ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ
СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Пенсионный фонд России: понятие, цели, задачи,
функции
1.2. Функционирование механизма пенсионного обеспечения граждан
Российской Федерации
1.3. Современные проблемы сбалансированности бюджета Пенсионного
фонда Российской
Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Организационно-экономическая характеристика Пенсионного фонда
Российской Федерации
2.2. Анализ структуры, динамики и исполнения доходов бюджета
Пенсионного фонда Российской
Федерации
2.3. Оценка расходных обязательств бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ
БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
3.1. Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации на плановый период 2017-2019гг
3.2. Перспективы обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации
3.3. Применение зарубежного опыта в обеспечении сбалансированности
бюджета Пенсионного фонда России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена тем, что во всем мире непрерывно растет поток научной литературы, посвященной управлению инновационной деятельностью в различных аспектах. Особо важным в РФ, несмотря на проводимые реформы, остаются современные проблемы материального обеспечения пенсионеров России. В РФ обеспечение выплат текущим пенсионерам происходит, в первую очередь, за счет работающей части населения страны, то есть малая часть покрытия пенсионных расходов имеет под собой качественный фундамент, основанный на процессе инвестирования. Несмотря на поставленные рамки привлечения средств, аккумулированные в накопительной системе, имеют достаточно большую долю денежные фонды и благодаря принципу диверсификации, заложенному в инвестиционную политику пенсионных инструментов, тесно взаимосвязаны с экономикой страны. Сбалансированность бюджета ПФР напрямую влияет на стабильность пенсионного обеспечения граждан нашей страны, а, следовательно, на качество и уровень пенсионного обеспечения. В этой связи особо актуальным представляется вопрос существования дефицита средств фонда и постоянно имеющая тенденцию к росту зависимость бюджета Пенсионного фонда от федерального бюджета. Отсутствие финансовой сбалансированности бюджета ПФР обуславливает острейшую необходимость аккумуляции средств.
Степень научной разработанности. Проблеме финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда уделяется внимание как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых: Александров И.М., Дюсенова С.С., Мамий Е.А. ,Соловьев А.К., Пищулов В.М., Федотов Д.Ю. и др. Вместе с тем, несмотря на серьезный интерес ученых и практиков к данной проблематике и огромное количество посвященных ей публикаций, вопросы финансовой сбалансированности ПФР разработаны явно недостаточно.
Целью магистерской диссертации является рассмотрение проблем финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России.
Задачи магистерской работы:
1. Определить понятие, цели, задачи, функции Пенсионного фонда Российской Федерации;
2. Рассмотреть функционирование механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации по средствам ПФР;
3. Рассмотреть основные современные проблемы сбалансированности бюджета ПФР.
4. Проанализировать структуру, динамику и исполнение доходов и расходных обязательств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
5. Рассмотреть особенности формирования бюджета ПФР на плановый период и сформировать перспективные направления обеспечения сбалансированности бюджета ПФР;
6. Изучить возможность применения зарубежного опыта в обеспечении сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России.
Объектом магистерской работы является процесс совершенствования механизма финансирования и функционирования Пенсионного фонда России, а также повышение эффективности расходования бюджетных средств фонда.
Предметом магистерской работы послужили проблемы финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Методическую и теоретическую основу работы составили труды российских и зарубежных ученых-экономистов, законодательные, нормативно-справочные документы, научно-методическая литература, материалы семинаров и конференций, а так же в процессе работы использовались общенаучные методы познания, такие как группировка и сравнение, научная абстракция и моделирование, логические и исторические подходы к исследованию.
Информационной базой послужили: официальный сайт Пенсионного фонда РФ, официальный сайт Министерства финансов РФ, официальный сайт Федеральной службы государственной статистики и др.
Практическая значимость магистерской работы определяется тем, что она может быть использована в качестве дополнительного материала для более детального изучения данной темы, научные результаты и рекомендации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности.
Сформулированные практические рекомендации необходимы для повышения эффективности формирования и расходования средств бюджета ПФР.
Новизна магистерской работы заключается в раскрытии
сбалансированности бюджета, которая означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита.
Структура магистерской работы. Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 70 наименований и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты функционирования Пенсионного фонда, определены понятие, цели, задачи, функции ПФР, рассмотрен финансовый механизм пенсионного обеспечения граждан РФ, раскрыты проблемы сбалансированности бюджета ПФР.
Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика ПФР, проведен анализ структуры, динамики, исполнения основных источников дохода и расходных обязательств бюджета ПФР.
В третьей главе представлены особенности формирования бюджета на плановый период, раскрыты направления обеспечения сбалансированности бюджета ПФР, изучена возможность применения зарубежного опыта в обеспечении сбалансированности бюджета ПФР.
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы: ПФР - это централизованная система аккумуляции и
перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям граждан в виде страховых, социальных, государственных пенсий, пенсий по случаю потери кормильца, пенсий по инвалидности, единовременных денежных выплат, компенсационных выплат.
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. ПФР организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Сущность, цели и задачи ПФР перекликаются с необходимостью совершенствования пенсионного законодательства, в связи с чем, пенсионное законодательство изменяется и совершенствуется с целью социальной защиты граждан в условиях развития экономики страны. Пенсионный фонд и пенсионная система в целом вне зависимости от своего типа являются залогом экономического благополучия государства и благосостояния граждан.
В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах РФ, 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудовую деятельность осуществляют более 133000 специалистов.
Пенсионное обеспечение граждан РФ - сложный и глубокоемкий процесс, с неограниченным количеством тонкостей и нюансов, начиная с приема документов у граждан, имеющих право на назначение страховой пенсии и обратившихся в УПФР, сам кропотливый процесс назначения и перерасчета пенсий на основании данных о стаже и заработке, сведений выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-5), представленных отделом персонифицированного учета и собственно завещающего этапа - выплаты заработанной пенсии застрахованному лицу.
Сбалансированность представляет собой финансовое равенство общего объема предусмотренных бюджетом расходов и суммарный объём поступлений в бюджет - доходов.
Главные проблемы большинства пенсионных систем, в том числе и РФ: хронический недостаток финансовых ресурсов, с одной стороны, и низкий уровень пенсионного обеспечения, с другой стороны, - непосредственно обусловлены объективными факторами: демографическими процессами и отставаниями темпов роста экономики от социальных потребностей населения. Однако в отечественной пенсионной системе указанные факторы многократно усиливают свое негативное влияние под воздействием весьма мощного и особо опасного (по причине неформальности) фактора - теневой экономики и скрытой занятости.
При этом главная угроза скрытой занятости и, соответственно, теневых способов оплаты труда для пенсионной системы в целом заключается в том, что создаются условия для дестабилизации финансовой обеспеченности выполнения солидарных пенсионных обязательств не только в текущий бюджетный период, но и в долгосрочной перспективе. А в отношении самих застрахованных лиц теневая (неформализованная) занятость в условиях страховой пенсионной модели означает невозможность формирования пенсионных прав и как следствие прямую потерю части или всей страховой пенсии.
В связи с этим для решения долгосрочных стратегических задач необходимо количественно оценить перспективы реализации проблем неформальной занятости в целях поиска результатов увеличения доходной части бюджета ПФР, а также в целях предотвращения появления в перспективе значительного числа людей, не имеющих достаточных для назначения страховой пенсии прав.
Действительно, резерв для увеличения доходов и достижения финансовой сбалансированности бюджета ПФР за счет вовлечения в трудовую деятельность, подлежащую обязательному пенсионному страхованию, не работающего в настоящее время официально населения трудоспособного возраста существует. Однако он не столь велик, как показывает отдельные исследования и данные государственной статистики. Легализация неформальной занятости могла бы привести к существенному росту поступлений и сбалансированности бюджета ПФР, при условии, что взносы в данной категории населения будут взиматься исходя не из МРОТ, а из размера заработка.
Пенсионные фонды имеют доходную базу и направления расходов, расписанные в виде бюджетов. Бюджет ПФР ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете ПФР. Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФР составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
Основными источниками формирования бюджета Пенсионного фонда являются поступающие средства в виде страховых взносов и межбюджетных трансфертов из государственного бюджета.
В структуре доходов ПФР наибольший удельный вес занимают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В 2016-2015гг. на их долю пришлось по 54,2% , в 2014 году - 60,0% от общей суммы доходов Фонда. Второй по значимости выявлена статья доходов - поступления из федерального бюджета, в 2016 году на их долю приходится 37,9% от общей суммы доходов бюджета, в 2015 году - 46,2%, в 2014 году - 46,1%. Из суммы всех поступлений из федерального бюджета наибольший удельный вес занимает статья доходов на обеспечение сбалансированности бюджет ПФР - 988,6 млрд. рублей или 29,4% от общей суммы поступивших доходов из Федерального бюджета.
Повышение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы России требуют разработки и реализации мероприятий, обеспечивающих решение проблем, касающихся в первую очередь бюджета ПФР. Это обусловлено значительной долей бюджета фонда в ВВП страны - около 10%, тогда когда федеральный бюджет РФ занимает около 20% от ВВП.
Основными проблемами, определяющими неустойчивость бюджета ПФР являются:
- отсутствие инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в Пенсионном фонде России, даже по отношению к расходам на содержание фонда;
- различный подход к пенсионному обеспечению российских пенсионеров, проживающих за рубежом и иностранных пенсионеров, проживающих на территории РФ, что приводит к увеличению расходов бюджета Пенсионного фонда;
- дефицитность бюджета ПФР, особенно с учетом средств Фонда национального благосостояния;
- высокий рост расходов на «Общегосударственные вопросы» в 2017 году с 0,01 млн. рублей до 1889,2 млн. рублей.
Расходы на пенсионное обеспечение - самый объемный поток социальных платежей в России (75% средств внебюджетных фондов, примерно 1/3 федерального бюджета Российской Федерации).
В структуре расходов ПФР наибольший удельный вес занимают расходы на пенсионное обеспечение населения. В 2014 году на их долю пришлось 87,2%, в 2015 году - 81,1%, 2016 году - 76,8% от общей суммы расходов ПФР.
Второй по значимости выявлена статья расходы на ежемесячную денежную выплату отдельным категориям граждан, удельный вес которой составил в 2014 году - 5,5%, 2015 году - 4,7%, 2012 году - 4,9%. Но в 2015 необходимо отменить весьма значительный скачок расходов по накопительной составляющей бюджета ПФР, их удельный вес составил 7,3%.
В 2017 году общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 8583,9 млрд. рублей, из них 8202,1 млрд. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии. Объем дефицита бюджета Фонда в сумме 220,4 млн. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.
По-прежнему одной из главных задач Пенсионного фонда РФ является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ, снижение его зависимости от трансфертов из федерального бюджета в долгосрочной перспективе с учетом складывающихся демографических тенденций в стране.
Несмотря на постоянные перемены и усовершенствования пенсионной системы РФ она требует более глубокой и продуманной реформы. Основной задачей реформы должно является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности бюджета ПФР и пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
В государствах Европейского союза пенсионные преобразования начались в 90-х годах прошлого столетия и их «первая волна», по данным Международной организации труда, продолжалась до начала мирового финансового кризиса 2008 года. В основном осуществленные в тот период изменения касались условий и норм установления пенсий. В частности, речь идет о таких мерах, как:
- ограничение возможности досрочного назначения пенсии;
- установление более тесной зависимости между размером пенсии и уплаченными страховыми платежами на цели пенсионного обеспечения;
увеличение стажевых требований для приобретения права на
пенсию;
- выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.
Повышение пенсионного возраста является, пожалуй, наиболее болезненной мерой достижения обозначенных целей с точки зрения интересов населения. Поэтому принятие такой меры старались увязать с увеличением средней продолжительности жизни граждан. Также часто аргументом выступала необходимость снижения на пенсионную систему коэффициента демографической нагрузки (соотношение количества лиц, достигших и старше обычного пенсионного возраста, и численности лиц трудоспособного возраста, которые не достигли возраста, при котором возможно назначение пенсии), имея в виду, что без этого недостижим достойный уровень пенсий.
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 30.09.2017). Режим доступа: http://base.garant.ru/12112604/1/#block_111111, свободный.
2. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, Федеральный закон от 19.12.2016 №416-ФЗ // URL: http://pensiology.ru/wp-content/uploads/2017/01/fz-o-byudzhete- pfr-2017pdf, свободный.
3. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 104-ФЗ (с изм. и доп. от 29.07.2017г.) Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499018405, свободный.
4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=79192& fld=134&dst= 1000000001,0&rnd=0.42457984087221323#0/, свободный.
5. О государственной социальной помощи [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 01.07.2017 г.). Режим доступа: http://base.garant.ru/180687/1/#block_100 /, свободный.
6. О страховых пенсиях, Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ
(ред. от 01.07.2017) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_156525/6e24082b0e98e57a0d005f9c2016b1393e16380, свободный.
7. О трудовых пенсиях в Российской Федерации, Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. 04.06.2014) (с изм. и доп. 19.11.2015) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34443/70c0a8cdc34b8e2d7e7ef 698488d51acc556dc7e /, свободный
8. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год, Федеральный закон от 05.10.2015 №279-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186968/6e24082b0e98e57a0d0 05f9c20016b1393e16380/, свободный.
9. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год, Федеральный закон от 31.10.2016 №378-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=206486&fld= 134&dst=100001,0&rnd=0.5774559745859549#0, свободный.
10. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016 год, Федеральный закон от 01.10.2017 №111 -ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/51176.html/, свободный.
11. Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации, Федеральных закон от 15.12.2001г. №167-ФЗ // URL:
http://www.Consultant. ru /documents/cons_doc_LAW_34447/, свободный.
12. Об основных направлениях бюджетной политики на 20 17 и на плановый период 2018 - 2019 гг. Федеральных закон от 19.12.2016г. №415-ФЗ (ред. от 01.01.2017г.) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_209150/6e24082b0e98e57a0d0 05f9c20016b1393e163 80/, свободный.
13. Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за III квартал 2001г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 01.11.2001г. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2001г. №720 // URL: http://base.garant.ru/183831, свободный.
14. Социальная поддержка граждан [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2553 -р. Режим доступа: http: //base.garant.ru/70291746/, свободный.
15. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник: 4-е издание / И.М. Александров, О.В. Субботина - М.: Дашков и Ко, 2015 - 448 с.
16. Алиев, И.М. Экономика труда [Текст]: учебник / И.М. Алиев, Н.А. Горелова, Л.О. Ильина - М.: Юрайт, 2013 - 671 с.
17. Афанасьев, М.П. Программный бюджет [Текст]: учебное пособие / М.П. Афанасьев, Н.Н. Шаш, А.А. Беленчук, Д.И. Березкин и др. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 384 с.
18. Власова, Н.Ю. Нормативно-правовой и кластерный анализ процесса интернационализации российской системы высшего образования Вестник Южно-Уральского государственного университета Серия: Экономика и менеджмент [Текст]: учебное пособие / Н.Ю. Власова, Е.М. Кочкина, Е.Л. Молокова - СПб.: Питер, 2016 - 458 с.
19. Гладковская, Е.В. Финансы [Текст]: учебное пособие / Е.В. Гладковская - СПб.: Питер, 2012 - 320 с.
20. Гриценко, Н.Н. Основы социального государства [Текст]: учебник / Н.Н. Гриценко, Н.А. Волгин, Ю.Н. Попов, Ф.И. Фарков, А.А. Шулус - М.: Издательский дом «АТИСО», 2009 - 440 с.
21. Иванова, О.Б. Пенсионный фонд РФ, направления пенсионной реформы [Текст]: учебное пособие / О.Б. Иванова, Т.В. Болдырева - Ростов - на Дону: Изд-во Мой дом, 2014 - 312с.
22. Лермонтов, Ю.М. Взносы в Пенсионный фонд РФ [Текст]: учебное пособие / Ю.М. Лермонтов - М.: КНОРУС, 2014. - 253с.
23. Малеева, Т.М. Пенсионная реформа в России: История, результаты, перспективы [Текст]: учебное пособие / Т.М. Малаев, О.В. Синявская - М.:, Литкон, 2015. - 90с.
24. Муравьева, З.А. Финансово-кредитные системы зарубежных стран [Текст]: учеб.-метод. Комплекс 3-е изд., доработанное / З.А. Муравьева. - Мн.: Изд-во МИУ, 2016. - 308с.
25. Панков, Ю.В. Пенсионная система Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Панков - М.; Самиздат, 2016. - 203с.
26. Федотов, Д.Ю. Пенсионная система России: ключевые проблемы и направления реформирования - под ред. Д.Ю. Федотова - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013 - 146с.
27. Алиев, С.Б. Пенсионное обеспечение в Европейском союзе [Текст] / Б.С. Алиев // Пенсия. - 2017. - № 9 (252). - С. 60-73.
28. Амелина, Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями [Текст] / Е.В. Амелина // Бухгалтерский учет. - 2014. - № 4. - С. 33-34.
29. Базанова, Д.И. Финансовая устойчивость и сбалансированность Пенсионной системы Российской Федерации [Текст] / Д.И. Базанова // Экономические науки. - 2015. - № 39-2. - С.
30. Вавулин, Д.А. К вопросу о новом этапе реформы пенсионной системы российской Федерации [Текст] / Д.А. Вавулин // Финансы и кредит. -
2015. - № 23 (607). - С. 30-40.
31. Весельева, О.Н. Пути оптимизации сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Текст] / О.Н. Весельева // Молодой ученый. - 2016. № 1. - С. 325-329.
32. Войнов, А.В. Государственные финансы и региональное развитие [Текст] / А.В. Войнов //Вопросы экономики, - 2016, № 3. - С. 15-22.
33. Воронин, Ю.В. Об осуществлении единовременной денежной выплаты пенсионерам в январе 2017 года [Текст] / Ю.В. Воронин // Пенсия. - 2017. - № 1 (244). - С. 49-53.
34. Дадаян, А.С. Проблемы обеспечения финансовой
сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ и пути их решения [Текст] / А.С. Дадаян // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - № 9 (61). - С. 8-10.
35. Дюсенова, С.С. Особенности современных национальных рынков труда и изменения в пенсионных системах стран Евразии [Текст] / С.С. Дюсенова // Пенсия. - 2017. - № 7 (250). - С. 48-58.
36. Иванов, А.С. Практика уплаты страховых взносов [Текст] / А.С. Иванов // Пенсия. - 2016. - № 7 (238). - С. 70-71.
37. Индутенко, А.Н. Современные проблемы материального обеспечения пенсионеров в России [Текст] / А.Н. Индутенко, Н.Д. Кохоленко // Агентство международных исследований. - 2017. - 12 марта 2017г. - С 144-149.
38. Иноземцев В.Л. Почему не стоит повышать пенсионный возраст [Электронный ресурс] / В.Л. Иноземцев // РосБизнесКонсалтинг, Режим доступа: http://www.rbc.ru/opinions/economics/10/03/2015/54fd44189a7947cadb3d4 c62, свободный.
39. Кривошеева, В.А. Проблемы функционирования внебюджетных государственных фондов России на современном этапе [Текст] / В.А. Кривошеева // Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. 642-644
40. Кричевский, Н.Н. Реквием по соцстраху. Пенсионный фонд Российской Федерации [Текст] / Н.Н. Кричевский // Финансы. - 2014. - № 2. - С. 28-36.
41. Куртин, А.В. Реформа пенсионной системы Российской Федерации: проблемы и решения [Текст] / А.В. Куртин, Ю.В. Воронин // Пенсия. / - 2015. - № 6 июнь 2015 года. - С. 57-59.
42. Львова М.И. Проблема регулирования системы сбалансированности государственных внебюджетных фондов [Текст] / М.И. Львова // Современные научные исследования и инновации. / - 2016. - 12. - С. 236-257.
43. Мамий, Е.А. Актуальные проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации [Текст] / Е.А. Мамий, А.В. Новиков // Финансы и кредит. - 2014. -№ 19 (595). - С. 26-31.
44. Павлюченко, В.А. Как исцелить Пенсионный фонд? [Текст] / В.А. Павлюченко // Социальная защита. -2016. - № 1. - С. З-6.
45. Перова, Г.С. О различиях между налогами и страховыми взносами в
Пенсионный фонд РФ [Текст] / Г.С. Перова // Законодательство. - 2015. - № 8.
- С. 38-45.
46. Поляк, Г.Б. Способы организации финансовых ресурсов экономического и социального развития государства [Текст] / Г.Б. Поляк // Финансы и кредит. - 2012. - № 34 (514). - С. 2-5.
47. Пищулов, В.М. Проблема изыскания источников средств для наполнения пенсионных фонда [Текст] / В.М. Пищулов // Финансы и кредит. 2014. - № 30 (606). - С.53-63.
48. Пищулов, В.М. Форма построения пенсионной системы способна оказывать воздействие на ее функционирование [Текст] / В.М. Пищулов // Финансы и кредит. 2014. - № 32 (608). - С.49-54
49. Пудов, А. Н. Пенсионная система и ценности российской цивилизации [Текст] / А.Н. Пудов // Пенсия. - 2017. - № 2 (245). - С. 54-64.
50. Роик, В.Д. Социальный налог и социальное страхование: борьба идеологий переходит в практическую плоскость [Текст] / В.Д. Роик // Пенсия. - 2014. - № 6. - С. 66-73.
51. Сираева, Р.Р. Пенсионный фонд РФ [Текст] / Сираева Р.Р., Миннигалеев И.А. // NovaInfo.Ru. - 2014. - № 29. - С. 211-215.
52. Сираева Р.Р. На пути совершенствования Пенсионной системы России [Текст] / Сираева Р.Р., Базитова Т.Н. // NovaInfo.Ru. - 2014. -Т.1. № 30. - С. 68-75.
53. Сираева Р.Р. Новое в Пенсионной системе Российской Федерации [Текст] / Сираева Р.Р., Давлетова А.Н. // NovaInfo.Ru. - 2016. - № 44-3. - С. 25¬27.
54. Соловьев, А.К. Актуарный анализ эффективности формирования пенсионных прав самозанятого населения [Текст] / А.К. Соловьев // Пенсия. -
2016. - 9 (200). - С. 36-50.
55. Соловьев, А.К. Неформальная занятость: последствия для
сбалансированности бюджета ПФР и для формирования пенсионных прав работника [Текст] / А.К. Соловьев // Пенсия. - 2017. - 3 (246). - С. 51-67.
56. Титов, Д.Д. Откуда взять деньги на пенсии [Текст] / Д.Д. Титов // Экономика и жизнь. - 2015. - №8. - С. 4-5.
57. Чижик, Л.И. Актуальные вопросы организации работы по осуществлению пенсионного и социального обеспечения [Текст] / Л.И. Чижик // Пенсия. -2017. - 5 (248). - С. 29-47.
58. Академик: словарь бизнес-терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/13307, свободный.
59. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbdohod.php, свободный.
60. Мониторинг центральных СМИ по пенсионной и социальной
тематике [Электронный ресурс]. - http://pandia.ru/text/78/225/86260.php,
свободный.
61. Публичный годовой отчет Пенсионного фонда Российской
Федерации за 2014г. [Электронный ресурс]. -
http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/ godovoi_otchet/godovoi_otchet_2014_1 .pdf, свободный.
62. Публичный годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015г. [Электронный ресурс]. - http://www.pfrf.ru/files/id/press_ center/ godovoi_otchet/Pension_fund_Annual_report_2015_1 .pdf.pdf, свободный.
63. Публичный годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016г. [Электронный ресурс]. - http://www.pfrf.ru/files/id/press _center/godovoi_otchet/Annual_report_2016_3.pd, свободный.
64. Пенсионный фонд Российской Федерации: Отделение по
Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://2014.pfrf.ru/ot_belgor/about свободный.
65. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. - http://www.pfrf.ru, свободный.
66. Российская газета (RG.RU). Слагаемые обеспеченной старости [Электронный ресурс]. - https://rg.ru/2016/11/27/kak-dostich-sbalansirovannoj- pensionnoj-sistemy.html, свободный.
67. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т.В.; Web- мастер Козлова Н.В. - Электрон. дан. - М., Рос. гос. б-ка, 2012. - Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный.
68. Современная пенсионная энциклопедия. Бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР) [Электронный ресурс]: http://pensiology.ru/ops/budushhim- pensioneram/sistema/byudzhet-pfr/, свободный.
69. Федеральное казначейство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/, свободный.
70. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -http://www.gks.ru, свободный/