РАБОТА ЖУРНАЛИСТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
ЖУРНАЛИСТА В ЧС 10
1.1 Понятие ЧС и их классификация 10
1.2 Профессиональные риски журналиста при освещении ЧС и способы их
минимизации 13
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности журналиста в ЧС . 19
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ЖУРНАЛИСТА
ПРИ ОСВЕЩЕНИИ ЧС 24
2.1 Подготовка журналиста к освещению ЧС 24
2.2 Работа журналиста с участниками ЧС 26
2.3 Особенности работы журналиста на месте ЧС в режиме прямого
эфира 29
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 37
3.1 Условия работы российских журналистов в Беслане 37
3.2 Работа российских журналистов событий 11 сентября 43
3.3 Работа журналистов в условиях военных конфликтов 46
3.4 Освещение событий на Дубровке 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
ЖУРНАЛИСТА В ЧС 10
1.1 Понятие ЧС и их классификация 10
1.2 Профессиональные риски журналиста при освещении ЧС и способы их
минимизации 13
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности журналиста в ЧС . 19
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ЖУРНАЛИСТА
ПРИ ОСВЕЩЕНИИ ЧС 24
2.1 Подготовка журналиста к освещению ЧС 24
2.2 Работа журналиста с участниками ЧС 26
2.3 Особенности работы журналиста на месте ЧС в режиме прямого
эфира 29
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 37
3.1 Условия работы российских журналистов в Беслане 37
3.2 Работа российских журналистов событий 11 сентября 43
3.3 Работа журналистов в условиях военных конфликтов 46
3.4 Освещение событий на Дубровке 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей работы журналистов в чрезвычайных ситуациях (далее по тексту - ЧС).
Актуальность исследования. В современном мире на смену угрозе мировой ядерной катастрофе и холодной войне пришли новые вызовы - международный терроризм, экологические проблемы, организованная преступность, наркоторговля, финансово -экономические кризисы, этнополитические вооруженные конфликты и многое другое. В период чрезвычайных ситуаций люди стремятся получить исчерпывающие сведения о ситуации, чтобы иметь возможность защитить себя и своих близких. Традиционно за этими сведениями аудитория обращается к средствам массовой информации (далее по тексту - СМИ), в частности, к телевидению, которое для большинства жителей России остается основным источником информации.
Новости в российских средствах массовой информации являются самым востребованным контентом информационного рынка. В последнее десятилетие на федеральных и региональных телеканалах, в печатных и интернет-СМИ, на радио создаются условия для более быстрой и качественной подготовки новостей. Ежедневно увеличивается количество и качество информационных проектов, что мотивирует необходимость изучения как самих информационных продуктов, так и опыта, особенностей их подготовки.
Чаще всего чрезвычайные ситуации освещаются в информационных программах, где они, как правило, составляют наиболее зрелищную, и соответственно, рейтинговую часть выпуска. Крупные, особо трагичные чрезвычайные ситуации впоследствии описываются в документальных или даже художественных фильмах, но именно информационные программы собирают максимальную аудиторию при освещении чрезвычайных ситуаций.
На региональном, внутригосударственном и международном уровнях экстренные выпуски новостей играют важную роль: благодаря им, граждане узнают о произошедших катастрофах или угрозах, получают возможность оценить степень опасности, предпринять меры по обеспечению своей безопасности, узнать о мировых событиях и чрезвычайных ситуациях в других регионах и странах.
В современных условиях распространения информации от получения новости до ее публикации проходит порой меньше минуты, если речь идет об электронных источниках - телевидении, радио, информационных агентствах, интернет-СМИ. В такой ситуации от качества работы журналиста, его профессионализма, внимательности, объективности, от соблюдения им этических норм зависит многое, порой даже жизнь граждан.
Работа журналиста в чрезвычайных ситуациях сопряжена с большим количеством сложностей и нюансов. Так, работа в «горячих точках» требует физической, моральной, правовой, медицинской и другого рода подготовки. Тем не менее, в России много примеров профессиональных журналистов, рискующих своей жизнью для того, чтобы информировать аудиторию о происходящем, рассказать о возможных угрозах, успокоить или мобилизовать на какие-либо действия.
Степень изученности темы исследования. В большинстве научных работ затрагиваются такие вопросы, как освещение чрезвычайных ситуаций в прессе, особенности освещения журналистами вооруженных конфликтов и террористических актов, действия журналистов в зоне конфликтов, этические аспекты освещения экстремальных ситуаций.
Так, исследованием журналистики экстремальных ситуаций занимались В.М. Амиров, Г.Ю. Арапова, С.И. Кузеванова, М.А. Ледовских, Б.Н. Пантелеев и др.
Особенности освещения террористических актов на российском телевидении изучали А. Бородина, Д. Иванова и др.
Вопросам безопасности журналиста в ЧС посвящены работы Э. Билса, Н. Буромехского, Б.Н. Лозовского, С. Штурхецкого и др.
Практический опыт журналиста на войне отражен в работах А.Е. Каплана, Ю. Романова и др.
Таким образом, до настоящего времени отсутствуют комплексные исследования по изучаемому вопросу. В научных работах затрагиваются лишь отдельные теоретические и практические аспекты проблемы работы журналиста в чрезвычайных ситуациях. В практическом плане данный вопрос практически не изучен.
Объект исследования - чрезвычайные ситуации.
Предмет исследования - особенности работы журналиста в чрезвычайных ситуациях.
Цель исследования - сравнительный анализ особенностей работы журналиста в чрезвычайных ситуациях разного рода.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть содержание понятия «чрезвычайная ситуация» и их классификацию.
2. Выявить профессиональные риски журналиста при освещении и способы их минимизации.
3. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности журналиста в ЧС.
4. Проанализировать особенности подготовки журналиста к освещению ЧС.
5. Выделить особенности работы журналиста с участниками ЧС.
6. Рассмотреть особенности работы журналиста на месте ЧС в режиме прямого эфира.
7. Проанализировать условия работы российских журналистов в Беслане.
8. Рассмотреть работу российских журналистов во время событий 11 сентября.
9. Проанализировать особенности работы российских журналистов в условиях военных конфликтов.
10. Проанализировать особенности освещения российскими журналистами событий на Дубровке.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды по общей теории коммуникации, теории и практике журналистики (работы В.М. Березина, Е.Л. Вартановой, В.В. Ворошилова, Я.Н. Засурского и др.); экстремальной журналистики (работы В.М. Амирова, Г.Ю. Араповой, С.И. Кузевановой, М.А. Ледовских, Б.Н. Пантелеева).
Методы исследования - критический анализ и обобщение научной литературы; анализ журналистских текстов; дискурсивный анализ; сравнительный анализ.
Эмпирическая база исследования - материалы информационного вещания российских федеральных телеканалов, печатных СМИ, радиоэфиров, в которых отражена чрезвычайная ситуация.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение в спецкурсах по теории тележурналистики.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определены актуальность исследования, его объект и предмет, цель и задачи, материал исследования, научная разработанность темы исследования, методы исследования, материал исследования, научная практическая значимость, а также структура работы.
В первой главе - «Теоретико-методологические основы работы журналиста в ЧС» - рассматривается понятие чрезвычайной ситуации и их классификации; профессиональные риски журналиста и нормативно - правовое регулирование деятельности журналиста в ЧС.
Во второй главе - «Особенности работы журналиста при освещении ЧС» - рассматриваются особенности подготовки журналиста к освещению ЧС, работы с участниками ЧС, работы журналиста в режиме прямого эфира.
В третьей главе - «Особенности работы российских журналистов в ЧС» - рассмотрены особенности работы журналистов в Беслане, Нью -Йорке, в условиях военных конфликтов и на Дубровке.
В заключении подводятся итоги исследования.
Список использованной литературы содержит 50 источников.
Актуальность исследования. В современном мире на смену угрозе мировой ядерной катастрофе и холодной войне пришли новые вызовы - международный терроризм, экологические проблемы, организованная преступность, наркоторговля, финансово -экономические кризисы, этнополитические вооруженные конфликты и многое другое. В период чрезвычайных ситуаций люди стремятся получить исчерпывающие сведения о ситуации, чтобы иметь возможность защитить себя и своих близких. Традиционно за этими сведениями аудитория обращается к средствам массовой информации (далее по тексту - СМИ), в частности, к телевидению, которое для большинства жителей России остается основным источником информации.
Новости в российских средствах массовой информации являются самым востребованным контентом информационного рынка. В последнее десятилетие на федеральных и региональных телеканалах, в печатных и интернет-СМИ, на радио создаются условия для более быстрой и качественной подготовки новостей. Ежедневно увеличивается количество и качество информационных проектов, что мотивирует необходимость изучения как самих информационных продуктов, так и опыта, особенностей их подготовки.
Чаще всего чрезвычайные ситуации освещаются в информационных программах, где они, как правило, составляют наиболее зрелищную, и соответственно, рейтинговую часть выпуска. Крупные, особо трагичные чрезвычайные ситуации впоследствии описываются в документальных или даже художественных фильмах, но именно информационные программы собирают максимальную аудиторию при освещении чрезвычайных ситуаций.
На региональном, внутригосударственном и международном уровнях экстренные выпуски новостей играют важную роль: благодаря им, граждане узнают о произошедших катастрофах или угрозах, получают возможность оценить степень опасности, предпринять меры по обеспечению своей безопасности, узнать о мировых событиях и чрезвычайных ситуациях в других регионах и странах.
В современных условиях распространения информации от получения новости до ее публикации проходит порой меньше минуты, если речь идет об электронных источниках - телевидении, радио, информационных агентствах, интернет-СМИ. В такой ситуации от качества работы журналиста, его профессионализма, внимательности, объективности, от соблюдения им этических норм зависит многое, порой даже жизнь граждан.
Работа журналиста в чрезвычайных ситуациях сопряжена с большим количеством сложностей и нюансов. Так, работа в «горячих точках» требует физической, моральной, правовой, медицинской и другого рода подготовки. Тем не менее, в России много примеров профессиональных журналистов, рискующих своей жизнью для того, чтобы информировать аудиторию о происходящем, рассказать о возможных угрозах, успокоить или мобилизовать на какие-либо действия.
Степень изученности темы исследования. В большинстве научных работ затрагиваются такие вопросы, как освещение чрезвычайных ситуаций в прессе, особенности освещения журналистами вооруженных конфликтов и террористических актов, действия журналистов в зоне конфликтов, этические аспекты освещения экстремальных ситуаций.
Так, исследованием журналистики экстремальных ситуаций занимались В.М. Амиров, Г.Ю. Арапова, С.И. Кузеванова, М.А. Ледовских, Б.Н. Пантелеев и др.
Особенности освещения террористических актов на российском телевидении изучали А. Бородина, Д. Иванова и др.
Вопросам безопасности журналиста в ЧС посвящены работы Э. Билса, Н. Буромехского, Б.Н. Лозовского, С. Штурхецкого и др.
Практический опыт журналиста на войне отражен в работах А.Е. Каплана, Ю. Романова и др.
Таким образом, до настоящего времени отсутствуют комплексные исследования по изучаемому вопросу. В научных работах затрагиваются лишь отдельные теоретические и практические аспекты проблемы работы журналиста в чрезвычайных ситуациях. В практическом плане данный вопрос практически не изучен.
Объект исследования - чрезвычайные ситуации.
Предмет исследования - особенности работы журналиста в чрезвычайных ситуациях.
Цель исследования - сравнительный анализ особенностей работы журналиста в чрезвычайных ситуациях разного рода.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть содержание понятия «чрезвычайная ситуация» и их классификацию.
2. Выявить профессиональные риски журналиста при освещении и способы их минимизации.
3. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности журналиста в ЧС.
4. Проанализировать особенности подготовки журналиста к освещению ЧС.
5. Выделить особенности работы журналиста с участниками ЧС.
6. Рассмотреть особенности работы журналиста на месте ЧС в режиме прямого эфира.
7. Проанализировать условия работы российских журналистов в Беслане.
8. Рассмотреть работу российских журналистов во время событий 11 сентября.
9. Проанализировать особенности работы российских журналистов в условиях военных конфликтов.
10. Проанализировать особенности освещения российскими журналистами событий на Дубровке.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды по общей теории коммуникации, теории и практике журналистики (работы В.М. Березина, Е.Л. Вартановой, В.В. Ворошилова, Я.Н. Засурского и др.); экстремальной журналистики (работы В.М. Амирова, Г.Ю. Араповой, С.И. Кузевановой, М.А. Ледовских, Б.Н. Пантелеева).
Методы исследования - критический анализ и обобщение научной литературы; анализ журналистских текстов; дискурсивный анализ; сравнительный анализ.
Эмпирическая база исследования - материалы информационного вещания российских федеральных телеканалов, печатных СМИ, радиоэфиров, в которых отражена чрезвычайная ситуация.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение в спецкурсах по теории тележурналистики.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определены актуальность исследования, его объект и предмет, цель и задачи, материал исследования, научная разработанность темы исследования, методы исследования, материал исследования, научная практическая значимость, а также структура работы.
В первой главе - «Теоретико-методологические основы работы журналиста в ЧС» - рассматривается понятие чрезвычайной ситуации и их классификации; профессиональные риски журналиста и нормативно - правовое регулирование деятельности журналиста в ЧС.
Во второй главе - «Особенности работы журналиста при освещении ЧС» - рассматриваются особенности подготовки журналиста к освещению ЧС, работы с участниками ЧС, работы журналиста в режиме прямого эфира.
В третьей главе - «Особенности работы российских журналистов в ЧС» - рассмотрены особенности работы журналистов в Беслане, Нью -Йорке, в условиях военных конфликтов и на Дубровке.
В заключении подводятся итоги исследования.
Список использованной литературы содержит 50 источников.
Работа СМИ в условиях чрезвычайной ситуации предусматривает не только оперативное и объективное освещение событий и обстоятельств, но вынуждена быть безопасной в первую очередь для самих представителей масс-медиа. Ведь определенные чрезвычайные ситуации могут нести угрозу жизни и здоровью профессионально неподготовленных лиц.
В Беслане журналисты сработали недостаточно профессионально, предоставляя аудитории и, в первую очередь, близким заложников непроверенную или неполную информацию.
11 сентября было самое продолжительное в истории журналистики беспрерывное освещение одного события. Люди забыли о конкуренции и в едином порыве старались рассказать миру о том, что произошло, чтобы осознать природу этого события и понять, как жить дальше.
Работа журналистов в условиях военных конфликтов связана с повышенными рисками. Помимо угрозы здоровью и жизни, работа журналистов в условиях военных конфликтов может подвергаться опасностям другого рода (например, утечка информации).
Проведенный анализ показал, что в разных чрезвычайных ситуациях журналисты сталкиваются с разными сложностями работы в прямом эфире, с участниками ЧС, с местными органами власти и др. Несмотря на это, в каждой из описанных ЧС журналисты честно выполняли свой долг, информируя общество о происходящем, помогая пострадавшим, пытались найти причины и уточнить последствия произошедшего.
В Беслане журналисты сработали недостаточно профессионально, предоставляя аудитории и, в первую очередь, близким заложников непроверенную или неполную информацию.
11 сентября было самое продолжительное в истории журналистики беспрерывное освещение одного события. Люди забыли о конкуренции и в едином порыве старались рассказать миру о том, что произошло, чтобы осознать природу этого события и понять, как жить дальше.
Работа журналистов в условиях военных конфликтов связана с повышенными рисками. Помимо угрозы здоровью и жизни, работа журналистов в условиях военных конфликтов может подвергаться опасностям другого рода (например, утечка информации).
Проведенный анализ показал, что в разных чрезвычайных ситуациях журналисты сталкиваются с разными сложностями работы в прямом эфире, с участниками ЧС, с местными органами власти и др. Несмотря на это, в каждой из описанных ЧС журналисты честно выполняли свой долг, информируя общество о происходящем, помогая пострадавшим, пытались найти причины и уточнить последствия произошедшего.
Подобные работы
- Специфика освещения чрезвычайных ситуаций в СМИ (на примере публикаций федеральных и региональных изданий)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Особенности ведения репортажа из зон повышенной опасности (ЧС)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Российские и китайские связи с общественностью в чрезвычайных ситуациях: сходства и различия
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС В СРЕДСТВАХ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Нравственные аспекты деятельности российского журналиста в экстремальных условиях
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СМИ ТАИЛАНДА
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности формирования ТВ-контента о чрезвычайных ситуациях (на примере новостных программ федеральных телеканалов)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Специфика работы журналиста-расследователя в СМИ (на примере газеты «Московский комсомолец»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Деятельность СМИ КНР в экстремальных ситуациях
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018



