ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА
ТРАНСФОРМАЦИЮ СОЦИАЛЬНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ МОНОРОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ
РАЗДЕЛ II. 7
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ «ВЛИЯНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА
ТРАНСФОРМАЦИЮ СОЦИАЛЬНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ МОНОРОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ» 26
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО 33
ПОЛОЖЕНИЯ МОНОРДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Актуальность темы дипломного исследования. Семья является важнейшей средой формирования личности и главным институтом воспитания ребёнка. От родительского настроя на воспитание зависит родительская позиция, стиль воспитания, а от этого и эмоциональное состояние ребёнка.
В современных сложных социально- экономических условиях семейные отношения претерпевают серьёзные изменения. В связи с этим возникает необходимость оказания помощи семье, поиска новых перспективных направлений работы во взаимодействии с родителями, направленных на изменение взаимодействий и взаимоотношений взрослых и детей.
Именно семья, является для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств.
В последние годы современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества) обострила положение семьи. В самой тяжелой ситуации оказались неполные семьи (в которой только один родитель).
Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. Статистические данные показывают, что каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье. Основным фактором формирования неполной семьи являются разводы, овдовение из-за преждевременной смерти отца (матери), внебрачные рождения.
Степень разработанности темы дипломного исследования.
Вопросы, посвященные данной проблеме рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики.
В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина,
В.С. Мухина, Г.Т. Хоментаускас, Д.Б. Эльконин . Однако анализ литературы показал, что исследования, сделали лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров неполной семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирования их самооценки (А.И. Захаров, В.В. Столин, Т.В. Соколова и др.).
Проблема дипломного исследования заключается в противоречии между необходимостью оказания более целенаправленной, системной поддержки монородительских семьей в условиях экономического кризиса ине достаточной степенью изученности влияния экономического кризиса на трансформацию социального положения монородительских семей.
Объектом дипломного исследования являются монородительские семьи г. Белгорода.
Предметом дипломного исследования является социальное положение монородительских семей.
Цель дипломного исследования- провести анализ влияния экономического кризиса на трансформацию социального положения монородительских семей.
Задачи дипломного исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования влияния экономического кризиса на трансформацию социального положения монородительских семей.
2. Разработать программу социологического исследования «Влияние экономического кризиса на трансформацию социального положения монородительских семей».
3. Провести анализ социологических данных по результатам изучения социального положения монородительских семей.
Теоретическую и методологическую основу дипломного исследова¬ния составляют исследования А.Г. Харчева, Г. Фидгор раскрывающие особе нности современной семьи, проблемы неполных семей; работы А. С. Спивако вской, И.Г. Честновой, И.И. Чесноковой о философско-психологических мо¬делях взаимодействия детей и родителей; труды А.В.Запорожца, В.В. Столина, Т.В. Соколова, раскрывающие влияние стиля детско- родительских отношений на самооценку ребенка .
Для решения задач и достижения поставленной цели использованы методы: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование и анкетирование родителей, беседа с детьми по методике В.Г. Щур - «Лесенка» математические методы обработки экспериментальных данных.
Эмпирическую базу дипломного исследования составляют:
1. Использовались данные Росстата о монородительских семьях .
2. Налоговый кодекс Российской Федерации .
3. Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей в Российской федерации» .
Практической значимостью дипломного исследования является возможность использования данных анализа социологического исследования в работе организаций, занимающихся социальной защитой монородительских семей. Результаты данного исследования можно использовать в качестве методического материала при изучении влияния экономического кризиса на социальное положение монородительских семей. Основные выводы и положения проекта позволят использовать их в качестве основы для дальнейшей разработки теориии практики по поддержанию социального положения монородительских семей.
Апробация дипломного исследования. Выводы и рекомендации дипломного исследования нашли отражение в публикации статьи «Влияние экономического кризиса на трансформацию социального положения монородительских семей г. Белгорода» в сборнике научных работ «Современные тенденции развития науки и технологий» в г. Белгороде.
В ходе написания дипломной работы, было выявлено, что необходима теоретическая разработка и систематизация классификаций термина «неполная семья». Так, под данным понятием подразумевается семейная форма, которая характеризуется наличием явно выраженных неблагоприятных факторов для воспитания детей. Что касается неполных семей, то для их регулирования принимаются нормативно-правовые акты в порядке поддержки социального статуса одиноких матерей.
Основной задачей данной дипломной работы был анализ влияния экономического кризиса на трансформацию социального положения монородительских семей. Исследование показало социальное положение монородительской семьи в современном обществе характеризуется следующими параметрами:
- Низким уровнем доходов.
- Низким уровнем образования.
- Ценностной неоднородностью.
- Негативным социально-психологическим фоном.
- Высоким уровнем правонарушений.
Следует отметить, что экономический кризис негативно влияет на социальное положение монородительских семей. В первую очередь, нестабильная экономическая ситуация для большинства монородительских семей приносит значительные финансовые потери. Последние в той или иной степени, влияют как на поведение человека, так и на мировоззрение личности. Привычный образ жизни, который включает в себя, в том числе, постоянную работу и определённый уровень достатка, может резко измениться в худшую сторону настолько, что у человека, который находится под грузом внезапно возникших проблем, наступает кризис личности в целом. Кроме того, резкое снижение покупательной способности семьи, необходимость отказывать от тех товаров и услуг, которые были доступны ранее, негативно сказываются на эмоциональном фоне человека, что потенциально может привести к стрессу и депрессии.
Экономический кризис накладывает в этом смысле большой отпечаток на семьи, о чем говорит большая доля монородительских семей с жилищными проблемами и отсутствием денег.
Анализ самооценки респондентов материального положения семьи в период кризиса позволяет отнести к обеспеченным лишь около 2% семей с одним родителем, у 12% денег хватает, но откладывать не получается.
Система работы по поддержке монородительских семей включает в себя ряд общих мер поддержки, которые присущи всей семьям белгородской области и Российской Федерации, и специальные меры, направленные на поддержку неполных семей. Наше исследование доказывает тот факт, что поддержка неполных семей недостаточна.
Помощь таким семьям не может и не должна ограничиваться только материальной поддержкой. Семья данной категории нуждается в обретении чувства безопасности и защищенности в системе общественных отношений, в освоении способов самостоятельного решения имеющихся и будущих жизненных проблем, регулировании взаимоотношений с детьми, социумом в целом.
Социальная работа с неполной семьей предполагает консультационную и реабилитационную деятельность социальных служб, направленную на мобилизацию ресурсов, профилактику конфликтов, выбор целесообразных форм жизнедеятельности, выявление и преодоление затруднений.
В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за помощью необходимо применение такой формы социальной работы как социальный патронаж, который, представляет собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными
целями, позволяет установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.
Таким образом, для решения проблем неполных семей специалист по социальной работе должен привлекать службы занятости (решение вопросов трудоустройства), органы здравоохранения (вопросы здоровья всех членов семьи, организация медико-социального патронажа), органы образования (возможность бесплатного питания и посещение группы продленного дня), социальные службы (назначение пособий и пенсий), органы исполнительной власти (решение жилищных проблем), юридические службы (вопросы алиментов, пособий, пенсий по случаю потери кормильца, вопросы взаимоотношений бывших супругов), опыт других неполных семей.
Современное состояние семьи многие специалисты оценивают как кризисное, но остаются неизменными главные характеристики семьи:
- семья - это социальный институт общества и, следовательно, общество заинтересовано в качестве семьи и поддержке этого социального института;
- семья - это малая социальная группа и, следовательно, ее члены заинтересованы в ее организации на протяжении всей жизни;
- семья - важнейший фактор социализации и развития ребенка.
Доказано, что дети из неполных семей имеют проблемы в социализации, чаще проявляют девиантные признаки в общении и обучении и поэтому требуют усиленного внимания и педагогической помощи; условием успешной работы социального педагога в коррекции данных проявлений является союз с семьей и повышение её воспитательного потенциала.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Федеральный закон «О семье в Российской Федерации» от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://base.garant.ru/10105807/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
3. Федеральный закон «О регулировании труда работников в возрасте до восемнадцати лет в Российской Федерации» от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
http://www.consultant.ru/popular/nalog1/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
5. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей в Российской федерации» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.
rg.ru/1995/05/24/detposobie-dok/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
6. Федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. № 340-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.rg.ru/1990/11/20/pensia-dok.html/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
7. Федеральный закон «О занятости населения в Российской
Федерации» от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/9005389 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
8. Федеральный закон «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Российской Федерации» от 1 июня 2012 г. № 61-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://base.garant.ru/70183566/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
9. Федеральный закон «О предоставлении субсидий на оплату жилого
помещения и коммунальных услуг в Российской Федерации» от 14 декабря 2005 г. № 761-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143572/ - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
10. Абишева, А.К. О понятии «ценность» [Текст] / А.К. Абишева. // Социологические исследования. - 2012. - № 3. - С. 20.
11. Андрюшина, Е.В. Семья и здоровье подростка [Текст] / Е.В. Андрюшина. - М. : Наука, 2010. - 322 с.
12. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / А.И. Антонов. - М. : Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2010. - 304 с.
13. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI века: Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции [Текст] / А.И. Антонов. - М. : Наука, 2010. - 532 с.
14. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2012. - 538 с.
15. Божович, Л.И. Личность и ее формирование [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Наука, 2013. - 132 с.
16. Гурко, Т.А. Брак и родительство в России [Текст] / Т.А. Гурко. - М. : Институт социологии РАН, 2011. - 327 с.
17. Данилова, С.С. Одинокое материнство в общественном мнении [Текст] / С.С. Данилова. - М. : Наука, 2011. - 255 с.
18. Демидов, А.М. Семья с одним родителем: социологические аспекты проблемы [Текст] / А.М. Демидов. - М. : Наука, 2010. - 152 с.
19. Докучаева, С.О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении [Текст] / С.О. Докучаева. - М. : Наука, 2012. - 328 с.
20. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И.В. Дубровина. - М. : Возрождение, 2012. - 230 с.
21. Запорожец, А.В. Психология воспитания [Текст] / А.В. Запорожец.
- М. : Наука, 2013. - 210 с.
22. Зуев, К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей [Текст] / К.Б. Зуев. - М. : Наука, 2011. - 324 с.
23. Иванченко, В.А. Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье [Текст] / В.А.Иванченко. - М. : Наука, 2013. - 325 с.
24. Калабихина, И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии. [Текст] / И.Е. Калабихина. - М. : ТЕИС, 2013. - 264 с.
25. Лежнина, Ю.П. Трансформация гендерных ролей в современной России [Текст] / Ю.П. Лежина. // Социологические исследования. - 2013. - №
4. - С. 76.
26. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И Лисина. - М. : Наука, 2014. - 347 с.
27. Лунякова, Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей [Текст] / Л.Г. Лунякова. // Социологические исследования. - 2011. - № 8. - С. 26.
28. Матейчик, З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполных семьях [Текст] / З. Матейчик. - М. : Наука, 2010. - 256 с.
29. Михеева, А. Внебрачное материнство в России: социологическое исследование [Текст] / А. Михеева. // Социологические исследования. - 2012.
- № 6. - С. 72-76.
30. Монородительские семьи. 2015 :Стат.сб./Росстат. М., 2015.
31. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Наука, 2014. - 132 с.
32. Никулина, Н.Н. Ежегодный доклад о положении детей и защите их прав в Белгородской области [Текст] / Н.Н. Никулина. - Белгород: Везелица, 2012. - 116 с.
33. Никулина, Н.Н. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка региональной модели организации работы по социальной адаптации семей с одним родителем» [Текст] / Н.Н. Никулина. - Белгород: Везелица, 2014. - 87 с.
34. Николаева, Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье [Текст] / Я.Г. Николаева. - М. : Владос, 2012. - 160 с.
35. Овчарова, Л.Н. Предложения для стратегии содействия сокращению бедности в современной России [Текст] / Л.Н Овчарова. // Уровень жизни населения регионов России. - 2012. - № 10. - С. 9.
36. Плохова, И.А. Доступность высшего образования как фактор стратификации регионального социума: автореф. канд. соц. наук. / И.А. Плохова. - М. : Наука, 2012. - 24 с.
37. Прокофьева, Л.М. Поддержка семьи, материнства и детства в современной России [Текст] / Л.М. Прокофьева. // Народонаселение. - 2013. - № 4. - С. 52.
38. Ржаницына, Л.С. Улучшение положения детей в разведенных семьях [Текст] / Л.С. Ржаницына. // Социологические исследования. - 2015. - № 3. - С. 45.
39. Савинов, Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей [Текст] / Л.И. Савинов. - М. : Владос, 2013. - 260 с.
40. Спиваковская, А.С. Популярная психология для родителей [Текст] / А.С. Спиваковская. - М. : Владос, 2012. - С. 324.
41. Фидгор, Г. Беды развода [Текст] / Г. Фидгор. - М. : Астрель, 2013. - 230 с.
42. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка [Текст] / Г.Т. Хоментаускас. - М. : Наука, 2013. - 254 с.
43. Честнова, И.Г. Зависимость самооценки ребенка от отношения к нему родителей [Текст] / И.Г. Честнова. - М. : Наука, 2013. - 440 с.
44. Чеснокова, И.И. Самосознание личности [Текст] / И.И. Чеснокова. - М. : Наука, 2013. - 320 с.
45. Цыглакова, Е.А. Проблемы социализации детей из монородительских семей в условиях современного российского общества [Текст] / Е.А. Цыглакова. - М. : Наука, 2013. - 236 с.
47. Шевченко, А.Н. Семья как фундаментальная ценность: трансформация фамилистического мировоззрения [Текст] / А.Н. Шевченко. // Социально-экономические и правовые вопросы современного российского общества. - 2011. - №4 . - С. 49.
48. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Наука, 2013. - 540 с.