Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса изучения графических 7
техник в рисунке пейзажа
1.1. Графические техники и материалы в рисунке пейзажа 7
1.2. Развитие воображения на кружковых занятиях 16
Глава II. Методика изучения графических техник в изображении пейзажа на кружковых занятиях 23
2.1. Методика проведения кружковых занятий по изучению 23
графических техник в рисунке пейзажа
2.2. Экспериментальная работа 26
Глава III. Работа над творческой частью создания пейзажа 29
3.1. Замысел и создание графических работ 29
3.2. Ход работы над итоговыми композициями 31
Заключение 36
Библиографический список 37
Приложения 40
Стремительный бег научно-технического прогресса, социально-экономические преобразования в обществе трактуют формирование новой, творческой личности, способной принимать эффективные, неординарные решения для сложившихся проблем. Перед общеобразовательной системой встает важная задача развить у учащихся творческий потенциал, способный преодолеть стереотипность восприятия мира, заложенный в обществе. В процессе любой деятельности человек должен уметь представлять конечный результат своего труда, что бы выполнять работу продуктивно и качественно. Рабочим механизмом такой способности является воображение.
Суть работы воображения - построение новых образов на основании уже имеющихся. Все функции воображения направлены на деятельность человека. Например, одна из функций помогает представлять действительность в образах, а при решении задач, пользоваться ими. Другая функция позволяет регулировать эмоциональное состояние: снимать собственную напряженность, удовлетворять многие потребности. Третья функция через образы управляет восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая формирует внутренний план действий, способствуя выполнять действия в уме. И наконец, позволяет планировать и программировать свою деятельность, оценивать процесс реализации и его правильность. Как говорил о воображении Я.Л. Коломенский: что воображение - это «способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер» [25, с. 317]. Проанализировав важность работы воображения в жизни человека, делаем вывод, что его развитие будет весьма полезно современному школьнику. Так же считал и А.В. Петровский, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [9, с. 46].
Развитие воображения у детей, задача не простая, так же требующая творческого подхода. Для оптимального решения этой проблемы обратимся к урокам изобразительного искусства. Множество приемов и техник, таких, как изучение рисунка, живописи и композиции, станут несомненным подспорьем в развитие воображения у учащихся. К сожалению, текущая система образования не предполагает наличия необходимых методик, программ и условий для лучшего развития воображения на уроках изобразительного искусства, что создает противоречие между необходимостью развития воображения у школьников и существующей методикой обучения.
Решение противоречия является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития воображения и художественно - творческих способностей на кружковых занятиях по изобразительному искусству.
Предмет исследования - способы наиболее эффективного развития воображения учащихся через изучение графических техник в рисунке пейзажа.
Гипотеза исследования: процесс развития воображения у школьников будет более эффективным если:
- будет разработана методика изучения графических техник рисунка;
- будут созданы наглядные пособия по изучению графических техник рисунка.
Задачи исследования:
- рассмотреть и проанализировать педагогическую, научную, методическую, психологическую, искусствоведческую литературу, изучить программный материал по изобразительному искусству на кружковых занятиях в общеобразовательной школе по теме исследования;
- выявить педагогические возможности изучения графических техник в рисунке пейзажа в общеобразовательной школе;
- разработать методику преподнесения учащимся графических техник в рисунке пейзажа;
- разработать программу внеклассных кружковых занятий для практического освоения учащимися основ графических техник в рисунке пейзажа.
Методологическую основу исследования составили: методики изобразительного искусства Н.Н. Ростовцева, Б.М. Неменского, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой; теории творческой педагогической деятельности В.И. Загвязинского, А.В. Терентьева, Е.В. Шорохова, Г.А. Горбунова; искания в области психологии личности Н.П. Бехтеревой, В.Т. Кудрявцева; положения теории творчества и художественной деятельности личности Л.С. Иыготского, М.С. Каган, Т.Я. Шпикаловой; исследования в области психологии воображения Т. Рибо, В. Штерна, Л. Дьюи, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, А.В. Петровского и др.
Методы исследования:
- теоретические - изучение педагогической, психологической, искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические - изучение педагогического опыта по проблеме, его анализ, обобщение, сравнение;
- экспериментальные - проведение тестов, составление анализов выполненных работ и результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы, и рекомендации результатов практической работы могут быть использованы педагогами на занятиях по рисунку пейзажа и самостоятельной подготовки учащихся.
Материалы, полученные в результате исследования, могут быть учтены при разработке учебных программ, составлении учебных пособий, спецкурсов по рисунку.
Этапы исследования:
Первый этап исследования 2015 - 2016 год: определение задачи, гипотезы, объекта и предмета исследования; рассматривались и изучались научно-теоретические материалы, обрабатывалась литература по проблеме исследования; проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап исследования 2016 - 2017 год: осуществлялся поиск методов и приемов педагогического воздействия на учащихся с целью донесения до них информации о техниках в рисунке пейзажа, проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы.
Третий этап исследования 2017 - 2018 год заключительный; проводился формирующий эксперимент, дорабатывалась теоретическая и практическая часть исследования.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Белгорода.
В рамках итоговой аттестационной работы нами были выполнены следующие задачи:
1) рассмотрена и проанализирована педагогическая, научная, методическая, психологическая и искусствоведческая литература, изучен программный материал на кружковых занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе;
2) выявлены педагогические возможности изучения графических техник в рисунке пейзажа в общеобразовательной школе;
3) разработана программа (несколько уроков) внеклассных кружковых занятий для практического освоения учащимися основ графических техник в рисунке пейзажа.
Решение этих задач позволило реализовать следующие условия:
1) разработать методику изучения графических техник рисунка;
2) создать наглядные пособия по изучению графических техник рисунка.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась.
1. Авсиян O.A. Композиция в работе с натуры - М.: Юный художник. - 1989.-№3.-С. 34-36.
2. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 1973. - 169 с.
3. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. - М.: Советский художник, 1968. - 181 с.
4. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970. - 168 с.
5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. 239 е., ил.
6. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. - М.: Владос, 2005.
7. Белютин Э.М. Начальные сведения о рисунке и живописи. - М.: Искусство, 1967. - 78 е., ил.
8. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. С-Пб.: Нотабене, 1993.
9. Боровик О.В. Развитие воображения. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. - 112 с.
10. Браговский Э.Г. От этюда к пейзажу - М.: Юный художник. 1984. - №8.-С.
11. Волков H.H. Восприятие картины. - М.: Просвещение, 1969. -84 е., ил.
12. Волков H.H. Геометрия и композиция картины. М.: Искусство, 1975.-96 е., ил.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.:«Просвещение», 1967. С. 157.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.:Союз, 1997. С.96.
15. Геворгян Н.Р. Основы композиции пейзажа. - М.: МГОПУ, 1996. - 106 с.
16. Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. - M.-Л.: Искусство, 1936. -410 е., ил.
17. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество. - М.: Искусство, 1972. -184 с.
18. Зальцман Б.Н. Воображение. Психология. 3-е изд. Киев, 1968.
19. Кардовский Д.Н. О принципах и методах обучения рисованию. / В кн. Пособие по рисованию. - М.: Госстройиздат, 1938. 164 е., ил.
20. Карев Б.А. Методика обучения объемному рисованию в общеобразовательной школе: Дис. канд. пед. наук. - М.: 1995. - 218 с.
21. Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись» практическое пособие, «Высшая школа» - М.: Высшая школа, 1992.- с. 269.
22. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. - М.: Искусство, 1951.-257 с.
23. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко - М.: Политиздат, 1985.- 431 с.
24. Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство: 5-7 классы/рабочая программа. - М.: Дрофа, 2017. - 48 с.
25. Маклаков А.Г. Общая психология. - М.: Знание, 2005. - 592с.
26. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2015.
27. Рибо, Т. Творческое воображение. - М.:Просвещение, 2001. - С.83.
28. Рибо Т. Закон развития воображения. - М: МГУ, 1997, С. 52-57
29. Рисунок. Советы начинающим. 1-2 вып. - М.: Молодая гвардия, 1993.¬32 с.
30. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1974. 246 с.
31. Ростовцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятии рисунком.- М.: Просвещение, 1987. - 176 с.
32. Ростовцев H.H. Рисунок. - М.: Просвещение, 1975. - 271 с.
33. Сидоров A.A. Рисунки русских мастеров. - М.: Искусство, 1960. - 559 е., ил.
34. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996. - 80 с.
35. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - Обнинск: Титул, 1996. - 96 с.
36. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. - Л.: Искусство, 1989. - 255 с.
37. Степанова Н.Э. «Рисунок Живопись Композиция» - учебное пособие, Улан-Удэ, изд. ВСГТУ, 2007. 269стр.
38. Сыров Л.К. Тональный рисунок. - М.: Изд-во МГОГГУ, 1998. - 640 с.
39. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. соч. - М., 2000. -Т.8. - С.13.
40. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2011