Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приходское духовенство Марийского края в XIX - начале XX вв.

Работа №6938

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы360стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
825
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-25
Глава 1. ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В МАРИЙСКОМ КРАЕ
В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ 26-91
§ 1. Православные приходы (количественные характеристики)... 26-66
§ 2. Строительство и содержание церквей 66-91
Глава 2. СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА МАРИЙСКОГО КРАЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ 92-181
§ 1. Состав приходского духовенства 92-125
§ 2. Основные служебные функции приходского духовенства 125-161
§ 3. Церковный причт и приходская община 161-181
Глава 3. КУЛЬТУРА И БЫТ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА
МАРИЙСКОГО КРАЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ 182-246
§ 1. Жизнеобеспечение приходского духовенства 182-209
§ 2. Культурно-просветительная деятельность приходского
духовенства 209-231
§ 3. Быт и нравы священно- и церковнослужителей 232-246
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 247-256
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 257-283
ПРИЛОЖЕНИЯ 284-361


История приходского духовенства XIX - начала XX вв. является важнейшей составной частью не только церковной, но и социальной истории России. Не случайно, на современном этапе истории русской церкви и православной веры привлекает пристальное внимание представителей как исторической, так и других гуманитарных наук. К числу актуальных задач отечественной исторической науки относятся всесторонний анализ особенностей формирования духовного сословия, эволюция “черного” и “белого” духовенства; изучение исторической роли и места приходского духовенства в социальной структуре общества Российского государства, характере взаимоотношений церковного причта со своими прихожанами и, наконец, особой культуры и менталитета приходского духовенства.
« Объектом исследования является история приходского духовенства
Марийского края XIX - начала XX вв. В диссертации анализируется процесс церковного строительства, дается количественная и качественная ха-рактеристики состава приходского духовенства, выявляются его основные служебные, культурно-просветительские и миссионерские функции, всесторонне рассматриваются система жизнеобеспечения, быт и нравы приходского духовенства, а также взаимоотношения церковного причта и приходской общины в Марийском крае в XIX - начале XX вв.
1 См.: Русское православие: вехи истории. М., 1989; Православие и русская народная культура М., 1993. Кн. 1,2; Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Шмидт С. О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997; Миронов Б. R Социальная история России периода империи (XV Ш - начало XX веков). В 2 т. СПб., 2000; Православная жизнь русских крестьян XIX - XX веков. М., 2001 и др.
2 См.: Зольнккова Н. Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях государства и церкви в Сибири. XVIII век. Новосибирск, 1981; Она же. Сибирская приходская община в XVU1 веке. Новосибирск, 1990; Римский С. В. Право¬славная церковь в XIX веке. Ростов-на-Дону, 1997; Он же. Русская православная церковь в XIX веке. Ростов-на-Дону, 1998.

4
Актуальность темы исследования обоснована особой ролью и значением приходского духовенства как одного из проводников государственной идеологии и духовно-нравственных основ, а также культурно-просветительских функций. Несомненна его роль не только в качестве од¬ной из социальных опор власти, но и в социально-экономической жизни общества. Актуальность данной проблемы связана и с недостаточной изученностью российского приходского духовенства, прежде всего на региональном уровне, в том числе в многонациональном и разноконфессиональном Среднем Поволжье, составной частью которого является и территория Марийского края. Она вызвана также необходимостью пересмотра односторонних тенденциозных оценок и обоснована той реальной социальной ролью, которую играло духовенство в Марийском крае в XIX - начале XX вв.
Следует подчеркнуть, что применительно к территории Марийского края рассматриваемого времени данная проблема не являлась предметом самостоятельного исследования. Лишь отдельные ее сюжеты получили не-которое освящение в историко-краеведческой литературе, посвященной ис-тории края и марийского народа XIX - начала XX вв
Цель исследования состоит в изучении социально-экономической и социокультурной истории приходского духовенства в Марийском крае в XIX - начале XX вв., воссоздании обобщенного социального и морально- нравственного облика этого сословия и его повседневной жизни на региональном уровне.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
-дать общую характеристику церковного строительства и приходского духовенства в Марийском крае.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, исследование вопросов, поставленных в данной работе, позволило выявить как общее, так и особенное в характеристике приходского духовенства Марийского края в XIX - начале XX в. Специфика места и роли марийского духовенства рассматриваемого периода в истории края во многом была обусловлена с особенностями приходского населения из числа новокрещеных марийских крестьян, сохранивших во многом черты языческого мировосприятия. Однако, в целом, жизнь духовного сословия края протекала в общем русле социальных, политических и духовных процессов, происходивших в Среднем Поволжье и в России.
В исследовании установлено, что с историей приходского духовенства неразрывно связана история церковных приходов и приходских храмов. В пери¬од 1808-1909 гг. количество приходов в Марийском крае возросло с 54 до 101, т. е. почти в два раза. Характерно, что в первой половине XIX века они открывались только по инициативе государства, а церкви строились на средства Комиссии духовных училищ. Несмотря на рост церковного строительства, величина приходов в течение более чем ста лет не только не уменьшилась, а увеличилась за счет естественного прироста населения. Отмечено, что сравнительно небольшими по числу приходских дворов были приходы города Козьмодемьянска и сельские марийские приходы Чебоксарского уезда. Для Царевококшайского уезда в первой половине XIX века были характерны приходы с числом дворов до 200 единиц, а во второй половине века эта цифра возросла до 300-400 дворов. В Уржумском и Яранском уездах Вятской губернии марийские приходы были значительно больше и составляли от 300 дворов в среднем на приход в первой половине XIX века и более 500 единиц в его конце.
Приходы Марийского края на всем протяжении XIX - начала XX в. имели неоднородный сословно-социальный состав. Значительной сословной пестротой отличались городские приходские общины. В Царевококшайске и Козьмодемьянске проживали сословия духовенства, военных, мещан, чиновников, купцов и крестьян. Следует подчеркнуть, что особенностью приходов города Царевококшайска было преобладание крестьянского населения, проживавшего в приписных пригородных удельных (до 1863 г.) русских и казенных марийских селениях. Национальный состав двух основных уездов Марийского края - Царевококшайского и Козьмодемьянского в середине XIX века распределялся следующим образом: в Царевококшайском уезде марийские прихожане составляли 71,7 % населения, русские - 28,3 %; в Козьмодемьянском соответственно проживало марийцев - 43,4 %, чуваш - 43,3 %, русских - 13,3 %.
Процедура строительства церквей в рассматриваемый период претерпела определенные изменения. Воздвигнуть храм можно было только после рассмотрения и согласия Синода. Необходимо было также получить документ об утверждении плана и фасада церкви губернским архитектором. Кроме этого к обязанностям строителей в XIX веке прибавилось обеспечение причта новой церкви жильем и выделение им участка пашенной и сено¬косной земли из фонда приходской крестьянской общины. Спецификой церковного строительства в Марийском крае в период массовой христианизации марийского народа в 40-60-е. гг. XVIII века было то, что храмы в марийских селениях строились по инициативе абсолютистского государства и за его счет.


Источники:
Документы и материалы государственных архивных учреждений. Государственный архив Республики Марий Эл:
Ф. 21 - Спасская церковь села Малая Юнга Козьмодемьянского
уезда
On. 1. Д. 2-72. Клировые ведомости, указы Казанской духовной конси-стории, приговоры приходских сходов о выборе старост, свидетельства о браках, приходно-расходные книги, 1840-1907 гг.
Ф. 23 - Христорождественская церковь села Чермышево Козьмо-демьянского уезда
On. 1. Д. 1. Л. 37-259. Указы Синода и Казанской духовной консисто¬рии, 1765-1829 гг.
Ф. 26 - Троицкая церковь села Отар Козьмодемьянского уезда On. 1. Д. 2. Л, 1-13. Приходская летопись Троицкой церкви села Отар, 1899 г.
Ф. 34 - Богоявленская церковь села Кузнецово Козьмодемьянского
уезда
On. 1. Д. 1. Л. 2-7. Ведомости о пожертвованиях поступивших в цер¬ковь, 1860-1863 гг.
Д. 2. Л. 1 -25. Книга на записку текущих расходов, 1868-1 877 гг.
Д. 3. Л. 1-7. Клировая ведомость Богоявленской церкви, 1872 г.
Д. 4. Л. 1-8. Учет богослужения церковнослужителей, 1904 г.
Ф. 35 - Успенская церковь г. Козьмодемьянска
On. 1. Д. 7. Л. 1-33. Книга на записку церковного имущества Успенской церкви, 1840-1871 гг.
Ф. 53 - Церковные летописи

258
On. 1. Д. 1. JT. 1-6. Церковно-приходская летопись Токтай-Белякской церкви, 1889 г.
Д. 2. Л. 1-8об. Историко-статистическое описание церкви и прихода се¬ла Чермышево Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, 1899 г.
Ф. 54 - Покровская церковь села Марисола
On. 1. Д. 1. Л. 1-6. Церковно-приходская летопись Покровской церкви села Марисола, 1889 г.
Ф. 55 - Богородицкая церковь села Семеновка
On. 1. Д. 1-22. Указы Казанской духовной консистории, клировые ве-домости, прошения крестьян, 1878-1909 гг.
Ф. 72 - Троицкий собор г. Козьмодемьянска
On. 1. Д. 3-8. Указы Казанской духовной консистории, манифесты царей, ведомость о свечных доходах, 1 722-1867 гг.
Ф. 80 - Первое благочиние Царевококшайского уезда
On. 1. Д. 3-193. Клировые ведомости, указы Казанской духовной кон-систории и рапорта священно- и церковнослужителей, ведомости о пожерт-вованиях, книги приходов и расходов по духовному правлению, собрания дел епархиального попечительства, собрания бумаг о наградах и перемещениях священно - и церковнослужителей, собрания бумаг по делам церковно-приходских школ, 1841-1910 гг.
Ф. 87 - Тихвинская церковь г. Козьмодемьянска
On. 1. Д. 7. Л. 1-145. Ведомости Тихвинской церкви г. Козьмодемьян¬ска, 1856-1903 гг.
Д. 17. Л. 1-37. Летопись Тихвинской церкви г. Козьмодемьянска, 1867- 1890 гг.
Ф. 93 - Церковно-приходские школы Козьмодемьянского уезда
On. 1. Д. 1-17. Журналы Козьмодемьянского уездного отделения Ка-занского епархиального училищного совета, отчеты наблюдателей церковно-приходских школ, школьные листки.

259
Ф. 165 - Царевококшайское духовное правление
On. 1. Д. 66-349. Клировые ведомости, духовные ведомости, указы по Казанской духовной консистории, книги входящих и исходящих бумаг Царе-вококшайского духовного правления, собрания указов Синода и светской власти, судебно-следственные дела, книги приходов и расходов духовного правления, ревизские сказки, 1800-1893 гг.
Ф. 172 - Козьмодемьянское духовное правление
On. 1. Д. 29-628. Клировые ведомости, духовные ведомости, указы по Казанской духовной консистории, книги входящих и исходящих бумаг Козь-модемьянского духовного правления, собрания указов Синода и светской власти, судебно-следственные дела, книги приходов и расходов духовного правления, ревизские сказки, журналы заседаний духовного правления, ведомости о церквях и клире, реестры не бывших у исповеди, 1796-1910 гг.
Ф. 195 - Христорождественская церковь села Пернянгаши
On. 1. Д. 1. Л. 1-32. Летопись Христорождественская церковь села Пернянгаши, 1867-1898 гг.
On. 1. Д. 2. Л. 1-8. Ведомость о церкви села Пернянгаши, 1872 г.
Ф. 198 - Ведомости церквей
On. 1. Д. 2. Л. 1-194. Ведомости второго благочиния Козьмодемьянско¬го уезда, 1 896 г.
Центральный государственный архив Чувашской Республики:
Ф. 225 -Чебоксарское духовное правление
On. 1. Д. 26, 43, 49, 62, 81, 89, 98, 116, 117, 124, 130, 166, 173, 203, 217, 218, 257, 264, 265, 286. Клировые ведомости Чебоксарского уезда, 1808-1850 гг.
Д. 278. Л. 12-15. О духовенстве и церквях, 1858 г.
Д. 284. Л. 1-5. Рапорт священника М. Кроковского о православном ду-ховенстве, 1858 г.

260
On. 2. Д. 336. Jl. 1-7. Контракт на постройку церкви в селе Юнга Ядри- но Козьмодемьянского уезда, 1873 г.
On. 1 1. Д. 1. Л. 1- 108об. Клировые ведомости Козьмодемьянского уез¬да, 1909 г.
Ф. 274- Борисоглебская церковь села Юнга Ядрино
On. 1. Д. 2. Л. 12-22. Приговоры приходских сходов, 1883-1891 гг.
Д. 3. Л. 1-2. Указ Казанской консистории, 1891 г.
Ф. 277 - Ведомости церквей
On: 1. Д. 1. Л. 1-80об. Клировые ведомости церкви села Ильинская пус-тынь, 1873-1887 гг.
Д. 2. Л, 1-105об. Клировые ведомости церкви села Ильинская пустынь,
1892-1907 гг.
Ф. 279 - Ведомости церкви села Оринино Козьмодемьянского уезда
On. 1. Д. 15. Л. 1 -83об. Ведомости о церкви села Оринино, 1857-1887.
Д. 20. Л. 1- 248об. Ведомости о церкви села Оринино, 1867-1906 гг.
Д. 22. Л. 1-16. Ведомости о церкви села Оринино, 1906 г.
Д. 23. Л. 1-35. Ведомости о церкви села Оринино, 1908-1915 гг.
Государственный архив Кировской области:
Ф. 20 - Вятская палата уголовного и гражданского суда
On. 1. Д. 1097. Л. 1-134. Дело о буйстве при жертвоприношении языче-ских обрядов, 1859-1862 гг.
Ф. 61 - Яранский уездный суд
On 1. Д. 15. Л. 1-22. По обвинению черемис Кодемской волости в вы-полнении ими в лесу религиозных обрядов, 1827 г.
Ф. 237 - Вятская духовная консистория
Оп. 70. Д. 31, 39, 1453, 1455, 1460, 1465, 1471, 1480, 1484, 1490, 1500, 1505, 1510, 1516, 1520, 1563, 1583, 1593, 1603, 1614, 1623. Клировые ведомо-сти, 1810-1900 гг.

261
On. 131. Д. 1283. Jl. 1-193. По рапорту депутата Уржумской округи се¬ла Макарова священника Андрея Даровского о бывшем отправлении череми¬сами жертвоприношения по своему языческому обряду и суеверию, 1828- 1829 гг.
Ф. 582 - Канцелярия Вятского губернатора
Оп. 81. Д. 59. Л. 1-338. По рапорту Уржумского земского исправника о скопище в Уржумском уезде черемис и других идолопоклонников для жерт-воприношения, 1828-1830 гг.
Национальный архив Республики Татарстан:
Ф. 4 - Казанская духовная консистория
On. 1. Д. 5081. Л. 1-14. О предписании священнику села Кузнецово убедить крещеного из черемис Федора Иванова оставить заблуждения его и не соблазнять прихожан, 1850 г.
Д. 5129. Л. 1-95. О противозаконных поступках священника Царево-кокшайского уезда села Мушерани Александра Кедрова, 1852-1854 гг.
Д. 5158. Л. 1-131.0 постройке церкви с образованием прихода Царево-кокшайского уезда в д. Большой Шигаковой, 1853-1864 гг.
Д. 5167. Л. 1-314. Об обеспечении православного сельского духовенст¬ва землями, домами и единовременными пособиями, 1853 г.
Д. 5174. Л. 1-3. О воспрещении духовным лицам курить и нюхать табак, 1 853 г.
Д. 5202. Л. 12-210. Ведомости об училищах, 1855 г.
Д. 5404. Л. 1-68. Об отделении белого духовенства от монашества Ца-ревококшайского уезда Мироносицкой пустыни, 1858-1862 гг.
Д. 5650. Л. 25-104. Ведомости о церквях и белом духовенстве, 1860 г.
Оп. 80. Д. 87. Л. 1-119. О раскольниках г. Козьмодемьянска, 1848-1863 гг.

262
Д. 121. JI. 1-119. О доставлении сведений сколько в Казанской епархии идолопоклонников по ведомству Министерства государственных имуществ, 1848-1849 гг.
Оп. 83. Д. 399. Л. 8-12. Клировые ведомости Козьмодемьянского уезда,
1860 г.
Оп. 84. Д. 180а. Л. 1-14. Об отмежевании земли к церкви села Малой ^ Юнги Козьмодемьянского уезда, 1852-1876 гг.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ