ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности формирования количественных
представлений у детей дошкольного возраста 7
1.2. Средства развития количественных представлений у детей
младшего дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия формирования количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТ 32
2.1. Диагностика уровня сформированности количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста 32
2.2. Апробация педагогических условий, связанных с
формированием количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста 40
2.3. Динамика уровня сформированности количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности формирования количественных
представлений у детей дошкольного возраста 7
1.2. Средства развития количественных представлений у детей
младшего дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия формирования количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТ 32
2.1. Диагностика уровня сформированности количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста 32
2.2. Апробация педагогических условий, связанных с
формированием количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста 40
2.3. Динамика уровня сформированности количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Математические знания, умения и навыки - одни из самых сложных, которыми овладевает подрастающее поколение. Они также включены в содержание общественного опыта. Оперирование математическими знаниями, умениями и навыками требует выполнения системы сложных умственных действий, а также они носят абстрагированный характер. Достаточно рано ребенок в быту, в повседневной жизни и в играх начинает встречаться с ситуациями, требующими хотя и элементарного, но все же математического применения знания и решения отношений, таких как мало, много, поровну, меньше, больше, выбрать определенное количество элементов из множества, умения узнать количество предметов в множестве и так далее. Поначалу с помощью взрослых, а затем дети разрешают самостоятельно возникающие проблемы.
В нынешнее время найдены основные направления и пути работы с младшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений. Очень разнообразно содержание математических представлений, которые формируются у дошкольников, где особое место занимают количественные представления. Ребенком дошкольного возраста количественная характеристика предметных групп осознаётся и в процессе нахождения между предметными множествами взаимно-однозначного соответствия.
Возможности формирования количественных представлений у детей раннего возраста и пути их совершенствования у детей дошкольного возраста изучены В.В. Даниловой, Е.А. Тархановой и др. В отечественной теории и практике дошкольного образования особое внимание проблеме формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста уделяли такие учёные, как: В.В. Данилова, Т.И. Ерофеева, Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Е.А. Носова, Е.В. Родина, А.А. Смоленцева, Е.И. Щербакова.
Основная работа по формированию количественных представлений сопряжена с образованием множеств, группировке предметов, их сопоставлению и преобразованию, подведение детей к усвоению счетных операций в мысленном плане осуществляется на материале первого десятка - это дочисловой этап, который реализуется в младшем дошкольном возрасте.
В литературе уделяется внимание различным средствам формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста:
- дидактические игры и упражнения (А.К. Бондаренко, М.Н. Перова и др.);
- моделирование (А.В. Белошистая);
- малые фольклорные жанры (Е.В. Колесникова) и др.
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование количественных представлений у детей
младшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
В основу исследования нами была положена гипотеза, согласно которой предполагается, что формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями будет успешно, если:
- обеспечить освоение детьми отношений групп предметов по количеству (один, много, мало, ни одного), приемов сравнений множеств (наложение, приложение) в единстве использования соответствующих слов и простых высказываний;
- использовать полученные знания в режимных моментах;
- обогащать предметно-развивающую среду за счет пополнения дидактических игр с опорой на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы.
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть средства развития количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить и апробировать педагогические условия, связанные с формированием количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
4. Изучить уровень сформированности количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ научной литературы и нормативно-правовых документов); эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: МБДОУ «Борисовский детский сад «Ягодка», младшая группа.
В нынешнее время найдены основные направления и пути работы с младшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений. Очень разнообразно содержание математических представлений, которые формируются у дошкольников, где особое место занимают количественные представления. Ребенком дошкольного возраста количественная характеристика предметных групп осознаётся и в процессе нахождения между предметными множествами взаимно-однозначного соответствия.
Возможности формирования количественных представлений у детей раннего возраста и пути их совершенствования у детей дошкольного возраста изучены В.В. Даниловой, Е.А. Тархановой и др. В отечественной теории и практике дошкольного образования особое внимание проблеме формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста уделяли такие учёные, как: В.В. Данилова, Т.И. Ерофеева, Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Е.А. Носова, Е.В. Родина, А.А. Смоленцева, Е.И. Щербакова.
Основная работа по формированию количественных представлений сопряжена с образованием множеств, группировке предметов, их сопоставлению и преобразованию, подведение детей к усвоению счетных операций в мысленном плане осуществляется на материале первого десятка - это дочисловой этап, который реализуется в младшем дошкольном возрасте.
В литературе уделяется внимание различным средствам формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста:
- дидактические игры и упражнения (А.К. Бондаренко, М.Н. Перова и др.);
- моделирование (А.В. Белошистая);
- малые фольклорные жанры (Е.В. Колесникова) и др.
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование количественных представлений у детей
младшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
В основу исследования нами была положена гипотеза, согласно которой предполагается, что формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями будет успешно, если:
- обеспечить освоение детьми отношений групп предметов по количеству (один, много, мало, ни одного), приемов сравнений множеств (наложение, приложение) в единстве использования соответствующих слов и простых высказываний;
- использовать полученные знания в режимных моментах;
- обогащать предметно-развивающую среду за счет пополнения дидактических игр с опорой на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы.
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть средства развития количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить и апробировать педагогические условия, связанные с формированием количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
4. Изучить уровень сформированности количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ научной литературы и нормативно-правовых документов); эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: МБДОУ «Борисовский детский сад «Ягодка», младшая группа.
Анализируя различные литературные источники, можно с уверенностью сказать, что формирование количественных представлений на сегодняшний день актуальна. В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы были рассмотрены понятия «математические представления», «количество», «количественные представления», особенности формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста, что позволяет сделать следующие выводы.
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством, а основу их содержания составляют количественные представления.
На протяжении младшего дошкольного возраста необходимо работать с детьми над множествами. Особое внимание следует уделять формированию представлений о множестве как структурно-целостном единстве и в то же время учить видеть каждый отдельный элемент множества. При этом нет необходимости спешить обучать детей счету с помощью слов-числительных. Значительно важнее научить детей младшего дошкольного возраста приемам поэлементного сравнения двух множеств, установления соответствия между их элементами. А для того, чтобы были реализованы задачи формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Все перечисленные в работе средства развития количественных представлений выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них количественных представлений. Использования разнообразных средств развития в процессе формирования количественных представлений у младших дошкольников влияют на качественные изменения в познавательной деятельности ребенка. Правильное чередование средств позволяет организовать эффективный процесс усвоения знаний.
Для лучшей реализации и соблюдения этапов по формированию количественных представлений, следует использовать различные педагогические условия, а именно создание вокруг младшего дошкольника математической предметно-развивающей и игровой среды. Это обусловлено тем, что наличие различных предметов (игрушек, палочек и других вещей), которые входят в предметно-развивающую среду ребёнка, поможет воспитателю намного эффективнее проводить занятия с наглядной демонстрацией количественных показателей.
Для наиболее успешного формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определенные педагогические условия:
- обеспечение освоения детьми отношений групп предметов по количеству, приемов сравнений множеств (наложение, приложение) в единстве использования соответствующих слов и простых высказываний;
- актуализация полученных приемов и навыков в режимных моментах;
- обогащение предметно-развивающей среды за счет пополнения дидактических игр с опорой на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы.
В ходе изучения сформированности количественных представлений у младших дошкольников было выявлено, что младшие дошкольники имеют недостаточные количественные представления. Большинство дошкольников имеют представление о множестве еще весьма диффузно: оно не имеет четких границ и не воспринимается элемент за элементом. Не осознаётся точно и количественная его сторона. Ребенок действует от какой-либо одной точки отсчета, начинает от середины и раскладывает предметы в обе стороны от нее. Это все позволило сделать вывод о необходимости проделанной работы по формированию количественных представлений у младших дошкольников. При ее разработке мы опирались на педагогические условия, которые включали в себя: обеспечение освоения детьми отношений групп предметов по количеству, приемов сравнений множеств (наложение, приложение) в единстве использования соответствующих слов и простых высказываний; актуализация полученных приемов и навыков в режимных моментах; обогащение предметно-развивающей среды за счет пополнения дидактических игр с опорой на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы.
На формирующем этапе эксперимента в соответствии с календарно-тематическим планом нами были организованы и проведены занятия по математике (1 раз в неделю) на формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Проведенная работа дала определенные результаты: детьми было допущено меньше ошибок, как следствие, появились дети с высоким уровнем сформированности количественных представлений, и уменьшилось количество детей с низким уровнем. Количество детей со средним уровнем практически не изменилось. Его сумели показать те же самые дети. Значит, мы можно сделать вывод о том, что систематическая работа, проводимая не только на занятиях, но и в других видах деятельности помогает ликвидировать пробелы. Начатая работа должна быть продолжена.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что обеспечение освоения детьми отношений групп предметов по количеству, приемов сравнений множеств (наложение, приложение) в единстве использования соответствующих слов и простых высказываний; актуализация полученных приемов и навыков в режимных моментах и обогащение предметно¬развивающей среды за счет пополнения дидактических игр с опорой на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы способствует формированию количественных представлений у младших дошкольников.
Таким образом, сформулированные задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством, а основу их содержания составляют количественные представления.
На протяжении младшего дошкольного возраста необходимо работать с детьми над множествами. Особое внимание следует уделять формированию представлений о множестве как структурно-целостном единстве и в то же время учить видеть каждый отдельный элемент множества. При этом нет необходимости спешить обучать детей счету с помощью слов-числительных. Значительно важнее научить детей младшего дошкольного возраста приемам поэлементного сравнения двух множеств, установления соответствия между их элементами. А для того, чтобы были реализованы задачи формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Все перечисленные в работе средства развития количественных представлений выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них количественных представлений. Использования разнообразных средств развития в процессе формирования количественных представлений у младших дошкольников влияют на качественные изменения в познавательной деятельности ребенка. Правильное чередование средств позволяет организовать эффективный процесс усвоения знаний.
Для лучшей реализации и соблюдения этапов по формированию количественных представлений, следует использовать различные педагогические условия, а именно создание вокруг младшего дошкольника математической предметно-развивающей и игровой среды. Это обусловлено тем, что наличие различных предметов (игрушек, палочек и других вещей), которые входят в предметно-развивающую среду ребёнка, поможет воспитателю намного эффективнее проводить занятия с наглядной демонстрацией количественных показателей.
Для наиболее успешного формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определенные педагогические условия:
- обеспечение освоения детьми отношений групп предметов по количеству, приемов сравнений множеств (наложение, приложение) в единстве использования соответствующих слов и простых высказываний;
- актуализация полученных приемов и навыков в режимных моментах;
- обогащение предметно-развивающей среды за счет пополнения дидактических игр с опорой на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы.
В ходе изучения сформированности количественных представлений у младших дошкольников было выявлено, что младшие дошкольники имеют недостаточные количественные представления. Большинство дошкольников имеют представление о множестве еще весьма диффузно: оно не имеет четких границ и не воспринимается элемент за элементом. Не осознаётся точно и количественная его сторона. Ребенок действует от какой-либо одной точки отсчета, начинает от середины и раскладывает предметы в обе стороны от нее. Это все позволило сделать вывод о необходимости проделанной работы по формированию количественных представлений у младших дошкольников. При ее разработке мы опирались на педагогические условия, которые включали в себя: обеспечение освоения детьми отношений групп предметов по количеству, приемов сравнений множеств (наложение, приложение) в единстве использования соответствующих слов и простых высказываний; актуализация полученных приемов и навыков в режимных моментах; обогащение предметно-развивающей среды за счет пополнения дидактических игр с опорой на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы.
На формирующем этапе эксперимента в соответствии с календарно-тематическим планом нами были организованы и проведены занятия по математике (1 раз в неделю) на формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Проведенная работа дала определенные результаты: детьми было допущено меньше ошибок, как следствие, появились дети с высоким уровнем сформированности количественных представлений, и уменьшилось количество детей с низким уровнем. Количество детей со средним уровнем практически не изменилось. Его сумели показать те же самые дети. Значит, мы можно сделать вывод о том, что систематическая работа, проводимая не только на занятиях, но и в других видах деятельности помогает ликвидировать пробелы. Начатая работа должна быть продолжена.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что обеспечение освоения детьми отношений групп предметов по количеству, приемов сравнений множеств (наложение, приложение) в единстве использования соответствующих слов и простых высказываний; актуализация полученных приемов и навыков в режимных моментах и обогащение предметно¬развивающей среды за счет пополнения дидактических игр с опорой на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы способствует формированию количественных представлений у младших дошкольников.
Таким образом, сформулированные задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Особенности пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Организация деятельности педагога по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Исследование процесса формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Педагогический мониторинг формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста (Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018



