Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о русском речевом этикете у младших школьников на основе стихотворных текстов 8
1.1. Речевой этикет как показатель культуры личности младших
школьников 8
1.2. Психолого-педагогические предпосылки усвоения норм
речевого этикета младшими школьниками 16
1.3. Методические условия формирования речевого этикета у
младших школьников на основе стихотворных текстов 29
Глава 2. Практическая работа по формированию у младших школьников представлений о русском речевом этикете на основе стихотворных текстов 40
2.1. Анализ передового педагогического опыта по формированию
представлений о русском речевом этикете у младших школьников 40
2.2. Диагностика уровня сформированности представлений о
русском речевом этикете у младших школьников 46
2.3. Содержание работы, направленной на формирование
представлений о русском речевом этикете у младших школьников 52
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения
Проблемы в современном обществе привели к снижению уровня речевой культуры значительного количества людей. Отсутствие такта при социальной коммуникации, деликатности при достижении коммуникативной цели, неумение корректно строить своё речевое поведение и правильно вести себя в общественных местах всё чаще вызывают негодование. Исходя из перечисленных отклонений в речевом поведении людей и подрастающего поколения, огромное значение на современном этапе развития общества приобретает обучение школьников культуре общения.
Одной из составляющих культуры общения является русский речевой этикет, основанный на соблюдении правил хорошего тона, выработанных человечеством, знании вечных норм и умении их применять как в повседневных контактах с окружающими, так и в деловом общении. Особую значимость эффективность общения приобретает в процессе обучения, так как процесс этот с каждым днем, благодаря научному прогрессу, становится все информационно насыщенней и интенсивней. Соблюдение норм речевого этикета является залогом успеха личности в любой деятельности.
В школе ведется работа по формированию представлений о русском речевом этикете, необходимо решать эту проблему и как можно раньше начинать работу с детьми.
В начальной школе в основной образовательной программе предусмотрено ознакомление каждого учащегося начальных классов с самыми простыми, элементарными нормами речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях: обращение к другому, приветствие и прощание, благодарность и извинение, просьба и приказ, согласие и возражение, поздравление и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования (ФГОС НОО) среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет «...развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка».
Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) (Гольдин,1983,109).
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных ценностей культуры. Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным - это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека (Горбачевич,1978,239).
В практике начального образования формированию речевого этикета не уделяется, на наш взгляд, достаточного внимания. С одной стороны, видимо, эта работа представляется не самой актуальной и важной по сравнению, например, с обучением младших школьников орфографии или грамматике. С другой стороны, учителя не располагают достаточным количеством специальных упражнений по речевому этикету (Волченко, 1989,61).
По нашему мнению эффективным для формирования представления о русском речевом этикете у младших школьников являются стихотворные тексты и рифмовки. Так как стихотворения способствуют хорошему эмоциональному восприятию информации, а рифмовки позволяю быстро запомнить тот или иной текст, благодаря своей ритмичности.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрения эффективной педагогической технологии, направленной на формирование представлений о русском речевом этикете у младших школьников.
Существующая потребность в формировании представлений о русском речевом этикете, обозначенная в Федеральном государственном образовательном стандарте и возникающая в практике преподавания русского языка в начальной школе, определяет тему нашего исследования - «Формирование представлений о русском речевом этикете на основе стихотворных текстов».
Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Проблема исследования: каковы методические условия формирования представлений о русском речевом этикете у младших школьников на основе стихотворных текстов.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс формирования представлений о русском речевом этикете у младших школьников. В качестве предмета исследования мы рассматриваем методические условия формирования представлений о русском речевом этикету младших школьников на основе стихотворных текстов.
Гипотеза исследования: в основу выпускной квалификационной работы положено предположение о том, что, формирование представлений о русском речевом этикете на основе стихотворных текстов у учащихся младших классов будет эффективно при следующих условиях:
- включать в уроки и внеурочные занятия занимательные упражнения, направленные на овладение формулами речевого этикета;
- включать в уроки русского языка и литературного чтения творческие работы по сочинению младшими школьниками стихотворений (рифмовок) с формулами речевого этикета.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие речевой этикет, рассмотреть формулы речевого этикета, его признаки;
2. Выявить психолого-педагогические предпосылки усвоения норм речевого этикета младшими школьниками;
3. Определить комплекс методических условий, направленных на формирование представлений о русском речевом этикете на основе стихотворных текстов;
4. Организовать практическую работу по формированию представлений о русском речевом этикете у младших школьников на основе стихотворных текстов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение теории вопроса (анализ литературы);
- изучение продуктов деятельности учащихся;
- анализ передового педагогического опыта;
- наблюдение;
- беседа;
- тестирование.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные методические рекомендации и упражнения, направленные на формирование представлений о русском речевом этикете на основе стихотворных текстов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Курасовская СОШ» Ивнянского района, Белгородской области, 3 «А» класса.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список литературы, приложение.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются сущность речевого этикета и его формулы; рассматриваются психологические предпосылки усвоения норм речевого этикета младшими школьниками, раскрываются методические условия формирования речевого этикета на основе стихотворных текстов.
Вторая глава содержит анализ передового педагогического опыта по проблеме исследования, описание диагностической работы, по выявлению сформированности представлений о русском речевом этикете у младших школьников, разрабатывается система упражнений, направленных на формирование речевого этикета у младших школьников.
В заключении содержатся о выводы по результатам исследования.
Библиографический список 50 источник.
В приложение помещены: стихотворные тексты, рифмовки, задания служащие основой для формирования представлений о русском речевом этикете.
В современном обществе формирование представлений о русском речевом этикете на основе стихотворных текстов - это один из приоритетов современного начального образования.
Стандарты, действующие ранее, акцентировали внимание на предметном содержании образования. Если в предыдущие годы главное внимание уделялось формированию отдельных речевых умений и навыков на основе элементарного осознания языковых явлений, то целью современной лингводидактики на этапе школьного образования является воспитание языковой личности, т.е. формирование личности, которая адекватно, свободно и творчески применяет язык в различных ситуациях с целью реализации собственно речевых задач.
В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы.
Процесс формирования речевого этикета становится более эффективным, если опираться на психологические основы и психолингвистические особенности его освоения, лингвистические основы, включающие усвоение детьми орфоэпических, лексических и грамматических норм современного русского литературного языка.
Исследование показало, что дети младшего школьного возраста психологически приспособлены для формирования представлений о русском речевом этикете на основе стихотворных текстов, что связано с особенностями возраста - доброжелательностью, готовностью к общению.
Уроки русского языка, литературы и внеурочных занятий, с учетом формирования представлений о русском речевом этикете требуют от учителя грамотного построения урока с использованием таких методов как беседа, работа в группах, обсуждение проблемных ситуаций. Данные методы способствуют повышению уровня развития представлений о русском речевом этикете.
Анализ опыта учителей по проблеме исследования и результаты проведенного эксперимента по формированию представлений о русском речевом этикете на основе стихотворных текстов, подтвердили эффективность педагогических условий: включать в уроки и внеурочные занятия занимательные упражнения, направленные на овладение формулами речевого этикета; включать в уроки русского языка и литературного чтения творческие работы по сочинению младшими школьниками стихотворений с формулами речевого этикета. Проведенное исследование показало, что уроки по дисциплинам «Русский язык», «Литературное чтение», а также внеурочной деятельности в зависимости от своего содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеют широкие возможности для формирования представлений о русском речевом этикете на основе стихотворных текстов.
Речевой этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры общения, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности в области культуры материальной.
В ходе теоретического и эмпирического исследования мы убедились, что процесс формирования представлений о русском речевом этикете на основе стихотворных текстов у младших школьников, представляет собой систему субъект-субъектного взаимодействия между учителем и учащимися, позволяет сочетать индивидуальную и коллективную форму работы на уроке, обеспечивает развитие личности младшего школьника.
В ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
Мы пришли к выводу, что тщательно спланированная работа учителя по формированию представлений о русском речевом этикете на основе стихотворных текстов, использование занимательных упражнений, заданий на стихосложение и приёмов занимательности способствуют эффективному формированию у младших школьников представлений о русском речевом этикете.
Эмпирическое исследование также подтвердило наше предположение о том, что формирование представлений о русском речевом этикете на основе стихотворных текстов у младших школьников будет эффективным, если: включать в уроки и внеурочные занятия занимательные упражнения, направленные на овладение формулами речевого этикета; включать в уроки русского языка и литературного чтения творческие работы по сочинению младшими школьниками стихотворений (рифмовок) с формулами речевого этикета.
Таким образом, проблема формирования представлений о русском речевом этикете на основе стихотворных текстов в начальной школе является актуальной, но самое главное - решаемой. Задача учителя - выбрать правильные методы и приемы для легкого усвоения детьми устойчивых формул речевого этикета.
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся/ И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. - 2009. - №2. - С. 4-9
2. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения / И.Н. Курочкина. - М.: Знание, - 2001. - 224 с.
3. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. - М.: Высшая школа, 2005. - 159 с.
4. Петровский В.В. Возрастная и педагогическая психология/ В.В. Петровский, - М.:Просвещение, 1973. - 288 с.
5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин. - М.: Наука, 1966. - 192 с.
6. Гольдин В.Е. Речь и этикет: кн. для внекл. чтения учящихся7-8 кл. / В.Е. Гольдин. - М.: Просвещение, 1983. - 109 с.
7. Иванов С.Ф. Воспитание навыков культуры речи у школьников/ С.Ф. Иванов. - М.: Просвещение, 1964. - 350 с.
8. Введенская Л.А. Деловая риторика: учебник для вузов / Л.А. Введенская.
- М.: Аспект Пресс, 2001. - 512 с.
9. Волина В.В. Учимся, играя / В.В. Волина. - М.: Новая школа, 1994. - 448с.
10. Горбачевич Е.С. Нормы современного русского языка / Е.С. Горбачевич.
- М.: Просвещение, 1978. - 239 с.
11. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и психология речи / Е.Н. Зарецкая. - М.: Дело, 2002. - 480 с.
12. Виноградова Н.И. Использование этикетных формул в курсе «Русский язык» начальной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 115-116. - URL: https: // moluch.ru/ conf / ped / archive/101/5154/ (дата обращения: 16.03.2018).
13. Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: кн. для учителя / М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1991. - 342 с.
14. Ладыженская Т.А. Живое слово:устная речь как средство и предмет обучения: метод. пособ. для учителя / Т.А. Ладыженская. -М.: Просвещение, 1986. - 124 с.
15. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты / Н.И. Формановская. - М.: Русский язык, 1982. - 126 с.
16. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку / С.Ф. Жуйков. - М.: Педагогика, 1979. - 184 с.
17. Капинос В.И. «Методика развития речи на уроках русского языка»: пособие для учителей и студентов/ В.И. Капинос. - М.: Просвещение, 1986, - 320 с.
18. Полякова А.В. Русский язык: учеб.для 1 кл. четырехлетн. нач.шк. / А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.
19. Полякова А.В. Русский язык: учеб.для 2 кл. четырехлетн. нач.шк. / А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2007. - 206 с.
20. Полякова А.В. Русский язык: учеб.для 3 кл. четырехлетн. нач.шк. / А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2007. - 176 с.
21. Полякова А.В. Русский язык: учеб. для 3 кл. нач. шк.:в 2 ч. Ч. 2 / А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2007. - 126 с.
22. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
23. Титова Н.Ф. Культура речи в начальном обучении / Н.Ф. Титова. - М.: Изд-во Акад. Пед. наук, 1980. - 312 с.
24. Ладыженская Н.В. Риторика и обновление школьного образования / Н.В. Ладыженская // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 108
25. Щиголева Н.В. О курсе «Общение» для младших школьников / Н.В. Щиголева // Начальная школа. - 2000. - № 10. - С. 57-61
26. Эмбер В.И. Этическая направленность в курсе риторики / В.И. Эмбер // Начальная школа. - 2003. - № 11. - С. 46-50
27. Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы / М.Р. Львов// Начальная школа. - 2002. - № 1. - С. 14-27
28. Фазылгалиева Н.Е. Пути формирования информационной грамотности обучающихся» // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https: //infourok.ru/ (дата обращения: 02.06.2017г.).
29. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. - М.: Просвещение, 2010. - 27 с.
30. Шмойлова И.С. Формирование информационной грамотности младших школьников // Соц. сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru / sites/default/fles/2017/10/(датаобращения: 10.09.2017 г.).
31. Юнина Е.А. Современные образовательные технологии: учебно-методическое пособие / Е.А. Юнина. - Пермь: ПРИПИТ, 2004. - 92 с.
32. Стилистический энциклопедический словарь / авт. сост. М.А. Кожина; председ. научн. ред. совета М.А. Кожина. - М.: Флинта, 2006. - 696 с.
33. Граудина Т.К. Культура русской речи / Т.К. Граудина. - М.: Норма, 2001.
- 511 с.
34. Щиголева Н.В. О курсе "Общение" для младших школьников / Н.В. Щиголева// Начальная школа. - 2000. - № 10. - С. 11-20
35. Крылова О.А. Приветствия и этикет / О.А. Крылова// Русская речь. - 2001. - № 4. - 134 с.
36. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.
37. Брусенская Л.А. Многообразие нормы и грамматическая ошибка / Л.А. Брусенская// Русский язык в школе. - 2000. - № 16. - 24 с.
38. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 1008 с.
39. Земская Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь. / Е.А. Земская. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 685 с.
40. Кусова М.Л. Толковый словарь русского языка. / М.Л. Кусова, М.В. Слаутина, Г.П. Чуканова. - М.: АСТ Москва, 2008. - 244 с.
41. Петрова В.И. Азбука нравственного воспитания. / В.И. Петрова// Воспитание школьников. - 2006. - № 7. - 36 с.
42. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. / В.А. Аврорин. - М.: Наука, 1975. - 276 с.
43. Шегаев, И. С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС [Текст] // Молодой ученый / И. С. Шегаев, А. В. Шегаева. - М.: Просвещение, 2013. - №10. - С. 550-552.
44. Шкуричева, Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности // Начальная школа [Текст] / Н.А. Шкуричева. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2011. - № 11. - С. 4-10.
45. Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов [Текст] / А.Н. Щукин. - М.: Высш. шк., 2003. - 332 с.
46. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: ЦКФЛ РАО. - 2003. - 248 с.
47. Селевко, Г.К. Групповые формы учебной деятельности. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2005. - 535 с.
48. Татьянченко, Д.В. Развитие общеучебных умений школьников [Текст] / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков. - М.: Народное образование, 2003. - № 8. - С. 115 -126.
49. Телия, В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты [Текст] / В.Н. Телия. - М.: Просвещение, 1996. - 295 с.
50. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1997. - 213 с.