Введение 4
Глава 1. Портфель брендов компании: теоретические аспекты 5
1. Понятие бренда и портфеля брендов. Функции бренда в современной экономике 5
1.2 Анализ подходов к формированию портфеля брендов 15
1.3 Методы оценки стоимости брендов 21
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Управления портфелем брендов 29
2.1 Принципы управления портфелем брендов 29
2.2 Стратегические решения в рамках портфеля брендов 32
2.3 Управление портфелем брендов на практическом примере компании 37
Выводы по главе 2 48
Заключение 49
Список литературы
Настоящая работа посвящена рассмотрению проблемы управления портфелем брендов. Актуальность проблемы связана с тем, что она пропитывает огромные сегменты рынка. Тема управления портфелем брендов будет значимой и при выходе компании на новые сегменты рынка и при снижении лидерства отдельного бренда фирмы на рынке. Также, разъяснение основных положений портфеля брендов помогает организовать структуру брендов и избежать путаницы у сотрудников компании, а стоящие за ними предложения были бы ясными для потребителя. Следует упомянуть о том, что неизбежно встает вопрос управления брендом (портфелем брендов) при выходе компании на иностранные рынки.
Цель работы - исследовать стратегии управления портфелем брендов компании и обосновать выбор стратегии для компании занимающейся производством моторных масел.
Задачи работы:
- Провести анализ портфеля брендов компании.
- Исследовать подходы к понятию бренда и портфеля брендов
- Выяснить функции бренда и их классифицировать их.
- Сравнить подходы к формированию портфеля брендов.
Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена теоретическим аспектам, где рассматриваются понятия портфеля брендов их функции, анализ подходов к формированию портфеля брендов, методы оценки бренда и портфеля брендов. Вторая глава рассматривает проблемы управления портфелем брендов и стратегические решения в рамках портфеля брендов.
В качестве основных литературных источников использовались классические маркетинговые труды Д. Аакера и Ф. Котлера. Также были проанализированы основные
труды отечественных и иностранных маркетологов, таких как С.А. Старов, И. Герчикова, Г. Абрамишвили, Т. Амблер, К. Келлер.
В процессе работы над данным проектом мы выявили следующие аспекты.
1. Исходя из опыта и трудов зарубежных и русских авторов, мы добились формирования собственного представления о предмете исследования. Следует привести те определения, которые мы смогли самостоятельно вывести.
Совокупность всех ассоциаций, связанных у потребителя с определенной компанией, товаром или услугой, влияющие на принятие решения о покупке, сотрудничестве, называется брендом.
Собственное представление о понятии «портфель брендов» будет звучать так: совокупность брендов компании, определенным образом влияющие на внешнюю среду, как по отдельности, так и во взаимодействии и в свою очередь подвергающиеся влиянию внешней среды, но воздействие портфеля брендов на рынок можно регулировать посредством его управления.
Под управлением мы будем понимать совокупность процессов организации, планирования и контроля существующей для постановки целей компании или для определенного бренда чтобы достигать их.
2. Мы определили, что в области функций бренда и портфеля брендов можно утверждать следующее. Бренд выполняет большое количество функций, однако основные функции - это отождествление товара и его производителя и чёткая идентификация товара среди идентичных ему.
Таким образом, в первой главе мы проработали точную классификацию понятий и функций бренда, определили основные положения, на которые мы будем опираться в нашей работе.
Во второй главе мы проанализировали подходы к типологии портфелей брендов. Бренды делятся в зависимости от ценовой категории, роли по отношению друг к другу и рынку, по роли внутри портфеля и по роли в структуре портфеля. Кроме того, деление брендов и портфелей брендов можно провести по визуальной и вербальной идентификации, выделить типы бренда в зависимости от видения в системе эмоциональных ценностей потребителя. Существуют также бренды в зависимости от планов на создание или уже существующих брендов, сопутствующих им.
Затем были проанализированы методы оценки брендов. В основные методы входят следующие: методика компаний Interbrand и модель оценки Brand Finance, метод освобождения от роялти и метод преимущества в прибылях.
В качестве центральных выводов стоит отметить, что данные методы отличаются по необходимым данным и оценивают бренд с не слишком большой долей точности. Нельзя точно сказать, какой из показателей оказывает наибольшее влияние, скорее, следует обращать внимание на совокупность этих показателей.
Далее мы анализировали ситуации, в которых возможно применение стратегического подхода к управлению брендами. Таким образом мы добились описания большинства возможных бизнес-моделей и рассмотрели вариации действий в каждой из них. Также было приведено описание параметров, которые влияют на улучшение качества портфеля брендов и принципы, согласно которым целесообразно выполнять анализ портфелей брендов.
Можно отметить то, что поставленные нами задачи были полностью выполнены.
Кроме того, данная работа может иметь дальнейшее продолжение в качестве более прикладной. Приоритетными направлениями развития можно назвать продолжение моделирования ситуаций управления брендами для составления полной инструкции необходимых действий при различных ситуациях.
1. Aaker D.A., Joachimsthaler E., Brand Leadership, 2000, The Free Press, USA.
2. Best Global Brands // Business Week. — 2006. — August 7.
3. David F. D’Alessandro. Brand Warfare: 10 Rules for Building the Killer Brand. McGraw- Hill book, 2001, USA.
4. Jack Traut, Steve Rivkin "Differentiate or Die: Survival in Our Era of Killer Competition", 2008.
5. James R. Gregory «Leveraging the Corporate Brand» McGraw-Hill, 1997, USA
6. Keller, Kevin Lane: Strategic Brand Management, 3rd edition, Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall 2008.
7. Keller, К. L. Strategic Brand Management / К. L. Keller. - New Jersey, 2003.
8. Laforet S., Saunders J.A. Managing Brand Portfolios: How Strategies Have Changed // Journal of Advertising Research. — 2005.
9. Laforet S., Saunders J.A. Managing Brand Portfolios: How the Leaders Do It // Journal of Advertising Research. — 2005.
10. Laforet S., Saunders J.A. Managing Brand Portfolios: Why the Lead- ers Do What They Do // Journal of Advertising Research. — 1999.
11. Olins W. The New Guide to Identity. — Aldershot: Gower, 1995.
12. Аакер Д., Йохимштайлер Э. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга / Пер. с англ. — М.: Издательский дом Гребенникова. — 2003.
13. Аакер Д. Создание сильных брендов. - М.: «Издательский дом Гребенникова», 2003. - 440 с.
14. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление: Пер.с англ.. - 6-е междунар.изд.. - СПб.: ПИТЕР. - 2002. - 544 с.
15. Аакер Д.А. Стратегия управления портфелем брендов/Д. А. Аакер. - 2008, Эксмо - 320 стр
16. Ванэкен Б. Бренд-помощь / Перев. с англ. И. Малковой под ред. В. Домнина. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
17. Генри Чармэссон "ТОРГОВАЯ МАРКА. Как создать имя, которое принесет миллионы" - Питер, 2011.
18. Гусева О. Концепция брэндинга // Рекламные идеи - YES! - 1998
19. Джек Траут, Эл Райс "Позиционирование. Битва за умы", 2007.
20. Дроздова, С.Н. Маркетинг на промышленном предприятии/ С.Н. Дроздова. - Бобруйск, 2013.- 110 с.
21. Дымшиц М. Н. Потребительская лояльность. С. П., 2007.
22. Захарычев, Л. С. Модель управления брендами предприятий-производителей / Л. С. Захарычев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 5.
23. Капферер Ж.-Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности / Пер. с англ. — М.: Вершина. — 2007.
24. Капферер Ж.-Н. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности современного брэндинга Пер. с фр. Н.С.Добробабенко, А.В .Полунина. - М.: ИНФРА- М. - 2002. - 210 с.
25. Келлер К.Л. Стратегический брэнд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом: Пер. с англ. К.Л. Келлер. - 2-е изд. - М. и др.: ИД Вильямс. - 2005. - 697 с.
26. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - Санкт-Петербург, Питер . - 2010. - 814с.
27. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. - СПб.: Нева: ОЛМА-Пресс. - 2003. - 219 с.
28. Кузьмина О.Г. Бренд-менеджмент. Учебное пособие. РИОР, Инфра-М, Высшее образование. 2017 - 176 с.
29. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы Менеджмента (Management) = Management / пер. Л. И. Евенко. — М.: Дело, 1997. — 704 с. — (Зарубежный экономический учебник).
30. Макашев, М. О. Бренд : учебное пособие для вузов / М. О. Макашев. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2004. - 207 с.
31. Мурашкин Н.В. Менеджмент предприятия: учебник для вузов/ под ред. д.э.н., проф. Н.В. Мурашкина, д.т.н., проф. Э.М. Гусейнова/ Мурашкин Н.В., Гусейнов Э.М. , Гусейнова Н.Э., Мурашкин А.Н., Тюкина О.Н. СПб.: СПбГЛТА им. С.М. Кирова, 2010, 432 с.
32. Райс Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость /Пер. с англ. — СПб: Питер. — 2001.
33. Рожков И. Я. От брендинга к бренд-билдингу / И. Я. Рожков, В. Г. Кисмерешкин. - М. : Гелла-принт, 2004. - 255 с.
34. Рудая Е. А. Основы бренд-менеджмента : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Рудая. - М.: Аспект-пресс, 2006. - 256 с.
35. Старов С.А. Управление брендами: учебник/ С.А. Старов; Высшая школа менеджмента СПБГУ - 3-е изд. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2015. - 500 с.
36. Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский. Маркетинг: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.
Интернет источники.
37. Глоссарий бизнес-школы SRC - http://www.sre-master.ru/glossary.php
38. Онлайн журнал «Лаборатория рекламы, маркетинга и PR», №5 (42), 2005 - http:// www.advlab.ru/arti eles/arti ele410.htm
39. Онлайн словарь экономических терминов - http://www.inventeeh.ru/lib/glossary/
40. Рейтинг лучших брендов по версии компании Interbrand - http://www.interbrand.eom/ ru/Default.aspx
41. Рейтинг лучших брендов по версии компании Millward Brown - http:// www.millwardbrown.eom/
Кузьмина О.Г. Бренд-менеджмент. Учебное пособие. РИОР, Инфра-М, Высшее образование. 2017 - 176 с.