Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Работа №69337

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретико-педагогические основы технологии проектной
деятельности учащихся 6
1.1 Определение понятия «метод проектов» как педагогической
технологии 6
1.2 Этапы становления проектной деятельности в зарубежной
и российской школе 9
1.3 Образовательные проекты: определение, сущность, типология,
тематика 13
1.4 Сравнительные особенности традиционного и
проектного подхода 15
2 Особенности проектной деятельности в обучении
географии 23
2.1 Использование технологии проектной деятельности в обучении
географии как один из механизмов формирования
компетентностей 23
2.2 Регионализация образования в обучении географии на
основе учебной и проектной деятельности 25
3 Опытно-экспериментальная работа по применению
проектной деятельности в обучении географии 30
3.1 Состояние проблемы использования проектной деятельности школьников в общеобразовательных учреждениях (на примере МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой»
г. Новый Оскол Белгородской области) 30
3.2 Реализация проектной деятельности в обучении географии в МБОУ
«СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области 37
3.3 Перспективы развития и использования проектной деятельности в
МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой»
г. Новый Оскол Белгородской области 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ

Одним из приоритетов современного образования является организация проектной деятельности на уроках. Она призвана формировать умения, сопряжённые с практической деятельностью, учит мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена несколькими причинами: владение логикой и технологией проектной деятельности позволяет обучающимся эффективно осуществлять аналитические, организационные функции в социально-культурной сфере; проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность обучающихся. В результате использования метода проектов на уроках школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предмету, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения [25].
Технология проектной деятельности учащихся в обучении географии рассмотрена в работах И.Ю. Кривдиной, И.А. Горшкова, Л.В. Амвросьевой, А.В. Василенко и И.И. Соханова.
Объект исследования: проектная деятельность учащихся в системе основного общего образования.
Предмет исследования: проектная деятельность учащихся в обучении географии.
Цель нашего исследования - изучить особенности организации и проведения проектной деятельности учащихся в обучении географии.
Данная цель реализуется при помощи следующих задач:
1. Определить сущность метода проектов как педагогической технологии и выделить этапы становления проектной деятельности в зарубежной и российской школе.
2. Рассмотреть использование проектной деятельности в обучении географии как одного из механизмов формирования компетентностей учащихся.
3. Изучить состояние проблемы использования проектной деятельности школьников в общеобразовательных учреждениях (на примере МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области), включая проведение анкетирования учителей школы.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по осуществлению проектной деятельности школьников в обучении географии в МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области.
5. Определить перспективы развития и использования проектной деятельности в МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области, включая анкетирование учащихся школы.
Методы исследования: анализ литературных источников, анализ программ, учебных пособий, методических материалов по географии, изучение школьной документации, социологический опрос, наблюдение, эксперимент, систематизация.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания географии и на внеклассных мероприятиях.
База исследования: МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического и практического исследования было изучено состояние проблемы использования проектной деятельности в обучении географии в общеобразовательных учреждениях.
Рассмотрев исторический аспект возникновения и развития технологии проектов, можно сказать, что данная педагогическая технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Возникнув в начале двадцатого столетия, она пережила периоды и бурной популярности, и полного забвения. В настоящее время, обновленная и усовершенствованная, проектная деятельность вновь привлекла внимание педагогов. В основе современного понимания данной технологии лежит стремление найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями, рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности. Неоспоримым достоинством этой технологии является то, что обучающиеся, приобретая новые знания, развивают навыки самостоятельного поиска информации, ее организации и презентации. Обширные возможности школьной дисциплины «география» позволяют учителям активно внедрять наряду с традиционными методами обучения и технологию проектной деятельности [7].
Накопленный опыт по использованию проектной деятельности показывает, что сферами применения данной технологии могут быть не только уроки, но и внеурочные занятия. На данном этапе исследования была определена степень реализуемости рассматриваемой технологии в обучении географии в школе, готовность учителей к реализации метода проектов в обучении географии, выявлены трудности, которые испытывают учителя. В качестве основных методов исследования при этом использовались: изучение школьной документации; посещение уроков, беседы с учителями; анкетирование учащихся, учителей.
Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования, проведенная на базе МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области подтвердила, что данная технология успешно реализуется учителями школы на протяжении нескольких лет. Результатами совместной работы педагогов и учащихся являются выполненные исследовательские проекты, которые затем представляются на различных конкурсах, научных мероприятиях как районного, так и регионального уровней. Исследования носят комплексный характер, зачастую имеют краеведческую направленность. Проанализировав и обобщив поученные данные, мы пришли к выводу о необходимости создания конкретных разработок, реализующих на практике метод проектной деятельности в обучении географии и способствующих повышению интереса к данному предмету.
В рамках поставленных задач исследования были выполнены два проекта по географии: «Эколого-краеведческий путеводитель по
заповедникам, ООПТ и памятникам природы Новооскольского района»; «Ландшафтная характеристика ООПТ «Меловая гора», дано полное описание данных проектов, а также рекомендации для проведения эколого-краеведческих экспедиций.
Были проанализированы результаты осуществления проектной деятельности старшеклассниками. В целом можно говорить о том, что применение технологии проектов при обучении географии, как одной из педагогических технологий личностно-ориентированного подхода
содействует самоопределению личности.
Определены перспективы развития и использования проектной деятельности учащихся в соответствии с имеющимися возможностями, а также требованиями, предъявляемыми к реализации национально-регионального компонента образования. Заметим, что в стандарте второго поколения значительно усилен прикладной характер изучения географии, особенно при рассмотрении географии своей местности, что в свою очередь открывает широкие перспективы для внедрения метода проектов в учебный процесс.
В заключение отметим, что результаты проведенной исследовательской работы могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания географии, на внеклассных
мероприятиях, в работе кружков географического, экологического, краеведческого направлений.


1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. - № 2. - С. 85-103.
2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С, Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. 2002. - № 1. - С. 24-33.
3. Алексеевнина А.К., Буслова Н.С. Особенности организации совместной научно-исследовательской деятельности будущих учителей и школьников / Современные наукоемкие технологии. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36708 (дата обращения: 21.02.2018).
4. Артеменкова Ю.В., Бажанов Д.А., Волкова О.В.,
Ворончихина А.В., Грязнова В.Ю., Каменкова Н.Г., Кондакова М.В., Литвина Н.П., Масленникова Н.А. Ступени развития исследовательских умений в основной школе / Методические рекомендации / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - Санкт- Петербург, 2012. - 91 с.
5. Брыжакина Е.Н. Как организовать учебный проект // Методическая разработка. - Иваново, 2017. - С. 5.
6. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «МарТ», 2010. - 333 с.
7. Василенко А.В., Соханов И.И. Возможности организации проектно-исследовательской деятельности, направленной на развитие пространственного мышления учащихся / Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 260.
8. Великих А.С., Романов П.Ю., Романова Т.Е. Технологические аспекты реализации компетентностного подхода методом проектов / Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. - С. 221.
9. Глебова Г.Ф., Иванова О.А. Организация проектно¬
исследовательской деятельности учащихся в условиях взаимодействия традиционной и личностно-ориентированной системы обучения / Учитель и время. - 2016. - № 11. - С. 52-58.
10. Горобец Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология . - 2012. - № 2. - С.122-128.
11. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование. - 2001. - С.21-23.
12. Данчук И.И. Методическая подготовка будущих учителей технологии к осуществлению проектно-исследовательской деятельности школьников / Успехи современной науки. - 2016. - Т. 1. - № 7. - С. 115-121.
13. Игнатова И.Б., Сушкова Л.Н. Проектные технологии как метод
обучения: историко-педагогический анализ [Электронный ресурс] URL: http:// teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/1/pedagogika/ignatova-
sushkova.pdf (дата обращения: 20.02.2018).
14. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета
«География» в образовательных организациях Белгородской области в 2016-2017 учебном году» [Электронный ресурс]. - URL: http://belcdo.bel-licei- ter.ru/DocFiles/methodmail%2016-17/IMP_07_Geografiya_16- 17.pdf (дата
обращения: 24.02.2018).
15. Косиков А.В., Липатникова И.Г. Обучение решению задач- ситуаций - ступень к созданию индивидуального проекта в средней школе / Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 60-67.
16. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования [Электронный ресурс] URL: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/82/c3 (дата обращения: 20.02.2018).
17. Кукушкина А.С. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном комплексе / Молодой учёный. - 2016. - № 7. - С.148-150.
18. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / Школьные технологии. 2004. - № 5. - С.3-12.
19. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/А.В. Леонтович// Школьные технологии.- 2001.- № 5.- C. 146-149.
20. Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии //География в школе. - 2005. - №2. - С. 38-43.
21. Мацкевич Т.А., Лукоянова Л.Г. Педагогические технологии в развитии детей // Негосударственное образовательное учреждение школа «Творчество»: опыт становления и тенденции развития / Сост. Т.А. Мацкевич, А.П. Шевченко. - Самара, 2001. - С. 61-69.
22. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Учеб.пособие для студ.пед.вузов системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
23. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности
учащихся. // Исследователь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Национальный книжный центр, 2015 [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/fa4/obuhov_verstka.pdf (дата
обращения: 20.02.2018).
24. Огородникова Н.В. Проектная деятельность старшеклассников: во внекл. работе по географии. // География в школе. 2006. - № 1. - С.55-61.
25. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - С. 12-15.
26. Пелагейченко Н.Л. История возникновения и развития метода проектов. Метод проектов в советские времена (1920-1930 годы) // Технология. Все для учителя!. - 2013. - № 3. - С. 2.
27. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной
педагогической теории и практике. // Вопросы образования. - 2009
[Электронный ресурс].- URL: http://docplayer.ru/34233173-Penkovskih-elena- anatolevna-metod-proektov-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-pedagogicheskoy- teorii-i-praktike-na-osnove-sravnitelnogo-analiza.html (дата обращения:
20.02.2018).
28. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. — С.123.
29. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -8-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ , 2012 . -80 с.
30. Сердюк М.Л. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся: дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2002. - 192 с.
31. Советский энциклопедический словарь / Гл.редактор А.М.Прохоров. Изд. 4-е. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - С.1065.
32. Стернберг В.Н. Теория и практика «метода проектов» в ХХ веке: дис. ... канд. пед. наук. - Владимир, 2003. - 202 с.
33. Хуторский А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А.В. Хуторский. - СПб: Питер, 2001.- 245 с.
34. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. 2003. - № 6. - С. 24 - 29.
35. Шеманев В.А. Развитие самостоятельной деятельности учащихся через реализацию метода проектов // МНКО. - 2011. - №5. - С. 30-33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ