РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ 9
1.1. Понятие доступности жилья 9
1.2. Механизмы повышения доступности жилья в РФ 17
1.3. Зарубежный опыт в области повышения доступности жилья 22
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ В РФ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 36
2.1. Анализ и оценка доступности жилья в Российской Федерации 36
2.2. Оценка доступности жилья в Белгородской области 49
2.3. Государственная политика повышения доступности жилья в Белгородской
области 59
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ
ЖИЛЬЯ В РФ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 65
3.1. Проблемы повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области. .65
3.2. Перспективы государственной политики повышения доступности жилья в
РФ и Белгородской области 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ 9
1.1. Понятие доступности жилья 9
1.2. Механизмы повышения доступности жилья в РФ 17
1.3. Зарубежный опыт в области повышения доступности жилья 22
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ В РФ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 36
2.1. Анализ и оценка доступности жилья в Российской Федерации 36
2.2. Оценка доступности жилья в Белгородской области 49
2.3. Государственная политика повышения доступности жилья в Белгородской
области 59
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ
ЖИЛЬЯ В РФ И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 65
3.1. Проблемы повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области. .65
3.2. Перспективы государственной политики повышения доступности жилья в
РФ и Белгородской области 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования связана с тем, что среди важнейших направлений социально-экономического развития страны выделяется развитие сектора жилищного строительства. Экономическая роль данного сектора напрямую связана с природой человека, ведь потребность в жилье, согласно пирамиде потребностей А. Маслоу, относится к базовым потребностям человека. В этой связи доступность жилья для населения сегодня является одним из основных показателей развития как строительной сферы, так и экономики стран в целом. Все это подтверждает актуальность исследуемой проблемы темы, ее теоретическую и практическую значимость.
Степень изученности проблемы. Проблемы доступности жилья в мире, РФ и на региональному уровне исследовали такие отечественные и зарубежные автора как: В.Г. Алиева, Д.В. Арефьева, К.Г. Байбиков, М.Н. Безуглова, С. Н. Гагарина, Е.И. Дорохова, Н.С. Иванушкина, А.А. Майорова, В.А. Мусина, А.Е. Семенова и др.
В исследовании К.Г. Байбикова [11] проанализированы основные механизмы покупки жилья, сформулированы предложения по расширению линейки инструментов финансирования жилищного строительства. Приводится характеристика жилищного лизинга как альтернативного инструмента финансирования. Проводится сравнительный анализ по ключевым параметрам лизинга и традиционных вариантов решения жилищной проблемы: аренды и ипотечного кредитования. Делается вывод о том, какую роль играет жилищный лизинг в современных экономических условиях. В статье М.Н. Безугловой [12] исследуются вопросы реализации мероприятий по улучшению жилищных условий населения в рамках государственной поддержки. Сформулированы основные проблемы проведения жилищной политики в Краснодарском крае, обосновываются важность и необходимость их системного рассмотрения с позиции взаимодействия государственных институтов и частных структур.
Подробно изучены показатели введения жилищного фонда в эксплуатацию по итогам 2015 г. Формулируются ключевые проблемы доступности жилья в регионе. Представлен анализ мер госполитики по исправлению сложившейся ситуации. В заключение дан авторский комментарий по проблеме обеспечения доступности жилья в крае. В исследовании А.Е. Семеновой [57] проведено рассмотрение методического инструментария по расчетам индекса доступности жилья. Произведен сравнительный анализ показателя доступности жилья в США.
В статье С. Н. Гагарина [18] рассмотрено понятие «доступность жилья» как важнейшего индикатора качества жизни населения, рассмотрена система показателей его оценки. Проведен ретроспективный сравнительный анализ показателей доступности жилья в целом по РФ и Калужской области. Обоснована необходимость совершенствования системы оценки доступности жилья. В исследовании В.Г. Алиевой [8] проанализированы основные факторы, оказывающие влияние на доступность жилья в субъектах РФ (на примере Тюменской области) и выявлены проблемы, препятствующие ее повышению, среди них: недостаточная доступность кредитных и других источников финансирования, низкий уровень платежеспособности населения, отсутствие обеспеченных соответствующей инженерно-технической инфраструктурой земельных участков и другие. В статье Д.В. Арефьевой [9] представлены результаты анализа современного состояния доступности жилья в Республике Башкортостан. В исследовании А.А. Майорова [37] анализируется категория «доступность жилья» и рассматривается динамика показателей доступности жилой недвижимости населению Российской Федерации. В статье Е.И. Дорохова [23] рассматривается региональная составляющая экономической безопасности - доступности жилья на примере Белгородской области. Кроме того автором рассматривалась возможность приобретения квартиры на вторичном рынке и выявлены резервы повышения доступности жилья.
В исследовании В.А. Мусина [43] рассмотрен зарубежный опыт государственной политики повышения доступности жилья, раскрыт такой инструмент повышения доступности жилья как доходный дом, выявлены отечественные наработки в данной вопросе. В исследовании Н.С. Иванушкина [26] рассматривается уровень доступности жилья как важнейший показатель развития экономики страны в целом и строительной сферы в частности, раскрываются подходы к оценке уровня доступности жилья в международной и отечественной практике. Автором рассчитывается коэффициент доступности жилья для населения Российской Федерации в разрезе федеральных округов и субъектов федерации за период с 2009 по 2015 г. Выявлены тенденции изменения данного важнейшего индикатора рынка жилья за 2009-2015 гг.
Целью выпускной квалификационной работы является определение региональных аспектов государственной политики повышения доступности жилья.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие доступности жилья;
- определить механизмы повышения доступности жилья в РФ;
- раскрыть зарубежный опыт в области повышения доступности жилья;
- провести анализ доступности жилья в Российской Федерации;
- рассмотреть особенности государственной политика повышения доступности жилья в РФ;
- осуществить оценку доступности жилья в Белгородской области;
- рассмотреть особенности государственной политика повышения доступности жилья в Белгородской области;
- определить проблемы повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области;
- установить перспективы государственной политики повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области.
Объектом выпускной квалификационной работы является государственная региональная политика в области повышения доступности жилья.
Предметом выпускной квалификационной работы являются региональные аспекты государственной политики повышения доступности жилья в РФ и в Белгородской области.
Методология исследования базируется на системном подходе к анализу и обобщению информации о государственная политики повышения доступности жилья. Для обобщения полученных данных и решения задач использовались следующие общенаучные и общеэкономические методы: синтез и анализ, метод обобщения и группировки. Они были направлены на рассмотрение теоретических основ государственной политики повышения доступности жилья; оценку государственной политики повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области; определение проблем и перспектив повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области.
Научной и информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды рассматриваемой области отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, журналы и информационные интернет-ресурсы, электронные материалы (статьи), взятые с web-сайтов, официальная государственная статистика.
Научная новизна исследования состоит в том, что автором разработаны направления повышения государственной политики повышения доступности жилья в Белгородской области.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыты методологические основы оценки доступности жилья, определены современные механизмы государственной политики повышения доступности жилья в РФ и на региональном уровне.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней отдельные разделы работы могут быть использованы в качестве лекционного материала, а основные выводы и рекомендации - государственными органами Белгородской области при разработке и реализации ими механизмов государственной политики повышения доступности жилья.
Краткая характеристика структуры работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав содержащих 8 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственной политики повышения доступности жилья, а именно: рассмотрено понятие доступности жилья, определены механизмы повышения доступности жилья в РФ; проанализирован зарубежный опыт в области повышения доступности жилья. Во второй главе проведена оценка государственной политики повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области. В третье главе выявлены проблемы и определены перспективы повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области.
Степень изученности проблемы. Проблемы доступности жилья в мире, РФ и на региональному уровне исследовали такие отечественные и зарубежные автора как: В.Г. Алиева, Д.В. Арефьева, К.Г. Байбиков, М.Н. Безуглова, С. Н. Гагарина, Е.И. Дорохова, Н.С. Иванушкина, А.А. Майорова, В.А. Мусина, А.Е. Семенова и др.
В исследовании К.Г. Байбикова [11] проанализированы основные механизмы покупки жилья, сформулированы предложения по расширению линейки инструментов финансирования жилищного строительства. Приводится характеристика жилищного лизинга как альтернативного инструмента финансирования. Проводится сравнительный анализ по ключевым параметрам лизинга и традиционных вариантов решения жилищной проблемы: аренды и ипотечного кредитования. Делается вывод о том, какую роль играет жилищный лизинг в современных экономических условиях. В статье М.Н. Безугловой [12] исследуются вопросы реализации мероприятий по улучшению жилищных условий населения в рамках государственной поддержки. Сформулированы основные проблемы проведения жилищной политики в Краснодарском крае, обосновываются важность и необходимость их системного рассмотрения с позиции взаимодействия государственных институтов и частных структур.
Подробно изучены показатели введения жилищного фонда в эксплуатацию по итогам 2015 г. Формулируются ключевые проблемы доступности жилья в регионе. Представлен анализ мер госполитики по исправлению сложившейся ситуации. В заключение дан авторский комментарий по проблеме обеспечения доступности жилья в крае. В исследовании А.Е. Семеновой [57] проведено рассмотрение методического инструментария по расчетам индекса доступности жилья. Произведен сравнительный анализ показателя доступности жилья в США.
В статье С. Н. Гагарина [18] рассмотрено понятие «доступность жилья» как важнейшего индикатора качества жизни населения, рассмотрена система показателей его оценки. Проведен ретроспективный сравнительный анализ показателей доступности жилья в целом по РФ и Калужской области. Обоснована необходимость совершенствования системы оценки доступности жилья. В исследовании В.Г. Алиевой [8] проанализированы основные факторы, оказывающие влияние на доступность жилья в субъектах РФ (на примере Тюменской области) и выявлены проблемы, препятствующие ее повышению, среди них: недостаточная доступность кредитных и других источников финансирования, низкий уровень платежеспособности населения, отсутствие обеспеченных соответствующей инженерно-технической инфраструктурой земельных участков и другие. В статье Д.В. Арефьевой [9] представлены результаты анализа современного состояния доступности жилья в Республике Башкортостан. В исследовании А.А. Майорова [37] анализируется категория «доступность жилья» и рассматривается динамика показателей доступности жилой недвижимости населению Российской Федерации. В статье Е.И. Дорохова [23] рассматривается региональная составляющая экономической безопасности - доступности жилья на примере Белгородской области. Кроме того автором рассматривалась возможность приобретения квартиры на вторичном рынке и выявлены резервы повышения доступности жилья.
В исследовании В.А. Мусина [43] рассмотрен зарубежный опыт государственной политики повышения доступности жилья, раскрыт такой инструмент повышения доступности жилья как доходный дом, выявлены отечественные наработки в данной вопросе. В исследовании Н.С. Иванушкина [26] рассматривается уровень доступности жилья как важнейший показатель развития экономики страны в целом и строительной сферы в частности, раскрываются подходы к оценке уровня доступности жилья в международной и отечественной практике. Автором рассчитывается коэффициент доступности жилья для населения Российской Федерации в разрезе федеральных округов и субъектов федерации за период с 2009 по 2015 г. Выявлены тенденции изменения данного важнейшего индикатора рынка жилья за 2009-2015 гг.
Целью выпускной квалификационной работы является определение региональных аспектов государственной политики повышения доступности жилья.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие доступности жилья;
- определить механизмы повышения доступности жилья в РФ;
- раскрыть зарубежный опыт в области повышения доступности жилья;
- провести анализ доступности жилья в Российской Федерации;
- рассмотреть особенности государственной политика повышения доступности жилья в РФ;
- осуществить оценку доступности жилья в Белгородской области;
- рассмотреть особенности государственной политика повышения доступности жилья в Белгородской области;
- определить проблемы повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области;
- установить перспективы государственной политики повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области.
Объектом выпускной квалификационной работы является государственная региональная политика в области повышения доступности жилья.
Предметом выпускной квалификационной работы являются региональные аспекты государственной политики повышения доступности жилья в РФ и в Белгородской области.
Методология исследования базируется на системном подходе к анализу и обобщению информации о государственная политики повышения доступности жилья. Для обобщения полученных данных и решения задач использовались следующие общенаучные и общеэкономические методы: синтез и анализ, метод обобщения и группировки. Они были направлены на рассмотрение теоретических основ государственной политики повышения доступности жилья; оценку государственной политики повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области; определение проблем и перспектив повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области.
Научной и информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды рассматриваемой области отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, журналы и информационные интернет-ресурсы, электронные материалы (статьи), взятые с web-сайтов, официальная государственная статистика.
Научная новизна исследования состоит в том, что автором разработаны направления повышения государственной политики повышения доступности жилья в Белгородской области.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыты методологические основы оценки доступности жилья, определены современные механизмы государственной политики повышения доступности жилья в РФ и на региональном уровне.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней отдельные разделы работы могут быть использованы в качестве лекционного материала, а основные выводы и рекомендации - государственными органами Белгородской области при разработке и реализации ими механизмов государственной политики повышения доступности жилья.
Краткая характеристика структуры работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав содержащих 8 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственной политики повышения доступности жилья, а именно: рассмотрено понятие доступности жилья, определены механизмы повышения доступности жилья в РФ; проанализирован зарубежный опыт в области повышения доступности жилья. Во второй главе проведена оценка государственной политики повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области. В третье главе выявлены проблемы и определены перспективы повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы получены следующие результаты:
1. Доступность жилья - это такое состояние рынка жилья, которое обеспечивает возможность для населения при имеющемся уровне доходов и сложившемся уровне цен на жилье приобрести его в собственность, используя рыночные механизмы и государственную поддержку в данном направлении. Доступность жилья определяется как совокупность условий, формируемых государством и определяющих возможность массовых слоев населения приобретать жилье с использованием ипотечных жилищных кредитов. Жилье во многих странах мира считается доступным, если его стоимость соответствует трем (или менее) годовым доходам домохозяйства (до вычета налогов).
2. Основными механизмами повышения доступности жилья в РФ являются такие: снижение ставок ипотечного кредитования отдельным категориям граждан; снижение стоимости жилья, за счет субсидий в сферу жилищного строительства; предоставление субсидий на приобретение жилья отдельным категориям граждан. Государственная жилищная политика в РФ реализует все поставленные перед государством стратегические задачи, нацеленные на повышение доступности жилья. Тем не менее, существуют определенные проблемы реализации данной политики, которые основываются в основном на низких доходах граждан. Таким образом, для получения тех или иных льгот необходимо иметь достаточно высокий совокупный доход семьи, что на современном этапе развития экономики является основным барьером для приобретения жилья.
3. Зарубежным правовым демократическим государствам свойственно наличие специальных законов о государственной жилищной политике дополнительно к законам (или кодексам) о правоотношениях в жилищной сфере (жилищным кодексам). В этих законах устанавливаются принципы и приоритеты, инструменты и задачи государственного управления и государственной политики в сфере жилищных отношений. В зарубежных странах рынок жилья является одной из сфер, где государственное вмешательство имеет существенное значение для реализации прав граждан. Такое вмешательство включает в себя принятие определенных правил и реализацию мер, которые можно разделить в целом на две категории: те правила и меры, которые предполагают прямые государственные расходы по поддержке финансирования жилья, а также правила и меры налогового характера. Кроме того, государственная жилищная политика направлена на поощрение спроса или предложения на рынке жилья. Основным направлением деятельности зарубежных государств по обеспечению населения доступным жильем является предоставление социального жилья, а также жилищных пособий. В зарубежных странах жилищная государственная политика, касающаяся, в частности, предоставления жилья социального найма, реализовывается в отношении семей с низким уровнем дохода и направлена на осуществление инвестирования в социальное жилье. Целями ее являются: обеспечения права каждого гражданина на жилье, разработка и строительство жилья для людей с ограниченными возможностями; обеспечение доступа арендаторов к достойному жилью; сохранение и развитие социального жилья; обеспечение сбалансированного распределения по регионам государственного и муниципального социального жилья в соответствии со спросом на него; обеспечение доступного жилья для населения со средним уровнем доходов; достижение того, чтобы экономический вклад семьи в получение доступа к жилью не превышал трети ее доходов; борьба с предложением низкокачественного и опасного для здоровья (не отвечающего экологическим требованиям) жилья.
4. За 2009-2016 гг. среднедушевые доходы населения РФ выросли на 13843 руб. или на 81,9% и составили в 2016 г. 30738 руб. в месяц. За 2009-2016 гг. средняя цена 1 кв. м общей площади квартир на рынке жилья в РФ выросла на 5572 руб. или на 11,7% и составила в 2016 г. 53287 руб. За этот период доступность жилья для населения является важным показателем социально-экономического развития страны. Приведенные расчеты коэффициента доступности жилья в регионах Российской Федерации за период с 2009 по 2016 год продемонстрировали положительную динамику повышения доступности жилья на протяжении всего периода. Если в 2009 жилищный рынок страны характеризовался категорией «Приобретение жилья серьезно осложнено», то уже в 2016 ситуация кардинально изменилась и жилищный рынок вошел в категорию «Жилье доступно». Подобные изменения стали результатом повышения уровня благосостояния населения страны и принятых государством мер по улучшению качества и доступности жилья для граждан, в том числе результатом реализации федеральной целевой программы «Жилище» и субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам на приобретение жилья на первичном рынке.
5. В России делается всё возможное для обеспечения населения доступным жильем. Разрабатываются разнообразные программы и льготы, по которым некоторые категории граждан могут получить в собственность жилье. в РФ существуют такие основные подходы государственной политики повышения доступности жилья: обеспечение высоких темпов строительства качественного, комфортного и доступного жилья, повышение доступности ипотечных кредитов для граждан, реализация «пилотных» проектов по строительству специализированного арендного жилья. Также в Российской Федерации реализуются программа «Жильё для российской семьи» благодаря которой обеспечивается поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; происходит увеличение объемов строящегося жилья и повышение его доступности.
6. В 2014-2016 гг. наблюдается увеличение доступности жилья в Белгородской области. За 2014-2016 гг. общая площадь жилищного фонда Белгородской области выросла на 2590 тыс. м2 или на 5,9% и составила в 2016 г. 46379 тыс. м2. При этом за этот период площадь частной недвижимости Белгородской области выросла на 2733 тыс. м2 или на 6,4% и составила в 2016 г. 45366 тыс. м2. За 2014-2016 гг. общая площадь муниципальной недвижимости Белгородской области снизилась на 165 тыс. м2 или на 19,6% и составила в 2016 г. 677 тыс. м2. За этот период общая площадь государственной недвижимости Белгородской области выросла на 17 тыс. м2 или на 5,4% и составила в 2016 г. 331 тыс. м2. за 2014-2016 гг. вклад частной недвижимости в общую площадь жилищного фонда Белгородской области вырос на 0,4% и составил в 2016 г. 97,8%. За этот период вклад муниципальной недвижимости в общую площадь жилищного фонда Белгородской области снизился на 0,4% и составил в 2016 г. 1,5%. За 2014-2016 гг. вклад государственной недвижимости в общую площадь жилищного фонда Белгородской области не изменился и составил 0,7%. За этот период в Белгородской области % от числа семей, состоявших на учете на получение жилья вырос на 0,9 и составил в 2016 г. 4,5%. За 2014-2016 гг. в Белгородской области среднемесячный размер субсидий на семью снизился на 8 руб. и составил в 2016 г. 772 руб. За этот период в Белгородской области Число служб субсидий не изменилось и составляло 22 службы. за 2014-2016 гг. число семей Белгородской области, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, выросло на 68 семей или на 7,7% составило в 2016 г. 953 семьи. В 2014-2016 гг. наблюдается рост показателей благоустройства жилищного фонда Белгородской области.
7. Государственная политика по повышению доступности жилья в Белгородской области предусматривает реализацию государственной целевой программы «Жилище» и реализуется в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами жителей Белгородской области на 2014-2020 годы». На территории Белгородской области реализуется социальный пилотный проект «СемьЯ». Многодетным семьям Белгородской области оказывается помощь в виде строительства коробки с кровлей без отделки либо выделения займов на строительство индивидуального жилого дома в сумме до 1 млн. рублей сроком на 17 лет под 5% годовых. Кроме того имеются социальные проекты по ипотечному кредитованию с участием бизнес-структур на выгодных условиях - процентная ставка под 3-5% годовых на 20-25 лет.
8. В РФ и в Белгородской области существуют следующие проблемы повышения доступности жилья: недостаточная развитость рынка жилой недвижимости, индекс цен на жильё практически всегда опережает индекс ввода в действие жилья, постоянный рост индекса цен производителей строительной продукции, низкий платежеспособный спрос со стороны населения, недостаток недорогих долгосрочных ресурсов финансирования ипотечных программ, низкая ликвидность ипотечных кредитов имеющих долгосрочный характер, несовершенство законодательной базы в части наложения ареста и взыскания залоговой недвижимости, сокращение субсидий для обычных семей на фоне роста финансирования программы поддержки молодых семей. Меры, применяемые государством по отношению к молодым семьям, совершенно недостаточны для обеспечения жильём. Необходимо полностью изменить систему помощи молодым семьям. Требуется всесторонняя поддержка, начиная с упрощения оформления всех документов на субсидию, заканчивая увеличением материнского капитала, уменьшением процентной ставки ипотеки до разумных пределов и уменьшению первоначального взноса (к примеру, до 3% как в других государствах).
9. К направлениям совершенствования государственной политики повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области можно отнести такие: создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения; создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации; обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений. С учётом текущего состояния в 2018-2020 годах жилищное строительство и сфера создания комфортных условий проживания для жителей Белгородской области будут развиваться в соответствии с государственной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей белгородской области на 2014-2020 годы», основанной на следующих приоритетах: обеспечение комплексной застройки городских и сельских поселений Белгородской области социальной, общественной и дорожной инфраструктурами на основе документов территориального планирования; поддержка отдельных категорий граждан, определенных законодательством, в улучшении жилищных условий за счет средств бюджетов всех уровней в пределах установленных социальных стандартов и в соответствии с объемом государственных обязательств; развитие сферы жилищно-коммунальных услуг; развитие нормативной правовой базы, создающей правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для решения поставленных задач в жилищно-коммунальном секторе экономики области. Важным направлением совершенствования государственной политики доступности жилья в Белгородской области является внедрения инновационных технологий в строительстве. Необходимо систематизировать имеющиеся данные о разработках, применяемых инновационных технологиях, определить наиболее перспективные направления, обеспечить им государственную поддержку. В 2020 г. в Белгородской области планируется достигнуть площади строительства нового жилья в объеме 1800 тыс. м2. Для повышении доступности жилья в Белгородской области предлагаем местным органам власти разработать программу по строительству жилья с помощью строительного 3d принтера. Реализация проекта строительства жилого дома в городе Белгород с помощью строительного 3d принтера является эффективным направлением инвестирования, обеспечивающим доход равный 9 866 тыс. руб.
1. Доступность жилья - это такое состояние рынка жилья, которое обеспечивает возможность для населения при имеющемся уровне доходов и сложившемся уровне цен на жилье приобрести его в собственность, используя рыночные механизмы и государственную поддержку в данном направлении. Доступность жилья определяется как совокупность условий, формируемых государством и определяющих возможность массовых слоев населения приобретать жилье с использованием ипотечных жилищных кредитов. Жилье во многих странах мира считается доступным, если его стоимость соответствует трем (или менее) годовым доходам домохозяйства (до вычета налогов).
2. Основными механизмами повышения доступности жилья в РФ являются такие: снижение ставок ипотечного кредитования отдельным категориям граждан; снижение стоимости жилья, за счет субсидий в сферу жилищного строительства; предоставление субсидий на приобретение жилья отдельным категориям граждан. Государственная жилищная политика в РФ реализует все поставленные перед государством стратегические задачи, нацеленные на повышение доступности жилья. Тем не менее, существуют определенные проблемы реализации данной политики, которые основываются в основном на низких доходах граждан. Таким образом, для получения тех или иных льгот необходимо иметь достаточно высокий совокупный доход семьи, что на современном этапе развития экономики является основным барьером для приобретения жилья.
3. Зарубежным правовым демократическим государствам свойственно наличие специальных законов о государственной жилищной политике дополнительно к законам (или кодексам) о правоотношениях в жилищной сфере (жилищным кодексам). В этих законах устанавливаются принципы и приоритеты, инструменты и задачи государственного управления и государственной политики в сфере жилищных отношений. В зарубежных странах рынок жилья является одной из сфер, где государственное вмешательство имеет существенное значение для реализации прав граждан. Такое вмешательство включает в себя принятие определенных правил и реализацию мер, которые можно разделить в целом на две категории: те правила и меры, которые предполагают прямые государственные расходы по поддержке финансирования жилья, а также правила и меры налогового характера. Кроме того, государственная жилищная политика направлена на поощрение спроса или предложения на рынке жилья. Основным направлением деятельности зарубежных государств по обеспечению населения доступным жильем является предоставление социального жилья, а также жилищных пособий. В зарубежных странах жилищная государственная политика, касающаяся, в частности, предоставления жилья социального найма, реализовывается в отношении семей с низким уровнем дохода и направлена на осуществление инвестирования в социальное жилье. Целями ее являются: обеспечения права каждого гражданина на жилье, разработка и строительство жилья для людей с ограниченными возможностями; обеспечение доступа арендаторов к достойному жилью; сохранение и развитие социального жилья; обеспечение сбалансированного распределения по регионам государственного и муниципального социального жилья в соответствии со спросом на него; обеспечение доступного жилья для населения со средним уровнем доходов; достижение того, чтобы экономический вклад семьи в получение доступа к жилью не превышал трети ее доходов; борьба с предложением низкокачественного и опасного для здоровья (не отвечающего экологическим требованиям) жилья.
4. За 2009-2016 гг. среднедушевые доходы населения РФ выросли на 13843 руб. или на 81,9% и составили в 2016 г. 30738 руб. в месяц. За 2009-2016 гг. средняя цена 1 кв. м общей площади квартир на рынке жилья в РФ выросла на 5572 руб. или на 11,7% и составила в 2016 г. 53287 руб. За этот период доступность жилья для населения является важным показателем социально-экономического развития страны. Приведенные расчеты коэффициента доступности жилья в регионах Российской Федерации за период с 2009 по 2016 год продемонстрировали положительную динамику повышения доступности жилья на протяжении всего периода. Если в 2009 жилищный рынок страны характеризовался категорией «Приобретение жилья серьезно осложнено», то уже в 2016 ситуация кардинально изменилась и жилищный рынок вошел в категорию «Жилье доступно». Подобные изменения стали результатом повышения уровня благосостояния населения страны и принятых государством мер по улучшению качества и доступности жилья для граждан, в том числе результатом реализации федеральной целевой программы «Жилище» и субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам на приобретение жилья на первичном рынке.
5. В России делается всё возможное для обеспечения населения доступным жильем. Разрабатываются разнообразные программы и льготы, по которым некоторые категории граждан могут получить в собственность жилье. в РФ существуют такие основные подходы государственной политики повышения доступности жилья: обеспечение высоких темпов строительства качественного, комфортного и доступного жилья, повышение доступности ипотечных кредитов для граждан, реализация «пилотных» проектов по строительству специализированного арендного жилья. Также в Российской Федерации реализуются программа «Жильё для российской семьи» благодаря которой обеспечивается поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; происходит увеличение объемов строящегося жилья и повышение его доступности.
6. В 2014-2016 гг. наблюдается увеличение доступности жилья в Белгородской области. За 2014-2016 гг. общая площадь жилищного фонда Белгородской области выросла на 2590 тыс. м2 или на 5,9% и составила в 2016 г. 46379 тыс. м2. При этом за этот период площадь частной недвижимости Белгородской области выросла на 2733 тыс. м2 или на 6,4% и составила в 2016 г. 45366 тыс. м2. За 2014-2016 гг. общая площадь муниципальной недвижимости Белгородской области снизилась на 165 тыс. м2 или на 19,6% и составила в 2016 г. 677 тыс. м2. За этот период общая площадь государственной недвижимости Белгородской области выросла на 17 тыс. м2 или на 5,4% и составила в 2016 г. 331 тыс. м2. за 2014-2016 гг. вклад частной недвижимости в общую площадь жилищного фонда Белгородской области вырос на 0,4% и составил в 2016 г. 97,8%. За этот период вклад муниципальной недвижимости в общую площадь жилищного фонда Белгородской области снизился на 0,4% и составил в 2016 г. 1,5%. За 2014-2016 гг. вклад государственной недвижимости в общую площадь жилищного фонда Белгородской области не изменился и составил 0,7%. За этот период в Белгородской области % от числа семей, состоявших на учете на получение жилья вырос на 0,9 и составил в 2016 г. 4,5%. За 2014-2016 гг. в Белгородской области среднемесячный размер субсидий на семью снизился на 8 руб. и составил в 2016 г. 772 руб. За этот период в Белгородской области Число служб субсидий не изменилось и составляло 22 службы. за 2014-2016 гг. число семей Белгородской области, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, выросло на 68 семей или на 7,7% составило в 2016 г. 953 семьи. В 2014-2016 гг. наблюдается рост показателей благоустройства жилищного фонда Белгородской области.
7. Государственная политика по повышению доступности жилья в Белгородской области предусматривает реализацию государственной целевой программы «Жилище» и реализуется в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами жителей Белгородской области на 2014-2020 годы». На территории Белгородской области реализуется социальный пилотный проект «СемьЯ». Многодетным семьям Белгородской области оказывается помощь в виде строительства коробки с кровлей без отделки либо выделения займов на строительство индивидуального жилого дома в сумме до 1 млн. рублей сроком на 17 лет под 5% годовых. Кроме того имеются социальные проекты по ипотечному кредитованию с участием бизнес-структур на выгодных условиях - процентная ставка под 3-5% годовых на 20-25 лет.
8. В РФ и в Белгородской области существуют следующие проблемы повышения доступности жилья: недостаточная развитость рынка жилой недвижимости, индекс цен на жильё практически всегда опережает индекс ввода в действие жилья, постоянный рост индекса цен производителей строительной продукции, низкий платежеспособный спрос со стороны населения, недостаток недорогих долгосрочных ресурсов финансирования ипотечных программ, низкая ликвидность ипотечных кредитов имеющих долгосрочный характер, несовершенство законодательной базы в части наложения ареста и взыскания залоговой недвижимости, сокращение субсидий для обычных семей на фоне роста финансирования программы поддержки молодых семей. Меры, применяемые государством по отношению к молодым семьям, совершенно недостаточны для обеспечения жильём. Необходимо полностью изменить систему помощи молодым семьям. Требуется всесторонняя поддержка, начиная с упрощения оформления всех документов на субсидию, заканчивая увеличением материнского капитала, уменьшением процентной ставки ипотеки до разумных пределов и уменьшению первоначального взноса (к примеру, до 3% как в других государствах).
9. К направлениям совершенствования государственной политики повышения доступности жилья в РФ и Белгородской области можно отнести такие: создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения; создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации; обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений. С учётом текущего состояния в 2018-2020 годах жилищное строительство и сфера создания комфортных условий проживания для жителей Белгородской области будут развиваться в соответствии с государственной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей белгородской области на 2014-2020 годы», основанной на следующих приоритетах: обеспечение комплексной застройки городских и сельских поселений Белгородской области социальной, общественной и дорожной инфраструктурами на основе документов территориального планирования; поддержка отдельных категорий граждан, определенных законодательством, в улучшении жилищных условий за счет средств бюджетов всех уровней в пределах установленных социальных стандартов и в соответствии с объемом государственных обязательств; развитие сферы жилищно-коммунальных услуг; развитие нормативной правовой базы, создающей правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для решения поставленных задач в жилищно-коммунальном секторе экономики области. Важным направлением совершенствования государственной политики доступности жилья в Белгородской области является внедрения инновационных технологий в строительстве. Необходимо систематизировать имеющиеся данные о разработках, применяемых инновационных технологиях, определить наиболее перспективные направления, обеспечить им государственную поддержку. В 2020 г. в Белгородской области планируется достигнуть площади строительства нового жилья в объеме 1800 тыс. м2. Для повышении доступности жилья в Белгородской области предлагаем местным органам власти разработать программу по строительству жилья с помощью строительного 3d принтера. Реализация проекта строительства жилого дома в городе Белгород с помощью строительного 3d принтера является эффективным направлением инвестирования, обеспечивающим доход равный 9 866 тыс. руб.
Подобные работы
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РЕШЕНИИ ЖИЛИЩНОГО ВОПРОСА: ОПЫТ РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Формирование и реализация стратегии развития регионального рынка жилья
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ РЫНКА ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИНСТРУМЕНТЫ И
МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Оценка мер государственной политики, направленных на повышение качества жизни населения
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГКУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ» В ОКАЗАНИИ ПОДДЕРЖКИ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ «ЮЖНО-КУРИЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - ИПОТЕЧНОЕ ЖИЛИЩНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА (на примере «ВТБ 24» ПАО)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Ипотечное жилищное кредитование с государственной поддержкой в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023



