НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ 7
1.1. Роль и место нефтегазовой отрасли в экономике у
Российской Федерации
1.2. Нормативно-правовое регулирование нефтегазовой
отрасли в экономике Российской Федерации
1.3. Система развития налогообложения нефтегазовых
ресурсов в Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 32
2.1. Анализ налогообложения нефтегазового сектора 32
экономики России
2.2. Оценка состояния и современные тенденции мировой
нефтегазовой отрасли 37
2.3. Основные направления совершенствования
налогообложения нефтегазовой отрасли Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ 7
1.1. Роль и место нефтегазовой отрасли в экономике у
Российской Федерации
1.2. Нормативно-правовое регулирование нефтегазовой
отрасли в экономике Российской Федерации
1.3. Система развития налогообложения нефтегазовых
ресурсов в Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 32
2.1. Анализ налогообложения нефтегазового сектора 32
экономики России
2.2. Оценка состояния и современные тенденции мировой
нефтегазовой отрасли 37
2.3. Основные направления совершенствования
налогообложения нефтегазовой отрасли Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Нефтегазовая отрасль России будет оставаться центральной в российской экономике еще долгие годы. Поэтому именно сырьевой вектор должен определять направления экономической политики государства, а также стимулировать и обеспечивать развитие остальных отраслей.
Сложившаяся ресурсная зависимость является следствием критического сокращения производственных и перерабатывающих мощностей, и растущие темпы добычи нефти и газа в данном случае имеют второстепенное значение. Объемы добычи нефти и газа сегодня не превышают показатели 80-х годов, при этом в тот период нефтегазовые доходы не составляли такого размера в ВВП как сегодня. Лидирующие страны мира по запасам и добыче углеводородного сырья многие годы развивают в первую очередь производства продуктов переработки и высокотехнологичные отрасли, ставя на второй план экспорт нефти и газа. Целый ряд стран переходит к альтернативным видам топлива, и уже научился производить из них не только энергию, но и продукты переработки. Поэтому сегодня можно констатировать существенную диверсификацию энергетических рынков, изменение мировых трендов и ориентиров.
В текущих реалиях ключевой задачей государства является стимулирующая политика, которая будет способствовать повышению качества нефтегазового сектора и сделает его влияние на экономику максимально эффективным и продуктивным.
В целом можно констатировать, что до сих пор в налоговых изменениях применительно к нефтегазовой отрасли не просматривается какая-то определенная системность. Отсутствие должной системности создает трудности с привлечением инвестиций, и нефтегазовый сектор ограничивает круг потенциальных инвесторов, которые могли бы участвовать в проектах по освоению нефтегазовых ресурсов.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы природной ренты в недропользовании глубоко изучались и анализировались и российскими учеными, наиболее весомый вклад внесли: Д.А. Ворчестер, М.Н. Игнатьева, Л.М. Капица, А.В. Латков, А.В. Ложникова В.И. Смагина, В.К. Шатков и другие.
Проблемам налогообложения механизма исчисления и уплаты недропользования в нефте- и газодобыче посвятили С.В. Барулин, А.В. Брызгалина, С.Ю. Глазьев, А.О. Губин, В.Д. Зубарева, В.Г. Князев, Э.М. Халимова, Д.Г. Черник и другие.
Недостаточная степень разработанности проблемы в связи с регулярными законодательными изменениями подтверждает актуальность темы и обусловливает цель, задачи и структуру исследования.
Целью работы является исследование существующей системы налогообложение добычи нефти и газа, а также разработка предложений по развитию и совершенствованию механизма налогообложения, направленных на стимулирование добычи нефти и газа в России. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить сущность и выявить особенности возникновения ренты и механизмов ее изъятия;
- проанализировать зарубежный опыт налогообложения нефтегазовой отрасли в целях использования наиболее эффективных методик налогообложения;
- обосновать необходимость реформирования действующей системы налогообложения;
- провести анализ необходимости применения налогов на финансовый результат и дополнительный доход в нефтегазовой отрасли России;
- сформулировать предложения по совершенствованию
налогообложения добычи нефти и газа в России.
Объектом исследования является совокупность показателей деятельности нефтегазодобывающего сектора экономики России.
Предметом исследования является система налогообложения нефтегазодобывающего сектора экономики России.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области формирования налогообложения добычи нефти и газа, концептуальные наработки, воплощенные в законодательных актах России, нормативных и методических документах соответствующих органов управления в области науки, экономики.
Методологической основой исследования послужили следующие основные методы, используемые для достижения цели диссертации: анализ литературных источников (экономической литературы, нормативно - правовых актов), стандартные методы экономического анализа (метод сравнительного анализа, синтез, обобщение, классификация, системный и графический методы), структурный и функциональный подходы, методы системного и экономического, дисконтирование, а также методы прогнозирования.
Информационную базу исследования составляли нормативные и законодательные акты Российской Федерации, монографии, данные Федеральной службы по статистике, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Некоммерческого партнерства «Российское газовое общество», данные компаний - производителей нефти и газа: ОАО «Газпром», ОАО НК «Роснефть» и другие материалы.
Практическая значимость результатов исследования заключается в предложении перспектив по теоретико-методическому подходу к изменению механизма исчисления налога на добычу полезных ископаемых, а так же разработанные направления совершенствования налоговой политики в области налогообложения нефтегазовой отрасли позволят структурировать и прогнозировать перспективную деятельность нефтегазовых предприятий.
Структура работы определена целью, задачами и логикой исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст работы изложен на 68 страницах, включает 7 рисунков, 11 таблиц.
Сложившаяся ресурсная зависимость является следствием критического сокращения производственных и перерабатывающих мощностей, и растущие темпы добычи нефти и газа в данном случае имеют второстепенное значение. Объемы добычи нефти и газа сегодня не превышают показатели 80-х годов, при этом в тот период нефтегазовые доходы не составляли такого размера в ВВП как сегодня. Лидирующие страны мира по запасам и добыче углеводородного сырья многие годы развивают в первую очередь производства продуктов переработки и высокотехнологичные отрасли, ставя на второй план экспорт нефти и газа. Целый ряд стран переходит к альтернативным видам топлива, и уже научился производить из них не только энергию, но и продукты переработки. Поэтому сегодня можно констатировать существенную диверсификацию энергетических рынков, изменение мировых трендов и ориентиров.
В текущих реалиях ключевой задачей государства является стимулирующая политика, которая будет способствовать повышению качества нефтегазового сектора и сделает его влияние на экономику максимально эффективным и продуктивным.
В целом можно констатировать, что до сих пор в налоговых изменениях применительно к нефтегазовой отрасли не просматривается какая-то определенная системность. Отсутствие должной системности создает трудности с привлечением инвестиций, и нефтегазовый сектор ограничивает круг потенциальных инвесторов, которые могли бы участвовать в проектах по освоению нефтегазовых ресурсов.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы природной ренты в недропользовании глубоко изучались и анализировались и российскими учеными, наиболее весомый вклад внесли: Д.А. Ворчестер, М.Н. Игнатьева, Л.М. Капица, А.В. Латков, А.В. Ложникова В.И. Смагина, В.К. Шатков и другие.
Проблемам налогообложения механизма исчисления и уплаты недропользования в нефте- и газодобыче посвятили С.В. Барулин, А.В. Брызгалина, С.Ю. Глазьев, А.О. Губин, В.Д. Зубарева, В.Г. Князев, Э.М. Халимова, Д.Г. Черник и другие.
Недостаточная степень разработанности проблемы в связи с регулярными законодательными изменениями подтверждает актуальность темы и обусловливает цель, задачи и структуру исследования.
Целью работы является исследование существующей системы налогообложение добычи нефти и газа, а также разработка предложений по развитию и совершенствованию механизма налогообложения, направленных на стимулирование добычи нефти и газа в России. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить сущность и выявить особенности возникновения ренты и механизмов ее изъятия;
- проанализировать зарубежный опыт налогообложения нефтегазовой отрасли в целях использования наиболее эффективных методик налогообложения;
- обосновать необходимость реформирования действующей системы налогообложения;
- провести анализ необходимости применения налогов на финансовый результат и дополнительный доход в нефтегазовой отрасли России;
- сформулировать предложения по совершенствованию
налогообложения добычи нефти и газа в России.
Объектом исследования является совокупность показателей деятельности нефтегазодобывающего сектора экономики России.
Предметом исследования является система налогообложения нефтегазодобывающего сектора экономики России.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области формирования налогообложения добычи нефти и газа, концептуальные наработки, воплощенные в законодательных актах России, нормативных и методических документах соответствующих органов управления в области науки, экономики.
Методологической основой исследования послужили следующие основные методы, используемые для достижения цели диссертации: анализ литературных источников (экономической литературы, нормативно - правовых актов), стандартные методы экономического анализа (метод сравнительного анализа, синтез, обобщение, классификация, системный и графический методы), структурный и функциональный подходы, методы системного и экономического, дисконтирование, а также методы прогнозирования.
Информационную базу исследования составляли нормативные и законодательные акты Российской Федерации, монографии, данные Федеральной службы по статистике, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Некоммерческого партнерства «Российское газовое общество», данные компаний - производителей нефти и газа: ОАО «Газпром», ОАО НК «Роснефть» и другие материалы.
Практическая значимость результатов исследования заключается в предложении перспектив по теоретико-методическому подходу к изменению механизма исчисления налога на добычу полезных ископаемых, а так же разработанные направления совершенствования налоговой политики в области налогообложения нефтегазовой отрасли позволят структурировать и прогнозировать перспективную деятельность нефтегазовых предприятий.
Структура работы определена целью, задачами и логикой исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст работы изложен на 68 страницах, включает 7 рисунков, 11 таблиц.
Налогообложение организаций нефтегазовой отрасли в России включает в себя следующие основные налоги: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых. Каждый налог имеет свои особенности.
Основным итогом реформирования системы налогообложения нефтегазовой отрасли российской экономики явилось введение с 1 января 2002 г. 26 главы НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых». Предполагалось, что замена единым налогом действовавших в период 1992-2001 гг. платежей за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов на нефть, газовый конденсат, а с 01.01.2004 г. и природный газ, позволит упростить исчисление и уплату налоговых платежей за пользование недрами, при одновременном увеличении налоговых поступлений в бюджет и снижении налоговой нагрузки на предприятия с целью создании благоприятных условий для стимулирования развития горнодобывающей промышленности России.
Существующий механизм государственно-правового регулирования развития нефтегазового комплекса, как показывает его организационно-структурный и экономико-сравнительный анализ, построен, исходя преимущественно из общефедеральных интересов, с игнорированием интересов крупных нефтегазодобывающих территорий. Данный интерес строится, исходя не только из долгосрочных общенациональных экономических интересов Российского государства, сколько из краткосрочных текущих интересов пополнения федерального бюджета и стремлением сохранить в руках федерального правительства основные рычаги управления нефтегазовым комплексом страны. При этом характерной чертой современного механизма государственного регулирования нефтегазового сектора экономики является произвольное, спонтанное соединение методов регулирования, характерных для западноевропейских стран-импортеров нефти (на внутреннем рынке), с методами, направленными на защиту интересов России как нефтеэкспортирующей страны (на внешнем рынке).
Исследование зарубежного опыта налогообложения добычи нефти и газа позволило выявить общие тенденции к созданию стимулирующего налогообложения, направленного на изъятие сверхдоходов при низких издержках и создание эффективного производства при высоких затратах. Наиболее распространены роялти, взимаемые по адвалорной ставке, и аналогичные им налоги на добычу. В большинстве стран при налогообложении добычи нефти для расчета налоговой базы используются специальные справочные (рыночные) цены, определяемые тем или иным образом. В развивающихся странах в этих целях используют мировые цены на нефть, а в большинстве развитых применяются цены сделок, совершаемых на принципах независимости сторон.
Выявлены и сформулированы современные проблемы нефтегазовой отрасли России, вызывающие потребность в совершенствовании государственной регуляторной политики. Наиболее существенными из них являются: чрезмерная экспортная ориентированность отрасли, отсутствие перерабатывающих и нефтегазохимических заводов, собственных технологий разведки и добычи, а также производств оборудования для нефтегазового комплекса, зашкаливающая монополизация на рынке, неэффективное использование существующих месторождений, несправедливая лицензионная и налоговая политика.
Учитывая высокую степень обеспеченности России ресурсами, нефтегазовая отрасль будет еще долгие годы ключевой, в связи с этим необходимо построение четкой регуляторной политики государства и, в первую очередь, налоговой.
Исследование показало, что в основном фискальная политика России имеет несистемный характер и направлена на максимальное изъятие ренты в Федеральный бюджет РФ, это усугубляет положение нефтегазового сектора, увеличивая сырьевую зависимость нашей экономики. Введенный «налоговый маневр» заметно повышает нефтегазовые доходы бюджета, обременяя недропользователей, которые в настоящее время находятся в тяжелой ситуации в связи с падением мировых цен на нефть.
В связи с этим, реформирование регуляторной политики в России должно быть направлено не на максимальное изъятие нефтегазовых доходов, а на создание инструментов, которые бы регулировали и контролировали использование этих доходов, а иногда и сверхдоходов, на вложение инвестиций нефтегазовыми компаниями в строительство нефте- и газоперерабатывающих заводов, обновление инфраструктуры, разведку и разработку новых месторождений, приобретение иностранных технологий для улучшения качества добычи, а также разработку собственных и другое.
Основным итогом реформирования системы налогообложения нефтегазовой отрасли российской экономики явилось введение с 1 января 2002 г. 26 главы НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых». Предполагалось, что замена единым налогом действовавших в период 1992-2001 гг. платежей за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов на нефть, газовый конденсат, а с 01.01.2004 г. и природный газ, позволит упростить исчисление и уплату налоговых платежей за пользование недрами, при одновременном увеличении налоговых поступлений в бюджет и снижении налоговой нагрузки на предприятия с целью создании благоприятных условий для стимулирования развития горнодобывающей промышленности России.
Существующий механизм государственно-правового регулирования развития нефтегазового комплекса, как показывает его организационно-структурный и экономико-сравнительный анализ, построен, исходя преимущественно из общефедеральных интересов, с игнорированием интересов крупных нефтегазодобывающих территорий. Данный интерес строится, исходя не только из долгосрочных общенациональных экономических интересов Российского государства, сколько из краткосрочных текущих интересов пополнения федерального бюджета и стремлением сохранить в руках федерального правительства основные рычаги управления нефтегазовым комплексом страны. При этом характерной чертой современного механизма государственного регулирования нефтегазового сектора экономики является произвольное, спонтанное соединение методов регулирования, характерных для западноевропейских стран-импортеров нефти (на внутреннем рынке), с методами, направленными на защиту интересов России как нефтеэкспортирующей страны (на внешнем рынке).
Исследование зарубежного опыта налогообложения добычи нефти и газа позволило выявить общие тенденции к созданию стимулирующего налогообложения, направленного на изъятие сверхдоходов при низких издержках и создание эффективного производства при высоких затратах. Наиболее распространены роялти, взимаемые по адвалорной ставке, и аналогичные им налоги на добычу. В большинстве стран при налогообложении добычи нефти для расчета налоговой базы используются специальные справочные (рыночные) цены, определяемые тем или иным образом. В развивающихся странах в этих целях используют мировые цены на нефть, а в большинстве развитых применяются цены сделок, совершаемых на принципах независимости сторон.
Выявлены и сформулированы современные проблемы нефтегазовой отрасли России, вызывающие потребность в совершенствовании государственной регуляторной политики. Наиболее существенными из них являются: чрезмерная экспортная ориентированность отрасли, отсутствие перерабатывающих и нефтегазохимических заводов, собственных технологий разведки и добычи, а также производств оборудования для нефтегазового комплекса, зашкаливающая монополизация на рынке, неэффективное использование существующих месторождений, несправедливая лицензионная и налоговая политика.
Учитывая высокую степень обеспеченности России ресурсами, нефтегазовая отрасль будет еще долгие годы ключевой, в связи с этим необходимо построение четкой регуляторной политики государства и, в первую очередь, налоговой.
Исследование показало, что в основном фискальная политика России имеет несистемный характер и направлена на максимальное изъятие ренты в Федеральный бюджет РФ, это усугубляет положение нефтегазового сектора, увеличивая сырьевую зависимость нашей экономики. Введенный «налоговый маневр» заметно повышает нефтегазовые доходы бюджета, обременяя недропользователей, которые в настоящее время находятся в тяжелой ситуации в связи с падением мировых цен на нефть.
В связи с этим, реформирование регуляторной политики в России должно быть направлено не на максимальное изъятие нефтегазовых доходов, а на создание инструментов, которые бы регулировали и контролировали использование этих доходов, а иногда и сверхдоходов, на вложение инвестиций нефтегазовыми компаниями в строительство нефте- и газоперерабатывающих заводов, обновление инфраструктуры, разведку и разработку новых месторождений, приобретение иностранных технологий для улучшения качества добычи, а также разработку собственных и другое.
Подобные работы
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И НАЛОГОВЫЕ РИСКИ В СЕКТОРЕ ДОБЫЧИ,
ТРАНСПОРТИРОВКИ И ПЕРЕРАБОТКИ ГАЗА
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОБЫЧИ НЕФТИ В РОССИИ
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - МИРОВОЙ РЫНОК НЕФТИ: СОВРЕМЕНННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Оценка рынка энергоресурсов Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ НЕФТЕДОБЫЧИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Тенденции и перспективы развития нефтегазовой отрасли в России в условиях
кризиса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ: ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



