Введение
1. Теоретические основы организации обслуживания покупателей
в торговом предприятии 6
1.1. Характеристика торговли как составной части сервисной экономики 6
1.2. Организация деятельности предприятий розничной торговли 16
1.3. Организации процесса обслуживания покупателей в розничном
торговом предприятии 23
2. Исследование деятельности торгового предприятия АО «Тандер»
Магазина Магнит «Браслет» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия
магнит 31
2.2. Маркетинговый анализ деятельности торгового предприятия 40
2.3. Анализ организации обслуживания покупателей торгового предприятиям
Магнит «Браслет» 49
3. Совершенствование организации обслуживания покупателей торгового
предприятия АО «Тандер» Магазина Магнит «Браслет» 56
3.1. Мероприятия по рационализации торгово-технологических процессов и
повышению качества обслуживания покупателей 56
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 67
Заключение 75
Список использованных источников
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена рядом причин.
В современных условиях рыночных отношений процесс обслуживания
покупателей становится важнейшим объектом экономического анализа и
контроля, особенно на предприятиях розничной торговли.
Многие торговые организации не уделяют должного времени работе с
организацией обслуживания, что негативно отражается на них, уменьшается
количество клиентов, падают объемы продаж, и деятельность предприятия
становится не эффективной.
Организация обслуживания покупателей на предприятиях розничной
торговли является очень важным процессом. От того, как организованно обслуживание покупателей зависит то, как эффективно будет функционировать
предприятие.
Одним из главных показателей организации обслуживания является
уровень качества торгового обслуживания. Качество обслуживания – это
прежде всего степень удовлетворенности покупателей от совершенной покупки, с наименьшей затратой времени. Многие торговые предприятия стремиться к тому, чтобы покупателю при совершении покупки было максимально удобно и комфортно. Так же сюда относится и культура обслуживания,
она включает в себя эстетику торгового помещения, культуру поведения работников торгового зала с покупателями. Высокий уровень организации всех
этих факторов обеспечит эффективную деятельность розничного торгового
предприятия.
Проблема, связанная с качеством торгового обслуживания, постоянно
волнует продавцов и покупателей по определенным причинам. В настоящее
время происходит рост материального благосостояния людей среднего класса, повышается культурный уровень населения страны, появился достаточно
зажиточный класс людей и в связи с этими факторами, покупатели хотят
приобретать товар достаточно качественный, который отвечает их требованиям при обслуживании на должном уровне. Так же, грамотная организация
торгового обслуживания, является мощным инструментом в конкурентной
борьбе, ведь если предприятие является не конкурентоспособным, значит,
оно не может продолжать свою деятельность на рынке. Поэтому в условиях
рыночной конкуренции необходимо большое значение уделять качественной
организации обслуживания, ведь от него на прямую зависит эффективность
деятельности предприятия на рынке.
Объектом настоящего исследования является АО «Тандер» Магазин
Магнит «Браслет», сеть магазинов розничной торговли продовольственными
и непродовольственными товарами.
Предметом исследования является торговое обслуживание в магазине.
Целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию организации обслуживания покупателей розничного торгового
предприятия.
Для достижения поставленной в выпускной квалификационной работе
цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации обслуживания покупателей в торговом предприятии;
- провести анализ деятельности исследуемого торгового предприятия;
- разработать мероприятия по совершенствованию организации обслуживания покупателей торгового предприятия АО «Тандер» Магазина Магнит
«Браслет»;
- провести оценку эффективности предлагаемых мероприятий.
Проблему организации обслуживания покупателей изучали как зарубежные, так и отечественные ученые. Теоретической основной выпускной
квалификационной работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых, таких как, Л. П. Дашков, О. В. Памбухчиянц, Г. Фридман.
При написании работы были использованы информационные источники такие, как: научная литература, учебные пособия, нормативные документы, статистические данные, интернет ресурсы по теме диплома.
В качестве методов исследования были использованы: методы графического и экономического анализа, анализ литературы, анализ деятельности
предприятия, планирования и прогнозирования, SWOT-анализ, опрос.
Розничная торговля является очень важной составляющей экономики
страны, она относится к одной из самых прогрессивных видов деятельности.
Благодаря розничной торговле происходит огромный оборот снабжения потребителей всем необходимым для жизнедеятельности. Розничная торговля –
это один из важнейших источников поступления денежных средств, так же
являясь при этом важной бюджетообразующей составляющей, которая вносит большой вклад в развитие страны. Наглядным примером служат зарубежные ритейлеры, которые развивают инфраструктуру отдельных регионов
для полного функционирования своих сетевых магазинов.
В последнее время ситуация с розничной торговлей в стране ухудшилась, из-за кризиса закрылось большое количество предприятий розничной
торговли, так же сократилось число розничных рынков, это произошло из-за
того, что на рынке стали преобладать розничные сети. Ужесточилась налоговая политики в сфере розничной торговли, что стало негативно отражаться на
деятельность торговых предприятий, сильно возросла конкуренция. У людей
из-за сложившейся экономической ситуации появилась тенденция к сбережению, что негативно повлияло на розничные торговые компании, стал падать спрос, а покупатели стали более требовательными. В связи с этим, одним из главных факторов повышения эффективности предприятий розничной торговли, полного удовлетворения ожиданий клиентов и поддержания
должной конкурентоспособности, становится качественная организация обслуживания клиентов.
Рассматриваемое предприятие АО «Тандер» является одной из крупнейших компаний по продаже розничного товара и занимает лидирующие
положение на розничном рынке в России. Одним из направлений политики
компании является постоянное развитие и повышение качества обслуживания покупателей. Данная компания широко распространена на территории76
России и включает множество видов торговых предприятий, таких как гипермаркеты, универсамы, Магнит «Косметик».
Магазин Магнит «Браслет», который относится к Белгородскому филиалу АО «Тандер», осуществляет достаточно эффективную деятельность, об
этом свидетельствуют его финансовые показатели. Магазин проводит качественную маркетинговую кампанию, предлагает различные акции, осуществляет еженедельные скидки на определенные товары, которые потом меняются, обладает широким ассортиментом товаров для данной категории магазина
(универсам). Ценовая политика магазина построена на методе, который
предполагает установление среднерыночных цен, такой метод используют
почти все розничные предприятия, это сводит разницу в цене на товары у
разных компаний к минимуму. Но учитывая все эти факторы, у магазина
Магнит «Браслет» есть и некоторые проблемы, связанные с организацией обслуживания покупателей.
1. ГОСТ Р 51773-2001. Розничная торговля. Классификация предприя¬тий [Текст]. - Введ. 2002-01-01. - М. : Изд-во стандартов, 2002. - 23 с.
2. Российская Федерация. Государственная дума. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Текст] Федеральный закон «Об основах государ¬ственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» 28.12. 2009 N 381-ФЗ (последняя редакция).
3. Авдеева, В. И. Финансы [Текст] : учеб. пособие / В. И. Авдеева.
- М. : Инфра-М, 2013. - 183 с.
4. Алексина, С. Б. Методы стимулирования продаж в торговле [Текст] : учеб. пособие / С. Б. Алексина, Г. Г. Иванов, В. К. Крышталев, Т. В. Панкина. - М. : Инфра-М, 2017. - 304 с.
5. Баженов, Ю. К. Розничная торговля в России [Текст] : учеб. пособие / Ю.К. Баженов. - М. : Инфра-М, 2013. - 240 с.
6. Баканов, М. И. Теория экономического анализа [Текст] : учеб, пособие / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. - М. : Финансы и статистика, 2015.
- 284 с.
7. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование [Текст] : учеб. посо-бие / И. К. Беляевский. - М. : Инфра-М, 2013. - 400 с.
8. Быркова, Е. Обзор российской розничной торговли в 2015 году [Текст] / Е. Быркова // ПроВЭД. - 2015. № 15. - С. 21-27.
9. Веснин, В. Р. Основы финансового анализа [Текст] : учебник для вузов / В.Р. Веснин. М. : Триада, Лтд, 2012. - 288 с.
10. Гаркушева, М. В. Повышение качества услуг по реализации товаров в розничной торговле потребительской кооперации [Текст] : автореф. дис. канд. экон. наук / М. В. Гаркушева. - Белгород, 2012. - 24 с.
11. Голубкина, Т. С. Розничная торговля продовольственными товара¬ми. Товароведение и технология [Текст] : учеб. пособие / Т. С. Голубкина, Н. С. Никифорова, С. А. Прокофьева. - М. : Academia, 2013. - 544 с.
12. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли [Текст] : учеб. по¬собие / Л. П. Дашков. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 692 с.
13. Дашков, Л.П. Организация и управление коммерческой деятельно¬стью [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Дашков. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 688 с.
14. Дайкова, Н. Методы оценки конкурентных преимуществ продукции [Текст] / Н. Дайкова // Вестник Волжского университета. - 2012. № 23.
- С. 74-78.
15. Другов, Ю. С. Контроль безопасности и качества продуктов пита¬ния [Текст] : учеб. пособие / Ю. С. Другов, А. А. Родин. - М. : Бином, 2015. 278 с.
16. Ефимова, О. В. Финансовый анализ [Текст] : учебник для вузов / О. В. Ефимова. - М. : Бухгалтерский учет, 2012. - 477 с.
17. Зажогина, О. Н. Методический подход к оценке качества торгового обслуживания [Текст] / О. Н. Зажегина // Журнал ВАК. - 2013. - № 13.
- С. 5-8.
18. Ишмухаметова, Л.Р. Организация сервисного обслуживания клиен¬тов и его совершенствование [Текст] / Л. Р. Ишмухаметова // Журнал «Меж¬дународный студенческий научный вестник». - 2017. - № 1. - С. 52-53.
19. Камоева, Т. К. О роли розничной торговли в экономике России [Текст] / Т. К. Камоева // Евразийский международный ноаучно- аналитический журнал . - 2012. № 3. - С. 17-20.
20. Каплина, С. А. Организация и технология розничной торговли [Текст] : учеб. пособие / С. А. Каплина. - М. : Феникс, 2013. - 336 с.
21. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный ана¬лиз [Текст] : учеб. пособие / А. П. Карасев. - М. : Юрайт, 2016. - 324 с.
22. Казакова, Н. А. Маркетинговый анализ [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Казакова. - М. : Инфра-М, 2017. - 240 с.
23. Кашин, О. Г. Розничная торговля в экономике России [Текст] / О. Г. Кашин // Евразийский международный научно-аналитический журнал .
- 2012. № 6. - С. 6-11.
24. Ким, С. А. Маркетинг [Текст] : учеб. пособие / С. А. Ким. - М. : Из¬дательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 260 с.
25. Комарова, Г. В. Выявление проблем качества торгового обслужива¬ния и пути его совершенствования в розничных сетях [Текст] / Г. В. Комарова // Журнал Студенческий форум. - 2014. - № 9. - С. 12-15.
26. Ковалев, М. М. Современная финансовая теория [Текст] /
М. М. Ковалев. - Минск: БГУ, 2013. - 359 с.
27. Круг, Э. А. Оценка качества торгового обслуживания [Текст] / Э. А. Круг. // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 85-88.
28. Ликвидность предприятия [Электронный ресурс] / Информацион-ная поддержка «БизнесПРОСТ». - Режим доступа: https://biznes-
prost.ru/likvidnost-predpriyatiya.html
29. Маслова, Е. В. Теоретические основы организации розничной тор¬говли [Текст] / Е. В. Маслова // Экономический журнал. - 2012. № 7.
- С. 53-67.
30. Михеев, Г. В. Развитие розничной торговли [Текст] / Г. В. Михеев // Научный журнал КубГАУ. - 2012. № 80. - С. 2-10.
31. Мельник, М. В. Теория экономического анализа [Текст] : учеб. по¬собие / М. В. Мельник, В. А. Поздеев. - М. : Юрайт, 2016. - 272 с.
32. Новоселова, Н. Оперативное управление в розничной торговле [Текст] : учеб. пособие / Н. Новоселова, С. Сысоева. - М. : Питер, 2016.
- 288 с.
33. Окладников, Д. Е. Практическое ценообразование [Текст] : учеб. пособие / Д. Е. Окладников. - М. : Ленанд, 2014. - 160 с.
34. Официальный сайт Федеральная служба государственной статисти¬ки [Электронный ресурс] / Федеральная. - Режим доступа :
http://belg.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/belg/ru/statistics/enterprises/trade/
35. Официальный сайт «Пятерочка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://5ka.ru
36. Официальный сайт АО «Тандер» [Электронный ресурс] / Информа¬ционная поддержка «magnit-info.ru». - Режим доступа : http://magnit- info .ru/about/history/
37. Официальный сайт «Лента» [Электронный ресурс]. - Режим досту¬па: http://www.blg.lenta.com
38. Памбухчиянц, О. В. Организация торговли [Текст] : учеб. пособие / О. В. Памбухчиянц. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 296 с.
39. Памбухчиянц, О. В. Технология розничной торговли [Текст] : учеб. пособие / О. В. Памбухчиянц. - М. : Дашков и К, 2014. - 288 с.
40. Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли [Текст] : учеб. пособие / Т.Н. Парамонова, И. Н. Красюк.
- М. : Кнорус, 2013. - 119 с.
41. Потапенко, Д. Н. Задачи розничной торговли [Текст] / Д. Н. Потапенко // Журнал «Управление магазином». - 2013. № 17. - С. 1-2.
42. Соснаускене, О.И. Ценообразование в розничной торговле [Текст] : учеб. пособие / О. И. Соснаускене, Д.В. Шармин, Г.С. Шерстнева.
- М. : Научная книга, 2012. - 256 с.
43. Сысоева, С. Мерчандайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице [Текст] : учеб. пособие / С. Сысоева, Е. Бузукова. - М. : Питер, 2017.
- 240 с.
44. Сысоева, С. К. Тренинг продажи и обслуживания покупателей в розничном магазине [Текст] : учеб. пособие / С. К. Сысоева. - М. : Питер, 2012. - 256 с.
45. Тебекин, А. В. Управление качеством [Текст] : учеб. пособие /
А. В. Тебекин. - М. : Юрайт, 2013. - 384 с.
46. Тебекин, А. В. Управление качеством [Текст] : учеб. пособие /
А. В. Тебекин. - М. : Юрайт, 2013. - 384 с.
47. Тони, К. Розничная торговля [Текст] : учеб. пособие / К. Тони.
- М. : Юнити-Дана, 2012. - 756 с.
48. Шадрина, Г. В. Экономический анализ [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Шадрина. - М. : Юрайт, 2016. - 516 с.
49. Шальнова, О. А. Стимулирование продаж. Принципы, методы, оценка [Текст] : учеб. пособие / О. А. Шальнова. - М. : Инфра-М, 2014.
- 108 с.
50. Ямпольская, Д. О. Ценообразование в условиях рынка [Текст] : учеб. пособие / Д. О. Ямпольская. - М. : Международные отношения, 2015. - 192 с.