ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ 10
СИРОТСТВА
1.1 Теоретические подходы к изучению сиротства как социального 10 явления
1.2 Формы жизнеустройства сирот в США 19
1.3 Специфика жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без 31 попечения родителей, в странах Западной Европы
2. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 39
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ
2.1 Анализ регионального опыта жизнеустройства детей-сирот и детей, 39 оставшихся без попечения родителей
2.2 Возможности и ограничения использования зарубежных технологий 52 жизнеустройства сирот в отечественную социальную практику
2.3 Имплементационная модель жизнеустройства детей-сирот и детей, 61 оставшихся без попечения родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 89
Актуальность исследования. Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Задача общества состоит в том, чтобы вырастить из них полноценных, здоровых граждан, привить им профессиональные и различные жизненные навыки, которые облегчат последующую социальную адаптацию.
По официальным данным сейчас в России около 4 млн. беспризорных детей, 700 тыс. детей-сирот, 95% из которых сироты при живых родителях. По данным статистики Минобразования и науки РФ, из 100 тыс. ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, 70% передаются на воспитание в семьи, 30% - в детские интернатные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты общего типа, интернаты для детей с ограниченными возможностями [3].
В последние десятилетия, по сравнению с биологическим, постоянно увеличиваются показатели социального сиротства. Его первопричиной выступает неблагополучие в кровной семье, которое следует преодолевать развитием системы доступной квалифицированной помощи, включающей комплекс правовых, социальных, медицинских, психологических, педагогических услуг, направленных на сохранение кровной семьи ребенка, что позволит снизить масштабы социального сиротства. Вместе с тем, реабилитация биологических родителей требует значительного времени, в течение которого дети, изъятые из семьи на неопределенный период, как правило, вынуждены проходить через целую сеть стационарных социальных, медицинских, образовательных учреждений. Это, несомненно, оказывает негативное влияние на процесс социализации детей.
Мировая практика показывает, что содержание сирот в интернатных учреждениях не приносит желаемого результата. По мнению зарубежных и отечественных ученых, у несовершеннолетних, проживающих в детских домах, в отличие от их ровесников, растущих в семьях традиционного типа, наблюдается не только физическое, умственное и психическое отставание в развитии, но и формируются специфические черты, которые позволяют им приспосабливаться к условиях интернатного учреждения, но не способствуют адекватной адаптации в социуме.
Вместе с тем, изучение и частичное внедрение зарубежного опыта в отечественную социальную практику у российских сирот появится возможность приобрести опыт проживания в семье и успешно адаптироваться в обществе; мировой опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей может лечь в основу разработки отечественных унифицированных государственных стандартов, инновационных технологий работы с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении, предотвратить и минимизировать социальное сиротство в нашей стране.
Степень разработанности проблемы. Сиротство как научная проблема широко освещается в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых.
В отечественной науке ее изучение начинается с трудов исследователейХ1Х в. - И.И. Бецкого, А.С. Вирениуса, А.И. Забелина, Н.И. Новикова, Н.В. Яблокова.
В начале ХХ века вопросы попечения о беспризорных детях получили развитие в работах В.Ф. Залеского, М.А. Ошанина, М.Д. Путерена, С.Э. Тирмена.
Опыт советского государства в области социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, отражен в работах А.А. Виноградова, И.Н. Войткевич, Ю.В. Гербеева, О.П. Ильинской, A.M. Коллонтай, А.В. Луначарского.
В конце ХХ века проблема сиротства рассматривалась в трудах отечественных социологов - А.И. Антонова, С.И. Голода, М.С. Мацковского, А.М. Прихожан, И.Н. Толстых, Ю.П. Синельщикова, А.Г. Харчева через призму семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, отказов от детей, распределения государственной социальной помощи.
В настоящее время вопросы отечественной теории и истории социального призрения детей-сирот разрабатываются в трудах М.С. Астоянц, Т.А. Гурко, Т.З. Козловой, Н.И. Ловцовой, И.И. Осиповой, Л.И. Савинова, В.Г. Яковлевой.
Специфика оказания социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, а также особенности проведения социальной политики в отношении данной социальной группы отражены в исследованиях З.Н. Лазаревой, М.В. Рабжаевой, Е.А. Тюгашева, О.В. Фетисовой, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой.
Значительный вклад в изучение причин сиротства внесли зарубежные ученые - С. Браун, Д.П. Райен Т.Л. Хендерсон, Дж. Хонг (алкогольная зависимость, изъятие детей из семьи, лишение родительских прав); Р. Джолли, Р. Гин, Д. Говард, М.В. Митчел, С. Томас, Н. Стенли, Л. Хантрайс, Е. Херман, М. Фреундлих (процесс социальной адаптации сирот в условиях замещающей семьи).
Объект исследования - зарубежный опыт жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - возможности и ограничения имплементации зарубежного опыта жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отечественную социальную практику.
Цель исследования - изучение возможностей и ограничений имплементации зарубежного опыта жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отечественную социальную практику, а также разработка имплементационной модели жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оценка ее эффективности в деятельности учреждений социальной защиты семьи и детства (на примере ГБУ СО «Балашовский центр помощи семье и детям «Семья» (стационарное отделение).
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть сущность проблемы сиротства, ее генезиса и причин посредством теоретического анализа научной литературы, статистических данных, вторичных результатов исследований;
2) изучить зарубежный опыт жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявить его возможности и ограничения;
3) разработать имплементационную модель жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оценить ее эффективность в деятельности учреждений социальной защиты семьи и детства (на примере ГБУ СО «Балашовский центр помощи семье и детям «Семья» (стационарное отделение).
Гипотеза исследования: имплементация зарубежного опыта
жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отечественную социальную практику будет более успешной при условии учета возможностей и ограничений отечественной системы социальной защиты населения, а также разработки имплементационной модели жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на повышение эффективности деятельности социальных учреждений, работающих с семьями и детьми.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучный системный подход, позволивший рассмотреть трансформацию системы интернатных учреждений для детей-сирот, а также их замещение семейными формами жизнеустройства (И. И. Корчагина, М. А. Малкова, А. И. Пишняк, Л. Н. Овчарова, И. И. Осипова, Е. Р. Ярская-Смирнова); культурно¬историческая теория развития личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия); социально-психологический подход, позволивший рассмотреть процесс реформирования социальных отношений с позиций изменения социально¬психологического климата, создания гуманной, личностно-ориентированной среды (Ю. А. Володина, Л. Д. Гулина, Н. П. Иванова, В. Н. Ослон, Г. В. Семья); политико-правовой подход, который был применен для анализа реформирования интернатных учреждений и преобразования их в структуры семейного жизнеустройства (А. Васильев, С. Н. Кошман, А. Б. Леонидова, Р. Л. Мурзин).
Методы исследования включали:
1. Методы общетеоретического исследования: анализ, обобщение, сравнение, систематизация данных (позволили получить актуальную информацию об изучаемой проблеме).
2. Методы сбора первичного эмпирического материала: анализ документов, нормативно-правовых актов, статистических данных, обобщение научно¬исследовательских работ и передового отечественного и зарубежного опыта по исследуемой проблеме; опрос (экспертный опрос; массовый опрос) (позволили выявить основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наметить пути их решения).
3. Методы обработки первичного эмпирического материала: количественный (метод описательной статистики, с применением программного обеспечения SPSS 22.0) и качественный анализ результатов исследования (позволили выявить отношение населения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; определить основные группы условий, влияющих на процесс деинституционализации сиротства в субъектах Российской Федерации).
Эмпирическую базу исследования составили:
- данные официальной отечественной и зарубежной статистики, характеризующие состояние и особенности современной демографической ситуации, социальное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— отчетные документы ГБУ СО «Балашовский центр социальной помощи
семье и детям «Семья»;
— вторичный анализ результатов отечественных и зарубежных эмпирических исследований по проблеме жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— результаты социологического исследования «Отношение населения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Саратовской области», проведенного автором в 2015 г. методом анкетирования (массовый опрос) (п = 532);
— результаты экспертного опроса (интервьюирование) (п=12)
руководителей и специалистов социальной сферы, курирующих вопросы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области.
Научная новизна исследования заключается в разработке имплементационной модели жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положение, выносимое на защиту. Зарубежный опыт, критически осмысленный и преломленный через призму культурно-исторического и социального потенциала нашей страны, может быть использован в отечественной социальной практике. Разработка имплементационной модели жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит повысить эффективность работы социозащитных учреждений, работающих с семьями, находящимися в социально опасном положении, по профилактике семейного неблагополучия; латентного сиротства; активной пропаганде семейных форм устройства сирот; организации комплексного социального сопровождения приемных семей независимо от региона проживания.
Научно-практическая значимость исследования. В работе раскрываются теоретические и практические аспекты использования зарубежного опыта работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в деятельности отечественной системы социальной защиты семьи и детства; формулируются выводы и рекомендации, направленные на выработку эффективных технологий работы с данной социальной категорией.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке региональных и муниципальных программ совершенствования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в процессе подготовки и переподготовки специалистов, работающих с семьями и детьми группы «риска».
Апробация результатов исследования. Основные положения
и выводы диссертационного исследования были представлены на следующих международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Инновационные технологии работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: региональный опыт социальных преобразований» (Балашов, 2016); «Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход» (Саратов, 2016); «Теория и практика социальной работы: история и современность» (Барнаул, 2015); «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (Белгород, 2015); «Опыт организации деятельности социальных служб: состояние, региональные особенности, перспективы развития» (Таганрог, 2014).
Основные результаты исследования отражены в 20 публикациях автора, в том числе, четыре в журналах, индексируемых в Scopus (2014; 2015, 2016), две - в журналах ВАК.
Сиротство было присуще всегда человеческому обществу на всем протяжении его исторического развития. Биологические сироты появлялись в результате гибели родителей в результате войн, эпидемий, стихийных бедствий, голода, тяжелых условий труда и быта. Однако в настоящее время доля биологических сирот в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, крайне мала. Основную долю составляют социальные сироты, т.е. дети, чьи родители живы, но по ряду причин не занимаются их содержанием, развитием, воспитанием; злоупотребляют своими родительскими обязанностями; жестоко обращаются с детьми. В результате государство вынуждено изымать детей из семей, прибегать к ограничению или лишению родителей родительских прав; организовывать процесс жизнеустройства сирот; наделять их особыми правами и льготами, осуществлять меры государственной социальной помощи и поддержки для ликвидации социального неравенства по сравнению с детьми, воспитывающимися в благополучных кровных семьях.
До конца XX века основными формами устройства сирот в нашей стране были помещение их в образовательные, лечебные учреждения интернатного типа (дома малютки, детские дома, дома-интернаты для детей с различными отклонениями в развитии, детские больницы, реабилитационные центры, пр.), реже под опеку/попечительство и усыновление. Вместе с тем, отечественными и зарубежными учеными доказано, что длительное пребывание детей в системе институционализации приводит к формированию депривированной личности, не способной адекватно адаптироваться в социуме, получить образование, трудоустроиться, создать семью, воспитать собственных детей.
В начале XXI века в нашей стране начался процесс деинституционализации сиротства, т.е. изменение отношения государства к жизнеустройству сирот, что привело к реформированию системы интернатных учреждений, перепрофилированию их в организации по сопровождению замещающей семьи, внедрению инновационных семейных форм, хорошо
зарекомендовавших себя за рубежом, в том числе приемные (фостерные) семьи; патронат, семейные воспитательные группы, деревни -SOS.
Богатый опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в США показывает, что подавляющее число детей, изъятых из кровной семьи, помещается в фостерную; существует хорошо отлаженный механизм поиска, отбора, предварительной подготовки кандидатов в приемные родители, лицензирования деятельности профессиональных приемных семей на основе, как федеральных стандартов, так и законодательства каждого штата, что приводит к появлению широкого разнообразия требований к потенциальным приемным родителям.
В странах Западной Европы (Германии, Франции, Великобритании) сложились свои системы помощи сиротам, на основе действующего национального законодательства, с учетом требований международного права. Замещающие родители имеют возможность получать заработную плату за свой труд; содержание на опекаемых детей; пенсию; иметь отпуск; выходные дни.
Реформирование интернатной системы жизнеустройства сирот в нашей стране нуждается в новых технологиях, которые могут быть позаимствованы, переосмыслены и использованы с учетом социокультурного, экономического, политического потенциала нашей страны. Наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является расширение возможностей приемной семьи, о чем уже свидетельствует статистика, полученная из субъектов РФ: наметилась явная позитивная тенденция к увеличению доли детей, переданных на семейные формы устройства за последние десять лет; снизилось количество интернатных учреждений для сирот и контингента в них; перепрофилирование детских домов в центры социального сопровождения замещающих семей.
Разработанная нами имплементационная модель жизнеустройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе обширного эмпирического материала, позволит расширить возможности отечественных социальных служб, оказывающих помощь семьям с детьми.
1. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 30 дек. 2015 г.]. / Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/10105807/.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 5 августа 2000: по состоянию на 13.11.2016 г.]. / КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/doc.
3. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: http: //www.gks .ru.
4. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: [федер. закон: принят Гос. Думой от 21.12.1996 г.: по состоянию на 13.11.2016 г.]. / Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/10135206/.
5. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон: принят Гос. Думой 19 мая 1995 г: по состоянию на 15.11.2016 г.]. КонсультантПлюс. URL: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW.
6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 июня 1999 г.: по состоянию на 13.11.2016 г.]. / Гарант: информационно¬правовой портал. URL: http://base.garant.ru/12116087/1/.
7. О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте до трех лет гражданам, проживающим на территории Саратовской области, при рождении третьего и последующих детей: Закон Саратовской области от 26.10.2012 № 158-ЗСО. Консультант плюс. URL: www.consultant.ru.
8. О социальной поддержке и материальном обеспечении приемных семей в Саратовской области: закон Саратовской области от 09.11.2007 № 248- ЗСО. URL: http://base.garant.ru/9553886.
9. Об утверждении порядка и размера ежемесячных денежных выплат
на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в Саратовской области: закон Саратовской области от 29.12.2004 № 134-ЗСО. URL:
http: //russia. bestpravo. ru/sarat/data02/tex12880. htm.
10. Саратовская область. Правительство. Министерство образования
Саратовской области. Официальный портал. URL:
http: //minobr. saratov. gov.ru/news/7245/.
11. Саратовская область. Правительство. «О внесении изменений в Закон Саратовской области “Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области”»: [закон Саратовской области: принят Сарат. обл. Думой. 25 июля 2012 года: по состоянию на 11.11. 2016 г.]. URL: http://saratov.gov.ru/gov/docs/zakon-saratovskoy-oblasti-123-zso-ob-obespechenii- dopolnitelnykh-garantiy-prav-na-imushchestvo-i-zhi/.
12. Саратовская область. Правительство. О Стратегии действий в интересах детей Саратовской области на 2013-2017 годы : постановление от 5.02.2013, № 46-П. URL: http: //www. garant. ru/hotlaw/saratov/459460/.
13. Бахтин, М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Наука, 1986. - 243 с.
14. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукманн. - М.: Медиум, 1995. - 323с.
15. Боулби, Дж. Привязанность : пер. с англ. / Дж. Боулби. - М. :Гардарики, 2003. - 477 с.
16. В повестке дня социальное сиротство: «дети улиц» на страницах
региональных газет. URL: http: //www.tolerance.ru/Deti-ulic-
pred.php?PrPage=Sirot.
17. Войткевич, И. Н. История беспризорности в России в 20-е годы ХХ века / И. Н. Войткевич // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. URL: http://www. science-education.ru.
18. Володина, Ю. А. Деинституционализация детей-сирот в открытом социокультурном пространстве : монография / Ю. А. Володина, Н. В. Матяш, М. С. Сидорина. - М. : Педагогическое общество России, 2012. - 256 с.
19. Гавра, Д. П. Понятие социального института / Д. П. Гавра // Регион. Экономика, политика, идеология. - 1999. - № 1-2. - С. 14-18.
20. Гулина, М. А. Словарь-справочник по социальной работе / Л. Д. Гулина. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
21. Гулина, Л. Д. Положительные и отрицательные аспекты реструктуризации интернатных учреждений / Л. Д. Гулина // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 2. - С. 258-262.
22. Гурко, Т. А. О концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года: экспертная оценка / Т. А. Гурко // Социолог. наука и социал. практика. - 2013. - № 3. - С. 33-52.
23. Гурко, Т. А. Становление института приемной семьи в регионах / Т. А. Гурко, О. А. Белобородова // Социологические исследования. - 2009. - №
12. - С. 135-139.
24. Давыдова, Н. О. Концептуальный подход к анализу заболеваемости и инвалидности детей-сирот / Н. О. Давыдова, И. И. Черемушникова // Современная медицина: теоретические и практические аспекты: материалы международной заочной научно-практической конференции (2 октября 2012 г.). - Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. - С. 75-81.
25. Дементьева, И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И. Ф. Дементьева. - М. : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. - 236 с.
26. Дуденкова, И. «Детский вопрос» в социологии: между
нормативностью и автономией / И. Дуденкова // Социология власти. - 2014. - № 3. - С. 47-59.
27. Зайцева, Н. Деинституционализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в контексте социальной политики в г. Москве / Н. Зайцева // Власть. - 2010. - № 12. - С. 99-101.
28. Ильина, О. Ю. Интересы родных и приемных детей : проблема гармонизации и приоритета / О. Ю. Ильина // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2010. - № 4. - С. 31-35.
29. Как законно усыновить ребенка в Германии. Правовая информация. URL: http://recht.germany.ru/diverse.db.
30. Кон, И. С. Детство как социальный феномен / И. С. Кон // Журнал исследований социальной политики. - 2004. - № 2. - С. 151-174.
31. Корчагина, И. И. Факторы семейного неблагополучия и механизмы профилактики социального сиротства: результаты анализа и рекомендации / И. И. Корчагина, А.И. Пишняк, М. А.Малкова ; под ред. Л. Н. Овчаровой, Е. Р. Ярской-Смирновой ; Независимый ин-т социал. политики, Фонд поддержки детей, находящихся в труд.жизн. ситуации. - М. : НИСП, 2010. - 191 с.
32. Лазарева, З. Н. Роль социальных служб в социализации и социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни / З. Н. Лазарева // Вестник Мордовского университета. - 2010. - № 2. - С. 84-86.
33. Ловцова, Н. И. Анализ практик фостерного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / Н. И. Ловцова // Социальная политика и социология. - 2006. - № 1. - С. 74-87.
34. Ловцова, Н. И. Демографическая проблема: кто виноват и что делать? / Н. И. Ловцова, Е. Р. Ярская-Смирнова // Мир России. - 2005. - № 4. - С. 78-103.
35. Ловцова, Н. И. Социальное сиротство: региональные и
муниципальные ресурсы контроля / Н. И. Ловцова // Журнал исследований социальной политики. - 2009. - Т. 7, № 2. - С. 197-222.
36. Мурзин, Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей : семейно-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Роман Львович Мурзин. - М., 2006. - 203 с.
37. Мустаева, Ф. А. Семья в условиях финансово-экономического кризиса / Ф. А. Мустаева // Социологические исследования. - 2010. - № 7. - С. 66-68.
38. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: ООО «А ТЕМП», 2008. - 944 с.
39. Олиференко, Л. Я. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга // Социальная педагогика. - 2010. - № 2. - С. 75-85.
40. Осипова, И. И. Социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоления : монография / И. И. Осипова. - Н. Новгород : Изд-во НИСОЦ, 2009. - 208 с.
41. Ослон, В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В. Н. Ослон. - М. : Генезис, 2006. - 368 с.
42. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
43. Палиева, Н. А. Замещающие семьи - благо для сироты / Н. А. Палиева, Е. В. Заика // Социальная защита. - 2010. - № 3 (213). - С. 18-21.
44. Плаксин, В. А. Сиротство детей в России как комплексная медико-социальная проблема : обзор лит. / В. А. Плаксин, Н. Ю. Плаксина // Экология человека. - 2009. - № 5. - С. 9-15.
45. Прапорщикова, В. Л. Профессиональная замещающая семья: реальность и ожидания / В. Л. Прапорщикова // В мире научных открытий. - 2011. - Т. 21, № 9.5. - С. 1325-1332.
46. Прихожан, A. M. Психология сиротства / A. M. Прихожан, Н. Н. Толстых. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 416 с.
47. Прядко, Н. А. Адаптация ребенка в условиях замещающей семьи / Н. А Прядко, О. В. Бережная // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2011. - № 2. - С. 155-160.
48. Рабжаева, М. В. Историко-социальный анализ семейной политики в России ХХ века / М. В. Рабжаева // Социологические исследования. - 2004. - № 6. - С. 89-92.
49. Социальная педагогика / Под общей ред. М. А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.
50. Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии / под общ. ред. Д. В. Зайцев, Е. Р. Ярская- Смирнова. - Саратов : СГТУ, 2010. - 134 с.
51. Социальная работа: словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 480 с.
52. Сурженко, А. П. Правовые и социальные условия адаптации приемных детей в Германии / А. П. Сурженко // Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе подготовки социальных педагогов : сб. науч. ст. - Армавир, 2009. - С. 229-232.
53. Тюгашев, Е.А. Семьеведение / Е.А. Тюгашев, Т.В Попкова. - Новосибирск: СибУПК, 2003. - 299 с.
54. Фетисова, О. В. Приемная семья в Российской Федерации : монография / О. В. Фетисова. - М. : Академия, 2011. - 207 с.
55. Филиппова, А. Г. Детство в отечественной и зарубежной социологии: субъектно-объектный и диахронически-синхронический подходы / А. Г. Филиппова // Социологические исследования. - 2011. - № 6. - С. 91-100.
56. Фирсов, М. В. Теория социальной работы / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.
57. Холостова, Е. И. Генезис социальной работы в России / Е. И. Холостова. - 2-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К», 2008. - 232 с.
58. Цинченко, Г. М. Институционализация государственной политики в области защиты детей, лишившихся попечения родителей / Г. М. Цинченко // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2011. - № 1. - С. 118-126.
59. Цирульников, А. М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации / А. М. Цирульников // Вопросы образования. - 2009. - № 2. - С. 40-65.
60. Чадова, Т. А. Опекунские семьи в Москве: риски бедности и социальная защищенность / Т. А. Чадова // Социологические исследования. - 2010. - № 11. - С. 74-82.
61. Черных, Н. Государство берет под опеку / Н. Черных. URL: http://gazeta64.ru/talk/2431-2013-02-01-05-25.
62. Шершень, Т. В. К вопросу о запрете международного усыновления и реализации принципа приоритета семейного воспитания детей в современной России / Т. В. Шершень // Российский судья. - 2010. - № 12. - С. 38-43.
63. Шипиленко, Е. Правовое обеспечение фостерного воспитания детей в Великобритании / Е. Шипеленко. URL: www.pro-mama.ru/articles.
64. Adoption and Safe Families Act of 1997 P.L. 105-89.U. S. Department of Health & Human services. Administration for Children and families. URL: https://www.childwelfare.gov/systemwide/laws policies/federal.
65. Adoption Assistance and Child Welfare Act of 1980 P.L. 96-272. U. S. Department of Health & Human services. Administration for Children and families. URL: https://www.childwelfare.gov/systemwide/laws policies.
66. Adoption in America. Historical perspectives / Ed. by W. Carp. - US: University of Michigan Press, 2007. - 257 р.
67. Adoption: Post-Legislative Scrutiny. The 2d Report of Session 2012-2013, the Authority of the House of Lords, London. 2013. - 96 р.
68. Axford, N. Children and global social policy: exploring the impact of international governmental organizations / N. Axford // International Journal of Social Welfare. - 2012. - № 21. - Pp. 53-65.
69. Axford, N. Engaging parents in parenting programs: lessons from research and practice / N. Axford, M. Lehtonen, K. Tobin, D. Kaoukji, V. Berry // Children and Youth Services Review. - 2012. - № 34 (10). - Pp. 2061-2071.
70. Biehal, N. The Care Placements Evaluation (CaPE) Evaluation of Multidimensional Treatment Foster Care for Adolescents (MTFC-A) / N. Biehal, J. Dixon, E. Parry, I. Sinclair, J. Green, C. Roberts. Department for Education Research Report, RR 194, London, 2012. URL: http: //php.york.ac. uk/inst/spru/pubs/2159.
71. Bunt, S. A framework for the analysis of the social processes in the adoption of disabled children / S. Bunt // Journal of Social Work, 2013. doi: 10.1177/1468017313478901.
72. Chapin, R. K. Social policy for effective practice: A strengths approach / R. K. Chapin. New York: Routledge, 2001. 257p.
73. Cherry, D. Validation study of a co-parenting scale for foster couples /
D. Cherry, J. G. Orme // Journal of Public Child Welfare. - 2011. - № 5(5). - Pp. 564-589.
74. Congressional Coalition on Adoption Institute.Facts and Statistics. URL: http: //www.ccainstitute.org/why-we-do.
75. Cultures of transnational adoption / Ed. by T. A. Volkman. Durham and London: Duke University Press. - 2005. - 232 p.
76. DeVooght, K. Family foster care reimbursement rates in the U. S.A report from a 2012 National Survey on family foster care provider classifications and rates / K. DeVooght, D. Blazey. 2013. April 9. URL: http://childtrends.org/wp- content/uploads/2013/04/Foster-Care-Payment-Rate-Report.pdf.
77. Dumaret, A.-C. Effects in adulthood of separations and long-term foster care: A French research study / A.-C. Dumaret, М. Coppel-Batsch // Adoption & Fostering. - 1998. - 22 (1). - Pp. 31-39.
78. Ehrle, J. Children Cared for by Relatives: What Services Do They Need?
/ J. Ehrle, R. Geen. Washington, D. C.: The Urban Institute. Assessing the New Federalism Policy Brief B-47, 2002. URL:
http: //www.urban.org/UploadedPDF/310893 snapshots3 no 14. pdf.
79. Ehrle, J. Kinship Foster Care: Custody, Hardships, and Services / J. Ehrle, R. Geen, R. Main. Snapshots of America’s Families: Urban Institute. 2003.
14. URL: http: //www.urban. org/UploadedPDF/310893 snapshots3 no 14 .pdf.
80. Foster care adoption in the United States: A state by State Analysis of barriers & Promising Approaches. URL: www.nationaladoptionday.org.
81. Foster care data book. Office of Business Intelligence Department of
Human Services, October 2013. URL:
http://www.oregon.gov/dhs/abuse/publications/children/2012-cw-data-book.pdf.
82. Freundlich, M. Legislative strategies to safely reduce the number of children in foster care / M. Freundlich. National Conference of State legislature. - 2010. - 33 p.
83. Geen, R. Finding permanent homes for foster children: Issues raised by kinship care / R. Geen. Washington, DC: UrbanInstitute, 2003. URL: http: //www.urban.org/publications/310773. html.
84. Geen, R. The evolution of kinship care policy and practice / R. Geen // The Future of Children. - 2004. - №14(1). - Pp. 131-149.
85. Gustavsson, N. Sibling connections and reasonable efforts in public child welfare / N. Gustavsson, A. E. MacEachron // Families in Society. - 2010. - 91(1). - Pp. 39-44.
86. Hairston, C.F. Kinship care when parents are incarcerated: what we know, what we can do / C. F. Hairston. 2009. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED507722.pdf.
87. Harris, R. S. An Examination of Foster Parent Unionization: The Washington State Experience / R.S. Harris, B.W. Whiting, M. Raskin // Journal of Community Practice. - 2011. - №19(3). - Pp. 292-307.
88. Herman, E. Kinship by design. A history of adoption in the Modern United States / E. Herman. Chicago, London: The University of Chicago Press, 2008.
- 381 p.
89. Holmes, L. Cost calculator methods for estimating casework time in child welfare services: A promising approach for use in implementation of evidence¬based practices and other service innovations_/_L Holmes, H. Ward, J. Landsverk, J. Rolls-Reutz, L. Saldana, P. Chamberlain, F.Wulczyn // Children and Youth Services Review. - 2013. URL: 10.1016/j.childyouth.2013.10.003.
90. Howard, D. Children in Kinship Care: How do they fare? / D. Howard, D. Harrington, R. Starr, S. Zuravin, R. Sawyer // Children and Youth Services Review. - 1994. - №16 (1-2). - Pp. 85-106.
91. Jendrek, M.P. Grandparents Who Parent their Grandchildren: Circumstances and decisions / M. P. Jendrek // The Gerontologist. - 2009. -№34(2).
- Pp. 206-216.
92. Jones, C. The role of —family practices” and “displays” of family in the creation of adoptive kinship / C. Jones, S. Hackett // British Journal of Social Work.
- 2011. - №41 (1). - Pp. 40-56.
93. McCormick, A. Siblings in foster care: An overview of research, policy, and practice / A. McCormick // Journal of Public Child Welfare. - 2010. - № 4(2). - Pp. 198-218.
94. Mitchell, M.B. Does anyone know what is going on? Examining children’s lived experience of the transition into foster care / M. B. Mitchell, L. Kuczynski // Children & Youth Services Review. - 2010. - Pp. 437-444.
95. North Carolina General Statutes. Chapter 7 A: Judicial Department. URL: http://www.ncleg.net/gascripts/statutes.
96. Orme, J. G. Measuring willingness to foster children with disabilities and special medical conditions / J. G. Orme, D. J. Cherry, M.E. Cox // Social Work Research, 2013. URL: http: //swr. oxfordj ournal s. org/content/early/2013/05/20.
97. Palacios, J. Adoptees' curiosity and information-seeking about birth parents in emerging adulthood: Context, motivation, and behavior / J. Palacios // International Journal of Behavioral Development. - 2013. - №37 (1). - Pp. 441-450.
98. Sallnas, M. Welfare resources among children in care / M. Sallnas, S. Wiklund, H. Lagerlof // European Journal of Social Work. - 2012. - №15 (4). - Pp. 467-483.
99. Schofield, G. Part of the family: care planning for permanence in foster care / G. Schofield, M. Beek, E. Ward //Children and Youth Services Review. -
2012. - №34. - Pp.244-253.
100. Smith, M. Issues in Earlier Intervention: Identifying and Supporting Children with Additional Needs / M. Smith, J. Statham. London: DCSF. 2010. URL: https://www.education.gov.uk/publications/eOrderingDownload/DCSF -RR205.pdf.
101. Stanley, N. Turning away from the public sector in children’s out - of- home care: an English experiment / N. Stanley, H. Austerberry, A. Bilson, N. Farelly, S. Hussein, C. Larkins, J. Manthorpe, J. Ridley // Children and Youth Services Review. - 2013. - № 35(1). - Pp. 33-39.
102. StatewideAdoptionNetwork.URL: http: //www.dpw.state. pa. us/helpfultele phonenumbers/statewideadoption.
103. Testa, M.F. Pursuing Permanence for Children in Foster Care: Issues and Options for Establishing a Federal Guardianship Assistance Program in New York State / M. F. Testa, L. Cohen. School of Social Work, University of North Carolina at Chapel Hill. 2010. - 74p.
104. The French social security system. Family benefits. URL: http: //www.cleiss.fr/do cs/re gimes/regime france/an 4. html.
105. Thomas, C. Adoption for looked after children: Messages from research: An overview of the Adoption Research Initiative / C. Thomas. London: BAAF. -
2013. - Pp.123-131.
106. Triseliotis, J. Contact between looked after children and their parents: a level playing field? / J.Triseliotis // Adoption & Fostering. - 2010. - №34 (3). - Pp. 59-66.
107. U.S. Department of State. Fiscal Year 2015 Annual Report. URL: http://adoption.state.gov/about us/statistics.php.
108. UK Government, Department for Education, Fostering Services:
National Minimum Standards. URL:
https://www.education.gov.uk/publications/standard/publicationDetail/Page1/DFE- 00029-2011.
109. US adoptions of foreign children plunge to 21-year low in part due to Russia ban. URL: http://www.theguardian.com/world/2014/mar/21/us-adoptions- foreign-children-russia.
110. Voigt, K. International adoptions in decline as number of orphans grows / K. Voigt, S. Brown. URL: http://edition.cnn.com/2013/09/16/world/international- adoption-main-story-decline/.