ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ ПАРНОЙ
СОГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Лингвометодические основы овладения орфографическим навыком 7
1.2. Особенности формирования орфографических навыков у младших
школьников с общим недоразвитием речи 12
1.3. Анализ методических подходов к формированию навыка правописания
парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ ПАРНОЙ
СОГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 28
2.1. Изучение состояния навыка правописания парной согласной в корне
слова у младших школьников с общим недоразвитием речи 28
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим
недоразвитием речи 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
За последние десятилетия заметно возросло число детей, испытывающих трудности в обучении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии (дизорфография).
Успешное овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками лежит в основе усвоения учебных программ по различным общеобразовательным предметам. Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре.
Усвоение орфографических знаний, умений и навыков осуществляется на основе сформированности когнитивных предпосылок, особенно мыслительных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения (Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, М.Р. Львов, М.С. Рождественский и др.).
В качестве наиболее значимых предпосылок овладения орфографией, ведущим принципом которой является морфологический принцип, рассматривают сформироваиность лексики (объема словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные модели предложения). В связи с этим многие ученые (Л.В. Занков, С.Ф. Иваненко, В.В. Тарасун, Г.В. Чиркина, СИ. Шаховская, СБ. Яковлев, А.В. Ястребова, и др.) связывают проблемы неуспеваемости по русскому языку с недоразвитием устной речи.
В современной логопедической литературе у детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.) Литературные данные свидетельствуют о тесной связи дисграфических и орфографических ошибок на письме, в основе которых лежит нарушение языкового и когнитивного развития (И.К. Колповская, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Т.Б. Филичева, и др.)
Среди проявлений дизорфографии особое место занимают трудности формирования навыка правописания орфограмм, регулируемых морфологическим принципом орфографии, среди которых достаточно распространенной орфограммой является правописание парной согласной в корне слова (Г.Г. Мисаренко, Л.Е. Тарасова, Л.А. Фролова).
Так в связи с этим тему дипломного исследования «Формирование навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи», можно рассматривать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-методические условия логопедической работы по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-методические условия
логопедической работы по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективной при обеспечении поэтапности коррекционно-педагогического воздействия, включающего сначала
формирование речевых и когнитивных предпосылок, а затем непосредственную отработку навыка правописания парной согласной в корне слова.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы теоретически обосновать проблему формирования навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую базу нашего исследования составили:
- положение о системном характере языкового развития ребенка (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.Н. Винарская, С.Н. Цейтлин и др.);
- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин);
- исследования, посвященные изучению дизорфографии, ее профилактики и корекции (О.И. Азова, Н.Ю. Горбачевская, О.В. Елецкая, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.В. Прищепова);
- методические рекомендации по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова (С.Л. Андреева, О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая, О.И. Азова, И.В. Прищепова).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
- статические: количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого» Борисовского района Белгородской области.
В настоящее время проблема дизорфографии у младших школьников с ОНР растет с огромной скоростью. Она требует поиска различных методов и приемов, которые могли бы помочь учащимся устранить данное нарушение в письменной речи. Необходимо создать такую систему работы, которая бы максимально эффективно помогала учащимся в овладении орфографией.
Многие исследователи (Р.И. Лалаева; Р.Е. Левина; И.В. Прищепова; Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер; А.В. Ястребова и др.) отмечают, что у младших школьников с общим недоразвитием речи не сформированы различные речевые и неречевые предпосылки усвоения навыков правописания или первоначальное звено ассоциативной цепи при образовании орфографического навыка.
Исследование показало, что дизорфография у учеников 2 классов общеобразовательной школы проявляется в структуре общего недоразвития речи. Также при поведении исследования мы выяснили, что самое большое количество ошибок испытуемые с ОНР допустили при написании правил, относящихся к морфологическому принципу написания. Основные трудности у детей с дизорфографией проявлялись: при подборе проверочных слов; при овладении морфемным анализом слов; при дифференциации приставок и предлогов; при выделении и дифференциации по значению словообразующих и формообразующих морфем.
У детей с ОНР выявлены трудности поиска орфограммы по всем трем опознавательным признакам: неумение соотносить написание и произношение слов; затруднения в нахождении определенных букв и сочетаний букв, необходимых для проверки орфограммы; неумение правильно анализировать морфемную структуру слова.
Неумение найти морфему в словах приводит к
невозможности целенаправленно искать орфограмму, так как школьник не знает, в какой части слова ее искать. В связи с этим учащийся затрудняется в решении грамматико-орфографических задач.
Орфографические ошибки у детей с речевыми нарушениями характеризуются многообразием и стойкостью. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает стойкие нарушения письменной речи, проявляющиеся в трудностях овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками. Вместе с тем школьная неуспеваемость отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывая нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллектуального развития.
Важнейшими предпосылками усвоения правописания являются: готовность устного речевого развития ребенка и развитие познавательной деятельности детей.
Процесс овладения орфографией является сложным навыком. В качестве предпосылок успешного усвоения орфограмм детьми рассматриваются различные лингвистические, психологические и речевые факторы: достаточная
сформированность фонематического анализа и синтеза, слов, познавательная активность в сфере морфологических обобщений, определенный уровень лексико-грамматического строя (сформированность синтаксического строя речи, формообразующих и словообразующих процессов), достаточная
сформированность мотивации, сохранность процессов памяти, мышления, внимания и т. д.
Овладение навыком орфографически правильного письма формируется на основе достаточно высокого уровня психического развития и речевой готовности школьников. Данный процесс требует сформированности фонетических, фонематических, лексических обобщений, осознанного умения анализировать и синтезировать языковые единицы с точки зрения семантики, языкового оформления и умения соотносить их с графическим образцом.
Мы провели исследование по изучению состояния навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи. Нами было выявлено, что у всех детей в той или иной степени есть
дизорфография, но преобладала легкая степень выраженности дизорфографии. Так, 60% учащихся имеют легкую степень выраженности дизорфографии, 30% учащихся имеют среднюю степень выраженности дизорфографии и 10% учащихся с тяжелой степенью выраженности дизорфографии.
Изучив состояние письменной речи младших школьников, мы предложили содержание корекционно-педагогической работы для детей с ОНР по формированию навыка написания парной согласной в корне слова. Нами были разработаны методические рекомендации по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Содержание работы включает в себя несколько направлений.
Подготовительный этап включает: формирование гностико-практических функций, совершенствование фонетико-фонематической стороны речи, обогащение и развитие лексики, коррекцию нарушений грамматического строя речи.
Основной этап направлен на формирование орфографической зоркости, орфографических знаний, умений и навыков.
1. Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников (Текст):/ О.И. Азова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
2. Андреева, С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми- дисорфографиками (Текст): // Учитель-ученик: проблемы, поиски, находки. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. - М., 2003. - С. 76-84
3. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков учащихся (Текст): пособие для учителя / Н.Н. Алгазина. - М.: Просвещение, 1987. - 158 с.
4. Богородицкий, В.А. О русском правописании (Текст) / В.А. Богородицкий // Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учеб. заведениях: пособие для учителя / авт.-сост. В.Ф. Иванова, Б.И. Осипов. - М.: Просвещение, 1995. - С. 99¬
100.
5. Богоявленский, Д.Н. Психология обучения орфографии (Текст) / Д.Н. Богоявленский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2016. - 307 с.
6. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию (Текст) /. И.А. Бодуэн де Куртене. - Изд-во акад. Наук СССР, 1963. - 391 с.
7. Величенкова, О.А., Русецкая, М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников (Текст). - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 391 с.
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи (Текст): учеб. пособие / В.К. Воробьева — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.
9. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию (Текст) / В.П. Глухов // Дефектология. - 1994. -№ 2. С. 56 - 73.
10. Грибова, О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы,
предположения (Текст) / О.Е. Грибова // Дефектология. - 2013. -№ 3. С. 3 - 11.
11. Елецкая, О.В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. Методические рекомендации и упражнения (Текст): / О.В.Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. - М.: Изд-во Школьная Пресса, 2013. - 64 с.
12. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников (Текст) / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
13. Иванова, В.Ф. Трудные вопросы орфографии (Текст): пособие для учителей / В.Ф. Иванова. - 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. - 175с.
14. Ивановская, О.Г. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки (Текст): методическое пособие / О.Г.Ивановская, Л.Я. Гадасина, С.Ф. Николаева. - Спб.: Изд-во КАРО, 2008. - 544 с.
15. Корнев, А.Н. Состояние сукцессивных функций у детей с нарушениями чтения и письма (Текст) / А.Н. Корнев // Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. - С. 376-377.
16. Лалаева, Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников (Текст): Учебное пособие / Р.И.Лалаева, И.В. Прищепова. - СПб.: СПбГУПМ , 1999. - 36 с.
17. Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей (Текст): / Р.И. Лалаева. - М.: Изд-во Просвещение, 2004. - 296 с.
18. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи (Текст): / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова - СПб.: СПбГУПМ , 2014.
19. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей (Текст): / Р.Е.Левина. - М.: Изд-во Просвещение, 2000. - 224 с.
20. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей (Текст) / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968, С. 67-166.
21. Логопедическая работа по коррекции дизорфогорафии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. О.И. Азова (Текст) / Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: РУДН, 2010. - 200 с.
22. Логопедия (Текст): Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. - В 2-х книгах. Книга 1-М.: Просвещение: Владос, 1995.-384с.
23. Львов, М.Р. Обучение орфографии в начальных классах (Текст): / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2002. - №12. - С. 38-40.
24. Мисаренко, Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями (Текст): учебное пособие / Г.Г. Мисаренко. - М: Изд-во Академия, 2004. - 336 с.
25. Моисеев, А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография (Текст): пособие для учителей / А.И. Моисеев; М-во просвещения РСФСР. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 256 с.
26. Парамонова, Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии (Текст): / Л.Г. Парамонова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 224 с.
27. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие (Текст)/ И.В. Прищепова. - СПб.: КАРО, 2006.
28. Прищепова, И.В. Логопедическая работа по коррекции
дизорфографии у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (Текст): / И.В.
Прищепова. - СПб.: Изд-во Просвещение, 1999. - 286 с.
29. Разумовская, М.М. Методика обучения орфографии в школе (Текст): / М.М. Разумовская //.- М.: Просвещение, 2012 г.-192 с.
30. Рождественский, Н.С. Обучение орфографии в начальной школе (Текст): пособие для учителей / Н.С. Рождественский. - 2-е изд., перераб. - М.: Учпедгиз, 1960. - 295с.
31. Соловейчик, М.С. и др. Русский язык в начальных классах (Текст): Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик //.— М.: Просвещение, 2003.-132с.
32. Соботович, Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией (Текст): учебное пособие / Е.Ф. Соботович. - М.: Изд-во КГПИ, 2013. - 150 с.
33. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I - IV). (Текст): / Л.Ф. Спирова //. - М.: Просвещение, 1980 г. - 192 с.
34. Филичева, Т.Б. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи (Текст) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Дефектология» / под ред. Л.С. Волковой. - 3-е изд.
- М.: ВЛАДОС, 2003. С. 614-647.
35. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста (Текст): практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В.
Чиркина. - М.: Изд-во Айрис-пресс, 2004. - 244 с.
36. Фомичева, М.Ф. Основы логопедии (Текст): Учебное пособие / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: Изд-во Академия, 2002. - 223 с.
37. Хомякова, С. Е. Коррекция дизорфографии на школьном логопункте (Текст): Школьная педагогика./ С.Е. Хомякова. — М.: Просвещение, 2016. — №4.
— С. 36-38.
38. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи (Текст): Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений./ С.Е. Хомякова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
39. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми (Текст): учебное пособие / Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2002. - 240 с.
40. Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи (Текст) / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.
41. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы (Текст) / А.В. Ястребова - М.: Просвещение, 1984.¬212с