ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В АДМИНИСТРАЦИИ ТАВРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В АДМИНИСТРАЦИИ
ТАВРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ .... 13
1.1. Характеристика администрации 13
1.2. Роль главного специалиста в организации работы
с обращением граждан 20
1.3. Анализ видового состава обращений граждан 29
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С
ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В АДМИНИСТРАЦИИ ТАВРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 38
2.1. Переработка должностной инструкции главного специалиста 38
2.2. Переработка административного регламента по предоставлению
муниципальных услуг 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Работа органов местного самоуправления в настоящее время затрагивает жизнь каждого гражданина, проживающего в том или ином городе, районе, поселении, и играют важную роль в осуществлении интересов населения. Их деятельность направлена на то, чтобы как можно больше сблизить взаимоотношения между населением и местной администрацией. Обращения граждан являются одним из источников информации о социально-экономическом положении населения или месте проживания (район, город, село), о настроениях и потребностях жителей. Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле над деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
В значительной мере именно своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением. В целях успешной реализации гражданином своего конституционного права необходим действующий механизм по рассмотрению таких обращений и реагированию на них.
Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, которая необходима для принятия решений разного рода, своевременного реагирования на желания и потребности населения, эффективного средства общения с населением, удовлетворения воли и интересов личности. Через обращения граждан выявляются мнения и настроения общества, позитивные и негативные тенденции в реализации органами публичной власти их компетенции. Проблема доступа граждан к органам местного самоуправления является чрезвычайно актуальной и практически значимой.
Для улучшения деятельности администрации Тавровского сельского поселения необходимо совершенствовать работу с обращениями граждан, поскольку при нечеткой организации ведения обращений граждан будет потеряна полнота и ценность документов. В этой связи необходимо разработать локальные акты, которые будут регламентировать организацию работы с обращениями граждан и взаимодействие населения с местными органами власти.
Степень изученности. При написании выпускной квалификационной работы использовался достаточно большой объем информации, который касался развития основ развития местного самоуправления, документоведения, архивного дела, организации работы с документами и обращениями граждан. Также были использованы работы, затрагивающие область исторического развития Белгородского района и села Таврово, возникновения органов местного самоуправления.
В работах М.И. Басакова,1 Р.Е. Булат, С.Ю. Кабанова, М.А. Миронова, О.А. Морозовой освещены вопросы, регламентирующие работу с обращениями граждан.
Проблемы, которые затрагивают процессы развития местного самоуправления и оформления документов в данных органах, рассматривают Д.Н. Бахрах и И.В. Выдрин.
Практическая сторона делопроизводства рассматривает в работах М.В. Ватолиной, Э.Н. Давыдовой и Л.А. Ленкевич.
Вопросы современной организации ведения делопроизводства рассматривают Т.А. Быкова и ряд других авторов.
В процессе подготовки квалификационной работы были использованы периодические издания в журналах «Местное право», «Делопроизводство и документооборот на предприятии», «Секретарь-референт», «Документооборот», «Справочник секретаря и офис-менеджера».
Необходимый материал, который затрагивает историю возникновения Тавровского поселения, находится на официальном сайте администрации Тавровского сельского поселения: здесь представлены федеральные законы, которые регулируют деятельность данного органа, проекты нормативно-правовых актов поселения, организационно-распорядительных документов. Был использован материал, находящийся в системе ОРД. Организационные, распорядительные и информационно-справочные документы.
Объектом исследования является документационное обеспечение управления.
Предмет исследования - организация работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления.
Цель исследования - анализ организации работы с обращениями граждан в администрации Тавровского сельского поселения и определение основных направлений его совершенствования.
Достижение целей данной работы предполагает решение следующих задач:
- изучить историю создания администрации;
- рассмотреть основные направления деятельности, организационно - правовой статус и структуру администрации;
- выявить роль главного специалиста администрации при работе с обращениями граждан;
- проанализировать видовой состав обращений граждан и организацию работы с ними;
- определить основные направления работы с обращениями граждан и внести предложения по их совершенствованию в администрации Тавровского сельского поселения.
Анализ источников. При написании выпускной квалификационной работы были использованы законодательные и нормативно-правовые документы, которые связаны с организацией работы с документацией и обращениями граждан, с вопросами организации местного самоуправления.
Основными нормативными документами для организаций учреждений, предприятий, находящихся на территории Российской Федерации, являются:
- Конституция РФ: обладает высшей юридической силой и нацелена на то, чтобы устанавливать права и обязанности граждан; закрепляет исходные принципы государства и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности;
- Гражданский кодекс Российской Федерации: определяет гражданско-правовые отношения; устанавливает правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок
- Трудовой кодекс Российской Федерации: регулирует вопросы трудоустройства, охраны труда, повышения квалификации и иные кадровые процедуры;
- Уголовный кодекс Российской Федерации: закрепляет статьи, которые затрагивают охрану и защиту информации;
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации : устанавливает административные правонарушения в области связи и информации.
Основными федеральными законами, регулирующими ведение делопроизводства и организацию работы с обращениями граждан, являются:
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: устанавливает основные правила и способы защиты прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно - технических) мер по ее защите;
- Федеральный закон «О персональных данных»: определены принципы и условия обработки персональных данных. Устанавливая общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных
- Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»: регулируются отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами; определяет требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направляемым по информационным системам; устанавливает исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению.
Законодательными актами, которые регулируют деятельность органов местного самоуправления, является следующие:
- Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления
в РФ»: закрепляет территориальную организацию местного
самоуправления; определяет порядок установления и изменения границ муниципальных образований, порядок преобразования муниципальных образований;
- Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»: устанавливает единый порядок доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; определяет принципы и способы обеспечения доступа к информации, формы ее предоставления, права и обязанности пользователей информации, органов власти, их должностных лиц; закрепляет ответственность за нарушение порядка доступа к информации; регулирует доступ к информации о деятельности органов власти в электронной форме (в том числе в сети Интернет).
- Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: определяет принципы и процедуру предоставления государственных (муниципальных) услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти; предусматривает открытие многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
В основу определения и организации деятельности органов местного самоуправления входят Законы Белгородской области:
- «Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области»: определяет особенности организации местного самоуправления на территории Белгородской области; устанавливает наименования органов местного самоуправления городских и сельских поселений, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Белгородской области; регулирует порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период.
- «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района»: определяет границы муниципальных образований и наделяет их определенным статусом;
- «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области»: определяет особенности организации местного самоуправления на территории Белгородской области;
- «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Белгородской области»: устанавливает общие принципы организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Белгородской области, в том числе действующих со дня образования органов местного самоуправления на территории Белгородской области.
В методическую базу исследования входят:
- Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти : устанавливает единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти; регламентирует порядок работы с электронными документами;
- Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации : определяют порядок подготовки нормативно-правовых актов и их регистрацию.
В работе были изучены и использованы различные ГОСТы в области документоведения и архивного дела:
- ГОСТ Р 6.30-2003, регламентирующий состав реквизитов и рекомендуемые требования к оформлению документов;
- ГОСТ Р 7.0.8-2013, устанавливающий основные понятия в области делопроизводства и архивного дела;
- ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, регулирующий процессы управления документами государственных, коммерческих и общественных организаций.
К неопубликованным источникам при написании выпускной квалификационной работы относятся следующие документы администрации Тавровского сельского поселения:
- устав Тавровского сельского поселения;
- должностная инструкция главного специалиста;
- штатное расписание;
- структура администрации.
При написании работы были использованы такие методы, как изучение и анализ документов администрации, метод наблюдения, опрос работников, графический и статистический методы, метод сравнения.
Практическая значимость. С точки зрения практической значимости, результаты осуществленного в рамках данной выпускной квалификационной работы проекта могут быть использованы сотрудниками администрации Тавровского сельского поселения, в частности, для рационализации работы с обращениями граждан; результаты также могут стать основой для оптимизации делопроизводственных процессов.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка, приложений. Во введении указывается: актуальность выбранной темы; краткая характеристика использованных законодательных, нормативно- правовых актов и литературы; объект и предмет исследования; основные цели и задачи проекта; методы, которые были использованы при написании данной работы.
В первом разделе описываются история создания администрации Тавровского сельского поселения, ее основная характеристика, цель ее деятельности, организационно-правовой статус и структура на сегодняшний день, видовой состав документов, организация работы с обращениями граждан и процесс их хранения.
Второй раздел направлен на совершенствование документационного обеспечения администрации Тавровского сельского поселения: переработка должностной инструкции главного специалиста и переработка административного регламента по предоставлению муниципальной услуги.
В заключении подводятся итоги работы, обосновывается эффективность предлагаемых изменений, прописываются выводы.
В приложении приведены документы, которые используются в деятельности администрации Тавровского сельского поселения, а также документы, которые предлагались для совершенствования.
Администрация Тавровского поселения, структура, функционирование и особенности работы которой рассматриваются в выпускной квалификационной работе, берет свое начало в начале XX века и на сегодняшний день осуществляет организацию решения вопросов местного значения на территории Тавровского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области. Органы местного самоуправления призваны решать задачи, которые похожи на государственное управление, а также на добровольные общественные организации. Тем самым местное самоуправление, не входя в систему государственной власти, выступает связующим звеном между гражданским обществом и государством. В основе организации и функционирования местного самоуправления заложены следующие моменты: самостоятельное принятие решения населением вопросов местного значения; организационная обособленность местного самоуправления в системе управления обществом и государством; выбор различных форм осуществления местного самоуправления; соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
Муниципальное образование «Тавровское сельское поселение», в соответствии со ст. 7 закона Белгородской области от 20.12.2004 г. № 159 «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» обладает статусом сельского поселения и входит в состав муниципального района «Белгородский район» Белгородской области. Административным центром является село Таврово.
В настоящее время муниципальное образование Тавровское сельское поселение обладает статусом сельского поселения. Полное наименование муниципального образования - Тавровское сельское поселение муниципального района «Белгородский район» Белгородской области.
Общая численность населения составляет 8121 человек.
Администрация является исполнительно-распорядительным органом, которую возглавляет глава администрации и действует на принципах единоначалия. В структуру администрации Тавровского сельского поселения входят тринадцать человек, которые выполняют определенные задачи и функции.
Глава администрации поселения вправе издавать постановления по вопросам местного значения. По вопросам организации деятельности администрации глава администрации издает распоряжения, а также вправе заключать соглашения с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района «Белгородский район».
Процесс изучения организации работы с обращениями граждан в администрации Тавровского сельского поселения свидетельствует о том, что население обращается за помощью в вопросах, затрагивающих различные стороны жизни общества. Ответственность за ведение делопроизводства по обращениям граждан возложена на главного специалиста администрации. В то же время при хорошо организованной работе главного специалиста в администрации существуют документы, требующие определенной доработки.
Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. К основным видам обращений граждан в администрации Тавровского сельского поселения относятся заявления, жалобы, предложения, коллективные обращения, петиции, Регистрация обращений граждан в администрации Тавровского сельского поселения производится в журнальной форме.
Большая часть обращений граждан в администрацию Тавровского сельского поселения направляется письменным способом. Но в связи с быстро меняющимися условиями информационной среды, становится понятным, что в ближайшее время на первом месте будет корреспонденция, получаемая по каналам электронной связи.
Важным направлением совершенствования в администрации Тавровского сельского поселения является переработка должностной инструкции главного специалиста в работе с обращениями граждан и переработке административного регламента по предоставлению муниципальных услуг. В работе осуществлена попытка переработки вышеуказанных документов.
По нашему убеждению, местное самоуправление в Тавровском поселении организует население в самоуправляющееся единство, что способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства, а проведенная работа по совершенствованию конкретных документов станет небольшим, но важным шагом на пути взаимодействия народа и представителей власти.
1. Устав администрации Тавровского сельского поселения (принят решением земского собрания Тавровского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области от 06.08.2007 № 50-07). - Таврово, 2007. - 38. с.
2. Должностная инструкция главного специалиста Тавровского сельского поселения (утв. распоряжением главы администрации от 21.02.2013 № 21). - Таврово, 2013. - 9. с.
3. Решение земского собрания Тавровского сельского поселения от
09.01.2015 № 41 «О структуре администрации Тавровского сельского
поселения». - Таврово, 2015. - 2. с.
4. Штатное расписание работников администрации Тавровского сельского поселения на 01.10.2015. - Таврово, 2015. - 1 с.
5. Летопись Тавровского сельского поселения. Историческая справка. - Таврово, 2003. - 145. с.
Опубликованные источники
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 31.01.2016 № 7-ФЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс».
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в послед. ред. от 30.12.2015 № 434-ФЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 30.03.2016 № 78-ФЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 30.03.2016 № 81- ФЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
11. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в послед. ред. от 15.02.2016 № 17-ФЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в послед. ред. от 02.03.2016 № 43-ФЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
13. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в послед. ред. от 03.11.2015 № 305-ФЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
14. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» (в послед. ред. от 13.07.2015 № 264-ФЗ). - Доступ из справ.-правовой системы
«Гарант».
15. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных
данных» (в послед. ред. от 21.07.2014 № 242-ФЗ). - Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в послед. ред. от 09.03.2016 № 66-ФЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг» (в послед. ред. от 15.02.2016 № 28-ФЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
18. Закон Белгородской области от 20.12.2004 № 159 «Об установлении границ муниципальных образований и наделяющим их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» (в послед. ред. от 29.04.2015 № 353). - Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
19. Закон Белгородской области от 30.03.2005 № 177 «Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области» (в послед. ред. от 29.02.2016 № 54). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
20. Закон Белгородской области от 24.09.2007 № 150 «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области» (в послед. ред. от 08.12.2015 № 25) . - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
21. Закон Белгородской области от 15.12.2008 № 252 «О регистре
муниципальных нормативных правовых актов Белгородской области» (в послед. ред. от 06.06.214 № 281). - Доступ из справ.-правовой
системы «Гарант».
22. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов
исполнительной власти (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452) (в послед. ред. от 27.08.2015 № 896). - Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
23. ГОСТ 17914-72 «Обложка дел длительных сроков хранения. Типы, размеры, технические условия» (утв. и введ. в действие от 17.07.1972 № 1411). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
24. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению документов» (утв. и введ. в действие 03.03.2003 № 65-ст). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
25. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «СИБИД. Управление документами. Общие требования» (утв. и введ. в действие 01.07.2007). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
26. ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (введ. в действие 17.10.2013). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
27. Основные Правила работы архивов организаций (одобрены решением
Коллегии Росархива от 06.02.2002). - Доступ из справ.-правовой
системы «КонсультантПлюс».
28. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной
власти (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477) (в послед. ред. от 07.09.2011 № 751). - Доступ из справ.-правовой
системы «Гарант».
29. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009) (в послед. ред. от 21.03.2016 № 222). - Доступ из справ.-правовой
системы «Гарант».
30. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного Фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Минкультуры от 31.03.2015 № 526). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
31. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) (утв. и введ. в действие постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 299) (в послед. ред. от 05.08.2015 № 1072-ст). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
II. Литература
32. Бабун, Р.В. Муниципальные услуги в системе муниципального управления / Р.В. Бабун // Местное право. - 2010. - № 6. - С. 14-17.
33. Басаков, М.И. Делопроизводство / М.И. Басаков, О.И. Замыцкова. - М.: Феникс, 2015. - 188. с.
34. Бахрах, Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, 2010. - 816. с.
35. Булат, Р.Е. Документационное обеспечение управления. Учебно-методическое пособие для вузов / Р.Е. Булат. - СПб.: Бизнес-Пресса,
2012. - 316. с.
36. Быкова, Т.А. Делопроизводство / Т.А. Быкова, Т.В. Вялова, Л.В. Санкина. - М.: Дрофа, 2013. - 368. с.
37. Ватолина, М.В. Делопроизводство в вопросах и ответах / М.В. Ватолина. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 319. с.
38. Выдрин, И.В. Муниципальное право России / И.В. Выдрин. - М.: НОРМА, 2012. - 255. с.
39. Давыдова, Э.Н. Делопроизводство / Э.Н. Давыдова, А.Е. Рыбаков. - Минск: Регистр, 2010. - 85. с.
40. Дорошина, Г.В. Подготовка и размещение информации на официальных сайтах органов исполнительной власти / Г.В. Дорошина // Документооборот. - 2014. - № 2. - С.14-19.
41. Задорина, Ю.С. Некоторые секреты входящих документов / Ю.С. Задорина // Секретарь-референт. - 2012. - № 5. - С.17-21.
42. Кабанов, С.Ю. Организация работы с обращениями граждан в истории России / С.Ю. Кабанов. - М.: Флинта, 2010. - 312. с.
43. Каменева, Е.М. Формы регистрации документов / Е.М. Каменева // Секретарь-референт. - 2011. - № 7. - С. 14-26.
44. Каменева, Е.М. Каким образом исчислять 30-дневный срок рассмотрения обращений граждан / Е.М. Каменева // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2012. - № 2. - С. 17-21.
45. Кирсанова, М.В. Современное делопроизводство / М.В. Кирсанова. - М.: Норма, 2010. - 423. с.
46. Кузнецов, И.Н. Документационное обеспечения управления и делопроизводство / И.Н. Кузнецов. - М.: Юрайт, 2014. - 553. с.
47. Ленкевич, Л.А. Делопроизводство / Л.А. Ленкевич. - М.: Академия, 2010. - 256. с.
48. Миронов, М.А. Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения / М.А. Миронов, А.П. Сурков - М.: Известия, 2010. - 450. с.
49. Морозова, О.А. Делопроизводство. Документационное обеспечение управления / О.А. Морозова, Н.Ф. Клиничева. - М.: Феникс, 2014. - 234. с.
50. Мосягина, О.В. Работа с обращениями граждан / О.В. Мосягина // Справочник секретаря и офис-менеджера. - 2010. - № 2. - С. 40-46.
51. Пшенко, А.В. Документационное обеспечение управления: практикум / А.В. Пшенко. - М.: Академия, 2015. - 160. с.
52. Рогожин, М.Ю. Деловые документы в примерах / М.Ю. Рогожин. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 496. с.
53. Смятков, В.Ю. Документоведение / В.Ю. Смятков. - М.: Инфра-М,2013.- 178. с.
54. Храмцовская, Н.А. Уточнен порядок рассмотрения анонимных и повторных обращений граждан / Н.А. Храмцовская // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2013. - № 12. - С. 25-28.
55. Янковая, В.Ф. Организация работы с обращениями граждан: закон есть, но проблемы остаются / В.Ф. Янковая // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2013. - № 12. - С. 6-14.
WEB-ресурсы
55. Тавровское сельское поселение [Электронный ресурс]. - URL: http: //tavrovskoe. ru
56. Система ОРД. Организационные, распорядительные и информационно-справочные документы. Введение к курсу. - URL: http://libsib.ru/deloprozvodstvo/sistema-ord-organizatsionnie-rasporyaditelnie-iosnovnie-vidi