ИЗУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ТЕХНИК В РИСУНКЕ ПЕЙЗАЖА НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса изучения графических 7
техник в рисунке пейзажа
1.1. Графические техники и материалы в рисунке пейзажа 7
1.2. Развитие воображения на кружковых занятиях 16
Глава II. Методика изучения графических техник в изображении пейзажа на кружковых занятиях 23
2.1. Методика проведения кружковых занятий по изучению 23
графических техник в рисунке пейзажа
2.2. Экспериментальная работа 26
Глава III. Работа над творческой частью создания пейзажа 29
3.1. Замысел и создание графических работ 29
3.2. Ход работы над итоговыми композициями 31
Заключение 36
Библиографический список 37
Приложения 40
Глава I. Теоретические основы процесса изучения графических 7
техник в рисунке пейзажа
1.1. Графические техники и материалы в рисунке пейзажа 7
1.2. Развитие воображения на кружковых занятиях 16
Глава II. Методика изучения графических техник в изображении пейзажа на кружковых занятиях 23
2.1. Методика проведения кружковых занятий по изучению 23
графических техник в рисунке пейзажа
2.2. Экспериментальная работа 26
Глава III. Работа над творческой частью создания пейзажа 29
3.1. Замысел и создание графических работ 29
3.2. Ход работы над итоговыми композициями 31
Заключение 36
Библиографический список 37
Приложения 40
Стремительный бег научно-технического прогресса, социально-экономические преобразования в обществе трактуют формирование новой, творческой личности, способной принимать эффективные, неординарные решения для сложившихся проблем. Перед общеобразовательной системой встает важная задача развить у учащихся творческий потенциал, способный преодолеть стереотипность восприятия мира, заложенный в обществе. В процессе любой деятельности человек должен уметь представлять конечный результат своего труда, что бы выполнять работу продуктивно и качественно. Рабочим механизмом такой способности является воображение.
Суть работы воображения - построение новых образов на основании уже имеющихся. Все функции воображения направлены на деятельность человека. Например, одна из функций помогает представлять действительность в образах, а при решении задач, пользоваться ими. Другая функция позволяет регулировать эмоциональное состояние: снимать собственную напряженность, удовлетворять многие потребности. Третья функция через образы управляет восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая формирует внутренний план действий, способствуя выполнять действия в уме. И наконец, позволяет планировать и программировать свою деятельность, оценивать процесс реализации и его правильность. Как говорил о воображении Я.Л. Коломенский: что воображение - это «способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер» [25, с. 317]. Проанализировав важность работы воображения в жизни человека, делаем вывод, что его развитие будет весьма полезно современному школьнику. Так же считал и А.В. Петровский, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [9, с. 46].
Развитие воображения у детей, задача не простая, так же требующая творческого подхода. Для оптимального решения этой проблемы обратимся к урокам изобразительного искусства. Множество приемов и техник, таких, как изучение рисунка, живописи и композиции, станут несомненным подспорьем в развитие воображения у учащихся. К сожалению, текущая система образования не предполагает наличия необходимых методик, программ и условий для лучшего развития воображения на уроках изобразительного искусства, что создает противоречие между необходимостью развития воображения у школьников и существующей методикой обучения.
Решение противоречия является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития воображения и художественно - творческих способностей на кружковых занятиях по изобразительному искусству.
Предмет исследования - способы наиболее эффективного развития воображения учащихся через изучение графических техник в рисунке пейзажа.
Гипотеза исследования: процесс развития воображения у школьников будет более эффективным если:
- будет разработана методика изучения графических техник рисунка;
- будут созданы наглядные пособия по изучению графических техник рисунка.
Задачи исследования:
- рассмотреть и проанализировать педагогическую, научную, методическую, психологическую, искусствоведческую литературу, изучить программный материал по изобразительному искусству на кружковых занятиях в общеобразовательной школе по теме исследования;
- выявить педагогические возможности изучения графических техник в рисунке пейзажа в общеобразовательной школе;
- разработать методику преподнесения учащимся графических техник в рисунке пейзажа;
- разработать программу внеклассных кружковых занятий для практического освоения учащимися основ графических техник в рисунке пейзажа.
Методологическую основу исследования составили: методики изобразительного искусства Н.Н. Ростовцева, Б.М. Неменского, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой; теории творческой педагогической деятельности В.И. Загвязинского, А.В. Терентьева, Е.В. Шорохова, Г.А. Горбунова; искания в области психологии личности Н.П. Бехтеревой, В.Т. Кудрявцева; положения теории творчества и художественной деятельности личности Л.С. Иыготского, М.С. Каган, Т.Я. Шпикаловой; исследования в области психологии воображения Т. Рибо, В. Штерна, Л. Дьюи, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, А.В. Петровского и др.
Методы исследования:
- теоретические - изучение педагогической, психологической, искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические - изучение педагогического опыта по проблеме, его анализ, обобщение, сравнение;
- экспериментальные - проведение тестов, составление анализов выполненных работ и результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы, и рекомендации результатов практической работы могут быть использованы педагогами на занятиях по рисунку пейзажа и самостоятельной подготовки учащихся.
Материалы, полученные в результате исследования, могут быть учтены при разработке учебных программ, составлении учебных пособий, спецкурсов по рисунку.
Этапы исследования:
Первый этап исследования 2015 - 2016 год: определение задачи, гипотезы, объекта и предмета исследования; рассматривались и изучались научно-теоретические материалы, обрабатывалась литература по проблеме исследования; проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап исследования 2016 - 2017 год: осуществлялся поиск методов и приемов педагогического воздействия на учащихся с целью донесения до них информации о техниках в рисунке пейзажа, проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы.
Третий этап исследования 2017 - 2018 год заключительный; проводился формирующий эксперимент, дорабатывалась теоретическая и практическая часть исследования.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Белгорода.
Суть работы воображения - построение новых образов на основании уже имеющихся. Все функции воображения направлены на деятельность человека. Например, одна из функций помогает представлять действительность в образах, а при решении задач, пользоваться ими. Другая функция позволяет регулировать эмоциональное состояние: снимать собственную напряженность, удовлетворять многие потребности. Третья функция через образы управляет восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая формирует внутренний план действий, способствуя выполнять действия в уме. И наконец, позволяет планировать и программировать свою деятельность, оценивать процесс реализации и его правильность. Как говорил о воображении Я.Л. Коломенский: что воображение - это «способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер» [25, с. 317]. Проанализировав важность работы воображения в жизни человека, делаем вывод, что его развитие будет весьма полезно современному школьнику. Так же считал и А.В. Петровский, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [9, с. 46].
Развитие воображения у детей, задача не простая, так же требующая творческого подхода. Для оптимального решения этой проблемы обратимся к урокам изобразительного искусства. Множество приемов и техник, таких, как изучение рисунка, живописи и композиции, станут несомненным подспорьем в развитие воображения у учащихся. К сожалению, текущая система образования не предполагает наличия необходимых методик, программ и условий для лучшего развития воображения на уроках изобразительного искусства, что создает противоречие между необходимостью развития воображения у школьников и существующей методикой обучения.
Решение противоречия является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития воображения и художественно - творческих способностей на кружковых занятиях по изобразительному искусству.
Предмет исследования - способы наиболее эффективного развития воображения учащихся через изучение графических техник в рисунке пейзажа.
Гипотеза исследования: процесс развития воображения у школьников будет более эффективным если:
- будет разработана методика изучения графических техник рисунка;
- будут созданы наглядные пособия по изучению графических техник рисунка.
Задачи исследования:
- рассмотреть и проанализировать педагогическую, научную, методическую, психологическую, искусствоведческую литературу, изучить программный материал по изобразительному искусству на кружковых занятиях в общеобразовательной школе по теме исследования;
- выявить педагогические возможности изучения графических техник в рисунке пейзажа в общеобразовательной школе;
- разработать методику преподнесения учащимся графических техник в рисунке пейзажа;
- разработать программу внеклассных кружковых занятий для практического освоения учащимися основ графических техник в рисунке пейзажа.
Методологическую основу исследования составили: методики изобразительного искусства Н.Н. Ростовцева, Б.М. Неменского, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой; теории творческой педагогической деятельности В.И. Загвязинского, А.В. Терентьева, Е.В. Шорохова, Г.А. Горбунова; искания в области психологии личности Н.П. Бехтеревой, В.Т. Кудрявцева; положения теории творчества и художественной деятельности личности Л.С. Иыготского, М.С. Каган, Т.Я. Шпикаловой; исследования в области психологии воображения Т. Рибо, В. Штерна, Л. Дьюи, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, А.В. Петровского и др.
Методы исследования:
- теоретические - изучение педагогической, психологической, искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические - изучение педагогического опыта по проблеме, его анализ, обобщение, сравнение;
- экспериментальные - проведение тестов, составление анализов выполненных работ и результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы, и рекомендации результатов практической работы могут быть использованы педагогами на занятиях по рисунку пейзажа и самостоятельной подготовки учащихся.
Материалы, полученные в результате исследования, могут быть учтены при разработке учебных программ, составлении учебных пособий, спецкурсов по рисунку.
Этапы исследования:
Первый этап исследования 2015 - 2016 год: определение задачи, гипотезы, объекта и предмета исследования; рассматривались и изучались научно-теоретические материалы, обрабатывалась литература по проблеме исследования; проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап исследования 2016 - 2017 год: осуществлялся поиск методов и приемов педагогического воздействия на учащихся с целью донесения до них информации о техниках в рисунке пейзажа, проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы.
Третий этап исследования 2017 - 2018 год заключительный; проводился формирующий эксперимент, дорабатывалась теоретическая и практическая часть исследования.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Белгорода.
В рамках итоговой аттестационной работы нами были выполнены следующие задачи:
1) рассмотрена и проанализирована педагогическая, научная, методическая, психологическая и искусствоведческая литература, изучен программный материал на кружковых занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе;
2) выявлены педагогические возможности изучения графических техник в рисунке пейзажа в общеобразовательной школе;
3) разработана программа (несколько уроков) внеклассных кружковых занятий для практического освоения учащимися основ графических техник в рисунке пейзажа.
Решение этих задач позволило реализовать следующие условия:
1) разработать методику изучения графических техник рисунка;
2) создать наглядные пособия по изучению графических техник рисунка.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась.
1) рассмотрена и проанализирована педагогическая, научная, методическая, психологическая и искусствоведческая литература, изучен программный материал на кружковых занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе;
2) выявлены педагогические возможности изучения графических техник в рисунке пейзажа в общеобразовательной школе;
3) разработана программа (несколько уроков) внеклассных кружковых занятий для практического освоения учащимися основ графических техник в рисунке пейзажа.
Решение этих задач позволило реализовать следующие условия:
1) разработать методику изучения графических техник рисунка;
2) создать наглядные пособия по изучению графических техник рисунка.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась.



