ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ ПАРНОЙ СОГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ ПАРНОЙ
СОГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Лингвометодические основы овладения орфографическим навыком 7
1.2. Особенности формирования орфографических навыков у младших
школьников с общим недоразвитием речи 12
1.3. Анализ методических подходов к формированию навыка правописания
парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ ПАРНОЙ
СОГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 28
2.1. Изучение состояния навыка правописания парной согласной в корне
слова у младших школьников с общим недоразвитием речи 28
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим
недоразвитием речи 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ ПАРНОЙ
СОГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Лингвометодические основы овладения орфографическим навыком 7
1.2. Особенности формирования орфографических навыков у младших
школьников с общим недоразвитием речи 12
1.3. Анализ методических подходов к формированию навыка правописания
парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ ПАРНОЙ
СОГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 28
2.1. Изучение состояния навыка правописания парной согласной в корне
слова у младших школьников с общим недоразвитием речи 28
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим
недоразвитием речи 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
За последние десятилетия заметно возросло число детей, испытывающих трудности в обучении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии (дизорфография).
Успешное овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками лежит в основе усвоения учебных программ по различным общеобразовательным предметам. Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре.
Усвоение орфографических знаний, умений и навыков осуществляется на основе сформированности когнитивных предпосылок, особенно мыслительных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения (Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, М.Р. Львов, М.С. Рождественский и др.).
В качестве наиболее значимых предпосылок овладения орфографией, ведущим принципом которой является морфологический принцип, рассматривают сформироваиность лексики (объема словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные модели предложения). В связи с этим многие ученые (Л.В. Занков, С.Ф. Иваненко, В.В. Тарасун, Г.В. Чиркина, СИ. Шаховская, СБ. Яковлев, А.В. Ястребова, и др.) связывают проблемы неуспеваемости по русскому языку с недоразвитием устной речи.
В современной логопедической литературе у детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.) Литературные данные свидетельствуют о тесной связи дисграфических и орфографических ошибок на письме, в основе которых лежит нарушение языкового и когнитивного развития (И.К. Колповская, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Т.Б. Филичева, и др.)
Среди проявлений дизорфографии особое место занимают трудности формирования навыка правописания орфограмм, регулируемых морфологическим принципом орфографии, среди которых достаточно распространенной орфограммой является правописание парной согласной в корне слова (Г.Г. Мисаренко, Л.Е. Тарасова, Л.А. Фролова).
Так в связи с этим тему дипломного исследования «Формирование навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи», можно рассматривать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-методические условия логопедической работы по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-методические условия
логопедической работы по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективной при обеспечении поэтапности коррекционно-педагогического воздействия, включающего сначала
формирование речевых и когнитивных предпосылок, а затем непосредственную отработку навыка правописания парной согласной в корне слова.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы теоретически обосновать проблему формирования навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую базу нашего исследования составили:
- положение о системном характере языкового развития ребенка (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.Н. Винарская, С.Н. Цейтлин и др.);
- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин);
- исследования, посвященные изучению дизорфографии, ее профилактики и корекции (О.И. Азова, Н.Ю. Горбачевская, О.В. Елецкая, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.В. Прищепова);
- методические рекомендации по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова (С.Л. Андреева, О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая, О.И. Азова, И.В. Прищепова).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
- статические: количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого» Борисовского района Белгородской области.
Успешное овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками лежит в основе усвоения учебных программ по различным общеобразовательным предметам. Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре.
Усвоение орфографических знаний, умений и навыков осуществляется на основе сформированности когнитивных предпосылок, особенно мыслительных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения (Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, М.Р. Львов, М.С. Рождественский и др.).
В качестве наиболее значимых предпосылок овладения орфографией, ведущим принципом которой является морфологический принцип, рассматривают сформироваиность лексики (объема словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные модели предложения). В связи с этим многие ученые (Л.В. Занков, С.Ф. Иваненко, В.В. Тарасун, Г.В. Чиркина, СИ. Шаховская, СБ. Яковлев, А.В. Ястребова, и др.) связывают проблемы неуспеваемости по русскому языку с недоразвитием устной речи.
В современной логопедической литературе у детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.) Литературные данные свидетельствуют о тесной связи дисграфических и орфографических ошибок на письме, в основе которых лежит нарушение языкового и когнитивного развития (И.К. Колповская, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Т.Б. Филичева, и др.)
Среди проявлений дизорфографии особое место занимают трудности формирования навыка правописания орфограмм, регулируемых морфологическим принципом орфографии, среди которых достаточно распространенной орфограммой является правописание парной согласной в корне слова (Г.Г. Мисаренко, Л.Е. Тарасова, Л.А. Фролова).
Так в связи с этим тему дипломного исследования «Формирование навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи», можно рассматривать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-методические условия логопедической работы по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-методические условия
логопедической работы по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективной при обеспечении поэтапности коррекционно-педагогического воздействия, включающего сначала
формирование речевых и когнитивных предпосылок, а затем непосредственную отработку навыка правописания парной согласной в корне слова.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы теоретически обосновать проблему формирования навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую базу нашего исследования составили:
- положение о системном характере языкового развития ребенка (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.Н. Винарская, С.Н. Цейтлин и др.);
- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин);
- исследования, посвященные изучению дизорфографии, ее профилактики и корекции (О.И. Азова, Н.Ю. Горбачевская, О.В. Елецкая, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.В. Прищепова);
- методические рекомендации по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова (С.Л. Андреева, О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая, О.И. Азова, И.В. Прищепова).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
- статические: количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого» Борисовского района Белгородской области.
В настоящее время проблема дизорфографии у младших школьников с ОНР растет с огромной скоростью. Она требует поиска различных методов и приемов, которые могли бы помочь учащимся устранить данное нарушение в письменной речи. Необходимо создать такую систему работы, которая бы максимально эффективно помогала учащимся в овладении орфографией.
Многие исследователи (Р.И. Лалаева; Р.Е. Левина; И.В. Прищепова; Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер; А.В. Ястребова и др.) отмечают, что у младших школьников с общим недоразвитием речи не сформированы различные речевые и неречевые предпосылки усвоения навыков правописания или первоначальное звено ассоциативной цепи при образовании орфографического навыка.
Исследование показало, что дизорфография у учеников 2 классов общеобразовательной школы проявляется в структуре общего недоразвития речи. Также при поведении исследования мы выяснили, что самое большое количество ошибок испытуемые с ОНР допустили при написании правил, относящихся к морфологическому принципу написания. Основные трудности у детей с дизорфографией проявлялись: при подборе проверочных слов; при овладении морфемным анализом слов; при дифференциации приставок и предлогов; при выделении и дифференциации по значению словообразующих и формообразующих морфем.
У детей с ОНР выявлены трудности поиска орфограммы по всем трем опознавательным признакам: неумение соотносить написание и произношение слов; затруднения в нахождении определенных букв и сочетаний букв, необходимых для проверки орфограммы; неумение правильно анализировать морфемную структуру слова.
Неумение найти морфему в словах приводит к
невозможности целенаправленно искать орфограмму, так как школьник не знает, в какой части слова ее искать. В связи с этим учащийся затрудняется в решении грамматико-орфографических задач.
Орфографические ошибки у детей с речевыми нарушениями характеризуются многообразием и стойкостью. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает стойкие нарушения письменной речи, проявляющиеся в трудностях овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками. Вместе с тем школьная неуспеваемость отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывая нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллектуального развития.
Важнейшими предпосылками усвоения правописания являются: готовность устного речевого развития ребенка и развитие познавательной деятельности детей.
Процесс овладения орфографией является сложным навыком. В качестве предпосылок успешного усвоения орфограмм детьми рассматриваются различные лингвистические, психологические и речевые факторы: достаточная
сформированность фонематического анализа и синтеза, слов, познавательная активность в сфере морфологических обобщений, определенный уровень лексико-грамматического строя (сформированность синтаксического строя речи, формообразующих и словообразующих процессов), достаточная
сформированность мотивации, сохранность процессов памяти, мышления, внимания и т. д.
Овладение навыком орфографически правильного письма формируется на основе достаточно высокого уровня психического развития и речевой готовности школьников. Данный процесс требует сформированности фонетических, фонематических, лексических обобщений, осознанного умения анализировать и синтезировать языковые единицы с точки зрения семантики, языкового оформления и умения соотносить их с графическим образцом.
Мы провели исследование по изучению состояния навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи. Нами было выявлено, что у всех детей в той или иной степени есть
дизорфография, но преобладала легкая степень выраженности дизорфографии. Так, 60% учащихся имеют легкую степень выраженности дизорфографии, 30% учащихся имеют среднюю степень выраженности дизорфографии и 10% учащихся с тяжелой степенью выраженности дизорфографии.
Изучив состояние письменной речи младших школьников, мы предложили содержание корекционно-педагогической работы для детей с ОНР по формированию навыка написания парной согласной в корне слова. Нами были разработаны методические рекомендации по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Содержание работы включает в себя несколько направлений.
Подготовительный этап включает: формирование гностико-практических функций, совершенствование фонетико-фонематической стороны речи, обогащение и развитие лексики, коррекцию нарушений грамматического строя речи.
Основной этап направлен на формирование орфографической зоркости, орфографических знаний, умений и навыков.
Многие исследователи (Р.И. Лалаева; Р.Е. Левина; И.В. Прищепова; Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер; А.В. Ястребова и др.) отмечают, что у младших школьников с общим недоразвитием речи не сформированы различные речевые и неречевые предпосылки усвоения навыков правописания или первоначальное звено ассоциативной цепи при образовании орфографического навыка.
Исследование показало, что дизорфография у учеников 2 классов общеобразовательной школы проявляется в структуре общего недоразвития речи. Также при поведении исследования мы выяснили, что самое большое количество ошибок испытуемые с ОНР допустили при написании правил, относящихся к морфологическому принципу написания. Основные трудности у детей с дизорфографией проявлялись: при подборе проверочных слов; при овладении морфемным анализом слов; при дифференциации приставок и предлогов; при выделении и дифференциации по значению словообразующих и формообразующих морфем.
У детей с ОНР выявлены трудности поиска орфограммы по всем трем опознавательным признакам: неумение соотносить написание и произношение слов; затруднения в нахождении определенных букв и сочетаний букв, необходимых для проверки орфограммы; неумение правильно анализировать морфемную структуру слова.
Неумение найти морфему в словах приводит к
невозможности целенаправленно искать орфограмму, так как школьник не знает, в какой части слова ее искать. В связи с этим учащийся затрудняется в решении грамматико-орфографических задач.
Орфографические ошибки у детей с речевыми нарушениями характеризуются многообразием и стойкостью. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает стойкие нарушения письменной речи, проявляющиеся в трудностях овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками. Вместе с тем школьная неуспеваемость отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывая нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллектуального развития.
Важнейшими предпосылками усвоения правописания являются: готовность устного речевого развития ребенка и развитие познавательной деятельности детей.
Процесс овладения орфографией является сложным навыком. В качестве предпосылок успешного усвоения орфограмм детьми рассматриваются различные лингвистические, психологические и речевые факторы: достаточная
сформированность фонематического анализа и синтеза, слов, познавательная активность в сфере морфологических обобщений, определенный уровень лексико-грамматического строя (сформированность синтаксического строя речи, формообразующих и словообразующих процессов), достаточная
сформированность мотивации, сохранность процессов памяти, мышления, внимания и т. д.
Овладение навыком орфографически правильного письма формируется на основе достаточно высокого уровня психического развития и речевой готовности школьников. Данный процесс требует сформированности фонетических, фонематических, лексических обобщений, осознанного умения анализировать и синтезировать языковые единицы с точки зрения семантики, языкового оформления и умения соотносить их с графическим образцом.
Мы провели исследование по изучению состояния навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи. Нами было выявлено, что у всех детей в той или иной степени есть
дизорфография, но преобладала легкая степень выраженности дизорфографии. Так, 60% учащихся имеют легкую степень выраженности дизорфографии, 30% учащихся имеют среднюю степень выраженности дизорфографии и 10% учащихся с тяжелой степенью выраженности дизорфографии.
Изучив состояние письменной речи младших школьников, мы предложили содержание корекционно-педагогической работы для детей с ОНР по формированию навыка написания парной согласной в корне слова. Нами были разработаны методические рекомендации по формированию навыка правописания парной согласной в корне слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Содержание работы включает в себя несколько направлений.
Подготовительный этап включает: формирование гностико-практических функций, совершенствование фонетико-фонематической стороны речи, обогащение и развитие лексики, коррекцию нарушений грамматического строя речи.
Основной этап направлен на формирование орфографической зоркости, орфографических знаний, умений и навыков.
Подобные работы
- НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ПРОФИЛИ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Логопедическая работа по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Применение графической технологии в коррекции дизорфографии у обучающихся начальных классов (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025



