Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образовательные ситуации по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к истории Древнего Мира

Работа №69356

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
341
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса детей старшего дошкольного возраста к истории древнего мира.
1.1.Особенности познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста как предпосылка для знакомства с историей 6
1.2.Образовательные ситуации как средство развития интереса у старших дошкольников к истории Древнего Мира 11
1.3. Подходы к условиям использования образовательных ситуаций в целях развития интереса у старших дошкольников к истории Древнего Мира 17
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Особенности интереса старших дошкольников к истории Древнего Мира.
2.1.Задачи и методика констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ полученных данных 31
Выводы по 2 главе 39
Глава 3. Проект использования образовательных ситуаций как средства развития интереса старших дошкольников к истории Древнего Мира.
3.1. Задачи и содержание проекта.
Заключение 39
Библиография 52
Приложение 59


Актуальность: С раннего детства человек вступает в контакт с окружающим миром, созданным нашими предками. История, как процесс, развертывающийся во времени и пространстве, позволяет ребенку проследить, как изменялась жизнь людей, как человек преобразовывал окружающий мир. Яркие, доступные пониманию ребенка исторические события и факты пробуждают его познавательный интерес, воображение и исследовательскую активность.
Анализ показывает, что знакомство детей с историей Древнего Мира может осуществляться с разными целями такими, как духовно-нравственное воспитание, развитие речи, социальное воспитание, развитие творчества (О.В.Толстикова, О.В.Савельева, Т.В.Киселёва, А.М.Вербенец).
Современный ребёнок рано активно включается в информационную среду, которая даёт представление о древнем мире: чтение энциклопедий, просмотр мультфильмов, видеороликов, комиксов и т.д. Такое историческое содержание обогащает сведения дошкольников о древности, первобытных людях, особенностях их жизни и пр.
В старшем дошкольном возрасте открываются возможности для широкого ознакомления детей с фактами и событиями истории. Однако, в практике дошкольных учреждений ознакомление детей с историей осуществляется преимущественно в рамках музейной педагогики (М.Ю. Коваль, О.В. Дыбина, Л.В.Пантелеева, Н.А.Рыжова и др.). Этнографические музеи, несомненно, дают детям представление о предметах старины, народных традициях, национальных праздниках, но недостаточно показывают детям процесс преобразования мира в истории. В то время как такой ретроспективный подход не только интересен сам по себе, но и значим для развития перспективного взгляда ребенка на окружающие предметы и явления. Важно, что при ознакомлении с историей, старший дошкольник начинает постепенно самоопределяться в мире и во времени, сравнивает прошлое, настоящее и будущее.
Актуальными для сегодняшней теории и образовательной практики становится вопрос о том, как познакомить детей с доступными пониманию событиями истории Древнего Мира. Возникает проблема развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Древнего Мира, ознакомления с отдельными событиями прошлого и поиска эффективных педагогических средств осуществления данного процесса в детском саду.
С этих позиций особого внимания заслуживает образовательная ситуация, как важнейший компонент современного педагогического процесса (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева, В.А.Деркунская). Правильно спроектированные образовательные ситуации способны решать несколько задач: помогают детям ознакомиться с древним миром, пробуждают познавательный интерес, развивают творческую активность, инициативность и самостоятельность.
Анализ практики показывает существование противоречия, требующего решения. С одной стороны, современные воспитатели проявляют желание познакомить старших дошкольников с яркими, понятными им событиями истории Древнего мира, с другой, воспитатели не располагают эффективной технологий проектирования и использования образовательных ситуаций для развития и обогащения интереса детей к данной области явлений.
Недостаточное исследование данной проблемы и её несомненное значение для теории и практики дошкольного образования послужили основанием для выбора темы: «Образовательные ситуации по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к истории Древнего Мира».
Цель: теоретически обосновать и разработать образовательные ситуации, направленные на развитие интереса старших дошкольников к истории Древнего Мира.
Объект исследования: процесс развития интереса старших дошкольников к истории Древнего Мира.
Предмет исследования: образовательные ситуации как средство развития интереса к истории Древнего Мира у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы сформулировать подходы к проблеме развития интереса детей к истории Древнего Мира и определить теоретические основы исследования
2. Изучить особенности интереса и представлений старших дошкольников об истории Древнего Мира
3. Разработать педагогический проект использования образовательных ситуаций по развитию интереса старших дошкольников к истории Древнего Мира
Гипотеза:
Образовательные ситуации становятся средством развития интереса старших дошкольников к событиям истории Древнего Мира, если
• в них дети в увлекательной, игровой форме воспроизводят события древнего мира (образ жизни людей, создание орудий и предметов, поведение древних животных и пр.);
• знакомство с событиями древнего мира происходит через
использование разнообразных видов деятельности детей (театрально-игровой, художественно-изобразительной, двигательной,
экспериментальной и пр.);
• создаётся предметно-игровая среда, пробуждающая интерес детей к историческому прошлому;
• интерес развивается, если формируется эмоциональное отношение к событиям и объектам древнего мира, ребёнок находит значимую для себя проблему, а педагог организует деятельность, способствующую активности и инициативности ребёнка.
Этапы работы:
Теоретический этап: анализ психолого-педагогической литературы (определение теоретических основ проблемы).
Экспериментальный этап: проведение констатирующий эксперимента.
Проектировочный этап: разработка и проектирование образовательных ситуаций.
База исследования: город Екатеринбург, МБДОУ «Умка» №54, 20 детей старшей группы, воспитатели старших групп ДОУ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что тема проекта актуальна. Современный ребёнок нуждается в активном познании прошлого для самоопределения в жизни и времени. История Древнего Мира для дошкольника - это то, как зарождались люди, это начало всего, развитие общества. Образовательная ситуация является важной составляющей в ознакомлении с объектами древности и развитии интереса к историческому прошлому.
Целью исследования было теоретически обосновать и разработать образовательные ситуации, направленные на развитие интереса старших дошкольников к истории Древнего Мира. Для этого был проведён теоретический анализ психолого-педагогической литературы, который показал доступность, возможность знакомства с фактами и объектами истории Древнего Мира.
Констатирующий эксперимент, показал, что у старших дошкольников начинает проявляться активный интерес к истории Древнего Мира, однако, информацию о древнем мире ребенок получает отрывочно, фрагментарно, в основном, дома из книг, энциклопедий, мультиков, телефонных приложений. Старших дошкольников привлекают объекты, события и люди Древнего Египта: пирамиды, фараоны, животные, а также, люди, события и животные первобытного мира.
Результаты анализа констатирующего эксперимента показали, что у 48% старших дошкольников, несмотря на ограниченность и неточность соответствующих представлений, обнаруживается довольно высокий уровень интереса к событиям и объектам истории Древнего Мира, 45% со средним уровнем интереса, и всего 7% с низким уровнем интереса. Мы выяснили, что старший дошкольный возраст является благоприятным для ознакомления с некоторыми событиями и предметами Древнего Мира.
Анкетирование и наблюдение за воспитателями старшей группы дошкольников выявило, что они не готовы к ознакомлению детей с историей Древнего Мира. У воспитателей отсутствуют методические пособия, связанные с древней историей, группы не оснащены необходимыми предметами и материалами. Из-за этого возникают трудности в ознакомлении старших дошкольников с историей Древнего Мира в дошкольных учреждениях. Все опрошенные родители ответили, что современному дошкольнику важно ознакомление с древним миром.
Педагоги и родители перечислили следующие темы для возможного ознакомления старших дошкольников с историей Древнего Мира: древнейшие занятия человека, его достижениях; жизнь разных стран, виды искусства, достопримечательности мира; первобытный строй, зарождение жизни на нашей планете, эволюция, животный и растительный мир в древности.
Разработанный с учетом данных констатирующего эксперимента проект образовательных ситуаций содержит ситуации, темы которых по результатам анализа констатирующего эксперимента, наиболее интересны старшим дошкольникам: это события Древнего Египта и первобытного мира. Ознакомление с Древним Египтом и первобытным миром рассчитаны на четыре недели, две недели направлены на ознакомление с событиями Древнего Египта, две - на первобытный мир (хотя это время ознакомления может быть увеличено с учетом реальных потребностей и запросов детей).
В ознакомлении с каждым периодом, первая образовательная ситуация направлена на привлечение внимания и пробуждения интереса к событиям Древнего Мира. Завершающая образовательная ситуация показывает логический конец периода, дети обобщают те события, с которыми познакомились. Ситуации содержат игровые технологии, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, включают творческий и художественно¬эстетический компоненты, экспериментирование.
Образовательные ситуации строились с усложнением, с учётом возрастных особенностей старших дошкольников. Дети знакомились с древним миром посредством разнообразной совместной деятельности. Представление об истории Древнего Мира обогащалось при чтении энциклопедической литературы, игровой деятельности, использовании в образовательных ситуациях проблемно-игровой технологии, экспериментировании, развитии творческих способностей.
Исследование показало, что образовательные ситуации по ознакомлению старших дошкольников с историей Древнего Мира должны быть интересными, разнообразными и содержать различные приёмы развития интереса к прошлому. Поэтому в образовательных ситуациях нами широко были использованы сюрпризные моменты, игры-соревнования, игры-путешествия, игровые персонажи.
Выбранная тема была очень интересна для исследования. Надеюсь, что это проект поможет педагогам развить интерес старших дошкольников к истории Древнего Мира.
Задачи исследования выполнены, гипотеза подтверждена.



1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. - М: Перспектива, 2004. - 232с.
2. Бабаева Т.И. У школьного порога - М.: Просвещение, 1993.- 128с.
3. Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста [Текст]/Т.С.Баталина//Дошкольная педагогика. - 2012. - №1. - С.13-18.
4. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972. - С.7-45.
5. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка. //Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Под ред. Л.В.Куликова. - СПб: Питер, 2010.- 60с.
6. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. - 413с.
7. Вербенец А.М. Солнцева О.В. Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной образовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО Изд-во «Детство-Пресс», 2013 - 272с.
8. Виноградова Н.А. Микляева Н.В Микляева Ю.В. Мониторинг в современном детском саду: Методическое пособие. - М.: Сфера, 2010. - 64с.
9. Виноградова Н.Ф. Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М: «Просвещение», 1993. - 128 с.
10. Виноградова Н.А. Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 208с.
11. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст] / Д.Б. Годовикова//Дошкольное воспитание. - 2011. - №1. - С.28- 32.
12. Данилова Е. Целостное познание мира [Текст]/ Данилова Е.// Дошкольное воспитание. - 2017. -- №6. - С.90-95.
13. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. М. «Аркти». - 2003. - 181сДолматова Т. Литвина А. Прятки с Тимкой и Тинкой: каменный век. - М.: Пешком в историю, 2017. - 24с.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения под редакцией А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой: учебник для вузов: «Питер», 2013. - 464с.
14. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст]: методическое пособие / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: Творческий центр "Сфера", 2012. - 212с.
15. Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. - М: «Сфера», 2000. - 128с.
16. Дыбина О.В. Что было до. ...Игры-путешествия в прошлое предметов.
- М: «Сфера»,1999. - 160с.
17. Ежкова Н. Индивидуальность ребёнка в образовательном процессе дошкольных организаций [Текст]/Н. Ежкова// Дошкольное воспитание.
- 2017. - №6. - С. 86-89.
18.Завершнева Е.Ю. Мы живём в каменном веке: энциклопедия для детей.
- М.: Пешком в историю, 2014. - 64с.
19.Запорожец А.В. Психология действия [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: МПСИ: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. - 736с.
58
20. Ильин Е.П Психология творчества, креативности, одаренности: Питер, СПБ, 2009. - 448с.
21.Зязева Л.К. Мир детства в традиционной культуре. Ребенок в музее: М: 1991. - 192с.
22. Кашинская Е.В. Литвина А.Л. Тимка и Тинка в Древнем Египте: развивающие игры. - М.: Пешком в историю, 2013. - 96с.
23. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования [Текст]: диссертация / О.В. Киреева. - СПб., 2009. - 204с.
24. Киселева Т.В. Ознакомление дошкольников с историей России и Всемирной историей//Сборник материалов ежегодной междунаровной научно-практической конференции Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Электронный ресурс]. - http://cyberlenika.ru/article/n/
25. Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О.Л. Князева // Вопросы психологии. - 2010. - №5. - С. 86-93.
26. Ковалёв А.Г. Психология личности/ А.Г. Ковалёв - Л: изд ЛГПИ им. Герцена, 1963. - 392с.
27. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М.В. Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2015.- 160с.
28. Кузина А.Ю. Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности: автореферат. СПб, 2009.
29. Куликова Т. Воспитание познавательных интересов и
любознательности / Т. Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: 1989. - С. 160 - 175.
59
30. Кутьина Н.В. Программа Ребенок 21 века. Воспитание культурой. С.- Пб: Союз художников, 2004. - 127с.
31. Куликовская И.Э. Чумичёва Р.М Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира. Педагогическое общество России, М., 2004. - 159с.
32. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольник: хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / А.А. Люблинская. - М., 2010. - 320с.
33. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2010. - №4. - с. 5-17.
34. Михайлова З.А Новые пути развития вместе с детьми: поиск, открытия, достижения [Текст]/ З.А.Михайлова, З.А.Серова, Гилёва Т.Н. - Дошкольная педагогика. - 2016. - №4. - С.17-20.
35. Михайлова З.А. А. С. Каменная, О. Б. Васильева: Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы) СПБ. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2017. - 96с.
36. Михайлова З.А Кларина Л, Бабаева Т.И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников: методическое пособие: «Детство Пресс».-2012.- 160с.
37. Мулько И.Ф., Развитие представлений о человеке в истории и культуре: методическое пособие - Москва: «Сфера», 2009. - 112с.
38. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268с.
39. Пазухина И.А. Маленькие экспериментаторы в детском саду [Текст]/ И.А.Пазухина// Дошкольная педагогика. - 2012. - №12. - С.52-56.
40. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Новая школа, 2010.- 137с.
41. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей [Текст] / А.Н. Поддьяков. - М.: Российское психологическое общество, 2010. - 85 с.
42. Поддьяков А.Н. Исследовательская активность
ребенка [Текст]/А.Н.Поддяков// Детский сад от А до Я. 2004. № 2. С.
10- 20.
43. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред.
А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 51-58.
44. Рыжова Л.В. Методика проведения занятий познавательного цикла (6-7 лет). Конспекты занятий - СПб: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2017. - 192с.
45. Солнцева О.В. Вербенец А.М. Сомкова О.Н Комплексно-тематическое планирование педагогического процесса. - СПб: «Детство-Пресс»,
2012. - 288с.
46. Семёнова М.Л. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста//[Электронный ресурс]. - Minobr74.ru
47. Ступикова Л.Г. Предметно-развивающая среда группы как средство развития устной речи дошкольников [Текст]/Л.Г.Ступикова, Ю.В. Толкачева, С.А. Кордович//Дошкольная педагогика. - 2013. - №10. - С.16-19.
48. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е.В. Субботский. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
49. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения [Текст] / Ж.Н. Тельнова. - Омск, 2010. - 159с.
50.Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2010. - 360 с.
51.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике/Г.И. Щукина. - М., 1971. - 351с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ