Введение 2
Глава 1. Китай и Япония во второй половине XIX века: внутри- и внешнеполитическая обстановка держав и первые военные конфликты 6
Глава 2. Япония: Националистические и паназиатские течения в японской общественной мысли, их влияние на внешнюю политику и взаимоотношения с Китаем 21
2.1. Влияние идеи тэнноизма на общественную мысль Японии и подъем патриотических настроений в обществе конца XIX - начала XX века 21
2.2 Идея паназиатизма в Японии: сторонники и влияние на внешнюю политику 29
Глава 3. Китай: формирование реформаторского и революционного движения в конце XIX века и их влияние на дальнейшую судьбу Китая 38
3.1 Движение за реформы в Китае и его влияние на общество 38
3.2 Обучение китайцев в Японии на рубеже XIX - XX веков 48
3.3 Революционное движение в Китае: Сунь Ятсен и роль Японии в
формировании его политических взглядов 58
Заключение 67
Список литературы
Во взаимоотношениях Китая и Японии в настоящее время существует значительное количество проблем, в то время как их плодотворное сотрудничество может быть выгодно не только обеим странам, но и всему миру. Думается, что основной проблемой, на решение которой направлены сейчас усилия двух стран, является различная трактовка их исторических взаимоотношений.
Нет ничего удивительного в том, что эпизоды войн и острых военных конфликтов между странами трактуются и описываются в историографических материалах Китая и Японии по-разному, зачастую сторона, нанесшая больше всего ущерба другой, не желает признавать свои ошибки. В истории взаимоотношений Японии и Китая последствия военных столкновений спорны до сих пор.
Проблема непризнания исторических ошибок, замалчивания моментов откровенной и не мотивированной ничем, кроме больших амбиций, агрессии, берет свое начало в историческом прошлом двух держав. Пути Японии и Китая с самого начала были переплетены, но, несмотря на такое тесное взаимодействие, конфликт интересов, возникший с приходом капиталистических стран на Азиатский континент, вызвал военные столкновения, а не привел к гармоничному и добрососедскому отношению друг к другу.
Целью данной работы является рассмотрение взаимоотношений Китая и Японии в конце XIX - начале XX (до периода Синьхайской революции в Китае в 1911 г.). Важным фактором, определившим развитие двух великих держав на азиатском регионе, явился приход стран Запада на Восток в середине XIX века, их экспансионистские устремления и желание продиктовать отсталым, по их мнению, жителям азиатского региона условия прогрессивной и успешной жизни. Их косвенное и непосредственное влияние на развитие двух стран представляется огромный интерес и также 2
является темой работы, ведь оно явилось непосредственной причиной неодинакового выбора пути развития двух стран.
Также следует сделать акцент на том, что большинство исследователей во всем мире при рассмотрении исторического периода Китая и Японии с середины XIX до начала XX века, всегда акцентируют внимание лишь на роли западных держав, как важнейшей в формировании будущей судьбы азиатского региона. Однако рассмотрение взаимоотношений именно Китая и Японии в большинстве своем исследователям не интересно, взаимное влияние стран друг на друга считается малозначительным. Основной целью данной работы является попытка ответить на вопрос, как взаимодействие двух стран повлияло на их дальнейшее развитие и на судьбу всей Азии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение исторической ситуации в Китае и Японии с середины XIX до начала XX века; причины изменения взглядов двух стран друг на друга;
2) проблема вмешательства Запада в развитие Азиатского региона;
3) причины превращения Китая в зависимую полуколониальную державу;
4) проблематика различия в отношении к Японии в разных слоях китайского общества;
5) факторы и причины развития экспансионистской политики Японии по отношению к ближайшим соседям.
Новизна данной работы состоит в том, что трудов по теме взаимодействия двух стран, особенно отечественных исследователей, очень немного. Причины этой проблемы, возможно, стоит искать в том, что широкомасштабные исследования по этой теме в Советском Союзе прекратились после 1945 года, потому что была снята опасность в связи с возможной победой Японии во Второй мировой войне. Было мало исследований, посвященных изучению первой японо-китайской войны, хотя исторический материал по этой теме мог бы предостеречь Россию от многих ошибок в военных столкновениях с Японией.
В качестве основной книги по проблеме взаимоотношений Японии и Китая взята работа отечественных исследователей-востоковедов З.Д. Катковой и Ю.В. Чудодеева «Китай и Япония - любовь или ненависть? К проблеме эволюции социально-психологических и политических стереотипов взаимовосприятия», в которой со всей полнотой раскрыты сложные аспекты дипломатических и культурных сношений двух стран. К сожалению, работа содержит мало подробной исторической информации по описываемым периодам двух стран, к тому же акцент в ней сделан больше на Китай и его восприятие, нежели на Японию. В качестве литературы по истории и культуре Японии были взяты работы Л. Д. Гришелевой, А. Н. Мещерякова, Т. Г. Сила-Новицкой, Н. Нозикова, А. Д. Бертовой, Д. П. Бугаевой, А. С. Селищева, а также западных исследователей Л. Фредерика, С. Салер, Ж. В. Кошман, Р. Б. Гейтс, М. Б. Дженсен, Накамура Сюнсаку и др. По истории и культуре Китая выбраны работы О. Е. Непомнина, А. В. Виноградова, С. Л. Тихвинского, О. А. Хижинской, А. Н. Базаровой, С. В. Сорокиной, Л. Н. Борох, А. Б. Широкорада, а также работы таких зарубежных исследователей, как Л. С. К. Квон, Фань Вэнь-Лань, Хао Чан и др.
Работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, трех глав с подпунктами и заключения.
В данном введении обозначена актуальность и новизна работы, сформулированы цели и задачи исследования.
В первой главе рассмотрена внутри- и внешнеполитическая ситуация в Японии и Китая с середины и до конца XIX века, а также первое крупное военное столкновение двух стран - японо-китайская война 1894 - 95 годов, которое повлияло на взаимное переосмысление образа соседа в общественном сознании Японии и Китая.
Во второй главе обрисованы общественно-политические течения в Японии, влияние традиционной тэнноистской идеологии на все сферы жизни общества, а также идеологическое оформление и развитие идеи паназиатизма в Японии как инструмента оправдания своих агрессивных воззрений в азиатском регионе.
В третьей главе описываются важнейшие общественно-политические оппозиционные движения в Китае, огромное влияние на развитие которых оказала Япония и опыт военного столкновения с ней.
В заключении рассмотрен итог работы, сделаны выводы по теме исследования.
Актуальность исследования китайско-японских взаимоотношений состоит в том, что на основе исторически изменяющихся взглядов двух стран можно проследить корни современных проблем в диалоге двух современных азиатских сверхдержав.
В дипломе была прослежена логика трансформации взаимоотношений Китая и Японии. На нее повлияло, с одной стороны, нарастание военной мощи и экспансионистских настроений в японском обществе; с другой стороны, кризис китайской монархической системы и поиск адекватных путей выхода из него под гнетом западных держав, и военной агрессии Японии в Корее и Маньчжурии.
С началом проникновения западных стран в Азию, весь регион оказался в глубоком кризисе, выход из которого нашла лишь Япония, проведя ускоренную модернизацию всего общества по европейскому образцу. В Китае с того момента, однако, возобладали кризисные явления, связанные с невозможностью отразить ни одно проявление западной агрессии. В особенности крупное недовольство было вызвано поражением в японо¬китайской войне. После нее в обществе сформировалось 2 оппозиционных движения, сыгравших решающую роль в судьбе страны: революционное и реформаторское.
Если реформаторское движение в основе своей не предполагало изменений в государственном строе страны, указывая лишь, что идеальным режимом стала бы конституционная монархия, по типу Японии, то революционное движение настаивало на полном и безоговорочном свержении династии.
Представители обоих движений выработали новый взгляд на Японию, как на образец ускоренной модернизации, который Китай должен использовать для достижения былого могущества. Одновременно с этим оппозиционеры явно идеализировали Японию, а также преувеличивали уровень поддержки, которую она готова оказать. Как пишут в своей работе Чудодеев Ю. В. и Каткова З. Д., в китайском обществе существовал «своеобразный социально-психологический феномен тесного соседства реализма и иллюзий» .
Такой подход во многом поддерживался и культивировался японскими правящими кругами, которым был выгоден режим, поддерживающий их, а также готовый пойти на некоторые уступки, в том числе, уступки территорий. Поэтому в отношениях с Китаем всячески пестовалась и поддерживалась идея братского сотрудничества азиатских стран, взаимопомощь и дружба.
Традиционно-консервативное большинство китайцев, стоявших у власти, в большинстве своем имело негативный взгляд на Японию, что объясняется тем, что они не могла смириться с позором, который им нанесла Япония во время войны 1894 - 95 г. Однако реалии того времени,
ухудшавшаяся внутренняя обстановка в стране (связанная с Ихэтуаньским восстанием и его подавлением), заставили правительство сначала попытаться реформировать общество, а затем начать идти на все большие уступки западным державам и Японии.
Необходимо также отметить, что большинство населения также испытывало ненависть к Японии и всему иностранному, ибо на формирование общественного мнения играло враждебно настроенное к Японии и Западу традиционалистское большинство. Положительный же образ Японии формировался только у оппозиционных прогрессивных кругов китайского общества, которые, однако, сыграли большую роль в проводимых в стране преобразованиях. Даже в крахе Цинской империи огромную роль сыграло революционное оппозиционное движение во главе с Сунь Ятсеном, который до определенной поры положительно рассматривал Японию как помощницу делу свержения монархии в Китае.
Однако уже на следующем этапе взаимодействия двух стран отношение к Японии стало резко отрицательным из-за ее агрессивных действий в отношении Китая, что поставило под вопрос существование Китая как государства.
Период времени с конца XIX до начала XX века крайне важен с точки зрения рассмотрения культурно-дипломатических взаимоотношений двух стран, так как он наглядно иллюстрирует надлом традиционного восприятия двумя странами друг друга. В этот период в обеих странах формируется противоположный традиционному взгляд на ближайшего соседа: японские правящие круги начинают рассматривать слабый и полузависимый Китай как сферу своих экспансионистских устремлений; в Китае же прогрессивная оппозиция рассматривает Японию как образец для подражания, и даже надеется на ее помощь в борьбе с иностранными державами. Трансформация традиционного восприятия двух стран оказала огромное влияние на все их последующее развитие, а ее причины представляют огромное значение, как для исторической науки, так и для культурологии.
1) Базарова А. Н. Роль конфуцианства в развитии традиционного
образования в Китае // Вестник Бурятского государственного
университета, Вып. 8, 2010.
2) Бертова А. Д. Философская концепция Утимура Кандзо как новый путь развития японского христианства // ASIATICA. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 8. - СПб., 2014.
3) Борох Л. Н. Сунь Ятсен о проблеме ускоренного развития Китая // «Народы Азии и Африки», № 5, 1976.
4) Бугаева Д.П. Японские публицисты конца XIX века. - М., Наука, 1978
5) Верисоцкая, Е.В. Об особенностях развития национальных культур России и Японии в XVII-XIX вв.: религиозно-нравственные аспекты (постановка проблемы). // Известия Восточного института. 1997. Специальный выпуск «Япония».
6) Виноградов А. В. Китай на пороге современности: синтез идей и традиций // Духовная культура Китая. Том 4. Историческая мысль. Политическая и правовая культура: гл. ред. М. Л. Титаренко. - М: Изд- во «Восточная литература», 2009.
7) Головачев В. Ц. Симоносекский договор и борьба Китая против уступки Тайваня (1894 - 1895). // Восток. - М., 2008, № 5.
8) Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры. - М., Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1986.
9) Дацышен В. Г. Андреевский флаг над Порт-Артуром // Международная жизнь. — 1998 — №6, с. 106 - 111.
10) История Китая: учебник / под ред. Меликсетова А.В. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.
11) История Японии. Т.1 С древнейших времён до 1868 г. / Под ред. Жукова А. Е. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998.
12) Каткова З.Д., Чудодеев Ю.В. Китай - Япония: любовь или ненависть?
К проблеме эволюции социально-психологических и политических стереотипов взаимовосприятия. - М.: Издательство Российской
Академии Наук, 1995.
13) Мещеряков А. Н. Император Мэйдзи и его Япония. - М.: Наталис : Рипол Классик, 2006.
14) Непомнин О.Е. История Китая: эпоха Цин. XVII - начало XX века. - М.: Восточная литература, 2005.
15) Нозиков Н. Японо-китайская война 1894-1895 гг. М.: Воениздат, 1939.
16) Норман Г. Становление капиталистической Японии. - М.:
Иностранная литература, 1952, с. 54.
17) Селищев А.С. Японский экспансионизм: люди и идеи. - Иркутск:
Издательство Иркутского университета, 1993.
18) Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии: мифы, история,
доктрины, политика. — М.: Наука. Главная редакция восточной
литературы, 1990.
19) Сорокина С. В. Внешнеполитические воззрения Сунь Ятсена. // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы V международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов, Н.В. Киреева, 2015.
20) Сунь Ятсен. Избранные произведения. Издание второе, исправленное и дополненное. - М., 1985.
21) Тихвинский С. Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. Изд. 2-е, доп. М., 1980.
22) Тихвинский С. Л. Сунь Ят-сен // Духовная культура Китая. Том 4. Историческая мысль. Политическая и правовая культура: гл. ред. М. Л. Титаренко. - М: Изд-во «Восточная литература», 2009.
23) Тихвинский С. Л. Сунь Ятсен. Внешнеполитические воззрения и практика (Из истории национально-освободительной борьбы китайского народа, 1885—1925 гг.). - М., 1964.
24) Фань Вэнь-Лань. Новая история Китая. Том I. 1840 - 1901. / Пер. с кит. Р. В. Вятлина, В. Я. Сидихменова и др. / Ред. и пред. В. Н. Никифорова. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955.
25) Фредерик Л. Повседневная жизнь Японии в эпоху Мэйдзи / Пер. с фр. А. Б. Овезовой; науч. редакция М. В. Демченко. — М.: Молодая гвардия,
2007.
26) Хижинская О. А. Обучение китайцев в Японии в позднецинский период. // Известия восточного института. - Владивосток, 2005.
27) Широкорад А. Б. Русско-японские войны 1904 - 1945гг. / Под общей ред. А. Е. Тараса. - Минск: Харвест, 2003.
Источники на английском языке
1) Asakawa Michio. Anglo-Japanese Military Relations, 1800—1900: Japanese Perspectives // http://users.ju.edu/jclarke/wizzt.html, 15.04.2016
2) Brownee J. S. Four stages of the Japanese kokutai [National essence] // paper for University of British Colombia: JSAC Conference, October 2000.
3) Chang H. Liang Ch'i-Ch'ao and Intellectual Transition in China. 1890— 1907. - Harvard University Press.
4) Cortright D. Peace: A History of Movements and Ideas. // Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
5) Furuya Keiji. Chiang Kai-shek. His Life and Times. - N. Y.: St. John's University, 1981.
6) Gates R.B. Pan-Asianism in prewar Japanese foreign affairs: the curious case of Uchida Yasuya. // Journal of Japanese Studies, Vol. 37, No. 1, Winter, 2011.
7) Jansen M. B. Japan and China from War to Peace, 1894— 1972. // IL: Rand McNally, Chicago, 1975.
8) Howes J. F. Christian Prophecy in Japan: Uchimura Kanzo. // Japanese Journal of Religious Studies 34, no. 1, 2007.
9) Kitagawa J. M. The Asian Christian Tradition. // Anglican Theological Review, Vol. 72, Issue 1, 1990.
10) Kwong L. S. K. A Mosaic of the Hundred Days: Personalities, Politics, and Ideas of 1898. // Cambridge, MA: Harvard University Press, 1984.
11) Nishikawa Shunsaku. Fukuzawa Yukiti (1835 - 1901). // Prospects: the quarterly review of comparative education (UNESCO: International Bureau of Education), Vol. XXIII, No. 3/4, 1993.
12) Saaler S., Koschmann J. V. Pan-Asianism in Modern Japanese History: Colonialism, Regionalism and Borders. Taylor & Francis, 2007.
Источники на китайском языке
1) Дай Цзитао ЖЖЖ Жибэнь вэньти 0ф|ЦЖ (Японский вопрос) // Дай Цзитао сяньшэн вэньцунь цзай сюйбянь ЖЖ^ЖФЖ^ЖШ^ (Сочинения Дай Цзитао, второе дополнение). - Тайбэй, 1968.
2) Кан Ювэй. MW^ Шан Цин Ди ди у шу; Шан Цин Ди ди лю шу. ЖЖ ЖЖЖЖ; ЖЖЖЖЖЖ (Кан Ювэй. Пятый и шестой доклады на имя императора Цин). // http://wenxian.fanren8.com/05/06/4/2.htm, 20.04.2016.
3) Ли Дачжао. Да ясия чжуи ю син ясия чжуи.( $^^« ДЖ1ЩЖФЖД
^ Ж 1Щ Ж Ж Ж Паназиатизм и неоазиатизм). //
http://marxists.anu.edu.au/chinese/lidazhao/marxist.org-chinese-lee- 19190101.htm , 20.04.2016.
4) Ли Фэн’у, Ван Вэй. ЖДЖ, Ж^о Цинмо Чжунго сюэшэн лю Жи
юаньинь чутань. /н Ф Э ^fe ва В ^ S |Л ^ (Предварительное
исследование причин обучения китайских студентов в Японии в позднецинский период).
5) Сунь Вэнь. Шан Ли Хунчжан шу ДЦД о ЖЖЙ1ЖШ Воззвание к Ли Хунчжану) // http://folkdoc.com/classic/p02/ba/ba001.htm, 30.04.2016.