Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия... 5
1.1 Методологические особенности понятия «конкурентоспособность» 5
1.2 Факторы и пути повышения конкурентоспособности предприятия 15
Глава 2 Разработка программы по совершенствованию конкурентоспособности на предприятии ИП Потапова А.Е 18
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия 18
2.2 Общие положения программы повышения конкурентоспособности ИП
Потапова 47
2.3 Эффективность предлагаемых мероприятий и программы 63
Заключение 68
Список литературы 70
Приложение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Конкуренция является одним из решающих факторов развития как отдельных социально - экономических систем, так и национальных экономик в целом. Интенсификация научно - технического прогресса в области совершенствования средств и методов производства и информационных технологий приводят к ужесточению конкуренции между производителями за лучшие условия функционирования и возможности удовлетворения ограниченного потребительского спроса на их товары и услуги. В этих условиях обеспечение жизнеспособности и устойчивого функционирования предприятий непосредственно связаны с необходимостью решения задач повышения их конкурентоспособности. Именно поэтому сфера проблем, путей и методов обеспечения и повышения конкурентоспособности на различных уровнях управления, представляет особый интерес для исследования.
Объектом исследования является организационно-экономическая деятельность предприятия ИП Потапова А.Е.
Предмет исследования - критерии конкурентоспособности ИП Потапова А.Е.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ конкурентоспособности ИП Потапова А.Е. и разработка программы ее повышения.
Поставленная в работе цель требует решения следующих задач:
- обобщить теоретико-методологические особенности понятия «конкурентоспособность»;
- представить организационно-экономический анализ деятельности организации;
- проанализировать и дать оценку конкурентоспособности организации;
- разработать программу повышения конкурентоспособности предприятия.
Теоретическую и методологическую основу составили значительное количество работ, посвященных изучению отдельных сторон процесса формирования и обеспечения конкурентоспособности коммерческих предприятий. Теоретические аспекты конкуренции и
конкурентоспособности освещены в работах И.Ансоффа, В.Леонтьева, Д.Росса, М. Портера, Э.Чемберлина, Ф.Котлера, Ф.Шерера и др.
Организационно-экономические аспекты формирования и обеспечения конкурентоспособности российских предприятий и продукции нашли свое отражение в работах В.Андрианова, Г.Азоева, Ю.Адлера, В.Гончарова, Е.Горбашко, П.Завьялова, С.Иовчука, А.Карлика, Г.Клейнера, Ю.Кормнова, А.Селезнева, В.Сенько, Р.Фатхутдинова, А.Юданова и других отечественных ученых.
Эмпирической базой исследования послужили труды российских, зарубежных научных коллективов и отдельных специалистов, отечественные и зарубежные нормативные акты, материалы федеральных и региональных органов государственной статистики, предприятий и организаций, обзорно-аналитические материалы, опубликованные в периодической печати, материалы научно-практических конференций.
В процессе выпускной квалификационной работы использовались такие методы и приемы исследования как: сравнение, наблюдение, метод экспертной оценки, системный анализ, SWOT-анализ, построение аналитических таблиц, рисунков, диаграмм.
Практическая значимость заключается в возможности использования программы, материалов данной работы для повышения
конкурентоспособности ИП Потапова.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы рассмотрены следующие основные вопросы - изучены теоретические основы конкурентоспособности организации, проведен хозяйственно - экономический анализ деятельности ИП Потапова, разработана программа повышения конкурентоспособности данной организации.
В теоретической части выпускной квалификационной работы рассмотрены различные подходы к определению - «конкурентоспособности организации», факторы, влияющие на конкурентоспособность организации, изучены подходы и методики проведения анализа конкурентоспособности.
В аналитической части выпускной квалификационной работы проведен хозяйственно - экономический анализ деятельности ИП Потапова, анализ и оценка финансовой устойчивости организации, анализ и оценка ликвидности и платежеспособности организации, факторный анализ показателей рентабельности, анализ состояния и динамики внешней и внутренней среды организации, анализ и оценка конкурентоспособности и SWOT - анализ.
Проведенный анализ деятельности ИП Потапова за 2014-2016 годы на основании его бухгалтерской отчетности и другой документации выявил, что:
- управление ассортиментом зачастую обусловлено эмпирическим подходом (на основе опыта), а не на основе меняющейся рыночной ситуации. Такое положение вещей объясняется, прежде всего, тем, что отсутствует единый центр по планированию и управлению ассортиментом;
- по качеству продукции организация отстает от своих конкурентов. В организации нет отдела контроля качества, который осуществлял бы постоянный и строгий контроль качества поступающего сырья, его рационального использования, проверку полуфабрикатов и вспомогательных материалов, соблюдение установленного технологического и санитарного режима производства рыбных продуктов, а так же контроль качества готового продукта. Имеющаяся в организации лаборатория не справляется с обеспечением высокого качества продукции;
- продукция конкурентов почти всегда отличается высоким качеством и широким ассортиментом;
- результат оценки свидетельствует о том, что ИП Потапова обладает низкой конкурентоспособностью и имеет значительные резервы для ее повышения по всем направлениям.
В проектной части выпускной квалификационной работы была разработана программа повышения конкурентоспособности ИП Потапова, включающая такие мероприятия как управление качеством и управление ассортиментом. В результате реализации предложенной программы в ИП Потапова произойдут следующие изменения:
- качество реализуемых товаров повыситься;
- меры по расширению и обновлению ассортимента позволят привлечь новых потребителей и выйти на новые рынки, создание ассортиментного комитета обеспечит эффективное планирование и управление ассортиментом;
- таким образом, повышение качества продукции и ее вкусовых качеств, расширение ассортимента и освоение новых видов продукции приведет к увеличению потребительского спроса и объемов продаж ИП Потапова;
- увеличение объемов продаж, в свою очередь приведет к увеличению прибыли предприятия.
По итогам расчетов финансово-экономических показателей видно, что проект эффективен.
Таким образом, согласно расчетам, в ходе реализации предложенных мероприятий ИП Потапова значительно повысит свою
конкурентоспособность.