ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ
СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Пенсионный фонд России: понятие, цели, задачи,
функции
1.2. Функционирование механизма пенсионного обеспечения граждан
Российской Федерации
1.3. Современные проблемы сбалансированности бюджета Пенсионного
фонда Российской
Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Организационно-экономическая характеристика Пенсионного фонда
Российской Федерации
2.2. Анализ структуры, динамики и исполнения доходов бюджета
Пенсионного фонда Российской
Федерации
2.3. Оценка расходных обязательств бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ
БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
3.1. Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации на плановый период 2017-2019гг
3.2. Перспективы обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации
3.3. Применение зарубежного опыта в обеспечении сбалансированности
бюджета Пенсионного фонда России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ
СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Пенсионный фонд России: понятие, цели, задачи,
функции
1.2. Функционирование механизма пенсионного обеспечения граждан
Российской Федерации
1.3. Современные проблемы сбалансированности бюджета Пенсионного
фонда Российской
Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Организационно-экономическая характеристика Пенсионного фонда
Российской Федерации
2.2. Анализ структуры, динамики и исполнения доходов бюджета
Пенсионного фонда Российской
Федерации
2.3. Оценка расходных обязательств бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ
БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
3.1. Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации на плановый период 2017-2019гг
3.2. Перспективы обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации
3.3. Применение зарубежного опыта в обеспечении сбалансированности
бюджета Пенсионного фонда России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена тем, что во всем мире непрерывно растет поток научной литературы, посвященной управлению инновационной деятельностью в различных аспектах. Особо важным в РФ, несмотря на проводимые реформы, остаются современные проблемы материального обеспечения пенсионеров России. В РФ обеспечение выплат текущим пенсионерам происходит, в первую очередь, за счет работающей части населения страны, то есть малая часть покрытия пенсионных расходов имеет под собой качественный фундамент, основанный на процессе инвестирования. Несмотря на поставленные рамки привлечения средств, аккумулированные в накопительной системе, имеют достаточно большую долю денежные фонды и благодаря принципу диверсификации, заложенному в инвестиционную политику пенсионных инструментов, тесно взаимосвязаны с экономикой страны. Сбалансированность бюджета ПФР напрямую влияет на стабильность пенсионного обеспечения граждан нашей страны, а, следовательно, на качество и уровень пенсионного обеспечения. В этой связи особо актуальным представляется вопрос существования дефицита средств фонда и постоянно имеющая тенденцию к росту зависимость бюджета Пенсионного фонда от федерального бюджета. Отсутствие финансовой сбалансированности бюджета ПФР обуславливает острейшую необходимость аккумуляции средств.
Степень научной разработанности. Проблеме финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда уделяется внимание как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых: Александров И.М., Дюсенова С.С., Мамий Е.А. ,Соловьев А.К., Пищулов В.М., Федотов Д.Ю. и др. Вместе с тем, несмотря на серьезный интерес ученых и практиков к данной проблематике и огромное количество посвященных ей публикаций, вопросы финансовой сбалансированности ПФР разработаны явно недостаточно.
Целью магистерской диссертации является рассмотрение проблем финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России.
Задачи магистерской работы:
1. Определить понятие, цели, задачи, функции Пенсионного фонда Российской Федерации;
2. Рассмотреть функционирование механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации по средствам ПФР;
3. Рассмотреть основные современные проблемы сбалансированности бюджета ПФР.
4. Проанализировать структуру, динамику и исполнение доходов и расходных обязательств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
5. Рассмотреть особенности формирования бюджета ПФР на плановый период и сформировать перспективные направления обеспечения сбалансированности бюджета ПФР;
6. Изучить возможность применения зарубежного опыта в обеспечении сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России.
Объектом магистерской работы является процесс совершенствования механизма финансирования и функционирования Пенсионного фонда России, а также повышение эффективности расходования бюджетных средств фонда.
Предметом магистерской работы послужили проблемы финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Методическую и теоретическую основу работы составили труды российских и зарубежных ученых-экономистов, законодательные, нормативно-справочные документы, научно-методическая литература, материалы семинаров и конференций, а так же в процессе работы использовались общенаучные методы познания, такие как группировка и сравнение, научная абстракция и моделирование, логические и исторические подходы к исследованию.
Информационной базой послужили: официальный сайт Пенсионного фонда РФ, официальный сайт Министерства финансов РФ, официальный сайт Федеральной службы государственной статистики и др.
Практическая значимость магистерской работы определяется тем, что она может быть использована в качестве дополнительного материала для более детального изучения данной темы, научные результаты и рекомендации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности.
Сформулированные практические рекомендации необходимы для повышения эффективности формирования и расходования средств бюджета ПФР.
Новизна магистерской работы заключается в раскрытии
сбалансированности бюджета, которая означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита.
Структура магистерской работы. Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 70 наименований и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты функционирования Пенсионного фонда, определены понятие, цели, задачи, функции ПФР, рассмотрен финансовый механизм пенсионного обеспечения граждан РФ, раскрыты проблемы сбалансированности бюджета ПФР.
Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика ПФР, проведен анализ структуры, динамики, исполнения основных источников дохода и расходных обязательств бюджета ПФР.
В третьей главе представлены особенности формирования бюджета на плановый период, раскрыты направления обеспечения сбалансированности бюджета ПФР, изучена возможность применения зарубежного опыта в обеспечении сбалансированности бюджета ПФР.
Степень научной разработанности. Проблеме финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда уделяется внимание как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых: Александров И.М., Дюсенова С.С., Мамий Е.А. ,Соловьев А.К., Пищулов В.М., Федотов Д.Ю. и др. Вместе с тем, несмотря на серьезный интерес ученых и практиков к данной проблематике и огромное количество посвященных ей публикаций, вопросы финансовой сбалансированности ПФР разработаны явно недостаточно.
Целью магистерской диссертации является рассмотрение проблем финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России.
Задачи магистерской работы:
1. Определить понятие, цели, задачи, функции Пенсионного фонда Российской Федерации;
2. Рассмотреть функционирование механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации по средствам ПФР;
3. Рассмотреть основные современные проблемы сбалансированности бюджета ПФР.
4. Проанализировать структуру, динамику и исполнение доходов и расходных обязательств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
5. Рассмотреть особенности формирования бюджета ПФР на плановый период и сформировать перспективные направления обеспечения сбалансированности бюджета ПФР;
6. Изучить возможность применения зарубежного опыта в обеспечении сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России.
Объектом магистерской работы является процесс совершенствования механизма финансирования и функционирования Пенсионного фонда России, а также повышение эффективности расходования бюджетных средств фонда.
Предметом магистерской работы послужили проблемы финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Методическую и теоретическую основу работы составили труды российских и зарубежных ученых-экономистов, законодательные, нормативно-справочные документы, научно-методическая литература, материалы семинаров и конференций, а так же в процессе работы использовались общенаучные методы познания, такие как группировка и сравнение, научная абстракция и моделирование, логические и исторические подходы к исследованию.
Информационной базой послужили: официальный сайт Пенсионного фонда РФ, официальный сайт Министерства финансов РФ, официальный сайт Федеральной службы государственной статистики и др.
Практическая значимость магистерской работы определяется тем, что она может быть использована в качестве дополнительного материала для более детального изучения данной темы, научные результаты и рекомендации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности.
Сформулированные практические рекомендации необходимы для повышения эффективности формирования и расходования средств бюджета ПФР.
Новизна магистерской работы заключается в раскрытии
сбалансированности бюджета, которая означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита.
Структура магистерской работы. Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 70 наименований и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты функционирования Пенсионного фонда, определены понятие, цели, задачи, функции ПФР, рассмотрен финансовый механизм пенсионного обеспечения граждан РФ, раскрыты проблемы сбалансированности бюджета ПФР.
Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика ПФР, проведен анализ структуры, динамики, исполнения основных источников дохода и расходных обязательств бюджета ПФР.
В третьей главе представлены особенности формирования бюджета на плановый период, раскрыты направления обеспечения сбалансированности бюджета ПФР, изучена возможность применения зарубежного опыта в обеспечении сбалансированности бюджета ПФР.
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы: ПФР - это централизованная система аккумуляции и
перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям граждан в виде страховых, социальных, государственных пенсий, пенсий по случаю потери кормильца, пенсий по инвалидности, единовременных денежных выплат, компенсационных выплат.
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. ПФР организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Сущность, цели и задачи ПФР перекликаются с необходимостью совершенствования пенсионного законодательства, в связи с чем, пенсионное законодательство изменяется и совершенствуется с целью социальной защиты граждан в условиях развития экономики страны. Пенсионный фонд и пенсионная система в целом вне зависимости от своего типа являются залогом экономического благополучия государства и благосостояния граждан.
В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах РФ, 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудовую деятельность осуществляют более 133000 специалистов.
Пенсионное обеспечение граждан РФ - сложный и глубокоемкий процесс, с неограниченным количеством тонкостей и нюансов, начиная с приема документов у граждан, имеющих право на назначение страховой пенсии и обратившихся в УПФР, сам кропотливый процесс назначения и перерасчета пенсий на основании данных о стаже и заработке, сведений выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-5), представленных отделом персонифицированного учета и собственно завещающего этапа - выплаты заработанной пенсии застрахованному лицу.
Сбалансированность представляет собой финансовое равенство общего объема предусмотренных бюджетом расходов и суммарный объём поступлений в бюджет - доходов.
Главные проблемы большинства пенсионных систем, в том числе и РФ: хронический недостаток финансовых ресурсов, с одной стороны, и низкий уровень пенсионного обеспечения, с другой стороны, - непосредственно обусловлены объективными факторами: демографическими процессами и отставаниями темпов роста экономики от социальных потребностей населения. Однако в отечественной пенсионной системе указанные факторы многократно усиливают свое негативное влияние под воздействием весьма мощного и особо опасного (по причине неформальности) фактора - теневой экономики и скрытой занятости.
При этом главная угроза скрытой занятости и, соответственно, теневых способов оплаты труда для пенсионной системы в целом заключается в том, что создаются условия для дестабилизации финансовой обеспеченности выполнения солидарных пенсионных обязательств не только в текущий бюджетный период, но и в долгосрочной перспективе. А в отношении самих застрахованных лиц теневая (неформализованная) занятость в условиях страховой пенсионной модели означает невозможность формирования пенсионных прав и как следствие прямую потерю части или всей страховой пенсии.
В связи с этим для решения долгосрочных стратегических задач необходимо количественно оценить перспективы реализации проблем неформальной занятости в целях поиска результатов увеличения доходной части бюджета ПФР, а также в целях предотвращения появления в перспективе значительного числа людей, не имеющих достаточных для назначения страховой пенсии прав.
Действительно, резерв для увеличения доходов и достижения финансовой сбалансированности бюджета ПФР за счет вовлечения в трудовую деятельность, подлежащую обязательному пенсионному страхованию, не работающего в настоящее время официально населения трудоспособного возраста существует. Однако он не столь велик, как показывает отдельные исследования и данные государственной статистики. Легализация неформальной занятости могла бы привести к существенному росту поступлений и сбалансированности бюджета ПФР, при условии, что взносы в данной категории населения будут взиматься исходя не из МРОТ, а из размера заработка.
Пенсионные фонды имеют доходную базу и направления расходов, расписанные в виде бюджетов. Бюджет ПФР ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете ПФР. Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФР составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
Основными источниками формирования бюджета Пенсионного фонда являются поступающие средства в виде страховых взносов и межбюджетных трансфертов из государственного бюджета.
В структуре доходов ПФР наибольший удельный вес занимают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В 2016-2015гг. на их долю пришлось по 54,2% , в 2014 году - 60,0% от общей суммы доходов Фонда. Второй по значимости выявлена статья доходов - поступления из федерального бюджета, в 2016 году на их долю приходится 37,9% от общей суммы доходов бюджета, в 2015 году - 46,2%, в 2014 году - 46,1%. Из суммы всех поступлений из федерального бюджета наибольший удельный вес занимает статья доходов на обеспечение сбалансированности бюджет ПФР - 988,6 млрд. рублей или 29,4% от общей суммы поступивших доходов из Федерального бюджета.
Повышение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы России требуют разработки и реализации мероприятий, обеспечивающих решение проблем, касающихся в первую очередь бюджета ПФР. Это обусловлено значительной долей бюджета фонда в ВВП страны - около 10%, тогда когда федеральный бюджет РФ занимает около 20% от ВВП.
Основными проблемами, определяющими неустойчивость бюджета ПФР являются:
- отсутствие инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в Пенсионном фонде России, даже по отношению к расходам на содержание фонда;
- различный подход к пенсионному обеспечению российских пенсионеров, проживающих за рубежом и иностранных пенсионеров, проживающих на территории РФ, что приводит к увеличению расходов бюджета Пенсионного фонда;
- дефицитность бюджета ПФР, особенно с учетом средств Фонда национального благосостояния;
- высокий рост расходов на «Общегосударственные вопросы» в 2017 году с 0,01 млн. рублей до 1889,2 млн. рублей.
Расходы на пенсионное обеспечение - самый объемный поток социальных платежей в России (75% средств внебюджетных фондов, примерно 1/3 федерального бюджета Российской Федерации).
В структуре расходов ПФР наибольший удельный вес занимают расходы на пенсионное обеспечение населения. В 2014 году на их долю пришлось 87,2%, в 2015 году - 81,1%, 2016 году - 76,8% от общей суммы расходов ПФР.
Второй по значимости выявлена статья расходы на ежемесячную денежную выплату отдельным категориям граждан, удельный вес которой составил в 2014 году - 5,5%, 2015 году - 4,7%, 2012 году - 4,9%. Но в 2015 необходимо отменить весьма значительный скачок расходов по накопительной составляющей бюджета ПФР, их удельный вес составил 7,3%.
В 2017 году общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 8583,9 млрд. рублей, из них 8202,1 млрд. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии. Объем дефицита бюджета Фонда в сумме 220,4 млн. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.
По-прежнему одной из главных задач Пенсионного фонда РФ является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ, снижение его зависимости от трансфертов из федерального бюджета в долгосрочной перспективе с учетом складывающихся демографических тенденций в стране.
Несмотря на постоянные перемены и усовершенствования пенсионной системы РФ она требует более глубокой и продуманной реформы. Основной задачей реформы должно является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности бюджета ПФР и пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
В государствах Европейского союза пенсионные преобразования начались в 90-х годах прошлого столетия и их «первая волна», по данным Международной организации труда, продолжалась до начала мирового финансового кризиса 2008 года. В основном осуществленные в тот период изменения касались условий и норм установления пенсий. В частности, речь идет о таких мерах, как:
- ограничение возможности досрочного назначения пенсии;
- установление более тесной зависимости между размером пенсии и уплаченными страховыми платежами на цели пенсионного обеспечения;
увеличение стажевых требований для приобретения права на
пенсию;
- выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.
Повышение пенсионного возраста является, пожалуй, наиболее болезненной мерой достижения обозначенных целей с точки зрения интересов населения. Поэтому принятие такой меры старались увязать с увеличением средней продолжительности жизни граждан. Также часто аргументом выступала необходимость снижения на пенсионную систему коэффициента демографической нагрузки (соотношение количества лиц, достигших и старше обычного пенсионного возраста, и численности лиц трудоспособного возраста, которые не достигли возраста, при котором возможно назначение пенсии), имея в виду, что без этого недостижим достойный уровень пенсий.
перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям граждан в виде страховых, социальных, государственных пенсий, пенсий по случаю потери кормильца, пенсий по инвалидности, единовременных денежных выплат, компенсационных выплат.
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. ПФР организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Сущность, цели и задачи ПФР перекликаются с необходимостью совершенствования пенсионного законодательства, в связи с чем, пенсионное законодательство изменяется и совершенствуется с целью социальной защиты граждан в условиях развития экономики страны. Пенсионный фонд и пенсионная система в целом вне зависимости от своего типа являются залогом экономического благополучия государства и благосостояния граждан.
В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах РФ, 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудовую деятельность осуществляют более 133000 специалистов.
Пенсионное обеспечение граждан РФ - сложный и глубокоемкий процесс, с неограниченным количеством тонкостей и нюансов, начиная с приема документов у граждан, имеющих право на назначение страховой пенсии и обратившихся в УПФР, сам кропотливый процесс назначения и перерасчета пенсий на основании данных о стаже и заработке, сведений выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-5), представленных отделом персонифицированного учета и собственно завещающего этапа - выплаты заработанной пенсии застрахованному лицу.
Сбалансированность представляет собой финансовое равенство общего объема предусмотренных бюджетом расходов и суммарный объём поступлений в бюджет - доходов.
Главные проблемы большинства пенсионных систем, в том числе и РФ: хронический недостаток финансовых ресурсов, с одной стороны, и низкий уровень пенсионного обеспечения, с другой стороны, - непосредственно обусловлены объективными факторами: демографическими процессами и отставаниями темпов роста экономики от социальных потребностей населения. Однако в отечественной пенсионной системе указанные факторы многократно усиливают свое негативное влияние под воздействием весьма мощного и особо опасного (по причине неформальности) фактора - теневой экономики и скрытой занятости.
При этом главная угроза скрытой занятости и, соответственно, теневых способов оплаты труда для пенсионной системы в целом заключается в том, что создаются условия для дестабилизации финансовой обеспеченности выполнения солидарных пенсионных обязательств не только в текущий бюджетный период, но и в долгосрочной перспективе. А в отношении самих застрахованных лиц теневая (неформализованная) занятость в условиях страховой пенсионной модели означает невозможность формирования пенсионных прав и как следствие прямую потерю части или всей страховой пенсии.
В связи с этим для решения долгосрочных стратегических задач необходимо количественно оценить перспективы реализации проблем неформальной занятости в целях поиска результатов увеличения доходной части бюджета ПФР, а также в целях предотвращения появления в перспективе значительного числа людей, не имеющих достаточных для назначения страховой пенсии прав.
Действительно, резерв для увеличения доходов и достижения финансовой сбалансированности бюджета ПФР за счет вовлечения в трудовую деятельность, подлежащую обязательному пенсионному страхованию, не работающего в настоящее время официально населения трудоспособного возраста существует. Однако он не столь велик, как показывает отдельные исследования и данные государственной статистики. Легализация неформальной занятости могла бы привести к существенному росту поступлений и сбалансированности бюджета ПФР, при условии, что взносы в данной категории населения будут взиматься исходя не из МРОТ, а из размера заработка.
Пенсионные фонды имеют доходную базу и направления расходов, расписанные в виде бюджетов. Бюджет ПФР ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете ПФР. Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФР составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
Основными источниками формирования бюджета Пенсионного фонда являются поступающие средства в виде страховых взносов и межбюджетных трансфертов из государственного бюджета.
В структуре доходов ПФР наибольший удельный вес занимают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В 2016-2015гг. на их долю пришлось по 54,2% , в 2014 году - 60,0% от общей суммы доходов Фонда. Второй по значимости выявлена статья доходов - поступления из федерального бюджета, в 2016 году на их долю приходится 37,9% от общей суммы доходов бюджета, в 2015 году - 46,2%, в 2014 году - 46,1%. Из суммы всех поступлений из федерального бюджета наибольший удельный вес занимает статья доходов на обеспечение сбалансированности бюджет ПФР - 988,6 млрд. рублей или 29,4% от общей суммы поступивших доходов из Федерального бюджета.
Повышение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы России требуют разработки и реализации мероприятий, обеспечивающих решение проблем, касающихся в первую очередь бюджета ПФР. Это обусловлено значительной долей бюджета фонда в ВВП страны - около 10%, тогда когда федеральный бюджет РФ занимает около 20% от ВВП.
Основными проблемами, определяющими неустойчивость бюджета ПФР являются:
- отсутствие инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в Пенсионном фонде России, даже по отношению к расходам на содержание фонда;
- различный подход к пенсионному обеспечению российских пенсионеров, проживающих за рубежом и иностранных пенсионеров, проживающих на территории РФ, что приводит к увеличению расходов бюджета Пенсионного фонда;
- дефицитность бюджета ПФР, особенно с учетом средств Фонда национального благосостояния;
- высокий рост расходов на «Общегосударственные вопросы» в 2017 году с 0,01 млн. рублей до 1889,2 млн. рублей.
Расходы на пенсионное обеспечение - самый объемный поток социальных платежей в России (75% средств внебюджетных фондов, примерно 1/3 федерального бюджета Российской Федерации).
В структуре расходов ПФР наибольший удельный вес занимают расходы на пенсионное обеспечение населения. В 2014 году на их долю пришлось 87,2%, в 2015 году - 81,1%, 2016 году - 76,8% от общей суммы расходов ПФР.
Второй по значимости выявлена статья расходы на ежемесячную денежную выплату отдельным категориям граждан, удельный вес которой составил в 2014 году - 5,5%, 2015 году - 4,7%, 2012 году - 4,9%. Но в 2015 необходимо отменить весьма значительный скачок расходов по накопительной составляющей бюджета ПФР, их удельный вес составил 7,3%.
В 2017 году общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 8583,9 млрд. рублей, из них 8202,1 млрд. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии. Объем дефицита бюджета Фонда в сумме 220,4 млн. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.
По-прежнему одной из главных задач Пенсионного фонда РФ является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ, снижение его зависимости от трансфертов из федерального бюджета в долгосрочной перспективе с учетом складывающихся демографических тенденций в стране.
Несмотря на постоянные перемены и усовершенствования пенсионной системы РФ она требует более глубокой и продуманной реформы. Основной задачей реформы должно является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности бюджета ПФР и пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
В государствах Европейского союза пенсионные преобразования начались в 90-х годах прошлого столетия и их «первая волна», по данным Международной организации труда, продолжалась до начала мирового финансового кризиса 2008 года. В основном осуществленные в тот период изменения касались условий и норм установления пенсий. В частности, речь идет о таких мерах, как:
- ограничение возможности досрочного назначения пенсии;
- установление более тесной зависимости между размером пенсии и уплаченными страховыми платежами на цели пенсионного обеспечения;
увеличение стажевых требований для приобретения права на
пенсию;
- выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.
Повышение пенсионного возраста является, пожалуй, наиболее болезненной мерой достижения обозначенных целей с точки зрения интересов населения. Поэтому принятие такой меры старались увязать с увеличением средней продолжительности жизни граждан. Также часто аргументом выступала необходимость снижения на пенсионную систему коэффициента демографической нагрузки (соотношение количества лиц, достигших и старше обычного пенсионного возраста, и численности лиц трудоспособного возраста, которые не достигли возраста, при котором возможно назначение пенсии), имея в виду, что без этого недостижим достойный уровень пенсий.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В
ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 639 р. Год сдачи: 2019 - Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации, их состав и проблемы обеспечения сбалансированности бюджета фонда (Финансовый университет при Правительстве РФ (Санкт-Петербургский филиал))
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в пенсионном обеспечении граждан
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1700 р. Год сдачи: 2014 - Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Пенсионный фонд Российской Федерации:
современное состояние и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015



