Электронное сопровождение магистерской программы «Медиация в образовании» как механизм развития электронной информационно- образовательной среды Сибирского федерального университета
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы электронного сопровождения профессиональной
подготовки в системе высшего образования 13
1.1 Сущность и специфика профессиональной подготовки в системе
«бакалавриат - магистратура» в условиях информационного общества 13
1.2 Предпосылки и форматы обеспечения образовательной деятельности в вузе средствами интернет-технологий: отечественный и зарубежный опыт 38
1.3 E-learning в Сибирском федеральном университете: нормативно-правовое обеспечение, информационно-технологическая инфраструктура 58
Выводы по первой главе 66
2. Реализация электронного сопровождения магистерской подготовки в контексте информационно-образовательной среды Сибирского федерального
университета 68
2.1 Концептуальные идеи, модель и структура электронного сопровождения
магистерской подготовки (на примере программы ИЛПС СФУ «Медиация в образовании») 68
2.2 Описание и результаты опытно-экспериментальной работы 87
Выводы по второй главе 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Е 112-131
1. Теоретические основы электронного сопровождения профессиональной
подготовки в системе высшего образования 13
1.1 Сущность и специфика профессиональной подготовки в системе
«бакалавриат - магистратура» в условиях информационного общества 13
1.2 Предпосылки и форматы обеспечения образовательной деятельности в вузе средствами интернет-технологий: отечественный и зарубежный опыт 38
1.3 E-learning в Сибирском федеральном университете: нормативно-правовое обеспечение, информационно-технологическая инфраструктура 58
Выводы по первой главе 66
2. Реализация электронного сопровождения магистерской подготовки в контексте информационно-образовательной среды Сибирского федерального
университета 68
2.1 Концептуальные идеи, модель и структура электронного сопровождения
магистерской подготовки (на примере программы ИЛПС СФУ «Медиация в образовании») 68
2.2 Описание и результаты опытно-экспериментальной работы 87
Выводы по второй главе 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Е 112-131
Переход к индустрии 4.0 знаменует собой качественные изменения в об-ществе, вызванные ростом охвата и интенсивности внедрения информационно- коммуникационных технологий в сферы человеческой жизни, сближением и переплетением реального пространства с виртуальным. В информационной эре особая роль отводится цифровым технологиям, которые, с одной стороны, от¬крывают новые возможности в обеспечении комфорта жизнедеятельности за счет сокращения временных, экономических затрат, оптимизации трудовой и учебной деятельности, автоматизации процессов, а с другой стороны, их актив¬ное использование влечет за собой изменения в сознании людей, в мировос¬приятии, образе и качестве жизни [73], отчасти представляет собой угрозу вви¬ду роста масштабов роботизации, использования искусственного интеллекта [90]. Возрастающее проникновение виртуального пространства в реальный мир актуализирует проблему личной идентичности, в связи с чем в педагогической науке одними из наиболее актуальных можно считать исследования виртуаль¬ной личности как феномена образования.
Вместе с тем цифровизация отраслей, сфер человеческой жизни способ-ствует приобретению и развитию необходимых для жизни в цифровой эпохе навыков, включая цифровую грамотность. Интернет активно используется в том числе в целях обучения и самообразования, что способствует развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности [73], обеспечива¬ет полномасштабную реализацию модели непрерывного образования в течение всей жизни. Переход к всеобщему непрерывному индивидуализированному об¬разованию - одна из задач, определяемых в Концепции долгосрочного соци¬ально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, нацеленная на развитие человеческого капитала [28] и решаемая в условиях массового образования за счет информационно-коммуникационных (в частно¬сти, сетевых) технологий.
Общемировая тенденция такова, что образование становится открытой системой, процессы преподавания и учения переносятся из реального мира в виртуальное пространство, обеспечивая доступность образования и сужая его пространственно-временные границы, в том числе посредством использования виртуальных учебных сред (систем дистанционного обучения) для обеспечения таких задач учебного процесса, как технологическое и учебно-методическое оснащение обучения и самообразования, организация эффективной и продук¬тивной коммуникации субъектов образования. Одной из перспективных форм организации учебного процесса в открытой информационно-образовательной среде является сетевое взаимодействие средствами электронного портфолио [71], дидактические возможности которого могут быть расширены в условиях цифровой трансформации педагогических систем.
В современных условиях сопряженной с цифровизацией информатизации образования, выступающей приоритетным направлением развития системы об¬разования [5], образовательная среда все чаще является не только условием, но средством обучения [70]. Это утверждение применимо и к виртуальной образо¬вательной среде, наиболее ярким и широко распространенным примером кото¬рой служит LMS Moodle. LMS Moodle является составной частью информаци¬онно-образовательной среды большинства российских вузов, посредством нее обеспечивается интерактивная работа студентов с учебными материалами и полноценное освоение содержания образования в оптимальном для субъектов образовательной деятельности режиме. Информационно-образовательная среда базируется на инструментах цифровой среды, поэтому ее совершенствование может расширить дидактический потенциал средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, открывает новые возможности в управлении образовательной организацией в целом и образовательным процес¬сом в частности.
Расширение использования информационно-коммуникационных техно-
логий в системе высшего образования, изменение соотношения процессов пре-
подавания и учения, со значительным перевесом в сторону учения, актуализи-
4
руют задачи поддержки и сопровождения профессиональной подготовки сту-дентов в информационно-образовательной среде. Электронное обучение, в рамках которого осуществляется интернет-взаимодействие субъектов образо-вания, предполагает такой характер образовательной деятельности, когда пре¬подаватель выступает в роли консультанта, тьютора [42], то есть сопровож¬дающего учебно-познавательную деятельность, как правило, осуществляемую обучающимся в форме самообразования. Процесс самообразования, в свою очередь, предполагает сформированность у обучающегося навыков самоорга¬низации, планирования учебно-познавательной деятельности, самостоятельно¬сти, которые могут поддерживаться средствами цифровых платформ.
Обеспечение образовательной деятельности средствами интернет- технологий возможно во взаимодополняющих друг друга форматах интернет- поддержки и интернет-сопровождения. Наиболее часто в работах отечествен¬ных исследователей речь идет о поддержке образовательной деятельности по¬средством интернет-технологий, которая именуется и определяется по-разному, в зависимости от контекста и целевого назначения: дистанционная поддержка (А.А. Ахаян, Т.Р. Берлина, Н.М. Плотникова, М.И. Бочаров, С.А. Смирнов, А.С. Ломов), интернет-поддержка (Н.В. Коцобан, И.Н. Нахметов, А.В. Личик,
С.В. Роговкин, Е.Г. Кошевенко), информационная поддержка (Е.В. Виноградов, А.В. Костюк, А.И. Примакин), сетевая дистанционная поддержка (С.А. Маркелова), электронная поддержка (Н.Н. Лазукова, Е.С. Гайдамак, И.И. Раскина, Н.А. Чеботарев). Сопровождению профессиональной подготовки студентов на основе интернет-технологий посвящены работы Е.В. Мошкиной. Некоторые авторы (А.А. Ахаян, И.А. Бочкарева) синонимизируют, отождеств¬ляют поддержку и сопровождение применительно к использованию интернет- технологий в профессиональной подготовке студентов вуза.
Обеспечение образовательной деятельности средствами интернет- технологий может быть реализовано в формате электронного сопровождения и расширено до масштаба профиля подготовки, что обеспечит более комплекс¬ную реализацию дидактических возможностей средств электронного обучения 5
и средств дистанционных образовательных технологий и, как следствие, может послужить механизмом развития информационно-образовательной среды уни¬верситета в логике системной информатизации образования, обеспечить цело¬стность профессиональной подготовки, что, в свою очередь, в условиях моза¬ичной культуры позволит повысить результативность образовательной дея¬тельности в рамках профиля подготовки, включенность студентов в образова¬тельный процесс, их удовлетворенность образовательной деятельностью, реа¬лизуемой с использованием ЭО и ДОТ.
Особое место в системе высшего образования занимает магистерская подготовка как этап, предшествующий аспирантуре и следующий за бакалав-риатом. По данным, которые приводит НИУ ВШЭ, численность обучающихся в магистратуре студентов растет в России с 2011 года. Среди выпускников бака¬лавриата и специалитета возможность продолжения образования в магистрату¬ре востребована: так, если в 2011/2012 учебном году доля поступивших в маги¬стратуру в совокупности из выпускников бакалавриата и специалитета состав¬ляла 3,7% по стране, то к 2015/2016 учебному году их число выросло до 12,1% [19]. Специфика обучения в магистратуре связана в том числе с расширением самообразования студентов, что определяет особенности организации образо¬вательной деятельности на этапе магистерской подготовки, которые в условиях цифровизации неразрывно связаны с использованием интернет-технологий, электронной информационно-образовательной среды университета.
Начиная с 2018 года в Институте педагогики, психологии и социологии реализуется построенная по модульному принципу магистерская программа «Медиация в образовании», ключевой характеристикой которой является прак¬тико-ориентированное обучение [72]. Системное использование ресурсов элек¬тронной информационно-образовательной среды оптимально в условиях орга¬низации обучения в магистратуре и, в частности, при реализации данной обра¬зовательной программы, позволит, на наш взгляд, наряду с непрерывностью обучения, сбалансированностью аудиторной и внеаудиторной работы отчасти обеспечить целостность содержания образования и образовательной деятельно¬сти.
Актуальность настоящего исследования определяется противоречием между необходимостью системной цифровой поддержки профессиональной подготовки магистрантов и недостаточно системным использованием ресурсов электронной информационно-образовательной среды Сибирского федерального университета и открытых образовательных платформ для развития электронно¬го обучения и обучения с применением дистанционных образовательных тех¬нологий, что, в свою очередь, является стратегически важной задачей, опреде¬ляемой действием соответствующего локального нормативного акта - Про¬граммы развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ на 2016-2021 гг.
Поиск путей разрешения данного противоречия составил проблему ис-следования: каким образом обеспечить электронное сопровождение магистер¬ской программы, чтобы расширить возможности реализации цифровой под¬держки образовательного процесса и создать прототип нового формата элек¬тронного сопровождения образовательной деятельности магистранта?
Актуальность и недостаточная разработанность сформулированной про¬блемы определяют выбор темы исследования - «Электронное сопровожде¬ние магистерской программы «Медиация в образовании» как механизм развития электронной информационно-образовательной среды Сибирско¬го федерального университета».
Цель: теоретически обосновать и разработать модель электронного со-провождения магистерской программы «Медиация в образовании», провести экспертную оценку электронного сопровождения магистерской подготовки.
Объект: электронная информационно-образовательная среда Сибирского федерального университета.
Предмет: электронное сопровождение магистерских программ в контек¬сте информационно-образовательной среды Сибирского федерального универ¬ситета.
Исходя из цели и проблемы, была выдвинута гипотеза исследования - электронное сопровождение магистерской программы «Медиация в образова¬нии» может послужить механизмом развития электронной информационно¬образовательной среды университета за счет расширения возможностей реали¬зации дидактического потенциала цифровой среды СФУ, что предполагает:
— системный характер использования ресурсов электронной инфор-мационно-образовательной среды, обеспечиваемый формированием единой информационной среды профессиональной подготовки медиаторов посредст-вом интеграции ЭИОС СФУ, социальных медиа, интернет-ресурса на базе Wix и платформы онлайн-обучения СибРЦКОО;
— реализацию элементов мобильной информационно-образовательной среды, элементов мобильного обучения за счет применения ресурсов социаль¬ных сетей, реализации QR-кодов и возможностей онлайн-сервиса Wix в обес¬печении адаптивного веб-дизайна компонентов электронного сопровождения;
— учет особенностей программы при проектировании и реализации электронного сопровождения, в частности, ее инновационного характера и профориентационной составляющей, что выражается в создании и продвиже-нии брендбука программы, сетевых сообществ, цифровых профориентацион-ных материалов, использовании платформы онлайн-обучения СибРЦКОО.
Задачи:
1. Проанализировать и обобщить психолого-педагогические и мето-дические аспекты профессиональной подготовки на уровне магистратуры в ус¬ловиях информационного общества.
2. Проанализировать и обобщить отечественный и зарубежный опыт, форматы обеспечения образовательной деятельности в вузе средствами интер- нет-технологий для развития дидактического потенциала ЭИОС СФУ.
3. Определить специфику магистерской программы «Медиация в об-разовании» и разработать модель электронного сопровождения, расширяющего возможности реализации дидактического потенциала ИОС СФУ.
4. Разработать контент электронного сопровождения магистерской программы «Медиация в образовании».
5. Разработать опросник оценки удовлетворенности электронным со¬провождением студентами, опросник экспертной оценки для преподавателей и провести экспертизу электронного сопровождения магистерской программы «Медиация в образовании».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют ин-формационный (Р.Ф. Абдеев, Ю.М. Горский, Д.И. Дубровский, Казакевич В.М., А.Д. Урсул, Л.И. Фишман, В.И. Штанько, В.А. Якунин [1]), компетентностный (Б.Г. Ананьев, В.И. Байденко, Б. Оскарссон, Д. Равен, Н. Хомский, А.В. Хутор¬ской [70], Е.В. Достовалова, О.А. Савельева, О.Г. Смолянинова), практико¬ориентированный (А.А. Вербицкий, Ю.П. Ветров, Т.А. Дмитриенко, Н.П. Клу¬шина, П.И. Образцов [8], В.В. Коршунова), пространственно-средовой (И.В. Лапшина, В.Ю. Лыскова, Е.А. Ракитина, В.А. Ясвин [70]) и системный (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.Г. Кузнецова, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин [25]) подходы; работы следующих авторов: Е.А. Безызвестных, Н.В. Бекузарова, З.И. Горбачук, Е.В. Ермолович, С.И. Змеев, Т.Н. Иващенко, О.А. Иманова, Л.И. Кобышева, И.А. Ковалевич, Л.И. Лебедева, П.С. Ломаско, А.А. Машанов, А.Л. Симонова, Т.Д. Скуднова, И.Ю. Степанова, Л.М. Туранова, А.Ю. Уваров, А.С. Черников, С.Ю. Шалова и др.
Новизна исследования: новизна исследования заключается в теоретиче¬ском обосновании и разработке модели электронного сопровождения образова¬тельной деятельности в масштабе профиля подготовки (на примере магистер¬ской программы ИППС СФУ «Медиация в образовании»), предполагающей ин¬теграцию ЭИОС университета с внешними сервисами.
В исследовании использованы методы, взаимодополняющие друг друга: теоретические - контент-анализ педагогической, методической литературы и нормативно-правовой базы, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных исследо¬ваний, моделирование; эмпирические - анкетирование, метод экспертной оцен¬ки; статистические - математическая обработка результатов.
Эмпирическая база исследования - Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета. В проведении опытно-поисковой работы приняли участие магистранты первого (17 человек) и второ¬го (9 человек) курсов направления подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» профиля «Медиация в образовании», а также преподаватели кафедры информационных технологий обучения и непрерывно¬го образования Института педагогики, психологии и социологии СФУ (6 чело¬век).
Практическая значимость исследования: разработано электронное со¬провождение магистерской программы «Медиация в образовании», которое но¬сит системный, комплексный характер и может послужить прототипом элек¬тронного сопровождения магистерской подготовки в университете и за его пре¬делами, в том числе за счет продвижения контента в Сети. Подготовлены мето¬дические рекомендации по реализации электронного сопровождения магистер¬ской подготовки в условиях Сибирского федерального университета. Разрабо¬танные информационные ресурсы, ориентированные на формирование бренда магистерской программы «Медиация в образовании», могут быть использованы для презентации образовательной программы на Днях открытых дверей, в це¬лях профориентации. Исследование выполнено в рамках проекта по разработке практико-ориентированной программы «Медиация в образовании» в стратеги¬ческом партнерстве университетов и профессиональных сообществ Сибири и Казахстана благотворительного фонда В. Потанина № ГК200000445 (рук. О.Г. Смолянинова).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством обсуждения теоретических и практических наработок на заседа-ниях кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образо¬вания, на научных конференциях:
- XV Международной конференции студентов, аспирантов и моло-дых ученых, посвященной Международному Г оду Периодической таблицы хи¬мических элементов Д.И. Менделеева «Проспект Свободный - 2019»;
- IV Всероссийской конференции с международным участием «Акту¬альные проблемы информатики и информационных технологий в образова¬нии»;
- III Международной научной конференции «Информатизация обра¬зования и методика электронного обучения»;
- XVI Международной конференции студентов, аспирантов и моло-дых ученых, посвященной Году памяти и славы (75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов) «Проспект Свободный - 2020».
Результаты исследования отражены в 6-ти научных публикациях, в том числе в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК:
1. Смолянинова, О.Г. Обзор практик обеспечения электронной под-держки образовательного процесса средствами LMS Moodle: опыт российских вузов / О.Г. Смолянинова, Н.А. Иванов // Азимут научных исследований: педа¬гогика и психология. - 2019. - № 2 (27). - С. 228-232.
2. Смолянинова, О.Г. К вопросу об электронной поддержке образова¬тельной программы вуза / О.Г. Смолянинова, Н.А. Иванов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 2 (27). - С. 97-101.
3. Иванов, Н.А. Электронная поддержка образовательной программы вуза средствами LMS Moodle: к постановке проблемы / Н.А. Иванов // Акту¬альные проблемы информатики и информационных технологий в образовании: материалы Всероссийской конференции с международным участием, Красно¬ярск, 23 апреля 2019 г. / отв. ред. П.С. Ломаско. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2019. - С. 127-133.
4. Иванов, Н.А. Электронная поддержка магистерской программы «Медиация в образовании» как механизм развития цифровой среды СФУ / Н.А. Иванов // Проспект Свободный - 2019: материалы XV Международной конфе¬ренции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной Международ¬ному году Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Красноярск, 22-26 апреля 2019 г. / отв. за вып. С.К. Франчук. - Красноярск: СФУ, 2019. - С. 456-459.
5. Иванов, Н.А. Обеспечение образовательной деятельности средства¬ми интернет-технологий: ретроспектива и современные векторы развития / Н.А. Иванов // Информатизация образования и методика электронного обучения: ма¬териалы III Междунар. науч. конф. Красноярск, 24-27 сентября 2019 г.: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. М.В. Носкова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. - С. 123¬128.
6. Смолянинова, О.Г. Некоторые аспекты профессиональной подго-товки в системе «бакалавриат - магистратура» в условиях информационного общества / О.Г. Смолянинова, Н.А. Иванов // Вестник Костромского государст¬венного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2020. - Т. 26. - № 2. - С. 154-160.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Вместе с тем цифровизация отраслей, сфер человеческой жизни способ-ствует приобретению и развитию необходимых для жизни в цифровой эпохе навыков, включая цифровую грамотность. Интернет активно используется в том числе в целях обучения и самообразования, что способствует развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности [73], обеспечива¬ет полномасштабную реализацию модели непрерывного образования в течение всей жизни. Переход к всеобщему непрерывному индивидуализированному об¬разованию - одна из задач, определяемых в Концепции долгосрочного соци¬ально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, нацеленная на развитие человеческого капитала [28] и решаемая в условиях массового образования за счет информационно-коммуникационных (в частно¬сти, сетевых) технологий.
Общемировая тенденция такова, что образование становится открытой системой, процессы преподавания и учения переносятся из реального мира в виртуальное пространство, обеспечивая доступность образования и сужая его пространственно-временные границы, в том числе посредством использования виртуальных учебных сред (систем дистанционного обучения) для обеспечения таких задач учебного процесса, как технологическое и учебно-методическое оснащение обучения и самообразования, организация эффективной и продук¬тивной коммуникации субъектов образования. Одной из перспективных форм организации учебного процесса в открытой информационно-образовательной среде является сетевое взаимодействие средствами электронного портфолио [71], дидактические возможности которого могут быть расширены в условиях цифровой трансформации педагогических систем.
В современных условиях сопряженной с цифровизацией информатизации образования, выступающей приоритетным направлением развития системы об¬разования [5], образовательная среда все чаще является не только условием, но средством обучения [70]. Это утверждение применимо и к виртуальной образо¬вательной среде, наиболее ярким и широко распространенным примером кото¬рой служит LMS Moodle. LMS Moodle является составной частью информаци¬онно-образовательной среды большинства российских вузов, посредством нее обеспечивается интерактивная работа студентов с учебными материалами и полноценное освоение содержания образования в оптимальном для субъектов образовательной деятельности режиме. Информационно-образовательная среда базируется на инструментах цифровой среды, поэтому ее совершенствование может расширить дидактический потенциал средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, открывает новые возможности в управлении образовательной организацией в целом и образовательным процес¬сом в частности.
Расширение использования информационно-коммуникационных техно-
логий в системе высшего образования, изменение соотношения процессов пре-
подавания и учения, со значительным перевесом в сторону учения, актуализи-
4
руют задачи поддержки и сопровождения профессиональной подготовки сту-дентов в информационно-образовательной среде. Электронное обучение, в рамках которого осуществляется интернет-взаимодействие субъектов образо-вания, предполагает такой характер образовательной деятельности, когда пре¬подаватель выступает в роли консультанта, тьютора [42], то есть сопровож¬дающего учебно-познавательную деятельность, как правило, осуществляемую обучающимся в форме самообразования. Процесс самообразования, в свою очередь, предполагает сформированность у обучающегося навыков самоорга¬низации, планирования учебно-познавательной деятельности, самостоятельно¬сти, которые могут поддерживаться средствами цифровых платформ.
Обеспечение образовательной деятельности средствами интернет- технологий возможно во взаимодополняющих друг друга форматах интернет- поддержки и интернет-сопровождения. Наиболее часто в работах отечествен¬ных исследователей речь идет о поддержке образовательной деятельности по¬средством интернет-технологий, которая именуется и определяется по-разному, в зависимости от контекста и целевого назначения: дистанционная поддержка (А.А. Ахаян, Т.Р. Берлина, Н.М. Плотникова, М.И. Бочаров, С.А. Смирнов, А.С. Ломов), интернет-поддержка (Н.В. Коцобан, И.Н. Нахметов, А.В. Личик,
С.В. Роговкин, Е.Г. Кошевенко), информационная поддержка (Е.В. Виноградов, А.В. Костюк, А.И. Примакин), сетевая дистанционная поддержка (С.А. Маркелова), электронная поддержка (Н.Н. Лазукова, Е.С. Гайдамак, И.И. Раскина, Н.А. Чеботарев). Сопровождению профессиональной подготовки студентов на основе интернет-технологий посвящены работы Е.В. Мошкиной. Некоторые авторы (А.А. Ахаян, И.А. Бочкарева) синонимизируют, отождеств¬ляют поддержку и сопровождение применительно к использованию интернет- технологий в профессиональной подготовке студентов вуза.
Обеспечение образовательной деятельности средствами интернет- технологий может быть реализовано в формате электронного сопровождения и расширено до масштаба профиля подготовки, что обеспечит более комплекс¬ную реализацию дидактических возможностей средств электронного обучения 5
и средств дистанционных образовательных технологий и, как следствие, может послужить механизмом развития информационно-образовательной среды уни¬верситета в логике системной информатизации образования, обеспечить цело¬стность профессиональной подготовки, что, в свою очередь, в условиях моза¬ичной культуры позволит повысить результативность образовательной дея¬тельности в рамках профиля подготовки, включенность студентов в образова¬тельный процесс, их удовлетворенность образовательной деятельностью, реа¬лизуемой с использованием ЭО и ДОТ.
Особое место в системе высшего образования занимает магистерская подготовка как этап, предшествующий аспирантуре и следующий за бакалав-риатом. По данным, которые приводит НИУ ВШЭ, численность обучающихся в магистратуре студентов растет в России с 2011 года. Среди выпускников бака¬лавриата и специалитета возможность продолжения образования в магистрату¬ре востребована: так, если в 2011/2012 учебном году доля поступивших в маги¬стратуру в совокупности из выпускников бакалавриата и специалитета состав¬ляла 3,7% по стране, то к 2015/2016 учебному году их число выросло до 12,1% [19]. Специфика обучения в магистратуре связана в том числе с расширением самообразования студентов, что определяет особенности организации образо¬вательной деятельности на этапе магистерской подготовки, которые в условиях цифровизации неразрывно связаны с использованием интернет-технологий, электронной информационно-образовательной среды университета.
Начиная с 2018 года в Институте педагогики, психологии и социологии реализуется построенная по модульному принципу магистерская программа «Медиация в образовании», ключевой характеристикой которой является прак¬тико-ориентированное обучение [72]. Системное использование ресурсов элек¬тронной информационно-образовательной среды оптимально в условиях орга¬низации обучения в магистратуре и, в частности, при реализации данной обра¬зовательной программы, позволит, на наш взгляд, наряду с непрерывностью обучения, сбалансированностью аудиторной и внеаудиторной работы отчасти обеспечить целостность содержания образования и образовательной деятельно¬сти.
Актуальность настоящего исследования определяется противоречием между необходимостью системной цифровой поддержки профессиональной подготовки магистрантов и недостаточно системным использованием ресурсов электронной информационно-образовательной среды Сибирского федерального университета и открытых образовательных платформ для развития электронно¬го обучения и обучения с применением дистанционных образовательных тех¬нологий, что, в свою очередь, является стратегически важной задачей, опреде¬ляемой действием соответствующего локального нормативного акта - Про¬граммы развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ на 2016-2021 гг.
Поиск путей разрешения данного противоречия составил проблему ис-следования: каким образом обеспечить электронное сопровождение магистер¬ской программы, чтобы расширить возможности реализации цифровой под¬держки образовательного процесса и создать прототип нового формата элек¬тронного сопровождения образовательной деятельности магистранта?
Актуальность и недостаточная разработанность сформулированной про¬блемы определяют выбор темы исследования - «Электронное сопровожде¬ние магистерской программы «Медиация в образовании» как механизм развития электронной информационно-образовательной среды Сибирско¬го федерального университета».
Цель: теоретически обосновать и разработать модель электронного со-провождения магистерской программы «Медиация в образовании», провести экспертную оценку электронного сопровождения магистерской подготовки.
Объект: электронная информационно-образовательная среда Сибирского федерального университета.
Предмет: электронное сопровождение магистерских программ в контек¬сте информационно-образовательной среды Сибирского федерального универ¬ситета.
Исходя из цели и проблемы, была выдвинута гипотеза исследования - электронное сопровождение магистерской программы «Медиация в образова¬нии» может послужить механизмом развития электронной информационно¬образовательной среды университета за счет расширения возможностей реали¬зации дидактического потенциала цифровой среды СФУ, что предполагает:
— системный характер использования ресурсов электронной инфор-мационно-образовательной среды, обеспечиваемый формированием единой информационной среды профессиональной подготовки медиаторов посредст-вом интеграции ЭИОС СФУ, социальных медиа, интернет-ресурса на базе Wix и платформы онлайн-обучения СибРЦКОО;
— реализацию элементов мобильной информационно-образовательной среды, элементов мобильного обучения за счет применения ресурсов социаль¬ных сетей, реализации QR-кодов и возможностей онлайн-сервиса Wix в обес¬печении адаптивного веб-дизайна компонентов электронного сопровождения;
— учет особенностей программы при проектировании и реализации электронного сопровождения, в частности, ее инновационного характера и профориентационной составляющей, что выражается в создании и продвиже-нии брендбука программы, сетевых сообществ, цифровых профориентацион-ных материалов, использовании платформы онлайн-обучения СибРЦКОО.
Задачи:
1. Проанализировать и обобщить психолого-педагогические и мето-дические аспекты профессиональной подготовки на уровне магистратуры в ус¬ловиях информационного общества.
2. Проанализировать и обобщить отечественный и зарубежный опыт, форматы обеспечения образовательной деятельности в вузе средствами интер- нет-технологий для развития дидактического потенциала ЭИОС СФУ.
3. Определить специфику магистерской программы «Медиация в об-разовании» и разработать модель электронного сопровождения, расширяющего возможности реализации дидактического потенциала ИОС СФУ.
4. Разработать контент электронного сопровождения магистерской программы «Медиация в образовании».
5. Разработать опросник оценки удовлетворенности электронным со¬провождением студентами, опросник экспертной оценки для преподавателей и провести экспертизу электронного сопровождения магистерской программы «Медиация в образовании».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют ин-формационный (Р.Ф. Абдеев, Ю.М. Горский, Д.И. Дубровский, Казакевич В.М., А.Д. Урсул, Л.И. Фишман, В.И. Штанько, В.А. Якунин [1]), компетентностный (Б.Г. Ананьев, В.И. Байденко, Б. Оскарссон, Д. Равен, Н. Хомский, А.В. Хутор¬ской [70], Е.В. Достовалова, О.А. Савельева, О.Г. Смолянинова), практико¬ориентированный (А.А. Вербицкий, Ю.П. Ветров, Т.А. Дмитриенко, Н.П. Клу¬шина, П.И. Образцов [8], В.В. Коршунова), пространственно-средовой (И.В. Лапшина, В.Ю. Лыскова, Е.А. Ракитина, В.А. Ясвин [70]) и системный (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.Г. Кузнецова, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин [25]) подходы; работы следующих авторов: Е.А. Безызвестных, Н.В. Бекузарова, З.И. Горбачук, Е.В. Ермолович, С.И. Змеев, Т.Н. Иващенко, О.А. Иманова, Л.И. Кобышева, И.А. Ковалевич, Л.И. Лебедева, П.С. Ломаско, А.А. Машанов, А.Л. Симонова, Т.Д. Скуднова, И.Ю. Степанова, Л.М. Туранова, А.Ю. Уваров, А.С. Черников, С.Ю. Шалова и др.
Новизна исследования: новизна исследования заключается в теоретиче¬ском обосновании и разработке модели электронного сопровождения образова¬тельной деятельности в масштабе профиля подготовки (на примере магистер¬ской программы ИППС СФУ «Медиация в образовании»), предполагающей ин¬теграцию ЭИОС университета с внешними сервисами.
В исследовании использованы методы, взаимодополняющие друг друга: теоретические - контент-анализ педагогической, методической литературы и нормативно-правовой базы, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных исследо¬ваний, моделирование; эмпирические - анкетирование, метод экспертной оцен¬ки; статистические - математическая обработка результатов.
Эмпирическая база исследования - Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета. В проведении опытно-поисковой работы приняли участие магистранты первого (17 человек) и второ¬го (9 человек) курсов направления подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» профиля «Медиация в образовании», а также преподаватели кафедры информационных технологий обучения и непрерывно¬го образования Института педагогики, психологии и социологии СФУ (6 чело¬век).
Практическая значимость исследования: разработано электронное со¬провождение магистерской программы «Медиация в образовании», которое но¬сит системный, комплексный характер и может послужить прототипом элек¬тронного сопровождения магистерской подготовки в университете и за его пре¬делами, в том числе за счет продвижения контента в Сети. Подготовлены мето¬дические рекомендации по реализации электронного сопровождения магистер¬ской подготовки в условиях Сибирского федерального университета. Разрабо¬танные информационные ресурсы, ориентированные на формирование бренда магистерской программы «Медиация в образовании», могут быть использованы для презентации образовательной программы на Днях открытых дверей, в це¬лях профориентации. Исследование выполнено в рамках проекта по разработке практико-ориентированной программы «Медиация в образовании» в стратеги¬ческом партнерстве университетов и профессиональных сообществ Сибири и Казахстана благотворительного фонда В. Потанина № ГК200000445 (рук. О.Г. Смолянинова).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством обсуждения теоретических и практических наработок на заседа-ниях кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образо¬вания, на научных конференциях:
- XV Международной конференции студентов, аспирантов и моло-дых ученых, посвященной Международному Г оду Периодической таблицы хи¬мических элементов Д.И. Менделеева «Проспект Свободный - 2019»;
- IV Всероссийской конференции с международным участием «Акту¬альные проблемы информатики и информационных технологий в образова¬нии»;
- III Международной научной конференции «Информатизация обра¬зования и методика электронного обучения»;
- XVI Международной конференции студентов, аспирантов и моло-дых ученых, посвященной Году памяти и славы (75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов) «Проспект Свободный - 2020».
Результаты исследования отражены в 6-ти научных публикациях, в том числе в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК:
1. Смолянинова, О.Г. Обзор практик обеспечения электронной под-держки образовательного процесса средствами LMS Moodle: опыт российских вузов / О.Г. Смолянинова, Н.А. Иванов // Азимут научных исследований: педа¬гогика и психология. - 2019. - № 2 (27). - С. 228-232.
2. Смолянинова, О.Г. К вопросу об электронной поддержке образова¬тельной программы вуза / О.Г. Смолянинова, Н.А. Иванов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 2 (27). - С. 97-101.
3. Иванов, Н.А. Электронная поддержка образовательной программы вуза средствами LMS Moodle: к постановке проблемы / Н.А. Иванов // Акту¬альные проблемы информатики и информационных технологий в образовании: материалы Всероссийской конференции с международным участием, Красно¬ярск, 23 апреля 2019 г. / отв. ред. П.С. Ломаско. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2019. - С. 127-133.
4. Иванов, Н.А. Электронная поддержка магистерской программы «Медиация в образовании» как механизм развития цифровой среды СФУ / Н.А. Иванов // Проспект Свободный - 2019: материалы XV Международной конфе¬ренции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной Международ¬ному году Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Красноярск, 22-26 апреля 2019 г. / отв. за вып. С.К. Франчук. - Красноярск: СФУ, 2019. - С. 456-459.
5. Иванов, Н.А. Обеспечение образовательной деятельности средства¬ми интернет-технологий: ретроспектива и современные векторы развития / Н.А. Иванов // Информатизация образования и методика электронного обучения: ма¬териалы III Междунар. науч. конф. Красноярск, 24-27 сентября 2019 г.: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. М.В. Носкова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. - С. 123¬128.
6. Смолянинова, О.Г. Некоторые аспекты профессиональной подго-товки в системе «бакалавриат - магистратура» в условиях информационного общества / О.Г. Смолянинова, Н.А. Иванов // Вестник Костромского государст¬венного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2020. - Т. 26. - № 2. - С. 154-160.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Одним из условий качественной реализации образовательных программ с учетом роста нестабильности, неопределенности - одного из основных и гло¬бальных вызовов современности - является использование информационно¬коммуникационных технологий, в частности, интернет-технологий. Интернет- технологии сегодня активно совершенствуются, одновременно выступая при этом средством преобразования окружающей действительности и образования в частности, поддержания непрерывности процессов, включая образовательный процесс.
Использование интернет-технологий и цифровых инструментов в вузов-ской подготовке позволяет обеспечить эффективное непрерывное обучение и самообразование магистрантов, способствует сопряжению ими теории с прак¬тической (профессиональной) деятельностью и, следовательно, может содейст¬вовать приросту уровня профессионализма студентов и выпускников магистер¬ских программ [73].
Немаловажную роль институт магистратуры играет в подготовке специа¬листов новых профессий, появляющихся как своего рода ответ на вызовы вре¬мени. Одной из таких профессий является профессия медиатора, что актуали¬зирует задачу формирования и продвижения ее бренда средствами интернет- технологий. Решение данной задачи входит в замысел описываемого исследо¬вания.
Работа над магистерской диссертацией осуществлялась в несколько эта-пов.
На первом этапе - подготовительном - был проведен анализ научно-методической, педагогической литературы, нормативных документов по иссле¬дуемой проблематике, сформирован понятийный аппарат исследования, про¬анализированы и обобщены психолого-педагогические и методические аспекты магистерской подготовки в условиях информационного общества. Раскрыты предпосылки и форматы обеспечения образовательной деятельности в вузе 97
средствами интернет-технологий. Проведен анализ ИТ-инфраструктуры Си-бирского федерального университета и нормативной базы реализации ЭО и ДОТ в СФУ.
Наработки по первой части исследования послужили основой для разра¬ботки на втором этапе модели и структуры электронного сопровождения маги¬стерской программы «Медиация в образовании», ее оценки и экспертизы.
На третьем - заключительном этапе исследования были проанализирова¬ны и оформлены результаты работы.
Проведенное нами исследование перекликается с концептами реализации ЭО и ДОТ в СФУ, поскольку в соответствии с Положением об ЭИОС СФУ ин¬формационная составляющая ЭИОС, ее наполнение детерминируется потреб¬ностями обеспечения реализации образовательных программ университета [57]. Кроме того, замыслы и логика практической части исследования напрямую со¬относятся с ориентирами развития ЭО и ДОТ в университете, обозначенными в соответствующей Программе развития ЭО и ДОТ в СФУ [61], в частности, на¬правлены на обеспечение удовлетворенности магистрантов обучением с при¬менением ЭО и ДОТ.
Положительные результаты, полученные по итогам исследования, позво¬ляют признать теоретическую и практическую значимость диссертационной работы. Эти результаты выражены в таблицах и диаграммах в тексте работы и в приложениях к диссертации. В настоящем исследовании подтверждена право¬мерность выдвинутой гипотезы, реализована цель и решены поставленные за¬дачи.
Проведенное исследование лишь один из подходов в разработке перспек¬тивной теоретической и практической проблемы, не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.
Использование интернет-технологий и цифровых инструментов в вузов-ской подготовке позволяет обеспечить эффективное непрерывное обучение и самообразование магистрантов, способствует сопряжению ими теории с прак¬тической (профессиональной) деятельностью и, следовательно, может содейст¬вовать приросту уровня профессионализма студентов и выпускников магистер¬ских программ [73].
Немаловажную роль институт магистратуры играет в подготовке специа¬листов новых профессий, появляющихся как своего рода ответ на вызовы вре¬мени. Одной из таких профессий является профессия медиатора, что актуали¬зирует задачу формирования и продвижения ее бренда средствами интернет- технологий. Решение данной задачи входит в замысел описываемого исследо¬вания.
Работа над магистерской диссертацией осуществлялась в несколько эта-пов.
На первом этапе - подготовительном - был проведен анализ научно-методической, педагогической литературы, нормативных документов по иссле¬дуемой проблематике, сформирован понятийный аппарат исследования, про¬анализированы и обобщены психолого-педагогические и методические аспекты магистерской подготовки в условиях информационного общества. Раскрыты предпосылки и форматы обеспечения образовательной деятельности в вузе 97
средствами интернет-технологий. Проведен анализ ИТ-инфраструктуры Си-бирского федерального университета и нормативной базы реализации ЭО и ДОТ в СФУ.
Наработки по первой части исследования послужили основой для разра¬ботки на втором этапе модели и структуры электронного сопровождения маги¬стерской программы «Медиация в образовании», ее оценки и экспертизы.
На третьем - заключительном этапе исследования были проанализирова¬ны и оформлены результаты работы.
Проведенное нами исследование перекликается с концептами реализации ЭО и ДОТ в СФУ, поскольку в соответствии с Положением об ЭИОС СФУ ин¬формационная составляющая ЭИОС, ее наполнение детерминируется потреб¬ностями обеспечения реализации образовательных программ университета [57]. Кроме того, замыслы и логика практической части исследования напрямую со¬относятся с ориентирами развития ЭО и ДОТ в университете, обозначенными в соответствующей Программе развития ЭО и ДОТ в СФУ [61], в частности, на¬правлены на обеспечение удовлетворенности магистрантов обучением с при¬менением ЭО и ДОТ.
Положительные результаты, полученные по итогам исследования, позво¬ляют признать теоретическую и практическую значимость диссертационной работы. Эти результаты выражены в таблицах и диаграммах в тексте работы и в приложениях к диссертации. В настоящем исследовании подтверждена право¬мерность выдвинутой гипотезы, реализована цель и решены поставленные за¬дачи.
Проведенное исследование лишь один из подходов в разработке перспек¬тивной теоретической и практической проблемы, не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.



