ТРАДИЦИОННАЯ КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ РУССКОГО СЕВЕРА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний о традиционной народной культуре 9
1.1 Народная художественная культура как социокультурный феномен.. 9
1.2 Психолого - педагогические основы формирования народной
культуры на занятиях изобразительным искусством 17
1.3 Методические условия формирования знаний о народной культуре
на занятиях изобразительным искусством в процессе освоения традиций кистевой росписи 22
Глава II. Экспериментальное исследование по формированию знаний о народной культуре в процессе освоения традиционной кистевой росписи Русского Севера 30
2.1 Анализ передового педагогического опыта в области преподавания
народной культуры на занятия изобразительным искусством в средней школе 30
2.2 Экспериментальная проверка эффективности процесса
формирования знаний о традициях народной культуры на занятия изобразительным искусством 39
2.3 Результаты экспериментального исследования по формированию
знаний о традициях народной культуры в процессе освоения традиционной кистевой росписи Пермогорья 48
Глава III. Выполнение творческой части дипломного исследования.59 3.1 Традиции русской кистевой росписи как источник, творческого
вдохновения 59
3.2 Методическая последовательность выполнения художественной росписи декоративного панно «Пермогорские птицы» 66
Заключение 74
Библиографический список 76
Приложение
Глава I. Теоретические основы формирования знаний о традиционной народной культуре 9
1.1 Народная художественная культура как социокультурный феномен.. 9
1.2 Психолого - педагогические основы формирования народной
культуры на занятиях изобразительным искусством 17
1.3 Методические условия формирования знаний о народной культуре
на занятиях изобразительным искусством в процессе освоения традиций кистевой росписи 22
Глава II. Экспериментальное исследование по формированию знаний о народной культуре в процессе освоения традиционной кистевой росписи Русского Севера 30
2.1 Анализ передового педагогического опыта в области преподавания
народной культуры на занятия изобразительным искусством в средней школе 30
2.2 Экспериментальная проверка эффективности процесса
формирования знаний о традициях народной культуры на занятия изобразительным искусством 39
2.3 Результаты экспериментального исследования по формированию
знаний о традициях народной культуры в процессе освоения традиционной кистевой росписи Пермогорья 48
Глава III. Выполнение творческой части дипломного исследования.59 3.1 Традиции русской кистевой росписи как источник, творческого
вдохновения 59
3.2 Методическая последовательность выполнения художественной росписи декоративного панно «Пермогорские птицы» 66
Заключение 74
Библиографический список 76
Приложение
Проблема исследования и ее актуальность.
Культурное возрождение России невозможно без духовной культуры каждого отдельного региона, каждого гражданина. Изучение народной культуры мы рассматриваем через призму постижения этой культуры, в ее истории и современного состояния.
Народная культура - это богатейший пласт всей культуры человечества, созданной на протяжении многих веков развития истории. С произведениями народной культуры мы встречаемся чаще, чем с какими бы то ни было видами культуры, и подсознательно реагируя на тот положительный заряд, который она несет, часто не задумываемся о ее роли в нашей жизни.
Накопленный педагогической наукой за последнее время опыт по приобщению школьников к народной культуре позволяет сделать вывод о том, что необходимо повышать интерес к народной культуре, а так же, эмоциональную, духовную, нравственную насыщенность воспитания юного поколения, используя для этого разнообразные средства воздействия, а так же воздействия изобразительного искусства, воспитательный, культурный потенциал народной культуры.
Изучение традиций народной культуры предполагает изучение материала из курса различных дисциплин: изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, литература, музыка. Обращаясь к художественным образам, встречающимся в народной культуре, изучая ее художественный язык, используя педагогический и эмоциональный потенциал, педагог может включить материал по изучению традиционной культуры в учебный процесс с целью формирования системности знаний о народных культурных традициях, в том числе и изобразительных. Это дает перспективу формирования системы образования с учетом культурного наследия всего русского народа, родного края.
В процессе наблюдения за педагогическим процессом по формированию системы знаний о народной культуре, анализируя литературу по теме исследования, изучая передовой педагогический опыт различных регионов мы выдвинули предположение о возможности формирования системы знаний школьников о традициях народной культуры включая ее в образовательный процесс школы на классно - урочных занятиях и первую очередь на уроках изобразительного искусства в разных классах. Народное изобразительное искусство дает широкий диапазон возможностей педагогических, культурологических, художественных возможностей по приобщению школьников к богатствам народной культуры.
В соответствии с этим мы определили тему данного исследования - «Традиционная кистивая роспись русского севера в системе формирования знаний о традициях народной культуры».
Надо отметить, что национально - региональный подход к использованию народного искусства в учебном процессе общеобразовательной школы изначально носит локальный характер и находится в противоречии с принципами доступности образования национальными и религиозными традициями условиями быта коренного народа.
В своем исследовании мы обращались к научным трудам ведущих ученых в области преподавания изобразительного искусства: А.Д.Алехина, Н.Н.Анисимова, Н.С.Боголюбова, Э.Н. Беды, В.В.Корешкова, В.С. Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой и др.
Большой вклад в изучение народной культуры и искусства России внесли исследования И.Я.Богуславской, А.М. Василенко, В.С.Воронова, Н.Л.Давыдовой, М.А.Некрасовой, Б.А.Рыбакова и др.
Цель исследования: научно обосновать, разработать и
экспериментально подтвердить содержание образования по формированию системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы на основе изучения традиционной культуры Русского Севера, на примере кистевой росписи Пермогорья на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс формирование системы знаний о народной культуре у учащихся средней школы на изобразительного искусства.
Предмет исследования: содержание и оптимальные методические пути формирования системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы на уроках изобразительного искусства .
Гипотеза исследования. Формирование системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы будет более эффективно, если:
• сообщение знаний о традициях народной культуры будет носить систематический характер;
• формы и методы сообщения знаний школьникам о традициях народной культуры должны соответствовать возрастным особенностям учащихся;
• планомерно и систематически использовать специально подобранный материал занятий по изобразительному искусству, создать особенные методические условия.
В соответствии с проблемой и целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические условия
формирования системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы.
2. Выявить и обобщить опыт исторически сложившихся методов и приемов формирования системы знаний о народной традиционной культуре , проанализировать учебные программы по изобразительному искусству и мировой художественной культуре с целью изыскать временной резервы для более глубокого и системного изучения традиций народной культуры.
3. Осуществить анализ продуктов изобразительной деятельности учеников на уроках изобразительного искусства.
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной нами системы формирования знаний о традициях народной культуры учащихся средней школы.
Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические исследования психологов по проблемам развития художественно-творческой активности человека в процессе деятельности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.С. Громов, А.Н. Леонтьев, Б.С. Мейлах, С. Л. Рубинштейн, Н.М. Сокольникова и др.);
теоретические труды по педагогике искусства (Б.Т. Лихачев, Н.П. Сакулина, А. А. Унковский, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, Е.В. Шорохов и др.);
теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А.Б. Бакушинский, И.Я. Багуславская, Г.К. Вагнер, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, С.Б. Рождественская, А.Б. Салтыков и многие другие.
Научные работы по проблемам использования декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе (А.Д. Алехин, И.Б. Ветрова, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, В.В. Корешков, С.П. Ломов, В.Р. Мосина, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов и др.);
Возрождением изучением народной художественной культуры занимались ученные-педагоги С.П. Исенко «Этнокостюмология в контексте современной культуры», «Русский народный костюм» и «Русская игрушка»; Е.А. Сергеева «Становление и развитие профессиональной подготовки специалистов социальной культурной сферы»; Т.И. Бакланова «Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности»; Г.П. Блинова «Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды»; Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство и художественный труд»; А.В. Рябчиковой «Гончарство. Народная игрушка юга России с учетом регионального компонента».
Среди научных работ, связанных с различными проблемами совершенствования процесса обучения изобразительному искусству особое внимание привлекают труды Н.С.Боголюбова, Е.И.Буцаева, К.Бюлера, М.Х.Данашева, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Л.Г. Медведева, Н.К. Шабанова, и др., позволяющие рассматривать художественное образование в школе как целостный, взаимосвязанный процесс, направленный на формирование гармонично развитой в профессиональном, эстетическом и духовно-нравственном плане личности.
Учителями практиками замечено, если процесс обучения изобразительному искусству построен на одновременном изучении художественного - образного языка народного искусства и освоении теории и практики реалистического изображения предметов и явлений окружающего мира, то формирование системы знаний о традициях народной культуры школьников будет значительно успешнее.
Педагогические идеи давно и вполне аргументированно пришли к выводам, что пренебрегать или ограниченно, не полностью использовать огромный потенциал народного творчества в процессе обучения изобразительному искусству будет безрезультатно.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, методической, этнографической, архивной и исторической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические - изучение и обобщение передового педагогического опыта, школьных программ и учебных пособий по методике преподавания декоративно-прикладного искусства в частности народной художественной культуры; организация и проведение психолого-педагогического эксперимента, моделирование учебного процесса.
Диагностические - анализ художественно-практической деятельности учащихся; сравнительный анализ полученных результатов
экспериментальных классов, статистическая обработка полученных данных.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» города Белгорода.
Этапы исследования:
На первом этапе (2015 - 2016 гг.) изучались методологические основы проблемы, определялись тему и понятийный аппарат исследования.
На втором этапе (2016 г.) осуществлялось теоретическое обоснование предмета исследования, обобщался накопленный опыт, разрабатывалась методика констатирующего и формирующего экспериментов.
На третьем этапе (2016 - 2017 гг.) проводились констатирующий и формирующий эксперименты, анализ, обработка и обобщение полученных данных, оформлялись материалы дипломного исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях и системе дополнительного образования.
Достоверность научных результатов обеспечена избранной методологией, опорой на теоретические исследования психолого-педагогических наук, проведение опытно экспериментальной работы.
Культурное возрождение России невозможно без духовной культуры каждого отдельного региона, каждого гражданина. Изучение народной культуры мы рассматриваем через призму постижения этой культуры, в ее истории и современного состояния.
Народная культура - это богатейший пласт всей культуры человечества, созданной на протяжении многих веков развития истории. С произведениями народной культуры мы встречаемся чаще, чем с какими бы то ни было видами культуры, и подсознательно реагируя на тот положительный заряд, который она несет, часто не задумываемся о ее роли в нашей жизни.
Накопленный педагогической наукой за последнее время опыт по приобщению школьников к народной культуре позволяет сделать вывод о том, что необходимо повышать интерес к народной культуре, а так же, эмоциональную, духовную, нравственную насыщенность воспитания юного поколения, используя для этого разнообразные средства воздействия, а так же воздействия изобразительного искусства, воспитательный, культурный потенциал народной культуры.
Изучение традиций народной культуры предполагает изучение материала из курса различных дисциплин: изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, литература, музыка. Обращаясь к художественным образам, встречающимся в народной культуре, изучая ее художественный язык, используя педагогический и эмоциональный потенциал, педагог может включить материал по изучению традиционной культуры в учебный процесс с целью формирования системности знаний о народных культурных традициях, в том числе и изобразительных. Это дает перспективу формирования системы образования с учетом культурного наследия всего русского народа, родного края.
В процессе наблюдения за педагогическим процессом по формированию системы знаний о народной культуре, анализируя литературу по теме исследования, изучая передовой педагогический опыт различных регионов мы выдвинули предположение о возможности формирования системы знаний школьников о традициях народной культуры включая ее в образовательный процесс школы на классно - урочных занятиях и первую очередь на уроках изобразительного искусства в разных классах. Народное изобразительное искусство дает широкий диапазон возможностей педагогических, культурологических, художественных возможностей по приобщению школьников к богатствам народной культуры.
В соответствии с этим мы определили тему данного исследования - «Традиционная кистивая роспись русского севера в системе формирования знаний о традициях народной культуры».
Надо отметить, что национально - региональный подход к использованию народного искусства в учебном процессе общеобразовательной школы изначально носит локальный характер и находится в противоречии с принципами доступности образования национальными и религиозными традициями условиями быта коренного народа.
В своем исследовании мы обращались к научным трудам ведущих ученых в области преподавания изобразительного искусства: А.Д.Алехина, Н.Н.Анисимова, Н.С.Боголюбова, Э.Н. Беды, В.В.Корешкова, В.С. Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой и др.
Большой вклад в изучение народной культуры и искусства России внесли исследования И.Я.Богуславской, А.М. Василенко, В.С.Воронова, Н.Л.Давыдовой, М.А.Некрасовой, Б.А.Рыбакова и др.
Цель исследования: научно обосновать, разработать и
экспериментально подтвердить содержание образования по формированию системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы на основе изучения традиционной культуры Русского Севера, на примере кистевой росписи Пермогорья на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс формирование системы знаний о народной культуре у учащихся средней школы на изобразительного искусства.
Предмет исследования: содержание и оптимальные методические пути формирования системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы на уроках изобразительного искусства .
Гипотеза исследования. Формирование системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы будет более эффективно, если:
• сообщение знаний о традициях народной культуры будет носить систематический характер;
• формы и методы сообщения знаний школьникам о традициях народной культуры должны соответствовать возрастным особенностям учащихся;
• планомерно и систематически использовать специально подобранный материал занятий по изобразительному искусству, создать особенные методические условия.
В соответствии с проблемой и целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические условия
формирования системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы.
2. Выявить и обобщить опыт исторически сложившихся методов и приемов формирования системы знаний о народной традиционной культуре , проанализировать учебные программы по изобразительному искусству и мировой художественной культуре с целью изыскать временной резервы для более глубокого и системного изучения традиций народной культуры.
3. Осуществить анализ продуктов изобразительной деятельности учеников на уроках изобразительного искусства.
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной нами системы формирования знаний о традициях народной культуры учащихся средней школы.
Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические исследования психологов по проблемам развития художественно-творческой активности человека в процессе деятельности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.С. Громов, А.Н. Леонтьев, Б.С. Мейлах, С. Л. Рубинштейн, Н.М. Сокольникова и др.);
теоретические труды по педагогике искусства (Б.Т. Лихачев, Н.П. Сакулина, А. А. Унковский, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, Е.В. Шорохов и др.);
теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А.Б. Бакушинский, И.Я. Багуславская, Г.К. Вагнер, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, С.Б. Рождественская, А.Б. Салтыков и многие другие.
Научные работы по проблемам использования декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе (А.Д. Алехин, И.Б. Ветрова, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, В.В. Корешков, С.П. Ломов, В.Р. Мосина, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов и др.);
Возрождением изучением народной художественной культуры занимались ученные-педагоги С.П. Исенко «Этнокостюмология в контексте современной культуры», «Русский народный костюм» и «Русская игрушка»; Е.А. Сергеева «Становление и развитие профессиональной подготовки специалистов социальной культурной сферы»; Т.И. Бакланова «Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности»; Г.П. Блинова «Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды»; Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство и художественный труд»; А.В. Рябчиковой «Гончарство. Народная игрушка юга России с учетом регионального компонента».
Среди научных работ, связанных с различными проблемами совершенствования процесса обучения изобразительному искусству особое внимание привлекают труды Н.С.Боголюбова, Е.И.Буцаева, К.Бюлера, М.Х.Данашева, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Л.Г. Медведева, Н.К. Шабанова, и др., позволяющие рассматривать художественное образование в школе как целостный, взаимосвязанный процесс, направленный на формирование гармонично развитой в профессиональном, эстетическом и духовно-нравственном плане личности.
Учителями практиками замечено, если процесс обучения изобразительному искусству построен на одновременном изучении художественного - образного языка народного искусства и освоении теории и практики реалистического изображения предметов и явлений окружающего мира, то формирование системы знаний о традициях народной культуры школьников будет значительно успешнее.
Педагогические идеи давно и вполне аргументированно пришли к выводам, что пренебрегать или ограниченно, не полностью использовать огромный потенциал народного творчества в процессе обучения изобразительному искусству будет безрезультатно.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, методической, этнографической, архивной и исторической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические - изучение и обобщение передового педагогического опыта, школьных программ и учебных пособий по методике преподавания декоративно-прикладного искусства в частности народной художественной культуры; организация и проведение психолого-педагогического эксперимента, моделирование учебного процесса.
Диагностические - анализ художественно-практической деятельности учащихся; сравнительный анализ полученных результатов
экспериментальных классов, статистическая обработка полученных данных.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» города Белгорода.
Этапы исследования:
На первом этапе (2015 - 2016 гг.) изучались методологические основы проблемы, определялись тему и понятийный аппарат исследования.
На втором этапе (2016 г.) осуществлялось теоретическое обоснование предмета исследования, обобщался накопленный опыт, разрабатывалась методика констатирующего и формирующего экспериментов.
На третьем этапе (2016 - 2017 гг.) проводились констатирующий и формирующий эксперименты, анализ, обработка и обобщение полученных данных, оформлялись материалы дипломного исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях и системе дополнительного образования.
Достоверность научных результатов обеспечена избранной методологией, опорой на теоретические исследования психолого-педагогических наук, проведение опытно экспериментальной работы.
В заключении мы пришли к следующим выводам.
Занятия декоративно-прикладным искусством с детьми имеют огромный учебный и творческий потенциал.
Анализируя психолого-педагогические условия для формирования системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы мы определили, что приобщение подрастающего поколения к традициям народной культуры, формирования у него понимания процессов, протекающих в традиционной народной культуре невозможно без включения образовательный и воспитательный процесс школы системы традиционных принципов обучения и воспитания на основе народной педагогики психологии.
Нами, так же был проанализирован и обобщен опыт исторически сложившихся методов и приемов формирования системы знаний о народной традиционной культуре, проанализированы учебные программы по изобразительному искусству и мировой художественной культуре с целью изыскать временной резервы для более глубокого и системного изучения традиций народной культуры. А так же выявлено, что проблема формирования художественной культуры школьников остается актуальной. В области ведется обширная теоретическая методическая, практическая работа. Разработаны занятия, уроки, лекции, методики и программы по формированию художественной культуры учащихся на основе изучения народных традиций Белгородчины, но не достаточно глубоко разработан цикл занятий, в котором используете на только традиционные занятия но и экскурсии, посещение домов ремесел, музея народной культуры. Изучив передовой педагогический опыт, в сфере обучения школьников традициям народной культуры, мы пришли к выводу, что формирование художественной культуры учащихся средней школы будет наиболее эффективно если школьные занятия будут дополняться занятиями школьного кружка по народной художественной культуре.
Осуществлен анализ продуктов изобразительной деятельности учеников на занятиях изобразительным искусством, что показало положительную динамику результатов детского творчества на основе разработанной нами методики.
Экспериментально проверена эффективность предложенной нами системы формирования знаний о традициях народной культуры учащихся средней школы. По оценкам, выставленным независимыми экспертами, стало ясно, что по всем пяти уровням, разработанных автором, показатели значительно выше, чем во время контрольного этапа, а это говорит о продуктивности предложенной нами методики.
На основе результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, эксперимент удался.
Занятия декоративно-прикладным искусством с детьми имеют огромный учебный и творческий потенциал.
Анализируя психолого-педагогические условия для формирования системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы мы определили, что приобщение подрастающего поколения к традициям народной культуры, формирования у него понимания процессов, протекающих в традиционной народной культуре невозможно без включения образовательный и воспитательный процесс школы системы традиционных принципов обучения и воспитания на основе народной педагогики психологии.
Нами, так же был проанализирован и обобщен опыт исторически сложившихся методов и приемов формирования системы знаний о народной традиционной культуре, проанализированы учебные программы по изобразительному искусству и мировой художественной культуре с целью изыскать временной резервы для более глубокого и системного изучения традиций народной культуры. А так же выявлено, что проблема формирования художественной культуры школьников остается актуальной. В области ведется обширная теоретическая методическая, практическая работа. Разработаны занятия, уроки, лекции, методики и программы по формированию художественной культуры учащихся на основе изучения народных традиций Белгородчины, но не достаточно глубоко разработан цикл занятий, в котором используете на только традиционные занятия но и экскурсии, посещение домов ремесел, музея народной культуры. Изучив передовой педагогический опыт, в сфере обучения школьников традициям народной культуры, мы пришли к выводу, что формирование художественной культуры учащихся средней школы будет наиболее эффективно если школьные занятия будут дополняться занятиями школьного кружка по народной художественной культуре.
Осуществлен анализ продуктов изобразительной деятельности учеников на занятиях изобразительным искусством, что показало положительную динамику результатов детского творчества на основе разработанной нами методики.
Экспериментально проверена эффективность предложенной нами системы формирования знаний о традициях народной культуры учащихся средней школы. По оценкам, выставленным независимыми экспертами, стало ясно, что по всем пяти уровням, разработанных автором, показатели значительно выше, чем во время контрольного этапа, а это говорит о продуктивности предложенной нами методики.
На основе результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, эксперимент удался.
Подобные работы
- Роспись по дереву как средство развития творческих способностей
студентов в системе художественного образования СПО
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ МИНИАТЮРНОЙ РОСПИСИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА
ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ТЕХНОЛОГИЯМ
РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



