Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты выхода предприятия на международный рынок 6
1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности предприятия .. 6
1.2 Общая характеристика международного маркетинга 10
1.3 Основные способы и формы выхода предприятия на международный
рынок 21
Глава 2 Разработка предложений по выходу ООО «Селена» на международный рынок 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности ООО «Селена» 36
2.3 Разработка мероприятий по выходу ООО «Селена» на зарубежный
рынок 43
Заключение 49
Список литературы 52
Приложения
Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях глобализации и интернационализации мировой экономики очень важным показателем деятельности предприятия является наличие производимого продукта на международном рынке. Иностранные рынки становятся все более привлекательными для компаний и предприятий. Если компания решает выйти на внешний рынок, то главную роль играет целенаправленное планирование и практическая продуманность выбранного направления.
Международный рынок предоставляет новые возможности сбыта продукции. Очевидные выгоды от выхода предприятия на внешний рынок ставят вопрос разработки стратегии международного маркетинга и организации системы сбыта с учетом новых реалий. Это особенно трудная задача для компаний, которые обслуживают только внутренний рынок и не имеют постоянных внешнеторговых связей.
Международный сбыт продукции, как правило, занимает больше времени и требует использования новых видов транспорта. Также он подвержен влиянию не только местных, но и зарубежных законодательных актов. Выход на зарубежный рынок и удержание высоких позиций на нем требует проведения комплекса мероприятий, направленных на его изучение. Выходя на зарубежный рынок, руководство компании должно понимать, что придется столкнуться с многочисленными трудностями, одна из которых - особенности экономики страны, на рынок которой планируется выход. Недооценка этих обстоятельств может привести к негативным экономическим последствиям. Несмотря на все трудности, связанные с выходом на внешние рынки, разработка международной стратегии сбыта продукции является необходимым условием успеха современного предприятия в условиях жесткой международной конкуренции.
Объектом исследования является ООО «Селена».
Цель исследования - разработать предложения по выходу на международный рынок для ООО «Селена».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты выхода предприятия на международный рынок;
2. Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Селена»;
3. Проанализировать внешнеэкономическую деятельность, динамику экспорта;
4. Разработать мероприятия выхода на международный рынок ООО «Селена».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых в области внешнеэкономической деятельности предприятий.
Среди авторов, проводивших исследования проблем управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии, такие как: Григорук Н.Е. [13], Кредисов А.И. [23], Новикова О.Е. [31], Попов В.М. [35], Рубинская Э.Т. [36], Стровский Л.Е [43].
Эмпирической базой послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также устав и бухгалтерский баланс ООО «Селена».
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, статистические методы, обобщение, метод прогнозирования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при выходе ООО «Селена» и аналогичных предприятий по производству дорожной химии на внешний рынок.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя введение, две главы, а также заключение, список литературы, приложения.
На всех исторических этапах внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение многих экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.
Внешнеэкономическая деятельность - это сочетание функций производственных, экономических, финансовых, технических и коммерческих, которые связаны с организацией и проведением внешних финансовых сделок, участием в валютно-финансовых и кредитных операциях [53, с. 45]. Выход на новые международные рынки требует от организации больших дополнительных усилий. Но при всем этом риск значительно увеличивается. Компаниям, которые планируют работать или уже работают на зарубежном рынке, необходимы сотрудники, специалисты, разбирающиеся в особенностях международного рынка. Только после этого организации получат прибыль, займут высокие положения на иностранном рынке и переживут различные кризисы.
Одна из основных отличительных особенностей внешнеэкономической деятельности предприятия от внутренней, состоит в том, что международная деятельность организации происходит на валютной основе и регламентируется и контролируется специальными мерами законодательства. На внешнеэкономическую деятельность компании оказывают влияние несколько факторов, среди них: стабильность и уровень развития национальной экономики, правовая система России и система мировых цен, а также правовая система страны, в которой компания планирует осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Правовое регулирование внешней деятельности предприятия является совокупностью нормативных актов. На их основе и осуществляется ее практика.
В выпускной квалификационной работе исследована внешнеэкономическая деятельность ООО «Селена» и проведен анализ финансового состояния организации. В ходе анализа был выявлен рост показателей экономической деятельности фирмы.
Выход на новые международные рынки является одним из приоритетов ООО «Селена», которая планирует увеличить объемы поставок на экспорт в страны дальнего зарубежья. В 2016 и 2017 годах объем экспорта составил 22% и 26% от общего объема произведенной продукции соответственно. Несмотря на то, что ООО «Селена» сотрудничает с несколькими компаниями стран ближнего зарубежья, она готова осваивать новые рынки.
Для выхода на новые международные рынки были предложены следующие мероприятия.
1.Организация работы с АО «Российский экспортный центр».
АО «Российский экспортный центр» - государственный институт поддержания экспорта, который предоставляет компаниям-экспортерам из России большой выбор не только финансовых, но и нефинансовых услуг для поддержки экспорта.
2. Участие в международных тендерах.
Международные тендеры подразумевают под собой одну из форм внешнеэкономического процесса. При этой форме заказчик организовывает конкурс для поставщиков с определением технических и экономических характеристик интересующего продукта.
3. Посещение и участие в международных выставках и конференциях.
Многие эксперты считают, что, несмотря на затратность участия в международных выставках и конференциях, это самый успешный способ выйти на новые зарубежные рынки. Участие в них позволяет сразу решать несколько задач, таких как, сбытовые, производственные, маркетинговые и коммуникационные. К посещению предлагаются следующие выставки. Одной из самых крупных международных выставок отрасли дорожной химии и дорожного строительства является выставка - форум «ДОРОГАЭКСПО», которая проходит в г. Москва. Она показывает большой выбор не только продукции, но и услуг для строительства, содержания и улучшения транспортных путей. Также международный форум «ДОРКОМЭКСПО» является одной из самых привлекательных площадок.
Рассчитав экономическую эффективность, можно сделать вывод, что предложенные мероприятия окупятся за 2019 год на 1409 %. Данные предложения смогут окупить себя в довольно большом размере. Помимо этого данные мероприятия принесут новых потенциальных потребителей.
1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения [Текст] : учебное пособие / Е.Ф. Авдокушин. - Москва : 4-е изд., ИВЦ «Маркетинг»,2013.- 264 с.
2. Адрианов, В. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике [Текст] : учебник для вузов / В.В. Адрианов. - Москва : МЭиМО, № 3, 2011.-34 с.
3. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика [Текст] : учебное пособие / Г.Л. Азоев. - Москва : Центр экономики и маркетинга, 2011. - 207 с.
4. АО «Российский экспортный центр» [Электронный ресурс]. - Москва, - Режим доступа:https://www.exportcenter.ru
5. Багиев, Г.Л. Международный маркетинг [Текст] : учебник для вузов / Г.Л. Багиев. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 688 с.
6. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст] : учебное пособие / Л.Е. Басовский. - Москва : ИНФРА, 2012. - 260 с.
7. Бахрамов, Ю.М. Организация внешнеэкономической деятельности [Текст] : учебник для вузов / Ю.М. Бахрамов. - Санкт-Петербург : «Лань» , 2013. - 444 с.
8. Белоусов, А.С. Международный менеджмент [Текст] : учебное пособие / А.С. Белоусов. - Москва : Юристъ, 2014. - 224 с.
9. Вершигора, Е.Е. Менеджмент [Текст] : учебное пособие / Е.Е. Вершигора.
- Москва : ИНФРА-М, - (Серия Высшее образование), 2014. - 283 с.
10. Волков, О.И. Экономика предприятий (фирмы) [Текст] : учебник для вузов / О.И. Волков, О.В. Девяткин.- Москва : ИНФРА-М, 2015.- 601 с.
11. Гейн, О.А. Формирование эффективного механизма управления внешнеэкономической деятельностью предприятия [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / О.А. Гейн. - Ставрополь, 2002. - 166 с.
12. Градов, А.П. Стратегия экономического управления предприятием: производственная система как объект стратегического управления [Текст] : учебное пособие / А. П. Градов. - Санкт-Петербург : СПбГТУ, 2014. - 220 с.
13. Григорук, Н.Е. Статистика внешнеэкономических связей [Текст] : учебное пособие / Н.Е. Григорук. - Москва : Финансы и статистика, 2013. - 176 с.
14. Денисов, А.Ю. Экономическое управление предприятием и корпорацией [Текст] : учебник для вузов / А.Ю. Денисов. - Москва : Издательство «Дело и сервис», 2012. - 416 с.
15. Диденко, Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ [Текст] : учебное пособие / Н.И. Диденко.- Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 560 с.
16. Долгова, С.И. Предприятие на внешних рынках [Текст] : учебник для вузов / С.И. Долгова. - Москва : Издательство БЕК, 2013. - 784 с.
17. Жуков, Е.Ф. Международные экономические отношения [Текст] : учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА,2014.- 485 с.
18. Захаров. К.В. Логистика, эффективность и риски внешнеэкономических операций [Текст] : учебное пособие / К.В. Захаров, В.П. Бочарников. - Калининград : Эльга, Ника-Центр, 2014. - 260 с.
19. Каверина, О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры [Текст] : учебное пособие / О.Д. Каверина. - Москва : Финансы и статистика, 2014. - 352 с.
20. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент [Текст] : учебник для вузов / В.В. Ковалев. - Москва : Финансы статистика, 2013. - 768 с.
21. Колобова, А.А. Стратегическое управление организационно -
экономической устойчивостью фирмы [Текст] : учебник для вузов / А.А. Колобова. - Москва : Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2012. - 600 с.
22. Красавина, Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения [Текст] : учебник для вузов / Л.Н. Красавина. - Москва : Финансы и статистика, 2015. - 430 с.
23. Кредисов, А.И. Управление внешнеэкономической деятельностью [Текст] : учебник для вузов / А.И. Кредисов. - Калининград : Вира-Р, 2012. - 640 с.
24. Кретов, И.И. Внешнеторговое дело [Текст] : учебник для вузов / И.И. Кретов. - Москва : Дело и Сервис, 2013. - 400 с.
25. Кузин, Б.В. Методы и модели управления фирмой [Текст] : учебное пособие / Б.В. Кузин. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 432 с.
26. Кузьмина, Т.И. Международный менеджмент. Управление в международных компаниях [Текст] : учебное пособие / Т.И. Кузьмина. - Москва : ИД ФБК-ПРЕСС, 2014. - 240 с.
27. Ласкин, Т.А. Промышленно-инновационная политика России в условиях глобализации [Текст] : учебное пособие / Т.А. Ласкин, Е.Б. Ленчук. - Москва : ЭКО. 2014. - 250 с.
28. Маринич, М.А. Введение во внешнюю торговлю [Текст] : учебное пособие М.А. Маринич. - Минск : Технология, 2015. - 215 с.
29. Матюхина, Т.В. Методические особенности оценки эффективности
маркетинговых коммуникаций [Электронный ресурс] / Т.В. Матюхина // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса : электрон.науч. журн. - 2011. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-
osobennosti-otsenki-effektivnosti-marketingovyh-kommunikatsiy-uchrezhdeniy-sfery-obrazovaniya
30. Мшвилдадзе, Р.А. Некоторые аспекты оценки возможностей выхода
компании на международные рынки [Электронный ресурс] / Р.А. Мшвилдадзе // Ученые заметки ГОТУ : электрон.науч. журн. - 2016. - Том 7, №2.- Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-
2016/TGU_7_76.pdf
31. Новикова, О.Е. Проблемы совершенствования механизма регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации [Текст] : учебное пособие / О.Е. Новикова. - Москва : Научная книга, 2014. - 128 с.
32. Парахина, В.Н. Основы теории управления [Текст] : учебник для вузов / В.Н. Парахина, Л.И. Ушвицкий. - Москва : Финансы и статистика, 2014 - 560 с.
33. Пивоваров, С.Э. Международный менеджмент [Текст] : учебник для вузов / С.Э. Пивоваров. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 576 с.
34. Поляков, В.В. Мировая экономика и международный бизнес [Текст] : учебник для вузов / В.В. Поляков, Р.К. Щенин. - Москва : КНОРУС, 2013. - 656 с.
35. Попов, В.М. Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях [Текст] : учебное пособие / В.М. Попов. - Москва : Финансы и статистика, 2014. - 384 с.
36. Расторцева, С.Н. Внешнеэкономическая деятельность как фактор
развития российских регионов [Электронный ресурс] / С.Н. Расторцева // Научные ведомости Белгородского государственного университета : электрон. науч. журн. - 2016. - №28. - Режим доступа:
https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ticket/15.pdf
37. Рубинская, Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия [Текст] : учебное пособие / Э.Т. Рубинская. - Москва : Издательство Приор, 2014. - 240 с.
38. Ружанская, Л.С. Разработка маркетинговой стратегии выхода компании на зарубежный рынок [Текст] : дис. ... д-ра экон. наук : / Л.С.Ружанская. - Екатеринбург, 2014. - 106 с.
39. Рыкунов, В.И. Основы управления [Текст] : учебное пособие / В.И. Рыкунов. - Москва : Изограф, 2013. - 111 с.
40. Салькова, З.К. Управление внешнеэкономической деятельностью промышленных предприятий : На примере предприятий Республики Мордовия [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / З.К. Салькова. - Саранск, 2002. - 200 с.
41. Сейфуллаева, М.Э. Международный маркетинг [Текст] : учебник для вузов / М.Э. Сейфуллаева. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 319 с.
42. Скурко, Е.В. ВТО: введение в правовую систему [Текст] : учебное пособие / Е.В. Скурко. - Москва : Финансы и статистика, 2013. - 96 с.
43. Станиславчик, Е.Н. Риск-менеджмент на предприятии. Теория и практика [Текст] : учебное пособие / Е.Н. Станиславчик. - Москва : Ось-89, 2012. - 80 с.
44. Стровский, Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия [Текст] : учебник для вузов / Л. Е. Стровский. - 3-е изд., перераб и доп. - Москва : Юнити-ДАНА, 2014. - 847 с.
45. Стровский, Л.Е. Основы внешнеэкономической деятельности [Текст] : учебное пособие / Л.Е. Стровский. - Москва : Юнити-ДАНА, 2014. - 224 с.
46. Табурчак, П.П. Экономика предприятий [Текст] : учебник для вузов / П.П. Табурчак, В.М. Тумин. - Ростов-на-Дону : «Феникс», 2014. - 320 с.
47. Ульянова, Н.В. Экспорт-импорт: бухгалтерский и налоговый учет [Текст] : учебное пособие / Н.В. Ульянова. - Москва : «Бератор-Пресс», 2014. - 256 с.
48. Уорд, К. Стратегический управленческий учет [Текст] : учебник для
вузов / К. Уорд. - Москва : ЗАО Олимп Бизнес, 2013. - 435 с.
49. Фомичев, В.И. Международная торговля [Текст] : учебник для вузов / В.И. Фомичев. - Москва : Инфра-М., 2014. - 446 с.
50. Царев, В.В. Внутрифирменное планирование [Текст] : учебник для вузов / В.В. Царев. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 496 с.
51. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство [Текст] : учебник для вузов / Э. Шейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 336 с.
52. Шмиттгофф, К.М. Экспорт: право и политика международной торговли
[Текст] : учебник для вузов / К.М. Шмиттгоф. - Москва : Юрид.дит. 2014 -512 с.
53. Шуркалин А.К. Мировая экономика: введение
во внешнеэкономическую деятельность [Текст] : учебник для вузов / А.К. Шуркалин, Н.С. Цыпина. - Москва : Логос, 2014 - 248 с.
54. Щебарова, Н.Н. Внешнеторговая политика [Текст] : учебник для вузов / Н.Н. Щебарова. - Москва : «Бератор-Пресс», 2013. - 256 с.
55. Эскиндаров, М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике [Текст] : учебник для вузов / М.А. Эскиндаров. - Москва : Тандем, 2014. - 315 с.
56. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика [Текст] : учебное пособие / А.Ю. Юданов. - Москва : Тандем, 2013. -272 с.