Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения народной росписи по дереву на занятиях в учреждениях дополнительного
образования 8
1.1. Народная роспись по дереву как художественный феномен 8
1.2. Методические условия изучения народной росписи на занятиях в
студиях учреждений дополнительного образования
22
Глава 2. Экспериментальная работа по обучению приёмам народной росписи по дереву детей младшего и среднего школьного возраста 34
2.1. Определение уровня владения приёмами народной росписи по
дереву у детей младшего и среднего школьного
возрастов 34
2.2. Содержание занятий по народной росписи по дереву с целью
обучения детей различным её приёмам 45
Глава 3. Творческая часть дипломной работы 70
3.1. История возникновения и развития городецкой росписи 70
3.2. Этапы создания творческой части дипломной работы 78
Заключение 81
Библиографический список 83
Приложения
В настоящее время система образования претерпевает значительные изменения. Это связано не только с расширением области знания, но и темпами, которое это расширение набирает с каждым годом. Реформы в образовании также связаны с возрастающей глобализацией, с развитием общества и многими другими более мелкими причинами, тесно связанными. Народная культура - это богатейший пласт всей культуры человечества, созданной на протяжении многих веков развития истории. С произведениями народной культуры мы встречаемся чаще, чем с какими бы то ни было видами культуры, и подсознательно реагируя на тот положительный заряд, который она несет, часто не задумываемся о ее роли в нашей жизни.Культурное возрождение России невозможно без духовной культуры каждого отдельного региона, каждого гражданина. Актуальность нашей работы состоит в том, что изучение народной культуры мы рассматриваем через призму постижения этой культуры, в ее истории и современного состояния, а так же, стоит сказать, что вопрос об изучении народной росписи по дереву в учреждениях дополнительного образования плохо рассмотрен в методической литературе.
Накопленный педагогической наукой за последнее время опыт по приобщению школьников к народной культуре позволяет сделать вывод о том, что необходимо повышать интерес к народной культуре, а так же, эмоциональную, духовную, нравственную насыщенность воспитания юного поколения, используя для этого разнообразные средства воздействия, и воспитательный, культурный потенциал народной культуры.Помимо, как писал Д.С. Лихачёв: «приобщение подрастающего поколения к народной культуре позволяет формировать «общекультурный интеллект личности» [22; 11].
Изучение традиций народной культуры предполагает изучение материала из курса различных дисциплин: изобразительное
искусство,мировая художественная культура, история, литература, музыка. Обращаясь к художественным образам, встречающимся в народной культуре, изучая ее художественный язык, используя педагогический и эмоциональный потенциал, педагог может включить материал по изучению традиционной народной росписи в учебный процесс с целью формирования системности знаний о народных культурных традициях, в том числе и изобразительных. Это дает перспективу формирования системы образования с учетом культурного наследия всего русского народа, родного края.
В процессе наблюдения за педагогическим процессом по формированию системы знаний о народной росписи и обучению её приёмам, анализируя литературу по теме исследования, изучая передовой педагогический опыт различных регионов мы выдвинули предположение о возможности формирования системы знаний школьников младшего и среднего возраста о традициях народной росписи, включая ее в образовательный процесс не только школы на классно - урочных занятиях, но и вучреждениях дополнительного образования. Народное изобразительное искусство дает широкий диапазон возможностей педагогических, культурологических, художественных возможностей по приобщению школьников к богатствам народной культуры.
В соответствии с этим мы определили тему данного исследования - «Особенности изучения народной росписи по дереву на занятиях в учреждениях дополнительного образования».
В своем исследовании мы обращались к научным трудам ведущих ученых в области преподавания изобразительного искусства: В.А.
Барадулина [6],М.С.Соколовой[39], В.С. Бадаева [4], А.Д.Алехина [1], Э.Н. Беды [7], В.С. Кузина [21], Н.Н.Ростовцева[37], Ю.А. Арбат [3] и др.
Большой вклад в изучение народной культуры и искусства России внесли исследованияВ.С.Воронова [11], В.М. Василенко [8], Т.М. Разина [33], М.А.Некрасовой[32], Б.А.Рыбакова[38] и др.
экспериментально подтвердить содержание образования по обучению приёмам росписи по дереву у детей младшего и среднего школьного возраста на основе изучения основных традиционных росписей культуры России.
Объект исследования: процесс формирования системы знаний о народной росписи практических навыков у учащихся в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования: содержание и оптимальные методические пути формирования системы знаний и практических навыков в росписи у учащихся в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Формирование системы знаний о традициях росписи народной культуры и обучение приемам у учащихся в учреждениях дополнительного образования будут более эффективными, если: сообщение знаний о традициях народной культуры будет носить систематический сравнительный характер; формы и методы сообщения знаний школьникам о написании народной росписи должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.
В соответствии с проблемой и целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать народную роспись по дереву как художественный феномен;
2. Выявить и обобщить методические условия изучения народной росписи на занятиях в студиях, проанализировать учебные программы по изобразительному искусству и опыт педагогов;
3. Экспериментально проверить эффективность предложенной нами системы формирования навыков росписи учащихся в учреждении дополнительного образования
4. Осуществить анализ творческих работ изобразительной деятельности учеников на уроках изобразительного искусства;
Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические исследования психологов по проблемам развития художественно-творческой активности человека в процессе деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н.М. Сокольникова и др.); теоретические труды по педагогике искусства (Б.Т. Лихачев [22], А.В. Бакушинский [5], Н.К. Крупская [30], К.Д. Ушинский [43], Н.Н. Волков [10] и др.); теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А.Б. Бакушинский [5], И.Я. Богуславская [42], В.С. Воронов [11], М.А. Некрасова [27], Ю.А. Арбат [3] и многие другие. Научные работы по проблемам использования декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе (А.Д. Алехин [1], Б.Н. Неменский [28], М.С. Соколова [39], В.С. Кузин [21], Н.Н. Ростовцев [37], Н.М. Сокольникова [25], и др.);
Учителями практиками замечено, если процесс
обученияизобразительному искусству построен на одновременном изучениихудожественно-образного языка народного искусства и освоении теории и практики реалистического изображения предметов и явлений окружающего мира, то формирование системы знаний о традициях народной культуры школьников будет значительно успешнее. Педагогические идеи давно и вполне аргументировано пришли к выводам, что пренебрегать или ограниченно, не полностью использовать огромный потенциал народного творчества в процессе обучения изобразительному искусству будет безрезультатно.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, методической, этнографической, архивной и исторической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические - изучение и обобщение передового педагогического опыта, школьных программ и учебных пособий по методике преподавания декоративно-прикладного искусства в частности народной художественной росписи; организация и проведение психолого-педагогического эксперимента, моделирование учебного процесса.
Диагностические - анализ художественно-практической деятельности учащихся, сравнительный анализ полученных результатов
экспериментальных классов, статистическая обработка полученных данных.
База исследования: МАУК «Центр декоративно-прикладного
творчества г. Старый Оскол».
Этапы исследования.
На первом этапе изучались теоретические основы и методологические условия проблемы, определялись тему и понятийный аппарат исследования.
На втором этапе осуществлялось теоретическое обоснование предмета исследования, обобщался накопленный опыт, разрабатывалась методика констатирующего и формирующего экспериментов.
На третьем этапе проводились констатирующий и формирующий эксперименты, анализ, обработка и обобщение полученных данных, оформлялись материалы дипломного исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях и системе дополнительного образования.
Народная художественная роспись обладает несомненной историко-культурной ценностью. Она дает непосредственное и адекватное представление о жизни, быте, менталитете и психологии народа.
Без малого сто лет назад выдающийся историк русской культуры Владимир Васильевич Стасов писал: «...предметы, относящиеся к бытовой народной жизни, с каждым годом все быстрее и быстрее исчезают из употребления, уступая место предметам новейшего происхождения и формы, которые, без сомнения, более прежних соответствуют удобствам и потребностям современной жизни, но при этом утрачивают качества, наследованные от прежних эпох народного творчества, - самобытную оригинальность, наивность и красоту. Поэтому-то теперь самое время собирать и издавать эти предметы: уж слишком ясно всякому наблюдателю народной жизни, что пройдет еще немного десятилетий, даже, быть может, лет - и предметы бытовой народной жизни окончательно исчезнут, не оставив по себе никакого следа» [40; 185].
Исчезновение из быта, из жизни, а иногда поэтому и из истории народа художественных произведений, имеющих народное происхождение, продолжалось и после того, как В. В. Стасов написал строки. Данная проблема актуальна и по сей день. Изучение художественной росписи необходимо и по сей день. Образовательная программа в школе не может охватить данный объём тем, поэтому и существуют учреждения дополнительного образования, которые способны дать данные знания и представления о том, какие бывают виды народной росписи и как они воссоздаются на дереве, бумаге и других материалах.
Наша работа была посвящена особенностям изучения народной росписи в учреждениях дополнительного образования. Наш эксперимент выявил следующие минусы в методике и занятиях кистевой росписью:
• дети данных возрастов, особенно младшего школьного возраста, с трудом могут менять один жанр искусства на другой;
• малое количество времени отводится на придумывание замысла итоговой работы;
• наблюдается относительная беднота в комбинировании элементов и мотивов росписи;
• на выполнение обязательных предварительных упражнений тратится значительная часть времени.
• в силу не развитости моторики рук и неумения владения кистью нарушается пластика, техника и ритм
Наш практический эксперимент показал нам пути формирования у детей композиционных навыков, умения делать мазок кистью, работать с цветом, использовать свою фантазию для написания работы по шаблону. Наши наблюдения показали, что данная структура занятия, позволяет контролировать процесс творчества. С использованием личностно-деятельностного подхода донесение знаний и освоением детьми навыков происходит быстрее. У детей пока что ещё уровне подсознания накапливаются потенциальные ресурсы для успешной творческой деятельности. В процессе всего эксперимента нами были проведены ряд уроков декоративно-прикладного искусства, посвящённых хохломской росписи, городецкой и урало-сибирской. В процессе работы мы использовали специально нами отобранные упражнения в соответствии с возрастом детей из методики М.С. Соколовой. Результатом проделанной работы стали развитие творческих способностей детей в выполнении системы упражнений и итоговой работы по мотивам народного промысла.
Таким образом, в ходе всего исследования нами были решены поставленные проблемой задачи, подтверждена гипотеза. На наш взгляд, мы можем говорить о положительных результатах нашего исследования
1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1994. - 123 с.
2. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. - Н. Новгород: Издательство Нижегородского университета, 1996. - 174 с.
3. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. Новые находки.
Систематизация. Современное состояние. - М.: Изобразительное
искусство, 1984. - 68 с.
4. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 32 с.
5. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М.: Издательство Савишникова, 1925. - 160 с.
6. Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. - Свердловск: Наука, 1982. - 90 с.
7. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: рисование, живопись, композиция. Учеб.пособие для студентов пед. институтов по спец. №2109. «Черчение, рисование и труд». М.: Просвещение,1981. - 180 с.
8. Василенко, В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. М.: Искусство, 1977. - 460 с.
9. Василенко П.Г. Развитие художественно-творческих способностей обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования. Автореф. На соискание учёной степени канд. Педагог. Наук. Майкоп, 2015. - 24 с.
10. Волков Н.Н.Композиция в живописи. - М.: Изд.В.Шевчук, 2014. - 460 с.
11. Воронов В.С. О крестьянском искусстве.- М.: Просвещение, 1972. -290 с.
12. Герасимов С.А. Культура и воспитание // Вопросы философии. 1978. №1. - С. 126 - 137.
13. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. - М.: Искусство, 1979 - 285 с.
14. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. - СПб.:
Астрель , 1993. - 111 с.
15. Данилов М. А. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1975. - 301 с.
16. Зельдович В. А.В. Луначарский о русском народном
творчестве//Декоративное искусство.1958. № 6. - С. 34-42.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Логос, 1999. - 384 с
18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.:Просвещение 2008. - 190 с.
19. Каменский А.А. О смысле художественной традиции: Сб. статей: Критерии и суждения в искусствознании. - М.: Искусство, 1986. - 219 с.
20. Костомаров Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. - СПБ., 1887. - 220 с.
21. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1983. - 175 с.
22. Лихачёв Д.С. Прошлое будущему. - Л.: Искусство, 1985. - 170 с.
23. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб.пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство. - М.: ВЛАДОС - 2005, 144 с.
24. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. - М. Академический проект, 2005. - 430 с.
25. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с.
26. Михайлова Л.И. Народная культура в современных условиях. - М.: Аст, 2000. - 219 с.
27. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. - М.: Искусство, 1983. - 98 с.
28. Неменский Б.Н. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для общеобразовательных учреждений. - Просвещение, 2000. - 240 с.
29. Ожегов С.Н. Словарь русского языка. М.: Академия, 1988. - 960 с.
30. Педагогические сочинения. Том 3: Обучение и воспитание в школе. - М.: Изд-во АПН, 1959. - 120 с.
31. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: Просвещение, 1974 - 148 с.
32. Проблемы народного искусства. - М: Искусство, 1982. -142 с.
33. Разина Т.М. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. - М.: ДПИ, 1970. - 52 с.
34. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. - М.: ЧеРо,1996. - 288 с.
35. Розова Л. Современная советская тематика народных мастеров и художников//Художественные промыслы РСФСР - М.: Всесоюзное кооперативное изд., 1950 - 256 с.
36. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М.: ДПИ, 1984. - 250 с.
37. Ростовцев Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1974. - 268 с.
38. Рыбаков Б.А. Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков. Ленинград: «Аврора», 1971. - 68 с.
39. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 304 с.
40. Стасов В.В. Собрание сочинений, т. I. СПБ., 1894. - 185 с..
41. Темерин М.С. Русское прикладное искусство. Советские годы. - М.: Советский художник, 1960. - 213 с.
42. Творческие проблемы современных художественных промыслов. - Л.: Советский художник, 1981. - 98 с.
43. Ушинский К.Д. Избранное педагогическое сочинение. - М.:
Просвещение, 1968. - 208с.
44. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - M.: Аванта, 1993. - 344с.
45. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.:
Просвещение, 1984. - 292 с.