СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ В АДМИНИСТРАЦИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ
НОВЫХ СОТРУДНИКОВ 7
1.1. Сущность, значение и виды адаптации новых сотрудников 7
1.2. Этапы и формы адаптации новых сотрудников 13
1.3. Показатели эффективности системы адаптации
сотрудников 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ В АДМИНИСТРАЦИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА 32
2.1. Организационно - экономическая характеристика
администрации 32
2.2. Анализ системы управления персоналом в администрации
Корочанского района 42
2.3. Исследование системы адаптации новых сотрудников в
администрации Корочанского района 51
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ В АДМИНИСТРАЦИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА 62
3.1 Предложение мероприятий по совершенствованию системы
адаптации новых сотрудников 62
3.2 Анализ социально-экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию системы адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ
НОВЫХ СОТРУДНИКОВ 7
1.1. Сущность, значение и виды адаптации новых сотрудников 7
1.2. Этапы и формы адаптации новых сотрудников 13
1.3. Показатели эффективности системы адаптации
сотрудников 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ В АДМИНИСТРАЦИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА 32
2.1. Организационно - экономическая характеристика
администрации 32
2.2. Анализ системы управления персоналом в администрации
Корочанского района 42
2.3. Исследование системы адаптации новых сотрудников в
администрации Корочанского района 51
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ В АДМИНИСТРАЦИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА 62
3.1 Предложение мероприятий по совершенствованию системы
адаптации новых сотрудников 62
3.2 Анализ социально-экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию системы адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы дипломного исследования. На сегодняшний день сотрудники являются основой любой современной организации, поскольку именно они обеспечивают эффективное использование различных видов ресурсов, которые есть в распоряжении организации, и определяют ее динамичное развитие и конкурентоспособность. Вклад трудовых ресурсов в достижение поставленных целей организации и качество производимой ими продукции или предоставляемых услуг зависит в первую очередь от того, насколько эффективно и качественно проводится работа по отбору персонала. Но даже самая лучшая система подбора и отбора персонала не способна обеспечить высокий результат, если уделить не достаточное внимание проблеме адаптации новых сотрудников организации.
Стоит отметить, что адаптация персонала в организации является звеном кадрового менеджмента. На самом деле, становясь сотрудником, любой организации, новый сотрудник стоит перед необходимостью принять ряд организационных требований таких, как:
• режим труда и отдыха;
• положения, регламентирующие деятельность организации;
• должностные инструкции, приказы, распоряжения
администрации и другие.
Новому сотруднику придется по-новому оценивать свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в трудовом коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями и выработать соответствующую тактику своего поведения.
Увольнение сотрудников по причине его неспособности освоить новую работу или суметь вписаться в трудовой коллектив сведут на нет результаты отбора и приведут к дополнительным материальным затратам и поиску другого сотрудника. Квалифицированные руководители организаций стремятся максимально выгодно использовать трудовой потенциал своих сотрудников, создавая благоприятные условия для их эффективной работы.
Сотрудник в свою очередь оценивает организацию с точки зрения того, какую роль она играет в его жизни и что дает для его благополучия. Установление органичного взаимодействия сотрудника и руководства организацией обеспечивает основу ее эффективного развития.
Одной из важных проблем работы с персоналом в организации при привлечении квалифицированного персонала является управление трудовой адаптацией. В ходе взаимодействия сотрудника и организации происходит их приспособление друг к другу, основу которого составляет постепенное вхождение сотрудника в новые профессиональные и социально - экономические условия труда.
Стоит отметить, что значимость мероприятий по адаптации персонала в нашей стране недостаточно серьезно воспринимается специалистами кадровых служб, уже на протяжении долгого периода. В настоящее время многие государственные организации и коммерческие предприятия не имеют даже базовых программ по адаптации персонала. Следовательно, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа сотрудников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и трудовой коллектив, в таком случае важность проблемы адаптации персонала еще больше возрастает.
Внедрение системы управления адаптацией персонала, представляет собой достаточно сложную модель управления, от которой зависит решение таких важных задач для организации, как:
• уменьшение стартовых издержек и текучести кадров;
• интенсивный рост достижений рабочих показателей, приемлемых для организации - работодателя;
• вхождение работника в трудовой коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды;
• снижение тревожности и неуверенности, которое испытывает новый сотрудник.
Стоит уточнить, что система адаптации персонала - это не только определенный пакет документов, который способен регламентировать порядок мероприятий по адаптации новых сотрудников. Это, прежде всего живые люди, которые эти мероприятия осуществляют и те, кто непосредственно помогает новому сотруднику войти в курс дела, и те, кто этот процесс организует и контролирует. И, конечно же, это инструменты, которые они используют в своей работе. В настоящее время неоценимыми инструментами адаптации персонала служат наставничество и коучинг.
Управление адаптацией персонала признается одной из наиболее важных сфер жизнедеятельности современной организации, которое направленно на повышение ее эффективности.
Объектом дипломной работы является администрация Корочанского района.
Предметом данной работы является совершенствование системы адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района.
Цель дипломной работы - совершенствование системы адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района.
Задачи дипломной работы:
1) рассмотреть теоретические основы формирования системы адаптации персонала;
2) проанализировать систему управления персоналом в администрации Корочанского района;
3) провести анализ эффективности системы адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района;
4) предложить мероприятия по совершенствованию системы адаптации новых сотрудников;
5) оценить социальную и экономическую эффективность, предложенных мероприятий.
Теоретикую основу дипломной работы составили работы отечественных авторов и современные взгляды на систему управление персонала. Среди авторов, в трудах которых рассматривается система управления адаптацией персонала, можно назвать: Егоршина А.П., Кибанова А.Я., Сульдина Г.А., Федорова Н.В., Одегов Ю.Г., Базарова Т.Ю. и других. Данная тема широко представлена также и в периодических изданиях, посвященных проблемам управления персоналом и адаптации персонала.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что изложенные в дипломной работе мероприятия по совершенствованию система адаптации новых сотрудников могут применяться при разработке системы адаптации в администрации Корочанского района, что в итоге должно повысить эффективность работы персонала.
Информационную базу дипломного исследования составили внутренние нормативно-регламентирующие документы, данные статистической отчетности и первичного учета статистические сведения, характеризующие деятельность администрации Корочанского района.
Методы исследования - эмпирические методы, такие как: анализ документов, качественный и количественный метод, методы опроса, анкетирование, собеседование, а также SWOT-анализ.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех логически взаимосвязанных глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Стоит отметить, что адаптация персонала в организации является звеном кадрового менеджмента. На самом деле, становясь сотрудником, любой организации, новый сотрудник стоит перед необходимостью принять ряд организационных требований таких, как:
• режим труда и отдыха;
• положения, регламентирующие деятельность организации;
• должностные инструкции, приказы, распоряжения
администрации и другие.
Новому сотруднику придется по-новому оценивать свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в трудовом коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями и выработать соответствующую тактику своего поведения.
Увольнение сотрудников по причине его неспособности освоить новую работу или суметь вписаться в трудовой коллектив сведут на нет результаты отбора и приведут к дополнительным материальным затратам и поиску другого сотрудника. Квалифицированные руководители организаций стремятся максимально выгодно использовать трудовой потенциал своих сотрудников, создавая благоприятные условия для их эффективной работы.
Сотрудник в свою очередь оценивает организацию с точки зрения того, какую роль она играет в его жизни и что дает для его благополучия. Установление органичного взаимодействия сотрудника и руководства организацией обеспечивает основу ее эффективного развития.
Одной из важных проблем работы с персоналом в организации при привлечении квалифицированного персонала является управление трудовой адаптацией. В ходе взаимодействия сотрудника и организации происходит их приспособление друг к другу, основу которого составляет постепенное вхождение сотрудника в новые профессиональные и социально - экономические условия труда.
Стоит отметить, что значимость мероприятий по адаптации персонала в нашей стране недостаточно серьезно воспринимается специалистами кадровых служб, уже на протяжении долгого периода. В настоящее время многие государственные организации и коммерческие предприятия не имеют даже базовых программ по адаптации персонала. Следовательно, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа сотрудников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и трудовой коллектив, в таком случае важность проблемы адаптации персонала еще больше возрастает.
Внедрение системы управления адаптацией персонала, представляет собой достаточно сложную модель управления, от которой зависит решение таких важных задач для организации, как:
• уменьшение стартовых издержек и текучести кадров;
• интенсивный рост достижений рабочих показателей, приемлемых для организации - работодателя;
• вхождение работника в трудовой коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды;
• снижение тревожности и неуверенности, которое испытывает новый сотрудник.
Стоит уточнить, что система адаптации персонала - это не только определенный пакет документов, который способен регламентировать порядок мероприятий по адаптации новых сотрудников. Это, прежде всего живые люди, которые эти мероприятия осуществляют и те, кто непосредственно помогает новому сотруднику войти в курс дела, и те, кто этот процесс организует и контролирует. И, конечно же, это инструменты, которые они используют в своей работе. В настоящее время неоценимыми инструментами адаптации персонала служат наставничество и коучинг.
Управление адаптацией персонала признается одной из наиболее важных сфер жизнедеятельности современной организации, которое направленно на повышение ее эффективности.
Объектом дипломной работы является администрация Корочанского района.
Предметом данной работы является совершенствование системы адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района.
Цель дипломной работы - совершенствование системы адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района.
Задачи дипломной работы:
1) рассмотреть теоретические основы формирования системы адаптации персонала;
2) проанализировать систему управления персоналом в администрации Корочанского района;
3) провести анализ эффективности системы адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района;
4) предложить мероприятия по совершенствованию системы адаптации новых сотрудников;
5) оценить социальную и экономическую эффективность, предложенных мероприятий.
Теоретикую основу дипломной работы составили работы отечественных авторов и современные взгляды на систему управление персонала. Среди авторов, в трудах которых рассматривается система управления адаптацией персонала, можно назвать: Егоршина А.П., Кибанова А.Я., Сульдина Г.А., Федорова Н.В., Одегов Ю.Г., Базарова Т.Ю. и других. Данная тема широко представлена также и в периодических изданиях, посвященных проблемам управления персоналом и адаптации персонала.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что изложенные в дипломной работе мероприятия по совершенствованию система адаптации новых сотрудников могут применяться при разработке системы адаптации в администрации Корочанского района, что в итоге должно повысить эффективность работы персонала.
Информационную базу дипломного исследования составили внутренние нормативно-регламентирующие документы, данные статистической отчетности и первичного учета статистические сведения, характеризующие деятельность администрации Корочанского района.
Методы исследования - эмпирические методы, такие как: анализ документов, качественный и количественный метод, методы опроса, анкетирование, собеседование, а также SWOT-анализ.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех логически взаимосвязанных глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Целью дипломной работы являлась предложить перечень мероприятий по совершенствованию системы адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района и направленный на повышение эффективности деятельности сотрудников администрации после внедрения предложенных рекомендаций.
Для достижения поставленной цели дипломной работы были решены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы формирования системы адаптации персонала;
• проанализировать систему управления персоналом в администрации Корочанского района;
• провести анализ эффективности системы адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района;
• предложить мероприятия по совершенствованию системы адаптации новых сотрудников;
• оценить социальную и экономическую эффективность, предложенных мероприятий.
Таким образом, комплексное изучение системы адаптации, как структурного элемента в организациях, помогло нам понять, что конкретно стоит понимать под системой адаптация, что она представляет собой, какие этапы и стадии она включает в себя и в какой степени формирование системы адаптации может принести максимальный эффект организации.
Проведенный анализ показал, что существующая система адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района существует, но до конца не отработана. Положительные стороны адаптации: профессиональное развитие, возможность обучения, получая опыт. Негативный фактор - обучение нового сотрудника в организации «старым» рабочим, ответственным за обучение, не вознаграждается, поэтому малоэффективно.
Больше внимания уделяется процессу обучению, нежели самой адаптации и за этим упускается аспект социальной и психологической адаптации.
Выявлены основные проблемы в системе адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района:
1. Отсутствует конкретный список наставников из
высококвалифицированных муниципальных служащих, которые должны систематически повышать свою квалификацию.
2. Система наставничества не до конца развита, то есть обучение «старым» работником - наставником нового сотрудника никак не вознаграждается.
3. Отсутствует Положение «О наставничестве»;
4. Положение «Об адаптации персонала» требует небольшой доработки.
На основе выделенных недостатков, мы предложили перечень следующих мероприятий по совершенствованию системы адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района:
1. утвердить список наставников и доработать их должностные регламенты, где четко будут прописаны их обязанности, как наставников;
2. повысить квалификацию наставников, из числа самых квалифицированных специалистов администрации;
3. доработать положение «Об адаптации персонала»;
4. разработать положение «О наставничестве»;
5. ввести систему «шефства» для поддержания наставничества.
На все вышеперечисленные мероприятия мы запланировали потратить 80 000 рублей, что вполне приемлемо администрации, и эти финансовые затраты руководство администрации Корочанского района может выкроить из прочих доходов, которые формируются за счет профсоюзных взносов служащих и благотворительность предпринимателей и организаций района.
Что касается результатов, от предложенных нами мероприятий, то они таковы:
1. система адаптации будет осуществляться под контролем определенных сотрудников, которые будут нести ответственность за ее результаты, соответственно она будет более эффективной и результативной.
2. мероприятия направлены на минимизацию текучести персонала, как в период адаптации, так и в целом, также на увеличение коэффициента стабильности персонала и уменьшение коэффициента абсентеизма.
3. наставники будут замотивированы в помощи новым сотрудникам с помощью нематериального стимулирования, соответственно система наставничества станет более эффективной
Таким образом, решив все поставленные задачи, мы достигли цели дипломной работы. А наши мероприятия принесут определенный, как социальный, так и экономический эффект, и окупятся за 0,2 месяца.
Для достижения поставленной цели дипломной работы были решены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы формирования системы адаптации персонала;
• проанализировать систему управления персоналом в администрации Корочанского района;
• провести анализ эффективности системы адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района;
• предложить мероприятия по совершенствованию системы адаптации новых сотрудников;
• оценить социальную и экономическую эффективность, предложенных мероприятий.
Таким образом, комплексное изучение системы адаптации, как структурного элемента в организациях, помогло нам понять, что конкретно стоит понимать под системой адаптация, что она представляет собой, какие этапы и стадии она включает в себя и в какой степени формирование системы адаптации может принести максимальный эффект организации.
Проведенный анализ показал, что существующая система адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района существует, но до конца не отработана. Положительные стороны адаптации: профессиональное развитие, возможность обучения, получая опыт. Негативный фактор - обучение нового сотрудника в организации «старым» рабочим, ответственным за обучение, не вознаграждается, поэтому малоэффективно.
Больше внимания уделяется процессу обучению, нежели самой адаптации и за этим упускается аспект социальной и психологической адаптации.
Выявлены основные проблемы в системе адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района:
1. Отсутствует конкретный список наставников из
высококвалифицированных муниципальных служащих, которые должны систематически повышать свою квалификацию.
2. Система наставничества не до конца развита, то есть обучение «старым» работником - наставником нового сотрудника никак не вознаграждается.
3. Отсутствует Положение «О наставничестве»;
4. Положение «Об адаптации персонала» требует небольшой доработки.
На основе выделенных недостатков, мы предложили перечень следующих мероприятий по совершенствованию системы адаптации новых сотрудников в администрации Корочанского района:
1. утвердить список наставников и доработать их должностные регламенты, где четко будут прописаны их обязанности, как наставников;
2. повысить квалификацию наставников, из числа самых квалифицированных специалистов администрации;
3. доработать положение «Об адаптации персонала»;
4. разработать положение «О наставничестве»;
5. ввести систему «шефства» для поддержания наставничества.
На все вышеперечисленные мероприятия мы запланировали потратить 80 000 рублей, что вполне приемлемо администрации, и эти финансовые затраты руководство администрации Корочанского района может выкроить из прочих доходов, которые формируются за счет профсоюзных взносов служащих и благотворительность предпринимателей и организаций района.
Что касается результатов, от предложенных нами мероприятий, то они таковы:
1. система адаптации будет осуществляться под контролем определенных сотрудников, которые будут нести ответственность за ее результаты, соответственно она будет более эффективной и результативной.
2. мероприятия направлены на минимизацию текучести персонала, как в период адаптации, так и в целом, также на увеличение коэффициента стабильности персонала и уменьшение коэффициента абсентеизма.
3. наставники будут замотивированы в помощи новым сотрудникам с помощью нематериального стимулирования, соответственно система наставничества станет более эффективной
Таким образом, решив все поставленные задачи, мы достигли цели дипломной работы. А наши мероприятия принесут определенный, как социальный, так и экономический эффект, и окупятся за 0,2 месяца.
Подобные работы
- КООРДИНАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ
АДМИНИСТРАЦИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016



