Формирование лексических умений младших школьников (на материале тематической группы « речевой этикет»)
|
Введение 3
Глава 1. Лингвометодические основы формирования лексических умений младших школьников (на материале тематической группы «речевой
этикет») 10
1.1. Понятие о лексических умениях в методической
литературе 10
1.2. Особенности русского речевого этикета 14
1.3. Роль речевого этикета в формировании лексических умений
младших школьников 20
Глава 2. Содержание работы по формированию лексических
умений младших школьников в современной начальной школе 30
2.1. Проблема формирования лексических умений младших
школьников (обзор методической литературы) 30
2.2. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку
для начальной школы 40
2.3. Экспериментально-методическая работа по формированию лексических умений младших школьников (на материале
слов тематической группы «речевой
этикет») 52
Заключение 79
Библиографический список 82
Глава 1. Лингвометодические основы формирования лексических умений младших школьников (на материале тематической группы «речевой
этикет») 10
1.1. Понятие о лексических умениях в методической
литературе 10
1.2. Особенности русского речевого этикета 14
1.3. Роль речевого этикета в формировании лексических умений
младших школьников 20
Глава 2. Содержание работы по формированию лексических
умений младших школьников в современной начальной школе 30
2.1. Проблема формирования лексических умений младших
школьников (обзор методической литературы) 30
2.2. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку
для начальной школы 40
2.3. Экспериментально-методическая работа по формированию лексических умений младших школьников (на материале
слов тематической группы «речевой
этикет») 52
Заключение 79
Библиографический список 82
На современном этапе развития общества, характеризующемся направленностью на открытость, происходит расширение межкультурных границ, а это требует от человека определенных качеств, в ряду которых коммуникативность занимает одно из ведущих мест. Поэтому наиболее актуальным в современный период является развитие культуры речевого поведения посредством обращения к дидактическому и воспитательному потенциалу предмета «Русский язык».
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой, Цель современного образования не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура общения. Следовательно, овладение культурой общения - необходимое условие формирования социально активной личности.
Проблема речевого общения широко освещалась в психолого-педагогической, лингвистической и методической литературе. Общие проблемы речевого развития анализируются в работах О.Я. Гойхмана, Н.Ф. Гоноболина, Г.Г. Почепцова, Н.И. Формановской и других авторов. Воспитательный аспект коммуникативности раскрыт в исследованиях А.В. Мудрика, В.Е. Голдина и др.Однако несмотря на значительное количество исследований в области обучения школьников навыкам речевого общения, нерешенными остается много методических проблем, в частности методы и приемы формирования у младших школьников навыков речевого этикета практически не разработаны. В то же время Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО) второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет «...развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка». Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)» (ФГОС НОО, 2011).
Эффективное общение между людьми невозможно без соблюдения правил этикета вообще и речевого этикета в частности, поскольку речевой этикет, основанный на соблюдении правил хорошего тона, выработанных человечеством, знании этикетных норм и умение их применять в повседневном общении, является важнейшей составляющей культуры общения. Поэтому необходимо формировать понятие этикета и развивать речевой этикет, начиная с первого класса начальной школы так, чтобы знание норм и правил речевого поведения и умение их использовать в общении стало важным дополнением к духовным ценностям подрастающего поколения. Проблема формирования у младших школьников навыков речевого этикета является объектом анализа в работах таких авторов, как А.А. Рыжкова, Е.А. Зырянова, А.А. Бондаренко, С.И. Львова, Н.В. Фомина, И.Н. Курочнина и др.
Несмотря на расширение исследований в области обучения школьников навыкам речевого общения, формы и методы обучения младших навыкам речевого этикета как практический инструмент учителя начальных классов практически не разработаны. Анализ лингвометодической литературы (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.И. Формановская и др.), обобщение педагогического опыта позволили нам выявить следующее: несмотря на многочисленные исследования в данной области, полностью решить её пока не удается. Так, на наш взгляд, до сих пор не в полной мере исследованы возможности разных теоретико-методических основ развития речевого этикета младших школьников, недостаточно изучены методические условия указанной проблемы и не в полной мере разработано методико¬технологическое обеспечение проблемы развития речевого этикета младших
школьников. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена следующим:
- повышением роли речевого этикета в обучении межличностному общению младших школьников в условиях демократизации общества, гуманизации общеобразовательной школы;
- недостаточной освещенностью проблемы, связанной с подготовкой младших школьников к общению в учебном процессе и за его пределами с учетом применения правил речевого этикета;
- недостаточной разработанностью методического обеспечения данной проблемы.
Таким образом, есть основания утверждать, что в методике преподавания русского языка и деятельности каждого педагога начальной школы существуют противоречия:
- с одной стороны, между необходимостью создания методических средств развития речевого этикета младших школьников как одной из задач образовательного процесса в начальной школе, с другой - её недостаточной теоретической разработанностью;
- с одной стороны, между объективной потребностью в методике развития речевого этикета младших школьников, с другой - недостаточностью содержательно-методического обеспечения названной области.
На основе анализа актуальности и противоречий была определена проблема исследования, которая заключается в поиске методических условий организации учебного процесса на уроках русского языка, способствующих развитию лексических умений младших школьников на материале тематической группы «речевой этикет».
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование
лексических умений младших школьников на уроках русского языка (на материале слов тематической группы «речевой этикет»).
5
Цель исследования заключается в определении методических условий формирования лексических умений младших школьников (на материале тематической группы «речевой этикет»).
Объектом исследования является процесс формирования лексических умений младших школьников на уроках русского языка (на материале слов тематической группы «речевой этикет»).
Предметом исследования выступают методические условия формирования лексических умений младших школьников на уроках русского языка (на материале слов тематической группы «речевой этикет»).
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что для повышения эффективности работы по формированию лексических умений младших школьников на материале тематической группы «речевой этикет» данную работу следует проводить на уроках русского языка, во-первых, поэтапно, во-вторых, во взаимосвязи с программным материалом; в-третьих, использовать специально разработанные типы упражнений.
Согласно цели и гипотезе исследования ставились и решались следующие задачи:
1. Провести теоретико-методический анализ состояния проблемы развития речевого этикета младших школьников на уроках русского языка.
2. Раскрыть сущность понятия «лексические умения».
3. Охарактеризовать русский речевой этикет как систему и определить его роль в формировании лексических умений младших школьников.
4. Изучить передовой психолого-педагогический и методический опыт по проблеме исследования.
5. Выявить методические условия формирования лексических умений младших школьников (на материале тематической группы «речевой этикет»).
6. Экспериментальным путём проверить эффективность методических условия формирования речевого этикета младших школьников на уроках русского языка.
Теоретико-методологической основой исследования явились идеи и положения, разработанные в теории развития речи (М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, ТА Ладыженская, М.Р. Львов, и др.); общей теории речевой деятельности (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.); положения, раскрывающие культурологические аспекты языкового образования (В.Г. Верещагин,Р.А. Будагов, Л.И. Скворцов и др.); теории речевого этикета как лингвистического и социального явления (Л.А. Введенская, В.Е. Гольдин, А.А. Акишина, Н.И. Формановская и др.); методические положения о формировании навыков речевого этикета школьников (Н.В. Фомина, С.И. Львова, Е.А. Зырянова, А.А. Бондаренко, Е.В. Нечаева, Н.В. Щиголева, В.И. Эмбер, А.А. Рыжкова и др.).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и
лингвистической литературы применялся для эксплицирования терминологического аппарата исследования; обобщение эффективного педагогического опыта для развития речевого этикета младших школьников; организация опытно-поисковой работы по определению уровня развития речевого этикета младших школьников, по практической реализации модели развития речевого этикета младших школьников на уроках русского языка и апробации методических условий; анкетирование, наблюдение, тестирование, статистические методы обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации по развитию у младших школьников речевого этикета служат совершенствованию образовательного процесса в начальной школе, так как разработаны и апробированы методические условия формирования лексических умений младших школьников на материале тематической группы «речевой этикет».
Опытно-экспериментальная база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе 3-4 класса МБОУ Наголенская СОШ. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2016г.) осуществлялось осмысление теоретико-методических аспектов исследования, выявлялось состояние искомой проблемы в научной литературе и педагогической практике, определялись ведущие позиции исследования (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, база исследования и т.д.) и его понятийное поле, а также осуществлялся поиск рациональных теоретико-методических подходов и анализировались отдельные аспекты развития речевого этикета младших школьников.
На втором этапе (2017 г.) уточнялись гипотеза и задачи исследования, осуществлялась реализация и апробация комплекса методических условий развития речевого этикета младших школьников в образовательном процессе начальной школы, анализировались ход и результаты формирующего эксперимента.
На третьем этапе (2018г.) обрабатывались и уточнялись итоги полученных результатов исследования, определялась логика изложения материала, осуществлялось обобщение полученных результатов, формулировались выводы исследования, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Работа имеет следующую структуру: Введение, две главы,
Заключение, Список использованной литературы и Приложение. Содержание работы представлено на 90 страницах. Список использованной литературы включает 107 названия.
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования, показана его практическая значимость.
В первой главе «Лингвометодические основы формирования лексических умений младших школьников (на материале тематической группы «речевой этикет»)» дается характеристика лексических умений, рассматриваются лингвистические особенности русского речевого этикета, и выявляется роль речевого этикета в формировании лексических умений младших школьников.
Во второй главе «Содержание работы по формированию лексических умений младших школьников в современной начальной школе» дается обзор методической литературы по проблеме формирования лексических умений младших школьников, представлен аспектный анализ программ и учебных книг для начальной школы, описывается экспериментально-методическая работа по проблеме исследования.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В Приложении содержатся материалы экспериментальной работы: дидактический материал, планы-конспекты уроков.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой, Цель современного образования не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура общения. Следовательно, овладение культурой общения - необходимое условие формирования социально активной личности.
Проблема речевого общения широко освещалась в психолого-педагогической, лингвистической и методической литературе. Общие проблемы речевого развития анализируются в работах О.Я. Гойхмана, Н.Ф. Гоноболина, Г.Г. Почепцова, Н.И. Формановской и других авторов. Воспитательный аспект коммуникативности раскрыт в исследованиях А.В. Мудрика, В.Е. Голдина и др.Однако несмотря на значительное количество исследований в области обучения школьников навыкам речевого общения, нерешенными остается много методических проблем, в частности методы и приемы формирования у младших школьников навыков речевого этикета практически не разработаны. В то же время Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО) второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет «...развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка». Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)» (ФГОС НОО, 2011).
Эффективное общение между людьми невозможно без соблюдения правил этикета вообще и речевого этикета в частности, поскольку речевой этикет, основанный на соблюдении правил хорошего тона, выработанных человечеством, знании этикетных норм и умение их применять в повседневном общении, является важнейшей составляющей культуры общения. Поэтому необходимо формировать понятие этикета и развивать речевой этикет, начиная с первого класса начальной школы так, чтобы знание норм и правил речевого поведения и умение их использовать в общении стало важным дополнением к духовным ценностям подрастающего поколения. Проблема формирования у младших школьников навыков речевого этикета является объектом анализа в работах таких авторов, как А.А. Рыжкова, Е.А. Зырянова, А.А. Бондаренко, С.И. Львова, Н.В. Фомина, И.Н. Курочнина и др.
Несмотря на расширение исследований в области обучения школьников навыкам речевого общения, формы и методы обучения младших навыкам речевого этикета как практический инструмент учителя начальных классов практически не разработаны. Анализ лингвометодической литературы (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.И. Формановская и др.), обобщение педагогического опыта позволили нам выявить следующее: несмотря на многочисленные исследования в данной области, полностью решить её пока не удается. Так, на наш взгляд, до сих пор не в полной мере исследованы возможности разных теоретико-методических основ развития речевого этикета младших школьников, недостаточно изучены методические условия указанной проблемы и не в полной мере разработано методико¬технологическое обеспечение проблемы развития речевого этикета младших
школьников. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена следующим:
- повышением роли речевого этикета в обучении межличностному общению младших школьников в условиях демократизации общества, гуманизации общеобразовательной школы;
- недостаточной освещенностью проблемы, связанной с подготовкой младших школьников к общению в учебном процессе и за его пределами с учетом применения правил речевого этикета;
- недостаточной разработанностью методического обеспечения данной проблемы.
Таким образом, есть основания утверждать, что в методике преподавания русского языка и деятельности каждого педагога начальной школы существуют противоречия:
- с одной стороны, между необходимостью создания методических средств развития речевого этикета младших школьников как одной из задач образовательного процесса в начальной школе, с другой - её недостаточной теоретической разработанностью;
- с одной стороны, между объективной потребностью в методике развития речевого этикета младших школьников, с другой - недостаточностью содержательно-методического обеспечения названной области.
На основе анализа актуальности и противоречий была определена проблема исследования, которая заключается в поиске методических условий организации учебного процесса на уроках русского языка, способствующих развитию лексических умений младших школьников на материале тематической группы «речевой этикет».
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование
лексических умений младших школьников на уроках русского языка (на материале слов тематической группы «речевой этикет»).
5
Цель исследования заключается в определении методических условий формирования лексических умений младших школьников (на материале тематической группы «речевой этикет»).
Объектом исследования является процесс формирования лексических умений младших школьников на уроках русского языка (на материале слов тематической группы «речевой этикет»).
Предметом исследования выступают методические условия формирования лексических умений младших школьников на уроках русского языка (на материале слов тематической группы «речевой этикет»).
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что для повышения эффективности работы по формированию лексических умений младших школьников на материале тематической группы «речевой этикет» данную работу следует проводить на уроках русского языка, во-первых, поэтапно, во-вторых, во взаимосвязи с программным материалом; в-третьих, использовать специально разработанные типы упражнений.
Согласно цели и гипотезе исследования ставились и решались следующие задачи:
1. Провести теоретико-методический анализ состояния проблемы развития речевого этикета младших школьников на уроках русского языка.
2. Раскрыть сущность понятия «лексические умения».
3. Охарактеризовать русский речевой этикет как систему и определить его роль в формировании лексических умений младших школьников.
4. Изучить передовой психолого-педагогический и методический опыт по проблеме исследования.
5. Выявить методические условия формирования лексических умений младших школьников (на материале тематической группы «речевой этикет»).
6. Экспериментальным путём проверить эффективность методических условия формирования речевого этикета младших школьников на уроках русского языка.
Теоретико-методологической основой исследования явились идеи и положения, разработанные в теории развития речи (М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, ТА Ладыженская, М.Р. Львов, и др.); общей теории речевой деятельности (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.); положения, раскрывающие культурологические аспекты языкового образования (В.Г. Верещагин,Р.А. Будагов, Л.И. Скворцов и др.); теории речевого этикета как лингвистического и социального явления (Л.А. Введенская, В.Е. Гольдин, А.А. Акишина, Н.И. Формановская и др.); методические положения о формировании навыков речевого этикета школьников (Н.В. Фомина, С.И. Львова, Е.А. Зырянова, А.А. Бондаренко, Е.В. Нечаева, Н.В. Щиголева, В.И. Эмбер, А.А. Рыжкова и др.).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и
лингвистической литературы применялся для эксплицирования терминологического аппарата исследования; обобщение эффективного педагогического опыта для развития речевого этикета младших школьников; организация опытно-поисковой работы по определению уровня развития речевого этикета младших школьников, по практической реализации модели развития речевого этикета младших школьников на уроках русского языка и апробации методических условий; анкетирование, наблюдение, тестирование, статистические методы обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации по развитию у младших школьников речевого этикета служат совершенствованию образовательного процесса в начальной школе, так как разработаны и апробированы методические условия формирования лексических умений младших школьников на материале тематической группы «речевой этикет».
Опытно-экспериментальная база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе 3-4 класса МБОУ Наголенская СОШ. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2016г.) осуществлялось осмысление теоретико-методических аспектов исследования, выявлялось состояние искомой проблемы в научной литературе и педагогической практике, определялись ведущие позиции исследования (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, база исследования и т.д.) и его понятийное поле, а также осуществлялся поиск рациональных теоретико-методических подходов и анализировались отдельные аспекты развития речевого этикета младших школьников.
На втором этапе (2017 г.) уточнялись гипотеза и задачи исследования, осуществлялась реализация и апробация комплекса методических условий развития речевого этикета младших школьников в образовательном процессе начальной школы, анализировались ход и результаты формирующего эксперимента.
На третьем этапе (2018г.) обрабатывались и уточнялись итоги полученных результатов исследования, определялась логика изложения материала, осуществлялось обобщение полученных результатов, формулировались выводы исследования, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Работа имеет следующую структуру: Введение, две главы,
Заключение, Список использованной литературы и Приложение. Содержание работы представлено на 90 страницах. Список использованной литературы включает 107 названия.
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования, показана его практическая значимость.
В первой главе «Лингвометодические основы формирования лексических умений младших школьников (на материале тематической группы «речевой этикет»)» дается характеристика лексических умений, рассматриваются лингвистические особенности русского речевого этикета, и выявляется роль речевого этикета в формировании лексических умений младших школьников.
Во второй главе «Содержание работы по формированию лексических умений младших школьников в современной начальной школе» дается обзор методической литературы по проблеме формирования лексических умений младших школьников, представлен аспектный анализ программ и учебных книг для начальной школы, описывается экспериментально-методическая работа по проблеме исследования.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В Приложении содержатся материалы экспериментальной работы: дидактический материал, планы-конспекты уроков.
Целью современной лингводидактики на этапе школьного образования является воспитание языковой личности, т.е. формирование личности, которая адекватно, свободно и творчески применяет язык в различных ситуациях с целью реализации собственно речевых задач. В современных социолингвистических условиях актуальной становится задача формирования лексических навыков младших в процессе работы с иноязычной лексикой. Анализ иноязычной лексики, представленной в учебниках по литературному чтению, показал, что такая лексика относится к различным тематическим группам: Речевая деятельность всегда связана с общением людей, В процессе деятельности, общения происходит обмен информацией между передающим и воспринимающим информацию, происходит речевое взаимодействие между адресантом и адресатом. При этом общение - очень сложное явление, которое изучается целым рядом наук: психологией, в том числе социальной, социологией - со стороны индивидуальных и групповых черт общающихся, с позиции социальных ролей говорящих; лингвистикой и психолингвистикой -со стороны специфики языковых и речевых единиц общения, разнообразия текстов с точки зрения композиции, стилей, жанров; этнографии - со стороны национальной и групповой специфики общения, в том числе общения ритуального, обрядного. Чтобы это общение протекало успешно, не вызывая дискомфорта у кого-либо из его участников, необходимо соблюдение каждым из них онрс'дс'лс'нных норм, принятых в обществе, норм речевого поведения.
2. В каждом языке существуют средства, соответствующие нравственным нормам жизни и деятельности того или иного народа, В русском языке они представляют собой широкий арсенал единиц языка и речи, накопившихся в течение веков и обеспечивающих возможность удовлетворения различных речевых ситуаций. В результате многократного повторения в стереотипных ситуациях речевой этикет воплотился в специальных устойчивых оборотах, выражениях, формулах общения, которые не создаются заново, а существуют в языковом сознании носителей языка. Умение общаться, соблюдая правила речевого этикета, является показателем степени владения языком, уровня развития речи, важным компонентом общей речевой культуры носителя языка,
В работе мы исходили из того, что для успешного овладения речевым этикетом, необходимо, чтобы у учащихся был определенный запас знаний, который может быть обеспечен организацией специальной работы. Такая работа должна систематически проводиться на уроках русского языка,
С целью реализации данного положения был проведен анализ лингвистической литературы, который показал, что речевой этикет довольно сложен, является важной составной частью культуры речи.
Для организаций и изучения речевого этикета в начальных классах необходимо было выяснить, какими знаниями, умениями и навыками в этой сфере владеют учащиеся, С этой целью была проанализирована методическая литература, действующие программы и обеспечивающие их учебники, был проведен констатирующий срез.
Проведенный анализ показал, что программы и обеспечивающие их учебники не содержат достаточный материал для решения поставленного вопроса. Результаты констатирующего эксперимента показали, что учащиеся начальных классов не имеют достаточных знаний о речевом этикете в целом, поэтому овладение речевым этикетом является важной методической задачей, решение которой возможно лишь при целенаправленной и систематической работе, С этой целью была разработана и экспериментально проверена методическая система упражнений, направленная на формирование лексических умений младших школьников на материале тематической группы «речевой этикет».
В процессе экспериментального обучения для более эффективной и результативной работы по формированию речевого этикета младших школьников, уделяется особое внимание взаимосвязи формирования лексических умений в области речевого этикета с изучением программного материала по русскому языку. В целом, работа по формированию речевого этикета учащихся должна проводиться систематически.
Эффективность разработанных упражнений, используемых приемов и методов работы, была доказана в процессе обучающего эксперимента, В результате проведенного исследования достигнута поставленная цель, реализована выдвинутая рабочая гипотеза.
2. В каждом языке существуют средства, соответствующие нравственным нормам жизни и деятельности того или иного народа, В русском языке они представляют собой широкий арсенал единиц языка и речи, накопившихся в течение веков и обеспечивающих возможность удовлетворения различных речевых ситуаций. В результате многократного повторения в стереотипных ситуациях речевой этикет воплотился в специальных устойчивых оборотах, выражениях, формулах общения, которые не создаются заново, а существуют в языковом сознании носителей языка. Умение общаться, соблюдая правила речевого этикета, является показателем степени владения языком, уровня развития речи, важным компонентом общей речевой культуры носителя языка,
В работе мы исходили из того, что для успешного овладения речевым этикетом, необходимо, чтобы у учащихся был определенный запас знаний, который может быть обеспечен организацией специальной работы. Такая работа должна систематически проводиться на уроках русского языка,
С целью реализации данного положения был проведен анализ лингвистической литературы, который показал, что речевой этикет довольно сложен, является важной составной частью культуры речи.
Для организаций и изучения речевого этикета в начальных классах необходимо было выяснить, какими знаниями, умениями и навыками в этой сфере владеют учащиеся, С этой целью была проанализирована методическая литература, действующие программы и обеспечивающие их учебники, был проведен констатирующий срез.
Проведенный анализ показал, что программы и обеспечивающие их учебники не содержат достаточный материал для решения поставленного вопроса. Результаты констатирующего эксперимента показали, что учащиеся начальных классов не имеют достаточных знаний о речевом этикете в целом, поэтому овладение речевым этикетом является важной методической задачей, решение которой возможно лишь при целенаправленной и систематической работе, С этой целью была разработана и экспериментально проверена методическая система упражнений, направленная на формирование лексических умений младших школьников на материале тематической группы «речевой этикет».
В процессе экспериментального обучения для более эффективной и результативной работы по формированию речевого этикета младших школьников, уделяется особое внимание взаимосвязи формирования лексических умений в области речевого этикета с изучением программного материала по русскому языку. В целом, работа по формированию речевого этикета учащихся должна проводиться систематически.
Эффективность разработанных упражнений, используемых приемов и методов работы, была доказана в процессе обучающего эксперимента, В результате проведенного исследования достигнута поставленная цель, реализована выдвинутая рабочая гипотеза.
Подобные работы
- Формирование лексических умений младших школьников на уроках русского языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО, АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ) В ФОРМУЛИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ (УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2002



