ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования музыкальных фестивалей 5
1.1 Эволюция формата музыкального фестиваля 5
1.2 Медиакультурный аспект музыкального фестиваля 7
1.3. Комплекс визуальной идентификации 10
1.4. Особенности комплекса визуальной идентификации музыкальных фестивалей . 14
1.4.1. CROSS ART ФЕСТИВАЛЬ-АТТРАКЦИОН 15
1.4.2. URBAN CULTURE FESTIVAL 18
Глава 2. Разработка комплекса медиадизайна фестиваля Джаз в Большом Городе 22
2.1. Концепция мультимедийного городского проекта «Джаз в Большом Городе».... 22
2.2. Комплекс визуальной идентификации проекта Фестиваль Джаз в Большом
Городе 24
2.2.1.Особенности шрифта в комплексе визуальной идентификации проекта Джаз в
Большом Городе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Выпускная квалификационная работа посвящена теме «особенности создания мультимедийного городского проекта джазовой тематики». В настоящее время в Санкт-Петербурге активно развивается джазовая сцена, каждый день проходят концерты и фестивали, собирающие
многотысячную аудиторию, джазовые проекты получают президентские гранты. Можно сказать, что в обществе есть запрос на качественную,
интеллектуальную музыку, именно поэтому данная тема является актуальной.
Новизна работы заключается в разработке концепции специализированного городского проекта.
Объект исследования - особенности создания музыкальных городских проектов.
Предмет исследования - комплекс визуальной идентификации музыкального фестиваля.
Цель исследования - создание тематической и композиционно - графической модели городского музыкального проекта.
Постановка этой цели предполагает, в свою очередь, решение следующих задач:
1. Изучить прецеденты создания городских музыкальных проектов.
2. Выявить особенности тематической модели и
комплекса визуальной идентификации городского
музыкального проекта.
3. В результате полученных данных разработать городской проект джазовой направленности.
В ходе исследования применялись следующие методы:
• Метод анализа и синтеза;
• историографический метод;
• метод функционального анализа материала;
• некоторые частные методики, такие как сравнительный анализ дизайна брендов.
Эмпирическая база исследования включает в себя анализ 2 музыкальных фестивалей: Cross ART и Urban Culture Festival.
Хронологические рамки исследования 2015-2017 годы.
В структуру работы входят введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Музыкальные фестивали претерпели долгий путь развития - от первых празднеств и игрищ, до современных мультимедийных представлений. Фестиваль всегда был носителем коммуникативной функции, так как является специфической формой культурного диалога. Люди стремятся к творческому взаимодействию в его рамках. Мы рассматриваем данный тип мероприятий как медиа, способное транслировать и создавать собственные смыслы.
Одна из главных целей дизайна, как средства коммуникации - закодировать смыслы в графическую форму, для их последующего верного декодирования массовой аудиторией. Для единства и точности кодирования смыслов разрабатывается комплекс визуальной идентификации.
В данной работе были проанализированы прецеденты создания фестивалей, были выявлены особенности их тематической концепции и комплекса визуальной идентификации. Была выявлена зависимость графического оформления мероприятия от идей, которые фестиваль транслировал.
На основе проведенного исследования мы создали концепцию проекта фестиваля «Джаз в большом городе». Главная идея фестиваля - популяризация современной джазовой музыки, разрушение стереотипа о привязки этой музыки к какому-либо конкретному историческому периоду. Мы считаем, что созданная концепция комплекса визуальной идентификации верно передает идеи проекта и может быть использована в работе.
1. Fornatale Pete. Back to the Garden: The Story of Woodstock. — Simon & Schuster, 2009.С. 22
2. Барабанов Б. Рок изобилия // КоммерсантЪ . Журнал "Коммерсантъ Власть" №31 от 09.08.2004, стр. 42.
3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художеств. лит., 1990. - С. 53
4. Бекишев М.А. Шрифт в системах визуальной навигации // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/shrift-v- sistemah-vizualnoy-navigatsii (дата обращения: 22.05.2017).
5. Белько Т. В., Длясин Д. Г. Шрифт и изображение в истории визуальных коммуникаций // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-1. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/shrift-i-izobrazhenie-v-istorii-vizualnyh-kommunikatsiy (дата обращения: 23.05.2017).
6. Габриелян Т.О. Знаковый генезис визуально-графической идентификации бренда // Наука и современность. 2014. №34. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/znakovyy-genezis-vizualno-graficheskoy-identifikatsii-brenda (дата обращения: 19.05.2017).
7. Губанов И. Культурный Ренессанс и широкое общественное движение в Сан-Франциско в 1966-67 гг.: провозглашение рождения «нового народа». Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Санкт-Петербург 2008 URL: http://www.wplanet.ru/index.php?show=article&id=34 (дата обращения: 18.11.2015 ).
8. Длясин Д. Г. Проблемы пространственно-плоскостного взаимодействия изображения и шрифта в графическом дизайне // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. №4-4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-prostranstvenno- ploskostnogo-vzaimodeystviya-izobrazheniya-i-shrifta-v-graficheskom-dizayne (дата обращения: 23.05.2017).
9. Дуда Е., Курленя К. К изучению мистического и обрядового аспектов в рок-музыке // ЭНск. Октябрь, 1993. № 10 (34). С. 17.
10. Евдокимова Л. В. Переосмысление идей Гераклита и пушкинских образов с семантикой огня в книге стихов Ф. Сологуба «Пламенный круг» // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pereosmyslenie-idey-geraklita-i-pushkinskih-obrazov-s- semantikoy-ognya-v-knige-stihov-f-sologuba-plamennyy-krug (дата обращения: 23.05.2017).
11. Епишкин Е.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка.ЦИЕ: http://gallicismes.academic.ru/5468/%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B5%D1% 80 (дата обращения: 19.05.2017).
12. Желондиевская Л.В. Функции дизайна в современной коммуникации. URL: https://m.cyberleninka.ru/article/n/funktsii-dizayna-v-sovremennoy-kommunikatsii
13. Захарова Е. Ебилисская улица как среда мужской социализации // Laboratorium. 2010. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tbilisskaya-ulitsa-kak-sreda- muzhskoy-sotsializatsii (дата обращения: 22.05.2017).
14. Казаченко Оксана Васильевна. Роль СМИ в экспансии английских заимствований в русском языке // Вектор науки ТГУ. 2015. №2-1 (32-1). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-v-ekspansii-angliyskih-zaimstvovaniy-v-russkom- yazyke (дата обращения: 22.05.2017).
15. Кандинский В. К вопросу о форме. URL: http://www.kandinsky- art.ru/library/siniy-vsadnik14.html (дата обращения: 22.05.2017).
16. Кезина С. В. Микросистема красного цвета в истории русского языка (семантический аспект) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки.
2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mikrosistema-krasnogo-tsveta-v-istorii- russkogo-yazyka-semanticheskiy-aspekt (дата обращения: 23.05.2017)
17. Кинус Ю. Г. Аранжировка как фактор композиции в джазе // Южно-Российский музыкальный альманах. 2004. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aranzhirovka-kak-faktor-kompozitsii-v-dzhaze (дата обращения: 23.05.2017).
18. Королькова А. Живая типографика. - М.: «IndexMarket», 2007. С. 224.
19. Котломанов А.О. Паблик-арт: страницы истории. Феномен контр-монумента и кризис мемориальной традиции в современной монументальной скульптуре // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2015. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pablik-art-stranitsy-istorii-fenomen-kontr-monumenta-i-krizis- memorialnoy-traditsii-v-sovremennoy-monumentalnoy-skulpture (дата обращения: 22.05.2017).
20. Крюкова Н. А. Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе // ОНВ. 2013. №5 (122). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mediakultura-i-ee- rol-v-sovremennom-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 08.06.2016).
21. Кудрявцев А.И. Эволюция шрифтовой формы в графическом дизайне / Автореф. дисс. ... канд. искусствовед. - М., 2004. С. 39.
22. Мухамадеев Р. А., Трубина О.М., Петросян Э. А. Психофизиологические особенности пространственного распределения чувствительности к красному цвету // Вестник ОГУ. 2014. №12 (173). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskie- osobennosti-prostranstvennogo-raspredeleniya-chuvstvitelnosti-k-krasnomu-tsvetu (дата обращения: 22.05.2017).
23. Никитина О. Э. Рок-концерт как ритуальное действо // Русская рок- поэзия: текст и контекст . 2008. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rok-kontsert- kak-ritualnoe-deystvo (дата обращения: 21.12.2015).
24. Ожегов С.И., Толковый словарь Ожегова. 1949-1992. ЭКЛЕКТИЗМ. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/273242 (дата обращения: 19.05.2017).
25. Прохорова Е.А. О классификации шрифтов и их функциях // Вестник ЧелГУ. 2011. №13. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-klassifikatsii-shriftov-i-ih- funktsiyah (дата обращения: 22.05.2017).
26. Рудерман И. Совершенные шрифты. URL: http://www.sostav.ru/columns/dutch/2005/19 (дата обращения: 22.05.2017)
27. Серов С.И. Гротесковый лес. URL:http://kak.ru/columns/serov/a1810/ (дата обращения: 02.03.2017)
28. Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. - М.: Плакат, 1990. С. 190.
29. Смурова Д. Джазовая культура общества // Аналитика культурологии.
2010. №16. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dzhazovaya-kultura-obschestva (дата обращения: 22.05.2017).
30. Суджич Д. Язык вещей // М.: StrelkaPress, 2013. С. 56.
31. Фуксман М. А. Метр и ритм: число и энергия. Статья 2. Интерпретация свинга. Комплексный ритмический практикум в курсе сольфеджио // Южно¬Российский музыкальный альманах. 2011. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metr- i-ritm-chislo-i-energiya-statya-2-interpretatsiya-svinga-kompleksnyy-ritmicheskiy-praktikum- v-kurse-solfedzhio (дата обращения: 23.05.2017).
32. Широкова E. A. ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ О КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ // МНКО . 2011. №6-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-muzykalnogo-festivalya-o-kontekste-kulturnoy- kommunikatsii (дата обращения: 21.12.2015).
33. Широкова Е. А. ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ // МНКО . 2012. №6 (37). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dzhazovyy- festival-kak-sotsiokulturnoe-yavlenie (дата обращения: 18.11.2015).
34. Широкова Е. А. Музыкальный фестиваль в диалоге культур: автореф. дис. канд. культ. СПб, 2013. URL: http://www.dissercat.com/content/muzykalnyi-festival-v- dialoge-kultur (дата обращения: 18.11.2015)
35. Шпикерман Э. О шрифте. - М.: ПараТайп, 2005. С. 192.
36. Шулин В. В. Взамодействие западных и восточных традиций в джазе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №43-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzamodeystvie-zapadnyh-i-vostochnyh-traditsiy-v-dzhaze (дата обращения: 22.05.2017).
37. Яковлева Е. А., Кубасова Э. Т. Концепт «Джаз» и его Становление в современном русском языке: проблема соотнесенности музыки и речи // Вестник Башкирск. ун-та. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-dzhaz-i-ego- stanovlenie-v-sovremennom-russkom-yazyke-problema-sootnesennosti-muzyki-i-rechi (дата обращения: 22.05.2017).
38. Яковлева Е. А., Кубасова Э. Т. Концепт «Джаз» и его Становление в современном русском языке: проблема соотнесенности музыки и речи // Вестник Башкирск. ун-та. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-dzhaz-i-ego- stanovlenie-v-sovremennom-russkom-yazyke-problema-sootnesennosti-muzyki-i-rechi (дата обращения: 22.05.2017).