ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Экономическая сущность процесса диверсификации деятельности
предприятия 7
1.2. Виды и направления диверсификации деятельности предприятия 10
1.3. Значение диверсификации деятельности предприятия 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДИВЕРСИФИКАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ АХ «МИРАТОРГ» 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика АХ «Мираторг» 25
2.2. Анализ направлений и эффективности диверсификации деятельности
АХ «Мираторг» 31
2.3. Экономическая оценка мероприятий по диверсификации деятельности
АХ «Мираторг» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Диверсификация - это метод управления рисками, который компания использует благодаря широкому спектру инвестиций в компании. Лежащий в основе этой системы принцип заключается в том, что различные виды инвестиций в среднем дают более высокую доходность, а также создают более низкий риск, чем индивидуальные инвестиции в компанию. Основной целью диверсификации является снижение или минимизация рисков компании [3, с.13].
Диверсификация пытается выровнять случайные риски, которые может иметь компания, и обеспечить лучший способ улучшить инвестиции и нейтрализовать негативные результаты инвестиций в будущем [28, с.368]. Хорошо известно, что поддержание хорошо сбалансированной и диверсифицированной компании может помочь компании в получении затрат и минимизации рисков. Инвестиции в ценные бумаги принесут компании гораздо больше прибыли, но в ограниченное время по сравнению с крупными инвестициями [42, с.34].
Стратегии диверсификации используются для расширения деятельности фирмы путем добавления различных стратегий для бизнеса. Основная цель диверсификации в компании заключается в том, чтобы позволить компании утвердиться отдельно от своей текущей деятельности [8, с.26].
Диверсификация используется для стабилизации потенциальной прибыли и, таким образом, увеличения стоимости инвестиций. Диверсификация означает инвестирование капитала в несколько различных ценных бумаг или проектов, все вместе называемые портфелем. Каждая ценная бумага или проект влечет за собой определенный риск, однако единственное, что имеет значение для инвесторов, которые диверсифицируют свои инвестиции, - это общий риск (риск портфеля) и доходность портфеля [21, с. 231].
Диверсификация производства, одновременное развитие многих несвязанных видов продукции, расширение ассортимента выпускаемой продукции в рамках одного предприятия, концерна и др. Диверсификация используется для повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.
Актуальность выбранной тематики заключается в том, что предприятиям требуются новые направления производства, и они нуждаются в поиске новых путей выхода на мировой рынок с целью повышения конкурентоспособности и увеличения прибыли.
Проблема диверсификации ранее и фактически до сих пор не находила отражения ни в отечественной экономической литературе, ни на практике. Хотя первые теоретические разработки появились еще в 20-х гг. XX в. за рубежом, тем не менее, до сих пор не разработано универсальной концепции, которая бы удовлетворяла потребности большинства предприятий, желающих или вынужденных диверсифицироваться [7, с. 54]. Существующие теоретические разработки, появившиеся за рубежом, возникли не на пустом месте, они основывались, прежде всего, на накопившемся практическом опыте предприятий. Но опыт этот был настолько неоднозначен и противоречив, что мешал выработке единой концепции диверсификации. Поэтому до сих пор теоретическая основа диверсификации весьма неоднородна и не обладает универсальностью, что, в свою очередь, затрудняет ее применение на практике [34, с. 221]. В нашей стране как практический, так и теоретический опыт в данной сфере не накоплен. Существуют лишь единичные примеры проявлений некоторых форм диверсификации, об успешности которых судить сложно. Но насколько зарубежные теоретические разработки применимы к нашим условиям, также невозможно определить наверняка.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является предприятие АПХ «Мираторг».
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является диверсификация деятельности предприятия, экономическая оценка ее эффективности.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение диверсификации деятельности предприятия и экономическая оценка ее эффективности.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать экономическую характеристику предприятия, проанализировать необходимые для этого показатели;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- рассмотреть процесс диверсификации на предприятии;
- оценить степень эффективности применения диверсификации на предприятии;
- оценить экономическую эффективность от предложенных мероприятий.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении теоретических подходов к определению диверсификации деятельности предприятий; определении направлений и видов диверсификации производства, а также применение на основании этого диверсификации производства объекта исследования.
Практическая значимость проведенного анализа состоит в том, что основные выводы по результатам работы могут быть достаточно широко использованы в целях диверсификации производства на современных предприятиях.
Методологической основной при написании работы являются научные методы, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего факторного анализа финансового состояния предприятия. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты оценки финансового состояния и финансовой устойчивости, определить основные характеристики процессов и явлений, происходящих в этой сфере. Системно-структурный метод использован для анализа финансового состояния и выявления структурных изменений. Применение экономико-математических и экономико-статистических методов позволило определить тенденции развития предприятия, оценить их динамику.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что диверсификация производства в условиях рыночной экономики стала необходимостью для многих постсоветских предприятий. Поэтому диверсификация производства сегодня - это проблема не только самих предприятий, но и науки.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава носит теоретический характер. Здесь рассматриваются экономическая сущность процесса диверсификации, методы диверсификации предприятия, а так же цели данного процесса на предприятии.
Во второй главе анализируется деятельность конкретного предприятия: его организационно-экономическая характеристика, анализ финансово-хозяйственной деятельности, процесс диверсификации деятельности ООО «Мираторг» и оценивается экономическая эффективность предложенных мероприятий.
В конце выпускной квалификационной работы подводятся итоги, которые отражают полученный результат и выводы.
Разработанные автором рекомендации нашли практическое применение в деятельности АПХ «Мираторг». Справка о внедрении результатов исследования прилагается.
Стратегия диверсификации - это форма стратегии роста, которая помогает организационному бизнесу расти. Это открывает новые возможности для организации. Принимая эту стратегию, организация не только диверсифицирует свои предложения на целевых рынках, но и расширяет свои бизнес горизонты. Стратегия помогает организации увеличить объем продаж и доходы, сохраняя при этом затраты до минимума [45, с. 315].
Большинство предприятий сегодня производят более одного продукта. Это означает, что их производство диверсифицировано или горизонтально интегрировано. Основная причина диверсификации, как правило, в пользу желания отойти от чрезмерной зависимости от одного товарного рынка и переориентировать деятельность компании на другие, более перспективные рынки.
Холдинг «Мираторг» - признанный лидер России в области производства и дистрибьюции мяса, занимает первое место по объемам изготовления говядины и свинины. Достигать высоких производственных показателей помогают высокие технологии, применяемые в производстве продукции, и оптимально выстроенная система бизнес-процессов. За 20 лет истории развития компания успешно преодолела несколько мировых экономических кризисов и стала одним из системообразующих предприятий России.
Продукция «Мираторга» пользуется популярностью у покупателей по причине высокого качества и стабильного ценового предложения - производитель оптимизировал себестоимость, реализовал схему полного цикла производства, за счет чего продает мясо по оптимальной стоимости.
Работать с такой производительностью и успехом позволяют несколько факторов:
- полный цикл производства. Всю работу, от заготовки кормов до розничной продажи, АПХ выполняет самостоятельно. Это позволяет вести контроль качества на всех уровнях;
- применение современных технологий. Высокая автоматизация производства, от создания наилучшего микроклимата в помещениях с животными, своевременной автоматизированной подачи корма до использования роботов при переработке и упаковке, дает гарантию высокого качества продукции;
- работа квалифицированного персонала. Компания принимает на работу прошедших специализированное обучение и подготовку сотрудников. Ведется совместная работа с 30 ВУЗами технической и сельскохозяйственной направленности;
- доступные цены. Полный цикл производства обеспечивает оптимальную себестоимость мяса без дополнительной наценки. Потребителям предлагается широкий ассортимент мясной продукции по доступным ценам;
- четкое соответствие экологическим нормам. «Мираторг» уделяет самое серьезное внимание соблюдению российских и общемировых требований к экологичности, натуральности продукта. При производстве не применяются антибиотики, гормоны роста или ГМО.
Предприятие АПХ «Мираторг» имеет достаточно стабильное хорошее финансовое состояние. Анализ финансовой платежеспособности показал, что предприятие имеет возможность рассчитываться по своим обязательствам, а также имеет средства для дальнейшего развития производства. Анализ рыночной устойчивости предприятия АПХ «Мираторг» так же показал, что предприятие является финансово устойчивым и имеет средства для дальнейшей производственной деятельности.
Но стоит также отметить, что предприятию АПХ «Мираторг», как и любому другому успешно развивающемуся предприятию необходимо расширять «горизонты» и не стоять на месте. Именно поэтому предлагается проект диверсификации производства, которая заключается в создании нового направления для предприятия - овцеводство.
Диверсификация производства позволит предприятию не только выйти на новые рынки сбыта, а так же составить достойную конкуренцию в данной отрасли в нашей стране.
Исходя из расчетов проекта по диверсификации деятельности АПХ «Мираторг» можно сделать выводы, что, во-первых, данная отрасль слабо развита на территории России, и имеющиеся предприятия завышают цену на данную продукцию. Предприятию «Мираторг» удастся за счет высокотехнологичного оборудования снизить цену на продукт. Так же, не стоит забывать, что для разведения поголовья выбран трехпородный гибрид овец. Данный вид овец разработан специально для одного направления полезности - мяса. Это значит, что по итогу, предприятие получит максимальное количество конечного продукта и сможет реализовывать его по более низкой цене, получив при этом хорошую прибыль.
Во-вторых, предприятие выйдет на новый для себя уровень производства и реализации продукции, что так же поспособствует получению прибыли, но так же оно понесет значительные затраты на реализацию данного проекта.
В свою очередь, область, на которой планируется осуществление данного проекта, получит выгоду от его реализации. Заключается она в следующем:
- создание более 200 рабочих мест на предприятии;
- повышение уровня жизни населения области;
- увеличение дохода граждан;
- инвестиции в экономику области.
Именно поэтому данный проект будет эффективен не только для предприятия, но и для области в целом.
Полная окупаемость данного проекта планируется через 5 лет после его открытия. Уже в 2024 году объем выручки составит 8 107 775 тыс. руб., из которых чистая прибыль будет равна 5 180 439 тыс. руб.
Диверсификация очень трудоёмкий и сложный процесс, который может привести не только дивиденды, но и проблемы и убытки. В любой момент может измениться как ситуация на рынке, так и политическая ситуация: введение или отмена лицензирования; установление или повышение таможенных пошлин; наложение запретов на производство той или иной продукции. Все это повлечет за собой усложнение сбыта, усиление конкуренции, необходимость прекращения того или иного вида деятельности.
Именно поэтому процесс диверсификации является неотъемлемой частью любого успешно развивающегося предприятия.
В условиях конкуренции любая компания стремиться упрочить свое положение на рынке и пытается своевременно реагировать на изменение конъюнктуры. При помощи стратегии диверсификации небольшие фирмы превращаются в многоотраслевые комплексы-конгломераты, составные части которых не имеют между собой функциональных связей.
Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.
Диверсификацию выбирают, пытаясь повысить устойчивость предприятия, увеличить стоимость компании, повысить эффективность организации или сменить вид деятельности.
В данном проекте диверсификация была выбрана не только для повышения устойчивости предприятия и увеличения стоимости компании, но и для выхода предприятия на новые зарубежные рынки сбыта продукции, путем создания совершенно нового для предприятия вида производства.
Затраты в данном проекте на вхождение в новый бизнес не приводят к капитализации всех будущих доходов и не поглощают всю ожидаемую прибыль, а это значит, что по окончанию осуществления проекта предприятие получит не только новые рынки сбыта и повышенное внимание потребителей, но и хорошую прибыль.
1. Абрамс, Р. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 с.
2. Агарков, А.П. Организация предпринимательской деятельности: Учебник / А.И. Базилевич, Л.В. Бобков, Л.В. Бесфамильная; Под ред. В.Я. Горфинкель.. - М.: Проспект, 2015. - 544 с.
3. Алексейчева, Е.Ю. Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса. 2-е изд. / Р. Абрамс. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 486 с.
4. Анцупов, А.Я. Стратегическое управление / А.Я. Анцупов. - М.: Техносфера, 2015. - 344 с.
5. Азуманова, Т.И. Экономика организации: Учебник для бакалавров / Т.И. Азуманова, М.Ш. Мачабели. - М.: Дашков и К, 2016. - 240 с.
6. Базилевич, А.И. Основы управления: Учебник для бакалавров / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 272 с.
7. Балан, В.П. Экономика организации: Учебное пособие для СПО / Н.А. Барышникова, Т.А. Матеуш, М.Г. Миронов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 191 с.
8. Барышникова, Н.А. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2015. - 372 с.
9. Баскакова, О.В. Теоретические основы управления в организациях: Учебное пособие для вузов / В. П. Балан, А. В. Душкин, В. И. Новосельцев и др. / В.П. Балан, А.В. Душкин, В.И. Новосельцев и др. - М.: ГЛТ , 2015. - 244 с.
10. Булыга, Р.П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное: Учебное пособие для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2015. - 272 с.
11. Бурков, В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие / В.П. Бурков. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 192 с.
12. Вагин, Ю.Т. Технологии и техническое обеспечение производства продукции животноводства: Учебное пособие / Ю.Т. Вагин, А.П. Курдеко; Под ред. А.С. Добышев. - М.: Дашков и К, 2015. - 640 с.
13. Вазем, Е.О. Организация и экономика ветеринарного дела:
Учебник / Е.О. Вазем. - СПб.: Лань, 2014. - 368 с.
14. Веснин, В.Р. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития: Монография. / Р.П. Булыга, М.В. Мельник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 263 с.
15. Веснин, В.Р. Стратегическое управление / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 192 с.
16. Воробьева, И.П. Основы управления проектами / М.Н. Грашина, В. Дункан. - М.: Бином, 2015. - 237 с.
17. Гайдн, Й. Практикум по технологии производства продуктов овцеводства и козоводства: Учебное пособие / Й. Гайдн. - СПб.: Лань, 2013. - 224 с.
18. Грашина, М.Н. Экономика и управление производством.: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И.П. Воробьева, О.С. Селевич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 191 с.
19. Даньков, В.В. Микроэкономика в 2 т. т.2. рынки факторов производства. равновесие. экономика риска 4-е изд: Учебник для бакалавриата и магистратуры / В.В. Даньков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 384 с.
20. Доргова, В.Н. Социально-экономическая статистика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Н. Доргова, Т.Ю. Медведева. — М.: ИТК Дашков и К, 2015. - 269 с.
21. Дубровин, И.А. Экономика организации (предприятия): Учебник и практикум / В.В. Коршунов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 407 с.
22. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров, 2-е изд.(изд:2) / И.А. Дубровин. - Люберцы: Юрайт, 2016. — 432 с.
23. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика- 1, 2. Мезоэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 934 с.
24. Какаева, Е.А. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием: Учебное пособие / Е.А. Какаева, Е.Н. Дуненкова. - М.: Дело АНХ, 2016. - 176 с.
25. Ковалев, В.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2016. - 352 с.
26. Коршуков, В.В. Экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Коршуков. — М.: Дашков и К, 2016. - 407 с.
27. Коршунов, В.В. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник. 2¬е изд. / И.А. Дубровин. - Люберцы: Юрайт, 2016. — 432 с.
28. Касьясенко, Т.Г. Экономическая оценка инвестиций: Учебник и практикум / Т.Г. Касьясенко, Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 559 с.
29. Ларионов, И.К. Стратегическое управление: Учебник для
магистров / И.К. Ларионов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 235 с.
30. Малой, Н.И. Микроэкономика. продвинутый курс: Учебник и практикум / Н.И. Малой. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 473 с.
31. Маховикова, Г.А. Статистика в 2 т. том 2 социально-экономическая статистика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.А. Маховикова, С.В. Переверзева. - М.: Дашков и К, 2016. - 322 с.
32. Медведева, Т.А. Экономика организации: Учебник и практикум. / Т.А. Медведева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 191 с.
33. Мокий, М.С. Основы теории управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата / М.С. Мокий. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 334 с.
34. Невская, Н.А. Микроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Невская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 542 с.
35. Орлова, П.И. Микроэкономика: Индивидуальное поведение и стратегическое взаимодействие участников рынка: Учебное пособие / Е.В. Тиссен, И.А. Борисов. - М.: Флинта, 2016. - 92 с.
36. Панова, А.К. Бизнес-планирование: Учебник для бакалавров, 2-е изд., перераб. и доп.(изд:2) / П.И. Орлова. - М.: ИНФРА-М, 2016. — 288 с.
37. Радиевский, М.В. Организация производства: инновационная стратегия устойчивого развития предприятия: Учебник / М.В. Радиевский. — М.: ИТК Дашков и К, 2015. - 377 с.
38. Розанова, Н.М. Экономическая оценка инвестиционных проектов: Учебник. / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 311 с.
39. Сергейко, И.В. Экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергейко, И.И. Веретенникова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 511 с.
40. Сироткин, С.А. Микроэкономика. практикум: Учебное пособие для бакалавров / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 690 с.
41. Сокол А.В., Куцко К.А., Шевченко И.В. и др. Переработка продукции животноводства в крестьянских, фермерских и коллективных хозяйствах. Ижевск. Изд-во Удм. ун-та, 2014. - 299 с.
42. Тиссен, Е.В. Планирование и эффективная организация продаж: Практическое пособие / А.К. Панова. - М.: Дашков и К, 2016. - 190 с.
43. Третьяк, Л.А. Экономика сельскохозяйственной организации: Учебное пособие / Л.А. Третьяк, Н.С. Белкина. - М.: Дашков и К, 2015. - 396 с.
44. Турманидзе, Т.У. Анализ и оценка эффективности инвестиций: Учебник. / Т.У. Турманидзе. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 247 с.
45. Тютюкина, Е.Б. Экономика организации: Учебник и практикум для СПО / Л.А. Чаадаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 435 с.
46. Фатхутдинов, Р.А. Экономика предприятия (организации): Учебное пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 439 с.
47. Хотимский, Д. Наживемся на кризисе капитализма /Д. Хотимский.
— М.: МаннИвановФербере, 2014. - 32 с.
48. Чайников, В.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник / Е.Б. Тютюкина. - М.: Дашков и К, 2016. - 544 с.
49. Чалдаева, Л.А. Организация производства: Учебник / Р.А.
Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 544 с.
50. Чикалев, А. И. Овцеводство. Учебник / А.И. Чикалев, Ю.А. Юлдашбаев. - М.: КУРС, Инфра-М, 2015. - 200 с.
51. Шадкова, И.В. Экономика организации: Практикум для бакалавров / И.В. Шадкова, Л.Г. Ахметшина. - М.: Дашков и К, 2016. - 120 с.
52. Шевелёва, С.А. Управление предприятием: Моделирование, анализ, управление / В.И. Ширяев, И.А. Баев, Е.В. Ширяев. - М.: КД Либроком, 2015. - 272 с.
53. Ширяев, В.И. Основы экономики и бизнеса: Учебное пособие / С.А. Шевелёва, В.Е. Стогов. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 431 с.
54. Бухгалтерская отчетность ООО «АПХ «Мираторг» за 2017 год. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит.
— https://www.audit-it.ru
55. Годовой отчет ООО «АПХ «Мираторг» за 2017 год. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит.
— https://www.audit-it.ru
56. Бухгалтерская отчетность ООО «АПХ «Мираторг» за 2016 год. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит.
— https://www.audit-it.ru
57. Годовой отчет ООО «АПХ «Мираторг» за 2016 год. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит.
— https://www.audit-it.ru
58. Овцеводство: особенности и перспективы разведения. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://сельхозпортал.рф
59. Официальный сайт ООО «Агропромышленный комплекс Мираторг». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://miratorg.ru
60. Kenny Graham. Diversification strategy. - Kogan Page, 2015. - 224с.