ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний о традиционной народной культуре 9
1.1 Народная художественная культура как социокультурный феномен.. 9
1.2 Психолого - педагогические основы формирования народной
культуры на занятиях изобразительным искусством 17
1.3 Методические условия формирования знаний о народной культуре
на занятиях изобразительным искусством в процессе освоения традиций кистевой росписи 22
Глава II. Экспериментальное исследование по формированию знаний о народной культуре в процессе освоения традиционной кистевой росписи Русского Севера 30
2.1 Анализ передового педагогического опыта в области преподавания
народной культуры на занятия изобразительным искусством в средней школе 30
2.2 Экспериментальная проверка эффективности процесса
формирования знаний о традициях народной культуры на занятия изобразительным искусством 39
2.3 Результаты экспериментального исследования по формированию
знаний о традициях народной культуры в процессе освоения традиционной кистевой росписи Пермогорья 48
Глава III. Выполнение творческой части дипломного исследования.59 3.1 Традиции русской кистевой росписи как источник, творческого
вдохновения 59
3.2 Методическая последовательность выполнения художественной росписи декоративного панно «Пермогорские птицы» 66
Заключение 74
Библиографический список 76
Приложение
Проблема исследования и ее актуальность.
Культурное возрождение России невозможно без духовной культуры каждого отдельного региона, каждого гражданина. Изучение народной культуры мы рассматриваем через призму постижения этой культуры, в ее истории и современного состояния.
Народная культура - это богатейший пласт всей культуры человечества, созданной на протяжении многих веков развития истории. С произведениями народной культуры мы встречаемся чаще, чем с какими бы то ни было видами культуры, и подсознательно реагируя на тот положительный заряд, который она несет, часто не задумываемся о ее роли в нашей жизни.
Накопленный педагогической наукой за последнее время опыт по приобщению школьников к народной культуре позволяет сделать вывод о том, что необходимо повышать интерес к народной культуре, а так же, эмоциональную, духовную, нравственную насыщенность воспитания юного поколения, используя для этого разнообразные средства воздействия, а так же воздействия изобразительного искусства, воспитательный, культурный потенциал народной культуры.
Изучение традиций народной культуры предполагает изучение материала из курса различных дисциплин: изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, литература, музыка. Обращаясь к художественным образам, встречающимся в народной культуре, изучая ее художественный язык, используя педагогический и эмоциональный потенциал, педагог может включить материал по изучению традиционной культуры в учебный процесс с целью формирования системности знаний о народных культурных традициях, в том числе и изобразительных. Это дает перспективу формирования системы образования с учетом культурного наследия всего русского народа, родного края.
В процессе наблюдения за педагогическим процессом по формированию системы знаний о народной культуре, анализируя литературу по теме исследования, изучая передовой педагогический опыт различных регионов мы выдвинули предположение о возможности формирования системы знаний школьников о традициях народной культуры включая ее в образовательный процесс школы на классно - урочных занятиях и первую очередь на уроках изобразительного искусства в разных классах. Народное изобразительное искусство дает широкий диапазон возможностей педагогических, культурологических, художественных возможностей по приобщению школьников к богатствам народной культуры.
В соответствии с этим мы определили тему данного исследования - «Традиционная кистивая роспись русского севера в системе формирования знаний о традициях народной культуры».
Надо отметить, что национально - региональный подход к использованию народного искусства в учебном процессе общеобразовательной школы изначально носит локальный характер и находится в противоречии с принципами доступности образования национальными и религиозными традициями условиями быта коренного народа.
В своем исследовании мы обращались к научным трудам ведущих ученых в области преподавания изобразительного искусства: А.Д.Алехина, Н.Н.Анисимова, Н.С.Боголюбова, Э.Н. Беды, В.В.Корешкова, В.С. Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой и др.
Большой вклад в изучение народной культуры и искусства России внесли исследования И.Я.Богуславской, А.М. Василенко, В.С.Воронова, Н.Л.Давыдовой, М.А.Некрасовой, Б.А.Рыбакова и др.
Цель исследования: научно обосновать, разработать и
экспериментально подтвердить содержание образования по формированию системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы на основе изучения традиционной культуры Русского Севера, на примере кистевой росписи Пермогорья на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс формирование системы знаний о народной культуре у учащихся средней школы на изобразительного искусства.
Предмет исследования: содержание и оптимальные методические пути формирования системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы на уроках изобразительного искусства .
Гипотеза исследования. Формирование системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы будет более эффективно, если:
• сообщение знаний о традициях народной культуры будет носить систематический характер;
• формы и методы сообщения знаний школьникам о традициях народной культуры должны соответствовать возрастным особенностям учащихся;
• планомерно и систематически использовать специально подобранный материал занятий по изобразительному искусству, создать особенные методические условия.
В соответствии с проблемой и целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические условия
формирования системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы.
2. Выявить и обобщить опыт исторически сложившихся методов и приемов формирования системы знаний о народной традиционной культуре , проанализировать учебные программы по изобразительному искусству и мировой художественной культуре с целью изыскать временной резервы для более глубокого и системного изучения традиций народной культуры.
3. Осуществить анализ продуктов изобразительной деятельности учеников на уроках изобразительного искусства.
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной нами системы формирования знаний о традициях народной культуры учащихся средней школы.
Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические исследования психологов по проблемам развития художественно-творческой активности человека в процессе деятельности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.С. Громов, А.Н. Леонтьев, Б.С. Мейлах, С. Л. Рубинштейн, Н.М. Сокольникова и др.);
теоретические труды по педагогике искусства (Б.Т. Лихачев, Н.П. Сакулина, А. А. Унковский, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, Е.В. Шорохов и др.);
теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А.Б. Бакушинский, И.Я. Багуславская, Г.К. Вагнер, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, С.Б. Рождественская, А.Б. Салтыков и многие другие.
Научные работы по проблемам использования декоративно- прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе (А.Д. Алехин, И.Б. Ветрова, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, В.В. Корешков, С.П. Ломов, В.Р. Мосина, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов и др.);
Возрождением изучением народной художественной культуры занимались ученные-педагоги С.П. Исенко «Этнокостюмология в контексте современной культуры», «Русский народный костюм» и «Русская игрушка»; Е.А. Сергеева «Становление и развитие профессиональной подготовки специалистов социальной культурной сферы»; Т.И. Бакланова «Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности»; Г.П. Блинова «Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды»; Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство и художественный труд»; А.В. Рябчиковой «Гончарство. Народная игрушка юга России с учетом регионального компонента».
Среди научных работ, связанных с различными проблемами совершенствования процесса обучения изобразительному искусству особое внимание привлекают труды Н.С.Боголюбова, Е.И.Буцаева, К.Бюлера, М.Х.Данашева, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Л.Г. Медведева, Н.К. Шабанова, и др., позволяющие рассматривать художественное образование в школе как целостный, взаимосвязанный процесс, направленный на формирование гармонично развитой в профессиональном, эстетическом и духовно-нравственном плане личности.
Учителями практиками замечено, если процесс обучения изобразительному искусству построен на одновременном изучении художественного - образного языка народного искусства и освоении теории и практики реалистического изображения предметов и явлений окружающего мира, то формирование системы знаний о традициях народной культуры школьников будет значительно успешнее.
Педагогические идеи давно и вполне аргументированно пришли к выводам, что пренебрегать или ограниченно, не полностью использовать огромный потенциал народного творчества в процессе обучения изобразительному искусству будет безрезультатно.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, методической, этнографической, архивной и исторической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические - изучение и обобщение передового педагогического опыта, школьных программ и учебных пособий по методике преподавания декоративно-прикладного искусства в частности народной художественной культуры; организация и проведение психолого-педагогического эксперимента, моделирование учебного процесса.
Диагностические - анализ художественно-практической деятельности учащихся; сравнительный анализ полученных результатов
экспериментальных классов, статистическая обработка полученных данных.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» города Белгорода.
Этапы исследования:
На первом этапе (2015 - 2016 гг.) изучались методологические основы проблемы, определялись тему и понятийный аппарат исследования.
На втором этапе (2016 г.) осуществлялось теоретическое обоснование предмета исследования, обобщался накопленный опыт, разрабатывалась методика констатирующего и формирующего экспериментов.
На третьем этапе (2016 - 2017 гг.) проводились констатирующий и формирующий эксперименты, анализ, обработка и обобщение полученных данных, оформлялись материалы дипломного исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях и системе дополнительного образования.
Достоверность научных результатов обеспечена избранной методологией, опорой на теоретические исследования психолого-педагогических наук, проведение опытно экспериментальной работы.
В заключении мы пришли к следующим выводам.
Занятия декоративно-прикладным искусством с детьми имеют огромный учебный и творческий потенциал.
Анализируя психолого-педагогические условия для формирования системы знаний о традициях народной культуры у учащихся средней школы мы определили, что приобщение подрастающего поколения к традициям народной культуры, формирования у него понимания процессов, протекающих в традиционной народной культуре невозможно без включения образовательный и воспитательный процесс школы системы традиционных принципов обучения и воспитания на основе народной педагогики психологии.
Нами, так же был проанализирован и обобщен опыт исторически сложившихся методов и приемов формирования системы знаний о народной традиционной культуре, проанализированы учебные программы по изобразительному искусству и мировой художественной культуре с целью изыскать временной резервы для более глубокого и системного изучения традиций народной культуры. А так же выявлено, что проблема формирования художественной культуры школьников остается актуальной. В области ведется обширная теоретическая методическая, практическая работа. Разработаны занятия, уроки, лекции, методики и программы по формированию художественной культуры учащихся на основе изучения народных традиций Белгородчины, но не достаточно глубоко разработан цикл занятий, в котором используете на только традиционные занятия но и экскурсии, посещение домов ремесел, музея народной культуры. Изучив передовой педагогический опыт, в сфере обучения школьников традициям народной культуры, мы пришли к выводу, что формирование художественной культуры учащихся средней школы будет наиболее эффективно если школьные занятия будут дополняться занятиями школьного кружка по народной художественной культуре.
Осуществлен анализ продуктов изобразительной деятельности учеников на занятиях изобразительным искусством, что показало положительную динамику результатов детского творчества на основе разработанной нами методики.
Экспериментально проверена эффективность предложенной нами системы формирования знаний о традициях народной культуры учащихся средней школы. По оценкам, выставленным независимыми экспертами, стало ясно, что по всем пяти уровням, разработанных автором, показатели значительно выше, чем во время контрольного этапа, а это говорит о продуктивности предложенной нами методики.
На основе результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, эксперимент удался.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Просвещенье, 2005. - 160 с.
2. Агаева, И.В., Згинникова, М.И., Станкевич, В.И., Хамитулина, М.А. Тайны старинного ремесла [Текст] / И.В. Агаева, М.И. Згинникова, В.И. Станкевич, М.А Хамитулина. - Белгород : КОНСТАНТА, 2007. - 72 с.
3. Ананьев, Ю.В. Культура как интегратор социума [Текст] / Ю.В. Ананьев. — Н. Новгород : Нижегородского университета, 1996. — 174 с.
4. Арнольдов А.И. Введение в культурологию [Текст] / А.И. Арнольдов. — М : НАКиОЦ, 1993.- 349 с.
5. Басаргина, А.А. Этнокультурный компонент в воспитании и обучении школьников [Текст] / А.А. Басаргина. - Белгород : КОНСТАНТА, 2008. - 104 с.
6. Белгородский государственный музей народной культуры [Текст] /отв. за вып. и автор текста Н.И. Шатерникова, оформл. О.Н. Бондарь, ред. А.А. Басаргина. - Белгород : КОНСТАНТА, 2006. - 54 с.
7. Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики [Текст] / Д.А. Белухин. - Воронеж, 1997. - 304 с.
8. Борисова, Е.М., Джохадзе, Н.И. Культуралогия [Текст] / Е.М. Борисова, Н.И. Джохадзе. : Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 240 с.
9. Быстрова, А. Н. Мир культуры [Текст] / А. Н. Быстрова. - М.: Федора Конюхова; Новосибирск : ЮКЭА, 2002. — 712 с.
10. Вебер, М. Избранное, Образ общества [Текст] / М. Вебер. - М.: Юрист, 1994. - 704с.
11. Вейс, Г. История культуры народов мира [Текст] / Г. Вейс. — М.: Эксмо, 2005. - 144 с
12. Виндельбанд, В. История новой организации и ее связи с общей культурой и отдельными науками [Текст] / , В. Виндельбанд. - СПб . : СПбЛТА, 1973. - 304с.
13. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст] /: Г.Н. Волков Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
14. Гаврилина, Л.М. Русская культура: Проблемы, феномены, историческая типология [Текст] /: Л.М. Гаврилина. Учебное пособие. - Калининград: Изд-во КГУ, 1999. - 99 с.
15. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие к
курсу. Психология человека [Текст] / М.В. Гамезо. - М.: Российское
педагогическое агентство, 1998. - 272 с.
16. Гачев, Г.Д. Наука и национальные культуры [Текст] / Г.Д. Гачев. - Ростов-на-Дону: Ростовского университета, 1992. — 320 с.
17. Гуревич, П. С. Культурология [Текст] : учеб. пособие / П. С. Гуревич.- 2-е изд., стер. - М. : Омега - Л, 2010. - 427 с.
18. Гусев, В.Е. Русская народная художественная культура [Текст] / В.Е. Гусев. (теоретические очерки). — СПб., 1993. — 111 с.
19. Драча, Г. В. Культурология [Текст] / Г. В. Драча. Под ред. Г.- Ростов - -на-Дону: 2001. - 158 с.
20. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры [Текст] / М.С. Жиров. Учеб. пос. — Белгород: изд-во Белгу, 2003. —312 с.
21. Жиров, М.С. Традиции народной художественной культуры края как ценностная основа патриотического воспитания студенческой молодежи [Текст] / М.С. Жиров. М.: Издательский дом МГУКИ, 2005.- 102 с.
22. Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст] / В.В.Зеньковский. - М.: Акад. ПроектРаритет, 2001. - 879 с.
23. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя.- М.: Логос, 1999. - 384 с.
24. Каган, М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств [Текст] / М.С. Каган. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
25. Каган, М.С. Культура—философия—искусство [Текст] / М.С. Каган.—М. Знание, 1988. - 158 с.
26. Кармин, А. С., Новикова Е. С. Культурология [Текст] / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. - СПб.: Питер, 2005. —464 с.
27. Картавцева, О.Д. Методика обучения изобразительному искусству [Текст] / О.Д. Картавцева. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. - 112 с.
28. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. [Текст] / Г.М. Коджаспирова. Для студентов высших и средних пед. уб. Заведений / 2-ое изд - М.: Академия, 2005. - 176 с.
29. Кравченко, А.И. Культурология [Текст] / А.И. Кравченко. Словарь. - М.: Академический проект, 2000. - 671 с.
30. Крысько, В. Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию [Текст] / В. Г. Крысько, Э.А. Саракуев. - М. Просвещение, 1996. - 111 с.
31. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах [Текст] / В.С. Кузин.- М.: Просвещение, 1983. - 175 с.
32. Кузнецов, В.И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе [Текст] / В.И. Кузнецов. - М.: Академия,
2001. - 117 с.
33. Кузнецов, П.Е. Культурология [Текст] / П.Е. Кузнецов. Самара. : Сам-Пресс, 1999. - 320 с.
34. Культурология [Текст] /: Учебное пособие для вузов; Под ред. В.Г. Драча; М-во образования и науки РФ. - 2-е изд., доп. и перераб.. - Ростов н/Д: Феникс, 2000 - 605 с.
35. Лазарев, Е.Н. Интеграция культуры и дизайн человека. К постановке проблемы. Художественная культура и народное творчество.
[Текст] / Сб.ст. / Отв. ред. А.А. Дубровин. М.: МХПИ им. С.Г. Строганова, 1994. — 107 с.
36. Линник-Ботова, С.И.; Стрельник, В.И.; Казначеева, Л.Г.; Приставкина, Т.А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на материале народно художественной культуры [Текст] С.И. Линник-Ботова, В.И. Стрельник, Л.Г. Казначеева, Т.А. Приставкина. Белгород: Изд-во ООО «ГиК», 2008. - 144с.
37. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст] / В.Г. Максимов. - М.: Академия, 2002 - 271 с.
38. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры [Текст] / П.Н. Милюков. - М. : Директмедиа Паблишинг 1993. - 404с.
39. Мир традиций [сборник] /. Вып. 4: Народные игры и игрушки / Редакционный совет: Андросова Н.О., Басаргина А.А., Кравченко О.А., Теслев А.А.,. Шатерникова Н.И. - Белгород: КОНСТАНТА, 2008. - 112 с.
40. Мир традиций [сборник]. Вып. 3: Обрядовая культура Белгородчины / [Текст] / Редакционный совет: Андросова Н.О., Басаргина А.А., Кравченко О.А., Морозова А.О.,. Шатерникова Н.И. - Белгород: КОНСТАНТА, 2007. - 94 с.
41. Мир традиций, выпуск 2. Материалы этнографических чтений «занятия, ремесла и промыслы населения Белгородчины». Государственное учреждение культуры Белгородский государственный музей народной культуры, 29 марта 2006. - 82с.
42. Мир традиций. Вып. 1. Материалы этнографических чтений «Праздничная культура Белгородской области» [Текст] / Редколлегия: Н.И. Шатерникова, А.А. Басаргина, Е.А. Игнатова, М.Н. Титова - Белгород, Издательство «Печатный двор», 2005. - 104 с.
43. Мир традиций. Вып. 2. Материалы этнографических чтений «Занятия, ремесла и промыслы населения Белгородчины» [Текст] / Редакционный совет: Шатерникова Н.И., Басаргина А.А., Анкудинова Г.К., Бондарь О.Н., Игнатова Е.А. - Белгород, Издательство «Печатный двор»,
2006. - 82 с.
44. Миреева, Е. Культурология. Теория культуры [Текст] / - М.,
2002.
45. Миронов, В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии [Текст] /. // Вопросы философии, 2006, № 2. — С. 27-43.
46. Михайлова, Л.И. Народная культура в современных условиях [Текст] Л.И. Михайлова. /: Учеб. Н-30 пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000. - 219 с.
47. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - Москва АСАДЕНА, 2000. - 124 с.
48. Научно-методические основы патриотического, гражданского воспитания школьников в сельском социуме на краеведческом материале. Белгород: Изд-во ООО «ГиК», 2008г. - 76с.
49. Некрасова, М.А. Народное искусство и экология культуры. Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций [Текст] М.А. Некрасова. - М.: НИИ теории и истории изобразительного искусства, 1991. — 378 с.
50. Неменский, Б.Н. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для общеобразовательных учреждений [Текст] / Б.Н. Неменский. - Просвещение, 2000. - 240 с.
51. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. - 4-е изд [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами математической статистики. 2001 - 640 с.
52. Нравственное-эстетическое воспитание личности городской и сельской среде материалы III Международных Багушинских педагогических чтений [Текст] (Белгород, ГОУ ДПО БелРИПКППС, 29 апреля 2010г.). Часть 2. - Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011г. - 341с.
53. Основные итоги работы учреждений культуры и искусства Белгородской области в 2010 году. [Текст] Управление культуры Белгородской области, Белгород 2011г.
54. Основы культурологии [Текст] / Отв. ред. И. Быховская. : учеб. пособие / Гос. ин-т искусствознания ; Рос. ин-т - М. 2005. - 496 с.
55. Охитина, Л.Т. Психологические основы урока [Текст] / Л.Т. Охитина. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.
56. Педагогика искусство: региональный опыт материалы I
Международных Багушинских педагогических чтений [Текст] . Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2008г. - 170с.
57. Педагогика искусство: региональный опыт: материалы II межрегиональных Багушинских педагогических чтений [Текст] (Белгород, БелРИПКППС, 25 апреля 2008г.). - Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. Часть I. - 276с.
58. Полищук, В.И. Культурология [Текст] / Учеб. пособие для вузов / Полищук В.И.. - М.: Гардарика, М.: Центр, 1999 - 445 с
59. Понаморев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Понаморев. - М.: Наука, 1976. - 208 с.
60. Попов, Е.В. В Ведение в культурологию [Текст] /, М.:ВЛАДОС, 1996. - 286 с.
61. Родники Белогорья. Путешествие в историю и культуры моего народа. Сборник программно-методических, дидактических материалов по краеведению [Текст] / Под научной редакцией В.А. Масловой, Т.А. Приставкиной. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2010. - 150с.
62. Рождественский, Ю.В. Введение в культурологию [Текст] : учеб.пособие вузов / Ю.В.Рождественский. - М. : ЧеРо,1996. - 288 с.
63. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст] / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1982. - 240 с.
64. Русский язык в контексте сохранения нематериального культурного наследия [Текст] /: сб. материалов / ред. совет.: Шатерникова Н.И. и др. - Белгород: КОНСТАНТА, 2008. - 68 с.
65. Рябцев, Ю. История русской культуры [Текст] / Ю.С. Рябцев. - М: владос, 1995. - 432 с.
66. Самохвалова, В.И. Культурология [Текст] / В.И.Самохвалова. - М.: Юрайт, 2002. -268 с.
67. Сапрыкин, В. А. Русская культура: понятие, генезис,
самобытность, амбивалентность [Текст] / Учебное пособие. В.А. Сапрыкин. - М. : МИЭМ, 2005. - 523 с.
68. Символика орнамента в Белгородских вышитых рушниках: [Методическое пособие] / О.Н. Бондарь - Белгород: изд-во «Константа», 2006. - 46 с.
69. Система эстетического воспитания школьников[Текст] / Под ред. С.А.Герасимова. М., 1983. -12с.
70. Слово в контексте народной культуры. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции часть 2 [Текст]. Изд-во БелРИПКППС, 2006г. - 126с.
71. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст] /: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов. - М.: изд. Академия,1999. -368с.,12л.ил.: ил
72. Сохранение нематериального культурного наследия: проблемы и опыт [Текст] Сборник материалов. - Белгород: КОНСТАНТА, 2006. - 120 с.
73. Социальная психология [Текст] /: Учебник для вузов. 2-е изд. Крысько В.Г. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.
74. Социальные функции искусства и его видов [Текст] /
Г.Г.Дадамян. — М.: Наука, 1979 - 208с.
75. Социология искусства [Текст] /. Учебник / Отв. ред. В.С. Жидков и Т.А. Клявина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2005. — 479 с.
76. Станкин, М.И. Общая психология функционирование явления человеческой психики [Текст] / М.И. Станкин. - М.: Воронеж, 2001. - 187 с.
77. Стёпин, В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен[Текст] / Вопросы философии, 2006, № 2. — С. 16-26.
78. Столович, Л. Н. Жизнь—творчество—человек : Функции худож. деятельности [Текст] / Л. Н. Столович.— М. : Политиздат, 1985. - 415 с.
79. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 1998. - 288 с.
80. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. -
81. Тимошенко, Т.И. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках [Текст] / Т.И. Тимошенко. - М.: Просвещение, 2005. - 180 с.
82. Традиции рода, семьи в гражданском становлении личности (сборник материалов) [Текст] / - Белгород: КОНСТАНТА, 2007 - 96 с.
83. Традиции собирателей продолжая (сборник материалов) [Текст] / Ред. совет: Басаргина А.А., Кравченко О.А., Игнатова Е.А., Шатерникова Н.И. - Белгород: КОНСТАНТА, 2006. - 126 с.
84. Ушинский, К.Д. Избранное педагогическое сочинение [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1968. - 208с.
85. Формирование духовно-нравственной культуры жителей села: традиции и новации [Текст] / Ч. I. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2009. - 66 с.
86. Формирование духовно-нравственной культуры жителей села: традиции и новации [Текст] / Ч. II - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2009. - 146 с.
87. Художественно-эстетическое образование в Белгородской
области: состояние, проблемы, поиски [Текст]. - Белгород: ИПЦ
«Политерра», 2006. - 411с.
88. Человек и образование в современной России (социологические очерки) [Текст] / Сб. статей / Под. ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. — СПб., изд-во СПбГУ, 1998. — 448 с.
89. Чуприковая, Н.И. Познавательная активность в системе процессов памяти; НИИ общей и пед [Текст] / Н.И. Чуприковая. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
90. Шатерникова, Н.И., Кравченко О.А. Мифология народного быта Белгородчины (серия «Музей-школе») [Текст] / Н.И. Шатерникова, О.А. Кравченко. - Белгород: КОНСТАНТА, 2006. - 64 с.
91. Шатерникова, Н.И., Кравченко О.А., Якубенко Л.В. Женский народный костюм как часть регионального компонента [Текст] / Н.И. Шатерникова, О.А. Кравченко, Л.В. Якубенко. - Белгород: Обл. типография,
2007. - 96 с.
92. Шемякина, М.К. Основы теории и истории народной художественной культуры [Текст] / . Учебное пособие / М.К. Шимякина. - Белгород: БГИКИ, 2010. - 376с.
93. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. Т.1. — M. 1993. - 344с.
94. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004. - 384 с.
95. Этнографические записки: школьники о культуре
Белгородчины». Серия «Музей-школе [Текст] / Редакционный совет: Шатерникова Н.И., Басаргина А.А., Кравченко О.А., Чан Г.В. - Белгород: КОНСТАНТА, 2006. - 76 с.
96. Бросова К.Н. Педагогические условия формирования нравственно-эстетических идеалов старшеклассников на уроках мировой
художественной культуры// Педагогика искусства. - 2011. - №1[Электронный ресурс] - режим доступа: URL: http://www.art-education.ru/AE-
magazine/archive/nomer-1-2011/brosova_07_03_2011.pdf (0, 5 п.л.)
97. Во славу Отечества [Электронный ресурс] / Авт Суворова Г.Ф, ред. Басаргина А.А. (CD - диск) http://nhkt.narod.ru/article 2.htm
98. Народная культура в современных условиях : Учеб. Н-30 пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000. - 219 с. [Электронный ресурс] http://www.riku.ru/lib/narcult/nar-cult- raw.htm
99. Разработчик: Ю.А.Коростелев [Электронный ресурс]
http: //cde.ael .ru/electronik/Kylturolo giya/4 .html