ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КРАЕВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ 9
РАЗДЕЛ II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ КАК
ОСНОВЫ ПАТИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 31
МОЛОДЕЖИ В Г. БЕЛГОРОД
РАЗДЕЛ III. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ВНЕДРЕНИЮ КРАЕВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО 50
ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Актуальность темы дипломного исследования. Актуальность темы данного дипломного исследования заключается в том, что бы изучить особенности регионоведения как основы патриотического воспитания молодежи.
Молодежь является неустойчивой социально-демографической группой общества, а так же будущим любого государства. И именно для того, чтобы у страны существовало будущее, государство должно заботиться о молодежи, осуществляя молодежную политику, прививая любовь к родине.
Для любого государства самым важным ресурсом, который непосредственно влияет на развитие государства, является молодежь. Молодежь это именно то, на что можно и нужно воздействовать, и при правильных действиях этот ресурс может привести государство к величию. Именно благодаря тому, каким образом оказывается воздействие, можно делать прогнозы касательно будущего того или иного государства.
Молодежная политика формируется и реализуется исходя из проблем различных сфер жизнедеятельности молодежи. В основном, проблемы молодежи возникают в следующих сферах: политической, экономической, социальной. Это основные сферы жизни общества, в которых проблемы возникают у различных социальных групп и слоев населения, будь -то молодежь, или более взрослое, зрелое поколение людей.
Становится все более очевидным, что процесс социального реформирования начинает занимать доминирующее положение в системе реформ, проводимых в нашем государстве и обществе. В свою очередь, главными составляющими социальных реформ, которые неизбежно преследуют не только материальные, но и вполне идеальные цели, являются духовно-нравственные образования. Последние, применительно к социальным группам, слоям, обществам, базируются на фундаментальных ценностях государственно-патриотической идеи, среди которых наиглавнейшими являются государственность, духовность, народность, патриотизм.
Патриотическое воспитание в стране происходит путем обучения человека истории Родного края, воспитании в сердце честности и добросовестности.
Патриотизм - это конечное чувство, которое можно получить только путем изучения истории Родного края, ведь, как известно, любовь начинается с малого. Если привить чувство любви к малой Родине с детства, то в последующем, воспитание патриотическое будет даваться легче.
Патриотизм как явление национального согласия в обществе и качественное состояние гражданина государства сегодня актуален для российской действительности не в меньшей степени, чем в годы Великой Отечественной войны или другие трудные периоды отечественной истории.
Патриотизм - это особое состояние души, выражающееся в неравнодушии к судьбе страны, в способности сопереживать, испытывать боль и гордость за свое государство. А такое понимание предполагает критическое отношение к деструктивным, разрушительным процессам по отношению российских граждан. Воспитание включает проблемные блоки по улучшению качества жизни российских граждан, преемственности семейного воспитания, идеологической работы по направлению государственной политики.
Повышение патриотизма среди различных возрастных групп осуществляется различными путями. Наиболее весомым на наш взгляд является регионоведение. Человеку можно и нужно прививать любовь к Родине путем изучения истории родного края.
Изучение данного предмета происходит еще в школе, именно в тот психо-возрастной период, когда личность человека только начинает формироваться.
Недостаточно просто привить в человеке любовь к Родине, ее нужно подогревать, нужно разрабатывать мероприятия, реализация которых может поднять уровень патриотического воспитания молодежи на новый уровень и всегда держать его на высоте.
Регионоведение довольно взрослая наука, которая изучала особенности определенного края, занималась изучением культуры, истории.
Именно поэтому, развитие регионоведения взято за основу патриотического воспитания.
Прививание любви к большой родине, начинается с учения истории малой родины, изучением которой занимается регионоведение. Только при таком взаимодействии можно воспитать высокопатриотичных граждан, которые будут работать на благо своего общества и государства.
Степень научной разработанности темы дипломного исследования.
Изучением регионоведения как основы патриотического воспитания стали заниматься еще в начале XX века. До нашего времени не дошли труды ученых, которые непосредственно занимались изучением регионоведения в таком аспекте. Во времена СССР краеведение было под эгидой государства, но с началом сталинской эпохи, историко-краеведческие кружки были под запретом.
Следует отметить, что в работах российских ученых недостаточно изучена специфика повышения патриотизма молодежи через изучение регионоведения.
Наибольший вклад в развитие науки внесли такие академики как: М.М. Богословский, Н.Я. Марр, С.Ф. Платонов, А.Е. Ферсман ; среди членов- корреспондентов это были: М.Н. Покровский, А.Н. Самойлович,
Ю.М. Шокальский ; так же были и известные ученые, которые внесли большой вклад в развитие науки: Н.П. Анциферов, Б.Б. Веселовский, И.М. Гревс, В.И. Равдоникас, Д.О. Святский, С.Б. Филимонов и многие другие ученые .
Патриотизм в сфере Государственной молодежной политики изучали различные ученые, чьи труды легли в основу дипломного исследования: И.М. Ильинский, О.И. Карпухин, А.А. Козлов, В.Т. Лисовский; В.В. Луков .
Активно содействовали развитию краевдеческого движения такие ученые как: Г.М. Кржижановский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский . В числе тех, кто принимал участие в краеведческой деятельности есть такие знаменитые ученые как: Ю.В. Готье, В.И. Пичета, Е.В. Тарле,
Г.В. Вернадский . Регионоведение как основа патриотического воспитания молодежи является малоизученным в науке.
В современных геополитических и социально-экономических условиях патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и возобновляемый ресурс развития общества. Патриотизм как катализатор активной гражданской позиции личности реализуется в самоотверженном служении Отечеству.
Проблема дипломного исследования обусловлена необходимостью между пониманием особенностей развития регионоведения как основы патриотического воспитания молодежи и недостаточной изученностью процессов, влияющих на развитие патриотизма.
Объектом дипломного исследования является молодежь г. Белгорода в возрасте от 14 до 30 лет.
Предметом дипломного исследования является развитие регионоведения как основы патриотического воспитания молодежи г. Белгорода.
Целью дипломного исследования является выявление и изучение аспектов развития краеведения как основы патриотического воспитания молодежи в г. Белгород.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить истории развития краеведения, а также взаимосвязи между краеведением и повышением уровня патриотизма;
2. Проанализировать развитие динамики патриотизма в г. Белгород.
3. Разработка проекта, направленного на развитие патриотизма путем изучения истории края (краеведение).
Теоретико-методологической основой дипломного исследования являются работы в сфере геополитических концепций таких ученых как: В.А. Мельник, Т.Н. Очирова, Э.А. Поздняков .
В процессе выполнения работы были использованы методы научного познания, а так же сравнение и анализ нормативных документов, анализ современного состояния патриотического воспитания в городе Белгород.
В качестве эмпирической базы дипломного исследования выступают следующие документы:
1. «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации до 2026 года» ;
2. Использовались также данные Доклада Государственного совета Российской Федерации ;
3. Было проведено авторское исследование «Развитие регионоведения как основа патриотического воспитания молодежи». Число участников опроса - 100 респондентов. Анкетный опрос студентов НИУ «БелГУ». Май 2016 г.
Научно-практическая значимость дипломного исследования: предполагает разработку проекта по развитию краеведения как основы патриотического воспитания, с возможной реализацией для решения проблем патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание людей зарождалось еще в древние времена, в период становления государственности. Вместе со становлением государственности и развитием патриотизма в стране, менялся и смысл, который вкладывали в данное словосочетание люди.
Любовь к стране у людей прививали разными способами. В Древности это были военные действия, благодаря которым люди возносили свою страну и себя вместе с ней, соответственно.
Затем, любовь к Отечеству прививалась с изучением исторических ценностей, а также передаваемых знаний из поколения в поколение. Время менялось, но значение патриотизма и патриотического воспитания изменялось не сильно. Любовь к Отечеству со временем была главным патриотическим чувством на Руси. Люди изучали историю родных земель.
Обращаясь к науке краеведение, и спрашивая людей о том, что значит эта наука, каковы ее цели, задачи, постулаты, люди отвечали, что это история о родном крае, его культуре, ценностях, историях, которые хранятся в памяти жителей, так нигде и не записанных. Труды различных писарей, записывавших культурные ценности, историю, природу губерний, областей, весьма обширные, их много, и сказать, сколько на данный момент их существует, сколько сохранилось до наших дней, не представляется возможным.
В начале XX века краеведение как наука только начала развиваться, она набирала обороты, количество краеведческих объединений по стране увеличилось в 10 раз с момента отречения императора от престола в 1918 году за 10 лет. Наука развивалась вплоть до Сталинских репрессий, после этого она была приостановлена в своем развитии, и только в новой России она снова получила возможность развиваться.
Никто прежде не соотносил понятия патриотизма и краеведения как таковых. Эти понятия изучались порознь. Однако, патриотизм воспитывается через любовь к малой родине.
Изучив теоретический материал, у нас возник вопрос, о том, что общего между патриотизмом и краеведением, или каковы различия, люди задумываются, потому что никто не осознает на самом деле тот факт, что патриотизм - это чувство любви к родине, воспитываемое, изучением этой самой родины.
В научных трудах, нет прямой параллели между этими понятиями. Ученые напрямую не связывали, но и не разъединяли эти понятия. Однако если говорить о патриотическом воспитании, первое, что приходит людям на ум, когда говорят об этих понятиях, это история родного края, любовь к месту, где человек живет. Безусловно, это очень важное понимание. Однако каким образом государство осуществляет патриотическое воспитание людей, молодежи, которая является двигателем всестороннего развития государства. Хотя, согласно изданным законодательным актам, положениям и стратегиям, патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики, осуществляемых на сегодняшний день мер по этому воспитанию недостаточно.
Мероприятия, которые проводятся на территории Российской Федерации в целом, и отдельно в каждом регионе, направлены, прежде всего, на популяризацию армии среди молодых людей. Этот шаг, в условиях современного мирового политического напряжения, важен. Однако, помимо молодых юной, в нашей стране проживают девушки, которым служба в армии совершенно не нужна. Если смотреть на эту ситуацию через эту призму, то мы совершенно ясно видим то, что патриотическое воспитание в нашей стране является односторонним, направленное на молодых мужчин.
Стоит также отметить, что мероприятия, которые проводятся в данный момент, являются принудительно обязательными, то есть, молодежь принуждают к участию в том или ином мероприятии, что рубит саму идею патриотического воспитания на корню. Можно сказать, что наша страна очень большая по площади, и уследить за тем, какие мероприятия и каким образом проводятся в нашей стране - невозможно. Однако, статистические данные, которые проводятся ответственными за проведенные мероприятия органами, говорят о том, что уровень патриотизма практически стоит на месте. Так быть не должно. Для всестороннего развития государства, мы должны понимать, каким образом нужно воспитать в молодых умах чувство патриотизма.
Проведенные нами исследования показывают, что молодым людям чужда тематика военно-патриотических лагерей каждое лето. Они хотят, чтобы с их мнениям считались и учитывали при разработке мероприятий, которые направлены на их воспитание.
Также стоит отметить не маловажный факт, мы пришли к выводу, что именно изучение истории, культуры родного края (краеведение) может и должно, на наш взгляд служить основой патриотического воспитания молодежи. Ведь чтобы воспитать глобальное чувство, нужно начать с маленького.
О взаимосвязи этих понятий не говорят прямо, но в трудах прослеживается связь. В наших исследованиях был изучен лишь один случай, где упоминалось о том, что краеведение должно быть основой для патриотического воспитания молодежи.
Для того чтобы проследить связь в зарождении и развитии этих двух понятий, нужно изучить множественные труды известных и не известных авторов. Изучить множественные исследования, концепции, постулаты. Но прежде чем, ученые станут писать свои труды о том, что именно краеведение может и должно служить основой патриотического воспитания молодежи - пройдет очень много лет.
Поэтому, мы должны сами начать делать это. Первым этапом к достижению этой цели, естественно будет изучение теории по этим двум вопросам. Нужно будет изучить очень многие труды, также проанализировать уже проведенные исследования известных ученых, разработать и провести собственные исследования. Провести параллели между понятиями. Также самое важное, нужно разрабатывать проекты по патриотическому воспитанию, в которых краеведение лежит за основу. Это будет являться вторым этапом. Самое главное, при разработке мероприятий любого формата, направленных на патриотическое воспитание молодежи, нужно спрашивать мнение самих молодых людей, ведь проекты разрабатываются для них. Стоит консультироваться на предмет соответствия содержания проекта желаниям и мнениям молодых людей о патриотическом воспитании в стране на данный момент.
Нами был разработан уникальный в своем роде проект, который нацелен на то, что бы молодежь была постоянно в движении, в игре. Такие игры получили название - квест. В настоящее время, у молодежи квест-игры набирают большую популярность. Целью данных игр является погружение молодых людей в совершенно иную атмосферу, где они могут мыслить и действовать креативно.
Поэтому, мы решили, что именно через такую призму, можно воспитать в молодых людях чувство патриотизма, просто окунув их в историю родного края в довольно таки простой, игровой форме.
Любое воспитание нужно делать в игровой форме, тогда люди будут проявлять большую заинтересованность к тому, что им предлагают.
К тому же, выбранный нами формат патриотического воспитания очень креативный. Так как тематика квест-игры не имеет как таковых границ, то сценарий такого мероприятия всегда будет разнообразным, интересным и насыщенным для молодежи, и ее восприятия. Именно такой формат сможет закрепить краеведение как основу патриотического воспитания молодежи. Ведь, любовь к чему-то большему, всегда начинается с воспитания любви к маленькому. Именно поэтому, изучение краеведения является, на наш взгляд, основой для патриотического воспитания молодежи.
1. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Привлечение талантливой молодежи к реализации Стратегии социально-экономического развития области» на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Белгородской области от 17 января 2011 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа к изд.: http://molodchiny.ru/document.pdf. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
2. Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2026
года [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: www.newurengoy.ru/2026.html. - Систем. требования: IBM PC, Internet
Explorer.
3. Анциферов, Н.П. Краеведение как историко-культурное явление [Текст] / Н.П. Анциферов // Известия ЦБК. - 1927. - №2. - С. 34-36.
4. Ашурков, В.Н. Историческое краеведение [Текст] / В.Н. Ашкурков. - М.: Просвещение, 1980. - 320 с.
5. Баранов, С.П. Педагогика [Текст] / С.П. Баранов. - М.:
Просвещение, 2009. - 187 с.
6. Барков, А.С. О научном краеведении [Текст] / А. С. Барков - М.: АПН РСФСР, 1961. - 156 с.
7. Богословский, М.Н. Учебник русской истории [Текст] / М.Н. Богословский. - М.: Политиздат, 1914. - 275 с.
8. Большаков, А.М. Введение в краеведение [Текст] / А.М. Большаков. - М.: Дело, 1929. - 196 с.
9. Вернадский, Г.В. Русская история [Текст] / Г. В. Вернадский. - М.: Дело, 1977. - 215 с.
10. Готье, Ю.В. Из историй передвижения населений в XVIII веке [Текст] / Ю.В. Готье. - М.: Политиздат, 1908. - 256 с.
11. Гревс, И.М. В годы юности за культуру [Текст] / И.М. Гревс. - М.: Наука, 1918. - 249 с.
12. Дубов, Н. И. Колесо Фортуну [Текст] / Н.И. Дубов. - М.: Наука, 1982. - 169 с.
13. Ефремов, Ю.К. Краеведение и география [Текст] / Ю.К. Ефремов.
- М.: Географгиз, 1960. - 87 с.
14. Ильин, И.А. Родина [Текст] / И.А. Ильин. - М.: Политиздат, 1991.
- 131 с.
15. Ильинский, И.М. Гуманистическая концепция молодежи
[Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
http://psibook.com/sociology/ilinskiy-molodezhi.html. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
16. Ильинский, И.М. Молодежная политика [Текст] / И.М. Ильинский. - М.: Просвещение, 2001.- 208 с.
17. Канунников, К.С. Концепции государственной молодежной политики [Текст] / К.С. Канунников // Молодой ученый. - 2011. - №12. - С. 23-27.
18. Карпухин, О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения [Текст] / О.И. Карпухин. - М.: Просвещение, 2009. - 230 с.
19. Карпыч, В.Ф. Состояние советского краеведения и задачи кареведов-марксистов [Текст] / В.Ф. Карпыч. - М.: Дело, 1931. - 189 с.
20. Кацюба, Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся [Текст] / Д.В. Кацюба. - М.: Наука, 1965. - 153 с.
21. Каширских, Т.А. Краеведческая деятельность [Текст] / Т.А. Каширских. - М.: Дело, 2001. - 167 с.
22. Козлов, А.А. Молодые патриоты и граждане новой России [Текст] / А.А. Козлов. - СПб.: Питер, 1999. - 197 с.
23. Кржижановский, Г.М. Краеведение [Текст] /
Г. М. Кржижановский. - М.: Наука, 1965. - 210 с.
24. Крупская, Н.К. Единый план и новые методы культработы [Текст] / Н.К. Крупская. - М.: Дело, 1930. - 234 с.
25. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст] / В.Т. Лисовский. - СПб.: Питер, 2010. - 219 с.
26. Лихачев, Д.С. Любить родной край. Краеведческий альманах: Отечество [Текст] / Д.С. Лихачев // Краеведческий альманах. - 1990. - №1. - С. 9-10.
27. Лихачев, Д.С. Раздумья о России [Текст] / Д.С. Лихачев. - СПб.: Питер, 1999. - 384 с.
28. Лихачев, Д.С. Русская культура [Текст] / Д.С. Лихачев. - М.: Искусство, 2000. - С. 159-173.
29. Лихачев, Д.С. Краеведение как наука и как деятельность [Текст] / Д.С. Лихачев. - М.: Искусство, 2000. - 132 с.
30. Луков, В.В. Проблема обобщающих оценок положения молодежи [Текст] / В.В. Луков. - М.: Политиздат, 2009. - 129 с.
31. Луков, В.А. Теории молодежи [Текст] / В.А. Луков. - М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2008. - 211 с.
32. Лярский, П.А. Пособие по краеведению [Текст] / П.А. Лярский. - Минск: Мисанта, 1966. - 56 с.
33. Луначарский, А.В. Искусство и революция [Текст] / А.В. Луначарский. - М.: Дело, 1927. - 263 с.
34. Марр, К. В тупике ли история материальной культуры [Текст] / К. Марр. - М.: Дело, 1933. - 190 с.
35. Марр, К. Лингвистически намечаемые эпохи развития человечества и их увязка с историей материальной культуры [Текст] / К. Марр. - М.: Наука, 1989. - 168 с.
36. Марр, К. К вопросу об историческом процессе в освещении яфетической теории [Текст] / К. Марр. - М.: Наука, 1980. - 174 с.
37. Мельник, В.А. Политология [Текст] / В.А. Мельник. - Минск: Мисанта, 2008. - 276 с.
38. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Просвещение, 2015. - 231 с.
39. Пичета, В.И. Введение в русскую историю [Текст] / В.И. Пичета.
- М.: Дело, 1922. - 288 с.
40. Поздняков, Э.А. Концепция геополитики [Текст] / Э.А. Поздняков. - М.: Дело, 2008. - 175 с.
41. Покида, А.Н. Специфика патриотических чувств россиян [Текст] / А.Н. Покида // Власть. - 2010. - №12. - С. 125-126.
42. Покровский, М.Н. Историческая наука и борьба классов [Текст] / М.Н. Покровский. - М.: Дело, 1933. - С. 120-121.
43. Равдоникас, В.И. О сущности развития доклассового общества [Текст] / В.И. Равдоникас. - М.: Наука, 1932. - 291 с.
44. Радищев, А.Н. Избранные философские сочинения [Текст] / А.Н. Радищев. - М.: Наука, 1949. - 258 с.
45. Римский, В.Л. Социальная политика как метод решения социальных проблем [Текст] / В. Л. Риский. - М.: Добросвет, 2009. - 250 с.
46. Рюмина, Т.Д. Эволюция краеведения в России в конце XIX -XX вв. [Текст] / Т. Д. Рюмина. М.: Дело, 1999. - 57 с.
47. Святский, Д.О. Мироведение [Текст] / Д.О. Святский. - М.: Наука, 1927. - 234 с.
48. Смидович П.Г. Краеведение на путях социалистического строительства [Текст] / П.Г. Смидович. - М.: Наука, 1969. - 236 с.
49. Соболев, В.С. Слово в защиту культуры [Текст] / В.С. Соболев // Вестник АН СССР. - 1990. - №10. - С. 115-116.
50. Стражев, А.И. Методика преподавания истории [Текст] / А.И. Стражев. - М.: Наука, 1964. - 142 с.
51. Строев, К.Ф. Краеведение [Текст] / К.Ф. Строев. - М.: Дело, 1974.
- 213 с.
52. Тарли, Е.В. Запад и Россия [Текст] / Е.В. Тарли. - М.: Наука, 1918. - 245 с.
53. Ферсман, А.Е. Естествознание в СССР за 25 лет [Текст] / А.Е. Ферсман. - М.: Наука, 1942. - 268с.
54. Филимонов, С.Б. Краеведение и документальные памятники (1917-1929 г.г) [Текст] / С.Б. Филимонов. - М.: Добросвят, 1989. - 231 с.
55. Франс, А. Крещенный король [Текст] / А. Франс. - М.:
Современник, 2003. - 159 с.
56. Хабермас, Ю. В поисках национальной идентичности [Текст] / Ю. Хабермас. - М.: Проспект, 2009. - 123 с.
57. Хатингтон, С. Столкновение цивилизаций [Текст] / С. Хатингтон С. - М.: Наука, 2006. - 254 с.
58. Шмидт, С.О. «Золотое десятилетие» советского краеведения [Текст] / С.О. Шмидт // Отечество. - 1990. - №1. - С. 10-26.
59. Шмидт, С.О. Краеведение - это всегда краелюбие [Текст] / С.О. Шмидт. - М.: Наука, 1926. - 45 с.
60. Шмидт, С.О. Без краеведения нет России [Текст] / С.О. Шмидт // Мир библиографии. -1991. - №1. - С. 3-4.
61. Юньев, И.С. Беседы о краеведении [Текст] / И.С. Юньев. - М.: Добросвет, 1966. - 104 с.
62. Ядов, В.А. Стратегия социалистического исследования [Текст] / В.А. Ядов. - М.: Просвещение, 2010. - С. 63-64.
63. Военно-патриотическое воспитание [Электронный ресурс] //
Режим доступа к изд.: http://dosaafmoscow.ru/voenno-patrioticheskoe-
vospitanie. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
64. Государственный совет Российской Федерации. Доклад. Молодежная политика России на современном этапе [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://pokolenie-2020.ru/ doklad_gossovet_2009.doc. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
65. Итоги реализации мероприятий по патриотическому воспитанию
молодежи [Электронный ресурс] // Режим доступа к
изд.:http://www.patriotcenter.spb.ru/index.php_page=itogi-po-meropriyatiyam. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.