Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 8
1.1. Здоровый образ жизни: сущность и значение 8
1.2. Составляющие здорового образа жизни младшего школьника 14
1.3. Анализ педагогических условий формирования здорового
образа жизни у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 31
2.1. Диагностика сформированности здорового образа жизни у
младших школьников на этапе констатирующего исследования 31
2.2. Содержание работы по формированию здорового образа
жизни у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 39
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию
здорового образа жизни у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 49
Заключение 57
Библиографический список
Современное состояние здоровья населения России, в том числе и детского, не является удовлетворительным. Для решения проблемы необходима интеграция и координация усилий, включения в здоровьесберегающую деятельность всех представителей социальной структуры общества. Решение проблемы ухудшения здоровья нации лежит в плоскости смены мировоззренческих позиций в обществе, формирования соответствующей системы ценностей, установок которые детерминируют поведение и жизнедеятельность человека. Основным социальным институтом формирования ценности здоровья, здорового образа жизни является школа. Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по здоровьесбережению. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. Физическое и психическое здоровье - основа жизни и развития, освоения других культурных и нравственных ценностей - основа счастливой жизни. Сохранение здоровья - фактор предотвращения вырождения нации (Агаджанян, 1998; Айзман, 1996; Амосов, 2003; Васильева, 1997).
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека занимает во всём мире приоритетные позиции, поскольку в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Однако на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Так, статистика последних лет показывает, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема укрепления здоровья детского населения возникла в результате взаимодействия огромного количества факторов риска, порождённых неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными, экономическими условиями. Актуальность проблемы здоровьесбережения в современных условиях связана также со школьными перегрузками, с тем, что не учитываются анатомо-физиологические и психологические особенности развития учащихся (Айзман, 1996; Амосов, 2003; Базарный, 1995).
В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в начальном общем образовании (НОО) выделяется отдельное направление по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни (ЗОЖ). В ФГОС НОО одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника. Таким образом, здоровьесберегающая составляющая в современных условиях должна быть неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательного учреждения. С учетом требований ФГОС НОО методология воспитания у учащихся ЗОЖ, кроме обеспечения их грамотности в вопросах здоровьесбережения, включает и формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, и воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье близких людей. Это не просто способы сохранения и укрепления здоровья, но и создание новых осознанных форм поведения, полезных для здоровья. Деятельность учителя в этом аспекте является образовательно-оздоровительной и представляет собой комплекс действий гигиенической, психолого¬педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования навыков ЗОЖ. В этом возрастном периоде развития закладываются основные ценностные ориентации, стратегии поведения, формируется основа мировоззрения. Дети должны знать, что только здоровый человек может жить полноценной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Школа должна взять на себя первостепенную роль в формировании ЗОЖ учащихся. Главными ее направлениями следует считать общегигиеническое, физкультурно-оздоровительное, и экологическое (Амосов, 2003).
С нашей точки зрения расширение знаний, умений учащихся по здоровьесбережению наиболее органично сочетается с уроками по предмету «Окружающего мир» и внеклассной формой работы по этому предмету.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: выявить эффективные педагогические условия формирования здорового образа жизни у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Объект исследования: формирование здорового образа жизни младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование здорового образа жизни у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективно, если:
• целенаправленно формировать мотивационно-ценностный компонент ЗОЖ методами проблемных ситуаций и дидактических игр;
• формировать содержательный компонент ЗОЖ используя занимательные задания: ребусы, кроссворды, викторины.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность и значение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;
2. Изучить составляющие здорового образа жизни младшего школьника;
3. Проанализировать педагогический опыт формирования ЗОЖ у младших школьников в образовательном процессе по предмету «Окружающий мир»;
4. Разработать, апробировать и оценить эффективность педагогических условий формирования ЗОЖ у младших школьников на уроках по предмету «окружающий мир».
Методы исследования:
• Теоретические: анализ обобщение и систематизация литературы по проблеме исследования;
• Эмпирические: анкетирование, тестирование, интервьюирование,
педагогический эксперимент.
База исследования: «Средняя общеобразовательная школа № 42» города Белгорода, 3 класс.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными целью и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию и приложение.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования и обозначен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования здорового образа жизни младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»» раскрывается понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», описываются составляющие ЗОЖ младшего школьника, приводится анализ педагогических условий формирования ЗОЖ при обучении предмету «Окружающий мир».
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» проводится анализ программ и учебников УМК «Школа России» с позиции формирования ЗОЖ у младших школьников, представляются содержание и результаты экспериментальной работы по формированию ЗОЖ у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы, изложены выводы. Библиографический список содержит 50 источников.
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно¬оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
В ходе исследования мы убедились, что систему работы по формированию ЗОЖ необходимо реализовывать с младшего школьного возраста, так как это один из основных этапов становления и развития личности. Процесс воспитания культуры здоровья в начальной школе наиболее эффективен в рамках изучения предмета «Окружающий мир» так как курс носит интегрированный характер и включает в себя начальный биологический материал.
Экспериментальная работа показала, что формирование ЗОЖ у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» эффективно, если:
• в проведение уроков включать создание проблемных ситуаций и дидактические игры, направленные на формирование мотивационно-ценностного компонента ЗОЖ;
• создавать на уроках педагогические условия, при которых, изучение предмета «Окружающий мир» будет способствовать формированию содержательного компонента ЗОЖ, а именно ввести использование занимательных заданий: ребусов, кроссвордов, викторин.
В ходе исследования было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень экологической воспитанности имели 45% учащихся, а на контрольном этапе всего 5% учащихся. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Можно отметить, что целенаправленная систематическая работа по воспитанию культуры здоровья у младших школьников способствует значительному повышению его уровня. Эффективность здоровьесберегающей деятельности зависит от соблюдения комплекса всех педагогических условий.
1. Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. - М.: Изд-во РУДН, 1998. - 27с.
2. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. - Новосибирск, 1996. - 197с.
3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191с.
4. Амосов Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. - М.: АСТ, 2003. - 128с.
5. Базарный В.Ф. Программа экспресс-диагностики динамики
психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. - Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. - 70с.
6. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. и др. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности обучающихся. - Ярославль: Изд-во Канцлер, 2008. -168 с.
7. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ,
1982.
8. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 123с.
9. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 212с.
10. Варламова С.И. Здоровье наших учеников / С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
11. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.З.с. 247
12. Венедиктов Д.Д. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. - 1979. - № 7. - С. 102-113.
13. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни /М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.-1994.- 9.-С. 9-12.
14. Виноградова Н. В. Методические рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы «Окружающий мир в произведениях живописи»: учебное пособие / Н. В Виноградова. - М.: Вентана Граф, 2005. 80 с.
15. Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир» в начальной школе: Беседы с будущим учителем: учебное пособие для студентов отд. и фак. нач. классов сред, и высш. пед. учебн. заведений.-2-е изд., стереотип / Н. Ф. Виноградова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144 с.
16. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: книга для учителя, 3-4 класс / Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана - Граф,1999. - 144 с.
17. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы : учеб. пособие для студ. очной, формы обучения / Н. Ф. Виноградова. - М.: Просвещение,1990. 356 с.
18. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Поурочные планы по уч. Н.Ф.Виноградова / Сост. Е.И.Соболева. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.-112с
19. Головко Е. В. Технология начального образования по естествознанию / Е. В. Головко // Теория и технология начального образования: учебное пособие для студентов выпускных курсов, обучающихся по специальностям «Педагогика (Начальное образование)». «Изобразительное искусство». - Белгород, 2007.- 128 с.
20. Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей в России / Д.И.Зелинская // Школа здоровья. - 1995. - Т.2. - № 2. - 5-12 с.
21. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] Центр «Эйдос» http: //www.eidos.ru/joumal/2006/0505. htm
22. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа
компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр
проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
23. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В.Иванова. - М.: Речь, 2004. - 304 с.
24. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 152 с.
25. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника. - М.: «Просвещение», 1986 г. - 175 с.
26. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе учитель- ученик: метод. пособие для учителя / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 89 с.
27. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла (концепция современной образовательной школы) / А.А.Леонтьев // «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. - М., 1997. - 9-23 с.
28. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации: Обзор / В.А.Лищук, Е.В.Мосткова. - М., 1994. - 134с.
29. Малафеева С.Н. Отбор и начальная адаптация детей к обучению в школе полного дня / С.Н.Малафеева, Л.Н.Егорова, Л.В.Чекасина // Тез. 1-й Всероссийской конференции (26-28 ноября 1996 года, Екатеринбург). Ч.2, Физическая активность и здоровье. Адаптация растущего организма к физическим и учебным нагрузкам. - Екатеринбург, 1996. - 104-106 с.
30. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников /
С.И.Маслов. - Тула, 1999. - 130 с.
31. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности: Монография. -М.: Экон- Информ, 2009.- 164 с.
32. Ненашева М.А. Влияние начального периода школьного обучения на психическое здоровье школьников / М.А.Ненашева // Школа здоровья. - 1996. - Т.3. - № 4. - 48-50 с.
33. Обухова Л. А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. - М.: ООО «ВАКО», 2004 г. - 235 с.
34. Петленко В.Н. Основной закон валеологии / В.П.Петленко // Здоровье и
образование: проблемы педагогической валеологии. Материалы первой
Всероссийской научно-практической конференции 28-30 марта 1995 года. - 1995. - 44-46 с.
35. Попова-Алферова Т.В. Программа психофизической регуляции для учащихся средних школ / Т.В.Попова-Алферова, И.И.Давыдова, А.М.Удалов // Тез. 1-й Всероссийской конференции (26-28 ноября 1996 года, Екатеринбург, Россия). Ч.2. Физическая активность и здоровье. - Екатеринбург, 1996. - 74-75 с.
36. Репица А.В., Медведева Е.В. Пути формирования психического здоровья детей и подростков / А.В.Репица, Е.В.Медведева // 3-й Национальный Конгресс по практической медицине и валеологии (28-31 мая 1996 года, С.-Петербург, Россия):Тез.докл. - 1996. - 75 с.
37. Солдатова Т.А. Здравотворение (Система здоровьетворящего образования) / И.А.Солдатова // Проблемы педагогической валеологии. - 1996. - 50-53 с.
38. Соловов А.В. О раннем распознавании употребления детьми и подростками наркотических веществ / А.В.Соловов // Школа здоровья. - 1996. - Т.3. - № 2. - 20-34 с.
39. Татарникова А.Г. Гуманная школа - путь формирования здорового образа жизни ребенка / А.Г Татарникова. - Тула, 1993.
40. Товпинец И.П. Урок здоровья / И.П.Товпинец// Начальная школа, №6, 2010. с.48-49.
41. Философский энциклопедический словарь. - М., 1998.
42. Федорова М.З., Кумченко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья. - М.: Вентана - Граф, 2003.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://mon.gov.ru.
44. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы //Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
45. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.
46. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997
47. Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. - Л., 1989
48. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М.Громбаха. - М., 1988. - 272 с.
49. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2.
50. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996 - 143с.