ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретико-педагогические основы технологии проектной
деятельности учащихся 6
1.1 Определение понятия «метод проектов» как педагогической
технологии 6
1.2 Этапы становления проектной деятельности в зарубежной
и российской школе 9
1.3 Образовательные проекты: определение, сущность, типология,
тематика 13
1.4 Сравнительные особенности традиционного и
проектного подхода 15
2 Особенности проектной деятельности в обучении
географии 23
2.1 Использование технологии проектной деятельности в обучении
географии как один из механизмов формирования
компетентностей 23
2.2 Регионализация образования в обучении географии на
основе учебной и проектной деятельности 25
3 Опытно-экспериментальная работа по применению
проектной деятельности в обучении географии 30
3.1 Состояние проблемы использования проектной деятельности школьников в общеобразовательных учреждениях (на примере МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой»
г. Новый Оскол Белгородской области) 30
3.2 Реализация проектной деятельности в обучении географии в МБОУ
«СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области 37
3.3 Перспективы развития и использования проектной деятельности в
МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой»
г. Новый Оскол Белгородской области 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретико-педагогические основы технологии проектной
деятельности учащихся 6
1.1 Определение понятия «метод проектов» как педагогической
технологии 6
1.2 Этапы становления проектной деятельности в зарубежной
и российской школе 9
1.3 Образовательные проекты: определение, сущность, типология,
тематика 13
1.4 Сравнительные особенности традиционного и
проектного подхода 15
2 Особенности проектной деятельности в обучении
географии 23
2.1 Использование технологии проектной деятельности в обучении
географии как один из механизмов формирования
компетентностей 23
2.2 Регионализация образования в обучении географии на
основе учебной и проектной деятельности 25
3 Опытно-экспериментальная работа по применению
проектной деятельности в обучении географии 30
3.1 Состояние проблемы использования проектной деятельности школьников в общеобразовательных учреждениях (на примере МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой»
г. Новый Оскол Белгородской области) 30
3.2 Реализация проектной деятельности в обучении географии в МБОУ
«СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области 37
3.3 Перспективы развития и использования проектной деятельности в
МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой»
г. Новый Оскол Белгородской области 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одним из приоритетов современного образования является организация проектной деятельности на уроках. Она призвана формировать умения, сопряжённые с практической деятельностью, учит мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена несколькими причинами: владение логикой и технологией проектной деятельности позволяет обучающимся эффективно осуществлять аналитические, организационные функции в социально-культурной сфере; проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность обучающихся. В результате использования метода проектов на уроках школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предмету, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения [25].
Технология проектной деятельности учащихся в обучении географии рассмотрена в работах И.Ю. Кривдиной, И.А. Горшкова, Л.В. Амвросьевой, А.В. Василенко и И.И. Соханова.
Объект исследования: проектная деятельность учащихся в системе основного общего образования.
Предмет исследования: проектная деятельность учащихся в обучении географии.
Цель нашего исследования - изучить особенности организации и проведения проектной деятельности учащихся в обучении географии.
Данная цель реализуется при помощи следующих задач:
1. Определить сущность метода проектов как педагогической технологии и выделить этапы становления проектной деятельности в зарубежной и российской школе.
2. Рассмотреть использование проектной деятельности в обучении географии как одного из механизмов формирования компетентностей учащихся.
3. Изучить состояние проблемы использования проектной деятельности школьников в общеобразовательных учреждениях (на примере МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области), включая проведение анкетирования учителей школы.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по осуществлению проектной деятельности школьников в обучении географии в МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области.
5. Определить перспективы развития и использования проектной деятельности в МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области, включая анкетирование учащихся школы.
Методы исследования: анализ литературных источников, анализ программ, учебных пособий, методических материалов по географии, изучение школьной документации, социологический опрос, наблюдение, эксперимент, систематизация.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания географии и на внеклассных мероприятиях.
База исследования: МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области.
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена несколькими причинами: владение логикой и технологией проектной деятельности позволяет обучающимся эффективно осуществлять аналитические, организационные функции в социально-культурной сфере; проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность обучающихся. В результате использования метода проектов на уроках школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предмету, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения [25].
Технология проектной деятельности учащихся в обучении географии рассмотрена в работах И.Ю. Кривдиной, И.А. Горшкова, Л.В. Амвросьевой, А.В. Василенко и И.И. Соханова.
Объект исследования: проектная деятельность учащихся в системе основного общего образования.
Предмет исследования: проектная деятельность учащихся в обучении географии.
Цель нашего исследования - изучить особенности организации и проведения проектной деятельности учащихся в обучении географии.
Данная цель реализуется при помощи следующих задач:
1. Определить сущность метода проектов как педагогической технологии и выделить этапы становления проектной деятельности в зарубежной и российской школе.
2. Рассмотреть использование проектной деятельности в обучении географии как одного из механизмов формирования компетентностей учащихся.
3. Изучить состояние проблемы использования проектной деятельности школьников в общеобразовательных учреждениях (на примере МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области), включая проведение анкетирования учителей школы.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по осуществлению проектной деятельности школьников в обучении географии в МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области.
5. Определить перспективы развития и использования проектной деятельности в МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области, включая анкетирование учащихся школы.
Методы исследования: анализ литературных источников, анализ программ, учебных пособий, методических материалов по географии, изучение школьной документации, социологический опрос, наблюдение, эксперимент, систематизация.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания географии и на внеклассных мероприятиях.
База исследования: МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области.
В ходе теоретического и практического исследования было изучено состояние проблемы использования проектной деятельности в обучении географии в общеобразовательных учреждениях.
Рассмотрев исторический аспект возникновения и развития технологии проектов, можно сказать, что данная педагогическая технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Возникнув в начале двадцатого столетия, она пережила периоды и бурной популярности, и полного забвения. В настоящее время, обновленная и усовершенствованная, проектная деятельность вновь привлекла внимание педагогов. В основе современного понимания данной технологии лежит стремление найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями, рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности. Неоспоримым достоинством этой технологии является то, что обучающиеся, приобретая новые знания, развивают навыки самостоятельного поиска информации, ее организации и презентации. Обширные возможности школьной дисциплины «география» позволяют учителям активно внедрять наряду с традиционными методами обучения и технологию проектной деятельности [7].
Накопленный опыт по использованию проектной деятельности показывает, что сферами применения данной технологии могут быть не только уроки, но и внеурочные занятия. На данном этапе исследования была определена степень реализуемости рассматриваемой технологии в обучении географии в школе, готовность учителей к реализации метода проектов в обучении географии, выявлены трудности, которые испытывают учителя. В качестве основных методов исследования при этом использовались: изучение школьной документации; посещение уроков, беседы с учителями; анкетирование учащихся, учителей.
Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования, проведенная на базе МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области подтвердила, что данная технология успешно реализуется учителями школы на протяжении нескольких лет. Результатами совместной работы педагогов и учащихся являются выполненные исследовательские проекты, которые затем представляются на различных конкурсах, научных мероприятиях как районного, так и регионального уровней. Исследования носят комплексный характер, зачастую имеют краеведческую направленность. Проанализировав и обобщив поученные данные, мы пришли к выводу о необходимости создания конкретных разработок, реализующих на практике метод проектной деятельности в обучении географии и способствующих повышению интереса к данному предмету.
В рамках поставленных задач исследования были выполнены два проекта по географии: «Эколого-краеведческий путеводитель по
заповедникам, ООПТ и памятникам природы Новооскольского района»; «Ландшафтная характеристика ООПТ «Меловая гора», дано полное описание данных проектов, а также рекомендации для проведения эколого-краеведческих экспедиций.
Были проанализированы результаты осуществления проектной деятельности старшеклассниками. В целом можно говорить о том, что применение технологии проектов при обучении географии, как одной из педагогических технологий личностно-ориентированного подхода
содействует самоопределению личности.
Определены перспективы развития и использования проектной деятельности учащихся в соответствии с имеющимися возможностями, а также требованиями, предъявляемыми к реализации национально-регионального компонента образования. Заметим, что в стандарте второго поколения значительно усилен прикладной характер изучения географии, особенно при рассмотрении географии своей местности, что в свою очередь открывает широкие перспективы для внедрения метода проектов в учебный процесс.
В заключение отметим, что результаты проведенной исследовательской работы могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания географии, на внеклассных
мероприятиях, в работе кружков географического, экологического, краеведческого направлений.
Рассмотрев исторический аспект возникновения и развития технологии проектов, можно сказать, что данная педагогическая технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Возникнув в начале двадцатого столетия, она пережила периоды и бурной популярности, и полного забвения. В настоящее время, обновленная и усовершенствованная, проектная деятельность вновь привлекла внимание педагогов. В основе современного понимания данной технологии лежит стремление найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями, рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности. Неоспоримым достоинством этой технологии является то, что обучающиеся, приобретая новые знания, развивают навыки самостоятельного поиска информации, ее организации и презентации. Обширные возможности школьной дисциплины «география» позволяют учителям активно внедрять наряду с традиционными методами обучения и технологию проектной деятельности [7].
Накопленный опыт по использованию проектной деятельности показывает, что сферами применения данной технологии могут быть не только уроки, но и внеурочные занятия. На данном этапе исследования была определена степень реализуемости рассматриваемой технологии в обучении географии в школе, готовность учителей к реализации метода проектов в обучении географии, выявлены трудности, которые испытывают учителя. В качестве основных методов исследования при этом использовались: изучение школьной документации; посещение уроков, беседы с учителями; анкетирование учащихся, учителей.
Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования, проведенная на базе МБОУ «СОШ № 1 с УИОП имени Княжны Ольги Николаевны Романовой» г. Новый Оскол Белгородской области подтвердила, что данная технология успешно реализуется учителями школы на протяжении нескольких лет. Результатами совместной работы педагогов и учащихся являются выполненные исследовательские проекты, которые затем представляются на различных конкурсах, научных мероприятиях как районного, так и регионального уровней. Исследования носят комплексный характер, зачастую имеют краеведческую направленность. Проанализировав и обобщив поученные данные, мы пришли к выводу о необходимости создания конкретных разработок, реализующих на практике метод проектной деятельности в обучении географии и способствующих повышению интереса к данному предмету.
В рамках поставленных задач исследования были выполнены два проекта по географии: «Эколого-краеведческий путеводитель по
заповедникам, ООПТ и памятникам природы Новооскольского района»; «Ландшафтная характеристика ООПТ «Меловая гора», дано полное описание данных проектов, а также рекомендации для проведения эколого-краеведческих экспедиций.
Были проанализированы результаты осуществления проектной деятельности старшеклассниками. В целом можно говорить о том, что применение технологии проектов при обучении географии, как одной из педагогических технологий личностно-ориентированного подхода
содействует самоопределению личности.
Определены перспективы развития и использования проектной деятельности учащихся в соответствии с имеющимися возможностями, а также требованиями, предъявляемыми к реализации национально-регионального компонента образования. Заметим, что в стандарте второго поколения значительно усилен прикладной характер изучения географии, особенно при рассмотрении географии своей местности, что в свою очередь открывает широкие перспективы для внедрения метода проектов в учебный процесс.
В заключение отметим, что результаты проведенной исследовательской работы могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания географии, на внеклассных
мероприятиях, в работе кружков географического, экологического, краеведческого направлений.
Подобные работы
- Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТОВ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Методические условия организации проектной деятельности с обучающимися по созданию ГИС Алапаевского района
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Сущность и дидактические цели в проектной деятельности школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность школьников на уроке «Технология» раздел
«Кулинария»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность школьников с использованием технологий геоинформационных систем на территории Калиновского лесного парка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Методика организации учебной деятельности с применением ГИС-технологий
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Изучение теоретических и методических особенностей организации проектной деятельности на примере погоды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Методика применения современных методов изучения погоды в проектной деятельности по географии 5 класса
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Немецкий. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



