ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности формирования количественных
представлений у детей дошкольного возраста 7
1.2. Средства развития количественных представлений у детей
младшего дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия формирования количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТ 32
2.1. Диагностика уровня сформированности количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста 32
2.2. Апробация педагогических условий, связанных с
формированием количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста 40
2.3. Динамика уровня сформированности количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Математические знания, умения и навыки - одни из самых сложных, которыми овладевает подрастающее поколение. Они также включены в содержание общественного опыта. Оперирование математическими знаниями, умениями и навыками требует выполнения системы сложных умственных действий, а также они носят абстрагированный характер. Достаточно рано ребенок в быту, в повседневной жизни и в играх начинает встречаться с ситуациями, требующими хотя и элементарного, но все же математического применения знания и решения отношений, таких как мало, много, поровну, меньше, больше, выбрать определенное количество элементов из множества, умения узнать количество предметов в множестве и так далее. Поначалу с помощью взрослых, а затем дети разрешают самостоятельно возникающие проблемы.
В нынешнее время найдены основные направления и пути работы с младшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений. Очень разнообразно содержание математических представлений, которые формируются у дошкольников, где особое место занимают количественные представления. Ребенком дошкольного возраста количественная характеристика предметных групп осознаётся и в процессе нахождения между предметными множествами взаимно-однозначного соответствия.
Возможности формирования количественных представлений у детей раннего возраста и пути их совершенствования у детей дошкольного возраста изучены В.В. Даниловой, Е.А. Тархановой и др. В отечественной теории и практике дошкольного образования особое внимание проблеме формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста уделяли такие учёные, как: В.В. Данилова, Т.И. Ерофеева, Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Е.А. Носова, Е.В. Родина, А.А. Смоленцева, Е.И. Щербакова.
Основная работа по формированию количественных представлений сопряжена с образованием множеств, группировке предметов, их сопоставлению и преобразованию, подведение детей к усвоению счетных операций в мысленном плане осуществляется на материале первого десятка - это дочисловой этап, который реализуется в младшем дошкольном возрасте.
В литературе уделяется внимание различным средствам формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста:
- дидактические игры и упражнения (А.К. Бондаренко, М.Н. Перова и др.);
- моделирование (А.В. Белошистая);
- малые фольклорные жанры (Е.В. Колесникова) и др.
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование количественных представлений у детей
младшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
В основу исследования нами была положена гипотеза, согласно которой предполагается, что формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями будет успешно, если:
- обеспечить освоение детьми отношений групп предметов по количеству (один, много, мало, ни одного), приемов сравнений множеств (наложение, приложение) в единстве использования соответствующих слов и простых высказываний;
- использовать полученные знания в режимных моментах;
- обогащать предметно-развивающую среду за счет пополнения дидактических игр с опорой на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы.
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть средства развития количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить и апробировать педагогические условия, связанные с формированием количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
4. Изучить уровень сформированности количественных
представлений у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ научной литературы и нормативно-правовых документов); эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: МБДОУ «Борисовский детский сад «Ягодка», младшая группа.
Анализируя различные литературные источники, можно с уверенностью сказать, что формирование количественных представлений на сегодняшний день актуальна. В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы были рассмотрены понятия «математические представления», «количество», «количественные представления», особенности формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста, что позволяет сделать следующие выводы.
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством, а основу их содержания составляют количественные представления.
На протяжении младшего дошкольного возраста необходимо работать с детьми над множествами. Особое внимание следует уделять формированию представлений о множестве как структурно-целостном единстве и в то же время учить видеть каждый отдельный элемент множества. При этом нет необходимости спешить обучать детей счету с помощью слов-числительных. Значительно важнее научить детей младшего дошкольного возраста приемам поэлементного сравнения двух множеств, установления соответствия между их элементами. А для того, чтобы были реализованы задачи формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Все перечисленные в работе средства развития количественных представлений выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них количественных представлений. Использования разнообразных средств развития в процессе формирования количественных представлений у младших дошкольников влияют на качественные изменения в познавательной деятельности ребенка. Правильное чередование средств позволяет организовать эффективный процесс усвоения знаний.
Для лучшей реализации и соблюдения этапов по формированию количественных представлений, следует использовать различные педагогические условия, а именно создание вокруг младшего дошкольника математической предметно-развивающей и игровой среды. Это обусловлено тем, что наличие различных предметов (игрушек, палочек и других вещей), которые входят в предметно-развивающую среду ребёнка, поможет воспитателю намного эффективнее проводить занятия с наглядной демонстрацией количественных показателей.
Для наиболее успешного формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определенные педагогические условия:
- обеспечение освоения детьми отношений групп предметов по количеству, приемов сравнений множеств (наложение, приложение) в единстве использования соответствующих слов и простых высказываний;
- актуализация полученных приемов и навыков в режимных моментах;
- обогащение предметно-развивающей среды за счет пополнения дидактических игр с опорой на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы.
В ходе изучения сформированности количественных представлений у младших дошкольников было выявлено, что младшие дошкольники имеют недостаточные количественные представления. Большинство дошкольников имеют представление о множестве еще весьма диффузно: оно не имеет четких границ и не воспринимается элемент за элементом. Не осознаётся точно и количественная его сторона. Ребенок действует от какой-либо одной точки отсчета, начинает от середины и раскладывает предметы в обе стороны от нее. Это все позволило сделать вывод о необходимости проделанной работы по формированию количественных представлений у младших дошкольников. При ее разработке мы опирались на педагогические условия, которые включали в себя: обеспечение освоения детьми отношений групп предметов по количеству, приемов сравнений множеств (наложение, приложение) в единстве использования соответствующих слов и простых высказываний; актуализация полученных приемов и навыков в режимных моментах; обогащение предметно-развивающей среды за счет пополнения дидактических игр с опорой на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы.
На формирующем этапе эксперимента в соответствии с календарно-тематическим планом нами были организованы и проведены занятия по математике (1 раз в неделю) на формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Проведенная работа дала определенные результаты: детьми было допущено меньше ошибок, как следствие, появились дети с высоким уровнем сформированности количественных представлений, и уменьшилось количество детей с низким уровнем. Количество детей со средним уровнем практически не изменилось. Его сумели показать те же самые дети. Значит, мы можно сделать вывод о том, что систематическая работа, проводимая не только на занятиях, но и в других видах деятельности помогает ликвидировать пробелы. Начатая работа должна быть продолжена.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что обеспечение освоения детьми отношений групп предметов по количеству, приемов сравнений множеств (наложение, приложение) в единстве использования соответствующих слов и простых высказываний; актуализация полученных приемов и навыков в режимных моментах и обогащение предметно¬развивающей среды за счет пополнения дидактических игр с опорой на зрительные, слуховые, тактильные анализаторы способствует формированию количественных представлений у младших дошкольников.
Таким образом, сформулированные задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон
Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (в ред.
Федерального закона Российской Федерации от 01 мая 2017 года № 93-ФЗ) // Российская газета. - № 94, 03.05.2017.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 // Российская газета. - № 265, 25.11.2013.
3. Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения. Схемы и тексты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2002. - 154 с.
4. Алексеев, А.П. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев [и др.]; Под ред. А.П. Алексеева. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2008. - 496 с.
5. Белошистая, А.В. Играем и конструируем. Книга для родителей и детей 3-4 лет / А.В. Белошистая. - М.: Дрофа, 2008. - 20 с.
6. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.:
Просвещение, 1991. - 207 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
8. Браташ, Э.Е. Средства развития математических представлений у детей дошкольного возраста / Э.Е. Браташ // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5 (часть 2). - С. 148-150.
9. Бубнива, Е.В. Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами устного народного творчества / Е.В. Бубнива // Молодой ученый. - 2015. - № 22.4. - С. 4-7.
10. Воронина, Л.В. Математическое образование в период дошкольного детства: методология проектирования: дис. ... д-ра пед. наук / Л.В. Воронина. - Екатеринбург, 2011. - 437 с.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Апрель, 2010. - 520 с.
12. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии: Учебное пособие / М.А. Габова. - М.: Директ- Медиа, 2014. - 534 с.
13. Гаврина, С.Е. и др. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника / С.Е. Гаврина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - М.: АСТ, 2016. - 240 с.
14. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / А.Г. Гогберидзе. - 2-е изд. - Спб.: Питер- Юг, 2016. - 460 с.
15. Данилова, В.В. и др. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева [и др.]. - СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
17. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
18. Егоров, В.Ф. Теория философии / В.Ф. Егоров, Э.Ф. Звездкина. - М.: Филологическое общество «СЛОВО»; Изд-во Эксмо,2004. - 450 с.
19. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1997. - 175 с.
20. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
21. Иванова, А.В. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Электронный ресурс] / А.В. Иванова, Л.Д. Андреева // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. - URL: https: //www.scienceforum.ru/2015/979/12578#.
22. Игры, задания и упражнения математического содержания для
детей 3-5 лет: Учебно-методическое пособие / Автор-составитель
Л.И. Ермолаева. - Иркутск, 2005. (Библиотека программы «Детство»).
23. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен [и др.]; Под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
24. Касицына, М.А. Дошкольная математика. 1-й год обучения [Текст]: Учебно-практическое пособие / М.А. Касицына, В.Д. Смирнова. - М.: Гном-Пресс, 2006. - 96 с.
25. Корнеева, Г.А. Первые шаги в математику [Текст] / Г.А. Корнеева. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 96 с.
26. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
27. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М.: Владос, 2010. - 647 с.
28. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду [Текст]: (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателя детского сада / Л.С. Метлина. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985. - 223 с.
29. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
30. Методика обучения и воспитания в области дошкольного
образования: Курс лекций: Учебно-методическое пособие / Сост.
И.О. Карелина. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 68 с.
31. Микляева, Н.В. и др. Теория и технология развития математических представлений у детей [Текст]: Учебник / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Изд. центр «Академия», 2014. - 352 с.
32. Минкевич, Л.В. Математика в детском саду. 2-я младшая группа [Текст] / Л.В. Минкевич. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 72 с.
33. Михайленко, Н.Я. и др. Игра с правилами в дошкольном возрасте
[Текст]: руководство практического психолога / Н.Я. Михайленко,
Н.А. Короткова. - 4-е изд. - М: Академический проект, 2002. - 160 с.
34. Михайлова, З.А. Игровые задачи для дошкольников [Текст] /
З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 144 с.
35. Михайлова, З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.Д. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 184 с.
36. Монтессори, М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики [Текст] / Перевод Займовский C. - СПб.: Астрель, М.: АСТ, 2005. - 272 с.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2007. - 637 с.
38. Мухина, В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие [Текст] / В.С. Мухина, А. Хвостов. - 7-е изд. - М.: Академия, 2008. - 624 с.
39. Непомнящая, Р.Л. и др. Математика до школы [Текст] / Р.Л. Непомнящая, А.А. Смоленцева, Михайлова З.А. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 191 с.
40. Нищева, Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 16 с.
41. Новейший энциклопедический словарь. 20000 статей. - М.: Астрель, АСТ, Хранитель, ОГИЗ, 2004. - 1424 с.
42. Носова, Е., Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 95 с.
43. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
44. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М.Н. Перова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 144 с.
45. Петерсон, Л.Г., Холина, Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька... Математика для детей и их родителей: В 2-х ч.: Ч. 1. - 2-е изд., испр. - М.: Баласс, 2005. - 64 с.
46. Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста [Текст] / В.Ф. Петрова. - Казань: Каз.федер.ун-т, 2013. - 203 с.
47. Пидкасистый, П.И. и др. Педагогика [Текст]: Учебник / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; Под ред. П.И. Пидкасистого. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 624 с.
48. Ракова, Н.А. Педагогика современной школы [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.А. Ракова. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. - 215 с.
49. Смолякова, О.К. Математика для дошкольников [Текст]: Учебное пособие / О.К. Смолякова, Н.В. Смолякова. - М.: ИЗДАТ-ШКОЛА, 1998. - 256 с.
50. Снегирева, Т.В., Архипова, Т.Т. Педагогическая психология:
информационные материалы курса [Текст]: Учебное пособие /
Т.В. Снегирева, Т.Т. Архипова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 290 с.
51. Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников [Текст] / Е.В. Соловьева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 157 с.
52. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика
[Текст]: Учебное пособие / М.Г. Сорокова. - 5-е изд., испр. - М.:
Издательский центр «Академия», 2013. - 384 с.
53. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1998. - 280 с.
54. Тарунтаева, Т.В. и др. Развитие математических представлений у
дошкольников [Текст]: Методическое пособие / Т.В. Тарунтаева,
Т.И. Алиева. - М.: Творческий Центр Сфера, 2014. - 223 с.
55. Тарханова, Е.А. Теория и методика развития математических
представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Тарханова. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный педагогический
институт, 2005. - 50 с.
56. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учебное пособие / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
57. Шаталова, Е.В. Использование математических загадок в детском саду / Е.В. Шаталова. - Белгород, 1997. - 60 с.
58. Шевелев, К.В. Дошкольная математика в играх [Текст] /
К.В. Шевелев. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 80 с.
59. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие [Текст] / Е.И. Щербакова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 272 с.
60. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития
дошкольников [Текст]: Учебное пособие / Е.И. Щербакова. - М.:
Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.