного типа), оценки посещения врача, оценки качества скорой медицинской помощи; значительное уменьшение очередей при посещении врача (от 20-25 минут в среднем до 5-10 минут); увеличение свободных для электронной записи к специалистам единиц (на 20%); повышение уровня удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи на 20 -25% от среднероссийских значений (2016 г. - 40,6%); ежеквартальный отчет о результатах применения методики «Тайный пациент» (4 шт.).
С целью дальнейшего совершенствования организации оценки качества медицинской помощи населению в Белгородской области департаменту здравоохранения и социальной защиты населения, Общественному совету по независимой оценке качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обслуживания целесообразно рекомендовать:
- своевременно размещать на сайте «Народная экспертиза» результаты независимой оценки учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения;
- выявлять негативные факторы, влияющие на качество предоставления услуг в сфере здравоохранения, и устранять их причины в ходе реализации мероприятий целевых программ ;
- обеспечивать потребителей услуг в сфере здравоохранения дополнительной информацией о работе медицинских организаций региона посредством таких ресурсов, как «Народная экспертиза, «ПроДокторов», на сайте департамента здравоохранения и социальной защиты населения;
- реализовать предложенные в рамках выпускной квалификационной работы направления, в том числе проект «Внедрение в систему независимой оценки качества медицинской помощи методики «Тайный пациент».
1. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 ноября 2010 г. № 326- ФЗ (с изменениями на 28 декабря 2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Об основах охраны здоровья граждан [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 гг. [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. № 1273 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О программе государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи на 2018 г. и на плановый период 2019-2020 гг. [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. № 1492 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1640 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи [Электронный ресурс] : Приказ Министерства здравоохранения РФ от 07 июля 2015 г. № 422ан // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями [Электронный ресурс] : Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 мая 2015 г. № 240 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества оказания услуг медицинскими организациями : Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 ноября 2014 г. № 787н //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. Об утверждении методических указаний по проведению социологических опросов (анкетирования) застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс] : Приказ Федерального фонда ОМС от 11 июня 2015 г. № 103 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
10. Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию [Электронный ресурс] : Приказ Федерального фонда ОМС от 1 декабря 2010 г. № 230 (с изменениями и дополнениями от 22 февраля 2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
11. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 - 2030 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http ://www.uc gb. org/ documents/ Strate gij a%20razvitij a%20zdravoohranenija%202015-2030.pdf.
12. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие здравоохранения Белгородской области на 2014-2020 гг.» (с изменениями на 3 июля 2017 г.) [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. № 524-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
13. Об утверждении программы модернизации здравоохранения Белгородской области на 2011-2016 гг. (с изменениями на 7 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской областиот 28 марта 2011 г. № 114-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
14. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области [Электронный ресурс] :Постановление правительстваБелгородской области от 25 января 2010 г. № 27-пп (в ред. от 24 апреля 2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
15. Положение о департаменте здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области [Электронный ресурс] : утверждено Постановлением правительства Белгородской области от 11 февраля 2013 г. № 35-пп (в ред. от 14 августа 2017 г.). - Режим доступа: http ://www.belzdrav.ru/ department/ structure/polozhenie-o-
departamente/index.php.
16. О плане работы департамента здравоохранения и социальной
защиты населения Белгородской области по независимой оценке качества оказания услуг медицинскими организациями на 2016-2018 годы [Электронный ресурс] : Приказ заместителя губернатора Белгородской области от 23 мая 2016 г. № 609. - Режим доступа:
11Пр:/Лууу.Ье1/с1гаП|/с1ера1Ч1пеп1/11ри1<аз%20609.рс11.
17. Методика независимой оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере здравоохранения [Электронный
ресурс] : утверждена на заседании Общественного Совета по независимой оценке качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального
обслуживания населения 26 августа 2015 г., протокол № 22. - Режим
доступа:
http ://www.belzdrav.ru/upload/ department/ ocenka/Metodika+nezavisimoi+ocenki+organizatcii+zdravookhraneniia.pdf.
18. Абросимова, Н.В. Оценка качества лекарственной помощи с помощью разработки индикаторов для программ мониторинга медицинских организаций [Текст] / Н.В. Абросимова, И.В. Крюкова // Доказательная медицина - основа современного здравоохранения : сборник научных трудов XV Международного конгресса (в рамках Национального года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями). - Хабаровск: Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения, 2015. - С. 47-48.
19. Агранович, Н.В. Оценка мнения пациентов о качестве оказываемой помощи и организации работы государственных и негосударственных стоматологических медицинских учреждений (на примере г. Ставрополя) [Текст] / Н.В. Агранович, А.К. Мхитарян // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 1061.
20. Батяева, М.В. Организация оценки контроля качества медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе [Текст] / М.В. Батяева, С.Б. Чолоян // Практическая медицина. - 2016. - № 6 (30). - С. 19.
21. Берташ, С.А. Концептуальные и методические подходы к построению рейтингов медицинских организаций на основе независимой оценки качества медицинской помощи [Текст] / С.А. Берташ, Е.П. Какорина, И.М. Степанов, И.М. Шейман, В.И. Шевский // Здравоохранение. - 2014. - № 4. - С. 68-77.
22. Бульхина, Г.Р. Социологический опрос в организации оценки качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования [Текст] / Г.Р. Бульхина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2010. - № 3. - С. 38-41.
23. Виды медицинской помощи и их характеристика [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.kormed.ru/baza-znaniy/meditsinskaya-deyatelnost/meditsinskaya-pomoshch/vidy-meditsinskoy-pomoshchi-i-ikh-kharakteristika/.
24. Головина, Н.А. Развитие инструментария оценки эффективности государственной политики в сфере здравоохранения на микроуровне [Текст] / Н.А. Головина, Л.Е. Никифорова, Н.В. Фадейкина /под общ. ред. д -ра экон. наук, проф. Н.В. Фадейкиной. - Новосибирск: САФБД, 2014. - 358 с.
25. Горбунов, И.А. Модель оценки качества медицинской помощи в отделении интенсивной терапии [Текст] / И.А. Горбунов, С.Л. Гольдштейн, И.О. Елькин // Системная интеграция в здравоохранении. - 2013. - № 1 (19). - С. 24-33.
26. Гуров, А.Н. Значение работы по определению рейтингов медицинских организаций для оценки качества и эффективности помощи населению в Московской области [Текст] / А.Н. Гуров, И.Б. Гарина // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2015. - № 1. - С. 64-68.
27. Гусева, Н.К. Некоторые вопросы оценки качества медицинской помощи в системе здравоохранения РФ [Текст] / Н.К. Гусева, В.А. Бердутин // Здравоохранение Российской Федерации. - 2016. - Т. 60. - № 5. - С. 228¬233.
28. Демина, М.А. Оценка пациентами организации и качества специализированной медицинской помощи в поликлинике при лечении инфекций, передающихся половым путем [Текст] / М. А. Демина, Ю.А. Тюков // Вестник Уральской медицинской академической науки. - 2011. - № 1 (33). - С. 7-9.
29. Евдокимова, Е.Г. Применение методов оценки работы персонала организации здравоохранения для повышения качества медицинской помощи [Текст] / Е.Г. Евдокимова // Экономические и гуманитарные науки. - 2015. - № 2 (277). - С. 34-41.
30. Еругина, М.В. Оценка качества оказания медицинской помощи больным с инсультом в амбулаторно-поликлинических организациях [Текст] / М.В. Еругина, О.В. Колоколов, Е.В. Лукина, А.А. Пархоменко, Г.Ю. Сазанова // Врач-аспирант. - 2013. - Т. 58. - № 3. - С. 87-93.
31. Зубков, Д.С. Практические проблемы организации и оценки качества медицинской помощи [Текст] / Д.С. Зубков // Стационарозамещающие технологии: Амбулаторная хирургия. - 2017. - № 3¬4. - С. 5-9.
32. Кайланич, Г.А. Оценка качества стационарной медицинской помощи на основании формализованного интервью населения г. Орла [Текст] / Г.А. Кайланич, В.А. Лопухова, Е.А. Кайланич, И.В. Тарасенко // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 5.
33. Карачевцева, М.А. Интегрированная оценка показателей деятельности страховых медицинских организаций по экспертизе качества медицинской помощи [Текст] / М.А. Карачевцева, Н.М. Богушевич // Профилактическая и клиническая медицина. - 2009. - № 3. - С. 10-13.
34. Карпова, О.В. Организация и качество стоматологической помощи в оценках медицинских работников [Текст] / О.В. Карпова // Здравоохранение Российской Федерации. - 2015. - Т. 59. - № 1. - С. 36-39.
35. Козлова, А.И. Критерии оценки качества медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара как инструмент экономического стимулирования деятельности сотрудников медицинской организации [Текст] / А.И. Козлова // Наука и практика: партнерство в реализации стратегии национального здравоохранения в регионе : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. - Самара: Самарский государственный медицинский университет, 2015. - С. 503-505.
36. Кочкоров, М.К. Улучшение управления качеством медицинской помощи в условиях реформирования системы здравоохранения [Текст] / М.К.
Кочкоров // Научная дискуссия: вопросы медицины. - 2016. - № 4 (35). - С. 23-34.
37. Кучерова, Е.Н. Современные подходы к определению
содержания категории «качество» [Электронный ресурс] / Е.Н. Кучерова. - Режим доступа:
http://www.kycherova.ru/predmet_i_obl/sovremenue_podh_sod/index.html.
38. Кучма, В.Р. Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях [Текст] / В.Р. Кучма, С.Б. Соколова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 2. - С. 4-11.
39. Линденбратен, А.Л. Качество организации медицинской помощи и критерии для его оценки [Текст] / А.Л. Линденбратен // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2013. - № 2. - С. 20-23.
40. Линденбратен, А.Л. Методические подходы к оценке качества медицинской помощи [Текст] / А.Л. Линденбратен // Здравоохранение. -
2015. - № 1. - С. 74-79.
41. Лудупова, Е.Ю. Подходы к обеспечению внутреннего контроля качества медицинской помощи через оценку удовлетворенности пациентов в медицинской организации [Текст] / Е.Ю. Лудупова, М.А. Денисова // Вестник Росздравнадзора. - 2016. - № 6. - С. 61-66.
42. Международный стандарт ИСО 9000-2016 : ГОСТ Р ИСО 9000¬
2016. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opengost.ru/iso/2291-gost- r-iso-9000-2008-iso-9000_2016-sistemy-menedzhmenta-kachestva.-osnovnye- polozheniya-i-slovar.html.
43. Михайлова, Ю.В. Методологические аспекты проведения независимой оценки медицинских организацией субъектов РФ, оказывающих медицинскую помощь прикрепленному населению в амбулаторных условиях [Текст] / Ю.В. Михайлова, И.В. Иванов, И.Б. Шикина, А.В. Поликарпов, В.И.
Вечорко // Социальные аспекты здоровья населения. - 2016. - Т. 49. - № 3. - С. 1.
44. Михайлова, Ю.В. Экспертные методы при выборе показателей для независимой оценки качества медицинской помощи в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную помощь [Текст] / Ю.В. Михайлова, И.В. Иванов, И.Б. Шикина, А.В. Поликарпов, Н.А. Голубев, В.И. Вечорко // Вестник Росздравнадзора. - 2016. - № 4. - С. 74-77.
45. Мовчан, К.Н. Результаты организации экспертной оценки качества медицинской помощи, оказываемой пациентам с заболеваниями терапевтического профиля [Текст] / К.Н. Мовчан, В.В. Ерошкин, И.Б. Смигельский, А.Д. Тарасов, Т.И. Оболенская, О.А. Гриненко, Т.В. Яковенко, К.И. Русакевич // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 1 (57). - С. 169-174.
46. Мухортова, С.А. Аудит качества медицинской помощи как способ повышения эффективности работы медицинских организаций [Текст] / С.А. Мухортова, Т.В. Куличенко, Л.С. Намазова-Баранова, С.Г. Пискунова, Е.А. Беседина, Д.В. Прометной // Педиатрическая фармакология. - 2017. - Т. 14. - № 4. - С. 242-247.
47. Орлов, А.Е. Экспертиза качества медицинской помощи в городской многопрофильной больнице [Текст] / А.Е. Орлов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 1022.
48. Основные показатели деятельности медицинских организаций и состояния здоровья населения Белгородской области за 2016 год [Текст]. - Белгород: Б.и., 2017. - 242 с.
49. Перепелкина, Н.Ю. Нормативное обеспечение оценки качества оказания медицинских услуг [Текст] / Н.Ю. Перепелкина, О.Г. Павловская, Е.А. Калинина, Е.А. Соловьева, И.М. Бизменов // Наука и практика: партнерство в реализации стратегии национального здравоохранения в регионе : сборник научных трудов. - Самара: Самарский государственный медицинский университет, 2015. - С. 433-438.
50. Покушко, М.В. Применение экономических методов в оценке качества медицинской помощи для повышения эффективности управления организацией здравоохранения [Текст] / М.В. Покушко, Р.В. Покушко, Е.С. Дресвянский, А.Е. Покушко // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы : материалы Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием. - Казань : Изд-во Казанского инновационного ун-та им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. - С. 96-98.
51. Редько, А.Н. Современные проблемы организации и оценка качества оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения в условиях первичного сосудистого отделения [Текст] / А.Н. Редько, В.В. Завьялова, И.В. Хохлова, Р.К. Карипиди // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2015. - Т. 10. - № 3 (39). - С. 259-262.
52. Ройтберг, Г.Е., «Секретный пациент» как инструмент исследования удовлетворенности пациентов [Текст] / Г.Е. Ройтберг, Н.В. Кондратова, И.С. Затикян // Здравоохранение. - 2016. - № 5. - С. 52-59.
53. Салыгина, Е. Пять проколов в работе с недовольными пациентами, которые доводят до суда. Меры профилактики прилагаются [Электронный ресурс] / Е. Салыгина // Здравоохранение. - 2018. - № 5. - Режим доступа:https://e.zdravohrana.ru/article.aspx?aid=638580.
54. Свидерская, Л.Н. Сравнительная оценка организации контроля доступности и качества оказания медицинской помощи в условиях краевой консультативной поликлиники [Текст] / Л.Н. Свидерская, В.М. Симакова, И.В. Демко, В.Т. Хендогина, А.Н. Кудрявцева, Т.С. Третьяк, Т.В. Пасечник, Ф.П. Чавкунькин // Сибирское медицинское обозрение. - 2016. - Т. 101. - № 5. - С. 53-64.
55. Старченко, А.А. Новые критерии оценки качества медицинской помощи: шаг по пути достижения баланса прав и законных интересов пациентов, медицинских работников и экспертов [Электронный ресурс] / А.А. Старченко // Здравоохранение. - 2015. - № 10. - Режим доступа: https://e.zdravohrana.ru/article.aspx?aid=416249.
56. «Тайный покупатель»: все, что нужно об этом знать
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.shopolog.ru/metodichka/kompanii-i-rynki/taynyy-pokupatel-vse-chto-nuzhno-ob-etom-znat/.
57. Тарасенко, Е.А. Зарубежный опыт выбора показателей качества медицинской помощи для построения рейтингов медицинских организаций: уроки для России [Текст] / Е.А. Тарасенко // Социальные аспекты здоровья населения. - 2013. - Т. 34. - № 6. - С. 2.
58. Успенская, И.В. Оценка пациентами качества организации медицинской помощи в системе ОМС Рязанской области за 2010-2015 гг. [Текст] / И.В. Успенская, Е.В. Манухина, Н.В. Борисова // Вестник Росздравнадзора. - 2016. - № 5. - С. 75-80.
59. Фадейкина, Н. К вопросу о повышении эффективности системы оказания медицинской помощи и качества предоставления медицинских услуг [Текст] / Н. Фадейкина, Т. Крылова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 3. - С. 214-218.
60. Федорова, Г.В. Оценка родителями организации и качества оказания медицинской помощи в Омском центре восстановительного лечения и реабилитации [Текст] / Г.В. Федорова, Т.Ф. Шрейдер // Омский научный вестник. - 2014. - № 1 (128). - С. 70-72.
61. Ярмамедов, Д.М. Удовлетворенность населения средней полосы России качеством медицинской помощи (на примере Курской, Белгородской и Брянской областей) [Текст] / Д.М. Ярмамедов, К.В. Захарова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2017. - Т. 8. - № 9. - С. 147-162.