Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №69329

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
397
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ 7
1.1. Формирование грамматического строя речи в условиях нормального
онтогенеза 7
1.2. Основные подходы к изучению грамматического строя речи у детей с
речевыми нарушениями 13
1.3. Традиционные и инновационные методики развития грамматического
строя речи 21
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 30
2.1. Диагностика сформированности грамматических категорий у детей с
общим недоразвитием речи 30
2.2. Результаты изучения грамматического строя речи детей с общим
недоразвитием речи 38
2.3. Основные направления развития грамматического строя речи
дошкольников с общим недоразвитием речи 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 70

В настоящее время в рамках развития системы российского образования достаточно остро стоит вопрос повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Его решение требует совершенствования всех уровней образования, начиная с дошкольных учреждений, а также улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.
Перед дошкольными учреждениями, помимо прочих, возникает серьезная задача подготовить детей к школе. Безусловно, одним из главных критериев готовности ребенка к процессу успешного обучения является грамотная и хорошо развитая речь.
Правильная речь выступает одним из основных условий полноценного всестороннего развития детей. Богатая и грамотная речь ребенка облегчает процесс выражения им своих мыслей и расширяет возможности познания окружающей действительности, делает более содержательным и полноценным процесс общения его с другими детьми и взрослыми, тем самым, осуществляя его психическое развитие.
Овладевая системой речи, ребенок научается перерабатывать смысл в речевые действия, что и представляет собой механизм становления грамматического строя речи. Разработкой формирования грамматического строя речи занимались такие ученые, как М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.И. Яшина.
Овладеть грамматическим строем речи - значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
При наличии такого нарушения, как общее недоразвитие речи грамматический строй развертывается гораздо сложнее, чем происходит становление активного и пассивного словаря. Можно говорить о том, что грамматическая система имеет большое число правил и закономерностей, т.е. более абстрактна, чем лексическая. Специфика становления грамматики при общем недоразвитии речи была затронута в работах В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б Филичевой и др.
Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют отклонения в усвоении морфологических и синтаксических единиц. Дети испытывают трудности, выбирая грамматические средства и комбинируя их при изложении мысли. Недоразвитость грамматики появляется вследствие неполной сформированности обобщений морфологического и синтаксического характера, языковых операций грамматического конструирования, неверного выбора и использования языковых единиц, которые хранятся в сознании ребенка.
В научных исследованиях, посвященных развитию грамматического строя речи, А.П. Усовой, Е.И. Тихеевой, С.Н. Коновалова, А.М. Леушиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. находит отражение тот факт, что для дошкольников с речевым недоразвитием овладение грамматическими категориями представляет особую сложность. Способы подготовки дошкольников с речевой патологией к обучению в общеобразовательной и специальной школах рассматриваются, как создание и реализация гибких программ, которые должны способствовать формированию у детей с речевыми нарушениями знания, умения и навыки в соответствии с компенсаторными возможностями каждого ребенка.
Поэтому постановка проблемы грамматического строя речи в широком социально-культурном контексте, а также выработка конкретных педагогических условий его развития в разные возрастные периоды онтогенеза является перспективным научно-практическим направлением.
Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Развитие грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи» как актуальную.
Проблема исследования: совершенствование системы работы по развитию грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать и апробировать содержание логопедической работы по развитию грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: грамматический строй речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Г ипотезой исследования стало предположение, что у дошкольников с общим недоразвитием будут наблюдаться специфические недостатки морфологической и синтаксической системы языка, коррекция которых станет успешнее, если:
• в работе с детьми использовать дидактические игры и упражнения;
• учитывать индивидуальные особенности детей.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать теоретические основы проблемы развития грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической и специальной литературе;
2) экспериментально раскрыть особенности развития
грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи;
3) разработать и апробировать содержание логопедической работы по развитию грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: методы теоретического исследования (изучение и анализ литературы по данной проблеме), психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,
контрольный), качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции общей и специальной психологии, лингвистики, психолингвистики, специальной педагогики, о единстве мышления и речи, о соотношении языка и речи, изложенные в трудах В.И. Бельтюкова. Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия и др; о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе, нашедших отражение в научных исследованиях А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожец, М.М. Кольцовой и др.; об особенностях речевого развития детей с общим недоразвитием речи - Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой и др.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Казацкое (МБДОУ «Детский сад с. Казацкое») - Красногвардейского района Белгородской области; муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нагорьевский детский сад» (МБДОУ «Нагорьевский детский сад») - Ровеньского района Белгородской области.
В исследовании приняли участие 2 группы детей: 1 группа - дошкольники 5-7 лет с общим недоразвитием речи, 2 группа - дошкольники 5-7 лет с нормальным развитием речи; родители детей логопедической группы; воспитатель.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, мы можем сделать вывод, что на сегодняшний день проблема развития грамматического строя речи является актуальной. Процессы изучения грамматического строя речи тесно связаны с аналитико¬синтетической деятельностью коры головного мозга. Сейчас существует множество методов и приемов для преодоления грамматического строя речи.
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина.
Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, необходимо начинать с раннего возраста. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.
Формирование грамматической стороны языка при ОНР III уровня речевого развития должно осуществляться комплексно, потому что у ребенка нарушена вся система речи. Работа должна базироваться на основе ведущего вида деятельности (игры), а также компенсаторных возможностях ребенка. Важную роль в процессе логопедического воздействия, помимо специалистов (логопед, воспитатель, дефектолог), занимают родители (законные представители), а именно их общение с ребенком, чем взаимодействие лучше, тем успешнее идет работа по исправлению грамматического строя речи.
Анализ результатов и данных, полученных в ходе проведенных исследований, позволил сформулировать следующие выводы:
1. Выявлены основные проблемы в освоении грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: наибольшие затруднения возникли при выполнении заданий из разделов «Словоизменение», «Словообразование», «Умение строить грамматические конструкции».
2. Выявление несформированности языковых средств позволило определить преимущественное направление коррекционно-логопедической работы в целях максимального овладения навыками языкового оформления словосочетаний и предложений - основных единиц речи.
3. У всех детей с общим недоразвитием речи наблюдалась положительная динамика формирования грамматического строя языка.
4. В процессе логопедической работы хорошие результаты были достигнуты по всем параметрам исследования.
В ходе системного целенаправленного воздействия дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний.
Коррекционное воздействие должно быть адекватным, комплексным, с учетом ведущего вида деятельности, психических и индивидуальных особенностей ребенка и учитывающее динамические изменения в процессе коррекции. Это в особенности и относится к коррекционному воздействию при коррекции грамматического компонента языка при ОНР, так как данная речевая патология имеет сложную структуру дефекта, носит системный характер.



1. Аладышев, А.В. Опыт и перспективы использования метода биологической обратной связи в здравоохранении [Текст] / А.В. Аладышев, Е.А. Субботина, Т.И. Сидорова, Л.И. Павловскя, А.Г. Зотова // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 3. - С. 87 - 88
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е издание, стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
4. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи [Текст]: учебно-методическое пособие для логопедов / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 296 с.
5. Багичева, Н.В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства [Текст] / Н.В. Багичева // Филологический класс. - 2011. - № 4. - С. 32 - 43
6. Бойкова, С.В. Содержание работы по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников [Текст] / С.В. Бойкова // Логопед в детском саду. - 2005. - №5-6. - С.76 - 82.
7. Борисенко, М.Г. Грамматика в картинках [Текст]: методическое пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей / М.Г. Борисенко, А.Н. Лукина. - СПб.: Паритет, 2004. - 32с.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» - М.: Просвещение, 2001. - 384 с.
9. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1990. - 255с.
10. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О.М. Вершинина // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 34 - 40
11. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 1982. - 111с.
12. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст]: пособие для членов психолого-медико-педагогическнх комиссий, логопедов, методистов, воспитателей речевых детских садов, студентов дефектологических и педагогических факультетов / Г.А. Волкова. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. - 45с.
13. Гасанова, С.С. Особенности формирования грамматического
строя речи у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / С.С. Гасанова, З.М. Габибова // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2014 года. Дата посещения: 20.04.2016. Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2014/625/2106
14. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов специального образования / Под ред. С.А. Абакумова. - часть 1 - М.: АПН РСФСР, 1949. - 268 с.
15. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада [Текст]: книга для воспитателей / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 1989. - 111 с.
16. Даркулова, К.Н. Формирование грамматического строя языка ребенка [Электронный ресурс] / К.Н. Даркулова, Б. Дилдабек // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2016. Дата посещения: 13.05.2016. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1770/20179
17. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. - М.: Социально-политический журнал, 1994. - 96 с.
18. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды
[Электронный ресурс] / Сайт: Электронная библиотека МГППУ. Дата посещения: 20.04.2016. Режим доступа: URL:
http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=26481
19. Зеленская, Ю.Б. Эволюция вспомогательных (технических) средств формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей [Текст] / Ю.Б. Зеленская // Дефектология. - 2003. - № 2. С. 60-65
20. Зонтова, О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации [Текст]: методические рекомендации / О.В. Зонтова. - СПб.: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена, 2007. - 51 с.
21. Королевская, Т.К. Видимая речь - десять лет в России [Текст] /Т.К. Королевская //Дефектология. - 1999. - № 4. - С.57-65.
22. Кроткова, А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / А.В. Кроткова, Е.Н. Дроздова // Логопед - 2004. - № 1. - С. 26-34
23. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в обучении
произношению [Текст]: пособие для сурдопедагогов и логопедов,
преподавателей и аспирантов кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики/ О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Ю.Б. Зеленская. - М.: Полиграф Сервис, 2004. - 158 с.
24. Кусова, М.Л. Динамика языковой картины мира ребенка дошкольного возраста (от года до пяти лет) [Текст] / М.Л. Кусова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - Екатеринбург, 2012.
25. Лаврик, М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников [Текст]: дис. ... канд.пед.наук / М.С. Лаврик. - М., 1977. - 215 с.
26. Лазуренко С.Б. Особые образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / С.Б. Лазуренко, М.В. Простова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам VII междунарной научно-практической конференции часть III. - Новосибирск: СибАК, 2011. Дата посещения: 05.04.2016. Режим доступа:
http://sibac.info/conf/pedagog/vii/36732
27. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: книга для логопедов / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 2001. - 224 с.
28. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: библиотека логопеда / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 225 с.
29. Лебедева, Л.В. Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы с дошкольниками в рамках реализации ФГОС [Текст] / Л.В. Лебедева, Н.В. Антохина, И.В. Козина, О.Н. Каушкаль // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 82-86.
30. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей. Избранные труды [Текст]: научно-публицистическое издание / Р.Е. Левина. - М.: Аркти, 2005. - 222 с.
31. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]: книга для лингвистов и психологов, студентов и аспирантов соответствующих специальностей / А.А. Леонтьев. - СПб: Ленанд, 2014. - 224 с.
32. Любавина, Е.С. Особенности грамматических обобщений у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Электронный ресурс] / Е.С. Любавина, Г.Ю. Козловская // VIII Международная студенческая
электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2016. Дата посещения: 18.05.2016. Режим доступа:
http: //www.scienceforum.ru/2016/1819/24200
33. Максаков, А.И. Развитие правильной речи [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / А.И. Максаков, Л.Н. Ефименкова. - М.: Мозаика- Синтаз, 2005, -107с.
34. Нигматуллина, И.А. Коррекция речи и функционального состояния человека с применением метода биологической обратной связи по максимальной дыхательной аритмии сердца [Текст] / И.А. Нигматулина, И.З. Валитова / Материалы Второй международной научно-практической конференции. - Казань. - 2014. - С.225-227.
35. Нигматуллина, И.А. Технология БОС в системе коррекционной работы учителя-логопеда [Текст]: методическое пособие для студентов, методистов, учителей-логопедов, специальных психологов и воспитателей / И.А. Нигматулина, И.З. Валитова. - Казань: Отечество, 2015. - 62 с.
36. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебник для студентов ВУЗов / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: АльянС «Академия», 2014, 368 с.
37. Пассов, Е.И. Функции ситуации. Основы конммуникативной
методики обучения иноязычному общению [Текст]: книга для
преподавателей любого языка как иностранного (в том числе и русского), а также для студентов языковых институтов и факультетов университетов / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
38. Пермякова, О.А. Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников [Электронный ресурс] / О.А. Пермякова// III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 - 20 февраля, 2011 года. Дата посещения: 13.05.2016. Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/
39. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]: словарь / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 288 с.
40. Приходько, О.Г. Актуальные проблемы логопедии в российском специальном образовании [Текст] / О.Г. Приходько // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. науч. работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров, молодых ученых (21 марта 2013 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2013. - С. 17 - 25
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: мастерская психолога / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
42. Сметанкин, А.А. Конспекты теоретических уроков биологической обратной связи «Здоровье» [Текст]: учебно-методическое пособие / А.А. Сметанкин. - СПб.: Питер, 2002. - 82 с.
43. Сметанкин, А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца - путь к нормализации центральной регуляции взаимодействия дыхательной и сердечно - сосудистой систем [Текст] / А.А. Сметанкин / Биологическая обратная связь. - 1999. - № 1. - С.18-29.
44. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: дети с нарушением интеллекта и моторной алалией [Текст]: коррекционная педагогика / Е.Ф. Соботович - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.
45. Сорокова, М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.Г. Сорокова. - М.: М111У, 1998. - 126 с.
46. Сохин, Ф.А. Основные задачи развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1979. - 223с
47. Тенкачева, Т.Р. Работа по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования [Текст] / Т.Р. Тенкачева // Вестник Брянского государственного университета. 2014. - № 1. - С. 7-13
48. Тенкачева, Т.Р. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ситуативного и системно-деятельностного подходов [Текст] / Т.Р. Тенкачева // Специальное образование. - 2014. - № 4.- С. 64-71
49. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических
представлений [Текст]: практическая логопедия / Т.А. Ткаченко. - М.: Гном и Д, 2003. - 61 с.
50. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного
возраста [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей
дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
51. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения [Текст]: книга для учителей начальной школы, учащихся педучилищ и студентов педагогических факультетов/ институтов / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1968. - 557 с.
52. Федеравичене, Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед.наук / Э.А. Федеравичене. - М., 1984. - 24 с.
53. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: пособие для логопедов и дефектологов / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1991. - 44 с.
54. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст]: методика для диагностики речевой патологии у детей / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 176с.
55. Хуснутдинов, А.А. Фразеологическая единица в грамматическом строе языка [Текст] / А.А. Хуснутдинов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. - № 1. - С. 158¬162.
56. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи [Текст]: учебное пособие для студентов филологических, дошкольных, дефектологических факультетов высших учебных заведений / С.Н. Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 238с.
57. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
58. Шевченко, Е.В. Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью компьютерной программы «видимая речь III» [Текст] / Е.В. Шевченко // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5. - С. 176-178
59. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и песьменной речи учащихся [Текст]: краткий очерк монографий автора / Д.Б. Эльконин. - М.: ИНТРО, 1998. - 112 с.
60. Ядэшко, В.И Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие для учащихся / под ред. Ф.А. Сохина. - М.:
Просвещение, 1978 г. - 217 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ