Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ОСНОВЕ КРИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В.П. БУРЕНИНА)

Работа №69368

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы151
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
355
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ В ШКОЛЕ 14
1.1. Изучение литературно-критических статей как методическая проблема 14
1.2. Методы и приемы изучения литературной критики в школе 21
1.3. Использование инновационных технологий при изучении литературно¬
критических статей в среднем и старшем звене как способ формирования ключевых компетенций личности 29
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ЭКСПЕРИМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА 61
2.1. Кейс-технология как способ формирования ключевых компетенций
при изучении литературно-критической статьи А.В. Дружинина «"Обломов". Роман И.А. Гончарова» в старших классах 61
2.2. Технология проектного обучения как способ формирования ключевых компетенций при изучении критического этюда В.П. Буренина
«Литературная деятельность Тургенева» 68
2.3. Анализ и интерпретация критического текста как неотъемлемый компонент организации инновационного урока 86
ГЛАВА 3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА МОДЕРНИСТОВ В
ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.П. БУРЕНИНА 90
3.1. Проявление ксенофобии в литературно-критическом творчестве В.П.
Буренина, ее виды и функции 90
3.2. Литературная ксенофобия в пародии «Андреев и лев» 107
3.3. Травестирование традиционного басенного сюжета в пародии «Г.
Мейерхольд и ворона» 113
3.4. Имена-маски в драматической сатире «Литературные чтения и
собеседования в обществе “Бедлам-модерн”» 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
БИБЛИОГРАФИЯ 146


Под понятием «ключевые компетенции» (от лат. competere — соответствовать, подходить) традиционно понимаются универсальные и надпредметные способности и качества личности обучающегося, необходимые для качественно-продуктивной деятельности в условиях быстроменяющегося мира. Отечественные методисты В.В. Голубков и Ц.П. Балталон еще в 80-90 гг. XIX века отмечали, что изучение критических статей на уроках литературы способствует не только развитию у старших школьников предметных умений интерпретировать художественный смысл произведения и понимать поэтику писателя, но и формированию личностных характеристик (компетенций). Поэтому учитель-словесник, систематически изучая со школьниками литературно¬критические тексты классиков, помогает приблизить старшеклассников к тому образовательному результату, который в ФГОС С(П)ОО зафиксирован в пункте №5 как «портрет выпускника школы».
Говоря о перспективе изучения программных критических статей классиков (В.Г. Белинского, А.В. Дружинина, М.А. Антоновича, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и др.) для формирования всесторонне развитой личности школьника, мы не можем не отметить перспективы освоения школьниками литературно-критического творчества В.П. Буренина. Вообще наследие малоизвестных критиков (А.Л. Волынского, М.О. Менщикова, В.П. Буренина, Ф.В. Булгарина и др.) представляет достаточно пространную панораму и существенно обогащает литературный процесс, в котором в последнее время наблюдается определенный «всплеск» интереса к неоднозначным личностям. В этом ракурсе критическое творчество Буренина приобретает новые интерпретации и особую актуальность в диссертационных (И.Б. Игнатова [30], Н.Н. Шабалина [67]), научно-исследовательских (Г.Н. Боева [110], В.Н. Крылов [36], А.И. Рейтблат [50, 51] и др.) работах, критических и биографических статьях (В. Бондаренко [111], М.П. Лепехин [39], Ф.М. Иоффе [120]), и что особенно важно - в учебниках по изучению истории русской литературы рубежа XIX-XX вв. (В.И. Коровин [79]). Уроки, направленные на знакомство старшеклассников с художественным миром критика, его особыми пиар-технологиями (нападки на личность, литературный скандал), оригинальными приемами критического письма (в частности, с приемом ксенофобии) могут стать отличным ресурсом личностной базы школьников, а также эффективным педагогическим фактором, способствующим преодолению ксенофобии в молодежной среде.
Несмотря на то, что заслуги Буренина перед русской культурой весомы, тем не менее, его литературно-критическое наследие не изучается в школе, более того, не исследовано в контексте феномена ксенофобии, систематически применяющимся в его творчестве. Отчасти это связано с тем, что вопрос об изучении литературной критики в школе до сих пор считается открытым и сложным, поскольку вызывает определенные трудности у учащихся и учителей. Все это обусловливает актуальность нашего исследования, так как оно обращено к пока еще слабо изученной методической проблеме освоения критических статей в современной школе, а также к малоисследованной проблеме литературоведения, связанной с постижением мастерства русских литературных критиков.
Научная новизна работы заключается в том, что мы впервые предприняли попытку установить причины проблем и трудностей, которые возникают у школьников при изучении литературно-критического материала, а также попытались выявить способы организации педагогического процесса, которые способствуют формированию ключевых компетенций личности учащихся. Для этого мы рассмотрели некоторые инновационные технологии и приемы (кейс-технологии, технологию проектного обучения, технологию развития критического мышления, технологию дебатов и пр.) применительно к урокам по изучению литературной критики, поэтапно описали возможности их применения, привели практические примеры и рекомендации по внедрению предложенных инноваций в учебный процесс.
Кроме того, научная новизна нашей работы заключается в особом аспекте анализа литературно-критического наследия В.П. Буренина. В данной работе мы обратились к рассмотрению творчества критика в контексте феномена ксенофобии, предприняли попытку выделить виды ксенофобии, определить функции данного приема. Отметим, что такой вектор анализа выбран не случайно: современное общество обращает пристальное внимание к явлению ксенофобии . Изучение этого феномена в творчестве Буренина должно способствовать более глубокому прочтению критических публикаций критика и пониманию его роли в литературном движении эпохи.
А также мы впервые обозначили перспективы изучения литературно-критического наследия В.П. Буренина в старших классах на элективных и факультативных занятиях по литературе. На основе проведенного анализа критических текстов автора, была разработана система уроков по изучению литературно-критического творчества В.П. Буренина, которая в качестве эксперимента по формированию ключевых компетенций в личности школьников была апробирована в ОШИ «Лицей им. Н.И. Лобачевского».
Основная цель исследования - выявить способы формирования ключевых компетенций личности при изучении критических статей на уроках литературы в старших классах, а также определить особенности функционирования феномена ксенофобии в литературно-критическом творчестве В.П. Буренина для организации и апробации инновационных уроков по освоению наследия критика.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- установить, какие проблемы и трудности возникают у старшеклассников при изучении программных критических статей классиков;
- проанализировать традиционные методы и приемы изучения критических статей, выявить их достоинства и недостатки;
- систематизировать результаты исследований, посвященных перспективам реализации компетентностного подхода в образовании, руководствуясь классификациями отечественных ученых, выделить перечень ключевых компетенций;
- рассмотреть потенциал инновационных технологий в процессе формирования ключевых компетенций личности при изучении критических текстов на уроках литературы;
- предложить новые методические разработки к урокам по изучению критических статей классиков;
- рассмотреть литературно-критическое творчество В.П. Буренина в аспекте феномена ксенофобии: выделить виды ксенофобии в произведениях критика, определить функции каждого вида, а также выявить и раскрыть некоторые особенности поэтики буренинских текстов, с помощью которых критик выражает субъективную авторскую позицию (имена-маски, прием абсурда, жанровые модификации и пр.);
- обосновать перспективы изучения творчества В.П. Буренина в старших классах, разработать систему уроков по изучению литературно-критического наследия критика на элективных и факультативных занятиях по литературе, а также составить таблицу, отражающую все уровни компетенций, на формирование которых направлены задания, технологии и приемы предложенных уроков.
Для достижения поставленной цели и реализации основных задач в работе были определены следующие методы исследования:
- метод анкетирования - при выявлении сложностей, которые возникают у учащихся при изучении критических статей;
- статический метод - при получении количественных данных по проблеме;
- описательно-аналитический метод - при критическом анализе научной и методической литературы по теме исследования;
- метод эксперимента - при организации и апробации инновационных уроков по формированию ключевых компетенций личности, а также при внедрении некоторых предложенных инноваций в учебный процесс;
- метод наблюдения и изучения ученического творчества - при анализе результатов внедрения инноваций на урок по изучению критики;
- метод сплошной выборки - при сборе материала из критического наследия В.П. Буренина;
- метод контекстно-ситуативного анализа - при реконструкции индивидуальной концепции ксенофобии в критическом тексте;
- метод интерпретации художественного текста - при конкретизации значимости категории ксенофобии в литературно-критическом творчестве В.П. Буренина.
Отметим, что в нашей работе встречаются элементы биографического метода, так как было необходимо рассмотреть личные контакты критика с современниками, которые влияли на его литературные суждения.
Объект исследования - процесс формирования ключевых компетенций личности старшеклассника при изучении критического материала на уроках литературы, а также литературно-критический материал (статьи И.А. Гончарова, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.В. Дружинина, М.А. Антоновича, Н.Н. Страхова, В.П. Буренина и др.).
Предмет исследования - особенности организации инновационных уроков по формированию ключевых компетенций старшеклассников при изучении критических произведений, а также отличительные особенности поэтики и мастерства русских критиков.
Теоретико-методологической основой работы являются труды, посвященные проблемам изучения литературной критики в школе (Ц.П. Балталон [74, 75], В.В. Голубков [77], В.П. Острогорский [84, 85], В.Г. Маранцман [81], В.Н. Крылов [35], Ю.А. Филонова [60]); компетентностному подходу (А.В. Хуторской [63, 64, 65], И.А. Зимняя [27], В.В. Сериков [55]) и инновационным технологиям (С.В. Столбунова [86], О.И. Горбич [78], Д.О. Ярцева [73], Ш.И. Бобохужаев [15], Ю.В. Баёва [104]) в образовании; теории литературной критики (В.Н. Крылов [37], М.Г. Зельдович [26]); поэтике Буренина (А.И. Рейтблат [50, 51], И.Б. Игнатова [30], Г.Н. Боева [110], С.Л. Лобзова [123, 124]).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, содержащего 135 наименований, и приложения. Общий объем - 161 страница.
Во Введении обосновывается актуальность темы, аргументируется научная новизна работы, ставится цель, определяются задачи и методология исследования, говорится об апробации научных результатов и возможностях их дальнейшего применения.
Первая глава - «Технологии и методы изучения литературной критики в школе» - посвящена обоснованию и анализу методической
проблемы, связанной с освоением литературно-критических статей в современной школе, а также описанию и анализу традиционных методов и приемов изучения критики на уроках литературы. Кроме того, в данной главе рассматриваются особенности компетентностного подхода в образовании, выделены уровни образовательных компетенций, представлена детальная характеристика перечня ключевых компетенций, раскрыт потенциал инновационных технологий в процессе формирования ключевых компетенций личности при изучении критических текстов на уроках литературы в среднем и старшем звене.
Во второй главе - «Инновационные технологии как ресурс эксперимента в формировании компетенций личности старшего школьника» - рассмотрены особенности анализа и интерпретации критических текстов, обозначаются перспективы освоения наследия В.П. Буренина, на основе литературно-критических текстов классиков предложены методические рекомендации и инновационные разработки уроков по литературе, которые направлены на формирование компетенций личности старшеклассника. Кроме того, описана разработанная система уроков по изучению литературно-критического творчества В.П. Буренина, представлены цели и результаты ее апробации.
В третьей главе - «Интерпретация творчества модернистов в литературно-критическом наследии В.П. Буренина» - предметом исследования становится феномен ксенофобии в критических текстах Буренина. На материале критических очерков, пародий «Андреев и лев», «Г. Мейерхольд и ворона», драматической сатиры «Литературный чтения и собеседования в обществе "Бедлам-модерн"» анализируются основные принципы ксенофобии критика, определяется отношение Буренина к ведущим литературным направлениям и течениям XIX-XX вв. и их представителям.
В Заключении подводятся итоги предпринятого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут применяться в современной школе на уроках литературы и элективных занятиях при изучении русской литературной критики и истории литературы XIX-XX веков, а также в вузовских курсах, спецкурсах и семинарах по проблемам поэтики критического текста. Возможно частичное использование наблюдений и выводов выпускной квалификационной работы при подготовке обучающихся к различным предметным олимпиадам и конкурсам.
Апробация работы. Основные материалы выпускной квалификационной работы были изложены в докладах и сообщениях на VIII международной научно-практической конференции «Инновации и современные педагогические технологии в системе образования» (Прага, 2018), LXII студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (Новосибирск, 2018), XVIII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в науке и образовании» (Москва, 2017); XV Международной научной конференции «Достижения и проблемы современной науки» (Санкт-Петербург, 2017); Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 2016); научно-образовательных конференциях студентов Казанского
федерального университета (2017, 2018 гг.); «Открытом конкурсе научных работ среди обучающихся на соискание премии имени Н.И. Лобачевского» (Казань, 2017); интеллектуальном конкурсе на лучшую научную статью в рамках Недели науки в ЕИ КФУ (2017, 2018 гг.); Международном интеллектуальном конкурсе студентов и аспирантов «University Stars - 2016» (Москва, 2016); III Международном конкурсе научно¬исследовательских работ «Перспективы науки» (Казань, 2016).
По теме выпускной квалификационной работы опубликовано шесть статей, из которых одна входит в состав статей перечня ВАК:
1. Ягудина Л.И. Проявление ксенофобии в пародии В..П. Буренина «Андреев и лев» // Современные тенденции в науке и образовании. XVIII Международная научно-практическая конференция. - М.: Издательство «Олимп», 2017. - С. 34-38.
2. Ягудина Л.И. Ксенофобия в пародийном и басенном творчестве В.П. Буренина // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки» / Главный ред. Шелистов Д.А. - Томск: Электронное периодическое издание «Аллея науки», 2017. - Выпуск №8 (1). - С. 237- 244.
3. Ягудина Л.И. Образ автора в драматической сатире В.П. Буренина «Литературные чтения и собеседования в обществе "Бедлам- модерн"» // XV международная научно-практическая конференция 1 часть: «Достижения и проблемы современной науки». - СПб.: Научный журнал ''Globus'', 2017. - С. 82-86.
4. Шабалина Н.Н., Ягудина Л.И. Имена-маски в драматической сатире
В.П. Буренина "Литературные чтения и собеседования в обществе "Бедлам-модерн"" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 11(77): в 3-х ч. Ч. 3. - C. 44¬48. - ISSN 1997-2911 (Издание включено в перечень, рекомендуемый ВАК РФ).
5. Шабалина Н.Н., Ягудина Л.И. Кейс-технология как способ формирования ключевых компетенций при изучении литературно-критической статьи А.В. Дружинина «"Обломов". Роман И.А. Гончарова» в старших классах // Innovations and modern pedagogical technologies in the education system : materials of the VIII international scientific conference on February 20-21, 2018. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2018. - С. 69-74.
6. Ягудина Л.И., Шабалина Н.Н. Изучение литературно-критических статей как методическая проблема // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(62) - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». - 2018. - С. 28-35.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Происходящие в настоящее время глобальные изменения во всех сферах социальной жизни неразрывно связаны с изменениями в системе школьного образования. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года успешное развитие экономического потенциала страны связывается с внедрением в систему школьного образования компетентностного подхода, в связи с чем, в современной школе становится чрезвычайно актуальной проблема формирования компетентностной личности. Теперь для того, чтобы быть успешным в дальнейшей жизни, школьнику важно освоить не только определенную сумму предметных знаний и умений, но и овладеть комплексом ключевых компетенций, включающих в себя способности творчески подходить к решению нестандартных ситуаций, успешно осваивать новые виды деятельности, генерировать идеи, осознанно использовать технологии эффективного сотрудничества и пр.
Известно, что уроки литературы позволяют создать необходимую образовательную среду для всестороннего развития учащихся. На данный момент существует достаточное количество научно-методических работ ([13], [21], [78], [86] и пр.), посвященных процессу формирования ключевых компетенций личности на уроках гуманитарного цикла, но нет ни одного комплексного исследования, в котором были бы обозначены перспективы и способы развития личности старшеклассника при изучении критического материала на уроках литературы. Между тем, освоение и понимание программных критических текстов (В.Г. Белинского, А.В. Дружинина, М.А. Антоновича, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и др.) позволяет формировать не только предметные компетенции (например, умение выделять авторскую точку зрения через призму художественной организации текста). Учитель-словесник, эффективно применяя инновационные способы формирования ключевых компетенций при организации уроков по изучению критики, позволяет школьникам, во-первых, успешно принимать участие в предметных олимпиадах и конкурсах, качественно написать итоговое декабрьское эссе и сдать Единый государственный экзамен по литературе; во-вторых, приблизиться к тому образовательному результату, который в ФГОС С(П)ОО зафиксирован в пункте №5 как «портрет выпускника школы».
Говоря о перспективе изучения программных критических статей классиков, мы не можем не отметить преимущества освоения школьниками литературно-критического творчества малоизвестного критика рубежа XIX-XX вв. В.П. Буренина. Творческая биография Буренина, его сатирические произведения, оригинальный пародийно¬сатирический стиль, ксенофобия как неординарный прием критического письма (мастерство критика) могут стать основой интересных и творческих уроков, способствующих формированию компетенций личности (предметных, общепредметных, ключевых), которые ФГОС С(П)ОО рассматриваются как необходимый образовательный результат выпускника школы.
В данной работе мы предприняли попытку выявить способы формирования ключевых компетенций личности при изучении критических статей на уроках литературы в старших классах, а также рассмотреть литературно-критическое творчество В.П. Буренина в аспекте феномена ксенофобии для организации и апробации инновационных уроков по освоению наследия критика. В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, установлено, что изучение литературной критики в современной школе рассматривается как серьезная методическая проблема, поскольку вызывает определенные трудности у учащихся и учителей. В условиях дефицита учебного времени обзору и изучению литературно-критического материала на уроке отводится второстепенное место, а сама работа, соответственно, дает малозначительные результаты. Затруднения вызывают и недостаток инновационных методик анализа литературно-критических статей, нехватка специальной учебно-методической литературы, посвященной вопросам привлечения критики на уроках литературы, сложный для восприятия школьников язык критического материала, отрыв содержания статей от современной жизни и реального опыта детей и, как следствие, отсутствие интереса и мотивации к изучению литературной критики. Все это привело к тому, что в современной школе критика осталась без пристального внимания и изучения, тогда как освоение особенностей публицистического стиля (которое формирует критическая литература) помогает выпускникам в написании итогового декабрьского эссе. Кроме того, задание №17(1-4) ЕГЭ по литературе основывается на программных литературно-критических статьях классиков, а некоторые задания предметных олимпиад и конкурсов требуют от учащихся знаний именно в области литературной критики.
Результаты проведенного среди учащихся 11-ых классов ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ (РТ) и МБОУ СОШ № 4 г. Можги (УР) анкетирования подтвердили, что изучение критики в современных школах и лицеях носит проблемный характер и вызывает ряд сложностей у школьников. Почти половина респондентов (42,57%) воспринимает критические статьи как ругательные и «агрессивные» сочинения; 94% опрошенных не имеют представления о критических жанрах (или затрудняются их определить), а также о программных критических статьях, знание которых позволяет глубже осмыслить художественное произведение и понять поэтику писателя. Кроме того, метод анкетирования позволил установить периодичность обращения к критическим статьям при изучении художественных произведений (63,9% выбрали ответ «иногда», остальные - вариант «никогда»), определить затруднения учащихся при чтении критической литературы. Среди ответов чаще всего было отмечено, что сложности вызывает «обилие непонятных слов, сложный стиль написания» (55,8%), «большой объем статьи» (24,5%), «неинтересное содержание» (5,7%), «несоответствие реальной жизни» (2,4%) и пр.
Во-вторых, нами были рассмотрены тенденции развития современной системы школьного образования, а также основные нормативные документы, регламентирующие содержание образования ([121], [131], [132]), систематизированы результаты исследований, посвященных перспективам реализации компетентностного подхода в школах и выделены семь видов ключевых компетенций личности (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования), которые получили в условиях глобальных изменений в мире статус универсальных и надпредметных свойств и качеств личности, которыми обязательно должен обладать выпускник школы.
В-третьих, подробно ознакомившись с перечнем научно-исследовательских и методических работ последних лет, было выяснено, что практически отсутствует специальная современная учебно-методическая литература, посвященная вопросам привлечения критики на уроках литературы. Это позволило сделать вывод о том, что предпочтения учителей до сих пор отдаются традиционным урокам, на которых преобладают уже апробированные долголетней практикой методы и приемы работы с литературно-критической статьей - тезирование и конспектирование.
Между тем, особую актуальность в условиях компетентностного подхода получают разнообразные инновационные технологии и приемы, с помощью которых становится возможным устранить затруднения в восприятии и понимании критических текстов, избавиться от монотонного конспектирования и пересказа статей и использовать свои знания, например, при создании творческих проектов или решении нестандартных проблемных ситуаций. Кроме того, инновации предоставляют возможность осуществлять межпредметную интеграцию, повышают мотивацию к обучению, делают урок энергичным и динамичным, позволяют школьникам находиться в постоянном взаимодействии, ощутить себя в иной социальной роли (например, при проведении пресс-конференции с критиком - в роли журналистов, корреспондентов, ведущих).
Рассмотрев потенциал инновационных технологий обучения (ТРКМ, кейс-стади, технология проектного обучения, диалоговые технологии и др.) в процессе формирования ключевых компетенций личности, мы провели эксперимент по их внедрению в учебный процесс. На основе педагогического опыта были предложены новые методические разработки к урокам по изучению критических статей классиков (см. параграфы 1.3, 2.1, 2.2), представлены наглядные таблицы, в которых обозначены формируемые на каждом этапе работы со статьей ключевые компетенции, а также пошагово описаны основные действия педагога и учеников в процессе создания творческого образовательного продукта (интеллект-карта, проект, решение кейса).
В-четвертых, выяснено, что наряду с классическими представителями русской литературно-критической мысли наследие малоизвестных критиков (В.П. Буренина, А.Л. Волынского, М.О. Менщикова, Ф.В. Булгарина и др.) представляет достаточно пространную панораму и существенно обогащает литературный процесс, в котором в последнее время наблюдается определенный «всплеск» интереса к неоднозначным личностям. В этом ракурсе литературно-критическое творчество Буренина приобретает новые интерпретации и особую актуальность в диссертационных (И.Б. Игнатова [30], Н.Н. Шабалина [67], С.Л. Лобзова [123, 124]), научно-исследовательских (Г.Н. Боева [110], В.Н. Крылов [36], А.И. Рейтблат [50, 51] и др.) работах, критических и биографических статьях (В. Бондаренко [111], М.П. Лепехин [39], Ф.М. Иоффе [120]), и что особенно важно - в учебниках по изучению истории русской литературы рубежа XIX-XX вв. (В.И. Коровин [79]). Поэтому знакомство старшеклассников с критическим наследием Буренина на элективных и факультативных занятиях по литературе видится нам перспективным: погружение в художественный мир критика, понимание его оригинальных приемов критического письма и неординарных пиар-технологий позволит воспитывать всесторонне развитую личность, владеющую набором необходимых для успешной будущей жизни ключевых компетенций.
В подтверждение этого аргумента нами были составлены темы проектов, которые учитель-словесник может предложить старшеклассникам при изучении критического этюда Буренина «Литературная деятельность И.С. Тургенева». Кроме того, разработана система уроков по изучению литературно-критического творчества Буренина, которая в качестве эксперимента по формированию ключевых компетенций личности была апробирована в старших классах ОШИ «Лицей им. Н.И. Лобачевского». Отметим, что к работе также прилагаются таблица, отражающая все уровни и виды компетенций, на формирование которых направлены задания, технологии и приемы предложенных уроков (см. приложение 2), технологическая карта урока по изучению способов выражения авторской позиции в пародии Буренина «Андреев и лев» (см. приложение 3) и некоторые результаты апробации данных занятий (см. параграф 2.3).
В-пятых, прежде чем разработать и апробировать предложенные уроки, нами было рассмотрено литературно-критическое творчество В.П.
Буренина в аспекте феномена ксенофобии, который особенно ярко проявляется в произведениях, посвященных обличению модернизма как направления в искусстве. Установлено, что ксенофобия выступает как особый способ декларации взглядов и воззрений, как своеобразная стратегия, с помощью которой критик ярко и заметно выражает свое мнение по поводу важных проблем литературной и общественной жизни.
Важно отметить, что проявление ксенофобии в творчестве критика носит специфический характер и реализуется в каждом произведении Буренина по-особенному. В связи с этим, мы считаем целесообразным разделить ксенофобию критика на три вида:
• литературная ксенофобия, ярко проявляющаяся в делении писателей на «гениев» (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев и др.) и писателей «среднего таланта» (Г. И. Успенский, А. А. Потехин, Ф. М. Решетников и др.), причем Буренин четко определяет градацию писательского таланта. Также литературная ксенофобия проявляется по отношению к новым модернистским направлениям, которые становятся на рубеже XIX-XX вв. очень популярными как в литературе (символизм, акмеизм, футуризм и пр.), так и в театре («символистский театр» В.Э. Мейерхольда). Буренин был убежден в паразитизме и бесцельности творчества модернистов, поэтому так яро критик высмеивал стиль, форму, фабулу их произведений. Например, в драматической сатире «Литературные чтения и собеседования в обществе “Бедлам-модерн”» Буренин обрушивается на художественный стиль Брюсова и Бальмонта, который, по мнению критика, совершенно одинаков: «То был бальмонтско-брюсовский язык, / Который мил интеллигентам ада; / Я понимать его давно привык, / Хоть понимать в нем ничего не надо» [2, с. 64]. В пародии «Андреев и лев» Буренин не случайно использует прием зоологизации для того, чтобы провести скрытую параллель между домашним скотом и модернистами, которые нацелены только на индивидуальность и свое мировосприятие: «Твое рычание звучит куриным эхом» // «Твой "красный смех", любезный друг, / Визжанию подобен поросенка» [113].
• личная ксенофобия обнаруживается в том, что Буренин практически всегда обрушивается не на произведения, а на их создателей, заменяя аналитический разбор самозабвенной руганью. В этом случае объектом его насмешек становятся поэты-декаденты (Л.Н. Андреев, А. Белый, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов и др.) и театральные деятели, увлекающиеся поэтикой модернизма (В.Э. Мейерхольд). Важно отметить, что личная ксенофобия критика весьма тесно связана с литературной ксенофобией: нападки на личность поэта-модерниста объясняются неприятием новых направлений и течений. Так, в пародии «Г. Мейерхольд и ворона» главной чертой Мейерхольда выступает смешное самомнение («Взгляните на меня: я признанный герольд / Искусства нового») [7, с. 239]. В пародии режиссер явно изображён как человек с непомерной гордыней и комической уверенностью в том, что его реформаторская деятельность в театре приносит свои положительные результаты: «Система дивная моя / Уж явно действует» [7, с. 239]. В такой крикливости и смехотворном желании похвалить себя угадывается насмешка Буренина над всеми декадентами.
• национальная ксенофобия расширяет рамки личной ксенофобии и проявляется на уровне неприятия национальности (критические очерки о
С.Я. Надсоне, М.М. Стасюлевиче, пародия «Г. Мейерхольд и ворона»). Чаще всего такие выпады осуществлялись в адрес евреев, что легко объясняется особенностями эпохи, в которую жил Буренин: нападки на евреев в конце XIX века особо обостряются в России. Кроме того, газета «Новое время», в которой в это время работает Буренин, постоянно высмеивает и оскорбляет лишь либералов и евреев. В качестве примера можно привести нападки критика на еврейское происхождение Н.М. Минского, которые обусловлены не столько личной ненавистью Буренина к поэту или его антисемитскими взглядами, сколько неприятием творчества писателя-мистика, чьи произведения относят к неоромантической ветви предсимволизма. Так элементы юдофобии критика проявляются на фоне неприятия новых направлений в искусстве.
В результате предпринятой интерпретации феномена ксенофобии в литературно-критической деятельности Буренина были выявлены и раскрыты некоторые другие особенности поэтики буренинских текстов, которые позволяют критику открыто выражать субъективную авторскую позицию:
• прием абсурда выступает в качестве индикатора наметившегося кризиса нового модернистского искусства. В драматической сатире «Литературные чтения и собеседования...» Буренин конструирует нелепый мир, в котором все превращается в фантасмагорию: «.люди, тоже в стиле "модерн", у которых из плечей выходят ноги, а из бедер руки, на месте головы крысий хвост, а на ногах у пяток помещаются головы с плоскими и низкими лбами»; «.на лицах дам на месте глаз два рта; на месте носа - глаз; на месте рта - нос» [2, с. 57].
• функцию смыслопорождающего приема в текстах критика выполняют имена-маски. Имя утрачивает у Буренина свою номинативную функцию и приобретает ярко выраженное субъективно¬экспрессивное начало. Так, в имени героя драматической сатиры Кузьмы Распрогорького (пародия на Максима Горького) скрываются указания Буренина на продажность писателя, его неблагородное происхождение, интеллектуальные и характерологические особенности (несообразительность, злость, наглость и пр.).
• жанровые модификации становятся основным способом выражения идейной и мировоззренческой позиции Буренина. Например, в его пародийном творчестве возникает гибридный жанр: критик обращается к басне, сохраняя ряд ее традиционных черт (заглавие, мораль, характеры-персонажи, аллегоричность), но в тоже время сближает ее с одним из основных жанров его литературно-критического творчества - пародией. Пародия, как правило, вскрывает несовершенства стиля, художественного метода и тематики произведений, которые попадают в поле зрения пародиста. Басня у Буренина перенимает данные функции, так как её основное предназначение заключается не только в обличении несовершенств действительности и человеческих пороков, она нацелена на разоблачение художественного метода в целом (модернизма) или индивидуального стиля того или иного писателя (поэта).
Итак, изучение литературно-критического наследия Буренина в актуальном аспекте феномена ксенофобии при использовании инновационных технологий и приемов организации урока может стать отличным ресурсом личностной базы старшеклассника, а также эффективным педагогическим фактором, способствующим преодолению ксенофобии в молодежной среде.
Перспективы дальнейшего исследования данной темы мы видим в детальном изучении способов и приемов оценки уровня сформированности компетенций личности, а также в разработке авторской методики, которая позволит диагностировать стадии личностного развития школьника на уроках литературы. Также вне работы осталось изучение архивов Буренина и деятельности Буренина как театрального критика, что тоже может стать предметом отдельного обобщающего исследования.



1. Буренин В. П. Критические очерки // Новое время. - 1913. - № 13542. - С. 2-3.
2. Буренин В.П. Горе от глупости. Чтение в обществе "Бедлам-модерн". Поэтические козероги и скорпионы. - СПб.: Типография А.С. Суворина, 1905. - 178 с.
3. Буренин В.П. Журналистика // Санкт-Петербургские ведомости. - 1872. - 12 августа. - С. 2.
4. Буренин В.П. Критические очерки // Новое время. - 1886. - 13 ноября. - С. 2-3.
5. Буренин В.П. Критические очерки // Новое время. - 2-е изд. - 1900. - 27 октября. - С. 2-3.
6. Буренин В.П. Критические очерки // Новое время. -2-е изд. - 1886. - 7 ноября. - С. 2-3.
7. Буренин В.П. Критические очерки и памфлеты. - СПб.: Типография
А.С. Суворина, 1884. - 315 с.
8. Буренин В.П. Критические очерки. Разговор в редакции // Новое время. - 1908.- № 11482. - 29 февраля. - С. 1-3.
9. Буренин В.П. Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд. - СПб.: Типография А.С. Суворина, 1884. - 264 с.
10. Буренин В.П. Санкт-Петербургский либерализм // Новое время. - 1882. - № 2417. -19 ноября. - С. 2-3.
II. Научно-критическая литература:
11. Авдеев А.Д. Маска. Опыт типологической классификации по этнографическим материалам. Ст.2. // Сб. музея антропологии и этнографии. - М.: АН СССР, 1960. - Т.9. - С. 39-111.
12. Акопова М.А. Теория и методология реализации личностно-ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ. Текст: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08: Санкт-Петербург, 2004. - 27 с.
13. Артемова Л.К. Ключевые образовательные компетенции: подходы к формированию в профильных классах // Наука и школа. - 2011. - №5. - С. 59-62.
14. Беспалько В.П. Можно ли купить инновации? / В.П. Беспалько // Педагогика: Научно-теоретический журнал Российской академии образования / Ред. А.Я. Данилюк. - 2010. - №7. - С. 30-36.
15. Бобохужаев Ш.И., Юлдашев З.Ю. Инновационные методы обучения: Особенности кейс-стади как метода обучения и пути его практического использования. - Ташкент: «IQTISOD-MOLIYA»,
2006. - 88 с.
16. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. М.: изд-во ГИППО, 2008. - 340 с.
17. Буренин, Виктор Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). Том 5. - СПб.: изд. общ-во Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон, 1891. - 468 с.
18. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
19. Гарынов А.А. Государственная политика СССР в области научно-технического развития в 1950-1980-е гг. // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 27. - С. 555-560.
20. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Прудникова В.А. Парадигма актуального образования // Вопросы образования. - 2007. - № 2. - 68 с.
21. Дорохина Е.В. Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3 (8). - С. 88-91.
22. Дубинина А.В. Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 5-7.
23. Егоров И.В., Константиновская Е.Я. О формах выражения авторской позиции в "Мертвых душах" Н.В. Гоголя // Поэтика реализма. - М.: Куйбышев, 1983. - 153 с.
24. Ежегодник Рукописного отдела на 1976 год / АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский Дом); отв. ред. К. Д. Муратова - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1978. - 300 с.
25. Еремина М.Ю. Потенциал кейсового метода // Школьные технологии. - 2004. - № 6. - С.104-106.
26. Зельдович М.Г. Творческое поведение. О феномене литературной критики, логика ее развития в русской культуре середины XIX века и общих принципах подобных штудий в 2ч. Ч 1. - Харьков: Права Людини, 2010. - 327 с.
27. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
28. Иванов В.В. «Маска» как элемент культуры. - М: Языки славянских культур, 2007. - 344 с.
29. Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. - Ростов: Феникс, 2011. - 341 с.
30. Игнатова И.Б. Литературно-критическая деятельность В. П. Буренина: генезис, эволюция критического метода: дисс. ... канд. филол. наук. М.: Московский педагогический госуд. ун-т, 2010. - 339 с.
31. Исаев С.Г. Литературно-художественные маски: теория и поэтика. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. - 336 с.
32. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.
33. Князева С.В., Фокин П.Е. Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX-XX веков: в 3-х томах. Том 1. - СПб.: Амфора, 2007. - 568 с.
34. Коменский Я.А. Великая дидактика. - СПб.: Типография А.М. Котомина, 1875. - 280 с.
35. Крылов В.Н. Критическая статья на уроке литературы // Русская словесность. - М.: Порталус, 2007. - №6. - С.7-13.
36. Крылов В.Н. Образ В.П. Буренина в пародийной литературе начала XX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 6 (36): в 2-х ч. Ч. II. - C. 96-98. - ISSN 1997-2911.
37. Крылов В.Н. Теория и история русской литературной критики / В.Н. Крылов. - Казань: Казан. ун-т, 2011. - 124 с.
38. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика - М.: Высшая школа, 2002. - 496 с.
39. Лепехин М.П. Буренин / М.П. Лепехин // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: В 3 т. [Под ред. Н.Н. Скатова]. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. - Том 1. - С. 311-315.
40. Ловецкая Т.С. Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы // Школа XXI века: тенденции и перспективы: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 февр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 86-87.
41. Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. - М.: Советский писатель, 1969. - 240 с.
42. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2-х ч. Ч. 2. 1917-1939. - М.: Искусство, 1968. - 237 с.
43. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 20-27.
44. Новополин Г.С. Порнографический элемент в русской литературе. - СПб.: Книжный склад М.М. Стасюлевича, 1909. - 246 с.
45. Нордау М. Вырождение. Современные французы. - М.: Республика,
1995. - 400 с.
46. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 2002. - 944 с.
47. Петрова Г.В. A.A. Фет и В.П. Буренин: к истории критического восприятия «Вечерних огней» // Русская литература. 2010. - №4. -
С.210-218.
48. Раимбекова Г.К. Современные инновационные технологии в школьном образовании // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 179-183.
49. Рейтблат А.И. Буренин / А.И. Рейтблат // Библиографический словарь русских писателей XIX века [Под ред. Джанумова С.А.]. - М.: Просвещение, 2007. - С. 123-125.
50. Рейтблат А.И. Буренин и Надсон: как конструируется миф // Литературное обозрение. - 2005. - №75. - С. 154-166.
51. Рейтблат А.И. Книга «Бес в столице» и её автор (Неизвестный роман-памфлет В. Буренина) // Вопросы литературы. - 1991. - №6. -
С.209-216.
52. Русская литература XX века в зеркале пародии: Антология / Сост., вступ. ст., ст. к разд., коммент. О.Б. Кушлиной. - М.: Высш. шк.,
1993. - 478 с.
53. Сагдиева И.Т. Инновационная деятельность в образовательной организации: региональный опыт // Инновации в образовании. - 2016. № 2. - С. 70-79.
54. Садловская М.В. Предпосылки этнической ксенофобии в современной России // Ученые заметки ТОГУ. - Хабаровск, 2013. - № 4. - С. 1968-1971.
55. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
56. Степанова М.А. О состоянии педагогической психологии в свете современной социальной ситуации / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - С. 78-91.
57. Таркова А.И. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 390-392.
58. Тяпков С.Н. Русские прозаики рубежа XIX-XX веков в литературных пародиях современников - Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1986. - 75 с.
59. Тяпков С.Н. Русские футуристы и акмеисты в литературных пародиях современников. - Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1984. - 84 с.
60. Филонова Ю.А. Интервью как разновидность учебной дискуссии. // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 1. - С. 70-76.
61. Хакимова С.В. Теоретические подходы к изучению явления ксенофобии. // Исторические, философские, политические и юридические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 11 (61): в 3-х ч. Ч. III. - C. 189-191. - ISSN 1997-292X.
62. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая шк.,1999. - 234 с.
63. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология
конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-60.
64. Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2005. - 383 с.
65. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. - М.: Научно-методическое издание Научной школы А.В. Хуторского, 2011. - 31 с.
66. Шабалина Н.Н. Жанр литературного портрета в творчестве В.П. Буренина (на примере критического этюда «Литературная деятельность И.С. Тургенева») // Текст. Произведение. Читатель. - Пенза-Казань-Решт: Научно-издательский центр «Социосфера»,
2012. - С. 39-45.
67. Шабалина Н.Н. Мастерство Буренина-критика:
дисс...канд.филол.наук. Казань: Казанский государственный ун-т,
2012. - 171 с.
68. Шабалина Н.Н. Образ автора в фельетоне (В.П. Буренин в «Санкт- Петербургских ведомостях») // Альманах современной науки и образования: научно-теоретический и прикладной журнал широко профиля. - Тамбов: Издательство «Грамота», 2010. - № 1. - Ч. 1. - С. 164-167.
69. Шарипов Ф.В. Технология проектного обучения [Текст] / Ф.В. Шарипов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 2. -
С. 87-94.
70. Шегаева А.В. Методы и приёмы работы в современной школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 104-106.
71. Шимутина Е.З. Кейс-технологии в учебном процессе. // Школьные технологии. - 2008. - № 5. - С.58-66.
72. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в
современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
73. Ярцева Д.О. Современные образовательные технологии в учебном процессе // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 236-238.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ