Введение 3
Глава 1. Американо-российские отношения во время первого президентского срока Б.Обамы (2009-2012) 14
1.1. «Перезагрузка» как новая стратегия взаимодействия США и РФ 14
1.2. Внутриполитическое давление на американское руководство в вопросе
военно-политических отношений с Москвой 20
1.3. Позиция администрации Б.Обамы по сотрудничеству в космосе: интересы РФ 27
1.4. Направления экономической кооперации США и России 35
Глава 2. Американо-российские отношения во время второго президентского срока Б.Обамы (2013-2016): деградация стратегии «перезагрузки» 42
2.1. Внешнеполитические приоритеты США и место в них России 42
2.2. Взаимодействие США и России по противодействию терроризму и экстремизму на Ближнем Востоке 48
2.3. Влияние украинского кризиса на трансформацию российско-
американских отношений 56
2.4. Динамика экономического взаимодействия между Москвой и Вашингтоном (2013 - 2016 гг.) 62
Заключение 68
Библиография
Актуальность темы исследования. Когда распалась биполярная система и дезинтегрировался Советский Союз, США остались единственным
сверхгосударством в мире. Победив в «холодной войне», Америка наращивала свою мощь и влияние на мировую общественность, что привело к однополярности всей системы международных отношений. Возможно, именно
такое положение дел во многом способствовало не лучшему поведению Вашингтона на мировой арене, а именно – распространялась демократия как
единственное возможное начало общественного формирования; совершались
действия, в основе которых лежало «право силы», а никак не «сила права»;
всё чаще Белый дом прибегал к унилатерализму и т.д. Однако с наступлением 2000-ых годов стало очевидно, что даже самая крупная и мощная держава,
как Соединённые Штаты, не обладает безграничными возможностями. Особенно ясно это дал понять затяжной характер военных операций на территории Ирака и Афганистана, бурное экономическое развитие в КНДР, возникновение финансово-экономического кризиса, что впоследствии привело к
огромному внутреннему долгу и дефициту бюджетных средств. Всё это послужило катализатором пересмотра Вашингтоном своей внешнеполитической направленности и поиска союзников для совместного противостояния
угрозам и проблемам нового столетия.
Во время президентских выборов 2008-го года администрация Барака
Обамы обратила своё внимание на Российскую Федерацию, как на потенциального партнёра в принятии ответных мер на появлявшиеся вызовы. Результатом стало предложение нового подхода, которое образно было охарактеризовано вице-президентом Дж. Байденом, как «нажатие кнопки перезагрузки»
в американо-российских взаимоотношениях. В качестве основы новой кон-
1 Biden, J. It's time to press the Reset button and review many areas in which we can and should work together
[Electronic resource]. - Mode of access: https://www.nnov.kp.ru/online/news/198484/4
цепции предлагалось взаимодействие с Россией по решению приоритетных
для обоих государств задач, но не ущемляя при этом других внешнеполитических интересов США и не отходя от фундаментальных американских ценностей. Однако, как восприняли американцы новую парадигму? Как она повлияла на качество российско-американской кооперации? Чего удалось достичь? Потеплели ли отношения Москвы и Вашингтона за время нахождения
в президентском кресле Б. Обамы? – ответы на эти вопросы нам и предстоит
найти.
На наш взгляд, рассмотрение американо-российского опыта двустороннего взаимодействия в разных сферах государственной деятельности особенно актуально в глобальном контексте, так как от климата отношений великих держав зависит динамика всей мировой политики, и, в частности, при
формировании внешнеполитической стратегии РФ.
Объектом работы являются американо-российские отношения во время двух президентских сроков Барака Обамы.
Предмет исследования - особенности реализации внешнеполитической стратегии Б. Обамы «Перезагрузка» и её влияние на состояние отношений между США и Россией.
Хронологические рамки исследования – 2009-2016 гг. Нижняя граница исследования определяется вступлением в должность американского
президента Б. Обамы в 2009-ом году, верхняя граница исследования обусловлена концом второго срока правления сорок четвёртого президента
США.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ американо-российских отношений в контексте реализации стратегии
«перезагрузки» Б. Обамы.
В соответствии с вышеуказанной целью исследования в работе были
поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть «перезагрузку» как новую стратегию взаимодействия США и РФ;5
2) изучить внутриполитическое давление на американское руководство в вопросе военно-политических отношений с Москвой;
3) проанализировать позицию администрации Б. Обамы по сотрудничеству в космосе: интересы РФ;
4) обозначить направления экономической кооперации США и России во время первого президентского срока Б. Обамы;
5) выявить внешнеполитические приоритеты США и место в них
России в 2013 – 2016 гг.;
6) рассмотреть взаимодействие США и России по противодействию
терроризму и экстремизму на Ближнем Востоке;
7) проанализировать влияние украинского кризиса на трансформацию российско-американских отношений;
8) изучить динамику экономического взаимодействия между Москвой и Вашингтоном (2013 – 2016 гг.)
Барак Обама, ставший сорок четвёртым президентом США, занял свой
пост 20-го января 2009-го года. Ещё во время предвыборной гонки он задался
целью вернуть утраченное во время правления Дж. Буша-младшего доверие к
своей стране. Для этого новой администрацией было предложено вести многосторонний диалог с мировым обществом для решения наиболее острых
международных проблем, а также снизить градус напряжённости во взаимоотношениях разных государств. Ярким примером осуществления нового
внешнеполитического подхода стала политика «перезагрузки» в российско-американском сотрудничестве, включавшая, в том числе, и подписание договора по сокращению ядерных арсеналов.
Отметим, что данная инициатива, касаемо потепления отношений с
Россией, не была встречена единогласно и одобрительно внутри американской правящей элиты. Особенно чётко проявилось противостояние демократической и республиканской партий в военно-политическом сотрудничестве
двух стран во время утверждения ДСНВ-2010. Американская сторона всячески старалась придержать процесс ратификации данного договора, что в целом сказывалось на курсе «перезагрузки» обоих государств. Причиной чёткого и осознанного отказа стало недоверие сенаторов-республиканцев к российской стороне.
Важным направлением американской политики, требующим кардинального реформирования, стало космическое. Событием, наглядно продемонстрировавшим необходимость в изменении подхода США к деятельности
в космическом пространстве, стало столкновение российского («Космос») и
американского («Индириум») спутников. Несмотря на тот факт, что предыдущей администрации удалось закрепить реальную и долгосрочную роль
научно-технологического лидера в космической сфере за Вашингтоном, уже
летом 2009-го года, в докладе «Будущее Америки в космосе», произошло переосмысление политики американских властей. Согласно мнению экспертов
НИС, содержащемуся в докладе, Америка не сможет стать стратегическим
лидером в космосе, если будет опираться только на доминирование. Укрепить свои лидерские позиции США удастся, сотрудничая с другими игроками на международной арене и став для них примером. Так, началось взаимодействие российского и американского государств по совместному освоению
космического пространства: принятие участия российской исследовательской группой «Селеноход» в конкурсном проекте США, нацеленном на создание и доставку на Луну первого частного мобильного робота, - «Google
Lunar X Prize» («Гугл Лунар Икс Прйз»); а также кооперация в рамках МКС.
Когда к власти пришла команда Барака Обамы США, двусторонняя
экономическая кооперация с РФ была фактически ограничена предъявлением
взаимных претензий. Причём, рассматривались только вопросы, вызывавшие
наибольшее количество разногласий: например, наложение Российской Федерацией квот на американский импорт мясной продукции; неисполнение
российской стороной обязательств, прописанных в двустороннем протоколе
вступления в ВТО; а также, препятствующая нормализации двусторонних
торгово-экономических контактов, поправка Джексона-Вэника. Однако, несмотря на такое не совсем благоприятное развитие экономических взаимоотношений, достигнуть значительных успехов сторонам всё же удалось: Россия
стала полноправным членом ВТО при содействии США; была отменена
ненавистная поправка Джексона-Вэника, которая не оказывала необходимого
влияния на РФ, а лишь мешало торговым отношениям держав.
Что касается внешнеполитического курса первой администрации Б.Обамы, то ни Россия, ни бывшие советские республики, не входили в число
приоритетных направлений. Согласно простому и предельно прагматичному
подходу к постсоветскому пространству, американское правительство было
готово пойти на некоторые уступки российской стороне (как, например, прекратить демонстративно антироссийский курс в СНГ), чтобы получить от неё
помощь в вопросах первостепенной важности: продолжении операции в Аф70
ганистане, сокращении мировых ядерных арсеналов и т.д. Для того, чтобы
довести до победного конца кампанию в Афганистане, Америке необходимо
было наладить поставки военных и невоенных грузов, так как резко дестабилизировалась ситуация в Пакистане, что вынудило Б.Обаму искать новые
пути транзита. Для роли транспортного коридора отлично подходила РФ, с
которой в июле 2009-го года всё же было подписано соглашение, разрешавшее переброс войск, вооружений и военной техники США, используя российское воздушное пространство.
Как показал первый срок правления Барака Обамы, вводя новую политику по отношению к Российской Федерации, его администрация стремилась
не допустить замораживания американо-российских отношений, но никак не
перейти на качественно новый уровень кооперации с Кремлём. Сейчас уже
мы с уверенностью можем сказать, что во внешнеполитическом курсе Америки по-прежнему преобладали идейные исторические приоритеты, нацеленные «демократизировать» РФ, мониторировать её гражданское общество,
личностные права и свободы российских граждан. При этом на официальном
уровне продолжалось сохранение «дружественной» риторики, регулярных
встреч, обещаний и рукопожатий, однако на самом деле двустороннее взаимодействие претерпевало кризис и застой. После того, как Б.Обама занял
пост президента, в диалоге между Москвой и Вашингтоном сохранилась динамика, но реальных изменений во взаимоотношениях двух государств к
концу его первого срока не случилось.
1. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902223796
2. Европейская конвенция по правам человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf
3. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от Зиюля 1975 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http s: //www.osce.org/ru/mc/39505?download=true
4. Парижская хартия для новой Европы. 19-21 ноября 1990 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.osce.org/ru/mc/39520?download=true
5. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2012 г. № 637 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 219» (не вступило в силу) [Электронный ресурс]. - Ре¬жим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70094584/
6. Резолюции № 2254 (2015) Совета Безопасности ООН от 18 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/443/37/PDF/N1544337.pdf?OpenElement
7. Совместное заявление Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Президента Соединенных Штатов Америки Б. Обамы // Президент России, 1.04.2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //archive.kremlin.ru/text/docs/2009/04/214587.shtml.
8. Соглашения между В. Януковичем и лидерами оппозиционных партий от 21 февраля 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //solist2 .com.ua/politika/2014/text- soglasheniya-21.02.14. html
9. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана - межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tsouz.ru.
10. Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [Электрон-ный ресурс]. - Режим доступа: https://giod.consultant.ru/page.aspx71645437
11. A Post Cold War assessment of U.S. Space Policy / A Task Group Report / Vice President’s Space Policy Advisory Board. - December, 1992. - 32 p. [Electronic recourse]. - Mode of access: https://history.nasa.gov/33080.pt1.pdf
12. A Reset for the U.S.-Russia Values Gap / M. Rojanski and J.F. Collins
// Carnegie Endowment for International Peace. - November 2010. [Electronic re-course]. - Mode of access:
http://carnegieendowment.org/files/russia_values_gap.pdf
13. Advancing the Frontiers of Space Exploration / Obama’0 [Electronic
recourse]. - Mode of access: https://www.nasa.gov/pdf/382369main_48%20-
%2020090803.2.Space_Fact_Sheet_FINAL.pdf
14. America's Future in Space: Aligning the Civil Space Program with National Needs // National Research Council of the National Academies. - Wash-ington, D.C.: the National Academies Press. - 89 p.
15. National Security Strategy 2010 // National Security Strategy Archive.
- 2010. - 27 May. [Electronic recourse]. - Mode of access:
http://nssarchive.us/?page_id=8.
16. National Security Strategy // Official Website of the White House. -
2015. - February. [Electronic recourse]. - Mode of access: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strate gy.pdf.
17. President Bush Announces New Vision for Space Exploration Program. - 14.01.2004. [Electronic recourse]. - Mode of access:
https://www.lpi.usra.edu/lunar/strategies/WhiteHouseDocuments/whitehouse_fact_ sheet.pdf
18. Seeking a Human Spaceflight Program Worthy of a Great Nation //
Review of U.S. Human Spaceflight Plans Committee. - 2009. - October. [Elec¬tronic recourse]. - Mode of access:
https: //www.nasa. gov/pdf/396093main_HSF_Cmte_FinalReport.pdf
19. Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2012 // An Act
H.R. 6156. [Electronic recourse]. - Mode of access:
https: //www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILL S-112hr6156enr/pdf/BILL S - 112hr6156enr.pdf
20. Statement by Charlie Bolden, NASA Administrator / NASA Budget
Press Conference. - 01.02.2010. [Electronic recourse]. - Mode of access:
https: //www.nasa. gov/pdf/420994main_2011 _Budget_Administrator_Remarks .pdf
21. Sustaining Global Leadership: Priorities for 21th Century Defense. - Washington: Department of Defense, 2012. - 8 p. [Electronic recourse]. - Mode of access: http://archive.defense.gov/news/Defense_Strategic_Guidance.pdf
22. The National Space Policy of the United States of America / SEAL of the President of the United States. - 28.06.2010. [Electronic recourse]. - Mode of access: https://www.nasa. gov/pdf/649374main_062810_national_space_policy.pdf
23. The Right Direction for U.S. Policy toward Russia: A Report from the Commission on U.S. Policy toward Russia. - March 2009. - Washington, D.C. - 19 p.
24. U.S. Civilian Space Policy Priorities: Reflection 50 Years After Sput¬nik by Deborah D. Stine / CRS Report for Congress. - 02.02.2009. [Electronic re-course]. - Mode of access: https://fas.org/sgp/crs/space/RL34263.pdf
25. U.S. Designation of Caucasus Emirate / Bureau of Counterterrorism
and Countering Violent Extremism. - May 26, 2011 // U.S. Department of State [Electronic recourse]. - Mode of access:
https: //www.state. gov/j/ct/rls/other/des/266637.htm
26. U.S. Government Printing Office. H. RES. 808 (Report No. 112-693) // U.S. Government Printing Office [Electronic recourse]. - Mode of access: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/GPO-STYLEMANUAL-2008/pdf/GPO- STYLEMANUAL-2008.pdf
27. U.S. National Space Policy. - 31.08. 2006. [Electronic recourse]. -
Mode of access:
https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/national_space_policy_6- 28-10.pdf
28. U.S.-Russia Relations. Facing Reality Pragmatically / T. Graham // CSIS. - July 2008. [Electronic recourse]. - Mode of access: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/Graham_US_Russia.pdf
Научная литература
1. Антонов, А.И. Контроль над вооружениями: история, состояние, перспективы / А. И. Антонов. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); ПИР-Центр, 2012. - 245 с.
2. Батюк, В.И. Механизмы российско-американского партнерства // Международная жизнь. - 2010. - №6. - С. 38-51.
3. Бжезинский, З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство / Пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 2005. - 288 с.
4. Братерский, А. Внешнеполитическая доктрина Обамы. Постсо-ветский трек // Международные процессы. - 2013. Т.11. - № 33. - С. 69-84.
5. Внешняя политика России в условиях глобальной неопределен-ности: монография / под ред. П.А. Цыганкова. - М.: Издательство «Русайнс»,
2015. - С. 84-114.
6. Войтоловский, Ф.Г. Пределы и перспективы нормализации по¬вестки российско-американских отношений // Пути к миру и безопасности. -
2016. - № 2 (51). - С. 7-14.
7. Гарбузов, В. Режим санкций существует и будет существовать длительное время // Международная жизнь. - 2017. - № 11. - С. 36-45.
8. Журбей, Е.В. Внешняя политика «перемен» Барака Обамы: реб-рендинг или кардинальная перестройка? // Ойкумена. - 2009. - №1. - С. 107¬122.
9. Загашвили, В.С. Поиски новых подходов к международным тор-говым переговорам // США В поисках ответов на вызовы XXI века (социаль¬но-экономический аспект). / Под ред. Э.В. Кириченко. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - С. 229-240.
10. Зевелёв И.А., Троицкий М.А. Сила и влияние в американо-российских отношениях: семиотический анализ. Очерки текущей политики . Выпуск 2. - М.: Научно-образовательный форум по международным отноше-ниям, 2006. - 72 с.
11. Ибрагимова, Г. Глазами либерала: крот истории и мировая поли-тика // Индекс безопасности. - Т. 16. - № 4 (95). - С. 129-141.
12. Казанцев, А.А., Мизин, В.И. Перспективы развития российско- американских отношений после президентских выборов в США // Ежегодник ИМИ. - 2013. - Выпуск 1 (3). - С. 66-90.
13. Картышев, П.Б. Ограничения стратегических вооружений как фактор российско-американских отношений в XXI веке: проблемы и пер-спективы // Управленческое консультирование. - 2015. - № 8. - С. 167-176.
14. Конышев, В.Н., Сергунин, А.А. Новая военная доктрина Барака Обамы и национальные интересы России // Национальные интересы: приори-теты и безопасность. - 2012. - № 14 (155). - С. 2-9.
15. Конышев, В.Н., Сергунин, А.А. О новой военной доктрине Б. Обамы // Проблемы национальной стратегии. - 2012. - № 3. - С. 98-113.
16. Конышев, В.Н., Сергунин, А.А. Обама-2: приоритеты внешнепо-литического курса // Обозреватель - Observer. - 2013. - № 1. - С. 61-68.
17. Конышев, В.Н., Сергунин, А.А. Стратегия национальной без-опасности Б. Обамы: состоялось ли радикальное обновление? // Обозреватель -Observer. - 2010. - № 12. - С. 87-95.
18. Кортни, У., Супян, В. Отношения в сфере экономики // Доклад Дорожная карта российско-американских отношений. - 2017. - № 30. - С. 14¬
29.
19. Косолапов, Н.А. Пороговый уровень и вероятность конфликта США с Россией // Международные процессы. - Т.6. - № 3(18). - Сентябрь - декабрь 2008. - С. 15-26.
20. Кравченко, И.Ю. Новый курс Б. Обамы в палестино-израильском конфликте // Вестник РГГУ. - Сер. «Международные отношения. Зарубежное регионоведение». - № 21(122). - С. 196-209.
21. Лузин, П.А. Подход администрации Б. Обамы к сотрудничеству в
космосе: интересы России // Россия в системах международных связей: эко-номика, политика, безопасность (Мировое развитие. Выпуск 8). - М.:
ИМЭМО РАН, 2012. - С. 158-164.
22. Наумкин, В. Американцы плотно «сидят» на Ближнем Востоке // Международная жизнь. - 2017. - № 12. - С. 76-87.
23. Нейжмаков, М. Стратегия национальной безопасности - 2015
США: Белый Дом «пугает Россией» // ИА REGNUM. - 2015. - 30 марта [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.regnum.ru/news/polit/ 1910050.html.
24. Неупокоева, Е.Ю. Внутриполитическое давление в США на про-блему доверия в российско-американских военно-политических отношениях // Свежий взгляд. - С. 280-286.
25. Панюжева, М.М. Трансатлантическое партнёрство по торговле и инвестициями: позиции Конгресса США // США и Канада: экономика, поли-тика, культура. - 2015. - № 6 (546). - С. 54-72.
26. Перминов, А.Н., Меньшиков, В.А. Реализация единой социо-
природной стратегии освоения космоса / Программа интернет-брифингов Федерального космического агентства // Федеральное космическое агентство. - 05.05.2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.federalspace.ru/main.php?id=4&nid=208
27. Приходько, О.В. Россия - Запад: «перезагрузка» и несбывшиеся ожидания // Обозреватель - Observer. - 2012. - № 5. - С. 56-71.
28. Роговский, Е.А. Борьба за контроль в космосе // Международные процессы. - 2007. - Том 5. - №1 (13). - С. 16-27.
29. Роговский, Е.А. Инновационные аспекты космической политики США // Россия и Америка в XXI веке. - 2008. - №3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_15113312_86909463.htm
30. Рябков, С. Российское направление: Б. Обама оставляет после се¬бя просто руины // Международная жизнь. - 2016. - №12. - С. 6-18.
31. Рябков, С. США с годами все меньше и меньше склонны искать компромиссы // Международная жизнь. - 2017. - №8. - С. 6-19.
32. Самуйлов, С.М. Кто отвечает в Вашингтоне за внешнюю и воен¬ную политику // США и Канада - экономика, политика, культура. - 2009. - № 6. - С. 55-67.
33. Самуйлов, С.М. «Мозговые центры» демократов и республикан¬цев: сравнение подходов к России // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2011. - № 2. - С. 7-13.
34. Самуйлов, С.М., Братецкий, М.В. Конгресс и торговые отноше¬ния США с Россией // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2014. - № 5 (533). - С. 3-22.
35. Самуйлов, С.М., Мирзаян, Г.В. Капитолий и процесс российско- американской «перезагрузки» // США и Канада: экономика, политика, куль-тура. - 2012. - № 4. - С. 3-19.
36. Сизов, В.Ю. Национальная оборонная стратегия США - 2008: итоги или перспективы? // Россия и Америка в XXI веке. - 2009. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusus.ru/print.php?id=129.
37. Сиринционе, Д. Ядерная трансформация Обамы - каковы шансы на успех? // Индекс безопасности. - Т.15. - № 3-4 (90-91). - С. 37-46.
38. Смирнов, П.Е. Новый старт в российско-американских отноше¬ниях и сотрудничество между Россией и НАТО // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2010. - №11. - С. 19-37.
39. Согрин, В.В. Барак Обама: внешняя политика либерального про- грессита // Общественные науки и современность. - 2014. - №3. - С. 57-72.
40. Соловей, Ф.Д. Политика администрации Дж. Буша-мл. и первой администрации Б. Обамы в отношении Российской Федерации и стран СНГ (2001-2012 гг.): сравнительный анализ // Сравнительная политика. - 2017. - Т.8. - №3. - С. 72-95.
41. Соловьев, Э.Г. Украинская рулетка в трансформации российско- американских отношений // Россия и новые государства Евразии. - 2014. - № 4 (25). - С. 34-51.
42. Софинский, Н.В. Россия - США. К перезагрузке матрицы отно-шений // Международная жизнь. - 2009. - № 2-3. - С. 73-83.
43. Степанова, Е.А. Бостонские взрывы: «одинокие волки» и «безли-
дерный джихад» после Аль-Каиды. Аналитическая записка № 268 //
ПОНАРС Евразия. - Июль 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/44966159-Bostonskie-vzryvy-odinokie-volki-i-bezlidernyy- dzhihad.html
44. Степанова, Е.А. Политика России по Сирии на этапе военного
вмешательства. Аналитическая записка № 421 // ПОНАРС Евразия. - Февраль 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ponarseurasia.org/sites/default/files/policy-memos- pdf/Pepm421_rus_Stepanova_Feb2016.pdf
45. Степанова, Е.А. Россия и США в борьбе с терроризмом (сравни-тельны угрозы и подходы, Сирия, Афганистан, противодействие насиль-ственному экстремизму) // Пути к миру и безопасности. - 2017. - № 1(52). - С. 13-54.
46. Стецко, Н.И. «Перезагрузка» как основная парадигма американо-российских отношений во время первого президентства Б. Обамы // Ойкуме¬на. - 2013. - №4. - С. 68-74.
47. Сухов, Н.В. Проблемы противодействия терроризму в контексте диалога России и США по Ближнему Востоку и конфликту в Сирии (2014¬2016 гг.) // Пути к миру и безопасности. - 2017. - № 1 (52). - С. 155-162.
48. Трофимова, Ю.В. Политический портрет Барака Обамы и итоги внешнеполитической стратегии сорок четвертого президента США // Вест¬ник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - «Управление в социальных системах. Ком-муникативные технологии». - С. 55-60.
49. Фененко, А. Конкуренция в космосе и международная безопас¬ность // Международные процессы. - Том 6. - №3 (18). - Сентябрь-декабрь 2008 г. - С. 26-41.
50. Фененко, А. Международная конкуренция за освоение общих пространств // Международные процессы. - Том 8. - №1 (22). - Январь-апрель 2010 г. - С. 14-30.
51. Фридман, Дж. Внешняя политика Обамы: конец начала / Дж. Фридман // Stratfor, США. - 2009. - 25 Августа [Электронный ресурс]. - Ре¬жим доступа: http://oko-planet.su/politik/politikdiscussions/17378-vneshnyaya- politika-obamy-konec-nachala-stratfor.html
52. Фролова, О.А. Анализ внешнеполитических документов админи-страции Дж. Буша-младшего и Б. Обамы как основополагающих стратегиче-ских доктрин политики США на международной арене // Вестник РУДН. - Сер. Политология. - 2015. - №4. - С. 53-58.
53. Фролова, О.А. Структура американской политической элиты как субъекта мировой политики в начале XXI в.: ... дис. на соискание уч. степ. канл. полит. Наук. - НИУ «Высшая школа экономики». - Москва, 2015.
54. Чапчиков, С.Ю. Категория «национальных интересов» в страте¬
гиях национальной безопасности России и США // Армия и общество. - 2013. - № 4 (36). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kategoriya-natsionalnyh-interesov-v-strategiyah- natsionalnoy-bezopasnosti-rossii-i-ssha.
55. Чарап, С. Российская политика администрации Б. Обамы: проме-жуточные итоги и перспективы // Вестник Московского университета. - Сер. 25. - Международные отношения и мировая политика. - 2010. - № 2. - С. 127-154.
56. Шаклеина, Т.А. «Перезагрузка» отношений России и США свои задачи выполнила // МГИМО Университет МИД России [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа: https://mgimo.ru/cuban50/228861.html
57. Шаклеина, Т.А. Россия и США в мировой политике / Т.А. Ша-клеина. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 272 с.
58. Шапиро, Д. Российско-американские отношения и будущее Си¬рии // Валдайские записки. - № 73. - Август, 2017. - 20 с.
59. Biden, J. It's time to press the Reset button and review many areas in which we can and should work together [Electronic resource]. - Mode of access: https:ZZwww.nnov.kp.ru/online/newsZ198484Z
60. Bukharin, O. The FSB and the U.S.-Russian Nuclear Security Partner-ship Z The Nonproliferation Review. Spring 2003. [Electronic resource]. - Mode of access: https: ZZwww.nonproliferation.org/wp-contentZuploadsZnprZ 101 buka.pdf
61. Charap, S. Assessing the «Reset» and Next Steps for U.S. Russia Pol-icy. - 14.04.2010. - 28 p. [Electronic recourse]. - Mode of access: http:ZZwww.americanprogress.org/issuesZ2010Z04Z pdfZrussia_report.pdf
62. Oiarap S., Conley L., Juul P., Light A., Wong J.L. After the Reset: A Strategy and New Agenda for U.S. Russia Policy. - Washington: Center for Amer-
ican Progress, 2009. [Electronic resource]. - Mode of access:
https://www.americanprogress.org/issues/security/reports/2009/07/02/6321/after- the-reset/
63. Friedman, G. The Emerging Doctrine of the United States // Geopolit-ical Weekly. - 2012. - October 9. - P. 67-74.
64. Key New START Vote Set for Mid-September // Arms Control To¬day. - 2010. - № 9. (September). - P. 38-40.
65. Kotunov, A., Oliker, O. A Roadmap for U.S. - Russia Relations // A Report of the CSIS Russia and Eurasia Program and the Russian International Af-fairs Council. - August 2017. - 90 p.
66. Light A., Wong J., Charap S. U.S.-Russia Climate and Energy Effi-ciency Cooperation: A Neglected Challenge. - Washington: Center for American Progress, 2009. [Electronic resource]. - Mode of access: https://cdn.americanprogress.org/wp- content/uploads/issues/2009/06/pdf/russia_climate.pdf
67. Senate Begins Hearings on New START // Arms Control Today. - 2010. - № 6. (June). - P. 28-30.
68. Stewart, S. Diplomatic Security in Light of Benghazi // Security Weekly. - 2012. - September 27. - P. 14-21.
69. Szczudlik-Tatar, J. China’s Response to the United States’ Asia-
Pacific Strategy // Policy Paper № 41. - Warsaw: The Polish Institute of Interna-tional Affairs, 2012. - 8 p. [Electronic recourse]. - Mode of access:
http://www.pism.pl/filesUid_plikM2076
70. Tallbot, S.A Russian «Reset Button» Based on Inclusion 23.02.2009.
[Electronic recourse]. - Mode of access:
http://www.brookings.edu/opinions/2009/0223_russia_talbott.aspx
71. Wisniewski, B. United States’ Foreign Policy Under Obama: What Could a Second Term Bring? // Policy Paper № 42. - Warsaw: The Polish Institute of International Affairs, 2012. - 9 p. [Electronic recourse]. - Mode of access: http://www.pism.pl/filesUid_plikM2118
Электронные ресурсы
1. Китай готов активно участвовать в создании Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга // Новости космонавти¬ки. - Выпуск № 905. - 21.01.2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.novostiko smonavtiki .ru/content/news-arc. shtml
2. Комментарий МИД России в связи с одобрением Палатой пред¬
ставителей Конгресса США т.н. «закона имени С. Магнитского» // Оф. сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/us/-
/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/134570
3. Коммерческий орбитальный корабль НПОмаш / Excalibur Almaz // Новости космонавтики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //novo sti-kosmonavtiki .ru/forum/forum 10/topic9935/
4. Пять реформ для повышения производительности и диверсифи¬
кации роста в России // Оф. сайт Международного валютного фонда [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.imf.org/ru/news/articles/2017/07/05/na070717-russia-five-reforms-to- increase-productivity-diversify-growth
5. Роскосмос: количество космического мусора за 2010 год увели-чилось // РИА Новости. - 30.09.2010. [Электронный ресурс]. - Режим досту¬па: www.rian.ru/science/20100930/280883 819.html
6. Российские энтузиасты создают частного мобильного лунного робота / CyberSecurity.ru. 21.09.2009. [Электронный ресурс]. - Режим досту¬па: www.cybersecurity.ru.
7. Российско-американские отношения // Оф. сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа: http://www.mid.ru/rossijsko-amerikanskie-otnosenia
8. РФ и НАТО могут подписать договор по базе в Ульяновске в 2012 году // Коммерсантъ. Издательский дом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2030913
9. Совместная пресс-конференция с Президентом Соединённых Штатов Америки Бараком Обамой по итогам российско-американских пере-говоров. - Москва, Кремль. - 6 июля 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //kremlin.ru/transcripts/4733
10. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана - межгосу-дарственный договор о создании единого таможенного пространства, подпи-санный Россией, Белоруссией и Казахстаном [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tsouz.ru
11. US-Russia Economic Relations [Электронный ресурс]. - Режим
дступа: http://www.consensuseconomics.com/News_and_Articles/US_Russia_
Economic_Relations411.htm;
12. Бюро переписи населения США // Бюллетень о товарообороте США по странам за 2013 и 2015 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.census.gov/foreign-trade/balance/c4621.html
13. Российско-американские отношения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/rossijsko-amerikanskie-otnosenia
14. Встреча Владимира Путина с Президентом США Б. Обамой по
вопросу двусторонних экономических отношений от 18 июня 2012 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //kremlin.ru/events/president/news/15692
15. Переговоры Владимира Путина в г.Лох-Эрне с президентом США Бараком Обамой от 17 июня 2013. [Электронный ресурс]. - Режим до¬ступа: https://www.gosrf.ru/news/10216/
16. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракеш-скому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (Женева, 16 декабря 2011 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70138110/
17. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федера¬ции ко Всемирной торговой организации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/wto/doc20 120201 0017